<< Предыдущая

стр. 3
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ключевых шагов стратегии. Изменить шаг — значит от­
регулировать его параметры: визуальные, аудиаль-
ные, или же кинестетические (телесные), т. е. размер,
яркость, громкость, силу и т. д.
Довлеет над кем-то образ грядущих неприятно­
стей — можно буквально отодвинуть эту картинку по­
дальше, спустить ее вниз, уменьшить в размерах и при­
тушить яркость. Как же трудно после этого по-настоя­
щему беспокоиться!
Следующий способ — добавление лишнего шага.
Именно таким образом можно решить задачку из се­
рии «Не думать о белой обезьяне». Добавить еще один
шаг — сжигание образа обезьяны сразу после его воз­
никновения. После нескольких повторений новая стра­
тегия закрепляется весьма прочно.
Так, кстати, работают некоторые компьютерные
антивирусные программы: выявляют вирус и, ничего
в нем не меняя, добавляют в него оператор перехода в
конец вируса. То есть первым же шагом в работе ви­
руса становится окончание его работы. Вирус «жи­
вой», но навредить он уже не может.
Другой пример «лишнего шага» — легендарная фра­
за: «И это пройдет». Она часто оказывается спаситель­
ной в кризисных ситуациях, которые «по определе­
нию» — временны. А вот если эта фраза мешает насла­
диться приятными переживаниями, то этот шаг лучше
убрать из стратегии.
Итак, стратегию, приводящую к нежелательному
результату, можно корректировать следующими спо­
собами:
¦ менять местами шаги;
¦ заменять каждый шаг противоположным;
Глава 1. О самом главном — коротко и ясно 17

Ф изменять или заменять ключевой шаг;
¦ убирать ключевой шаг;
¦ добавлять лишний шаг.
Не думаю, что кто-то станет вас ругать, если вы ре­
шите применять эти способы одновременно. Дело-то
стоящее!

Как правильно поставить цель
Представляю вашему вниманию очередную модель
поведения успешных людей — спецификацию цели.
Для того чтобы ускорить выполнение поставленной
перед собой задачи, необходимо правильным образом
сформулировать цель, к которой вы стремитесь. При­
веденные ниже правила помогут вам в этом.
Итак, приступаем.
Цель должна быть заявлена утвердительно. Ис­
ключите из формулировки любые намеки на отрица­
ние или отказ, напоминания о нежелательных момен­
тах. Говорите о том, чего вы хотите, о достижениях
и ресурсах.
Цель должна быть подтверждаема с помощью
органов чувств. Чем конкретнее цель, тем легче ее
достичь. Как вы поймете, что уже достигли своей
цели ? Что вы увидите, услышите и почувствуете, ког­
да это произойдет?
Цель должна находиться в нужном контексте. Где,
когда и с кем вы этого хотите? Где, когда и с кем вы
этого не хотите? Оценка событий во многом зависит
от того, при каких обстоятельствах они произошли.
В каких контекстах ваша цель желательна, а в каких —
нет? Убедитесь, что вы получите ее именно там, где
вам это нужно.
Цель должна сохранять все преимущества настоя­
щего положения. Соблюдайте экологию! Мир — дос­
таточно сложная штука, в нем все взаимосвязано. По-
18 I НЛП: роли, которые играют люди

этому внимательно отнеситесь к своему «заказу». Вы
ничего не потеряете, если ваше желание исполнится?
Сохраните ли вы все выгоды настоящего положения?
Все ли мнения учтены?
Цель должна иметь подходящие размеры. Слиш­
ком маленькая цель не стоит столь тщательного пла­
нирования. Задайте вопрос: «Зачем она мне?», и за ее
спиной встанет действительно значительное начина­
ние. У слишком большой цели свои недостатки: неяс­
но, с какой стороны за нее взяться. Убедитесь, что ее
можно достичь в обозримом будущем. Выделите пер­
вый, начальный этап и работайте с ним.
Помните, что достижение цели зависит от вас.
Убедитесь, что цель находится под вашим контролем.
Проясните, от каких ваших действий зависит ее при­
ближение. Что вы можете сделать для этого? В со­
стоянии ли вы взять на себя ответственность за нее?
Необходимо подобрать ресурсы для достижения
цели. Что вам поможет в этом начинании?Какие сред­
ства и возможности для реализации замыслов есть в
вашем распоряжении? Что даст вам силы дойти до
конца? Какие существуют варианты приближения к
цели? Сфокусируйтесь на собственных возможностях,
и вы удивитесь, насколько они огромны.
Нужно учитывать возможные препятствия на пути
к цели. Какие могут возникнуть трудности? Что ме­
шает начать движение прямо сейчас? Как обойти воз­
можные преграды? Как сделать путь более легким?
Подумайте об этом, когда станете прорабатывать путь
достижения желаемого результата.
Надо наметить первые шаги. Где, когда, при каких
обстоятельствах вы начнете работать в избранном
направлении? Какие это будут действия? Что необ­
ходимо сделать в первую очередь?Как определить, что
«машинареализации» уже заработала? Первый шаг —
самый трудный. Потом будет легче.
Глава 2 Основа общения — доверие

Раппорт — процесс построения и под­
держания отношения взаимного до­
верия, гармонии и взаимопонимания
между двумя и более людьми, воз­
можность вызывать реакции других
людей.
Словарь НЛП
Некоторым он покажется просто чудом. Кто-то видит
в нем настоящее шаманство. Он весьма многогранен
и непонятен, и в то же время — удивительно прост.
Это процесс. Это состояние. Вид взаимодействия.
Нечто устанавливающееся между живыми существа­
ми, когда они общаются. Иногда говорят, что это свое­
образный танец общения, где каждый ведет свою
партию. Его называют странным словом, которое при­
шло из классического гипноза. Это раппорт.
Находясь в состоянии раппорта, намного проще
довериться собеседнику. Вы чувствуете себя спокой­
но и расслабленно. Похоже на состояние политиче­
ской стабильности в мире, когда государства мирно
сосуществуют, ведут взаимовыгодную торговлю, при­
нимают гостей и туристов друг от друга, чутко отзы­
ваются на все изменения, происходящие с соседями.
Когда выв раппорте, вам гораздо легче согласить­
ся с собеседником, найти общее и в поведении, и в
суждениях. Вы разговариваете, легко понимая друг
друга. Любое дело, которое вы делаете вместе, удает­
ся. Вы органично дополняете друг друга, пользуетесь
взаимной поддержкой. Раппорт очень ценен, и оба
партнера стремятся его сохранить, постоянно бессо­
знательно подстраиваясь друг к другу.
20 1 НЛП: роли, которые играют люди

Считается, что его надо строить. Создавать. Кор­
ректировать и регулировать. В то же время он настоль­
ко естествен, что его проявления мы встречаем бук­
вально каждый день. Мы используем его довольно
часто, сознательно и бессознательно, независимо от
того, обладаем знанием НЛП или нет.
Давайте же теперь научимся пользоваться всеми
преимуществами раппорта по собственному желанию.

Маленькие чудеса сознания и тела
Для чего мы заводим друзей? Возможно, чтобы было
кому нас понять. Чтобы было с кем разделить дела,
развлечения, увлечения, размышления... Чтобы было
с кем обсудить. Получить свою порцию согласия и
понимания. И ответить взаимностью. Ну, вы меня по­
нимаете...
А вам нравится, когда вас понимают? Каждую ва­
шу мысль, каждый намек. С полуслова. Вообще без
слов. Просто по жесту. Вопрос, скорее, риторический,
ибо для чего же тогда мы так настойчиво ищем себе
хороших собеседников. Для чего же, иначе, мы стараем­
ся договориться, невзирая на различия в мировоззре­
нии?
А бывало так, чтобы вы хотели кого-то понять, но
не получалось? Не получалось «влезть в чужую шку­
ру», разделить проблемы и заботы (или радость и оп­
тимизм) другого человека. Может быть, когда-то вы
хотели перенять опыт мастера, но не смогли понять
его объяснений?
Выход из этой, казалось бы, тупиковой ситуации
был найден много веков назад. Например, в боевых
искусствах, где ученик просто начинает делать то же,
что и мастер. Буквально повторять его движения.
Жест в жест. Вдох во вдох. Взгляд во взгляд. Сознание
и тело — части единой системы, и ученику передает-
Глава 2. Основа общения — доверие ||| 21

ся состояние учителя, его мысли и желания. Синхрон­
но двигаясь в течение длительного времени, они как
бы становятся единым организмом. И обучаемый на­
чинает чувствовать то, что чувствует мастер. Даже то,
чего тот и сам не осознает. Они прекрасно понимают
друг друга. Ведь и учитель теперь знает, над чем еще
стоит поработать его ученику. Обучение идет как от
сознания к телу, так и от тела к сознанию. Иногда уче­
ник долгими часами выполняет комплексы стандарт­
ных движений, стремясь достигнуть определенного со­
стояния сознания. Иногда — наоборот, начинает спон­
танную импровизацию, ориентируясь на заданное
состояние. Он учится быть мастером.
В таком подходе нет ничего необычного. Любой
актер делает нечто подобное по нескольку раз на дню,
чтобы вжиться в образ. Говорят, это специально пре­
подается на курсах актерского мастерства. А танцоры?
Спортсмены? Музыканты? Да мало ли кто проходит
обучение, пытаясь непосредственно повторять то, что
показывает учитель!
А вы видели в действии гениев «кухонной» психо­
терапии? Уходят подружки на кухню и начинают об­
суждать все животрепещущие проблемы. Как они по­
нимают друг друга! Посмотрите: одинаковые позы,
похожие жесты, сходная динамика движений. Послу­
шайте: идеально согласованные интонации, скорость
и громкость речи. У них обеих так тяжело на душе, но
вот — одновременный всхлип, и обе рыдают, и слезы
уносят прочь все печали и горести. Можно жить даль­
ше. Заниматься привычными делами.
Да. Это действительно способ обрести понимание
и сочувствие, и мы им регулярно пользуемся. Заметь­
те! Сочувствие включает в себя со-радостъ\ И это го­
раздо приятнее и полезнее, чем сострадание. Как свет­
ло и тепло становится на душе, когда у близких людей
все хорошо! Как приятно подстраиваться к хорошему
22 1 НЛП: роли, которые играют люди

настроению и перенимать у окружающих самое луч­
шее! Как легко, оказывается, ощутить уверенность
сильного человека, находящегося поблизости! Вы
ведь уже понимаете, как это делается.
А понимая, можете начать проводить небольшие
эксперименты. Договоритесь с другом или подругой о
простом упражнении. Всего десять-пятнадцать минут
пусть один побудет «тенью» другого. Пусть первый
ведет себя так, как ему привычно и удобно. Второй —
повторяет его походку. И жесты. А по возможности —
мимику.
Попробуйте поэкспериментировать, и на несколь­
ко минут произойдет перевоплощение. Ведомый про­
чувствует, как это — «быть в чужих мокасинах» (от
английского «walk in ту shoes» — «пройдись в моих
туфлях»). На десять минут он окунется в мир другого
человека. И возможно, узнает о нем больше, чем за
несколько часов беседы.
Это действительно Чудо!

Язык тела
Знаете ли вы, что все, что вы говорите, постоянно ком­
ментируется? Каждое слово, каждая мысль. И вам
вряд ли удастся когда-нибудь избавиться от этого
комментатора. Да вы просто не захотите этого делать!
Потому что вас комментирует ваше тело. Постоянно.
Даже когда вы ничего не говорите.
Оскар Уайльд в свое время заявил: «Только поверх­
ностный человек не судит по внешности». Все, что мы
произносим, мы произносим с определенной интона­
цией, сопровождаем характерной мимикой и жестами.
Все это в совокупности формирует отношение слуша­
телей к тому, что человек говорит. То, как мы подби­
раем слова, как строим предложения, какие расставля­
ем акценты...
Глава 2. Основа общения — доверие I 23

Секретарь своему шефу:
— К вам посетитель.
— По какому вопросу?
— Он говорит, что хочет получить свои деньги назад.
Шеф спешно перебирает в памяти своих кредиторов.
— А как он выглядит?
— Он выглядит так, что лучше бы уж вы ему их вернули!
Порой, сам того не замечая, говорящий формирует
отношение ко всему, что он произносит. А заодно и к
самому себе. Он может говорить: «Такого специали­
ста, как я, вы больше не встретите!», в то время как на
невербальном уровне жалобно скулит: «Ну хоть вы
возьмите меня...» И его не берут: «Неуверенный он
какой-то». А возможно, он действительно хороший
специалист.
Формула успеха Глайма: «Секрет успеха — в иск­

<< Предыдущая

стр. 3
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>