<< Предыдущая

стр. 7
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

подозрительность, а где-то вообще избавиться от нее.
Отменить период взаимного прощупывания и проб­
ных ударов. Вместо сжатого кулака вперед протяги­
вается открытая ладонь — для рукопожатия. Конечно,
это всего лишь некоторое снижение традиционных
барьеров, способ преодолеть непонимание и недове­
рие. Но это уже достаточно мощный шаг вперед.
Общаясь на уровне языка тела, мы прокладываем
дорожку непосредственно к бессознательному, идем
самым коротким и верным путем к заложению проч­
ного фундамента эффективных взаимоотношений.
Ведь доверие — это возможность отложить защитный
панцирь и меч в сторонку и взяться за инструменты —
для строительства общего здания. Это возможность
плодотворного партнерства без постоянной конкурен­
ции. Работа спорится, и дело движется.
Эффективность общения зиждется еще и на взаи­
мопонимании. Каждый знает, чего хочет другой, и они
могут согласовывать свои действия. Даже самая обыч­
ная работа — физическая — выполняется намного про­
ще и слаженней. Возможно, дело здесь именно в меха­
нической подстройке движений разных людей.
Когда я «подстроен», мне намного легче понять
другого, его мысли и интересы, подходы и идеи. Его
карту. В состоянии раппорта возрастает желание это
делать. А самое интересное: все это взаимно! Совер­
шенно не важно, кто первым начал подстраиваться,
кто первым согласился. Ведут оба. И выигрывают то­
же оба — благодаря расширению собственных «карт»
и взаимной выгоде от общего дела.
Поэтому через раппорт можно найти выход из боль­
шинства конфликтных и спорных ситуаций. А в идеа-
46 I НЛП: роли, которые играют люди

ле — вообще в них не попадать. Ведь большинство
ссор и недоразумений возникают именно вследствие
недоразумений, т. е. из-за недостатка разума, дефици­
та понимания. Из-за неспособности поставить себя на
место другого человека, подстроиться к нему.
Заяц взбирается на пенек и кричит:
— Кто на меня? Ну, кто на меня?
Из лесу выходит медведь:
— Ну, я на тебя!
— А как тебя зовут?
— Миша.
Заяц забирается на медведя и кричит:
— Кто на нас с Мишей?
Между прочим, вы заметили, как плавно подстрой­
ка перешла в ведение? Таким образом, при определен­
ном навыке можно попробовать помирить поссорив­
шихся людей. Надо только сохранять одновременную
подстройку с ними обоими. Что само по себе искусст­
во — они-то отстроились друг от друга. Кстати, это
хорошее средство для развития собственной гибкости.
Итак, подстройка — это первый шаг к тому, чтобы
завязать доброжелательные, теплые взаимоотноше­
ния, сблизить свои модели мира и найти в них много
общего. Это путь к доверию и душевной близости, пер­
вый шаг к пониманию другого. Способ снятия изна­
чальной напряженности и отстраненности.

Как общаются НЛП еры
Когда только начинаешь задумываться о применении
раппорта в собственной жизни, просто дух захватыва­
ет. А когда применяешь, постепенно привыкаешь к чу­
десам, и перестаешь им удивляться. Точнее, удивля­
ешься: «А как же иначе?»
Глава 3. Доверие есть. Что дальше? || 47

Чужая радость уже давно перестала быть для вас
чужой. Вы легко можете «подзарядиться» счастьем
близкого человека, разделить его радость, ведь, под­
страиваясь напрямую, вы испытываете те же пережи­
вания, что и он. Помогая другим, вы неизменно полу­
чаете самую непосредственную отдачу — в вас также
происходят перемены к лучшему. Вы прекрасно со­
здаете иллюзию сострадания, даже когда на душе лег­
ко и спокойно.
Вы привыкли хорошо ладить с людьми, и слегка
удивляетесь, как это они умудряются ссориться по
нескольку раз на дню. Вы разговариваете с суровым
начальником и не понимаете, почему это люди не мо­
гут нормально общаться с этим милым человеком. Как
он вообще может на кого-то кричать? И как некоторые
умудряются до хрипоты спорить, что вчера было
17 градусов тепла, а не 15? Ведь это же не важно!
Впрочем, понять все это тоже легко. И вы это не­
однократно делали. Действительно: «Что это за чушь,
округлять семнадцать градусов до пятнадцати. Целых
два градуса! Они бы еще приравняли 36,6° к 37,2° —
это же грипп!» И легко соглашались с любой из пред­
ложенных точек зрения.
К деревенскому мудрецу приходит мужик и начинает
рассказывать о своем споре с соседом: «Так мол и так...
Кто из нас прав?» Мудрец и отвечает: «Конечно же, ты
прав!» Довольный мужик уходит. Через некоторое вре­
мя приходит его сосед. Излагает ситуацию и получает
тот же ответ: «Конечно же, ты прав!» И уходит не менее
довольный. Видевшая все это дело жена мудреца гово­
рит: «Родной, ты обоим спорщикам сказал, что они пра­
вы. Так же не бывает!» А мудрец улыбнулся и сказал:
«И ты тоже права».

Подстройка стала естественной частью общения.
Вас ничуть не боятся дети, даже те, которых от мамки­
ной юбки-то оторвать невозможно. И с удовольствием
48 НЛП: роли, которые играют люди

присоединяются к игре в отзеркаливание. С вами спо­
койно разговаривают слабые, и вас уважают сильные.
Вам совсем не нужно ни на кого давить. Достаточно
подстроиться и повести — куда нужно. Или просто
попросить. Тоже работает.
Особенно в раппорте.
Оказавшись в незнакомой компании, вы можете по
своему выбору стать в ней своим или, наоборот, не
привлекать к себе внимания. Можете быть частью об­
щего процесса, а когда надо, незаметно на него влиять.
Или заметно — возглавив его.
Так, присутствуя на репетиции ансамбля гитаристов,
я однажды поиграл в дирижера. Сижу в сторонке — го­
ловой киваю. В такт мелодии. А потом — чуть быстрее...
Помедленнее... А весь ансамбль следует, сам не понимая
кому. Во всяком случае, не руководителю. Баловство, но
безобидное. Если в меру.

Вы посещаете далеко не каждую лекцию, но препо­
даватели продолжают считать вас хорошим студентом
и ставят «пятерки» в зачетку. Уже не раз бывало так,
что, придя за зачетом, вы встречали уди-вленные глаза
преподавателя: «И почему это я вам до сих пор не по­
ставил зачет автоматом?» И вам оставалось только
пожать плечами.
Я уже не говорю о такой действительно важной
вещи, как доверие. Ставшее привычным, оно делает­
ся естественным, как воздух. А ведь некоторым его так
не хватает!
Есть у НЛПеров (и не только у них) игра люби­
мая — «Мафия» называется. Она хороша тем, что все
выделенные и классифицированные с помощью НЛП
методы коммуникации могут быть прекраснейшим
образом отработаны в игровом порядке. И раппорт
в том числе. В самом простом и схематичном вариан­
те суть игры такова. В компании от шести человек
Глава 3. Доверие есть. Что дальше? I 49

и больше раздаются карты. Рубашками вверх. Крас­
ные карты — «мафия». Черные — «мирные жители».
Задача «мирных»: найти в рядах игроков «мафию».
Задача «мафии»: перессорить всех «мирных». «Ма­
фия» друг друга знает. Остальные правила делают
игру более изощренной и сбалансированной. Пред­
ставьте теперь, что вы «мирный». Вам надо: вычис­
лить и обличить «мафию» и убедить сограждан в сво­
ей кристальной честности. Сейчас вы уже без труда
можете представить, насколько важны несловесные
проявления вашей речи. И что может значить раппорт.
Я сам умудрился снять добрый десяток верных и не­
верных обвинений в свой адрес, просто подстроив­
шись к обвинителю. При хорошей подстройке он сам
начинает сомневаться в выдвинутом обвинении.
А иногда — даже стыдиться его. Еще можно подстраи­
ваться ко всей группе по динамике движений. Или к
каждому из сомневающихся. И влиять тем самым на
исход голосования.
Игра — это всего лишь игра. Но бывают в жизни си­
туации, когда люди решают, можно ли тебе доверять.
Когда многое зависит от произведенного на окру­
жающих впечатления. И навык побеждать в подобных
играх может очень пригодиться.

Как выйти из контакта
Раппорт — вещь совершенно замечательная. Удобная
и практичная. Легкая в использовании и универсаль­
ная по своей природе. Его достаточно просто постро­
ить и совсем не сложно поддерживать, но... Всегда ли
то, что делать легко, делать стоит? Всегда ли раппорт
уместен? Уверены ли вы, что подстраиваться надо ко
всем людям, с которыми приходится иметь дело?
Я действую по обстоятельствам. В соответствии
с поставленной целью. Можно подстраиваться, мож-


ь.
50 I НЛП: роли, которые играют люди

но отстраиваться, можно подстроиться на минуту,
а потом — опять отстроиться.
Необходимо осознавать преимущества и недостат­
ки, которыми обладает раппорт. И, чтобы вы пример­
но представляли себе, какие неожиданные эффекты
он может дать, мы рассмотрим несколько частных
примеров.
Представьте, что в ваш коллектив приходит новый
начальник. Он еще никого не знает. В обстановке не
ориентируется, но хорошо знает свое дело. При зна­
комстве вы подстроились. Что теперь будет думать о
вас начальник? Скорее всего, что-то вроде: «Какой
приятный человек! С ним мы точно сработаемся».
Может быть, он подумает совсем другое, но, при всех
прочих равных условиях, работать с коллективом он
будет через вас.
К вам первому он обратится за помощью. Именно
вам будет поручено первое же задание. Когда ему нуж­
но будет найти человека для выполнения какого-то
важного поручения, угадайте, кого он выберет? Имен­
но! Причем это поручение может быть очень даже хло­
потным и в чем-то неприятным.
Поставьте себя на его место: вы здесь человек но­
вый, и, хоть вы формально и являетесь начальником,
сейчас там реально заправляет некий неформальный
лидер. Неизвестно, куда вас «пошлют», если этот ли­
дер не согласится с вашим приказом. Вы, конечно,
можете применить административные санкции, но
настраивать весь коллектив против себя... Себе доро­
же будет.
Но есть в этом коллективе человек, к которому вы
чувствуете бессознательное доверие. Знаете: «Не под­
ведет». И поручаете ему это дело. Подумайте: как вы
будете к нему относиться, если он провалит задание
или откажется его выполнять?
Прочувствовали?


I
Глава 3. Доверие есть. Что дальше? ||| 51

Теперь — более приятные вопросы. Кто будет пи­
сать на вас характеристику? Кто распределяет пре­
мии? У кого больше шансов стать заместителем?
У кого больше возможностей для роста по служебной
лестнице? Кому легче договориться об отгуле? Кому
больше всего доверяет начальник?
Как поется в песне: «Думайте сами, решайте сами:
иметь или не иметь».
Прихожу на лекцию ближе к середине семестра. Попри­
сутствовать. Лектора вижу второй раз. Из всего изучае­
мого предмета знаю только название. И то — смутно.
Сажусь как можно дальше от доски — присматриваюсь.
Народ занят кто чем. Несколько человек действительно
записывают за лектором — спасибо им. Остальные —
проводят время: книжки читают, курсовые по другому
предмету рассчитывают, конспекты чьи-то изучают,
кроссворды разгадывают... Сижу тихонько, а сам в такт
словам преподавателя головой киваю. Еле — еле. Со­
всем незаметно. Подстраиваюсь в меру возможностей.
Лектор, как оказалось, любит работать с аудиторией.
Получать обратную связь. А с кем ему общаться, если из
девятнадцати человек, соизволивших явиться на заня­
тие, только половина хоть как-то реагирует на его сло­
ва? С тем, кто производит впечатление понимающего
студента. Оказывается, со мной. Вопрос задан, но что
ему ответить, не знает никто. То есть некоторые еще мо­
гут заглянуть в свои конспекты. А мне куда прикажете
подсматривать? «Извините, но я еще не прорабатывал
материал предыдущих лекций», — тоже правда, и на
собственный вопрос вынужден отвечать сам препода­
ватель. А я сажусь и присоединяюсь (подстраиваюсь)
к своим товарищам. Сливаюсь с общей массой и начи­
наю просто проводить время, почти не поднимая глаз на
доску.

Знаете, есть совершенно уникальная категория
людей — это «зануды». Эти милые люди готовы часа­
ми разговаривать и разговаривать, приставать по каж-
52 ||| НЛП: роли, которые играют люди

дому поводу. Однажды начав общаться с таким чело­
веком, очень трудно от него отвязаться. Вам уже нуж­
но идти по своим делам, а он все жужжит и жужжит

<< Предыдущая

стр. 7
(из 22 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>