стр. 1
(из 40 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ББК 88.37 Б19
Бакирова Г. X.
Б19 Тренинг управления персоналом. — СПб.: Речь, 2004. — 400 с, илл.
ISBN 5-9268-0251-2
В книге проанализирована управленческая деятельность и основы социально-психологического тренинга в этой среде, изложены
принципы организации тренинга, подробно описана авторская программа тренинга, включающего ряд модулей; в рамках каждого модуля
приводятся справочные и раздаточные материалы, описаны психогимнастические и тематические упражнения, ролевые и деловые игры.
Книга будет интересна для психологов, менеджеров по персоналу, руководителей различного уровня.
ББК 88.37
ISBN 5-9268-0251-2
© Издательство «Речь», 2004
© Г. X. Бакирова, 2004
© П. В. Борозенец, оформление, 2004
© Г. X. Бакирова, рисунок, 2004


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................9
Раздел 1
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОДГОТОВКА К НЕЙ МЕНЕДЖЕРОВ

Глава 1. Что менеджеры делают?...................................................11
Функции менеджмента или администрации........................12
Роли менеджера......................................................................13
Управленческие умения.........................................................15
Эффективность и успешность управленческой деятельности......................................................................16
Социально-психологическая компетентность.....................20
Коммуникации в менеджменте (современные тенденции) . 21

Глава 2. Тренинг менеджеров и эффективность активных методов обучения руководителей (на примере ПО
«Ижорский завод»)............................................................27
Критерии эффективности социально-психологического тренинга.....................................................27
Результаты исследования эффективности тренинга на ПО «Ижорский завод».....................................29
Разработка новой программы тренинга руководителей.......40
Проблема мотивации в социально-психологическом тренинге..............................................................46

Раздел 2
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Глава 1. Уровни, или виды, социально-психологического тренинга....................................................49
Первый уровень СПТ: «Психические процессы»..................51
Второй уровень СПТ: «Межличностный».............................53
Третий уровень СПТ: «Внутриличностный».........................55
Требования к тренингу менеджеров.....................................56

Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТ руководителей................................58
Модель процесса обучения....................................................58
Социально-психологический тренинг как активный метод обучения..................................59
Бихевиоральный подход в тренинге руководителей.............60
Гуманистический подход в тренинге руководителей............69
Психоаналитический подход в тренинге руководителей.....70
Группаналитический подход в тренинге руководителей......71
Роли и функции ведущего (тренера).....................................78

Глава 3. Коммуникация как деятельность....................................81
Коммуникации в организации..............................................81
Коммуникационный процесс................................................82
Коммуникация как общение.................................................86
Структура взаимодействия.....................................................88
Динамика деловой беседы.....................................................90

Раздел 3
ТРЕНИНГ ОСНОВНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЕНЕДЖЕРОВ
Глава 1. Организация тренинга менеджеров................................93
Сеттинг...................................................................................93
Состав группы........................................................................95
Диагностическое интервью с участниками...........................97
Заключение контракта...........................................................98

Глава 2. Разработка программы тренинга...................................100
Композиция программы тренинга......................................100
Начальный этап тренинга....................................................101
Рабочий этап тренинга: приемы и методы обучения.........111

Раздел 4
МОДУЛИ ТРЕНИНГА ОСНОВНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЕНЕДЖЕРОВ
Глава 1. Модуль «Самопрезентация менеджера»........................128
Введение...............................................................................128
Информационный лист «Самопрезентация».....................129
Ориентировочные основы «Самопрезентация» .................131
Упражнения..........................................................................132

Глава 2. Модуль «Умение вести групповую дискуссию» (для принятия решения).......................................137
Введение...............................................................................137
Информационный лист «Лидерство»..................................137
Ориентировочные основы «Задачи руководителя дискуссии».......................................................................141
Упражнения..........................................................................141

Глава 3. Модуль «Публичное выступление»...............................163
Введение...............................................................................163
Информационный лист «Технология работы над публичным выступлением»............................................163
Ориентировочные основы «Публичное выступление» ......176
Упражнения..........................................................................177

Глава 4. Умение вести деловую беседу........................................179
Введение...............................................................................179
Ориентировочные основы «Фазы ведения беседы»...........179
Информационный лист «Барьеры коммуникации»...........181

Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта».......192
Введение...............................................................................192
Информационный лист «Первая фаза беседы — контакт».... 193
Информационный лист «Психологический контакт».......212
Ориентировочные основы «Техники установления и поддержания эмоционального контакта с
собеседником» .215
Информационный лист «Сензитивность как основа социально-психологической компетентности
руководителя»..218
5
Информационный лист «Психологическая наблюдательность. Барьеры восприятия людьми друг друга как
помехи коммуникации»..................................................221
Разминочные упражнения...................................................226
Упражнения на развитие сензитивности, эмпатии............231
Ролевые игры........................................................................236
Информационный лист «Социальные роли».....................237
Ролевые игры на установление контакта с незнакомыми людьми.............................239
Упражнения на установление контакта между членами группы........................243
Деловые и ролевые игры, имитирующие управленческие ситуации.....................248
Глава 6. Модуль «Прием и передача сообщений/информации» 254
Введение...............................................................................254
Информационный лист «Вторая фаза беседы — ориентация и умение слушать собеседника».................255
Информационный лист «Техники активного (рефлексивного) слушания»...........................................258
Ориентировочные основы «Техники активного слушания»........................................................................266
Разминочные упражнения...................................................269
Психогимнастические упражнения на развитие
внимания, быстроту мышления.....................................272
Упражнения для «сухого плавания»....................................273
Упражнения, с использованием управленческих ситуаций..........................................................................279
Деловые игры........................................................................286
Ролевые игры........................................................................291

Глава 7. Модуль «Умение убеждать, использовать аргументацию».......................................297
Введение...............................................................................297
Информационный лист «Третья фаза беседы — решение, оценка»....................................297
Ориентировочные основы «Техники развития мыслей» .... 299
Информационный лист «Техники аргументации и контраргументации» .................................................... 300
6
Общие рекомендации...........................................................301
Информационный лист «Четвертая фаза беседы — результат»............................................................305
Типичные ошибки беседы в целом......................................306
Психогимнастические разминочные упражнения.............307
Упражнения для отработки техник аргументации..............308
Ролевые игры........................................................................311

Глава 8. Модуль «Умение снижать эмоциональное напряжение во время беседы, восстанавливать контакт с
собеседником» 322
Введение...............................................................................322
Информационный лист «Беседа в эмоционально напряженной конфликтной ситуации».........................323
Ориентировочные основы «Техники поддержания контакта и снижения эмоционального напряжения у
собеседника»............................330
Разминочные упражнения...................................................332
Ролевые игры.........................................................................336

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Вопросы, выясняемые на предварительном собеседовании с участником тренинга......342
Приложение 2. Деловая игра «Мотивация» (Г. X. Бакирова) .... 343
Приложение 3. Деловая игра «Воздушная катастрофа в пустыне»..............................345
Приложение 4. Деловая игра-тренинг «Контауд» (Г. X. Бакирова) ..................................... 347
Приложение 5. ДИ «SWOT» (Бакирова Г. X.).............................359
Приложение 6. ДИ «Принципы менеджмента»: Протокол.......361
Приложение 7. Анкета по оценке поведения руководителя дискуссии......................................362
Приложение 8. Материал для подготовки к публичному выступлению. «Образование в Японии: особенности
японской системы подготовки кадров» (Травин В. В., Дятлов В. А.)...................................364
7
Приложение 9. Психогимнастика: пантомимическая часть.....379
Приложение 10. Темы психорисунков........................................382
Приложение 11. Деловая игра-тренинг «ДИАЛОГ»
(Бакирова Г. X.).......................................................................383
ЛИТЕРАТУРА..............................................................................394

ВВЕДЕНИЕ
В 1990-х в Европе и в Америке пришли к пониманию того, что технические навыки необходимы, но не
достаточны для успешного менеджмента. Сегодня, когда конкуренция в России все возрастает, менеджеры не
могут достигать успеха, обладая только техническими навыками. Им необходимо получить хорошие навыки и
умения работы с людьми. Так, Центр креативного лидерства в Гринсборо (Северная Каролина) установил, что
половина всех менеджеров и 30% старших менеджеров испытывают некоторые трудности в работе с людьми
(Milbank, 1990). Исследование 191 руководителя высшего звена 500 компаний, которое было направлено на
поиск ответа на вопрос о том, почему менеджеры терпят неудачу, выявило основную причину: их слабые
межличностные навыки (Hymowitz, 1988, р. 58.)
Отечественные исследователи и теоретики также давно отмечали необходимость повышения так называемой
социально-психологической, или коммуникативной, компетентности менеджеров для достижения ими большей
эффективности своей работы (Атва-тер, 1984; Валдовска, 1983; Кидрон, 1979; Мицич, 1983; Петерсон, 1973;
Петровская, 1982; Реньге, 1986; и др.).
Мы в свое время указывали на то, что руководитель в первую очередь должен быть профессионально
компетентным человеком. Так, например, для руководителей на производстве, непосредственно в цехах,
компетентность в технических вопросах помогает во многих отношениях: выпускать продукцию; пользоваться
уважением у своих подчиненных как руководитель; быть учителем (тьютором), консультантом для подчиненных;
внедрять новые методы работы; решать производственные проблемы и т. д.
Руководитель также должен обладать организаторскими способностями, способностью и умением руководить,
управлять деятельностью других людей. А вот для этого он должен разбираться в людях, уметь выявлять и
развивать индивидуальные способности каждого, определять потребности подчиненных для повышения их
мотивации к труду. Кроме того, он должен уметь взаимодействовать с подчиненными так, чтобы достигать целей
организации. Таким образом, третьим необходимым условием является социально-психологическая и
коммуникативная компетентность руководителя (Бакирова 1987, 1997).
Основная цель нашей работы — помочь руководителям или будущим руководителям в достижении ими
большей эффективности их работы.
Раздел 1
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И
ПОДГОТОВКА К НЕЙ МЕНЕДЖЕРОВ
Глава 1
ЧТО МЕНЕДЖЕРЫ ДЕЛАЮТ?
Для того чтобы повышать эффективность работы менеджеров, нужно определиться с ролью менеджера в
организации и с функциями, которые он выполняет. Менеджеры добиваются того, чтобы что-то было сделано
посредством деятельности других людей. Они принимают решения, размещают ресурсы и направляют
активность других для достижения целей, работая в организации.
Организацию можно определить как сознательно координируемое социальное образование, состоящее из двух
или более человек и функционирующее на относительно продолжительной основе для достижения общей цели
или набора целей (Robbins, 1993). Опираясь на данное определение, к организациям можно отнести
производственные, сервисные фирмы, школы, больницы, церкви, отделения милиции, местные, государственные
и правительственные учреждения. Люди, которые предвидят деятельность других и ответственные за достижение
целей в этих организациях, являются их менеджерами (иногда их называют по-другому, например
администраторами, особенно в некоммерческих организациях).
11
Функции менеджмента или администрации
Еще в начале века Хенри Файоль писал, что все менеджеры исполняют пять функций управления:
планирование, организация, руководство, координация и контроль (Fayol, 1916). Сейчас их свели к четырем: 1)
планирование, 2) организация, 3) лидерство (указание, руководство, от англ. leading), 4) контроль (от англ.
controlling) или регулирование.
Поскольку основное предназначение организации состоит в достижении тех или иных целей, кто-то должен
определить эти цели, а также средства, которыми можно их достичь. Обычно эти задачи решают менеджеры или
администраторы. Функция планирования включает определение целей организации, установление общей
стратегии для достижения этих целей и развитие всесторонней иерархии планов для интеграции и координации
различных видов деятельности.
Менеджеры ответственны и за проектирование организационной структуры. Функция организации
предполагает определение того, какие задания должны быть выполнены, кто их должен выполнять, как нужно
сгруппировать задания, кто перед кем отчитывается и где принимаются решения.
Каждая организация включает в себя людей, и задача менеджера — направлять и координировать
деятельность этих людей. В этом заключается руководящая функция. Руководство как функция включает также
мотивирование подчиненных, направление их активности, отбор наиболее эффективных каналов коммуникации,
разрешение конфликтов в организации.
Последняя функция, выполняемая менеджерами, — это контроль или регулирование. Цели установлены,
планы сформулированы, структурные разграничения сделаны, люди наняты, обучены и мотивированы, — и все
равно остается вероятность того, что что-то пойдет неправильно, плохо. Менеджеры проверяют и контролируют
организационное исполнение и производительность, чтобы удостовериться в том, что все идет так, как должно
быть. Необходимо сравнивать выполнение работы с предварительно поставленными целями. При обнаружении
существенных отклонений менеджер должен направить деятельность организации в нужное русло.
12
Глава 1. Что менеджеры делают ?
Итак, под регулирующей или контролирующей, функцией понимают проверку деятельности работников, с тем
чтобы обеспечить выполнение запланированного, сравнение и корректировку существенных отклонений
(Robbins, 1993).
Роли менеджера
Хенри Минтсберг в 1960-х годах предпринял исследование и выделил десять взаимосвязанных
профессиональных ролей менеджера (Mintzberg, 1973). Эти роли можно разделить на три группы: относящиеся к
межличностным отношениям, к передаче информации, к принятию решения (табл. 1).
Таблица 1. Управленческие роли (по Минтсбергу*)
Роли Описание Примеры
Межличностные
Глава Выполняет функции символической главы; требует исполнения набора Церемонии, статусные прошения, заявки,
(figurehead) рутинных обязанностей юридического или социального характера ходатайства, ведение дел в суде

Руководитель Ответственен за мотивацию и руководство подчиненными Фактически все виды управленческой
(Leader) активности, предполагающие взаимодействие с
подчиненными
Связной/посред Поддерживает сеть внешних контактов, обеспечивающих протекцию и Подтверждение в приеме почты, внешняя
ник (Liaison) информацию работа в правлении

Информационные
«Монитор» Получает самую разнообразную информацию; служит нервным центром Разбор корреспонденции, поддержание
(Monitor) внутренней и внешней информации организации контактов, связанных в первую очередь с
получением информации
Распространит Передает информацию, полученную извне или от подчиненных, другим Пересылка почты в организацию с целью
ель (Disseminator) членам организации информирования; поддержание вербальных
контактов, в том числе информирование
подчиненных на собраниях

Оратор Передает информацию за пределами организации о ее планах, политике, Участие в собраниях правления; поддержание
(Spokesperson) действиях и результатах; выступает как эксперт по организационной отрасли контактов, направленных на передачу информации
промышленности вовне.

стр. 1
(из 40 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>