<< Предыдущая

стр. 11
(из 40 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

чем-то не согласны, можно и нужно об этом сказать всем. Мы все здесь ответственны за то, как будет проходить тренинг. Все имеют право
предложить тему, проблему для обсуждения, рассмотрения. Программа тренинга может быть изменена. Она достаточно гибкая.
3. Нужно быть максимально искренними, стараться говорить только то, что вы действительно думаете. В жизни это не всегда
возможно. Кроме того, ваши слова, высказывания друг о друге будут запоминаться. У многих появится желание изменить свое поведение.
Для того чтобы это стало возможным, нужна надежная обратная связь, без искажений.
4. Нужно стараться говорить о том, что происходит в настоящее время в нашей группе, а не о ком-то где-то. Мы можем обсуждать
поведение, которое наблюдаем. Мы не можем обсуждать то, что не видели и не слышали.
5. Нужно активно участвовать в предлагаемых упражнениях. Чем активнее вы будете, тем больше пользы извлечете для себя. Можно,
конечно, учиться на ошибках других членов группы, но это дает меньший эффект. Здесь можно пробовать, экспериментировать и
получить обратную связь в отношении того, как получается.
6. Каждый имеет право поправить другого участника, если он не прав, может попросить помощи у группы, остановить обсуждение,
если оно становится нестерпимо болезненным.
7. И наконец, необходимо соблюдать строгую дисциплину: не опаздывать, не пропускать занятия. Тренинг — это не лекция, которую
можно переписать. Кроме того, ваше отсутствие может негативно сказаться на других членах группы, кому-то может быть важно именно
ваше мнение, ваше присутствие. Обучение будет проходить интенсивно».
Знакомство
После введения правил обычно проводится процедура знакомства. Существует много способов знакомства.
Мы чаще всего используем один из тех, которые опишем ниже.
107
________Раздел 3. Тренинг основных коммуникативных навыков менеджеров
Вариант 1. Члены группы с самого начала тренинга сидят в кругу на стульях или креслах. Тренер тоже сидит
в кругу. Он предлагает такую процедуру знакомства: один член группы называет свое имя, одну черту характера
или особенность поведения, которая ему нравится, и одну черту характера или особенность поведения, которая
ему не нравится. Следующий рядом сидящий член группы (по часовой или против часовой стрелки) сначала
должен повторить все, что услышал, и только после этого назвать свое имя, черту характера, которая нравится, и
одну черту характера, которая не нравится. Третий рядом сидящий со вторым член группы должен повторить все,
что он услышал от двух предыдущих членов группы, и только после этого говорит о себе. Можно успокоить
участников, сказав, что каждому нужно будет повторять то, что сказали только два предыдущих соседа по кругу,
а после этого представить себя.
Тренер может делать записи того, что говорят участники, и осуществляет наблюдение за невербальными
проявлениями в поведении, это поможет ему запомнить имена каждого. Запись особенностей поведения может
понадобиться в дальнейшем во время проработки индивидуальных проблем менеджеров.
Я обычно принимаю участие в этой процедуре и тоже говорю о своих особенностях характера или поведения.
Нам кажется, что участие тренера в процедуре знакомства позволяет установить более демократические,
партнерские отношения с участниками тренинга, а не просто декларировать таковые. Мысль о том, что тренер
является живой моделью поведения, которому пытается обучить менеджеров, должна постоянно присутствовать
в сознании тренера.
Вариант 2. Тренер дает инструкцию для всех участников, предлагает представиться и рассказать немного о
себе, с тем чтобы члены группы лучше друг друга узнали. Нужно предупредить, что во время представления
будет идти видеозапись, которую потом можно просмотреть. Поэтому члены группы познакомятся не только
друг с другом, но и с оператором, отвечающим за съемку тренинга и с видеокамерой.
Такое знакомство представляет собой первое упражнение, которое может вызвать определенное напряжение.
Часто возникают вопросы, что о себе рассказывать и как долго. Лучше избегать перечисления конкретных
вопросов, на которые нужно ответить во время представления. Следует объяснить, что это первое задание,
позволяющие решить, что именно о себе рассказывать, учитывая,
108
Глава 2. Разработка программы тренинга
что предстоит работать вместе довольно продолжительное время. Мы считаем, что видеозапись лучше не
обсуждать, а просто дать возможность менеджерам посмотреть на себя и самим оценить свое поведение. Иногда
участники группы сами стремятся к обсуждению и предлагают это тренеру. В этом случае нет оснований им
отказывать. Главное — следить, чтобы участники не увлекались критическими замечаниями, давали и
позитивную обратную связь друг другу; подсказывали, как можно было бы иначе себя повести, что лучше было
сказать.
На подготовку к упражнению дается 3—5 минут. Само выполнение задание можно ограничить во времени 5—
7 минутами. Можно не ограничивать, а потом посмотреть, кто как управляет временем. Можно после просмотра
обратить внимание группы на тех, кто был слишком краток, мало о себе сказал, и, наоборот, на тех, кто был
многословным, злоупотреблял вниманием группы.
Можно этот вариант знакомства провести после первого варианта, как дополнение, как первое упражнение с
целью знакомства.
Вариант 3. Тренер предлагает всем разбиться на пары. Обычно пары образуются из рядом сидящих членов
группы. Затем в парах участники должны побеседовать друг с другом в течение 7-10 минут. После этой беседы
каждому нужно будет представить своего собеседника для всей группы. Во время этого представления можно
вести видеозапись, которая просматривается сразу после выполнения задания.
Обычно это упражнение вызывает оживление в группе. Участники сразу узнают друг о друге многое из его
семейной ситуации, о любимых занятиях, увлечениях, интересах, о профессиональном росте, устремлениях.
Кроме того, участники меньше сопротивляются тому, чтобы эта информация дошла до других членов группы.
Благодаря этому упражнению менеджеры действительно начинают устанавливать более неформальные, теплые
отношения друг с другом. Такое впечатление, что со всех снимаются «погоны», маски неприступных
начальников.
Вариант 4. Тренер использует небольшой мяч. Он бросает его кому-нибудь из группы, тот ловит и называет
свое имя. После этого бросает мяч любому члену группы. Следующий участник, поймав мяч, также должен
назвать свое имя и затем бросить мяч любому из группы. После того как все по одному разу получили мяч и
назвали свое имя, задание усложняется. Нужно, бросая мяч, про-
*
109
Раздел 3. Тренинг основных коммуникативных навыков менеджеров
изнести имя того человека, которому мяч предназначен. Получивший исправляет кидавшего мяч, если тот
допустил ошибку, и должен сказать свое имя еще раз. После этого он (она) бросает мяч следующему, обращаясь
к нему по имени, и т. д.
Рекомендации. Если в группе оказались люди с одинаковыми именами, лучше сразу договориться, как в
группе к кому будут обращаться. У многих имен есть варианты, поэтому члены группы выбирают один из них
для каждого. Остальным членам группы дается инструкция, запомнить, кого как договорились называть.
Например, один менеджер будет Владимир, другой — Володя.
В течение первого дня можно использовать бейджи. Потом необходимость в них отпадает.
Ожидания
После знакомства можно провести процедуру выявления ожиданий и опасений от тренинга. Здесь также
возможны варианты.
Вариант 1. Каждый по кругу говорит о том, что хотел бы получить от тренинга, чего опасается. Тренер может
вести записи, а потом обобщить ожидания и опасения участников тренинга.
Вариант 2. Мы практически отказались от этой «классической» процедуры. Во-первых, предварительное
интервью дает возможность выяснить эти вопросы заранее. Кроме того, мы разработали деловую игру (см. в
Приложении ДИ «Мотивация»), которая позволяет получить важную для тренера информацию об ожиданиях
участников.
Вариант 3. Часто мы просим менеджеров описать ситуацию, которая им запомнилась как сложная, трудная.
Эта ситуация может иметь место в настоящее время или была в прошлом. Она может быть типичной, то есть
повторяющейся с разными людьми, возникать с определенной категорией, типом людей. Менеджер как-то вышел
из той ситуации, но, возможно, не лучшим образом, есть предположение, что можно иначе.
Попросите описать эти ситуации как можно подробнее с указанием имени менеджера наверху отдельного
листа. Потом эти листы собираются, и тренер обещает обратиться к ним во время тренинга.
Такая процедура полезна, если у тренера не было возможности провести предварительное интервью с
участниками. Полученная
ПО
Глава 2. Разработка программы тренинга
информация поможет определять действующих лиц в ролевых играх: вы можете сами назначать тех, чьи
проблемы затрагивает упражнение.
Вариант 4. Тренер просит участников написать на отдельном листочке проблему из области своей
профессиональной деятельности, которую те хотели бы для себя разрешить, и одну из сферы общения, чему бы
он (она) хотел научиться, узнать для себя.
Эти листочки с записями участников тренинга затем собираются и служат материалом для модификации
программы обучения.
Рабочий этап тренинга: приемы и методы обучения
Мы будем описывать основные методы и приемы тренинга в порядке их следования в процессе отработки тех
или иных техник, навыков общения.
Разминка
Обычно любая встреча с участниками начинается с приветствия и разминки. Под разминкой мы
подразумеваем начальную фазу работы с группой, когда решаются следующие основные задачи:
О Создание деловой и вместе с тем довольно раскрепощенной, эмоционально теплой атмосферы.
? Формирование мотивации на отработку определенных навыков или решение вполне определенных задач,
проблем.
? Наблюдение за поведением участников, получение дополнительной информации для дальнейшего
обсуждения.
? Начало осознавания некоторых своих ранее неосознаваемых особенностей поведения участниками
тренинга.
Для решения этих задач используется довольно разнообразные упражнения вербального и невербального
характера. Мы часто применяем метод психогимнастики, реже — метод психорисунка, которые раньше
использовали в процессе групповой психотерапии больных неврозами на отделении неврозов и психотерапии
Научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева (Бакирова, 1987, 1991).
111
Раздел 3. Тренинг основных коммуникативных навыков менеджеров
Психогимнастика
Психогимнастика — невербальный метод, основанный на проявлении двигательной активности всего тела.
Обычно ведущий группы дает какое-то задание, все одновременно или по очереди, по одному или в парах его
выполняют. Главным условием задания является молчание всех членов группы (другое название
психогимнастических упражнений — пантомимические). Те, кто в данный момент не выполняют упражнения,
наблюдают за другими вместе с тренером.
После того как все выполнили определенное упражнение, можно провести обсуждение. Разбираются
переживания и чувства, возникающие у членов группы во время выполнения упражнений; анализируются
выражения индивидуальных проблем; а также отношения между участниками группы.
На наш взгляд, упражнения подлежат обсуждению в том случае, если запланирован тренинг на личностном
уровне. В этом случае можно спрашивать:
? о переживаниях тех, кто выполнял задание;
? о переживаниях тех, кто был в паре;
П о впечатлениях остальных членов группы; О о том, как данное поведение связано с поведением члена
группы в подобных ситуациях;
? о том, что нового открылось для членов группы в поведении других участников и другие.
В тренинге менеджеров мы редко обсуждаем психогимнастические упражнения, так как ставим перед ними
другие задачи:
? раскрепостить;
? настроить на определенную «волну»;
? активизировать воспоминания, переживания в сходных ситуациях;
? дать информацию участникам друг о друге через наблюдение за их поведением и другие.
В Приложении 9 представлены различные психогимнастические (пантомимические) упражнения. Отдельные
упражнения описаны в соответствующих разделах.
112
Глава 2. Разработка программы тренинга
Психорисунок
Психорисунок также является невербальным методом. Как и психогимнастика, он дает возможность
участникам выразить себя на довербальном, бессловесном уровне, но только через рисунки. Психорисунок как
метод представляет собой проективный рисунок. Он способствует выявлению и пониманию трудно
вербализуемых проблем и переживаний.
Рисунки могут быть индивидуальными и групповыми, на заданную тему и достаточно свободными. Можно
предложить, например, такие темы:
? Я с коллегами.
? Я и начальник.
? Я и подчиненный.
? Какой я есть, каким я хотел бы быть, каким кажусь окружающим.
? Моя семья.
? Моя работа.
? Мои родители.
? Я среди людей.
D Самая большая трудность.
? Самое приятное и самое неприятное переживание (воспоминание).
? Моя главная проблема.
? Что мне нравится и что не нравится в людях.
? Три желания.
О Мое положение в группе и др. (см. Приложение 10).
Тренер отводит определенное время, дает задание, обеспечивает бумагой, мелками, или карандашами, или
красками. Потом рисунки собираются тренером. Каждый рисунок передается по кругу, и каждый участник
высказывает свои мысли, впечатления о рисунке.
Обсуждение. Все говорят о том, что хотел изобразить автор рисунка, как они понимают его рисунок, потом
говорит автор рисунка.
Интерпретация осуществляется тренером совместно с членами группы. Для этого обращают внимание на
содержание рисунка, способы выражения, цвет, форму, композицию и размеры.
В рисунках ищут непосредственное выражение восприятия пациентом той или иной ситуации, различные
переживания, часто
ИЗ
Раздел 3. Тренинг основных коммуникативных навыков менеджеров
неосознаваемые. Обращают внимание на расхождение вербального описания ситуации и невербального его
изображения.
Если тренер дает задание сделать групповой рисунок, то он наблюдает за процессом.
Во время обсуждения тренер обращает внимание группы:
? на то, кто что нарисовал;
? было ли это групповым рисунком, или на листе много индивидуальных рисунков, которые не
взаимосвязаны;
П кто был активным, а кто более пассивным;
? кто рисовал свой рисунок, а кто помогал, дополнял рисунок другого участника.
Обсуждаются: участие каждого члена группы в общей работе; характер его вклада в общую деятельность;
особенности взаимодействия группы.
Такая форма проективного рисунка стимулирует развитие сотрудничества и активного взаимодействия членбв
группы друг с другом; выявляет структуру лидерства и роли членов группы.
Мы также используем некоторые психотехнические упражнения (Цзен, Пахомов, 1985), которые направлены
на тренинг определенных конкретных психических способностей и процессов.
Некоторые игры и задания взяты из тренингов, в которых мы участвовали на правах рядовых членов группы, а
тренерами были Манфред Форверг, Траудль Форверг и Йорк Шмидт из Германии; эстонские психологи и др. В
каждом модуле мы опишем разминоч-ные упражнения, которые чаще всего используем.
Ориентировочные основы
После разминки мы обычно раздаем участникам ориентировочные основы или информационные листы. В них
простым, доступным языком описываются теоретические положения или технические приемы, которые должны
быть отработаны. Все самостоятельно прочитывают то, что там изложено. На это отводится 3—5 минут. Потом
тренер вслух останавливается на каждом положении или технике и комментирует их, поясняет дополнительными
примерами. В ставшим классическим тренинге Манфред и Траудль Фор-верги просили оценить техники с точки
зрения их эффективности, и только после этого начиналась отработка отдельных техник, например активного
слушания. Мы отказались от этого этапа, счи-
114
Глава 2. Разработка программы тренинга
тая, что после разминочного упражнения менеджеры уже достаточно мотивированы, чтобы начать изучение
техник активного слушания. Поэтому в информационных листах сразу отделяются эффективные и
неэффективные техники и способы общения. Возможно, это более авторитарный способ, но он позволяет
сэкономить время за счет лишнего, на наш взгляд обсуждения степени эффективности тех или иных техник и
приемов.
Иногда целесообразно не давать сразу всю информацию, а прочитывать вслух и комментировать ее по частям.
Потом отрабатывать в упражнениях и переходить к следующим техникам, приемам.
Можно подготовить информационный лист, где излагается проблема или тема, даются общие теоретические
подходы, положения. Это настраивает участников на решение вполне определенных задач. Затем можно дать
ориентировочные основы, в которых описаны техники, конкретные приемы, помогающие решать вопросы этого
круга, которые позднее отрабатываются с помощью специальных методик.
Письменная отработка («сухое плавание»)
В видеотренинге, который к нам привезли немецкие специалисты, использовался метод, названный нами
письменной отработкой. По существу письменная отработка представляет собой попытку вести письменный
диалог, давать письменные ответы на фразы, которые зачитываются тренером. Поскольку метод представляет
собой самый ранний этап изучения нового приема, то в своем письменном ответе участники должны
использовать тот или иной изучаемый прием или технику ведения переговоров.
Этот метод дает возможность:
О лучше понять изучаемый прием;
? использовать его на сознательном уровне;
? увидеть свои ошибки и исправить их;
? услышать разные варианты использования одной и той же техники;
? анализировать ошибки других участников.
На письменный ответ время не ограничивается. Тренер лишь наблюдает молча за всеми и начинает
выслушивать ответы каждого, когда убедиться, что все выполнили задание.
115
Раздел 3. Тренинг основных коммуникативных навыков менеджеров
Каждый ответ обсуждается с учетом ряда аспектов:
? использовалась техника или нет;
О ее формулировка, насколько она понравилась или не понравилась менеджерам;
? последствия, которые можно ожидать от противоположной стороны, если использовать данный ответ в
диалоге;
? ошибки в ответе в случае, если техника использовалась не совсем корректно;
? техника, которую использовал участник вместо изучаемой, если не смог применить нужную.
Обычно упражнение повторяется до тех пор, пока вы не убедитесь, что у всех участников получается
использовать в ответе изучаемую технику. После этого осуществляется переход к использованию следующего
метода.
Тренер может, предвосхищая использование ошибочных приемов, сказать о них. При возникновении
затруднений в первой ситуации тренер сам может дать вероятный ответ с использованием техники.
Устная отработка по кругу
Дальше следует устная отработка, представляющая собой вариант письменной отработки, с той лишь
разницей, что ответы не записываются, а даются сразу. Тренер зачитывает вслух реплики из заранее
подобранных ситуаций и просит вслух отреагировать на них, используя изучаемую технику. Опрашивать
участников можно по кругу то по часовой стрелке, то против часовой. Каждый ответ сразу обсуждается по той же
схеме, что и при письменной отработке. Желательно добиться того, чтобы каждый смог ответить верно, с
использованием тренируемой техники или приема. После этого можно переходить к более сложному методу.
Отработка в тройках
Следующим шагом может стать отработка в тройках. Отработка в тройках — метод интерактивный. Тренер
предлагает участникам разбиться на тройки или составляет тройки сам. В тройках у каждого своя роль.
Первому принадлежит роль человека с проблемой, которую он будет пытаться излагать и решать с помощью
второго. Второй —
116
Глава 2. Разработка программы тренинга
менеджер, старающийся понять то, что говорит человек с проблемой, и попытается решать эту проблему с
помощью тренируемых техник или приемов, которые заранее оговариваются в инструкции тренером. Третий —

<< Предыдущая

стр. 11
(из 40 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>