<< Предыдущая

стр. 15
(из 40 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

предприятия, крупной оптовой фирмы, банка — опытный иностранный или российский менеджер? Объясните
свой выбор.
Задание 2
В 1932 г. была основана японская кампания «Мацусита Электрик Индастриал Ко, Лтд», являющаяся одним из
мировых лидеров в производстве электротехники и электроники. В России, как и в других странах, торговые
марки этой компании широко известны. К ним относятся «Технике» и «Панасоник».
Основатель компании Комоскэ Мацусита сформулировал цель основных положений менеджмента:
? не хитря, будь честным;
? будь хозяином на своем месте;
? не живи вчерашним днем, постоянно совершенствуй свои знания;
? относись с уважением и вниманием к окружающим;
О все время помни о внешнем мире, приспосабливайся к законам его развития;
? с благодарностью относись к тому, что имеешь и получаешь, — мы все берем у общества в долг;
? не уставай задавать себе вопрос «На кого я работаю?» Ответ должен быть только один — на общество.
Вопросы
1. В чем заключается социальная направленность менеджмента?
2. Каким образом можно разумно совмещать в менеджменте частное и общественное начало?
3. Попытайтесь продолжить формулировку основных положений менеджмента Комоскэ Мацуситы, доведя их
число до десяти.
147
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
Задание 3
Классика менеджмента содержит примеры.емких выражений, кратко характеризующих суть менеджмента и
его значение для бизнеса. Это по существу принципы эффективного менеджмента. Вот некоторые примеры
принципов деятельности американских фирм «Дженерал Моторс» и «IBM».
? «Руководитель не может позволить себе роскошь учиться на
ошибках».
П «Вы можете свалять дурака в чем угодно, и вам дадут шанс исправиться. Но если вы хоть немного
схалтурите в том, что касается управления людьми, то вам конец. Здесь все просто: либо высший уровень работы,
либо нам придется расстаться».
1П «Успех нашего бизнеса тесно связан с дарованием и преданностью наших менеджеров. Прибыль течет
туда, где есть мозги».
Вопросы
1. Согласны ли вы с приведенными выше высказываниями?
2. Постарайтесь сформулировать собственную оригинальную интерпретацию аналогичного выражения с
учетом российской практики менеджмента. •
Задание 4
В российской экономической литературе излагается мнение о том, что имеется пять базовых направлений в
работе менеджера, в какой бы области он ни работал. Они все сводятся к интеграции ресурсов для поддержания
жизнеспособности и развития организации.
Во-первых, менеджер устанавливает цели. Он определяет конкретные задачи и пути их решения для
достижения целей.
Во-вторых, менеджер организует фирму как систему, направленную на их выполнение. Он анализирует виды
деятельности, решения, необходимые для достижения целей. Затем выявляет проблемы, ставит задачи,
группирует проблемы и задачи и поручает конкретным сотрудникам их выполнение.
В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию труда и коммуникации внутри фирмы. Он составляет команду
из людей, ответ-
148
Глава 2. Модуль «Умение вести групповую дискуссию»
ственных за определенные работы, делая это с помощью различных приемов, путем кадровых решений (об
оплате труда, назначениях, повышениях и др.), а также решений, повышающих качество труда и жизни
сотрудников. При этом осуществляются постоянные связи менеджера с подчиненными, начальниками,
коллегами.
В-четвертых, менеджер создает систему контроля. Он определяет единицы измерения, фиксируя показатели,
сориентированные на работу всей организации и в то же время на работу конкретного сотрудника. Он
анализирует и оценивает достигнутые результаты, сообщая о них своему руководству, подчиненным и коллегам.
В-пятых, менеджер способствует росту деловой карьеры людей, обеспечивая условия, благодаря которым
становится возможным продвижение по служебной лестнице членов организации.
Вопросы
1. Все ли основные аспекты многообразной деятельности современного менеджера здесь учтены?
2. Что, на ваш взгляд, нужно добавить, чтобы общая характеристика действий менеджера стала более полной?
Задание 5
Американская корпорация ЗМ известна в мире. В ее штате 83 тыс. человек, из которых 7 тыс. ученых.
Ассортимент продукции, производимый корпорацией, составляет более 60 тыс. наименований. Корпорация ЗМ
входит в число 100 наиболее преуспевающих компаний США.
Фундаментом деятельности корпорации является сочетание новаторских идей с техническим их воплощением,
в результате чего создается высококачественный, хорошо продаваемый товар и корпорация ЗМ занимает
лидирующее положение в области нововведений. Этому же способствует и эффективный менеджмент.
В деятельности корпорации можно выделить пять основных направлений:
П производство новой продукции — финансовая цель. Не менее 1/4 реализованной продукции должно
приходиться на изделия, поступившие в производство в течение последних пяти лет. Работа менеджеров
компании оценивается по этому критерию. Отсюда их стремление поддерживать на высо-
149
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
ком уровне научные исследования и поощрять к этому своих сотрудников;
? свободный обмен информацией между сотрудниками на разных этапах разработки проекта. Это
обеспечивает, с одной стороны, возможность использования в новых областях созданных современных
технологий; с другой — контроль за ходом выполнения каждой работы;
? неудачи воспринимаются как источник инноваций. Из ошибок, от которых никто не застрахован,
руководство стремится извлечь пользу. По этой причине корпорация продолжает трудиться над технологиями,
первоначально не дающими прибыли;
? предоставление сотрудникам условий и времени для того, чтобы они могли обдумать и предложить
собственные идеи. Людям свойственно работать над своими идеями особенно активно. Поэтому служащим
фирмы разрешается уделять разработкам своих идей до 15% рабочего времени;
О создание и предоставление самостоятельности временным подразделениям корпорации. Сотрудник,
который выдвинул идею о новом товаре, при одобрении ее руководством корпорации становится главным
менеджером и получает необходимые финансовые средства и оборудование. Он подбирает группу специалистов
(производственников, маркетологов, специалистов по сбыту, ценовиков) и создает временное подразделение.
Задача такого коллектива — разработка изделия от опытного образца до внедрения в массовое производство с
последующей реализацией.
Все сотрудники данной группы получают повышение в должности и прибавление к заработной плате в случае
успешного выполнения проекта.
Вопросы *
1. Сформулируйте стратегию деятельности корпорации ЗМ. Что главное в стратегии?
2. Какова роль менеджеров в успехах фирмы?
* Уткин Э. А. и др. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для
самопроверки по курсу «Менеджмент». М.: Финансы и статистика, 2000.
150
Глава 2. Модуль «Умение вести групповую дискуссию»
3. Какие условия требуются для использования опыта инновационной деятельности корпорации ЗМ на
предприятиях России?
Рекомендации
1. Описание задания выдается всем менеджерам для самостоятельной проработки в течение 5—10 минут.
2. После этого тренер предлагает ответить на предлагаемые вопросы всей группе. Задача — прийти к
согласованному групповому решению.
Время выполнения этого этапа — 20 минут. В более сложных заданиях время либо не ограничивается, либо
дается 40—50 минут.
3. Во время выполнения задания ведется видеозапись.
4. По окончании группа предлагает свои ответы на поставленные в задании вопросы.
5. Затем внимание группы направляется на процесс обсуждения. Во время обсуждения можно использовать
ориентировочные основы ведения дискуссии, которые и отрабатываются менеджерами.
Просмотр видеозаписи помогает делать акценты на более важных тренируемых аспектах ведения обсуждения.
Поэтому тренер должен выбрать наиболее информативные моменты в видеозаписи. Просмотр всей видеозаписи
займет очень много времени, это утомительно и нецелесообразно.
Вариант 9
1. Группа разбивается на команды по 4-6 человек.
2. Каждой команде выдается задание в письменном виде (одно из описанных выше). Каждая команда работает
автономно. На командную работу отводится 30-40 минут в зависимости от сложности решаемой проблемы.
3. В каждой команде выбирается представитель, который готовит презентацию результатов работы своей
команды.
4. Презентация каждой команды ограничена по времени (3— 7 минут).
5. Вопросы к представителю, его ответы. Команда может помогать своему представителю.
6. Обсуждение результатов работы команды.
151
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
7. Во время командной работы можно вести видеозапись.
8. Во время выступления представителей команд также можно делать видеозапись.
9. Обсуждение процесса командной работы. Обсуждение поведения лидеров в командах.
10. Просмотр видеозаписей.
11. Обсуждение выступления представителей команд.
12. Можно провести анкетирование в командах относительно эффективности поведения лидера в командах во
время обсуждения и решения поставленных задач (бланк анкеты см. в Приложении 7).
Рекомендации. Такой вариант представляет собой комбинацию деловой игры и тренинга. Он требует от
тренера умений проведения деловых игр. Желательно, чтобы участники к этому моменту прошли модули
«Публичное выступление» и «Групповая дискуссия и принятие решения».
Вариант 10. Деловая игра «Контауд»
После того как менеджеры пройдут модули «Самопрезентация», «Публичное выступление» и «Умение вести
групповую дискуссию для принятия решения», можно перейти к деловой игре «Контауд», разработанной нами
(см. Приложение 4). Деловая игра «Контауд» позволяет актуализировать имеющиеся у менеджеров в работе
проблемы, вербализовать их, проанализировать, лучше осознать и понять. Важным моментом является попытка
сформулировать то, что было неясным, смутным, неопределенным. Вербализация — путь к осознанию, а значит,
к осмыслению происходящего, к дальнейшему сознательному управлению, решению проблемы. Деловая игра
позволяет тренировать публичное выступление, групповое обсуждение и принятие решений. Таким образом,
участники не только начинают лучше понимать свои проблемы, но у них появляются готовые решения,
рекомендации со стороны других менеджеров, что, безусловно, является полезным для них.
Вариант 11. Деловая игра «Мотивация персонала»
Разработанная нами деловая игра позволяет отрабатывать навыки и умения организатора дискуссии, умения
принимать груп-
152
Глава 2. Модуль «Умение вести групповую дискуссию»
Экспертные оценки




Групповые ответы
Эксперт-индивид




Группа-индивид
Индивидуальные




Побудительные факторы трудовой
деятельности
ответы




1. Признание и одобрение со стороны 9
руководителя
2. Уважение вследствие хорошо 3
выполненной работы
3. Стремление быть полноценным 1
членом своей группы 3
4. Возможность продвижения 6
5. Потребность всегда хорошо 2
выполнять свои обязанности
6. Контроль. Регулярная оценка 8
выполненной работы
7. Возможность дисциплинарного 1
воздействия 5
8. Признание со стороны коллег. 1
Стремление не подвести своих коллег 1
9. Интерес к содержанию работы 5
10. Стремление достичь высоких 1
результатов, качественно решить
поставленные проблемы
11. Личные профессиональные цели 4
12. Возможность получить премию или 1
награду 4
13. Возможность получать более 7
высокую зарплату
14. Хорошие физические условия труда 1
2
15. Возможность получения 1
самостоятельной работы 0
Сумма разностей:

повые решения. С ее помощью можно увидеть и обсудить разнообразное поведение людей в ситуации
группового принятия решения. Она позволяет осознать сложности этого процесса, научиться управлять группой
для использования интеллектуального потенциала группы. «Мотивацию персонала» целесообразно проводить
после изучения модулей «Самопрезентация» и «Групповое обсуждение и принятие решения».
Исследования Р. Уасиниака показали, что значительная часть руководителей не имеет адекватных
представлений о реальных мотиваторах деятельности подчиненных.
Инструкция. Прочитайте предложенный список побудительных факторов трудовой деятельности.
Расположите предложенные фак-
153
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
торы в порядке убывания их значения для работников. В соответствии со своим решением проставьте номера
у каждого фактора в порядке убывания так, что наиболее важный фактор будет иметь номер 1, а наименее
важный — номер 15.
Инструкция для тренера по проведению деловой игры «Мотивация персонала»
1. Тренер раздает описание игры с бланками для ранжирования побудительных факторов, но без оценок
экспертов и просит выполнить задание индивидуально каждому члену группы в течение 5—10 минут. Ответы
записываются в таблице каждым участником в столбец с индивидуальными ответами.
2. Затем все садятся в круг, и тренер предлагает участникам тренинга выполнить то же задание всей группе.
Ранги обсуждаются и заносятся в таблицу каждым участником в соответствующий столбец с групповыми
ответами. На выполнение этой части игры отводится 30 минут и больше. Во время группового обсуждения
можно вести видеозапись.
3. Тренер объявляет результаты исследований, каждый член группы записывает их в соответствующий
столбец (экспертные оценки).
4. Тренер предлагает всем вычислить разницу рангов между своим мнением и мнением экспертов. Важно
абсолютное значение разности. Разности заносятся в соответствующий столбец таблицы каждым членом группы.
5. Аналогично вычисляется разница между мнением группы и мнением каждого члена группы. Абсолютное
значение разницы между рангами заносится в соответствующий столбец.
6. Тренер вычисляет разницу между мнением экспертов и групповыми рангами.
7. Затем тренер просит каждого члена группы зачитать полученную сумму разностей в столбцах:
индивидуальный ответ — груп-
Имена членов группы Сумма различий: Сумма различий:
индивидуальный ответ индивидуальный ответ —
-групповой ответ экспертный ответ

1. Александр 10 44
2. Наталия 30 10
З.Петр 25 7
4. Мария 50 35
154
Глава 2. Модуль «Умение вести групповую дискуссию»
повой ответ; Индивидуальный ответ — экспертный ответ. Полученные итоговые оценки заносятся тренером в
таблицу на доске так, чтобы они были всем видны. В таблице обязательно указываются имена членов группы.
Таблица может выглядеть так:
8. Тренер выделяет тех членов группы, кто имеет наименьшие и наибольшие значения различий между свои
мнением и мнением группы и экспертов-исследователей.
9. На основе полученных результатов проводится обсуждение процесса выполнения задания.
10. Просмотр видеозаписи помогает обратить внимание группы на поведение лидера, организатора дискуссии,
на поведение каждого.
Рекомендации. Во время обсуждения результатов игры можно отталкиваться от результатов, указанных в
итоговой таблице на доске.
Следует иметь в виду, что те члены группы, у которых определилась наименьшая разница между своим
мнением и мнением группы, возможно, оказали сильное влияние на групповые ответы.
Те члены группы, которые имели наименьшие различия между своим мнением и мнением экспертов,
оказались наиболее успешными в решении задачи. Но может быть, что они не оказали влияния на групповое
решение, возможно, были пассивны, не отстаивали свое мнение, или группа их не слушала, в результате группа в
целом пришла к худшему решению, чем могла бы. Таким образом, привлечение всех членов группы к
обсуждению, к решению проблем и задач дает возможность использовать интеллектуальный потенциал группы и
разрабатывать более разумные решения. Функция руководителя как организатора дискуссии и заключается в том,
чтобы привлекать всех членов группы к обсуждению и решению проблемы, создавать условия для
конструктивной дискуссии.
Может получиться, что те участники, которые оказали наибольшее влияние на решение группы, имели плохие
индивидуальные результаты, различие между их решение и мнением экспертов очень большое. И группа в
результате сильно ухудшила в целом свой результат, выбрав такие ответы, которые сильно отличались от
успешных. Аналогичные ситуации возможны и в жизни: группа попадает под влияние сильного лидера,
подчиняется ему без критики, в результате чего вырабатываемые решения оказываются не самыми лучшими.
Фактически такой лидер уводит группу в сторону от правильного решения проблемы.

<< Предыдущая

стр. 15
(из 40 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>