<< Предыдущая

стр. 16
(из 40 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

155
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
Вариант 12.
Деловая игра «Принципы менеджмента»
Деловая игра была разработана нами на основе публикации Э. А. Уткина и др. (2000). Игра позволяет поднять
вопросы организационной культуры: ценностей организации, принципов взаимодействия людей друг с другом в
пределах организации, а также за пределами компании: с обществом, потребителями и другими организациями.
Таким образом, данная деловая игра может представлять интерес не только из-за процесса группового
обсуждения, принятия решения, но и из-за содержания. Ее можно использовать для отработки навыков ведения
дискуссии назначенным заранее членом группы. Рекомендуем это делать уже после проведения более простой по
содержанию игры и после введения ориентировочных основ по функциям организатора дискуссии.
В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений с целью повышения
уровня культуры в организациях. В отличие от кодексов юридических норм этика основывается на культуре,
общественном мнении, традициях и привычках. Нормы этики выражаются в общих фиксированных
представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Следует помнить, что этика — это
принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного.
Еще в 1912 г. российскими предпринимателями было выработано семь принципов ведения дел в России:
1. Уважай власть. Власть — необходимое условие для эффективного ведения дела. Во всем должен быть
порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.
2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость — фундамент предпринимательства, предпосылка
здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах.
3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство — основа благополучия
государства. Российский предприниматель обязан в поте лица трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение
можно проявить только при опоре на частную собственность.
4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает
ответную любовь и ува-
156
Глава 2. Модуль «Умение вести групповую дискуссию»
жение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых
разнообразных способностей, побуждает их проявить себя с лучшей стороны.
5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто
тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй
сообразно своим средствам.
7. Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как
воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь
заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.
Мораль и этика зарождающегося в России бизнеса находят отражение в документах, разрабатываемых
некоторыми российскими фирмами. Имеются примеры разработки кодексов внутреннего поведения сотрудников
фирм. Из опубликованных материалов наиболее известным является Кодекс Российской товарно-сырьевой
биржи «Моральные требования, предъявляемые к брокерам РТСБ». Эти требования обязательны для всех
служащих биржи и брокерских контор. Документ формулирует требования, предъявляемые к бизнесменам не
только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни, в быту.
В литературе приводятся заповеди делового человека, при разработке которых был использован Кодекс.
Прежде всего необходимо отметить, что следуя этим заповедям, деловой человек обязан руководствоваться
правилом: оценивая методы и политику в области бизнеса, подумай, согласуется ли все это с понятиями правды и
справедливости?
Итак, остановимся на интерпретации заповедей делового человека и убедимся, что они должны быть основой
деловых отношений в бизнесе.
Заповедь первая. Уважай власть, ибо во всем должен быть порядок. В условиях успешного бизнеса одним из
важнейших элементов является должное уважение к власти. Это значит — нужно уважать законы страны, где вы
имеете деловые контакты, уважать своих коллег, своих деловых партнеров на всех уровнях общения.
157
L
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
Заповедь вторая.Ъудъ целеустремленным, ибо для достижения поставленной цели надо сосредоточить на
этом все свои усилия. Для того чтобы быть целеустремленным, бизнесмен должен уметь рационально
использовать время, средства и талант.
Заповедь третья. Будь верен своему слову. Не разделяй слово и дело. Бизнесмен должен уметь выполнять
свои обещания и поручительства, держать слово. Кроме того, известно, что эффективность делового общения
определяется также тем, чтобы вас правильно понимали, верно истолковывали ваши слова. Речь делового
человека не должна быть непонятной и тем более грубой.
Заповедь четвертая. Уделяй время отдыху и размышлениям о своей жизни, ибо отдых — необходимое
условие для творческой и эффективной работы.
Заповедь пятая. Оказывай уважение старшим, ибо будущее и настоящее базируются на прошлом.
Заповедь шестая. Уважай человеческую жизнь, человеческое достоинство и права человека.
Заповедь седьмая. Будь постоянен в сексуальных отношениях и в браке, ибо семья является фундаментом
любого общества и любой культуры. Хорошая, крепкая семья — залог процветания бизнесмена и его компании.
Заповедь восьмая. Правильно рассчитывай свои средства, ибо отличительными чертами процветающего
бизнесмена являются:
? оптимальное использование средств и ресурсов;
? мудрое руководство людьми.
Заповедь девятая. Будь честен и правдив, ибо хорошая репутация — это не только недопустимость
нечестности и лжи, но и помощь другим людям в том, чтобы избежать обмана.
Заповедь десятая. Уважай право частной собственности.
Задания
1. Прочитайте описанные принципы и заповеди, проанализируйте их и постарайтесь их проранжировать.
Расставляя ранги, исходите из того, насколько значимым, важным в менеджменте является тот или иной принцип
или заповедь. Наиболее значимому принципу (заповеди) приписывается номер 1, наименее значимому — 10. На
выполнение задания отводится 10 минут.
2. А теперь дополните список заповедей новыми принципами или заповедями, которые вы считаете важными,
необходимыми для включения.
158
Глава 2. Модуль «Умение вести групповую дискуссию»
3. Какие заповеди вы бы убрали или где изменили бы формулировку? На выполнение задания вам будет
отведено 10-15 минут. Ранги нужно проставлять в соответствующий столбец специальной таблицы.
Протокол деловой игры представлен в Приложении 6.
Вариант 13. ДИ «SWOT»
Разработанная нами деловая игра «SWOT» представляет собой структурированное групповое обсуждение
проблем стратегического развития организаций; преодоления кризиса в развитии; принятие решений в
отношении внедрения инноваций. Для принятия таких важных для организации решений менеджеры должны
уметь анализировать существующее положение вещей, уметь обсуждать важные вопросы в команде менеджеров,
уметь на основе анализа ситуации принимать оптимальные решения по преодолению кризиса в развитии, по
дальнейшему развитию организации.
Этому помогает известная в менеджменте SWO Т-концепция:
S (Strength) — сильные стороны организации,
W (Weakness) — слабые стороны организации,
О (Opportunities) — возможности, внешние благоприятные факторы,
Т (Threats) — угрозы, внешние неблагоприятные факторы.
Деловая игра, основанная на этой концепции, была разработана нами для администрации города и успешно
проведена (см. описание игры в Приложении).
1. Тренер на основе информации, полученной во время индивидуальных интервью, письменного опроса или
устного обсуждения выбирает адекватную методу проблему одного из участников тренинга.
2. Группа разбивается на четыре команды.
3. Каждой команде дается отдельное задание:
? команда № 1 обсуждает и выделяет сильные стороны организации, составляет список сильных сторон;
? команда № 2 обсуждает слабые стороны организации и составляет их список;
? команда № 3 обсуждает возможности, благоприятные факторы, составляет их список;
159
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
D команда № 4 обсуждает угрозы, неблагоприятные возможные факторы и составляет их список.
Команды работают в течение ограниченного времени (15— 20 минут).
Списки каждая команда может оформить на отдельных больших листах.
4. Из каждой команды выделяется представитель, который делает презентацию для остальных команд.
5. Команды объединяются в большую группу. Перед ними ставится одна задача: принять решения в
отношении возможных мероприятий, шагов для преодоления кризиса или дальнейшего более успешного
развития организации.
6. Тренер может вести видеозаписи:
? командной работы;
П выступления представителей команд;
? работы в полной группе.
7. Обсуждение:
? процесса командной работы;
? выступлений перед группой;
? групповой работы.
Обсуждение может сопровождаться просмотром видеозаписей.
Рекомендации. Для проведения данной деловой игры в сочетании с тренингом нужно много времени. Это
наиболее целесообразно делать, если все участники тренинга являются сотрудниками одной организации или
функционально взаимосвязаны.
После проведения ДИ «SWOT» организация может осуществить прорыв, рождаются новые идеи, новое
видение ситуации, возникающих проблем. Результаты работы — это хорошая демонстрация того, как можно
использовать интеллектуальный потенциал работников организации для дальнейшего развития и достижения
успеха.
Рекомендации по разделу
До начала обсуждения выполнения заданий целесообразно ввести правила поведения членов группы во время
обсуждения. Для этих целей мы разработали информационные листы с рекомендациями, которые можно раздать
участникам тренинга непосредственно перед началом обсуждения (эти информационные листы представлены в
разделе 3).
160
Глава 2. Модуль «Умение вести групповую дискуссию»
Во время обсуждения процесса групповой дискуссии участникам и особенно наблюдателям можно
предложить ответить на вопросы, использованные в схеме анализа групповой дискуссии (экспертная оценка).
1. Общая характеристика дискуссии:
? Получен ли результат в течение установленного времени?
? Является ли он «общегрупповым» (разделяют ли его все участники)?
? Какова общая атмосфера обсуждения?
2. Степень участия в групповой дискуссии:
? Кто был наиболее активным?
? Кто был наименее активным и, на ваш взгляд, почему?
3. Была ли попытка организации дискуссии, если да, то кто был ее инициатором? Насколько это удалось?
4. Были ли в дискуссии этапы ориентации, поиска решения и контроля?
5. Что вы можете сказать об этапе ориентации? Имели ли место:
? знакомство участников друг с другом;
? установление регламента работы;
? уточнение темы обсуждения;
? конкретизация проблемы и постановка задачи дискуссии;
? контроль единого понимания всеми участниками задачи дискуссии;
? многоаспектность в рассмотрении проблемы, ее учет.
6. Что вы можете сказать об этапе поиска решений?
? Все ли мнения были выслушаны, высказаны?
? Фиксировалась ли информации? Кем?
? В какой форме происходил сбор мнений?
О Сопутствовали ли высказываемым мнениям и суждениям оценки?
7. Общая характеристика заключительного этапа дискуссии.
? Кто был его инициатором и организатором (ответственность)?
? В какой форме происходили оценки и контроль?
d Наблюдалась ли напряженность, и если да, то как она снижалась?
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
8. Наблюдалась ли в процессе дискуссии ролевая дифференциация?
? Какие роли вы можете выделить?
? Были ли отдельные группировки, лидеры, скептики, молчуны, эмоциональные лидеры? Кто именно?
? Какие другие роли вы можете назвать?
9. Хотелось ли вам включиться в дискуссию?
? В какой момент? П В качестве кого?
При отработке умений управления групповым обсуждением в упражнениях, где организатор дискуссии
назначается, для оценки эффективности его работы можно использовать анкету. Анкета дается всем членам
команды или группы, оценки могут оставаться анонимными. Анкета для оценки поведения руководителя
дискуссии представлена в Приложении. Результаты анкетирования можно обсудить в группе.
Глава 3
МОДУЛЬ «ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ»
Введение
Обзор выполняемых менеджером функций и ролей (см. раздел 1) позволяет заключить, что менеджеру
необходимо обладать умением публичного выступления. Менеджеру приходится выступать на собраниях перед
большим количеством работников своей организации, на совещаниях перед менеджерами высшего и среднего
звена; перед более широкой аудиторией за пределами своей организации . Часто успех дела во многом зависит от
умения менеджера установить контакт с аудиторией, привлечь внимание; доходчиво, четко и ясно излагать свои
мысли; от умения убедительно говорить, используя ораторские приемы и аргументы.
Информационный лист «Технология работы над публичным
выступлением»
Публичное выступление можно разбить на фазы:
1. Докоммуникативная фаза (подготовка).
2. Коммуникативная фаза (собственно выступление).
3. Посткоммуникативная фаза (анализ).
Рассмотрим основные фазы публичного выступления.
Докоммуникативная фаза
Подготовка к выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач,
стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит
выступать, и т. д.
1. Тема выступления. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы выступления. Здесь
возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, то есть тема речи является
заданной. В этом случае ора-
163
тору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Однако нередко тему выступления приходится выбирать
самостоятельно. При этом следует исходить из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме
того, важно, чтобы тема представляла интерес и для выступающего, и для слушателей. Тема не должна быть
перегружена проблемами, не должна быть слишком широкой: достаточно рассмотреть два-три вопроса,
объединенных одной идеей.
2. Название выступления. Выбрав тему, необходимо продумать ее формулировку. Название выступления
должно бытьясяьш, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и
обязательно привлекать внимание слушателей. Следует избегать длинных формулировок, названий, включающих
незнакомые слова. Общие названия также требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать
выступающий оратор.
3. Цель выступления. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий
должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.
Надо иметь в виду, что цель речи формулируется не только для себя, но и для слушателей. Четкая формулировка
целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей.
Цели могут быть разными: информирование, научение, предоставление определенных сведений;
формирование убеждений, представлений, которые могут стать мотивами поведения; оказание эмоционального
воздействия на слушателей для создания у них определенного состояния или побуждения к определенным
действиям. Чаще всего цели перекрещиваются, то есть, например, выступление может быть направлено на
информирование слушателей и на воздействие на них. Отсюда вытекают и задачи оратора: привлечь внимание
слушателей, удержать его на протяжении всего выступления, захватить своей речью, зажечь их, дать
информацию, знания, призвать слушателей к действию, а в итоге — сформировать модель поведения.
4. Подбор материалов. Следующий этап подготовки публичного выступления — подбор материалов для
ораторской речи. При подготовке к выступлению можно пользоваться следующей литературой:
? официальные документы;
? научная, научно-популярная литература;
164
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
Рекомендуются следующие основные формы работы над выступлением:
1. Полный текст (не для чтения, а для пересказа своими словами).
2. Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами
собственными.
3. Тезисы: краткий конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т. п.
4. Развернутый план с цитатами.
5. Краткий план.
6. Речь без обращения к письменному тексту.
Импровизированное выступление, как правило, хорошо воспринимается аудиторией, в его ходе
устанавливается живой, непосредственный контакт со слушателями. Однако оратор из-за неотработанности речи
не всегда успевает уложиться в отведенное ему время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются
неосвещенными. Неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, не всегда точными
бывают формулировки, возможны речевые ошибки. Поэтому не случайно французы говорят, что лучший
экспромт тот, который заранее подготовлен.
Работа над речью невозможна без тщательного отбора и осмысления разнообразной информации. Ученые
выделяют несколько типов информации, в том числе содержателъно-фактуальную и содержательно-
концептуальную. Содержательно-фактуальная информация представляет собой сообщение о фактах, событиях,
процессах, явлениях, которые имели, имеют или будут иметь место в действительном или воображаемом мире,
отношение к ним со стороны других людей. Содержательно-концептуальная информация — это выражение
индивидуального понимания отношений между фактами, явлениями, событиями, понимание их причинно-
следственных связей, значимости в нашей жизни, их взаимодействия, то есть концептуальный подход к фактам.
Факты должны быть яркими, но не случайными, атипичными, отражающими суть явлений. К ним
предъявляется требование актуальности, практической направленности и значимости, достоверности и
абсолютной точности, системности и связи с общей идеей выступления, направленности на учет интересов и
потребностей аудитории.
166
Глава 3. Модуль «Публичное выступление»
При подготовке к публичному выступлению необходимо работать с разными источниками: трудами
философов, социологов, историков, экономистов, документами, архивными материалами, различной специальной
литературой, журналами и газетами, энциклопедиями и справочниками. Умелый отбор, систематизация и
организация фактического и теоретического материала, выражение личного отношения к нему, а также
оригинальность интерпретации дают хорошие результаты: ораторская речь становится действенной, она
активизирует внимание слушателей, влияет на их чувства, вызывает эмоциональное отношение к материалу,
способствует эффективному его заполнению, будит их творческую мысль.
8. Репетиция перед выступлением. Закончив подготовку материала, полезно прочитать его, уточнить время
его звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления темп. Это промежуточная
(предкоммуникативная) фаза, которую иногда называют «речь для себя», то есть произнесение текста либо
мысленно (внутренний монолог), либо вслух (внешний монолог). На этом этапе следует обратить внимание на
технику произношения, и в первую очередь на образцовое литературное произношение, соответствующее
произносительным нормам, а также на правильное ударение в словах. Важно уметь слышать звучание своей
речи, чтобы иметь возможность корректировать и совершенствовать ее. Следует обратить внимание и на дикцию

<< Предыдущая

стр. 16
(из 40 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>