<< Предыдущая

стр. 17
(из 40 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

— ясное, четкое, «чистое» произношение звуков.
9. Внешний вид оратора. Необходимо отметить, что успешность выступления в значительной степени зависит
от того, как выглядит оратор, от его внешнего вида. Чистый новый, отглаженный костюм, выражающий (но не
слишком категорично) индивидуальность оратора, играет огромную роль в создании позитивного настроя
аудитории относительно предстоящего выступления.
Коммуникативная фаза (собственно выступление)
Существуют три способа выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти с чтением отдельных
фрагментов и свободная импровизация. Читают текст в следующих случаях: если он представляет собой
официальное изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать; если оратор «не в форме» (болен,
плохо себя чувствует); если материал большого объема и явля-
167
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
ется новым для самого выступающего. Вообще же чтение по тексту не производит такого сильного
впечатления, как живая речь, во время которой оратор смотрит на слушателей, а не в бумаги. Нет ничего более
утомительного для слушателей, чем оратор, перестающий контролировать реакцию аудитории. Конечно,
искусство свободной речи приобретается не сразу, а в процессе длительной работы и необходимых тренировок.
После речи могут быть вопросы, в которых иногда заключается прямая или скрытая полемика. Это наиболее
трудная часть выступления, поскольку требует быстрой реакции оратора. Вопросы могут быть связаны с
уточнением какого-либо факта или теоретического положения с целью дополнения или разъяснения содержания,
с оценкой оратором фактов или с его мнением относительно данной проблемы. Большое количество вопросов
свидетельствует об интересе слушателей к выступлению.
Техника речи
Эффективность публичной речи и ее воздействие на аудиторию зависят в первую очередь от того, насколько
она аргументирована и убедительна. Однако культура звучания речи, ее звуковая выразительность, умение
оратора говорить правильно и четко также представляют собой важное средство воздействия. Сочетание
сильного, звучного голоса, четкой дикции, правильной и выразительной интонации — все это называется
техникой речи. Для оратора владеть техникой речи — значит осмысленно управлять своим речевым аппаратом,
умело и полно использовать голос, дикцию, интонации, паузы.
1. Восприятию речи в большой степени способствует голос оратора. Сильный, гибкий, выразительный голос
точно передает все смысловые и эмоциональные оттенки мысли. Голос отражает способность убеждать, доносить
до каждого слушателя свои мысли и чувства. Для этого голос должен изменяться по высоте, обладать широким
диапазоном звучания и разнообразной тембральной окраской. Диапазон голоса — это его звуковой объем.
Плавные переходы из одной тональности в другую придают речи выразительность, передают мысли во всей их
полноте и разнообразии оттенков. Бедность голосового диапазона приводит к монотонности, которая притупляет
восприятие речи.
168
Глава 3. Модуль «Публичное выступление»
Все содержание речи передается посредством звуков. Одна и та же мысль может быть выражена с
разнообразными звуковыми оттенками. Довольно трудно воспринимать невнятную речь, в которой отдельные
звуки произносятся нечетко, искажают смысл слов. Впечатление небрежной речи также производят смазанные
окончания слов и нечеткая скороговорка.
2. Дикционно чистая речь — большое достоинство оратора. Дикция — это отчетливое, ясное, четкое
произношение звуков, слогов и слов, соответствующее фонетическим нормам литературного языка. В четкости
дикции проявляется культура оратора, его уважение к языку и аудитории.
3. Выразительность звучания речи в значительной степени создается интонационным богатством.
Интонацией называется тональная окраска слов, последовательность тонов, различающихся по высоте, тембру,
темпу, то есть ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения
синтаксических отношений во фразе и эмоционально-экспрессивной окраски. Составными частями интонации
являются мелодика, осуществляемая повышением и понижением голоса, например при произнесении
вопросительного, восклицательного предложения; ритм — чередование ударных и безударных, долгих и кратких
слогов; интенсивность — сила или слабость произнесения, связанные с усилением или ослаблением выдыхания,
например, речь будет отличаться различной интенсивностью в комнатной обстановке и в большой аудитории. К
интонации относится и темп (скорость протекания речи во времени), и паузы между речевыми отрезками. Тон —
это высота звука, определяемая частотой звуковых колебаний; это высота звучания человеческого голоса. С
помощью изменения тона создается мелодический рисунок речи. Тембр — природная звуковая окрашенность
голоса, которая у каждого человека своя. Тембр придает речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки,
например интимный, веселый, иронический.
Оратору очень важно соблюдать темп речи, то есть скорость произнесения речевых элементов. Темп речи
зависит от содержания высказывания, от индивидуальных особенностей говорящего и его эмоционального
настроя. Слишком быстрая речь не позволяет слушателям вникнуть в содержание высказывания, слишком
медленная — вызывает раздражение.
169

L
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
Большую роль играют паузы: они облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчеркнуть и выделить
ее, поскольку они являются средством смыслового и эмоционального выделения слова или словосочетания.
Пауза — это временная остановка звучания, разрывающая поток речи, вызываемая разными причинами и
выполняющая различные функции. В потоке устной речи нередко возникают паузы обдумывания, в течение
которых говорящий формулирует мысль, находит наиболее нужную форму выражения, подбирает языковые
средства. Пауза дает возможность подумать, к какой мысли следует перейти дальше. Она позволяет
запечатлеться важным мыслям в сознании слушателей.
В зависимости от функции выделяются логические и психологические паузы. Логические паузы, отделяющие
один речевой акт от другого, формируют высказывание, помогают уяснить его смысл. Психологические паузы
подчеркивают эмоциональные моменты, создают определенный эмоциональный настрой, усиливают
психологическое воздействие речи.
Приведем несколько секретов хорошего выступления от Дейла Карнеги:
? Акцентируйте важные слова и подчиняйте им неважные.
? Меняйте тон голоса. Внезапно понизив или повысив голос, вы можете добиться того, что любая фраза или
слово, выбранные вами, будут выделяться на общем фоне.
? Меняйте темп речи. Замедляйте темп, когда подходите к слову или фразе, которые нужно подчеркнуть.
D Делайте паузу до и после важных мыслей. Молчание, как и внезапный звук, привлекает внимание.
4. Литературное произношение, отражающее бережное отношение к слову, — один из важных показателей
речевой культуры оратора, необходимое условие ясности и доходчивости речи. Несмотря на то что полной
унификации литературного произношения нет и существуют произносительные варианты, связанные с
территориальными признаками или имеющие стилистическую окраску, в целом современные орфоэпические
нормы представляют собой последовательную совершенствующуюся систему.
Большое значение для восприятия речи имеет ее благозвучие, которое связано с эстетической оценкой звуков
русского языка и предполагает сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Благозвучие
— одно из необходимых качеств хо-
170
рошей речи, обязательное требование культуры речи, так как затрудненная артикуляция, неоправданное
повторение одинаковых сочетаний звуков мешают восприятию материала.
Важным элементом звуковой организации речи является соблюдение акцентологических норм, связанных с
постановкой ударения в слове. Основная функция словесного ударения — фонетическое объединение слова,
выделение слова в речи. Кроме того, ударение играет роль смыслоразличительного средства.
Форма подачи материалов
ДЛЯ успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти
интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Необходимо продумать, в какой
последовательности излагать собранный материал.
Построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему
выступлению как единому целому называется композицией речи. Для наименования этого понятия наряду со
словом композиция употребляются также близкие по смыслу слова форма, построение, структура.
Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора,
содержанием его выступления. Эффективность речи снижается, а иногда и сводится к нулю, если соотношение
частей выступления нарушается.
Наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная,
включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Особенности каждой части
речи обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, ученые многочисленными
экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце
сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого
«закона края». Поэтому начало и конец речи, то есть вступление и заключение, должны быть в центре внимания.
Рассмотрим эти составные элементы композиции.
1. Вступление. Успех выступления в большей степени зависит от того, как оратор начал говорить, насколько
ему удалось привлечь внимание аудитории, заинтересовать слушателей. Неудачное вступление снижает интерес
слушателей к теме, рассеивает их внима-
171
ние. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется
цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная
психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы. Начинать выступление
рекомендуется с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения или юмористического
замечания. Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над
словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение, пробуждает интерес к выступлению, а также
помогает внимательно слушать и рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной
аудитории, к теме выступления. Эффективное средство завоевания внимания слушателей — вопросы к
аудитории. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность. При этом
необходимо учитывать состав аудитории и степень ее подготовленности.
2. Главная часть. Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха
выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача не только привлечь внимание слушателей, но и
сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления.
В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их
правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Материал необходимо расположить таким
образом, чтобы он работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться
своей цели. Причем выполнить свою задачу оратор должен наиболее простым, рациональным способом, с
минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Продумывая структуру главной части речи,
выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для
доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания
слушателей.
Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти
методы, сформировавшиеся на базе многовековой ораторской практики, активно используются и в настоящее
время. Рассмотрим основные из них.
Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного
случая, а затем под-
172
Глава 3. Модуль «Публичное выступление»
водит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.
Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает те или
иные положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах и фактах. Широкое распространение
этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.
Метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем,
что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, восприятию
основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.
Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором.
Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному
его анализу.
Ступенчатый метод—последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо
проблему, оратор больше к ней не возвращается.
Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ
изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.
Какими бы методами в выступлении оратор ни пользовался, его речь должна быть доказательной, а суждения
и положения убедительными. Оратору необходимо не только в чем-то убедить аудиторию, но и
соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном
направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических
доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Располагая
определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о таком важном принципе композиции,
как принцип усиления. Его суть заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно
нарастают, а самые сильные доводы используются в конце рассуждения.
3. Заключение. Заключение — важная композиционная часть любого выступления. Убедительное и яркое
заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение
губит порой неплохую речь. В заклю-
173
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
чении рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее
важные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся конкретные задачи,
которые вытекают из содержания выступления. Особое внимание необходимо уделить последним словам
выступления. Если первые слова оратора должны привлечь Внимание слушателей, то последние призваны
усилить эффект выступления.
Ораторские приемы и средства
Ораторская речь должна вызывать интерес у аудитории, стремление познать тему выступления. Однако
внимание слушателей со временем притупляется. Поддержать внимание у аудитории помогают ораторские
приемы и средства.
Рассмотрим некоторые из них подробнее.
1. Наглядность: для лучшего восприятия речи лучше все абстрактное представлять наглядно с помощью:
П метких сравнений и примеров,
? образов,
? коротких рассказов.
Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические
выражения, элементы юмора.
2. В ораторском искусстве особое значение имеет повтор. С его помощью лучше закрепляется основная
мысль, повышается убедительность речи. Различают следующие виды повтора:
? дословный повтор;
П варьируемый повтор (повторение содержания, но в новом словесном оформлении);
? частичный повтор (повторение первого слова или части предложения, ключевого слова предложения);
3. Разъяснение — это особая форма повтора, а именно расширенный повтор. В том случае, если выражение,
выбранное первоначально, кажется слишком слабым, при известных обстоятельствах к нему возвращаются,
улучшают и поясняют его.
4. Призывом (восклицанием) часто пользуются в речах с выражением мнения. Восклицания используют
эпизодически, поскольку
174
Глава 3. Модуль «Публичное выступление»
в противном случае их действие притупляется. Восклицания должны быть убедительными и неназойливыми.
5. Цепь — часто применяемое средство воздействия. В ней полный смысл одного звена мысли становится
ясным только в связи с другими, вплоть до последнего звена.
6. Кажущееся противоречие (парадокс) — особый вид игры слов. Парадокс представляет собой сознательно
акцентированную формулировку.
7. Вставка — это замечание, которое делается мимоходом. Ее функция — приобщить слушателя к моменту
высказывания. Зачастую вставка является сообщением, вызывающим внимание.
8. Предупреждение (постановка возражений) заключается в том, что оратор продумывает, какие возражения
можно выдвинуть с противоположной точки зрения, и сразу включает их в свою речь, а вслед за ними приводит
опровержение.
9. Мнимые вопросы (риторические). Ответ на них не дается. У мнимых вопросов одна задача —
стимулировать мысль слушателя.
10. К приемам привлечения внимания аудитории можно отнести и прямое требование внимания от
слушателей, обращение к слушателям с неожиданным вопросом.
11. Вопросно-ответный прием. Оратор вслух раздумывает над поставленной задачей. Он ставит перед
аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные возражения и сам же их отвергает. Это очень
эффективный прием: он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.
Все вышеперечисленные ораторские приемы и средства обычно не применяются одновременно, так как в этом
случае их действие становится менее эффективным. Главная задача ораторских приемов и средств — сделать
речь наглядной, внутренне напряженной и убедительной.
Посткоммуникативная фаза. Анализ проведенного выступления
После публичного выступления речь необходимо проанализировать. Основными критериями критики речи
являются следующие: объективность, ясность, наглядность, рациональность структуры, последовательность
изложения, хорошее введение, повыше-
175
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
ние уровня напряжения речи к ее окончанию, требуемая громкость, гибкое изменение темпа и
соответствующее ситуации поведение оратора во время речи.
К недостаткам в композиции публичного выступления относится нарушение логической последовательности в
изложении материала, перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных
положений, обилие затронутых вопросов и проблем. Вниманию аудитории рекомендуется предлагать не более 3
—4 вопросов. Публичное выступление не должно содержать фактов, примеров и т. п., не относящихся к
обсуждаемому предмету.
Ориентировочные основы «Публичное выступление»
Саморегуляция 1. Настройка на диалог. 2. Восприятие и оценка
(внутренняя аудитории: ее состояния и своеобразия. 3.
деятельность) Сосредоточение. 4. Внешний вид, поза, взгляд



Невербальные 1. Установление и поддержание контакта с
компоненты аудиторией. 2. Техника речи: голос, дикция, интонация
выступления (тон, тембр, темп, мелодика, ритм, громкость, паузы). 3.
Произношение, ударение в слове

Вербальные 1. Вступление:
компоненты а) обращение, тема, актуальность, значение
выступления выступления, история вопроса, цель выступления; б)
настройка, подготовка слушателей, пробуждение
интереса. 2. Развитие темы: а) метод изложения
материала; б)аргументирование,убедительность; в)
сохранение внимания с помощью ораторских приемов и
средств; г) регуляция обратной связи. 3. Заключение:
а) подведение итогов: повторение основных мыслей
и важных положений; б) постановка задач; в) выход из
контакта




176
Упражнения
Вариант 1. Презентация компании
Участникам предлагается подготовить и сделать презентацию продукции или услуги их организации. На
подготовку отводится пять минут. После этого каждый член группы делает презентацию, стараясь использовать
информацию ¦, изложенную в ориентировочных основах, в отношении публичных выступлений.
Рекомендации. Во время выступлений ведется видеозапись. После выступления всех членов группы
целесообразно приступить к обсуждению, используя видеозаписи и ориентировочные основы. Обсуждение
можно начать с ответа на вопрос об общем впечатлении от выступления, а затем перейти к анализу того, за счет
чего выступающий вызвал хорошие чувства, произвел сильное впечатление, заинтересовал, убедил и т. п. И

<< Предыдущая

стр. 17
(из 40 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>