<< Предыдущая

стр. 23
(из 40 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Тренер может подвести итог: у кого хорошо получилось упражнение, а у кого коммуникация была
искаженной, неточной.
Упражнение позволяет осознать способность каждого использовать невербальные средства общения,
корректировать свои действия после получения обратной связи от других членов группы. Развивает внимание к
невербальным проявлениям у тех, кто наблюдает за выполнением упражнения другими парами.
Упражнение 6. «Мост»
Участники разбиваются на пары. Тренер предлагает им представить, что в определенном месте, посередине
комнаты протекает горная река через горное ущелье. Через реку перекинут подвесной качающийся мостик.
«Первые» стоят по одну сторону реки, «вторые» — по другую. Нужно договориться и тем или иным образом
перейти мост. Говорить бесполезно, река очень шумная, голоса не слышно. Мостик очень узкий, практически
рассчитан на одного человека.
Упражнение дает возможность осознать многовариантность поведения человека в одной и той же ситуации.
Каждый видит, на-
228
Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта»
сколько успешно ему удается договориться, используя язык невербального общения.
В тренинге коммуникативных навыков упражнение лучше не обсуждать. Разминочные упражнения
направлены на пробуждение интереса к невербальному общению, мотивации к развитию способности
использовать язык невербального общения; на осознание своей несовершенности в использовании этого языка.
В случае, если тренер ориентирован на тренинг личностного роста, выполнение упражнения дает много
информации о поведении членов группы, которое обсуждается по завершении упражнения.
Упражнение 7. «Мотивированная ходьба»
Члены группы стают в круг и начинают двигаться по кругу в одном направлении. Потом тренер дает
инструкцию: «Представьте, что идет дождь».
Участники без слов изображают, как они идут под дождем. Через некоторое время тренер дает новую
инструкцию: «Представьте, что дует сильный, холодный ветер прямо в лицо». Через определенное время:
«Светит солнце, жарко; в определенном месте большая лужа (ее нужно перепрыгнуть); «Вы идете по воде, по
горячему песку, по скошенной траве, по снегу, по шишкам; спешите на работу, возвращаетесь с работы; идете к
зубному врачу и т. д. и т. п.»
Упражнение раскрепощает, дает возможность активировать невербальные компоненты общения. Участники
тренинга настраиваются на определенную форму и тематику дальнейшей работы.
Выполнение упражнения не обсуждается, оно носит разминоч-ный характер.
Упражнение 8. «Анабиоз»
(Источник: Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры)
Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и
«реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз
существо с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача «реаниматора», на которую отводится одна минута,
состоит в том, чтобы вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. «Реаниматор» не имеет
права прика-
229
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
саться к «замороженному» или обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располагает, — это
взгляд, мимика, жест и пантомима. Признаками успешной работы «реаниматора» можно считать непроизвольные
реплики «замороженного», его смех, улыбку и другие эмоциональный проявления. Реаниматоры ходят по кругу и
меняют замороженных.
Упражнение можно выполнять по очереди или всем вместе. Смотрят, кто дольше всех продержался в
«замороженном» состоянии, то есть кого труднее всего было вывести из замороженного состояния и кому
труднее было заразить эмоциональным состоянием; кто быстрее всех «разморозил». Делаются выводы
относительно того, что помогало.
Упражнение 9. «На страже»
(Источник: Цзен Н. В., Пахомов Ю. В., 1985)
Группа делится на две части так, чтобы в одной подгруппе было на одного человека меньше. Стулья
расставляются по кругу, и одна подгруппа садится на них, при этом один стул остается свободным. Члены второй
подгруппы встают за стульями. Задача того, кто стоит за пустым стулом, переманить к себе любого члена группы
из тех, которые сидят на стульях. Делать это нужно осторожно и незаметно для того, кто стоит за стулом
интересующего человека. Задача стоящих за стульями участников игры «сторожить» тех, кто сидит на их стуле.
Как только они замечают, что водящий член группы пытается договориться с их «подопечным», нужно быстро
положить свои руки ему на плечи, тем самым удерживая его на месте. Задача сидящих на стуле незаметно и
быстро «сбежать» от стражника, пока он не успел схватить за плечи.
Игра проводится без слов, требует предельного внимания от тех, кто на страже, быстроты, понимания
невербальных сообщений того, кто водит, сидящими на стульях. Следующим водит тот человек, чей
«подопечный» сбежал из-под «стражи», то есть теперь он должен переманивать кого-нибудь из сидящих на
стульях к себе на пустой стул.
Упражнение 10. «Комплимент»
Все встают в круг. Тренер предлагает, бросая мяч любому из группы, обратиться к нему по имени и сказать
ему что-то приятное. Сам
230
Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта»
тренер может быть первым и дальше продолжает участвовать в упражнении. Это позволяет задавать модель.
Если возникают паузы, это не означает, что нужно сразу прекращать упражнение. Обычно игра имеет свою
динамику. Сначала говорят довольно поверхностные, банальные фразы друг другу, но постепенно обращение и
высказывания трансформируются в передачу позитивной обратной связи друг другу и начинают носить личный
характер.
После этого упражнения настроение в группе обычно повышается, все остаются довольными услышанным.
Рекомендации. Разминочные упражнения направлены на пробуждение интереса к невербальному общению,
мотивацией к развитию способности использовать язык невербального общения; на осознание своей
несовершенности в использовании этого языка.

Упражнения на развитие сензитивности, эмпатии
Данная группа упражнений может быть использована для тренинга сензитивности, способности чувствовать
себя, других и ситуацию. Эти упражнения развивают понимание невербального поведения других людей,
тренируют способность выражения своих чувств с помощью невербальных средств общения и понимания того,
какие чувства хотел выразить другой человек. Отдельные упражнения можно включать в тренинг
коммуникативных навыков менеджеров, так как сензитивность способствует установлению психологического
контакта с партнером.

Упражнение 1.
Вербализация признаков экспрессии эмоциональных состояний
Нужно описать экспрессивные признаки шести эмоциональных состояний: радости, удивления, отвращения,
гнева, страха, страдания, на которые каждый член группы ориентируется при опознании эмоциональных
состояний другого человека.
Каждый член группы пишет самостоятельно на листочке. Затем все по очереди зачитывают написанное
индивидуально вслух
231
для совместного обсуждения. Участники могут отметить общие признаки, скорректировать неадекватные
признаки.

Упражнение 2.
Экспрессия эмоционального переживания
Все свободно перемещаются по комнате с закрытыми глазами. Тренеру нужно позаботиться о том, чтобы
никто не ударился о предметы, о мебель, чтобы было достаточно большое пространство. Потом по команде
тренера все останавливаются и открывают глаза. Тренер дает инструкцию встать лицом к тому члену группы,
который оказался ближе всех. Так все распределяются по парам. Затем идет инструкция: «Представьте, что перед
вами незнакомый человек, просто постойте и молча посмотрите друг другу в глаза». После этого все снова
закрывают глаза и ходят по комнате. Тренер снова всех останавливает, и все открывают глаза и с тем, кто стоит
рядом, образуют пары.
Тренер дает новую инструкцию: «Представьте, что вы встретили своего лучшего друга». Снова все закрывают
глаза и ходят по комнате. Снова тренер останавливает всех, и по команде все открывают глаза, разбиваются на
пары.
Следующая инструкция: «Представьте, что перед вами ваш злейший враг». Снова все закрывают глаза и ходят
по комнате. Тренер снова всех останавливает, члены группы открывают глаза, разбиваются на пары.
Заключительная инструкция: «Представьте, что перед вами человек, у которого большое горе, нужно его
успокоить». Участники выполняют предложенное задание.
Потом все садятся в круг и обмениваются впечатлениями.

Упражнение 3.
Невербальное выражение эмоций и «чтение» по невербальным признакам
Участники группы разбиваются на пары, становятся в круг. По команде тренера всем нужно начать
испытывать то или иное эмоциональное состояние, эмоцию или чувство. Тренер может неожиданно командой
«стоп» остановить всех в тех позах, в каких они находятся. Можно выделить одну пару, тогда остальные
наблюда-
232
ют их. Пары можно менять, чтобы охватить большее количество участников и эмоций.
Тренер может предложить передать невербально переживания следующих ситуаций, эмоций и чувств:
1) друг не позвонил и не пришел на день рождения;
2) неожиданный сюрприз, подарок;
3) гордость за себя;
4) высокомерие;
5) подозрительность;
6) враждебность;
7) гнев;
8) любовь;
9) радость; 10) обида.
После выполнения упражнения проводится обсуждение. Можно сделать обобщения о том, каким образом
выражаются те или иные чувства.
Упражнение 4. Развитие способности понимать эмоциональное состояние партнера
Водящий выходит в коридор, все принимают позы и выражение лица в соответствии с выбранным каждым
членом группы эмоциональным состоянием. Тренер приглашает водящего. Тот должен отгадать, определить, кто
в каком эмоциональном состоянии находится или что выражает. Тот член группы, кого не отгадали, выходит
водить.
Упражнение 5. Выбор по рукопожатию
Один человек становится в центр, закрывает глаза. К нему подходят все по очереди и пожимают руку.
Водящий, если хочет, чтобы данный человек стал его начальником, посылает его направо, если не хочет —
налево. Возможна модификация: если хочет сотрудничать с ним как с партнером — направо, если не хочет —
налево.
Рекомендации. Упражнение выполняется молча. Потом выполняющий упражнение член группы открывает
глаза и смотрит, кого
233
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
куда он направил. По желанию участников упражнение можно выполнить несколько раз. Обычно не
обсуждается.
В качестве резюме делается заключение о том, что тактильный контакт дает неосознаваемую информацию, а
причины, по которым сделан выбор, объяснить трудно.
Упражнение 6. «Передача чувства» по кругу
Все члены группы очень плотно друг к другу садятся на стульях в круг. Все закрывают глаза. Задача в том,
чтобы передать по кругу какое-нибудь чувство без слов, только только используя прикосновения к рядом
сидящему члену группы, в соответствии с передаваемым чувством. Тренер назначает того, кто делает это
первым. После этого участник может открыть глаза, а член группы, воспринявший переданное чувство, должен
передать его следующему члену группы. При этом совсем не обязательно в точности повторять движения
предыдущего члена группы, главное — передать то же самое чувство, состояние, при этом можно использовать
другие движения, прикосновения.
После того как чувство передано по кругу, оно возвращается тому, кто его отправил. К этому моменту все
сидят с открытыми глазами. Каждого, начиная с первого участника, спрашивают, какое чувство получил, какое
отправил. В результате находят того или тех людей, из-за которых произошло искажение.
Упражнение 7. Прикосновение
Тема. Контакт, пантомима, сплочение группы.
Цель. Передать и почувствовать чувство через прикосновение. Миф: телепатия.
Этапы проведения и инструкции. Выбирается один участник, который садится на стул, — «сенсор». Любой
другой участник посредством прикосновения передает ему какое-то чувство. «Сенсор» пытается это чувство
угадать. В случае угадывания его место занимает другой.
Варианты. Возможен социометрический вариант этой игры: «сенсор» садится спиной к группе, а
прикасающиеся к нему выражают свое отношение. Задача «сенсора» — отгадать, кто к нему прикоснулся.
234
Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта»
Комментарии. Ведущий должен проследить за тем, чтобы в упражнении приняли участие все члены группы.
Игра раскрепощает и может служить переходом к пантомимическим упражнениям.
Упражнение 8. «Разведчик»
(Источник: Цзен Н. В., Пахомов Ю. В., 1985)
Выбирается один из участников — «разведчик». По команде ведущего «замерли!» вся группа неподвижно
застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив
позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники
делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения
сделаны, «разведчик» открывает глаза (или возвращается); его задача — обнаружить все перемены.
Упражнение 9. «Таможня»
Цель. Тренинг эмоциональной чувствительности (как необходимой личностной основы общения, контакта).
Кто в группе лучший «таможенник», кто лучший «контрабандист» (эксперты по чувствительности
эмоциональных состояний)?
Задание. Каждый должен (можно не все) несколько раз зайти в комнату. Один раз нужно попытаться провести
контрабанду: спрятать что-то в одежде. Группа (каждый индивидуально) должна отгадать, в который из его
заходов он провозил контрабанду. Группа может задавать вопросы. Каждый должен подсчитать, сколько раз
отгадали. Кто больше всех отгадал, тот лучше всех определяет состояние человека. Тот член группы, кого реже
всего отгадывали, — обычно его труднее всех бывает «разморозить» в упражнении «Реаниматор» — лучше всего
скрывает свои эмоции, обманывает (см. Цзен, Пахомов, 1985).
Упражнение 10. Концовка
В конце дня или всего тренинга все встают и кладут руки на плечи друг другу. Стоят в кругу. Тренер
предлагает передать энергию, тепло по очереди каждому члену группы. Все делается молча, не спеша.
235
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
Можно использовать как способ усиления сплоченности группы, возникновения чувства «мы», особенно
после упражнений, вызывающих много отрицательных эмоций, разногласия, конфликты.
Рекомендации. Предложенные упражнения имеют одну основную цель: раскрепостить членов группы, снять
жесткое давление со стороны Супер-Эго руководителей, пробудить интерес к своей психической эмоциональной
жизни. В связи с этим тренеру желательно избегать оценочных, критических замечаний, также ему нужно
защищать членов группы от возможных нападок со стороны других членов группы. Необходимо создать
атмосферу принятия, поддержки, одобрения членов группы. Установка ведущего может быть сравнена с
поведением «достаточно хорошей мамы». Ведущий не просто помогает отработать определенные техники, а
своим поведением демонстрирует то, как нужно устанавливать контакты. Поэтому важно, чтобы поведение
самого тренера не расходилось с тем, чему он хочет научить руководителей. Обучение происходит и на
бессознательном уровне, что может быть даже важнее, чем сознательное обучение.
Ролевые игры
Процедура проведения ролевых игр обычно следующая.
? Дается инструкция по проведению ролевых игр.
? Дается задание: зачитывается или объясняется ситуация.
? Назначаются тренером или вызываются сами участники ролевой игры.
? Распределяются роли, действующим лицам даются инструкции.
? Дается время на продумывание и подготовку.
? Тренер создает «сцену», остальные стулья отодвигаются подальше в виде полукруга, на них размещаются
«зрители».
? Дается инструкция «зрителям».
? Сама ролевая игра, во время которой ведется видеозапись.
? Обмен впечатлениями сначала со стороны участников ролевой игры, потом зрителей.
? Просмотр видеозаписи.
? Анализ и обсуждение ролевой игры.
236
Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта»
До проведения ролевых игр тренер должен объяснить, что такое роль и что означает играть роль. Можно дать
инструкцию в письменной или устной форме.
Информационный лист «Метод ролевых игр» приведен в разделе 3, главе 2. Там же изложены инструкции для
тренеров и форма обсуждения ролевых игр. Информационные листы «Рекомендации для получения обратной
связи» и «Рекомендация для тех, кто высказывается с обратной связью» приведены там же.
Информационный лист «Социальные роли»
Роль — это совокупность нормированных способов поведения, которые ожидаются от человека
определенного статуса. Из всего поведения человека роль охватывает ту часть, которая повторяется, которая
безлична, стандартизирована. Роль — это набор ожидаемых поведенческих паттернов, приписываемых тому, кто
занимает данную позицию в социальном образовании. Восприятие роли — это точка зрения индивидуума в
отношении своей роли в данной ситуации.
Ролевые ожидания — это то, как другие думают, как должен вести себя человек в данной ситуации. Роль
задается человеку в форме ожиданий от окружающих людей. Часть ожиданий нам хорошо известна, поскольку
они изложены письменно (законы, инструкции, постановления и т. п.). Остальные ролевые ожидания
воспринимаются интуитивно и недостаточно осознанно — это различные неписаные правила и законы.
Выполнение своей роли регулируется одинаково как писаными, так и неписаными правилами.
Ролевое поведение составляет значительную часть поведения человека в целом. Роль как поведенческий
паттерн формируется под влиянием социума: общества, семьи, поэтому она детерминирована исторически,
культурально. Обычно задается приемлемый разброс вариаций в ролевом поведении, но существуют
определенные границы, или рамки, роли. Эти границы и обусловливают нормы ролевого поведения, за пределы
которого заходить никому нельзя. Любое нарушение, выход за рамки ролевого паттерна может вызвать
отрицательную реакцию социума с последующим наказанием.
Итак, ролевое поведение интернализуется человеком в процессе его развития в конкретном окружении: семьи,
страны в кон-
237
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
кретное время: век, год. На этот процесс накладывается индивидуальное восприятие, понимание роли,
индивидуальная структура ценностей, потребностей, мотивов, которые определяют собственное отношение к
роли. В результате ролевое поведение приобретает индивидуальный стиль, рисунок. «Реальное поведение
человека является результатом преломления требований общества в индивидуальной специфичности каждого
отдельного человека, в его психической организации и его биографии. Это так называемая интернализованная
роль, то есть "внутреннее" определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому
положению и вытекающим из него обязанностям» (Журавлев, 1976).
Ролевой конфликт — ситуация, когда индивидуум сталкивается с разнонаправленными ролевыми
ожиданиями. Поскольку в нашей стране люди живут в достаточно разнообразных условиях, ролевые ожидания
могут существенно отличаться у людей в зависимости от возраста, пола, национальности, окружающей
социальной среды и т. д.
В организации обычно выделяют три типа ролей: институциональные, групповые и индивидуальные. Понятие
роли в ролевой теории понимается как символы, как «оболочки», в которые «входят» конкретные люди. В связи с
этим в стандартной ситуации поведение человека сводится к символическому, а не к реальному поведению. Но в
нестандартных, тем более в критических ситуациях поведение человека является настоящим, взаимодействие
между людьми — реальным, а не символическим. С этим и связаны сложности в управлении поведением
персонала в организации. Поэтому понятие ролевого поведения достаточно условно, но вместе с тем дает
определенное понимание того, почему человек ведет себя так, а не иначе. В любом действии и поступке есть доля
ролевого поведения.

<< Предыдущая

стр. 23
(из 40 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>