<< Предыдущая

стр. 27
(из 40 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


8. Вы скрываете свои истинные мотивы, маскируете их. Вы
Манипулирование используете партнера для достижения лишь своих личных интересов.
Опускаете важные моменты в высказывании партнера. Сознательно
не отвечаете на те вопросы, которые вам невыгодны. Уходите от
темы, уводите разговор в нужное для вас направление
9. Вы, не выяснив окончательно то, что хочет сказать собеседник,
Преждевременное спешите выразить свое отношение к услышанному, свое согласие или
выражение своего несогласие с его словами
отношения
10. Вы невнимательно слушаете собеседника из-за: усталости,
Недостаток или отсутствия интереса, своих мыслей и переживаний
отсутствие
внимания

11. Речевая Перед тем как высказаться, вы не упорядочиваете собственные
небрежность мысли. Используете большое количество терминов, иностранных
слов. Зы стремитесь в одном предложении сказать слишком много,
что делает ваше высказывание запутанным.
Зы включаете в свое высказывание слишком много не связанных
между х>бой мыслей, что затрудняет понимание связей между ними




Кроме того, отметим типичные ошибки, мешающие передаче информации:
1, Неправильный выбор слов; построение фразы, которая может способствовать отрицательной реакции.
268
Глава 6. Модуль «Прием и передача сообщений/информации»
2. Неправильная организация сообщения: за вниманием к сообщению должен идти интерес, вызвав интерес,
можно переходить к основным положениям, после основных положений следуют возражения и вопросы, от них
переходят к вопросам и выводам, от выводов — к действиям.
3. Неправильная оценка способности получателя информации понять сообщение.
4. Недостаточная конкретность: необходимо четко указать, какие действия руководитель ждет от
подчиненных и в какие сроки.
5. Форма передачи. При этом учитывается степень добросовестности и компетентности: это может быть
просьба, совет, приказ, вопрос и т. д. Требовательность никогда не должна выходить за рамки уважительных
отношений, иначе результат будет обратным: унижение достоинства порождает цепную реакцию неуважения и
по «горизонтали» и по «вертикали».
Разминочные упражнения
Упражнение 1.
Рассказ о том, как я провел вчерашний день
Один член группы рассказывает всем о том, что он делал накануне после тренинга или с утра. Дается
инструкция, согласно которой рассказ должен быть как можно более подробным, с деталями, цифрами и т. п.
После окончания своего повествования этот член группы просит любого из группы воспроизвести его рассказ.
Остальные слушают и отмечают неточности, о которых сообщают по завершении пересказа. Затем
пересказавший чужую историю рассказывает о своем дне и т. д. После 4—5 историй упражнение можно
завершить.
Упражнение 2.
Сочинение детективной истории
Все сидят в кругу. Кто-то первым начинает сочинять фантастическую или детективную историю и произносит
пару фраз. Следующий участник повторяет последнее предложение и продолжает эту историю и т. д. по кругу.
269
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
Упражнение 3. «Стыковка»
Игра проводится в четверках. Двое участников садятся друг против друга так, чтобы их колени соприкасались,
и закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук — «космические станции» — они вытягивают навстречу
друг другу. Двое других игроков становятся позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих участников
начинает с помощью словесных команд или прикосновений управлять движениями правой руки сидящего перед
ним. Цель стоящих за креслами игроков — свести концы указательных пальцев своих партнеров (см. Цзен,
Пахомов, 1985).
Упражнение 4. «Муха»
Для этого упражнения нужно нарисованное игровое поле 3 на 3 и небольшая присоска или пластилин.
Присоска играет роль мухи. Тренер объясняет всем правила игры. «Муха» по команде выполняет движения:
вверх, вниз, вправо, влево на одну клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля.
Команды подаются участниками по очереди. Сама игра проводится после разъяснений на воображаемом поле.
Каждый участник делает один ход, представляя поле в уме. Если кто-то теряет нить игры или делает такой ход,
что «муха» вылетает за пределы поля, игра приостанавливается. Потом «муха» возвращается в исходное
положение и игра продолжается.
Игра требует постоянной сосредоточенности внимания. Обычно проходит оживленно, но довольно быстро
может наступить утомление (см. Цзен, Пахомов, 1985).
Упражнение 5. Коллективное черчение фигур
Тема. Зрительное представление, рефлексия, сплочение, внимание, пассивность.
Цель. Создать единое для группы пространственное представление.
Оборудование. Листы с крупно начерченными фигурами.
Этапы проведения и инструкции. На примерах разъясняется, каким образом серии команд (вверх, вниз,
вправо, влево) приводят к начертанию ломаной линии. Обязательно приводится пример с
270

Глава 6. Модуль «Прием и передача сообщений/информации»
противоположными командами — вправо/влево, или вверх/вниз. Затем предлагается начертить серию
усложняющихся фигур — линия, лесенка, квадрат, угол, крест и т. п. В случае, если один из участников потерял
картинку или «заподозрил» кого-либо в ошибке, он останавливает игру командой «стоп», и все начинается
сначала.
Варианты. Игроков можно разбить на две команды, соревнующиеся на скорость начертания одной и той же
фигуры. Возможен вариант, когда один из участников или ведущий, не показывая остальным, делает чертеж на
бумаге по командам игроков и в случае отклонения останавливает игру. В другом варианте он ведет запись игры,
не вмешиваясь в ее ход, и после окончания игры эта запись обсуждается всеми участниками.
Комментарии. Упражнение динамизирует групповой процесс. Иногда участники понимают, что свое
представление мешает сотрудничать, и приходят к идее непредвзятости. Игра может служить тестом на
импульсивность действий и оценок, стремление к лидерству, эгоцентризм и ригидность мышления.
Упражнение 6. «Японские камни»
Тема. Наблюдательность, внимание, воображение, контакт.
Цель. Научиться замечать детали предметов и запоминать их. Миф: камень остается в голове.
Этапы проведения и инструкции. Участникам дается по камню и предлагается внимательно его изучить.
Затем игроки возвращают камни, разбиваются на пары и обмениваются описаниями. Каждый по описанию
отыскивает камень партнера. Затем идет общее
обсуждение.
Варианты. Громоздкий вариант — каждый отыскивает камень каждого. Интересный вариант — предложить
камню имя, отражающее его особенности. Возможен вариант, в котором участник описывает один из лежащих
перед группой камней, остальные участники пытаются найти его. Можно использовать другие предметы: клочки
бумаги, листья, куски мыла и т. д.
Комментарии. Обычно наиболее успешными оказываются те, кто при описании деталей использует образы. В
некоторых случаях может возникнуть общее переживание (медитативное ощущение) камня.
271
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
Упражнение 7. «Клешня»
Группа разбивается на пары. Один из участников закрывает глаза и представляет свою руку «клешней» из
двух, трех, четырех или пяти захватывающих пальцев. Другой кладет на стул один или несколько предметов. Его
задача — с помощью «клешни», послушно выполняющей все указания, захватить предмет и переложить его на
другой стул. «Клешня» устроена так, что может перемещаться во всех направлениях, сохраняя ориентацию
перпендикулярно к поверхности стула, а также сводить и разводить пальцы (см. Цзен, Пахомов, 1985).
Целесообразно ограничить время исполнения задания. Можно проводить игру в двух парах одновременно,
каждая из которых перетаскивает с помощью «клешни» предметы со стула соперников на свой стул до тех пор,
пока они не окажутся сосредоточенными на одном стуле.
Обладатель «клешни» — не заинтересованное в исходе задания лицо, способное к механическому
выполнению команд своего оператора: («от себя», «на себя», «влево», «вправо», «вверх», «вниз», «захватить»,
«разжать», «стоп»).
У оператора мобилизуется способность к чувствованию.
Психогимнастические упражнения на развитие внимания, быстроту
мышления
Упражнение 1. Двигательная игра
Происходит перемещение со стула на стул по кругу таким образом, чтобы стоящий в центре член группы не
мог сесть на свободный стул. Тренер или водящий командует о перемене мест всех сидящих. Например, «все
блондины меняются местами; все, кто храпит ночью, меняются местами» и т. п. Сам водящий использует данный
момент для того, чтобы сесть самому на один из свободных стульев.
Упражнение 2. Игра с мячом
Члены группы перекидывают мяч друг другу, сопровождая данное движение словами, причем мяч всегда
обозначает какую-ни-
272
Глава 6. Модуль «Прием и передана сообщений/информации»
будь вещь (например, яблоко, кирпич, ребенка, горячий утюг и т. п.). И поймавший мяч член группы должен
обходиться с ним так, как если бы этот мяч был тем предметом или объектом.
Упражнение 3. Гимнастика с запаздыванием
Вся группа повторяет за одним членом группы любое физическое упражнение или движение, темп
убыстряется. Ведущий может быть сменен после выполнения. Тот, кто ошибся, становится следующим ведущим.
Упражнение 4. Передача движения по кругу
Один член группы начинает действие с воображаемым предметом таким образом, чтобы это действие можно
было продолжить.
Упражнение 5. Передача ритма по кругу
Вслед за одним из членов группы все остальные поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный
ритм.
Упражнение 6. Цифры
Все становятся в круг и начинают счет по порядку. Те участники, на которых падает цифра, оканчивающаяся
или делящаяся на 3 (можно на 7), должны, не произнося самой цифры, подпрыгнуть (или хлопнуть в ладоши).
Если участник игры не подпрыгнул, то он выбывает из круга. Игра продолжается до тех пор, пока не
останется один (или два) победитель.
Упражнения для «сухого плавания». Упражнения с использованием
житейских ситуаций
Предлагаем ряд ситуаций, которые можно использовать для отработки техник активного слушания в кругу
(письменно или устно). Источник: Веселая россыпь (Татарский народный юмор), 1974.
273
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
Упражнение «Человек с хорошей памятью»
Мужики одной деревни решили послать к царю ходока с просьбой уменьшить денежный налог. Грамотных в
деревне не было, поэтому стали подбирать человека с хорошей памятью.
Выбрали самого сообразительного, самого памятливого и направили к нему для испытания старика. Старик
подошел к его окну и спросил:
— Что можно съесть за один присест? Тот не задумываясь сказал:
— Яйцо!
Через год тот же старик пришел под окно и снова спросил:
—А с чем?
Будущий посланец ответил:
— С солью!
После этого все решили, что он самый сообразительный, самый памятливый человек в деревне, и отправили
его к царю.
Задание. Воспроизвести историю, используя технику перефразирования.
Упражнение «Язык заставит и полюбить, и возненавидеть»
Старик со старухой жили очень дружно, ни разу в жизни не ссорились,
— Добрая моя подруга, — сказал старик, — мы с тобой прожили жизнь хорошо, в ладу и мире. А сейчас мне
хочется съесть чего-нибудь вкусного.
Старуха тут же поджарила для него говяжий язык.
— Спасибо! — сказал старик. — Нет ничего на свете вкуснее языка. Через некоторое время старик снова
решил испытать свою старуху.
— Дай-ка мне самой невкусной еды,— попросил он. Старуха опять поджарила язык.
— Спасибо, родная, — сказал старик, — ты самая умная на свете. Нет ничего лучше и хуже языка. Он может
заставить и полюбить, и возненавидеть.
Задание. Ответьте старику от лица старухи, используя технику вербализации в форме перефразирования.
Попробуйте использовать интерпретацию в своем ответе старухе от лица старика.
274
Глава 6. Модуль «Прием и передача сообщений/информации»
Упражнение «Писать... ноги не дают»
Неграмотный попросил грамотного написать письмо в соседнюю деревню. Но тот ответил:
— Не могу, ноги болят. Проситель очень удивился.
— Причем тут ноги? Ты же не ногами пишешь! — сказал он. Грамотный ответил:
— Если я напишу письмо, то его никто, кроме меня, не прочтет. Придется самому идти в другую деревню.
Задание. Продолжить диалог, ответить от лица просителя, используя технику вербализации в форме
перефразирования.
Упражнение «Безответственный гвоздь»
— Ты зачем меня расщепил? — спросила Доска у Гвоздя. Об этом узнай у Молотка, — ответил Гвоздь.
Задание. Ответьте от лица Доски, используя технику перефразирования слов Гвоздя.
Упражнение «Зачем тащить»
Сын возвратился с заработков. Отец спросил его:
— Ну, сынок, а как насчет денег? Привез ли хоть немного? Я бы и привез, да ведь смысла нет,— сказал сын.
— Как это нет?
— Сколько тут рубль стоит?
— Рубль и стоит рубль.
— Если так, зачем же тамошний рубль тащить сюда? — ответил сын.
Задание. Продолжите диалог, ответьте от лица отца сыну, используя технику вербализации в форме
перефразирования. Теперь попробуйте ответить, используя интерпретацию слов сына.
Упражнение «Огонь туши в искре»
Через мельничную плотину стала просачиваться вода. Сказали об этом заведующему мельницей, но тот
махнул рукой:
— Пока только капает.
Немного позже вода полилась ручьем.
275
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
— Пустяки, — сказал заведующий, — успеем починить. Вскоре вода полилась потоком, и мельница
остановилась.
В это время к плотине подошли куры. Заведующий мельницей набросился на них:
— Бессовестные, последнюю воду выпить решили? Тут и без вас воды не напасешься!
Задание. Ответить за кур, используя технику вербализации в виде обобщения или резюме.
Упражнение «О козе»
Нуретдин, услышав шум у соседа, заглянул к нему во двор. Тот брал клок сена, клал его на забор и, отойдя в
сторону, ругал козу, которая, встав на задние ноги, тянулась за сеном.
— Ах ты бесстыдница! Зачем воруешь?
Когда это повторилось несколько раз, Нуретдин не выдержал и спросил, что происходит. Сосед, смеясь,
ответил:
— Коза — животное привередливое, то, что ей дают, не ест, а что запрещают, не успеешь оглянуться, — тут
же съест.
Задание. Продолжите диалог соседей, ответьте соседу с козой, используя технику перефразирования или
резюме.
Упражнение «Попался»
Один писал письмо, а другой, стоя у него за спиной, читал. Писавший рассердился и приписал сбоку:
«Если бы какой-то болван не стоял за спиной и не читал то, что я пишу, я написал бы тебе все, что у меня на
душе».
Стоящий за спиной сказал:
— Что Вы, я совсем не читал Вашего письма!
Задание. Ответьте стоявшему как бы за Вашей спиной человеку, используя технику обобщения или
перефразирования.
Упражнение «Вкусный хлеб»
Муж вернулся с работы, сел за стол, взял в руки подгоревший кусок хлеба.
— Кто пек? — недовольно спросил он. Свекрови хотелось, чтобы сын обругал невестку.
276
Глава 6. Модуль «Прием и передача сообщений/информации»
— Женушка твоя пекла, — сказала она и добавила: — Ведь она у тебя такая мастерица.
Поняв, чего добивается мать, сын сказал:
— То-то очень вкусный получился.
Задание. Ответьте от лица матери сыну, используя технику развития мысли (интерпретацию).
Упражнение «Откровенный совет»
К знаменитому музыканту пришла девушка и сказала:
— Мне бы хотелось сыграть вам что-нибудь, разрешите? Музыкант согласился, и девушка исполнила на рояле
несколько несложных пьес.
Закончив играть, она спросила:
— Что бы вы могли мне посоветовать?
— Знаете, о чем я подумал? Не лучше ли вам выйти замуж? Задание. Ответьте музыканту от лица девушки,
используя технику развития мыслей.
Упражнение «Лекарство от живота»
Больной пожаловался врачу:
— Живот болит, дай, пожалуйста, какое-нибудь лекарство.
— А что ты ел? — спросил врач.
— Заплесневелый хлеб.
Врач стал капать больному лекарство... в глаза.
— У меня ведь глаза не болят,— возразил тот.
— Если бы у тебя глаза были здоровые, ты увидел бы, что хлеб заплесневелый, и не стал бы его есть.
Задание. Ответьте врачу от лица больного, используя технику развития мыслей.
Упражнение «Мудрость — в умении сказать»
Хану приснилось, что у него выпали все зубы. Толкователь объяснил ему этот сон так:
— Все твои дети, все твои родственники умрут раньше тебя.
Хан очень рассердился и посадил толкователя в тюрьму. На другой день он вызвал из соседнего города
другого толкователя, который сказал:
277
Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров
s
— Ты проживешь дольше, чем все твои дети и родственники. Хан остался доволен ответом, щедро одарил
второго толкователя и взял его к себе на службу.
Задание. Подумайте и сформулируйте с помощью техники развития мыслей то, что мог бы сказать хану
толкователь обо всей ситуации.
Упражнение «Хотя и маленькое, но все же утешение»
У девушки спросили:

<< Предыдущая

стр. 27
(из 40 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>