<< Предыдущая

стр. 34
(из 40 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

1. Образование (где, что и когда закончил).
2. Продолжительность жизни в данном городе (уровень адаптации).
3. Продолжительность работы в должности менеджера и на настоящем месте (какие рабочие места занимал
прежде).
4. Опыт работы с людьми: ориентация, мотивация на подобную работу.
5. Область деловых контактов (на предприятии и за его пределами). Частота и характер контактов.
6. Круг обязанностей формальных и реальных, то есть ожидания начальства, сотрудников и их совместимость.
7. Сфера прав и возможностей, связанных с должностью. Степень близости формальных и неформальных
возможностей.
8. Отношение к занимаемой должности и подразделению. Анализируются: степень удовлетворенности;
готовности продолжать работу; уровень утомления; возможности реализации потенциала и роста.
9. Локализация психологических источников конфликтов или напряженных ситуаций общения. Уточнить:
частоту, характеристики партнеров (возраст, пол, статус), тему, причину (выговор, приказ, просьба, личная
проблема), попросить привести конкретный пример.
10. Опыт и особенности личной жизни:
? семья, дети (стаж семейной жизни, возраст детей);
? бытовые условия (квартира, связь с родителями);
? увлечения, отношения к ним;
? круг личного общения (друзья и условия установления дружеских связей — национальность, образование,
семья, хобби, престижность и т. д.);
342
О адаптация (чувство оторванности, приниженности, превосходства, готовность к миграции).
11. Состояние здоровья (психическое, физическое).
12. Противопоказания к тренингу (кризисное состояние, предубеждение против кого-либо из участников или
тренера).
13. Возможные вопросы и сомнения.
14. Оценка своей готовности участвовать в тренинге (по 10-балльной шкале).
Психодиагностика
Тест Кеттелла, тест Меграбяна, УСК, тест на тревожность, на гибкость мышления. Индивидуальные
результаты сообщаются каждому тренируемому в специально организованном индивидуальном собеседовании
после тренинга или в процессе между сессиями.
Приложение 2
ДЕЛОВАЯ ИГРА «МОТИВАЦИЯ»
(Г. X. Бсжирова)
ДИ «Мотивация» рассчитана для малой группы, может быть использована в самом начале СПТ как первое
групповое задание. Всем участникам СПТ раздают чистые листки бумаги и зачитывают список проблем или
ситуаций в управленческой деятельности. До этого дается инструкция: «Мы вам зачитаем перечень наиболее
типичные ситуаций, которые могут вызывать трудности в вашей управленческой деятельности. Ваша задача
ранжировать их таким образом: под номером 1 будет наиболее сложная для вас лично ситуация, и вы хотели бы в
первую очередь научиться справляться с подобными ситуациями. Под номером 16 поместите ситуацию или
проблему, которая для вас не является трудной, и вы легко с ней справляетесь. Каждый работает индивидуально
без обсуждения с другими слушателями. На выполнение задания дается 10-15 минут».
Второму этапу ДИ предшествует инструкция: «Вы ранжировали предложенные темы, проблемы для
последующей нашей рабо-
343
Тренинг управления персоналом
ты, исходя из индивидуального опыта каждого, теперь вам всем вместе нужно составить единый
согласованный список тем или проблем для работы в дальнейшем». Время на выполнение второго этапа ДИ не
ограничивается. На втором этапе целесообразно использование видеозаписи.
Третий этап игры представляет собой обсуждение результатов и процесса принятия группового решения,
обсуждения списка.
Таким образом, ДИ «Мотивация» позволяет, во-первых, выяснить проблемы каждого участника СПТ, во-
вторых, обрисовать «проблемный портрет» группы, в-третьих, ДИ может быть использована как процедура для
наблюдения за процессом групповой дискуссии с целью последующего обучения ведению групповых дискуссий.
Кроме того, ДИ «Мотивация» позволяет психологам пронаблюдать процессы формирования группы, выделения
лидера и т. д.
ДИ «Мотивация» может быть использована в форме блиц-игры. Всем участникам СПТ раздаются чистые
листочки с номерами от 1 до 16, справа остается место. Затем зачитывается перечень возможных тем, проблем,
которые могут быть включены в программу СПТ. Каждый слушатель ставит крестики возле каждого пункта по
шкале:
? 3 крестика — проблема волнует, хотел бы получить дополнительные знания,умения;
? 2 крестика — проблема вызывает небольшие трудности, можно было бы обсудить ее и получить новые
умения, знания (Бакирова, 1991);
? 1 крестик — интересно было бы узнать что-то новое относительно этой проблемы;
П прочерк — совсем не интересует, не волнует.
После обработки полученных ответов можно получить предварительное представление о том, чему хотят
научиться руководители у психологов, каковы их трудности, проблемы. Полученная с помощью ДИ
«Мотивация» информация не может быть полной по многим причинам: неосознанные мотивы, проблемы,
неадекватное представление о возможностях СПТ и др. Но тем не менее она может быть полезна при разработке
программы обучения и постановки индивидуальных целей для каждого участника СПТ.
Мы предлагаем следующий перечень проблем, управленческих ситуаций:
1. Установление контакта с подчиненными, деловыми партнерами и другими людьми.
344
Приложения
2. Умение слушать (активное слушание).
3. Мотивирование (умение уговаривать, убеждать что-либо сделать).
4. Критика. Умение критиковать, давать негативную обратную связь подчиненным и другим людям.
5. Похвала. Умение хвалить, давать положительную обратную связь подчиненным и другим людям.
6. Групповое обсуждение. Умение вести дискуссии.
7. Формы группового решения (мозговой штурм и др.).
8. Аргументирование (умение отстаивать свою точку зрения, опираясь на доводы, аргументы).
9. Снятие эмоционального напряжения у собеседника в конфликтной ситуации.
10. Снятие эмоционального напряжения у себя самого.
11. Умение разрешать конфликтные ситуации.
12. Публичное выступление. Самопрезентация.
13. Решение проблемы (выяснение скрытого мотива).
14. Развитие сензитивности (умение чувствовать состояние другого человека).
15. Развитие невербального общения.
16. Развитие когнитивных психических процессов: памяти, внимания, представления, воображения.
Приложение 3
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ВОЗДУШНАЯ
КАТАСТРОФА В ПУСТЫНЕ»
Цель: развивать умение решать проблемы внутри группы.
Ситуация. Августовское утро. Самолет, на котором вы вылетели, только что произвел вынужденную посадку
в пустынях Сахары. Самолет полностью разрушен и обгорел. Погиб весь экипаж самолета. Спаслась только ваша
группа.
Непосредственно перед катастрофой штурман самолета сказал, что ближайшее поселение расположено к
северо-востоку на расстоянии 115 км.
345
Тренинг управления персоналом
Местность, где вы находитесь, не утешает — есть только единичные пустынные кусты, но и те совершенно
высохли. Последняя метеосводка обещала на ближайшие дни температуру воздуха 45— 50 °С. Это, однако,
означает, что на поверхности земли температура выше на 10°С. Вы одеты легко — короткая рубашка, шорты,
носки, уличная обувь. У каждого в кармане немного денег — приблизительно 1 руб. 50 коп., расческа, носовой
платок, пачка сигарет и ручка. После воздушной катастрофы вы спасли 15 предметов. То, останетесь ли вы в
живых, зависит от того, удастся ли вам дойти до ближайшего поселения.
Ваша задача — расположить по порядку перечисленные ниже 15 предметов. Критерием для оценки является
значение предметов в поддержании вашей жизни. Предмет № 1 является наиболее важным, предмет № 15
наименее важным.
При оценке учтите, что
? число оставшихся в живых равняется числу членов вашей группы,
? вы сами участвуете в ситуации,
? группа решила в предпринимаемом походе остаться вместе,
? все предметы в хорошем состоянии и годны к употреблению.
Таблица для ДИ «Воздушная катастрофа в пустыне»
Групповой индивидуальный
Индивидуальный ответ




Групповой ответ
Экспертный индивидуальный
Ранги эксперта




Сохранившиеся предметы
ответ




1. Охотничий нож 10
2. Карманный фонарь 8
3. Летная карта окрестности 4
4. Полиэтиленовый плащ 9
5. Магнитный компас 3
6. Переносная газовая плита 15
вместе с газовым баллоном
7. Охотничье ружье вместе с 11
боеприпасами
8. Парашют 14
9. Пачка соли в таблетках 2
(1000 шт.)
10.1,5 л воды на каждого 1
спасшегося
346
Окончание таблицы
Ранги эксперта


Индивидуальный ответ




Групповой ответ



Групповой индивидуальный ответ
Экспертный индивидуальный
Сохранившиеся предметы




ответ
11. Определитель съедобных 13
животных (карманное издание)
12. Одни солнечные очки на 6
каждого спасшегося
13.2 л водки 56 градусов 7
14.1 легкая накидка на каждого 5
спасшегося
15. Карманное зеркало 12

Приложение 4
ДЕЛОВАЯ ИГРА-ТРЕНИНГ «КОНТАУД»
(Г. X. Бакирова)
Общие сведения о деловой игре-тренинге «Контауд». Переход предприятий и организаций на самофинансирование
(вызванный переходом от административно-командных методов управления к экономическим и социально-
психологическим) делает особенно актуальным вопрос подготовки и повышения квалификации управленческого
персонала. Данная игра-тренинг направлена на тренировку умений в сфере делового общения. Она рассчитана на
руководителей разных уровней, будет полезна и для специалистов в плане повышения их психологической
компетентности в сфере делового общения. Новизна предложенного активного метода обучения заключается в
синтезе деловой игры и социально-психологического тренинга. Она может быть использована как фрагмент в
процессе социально-психологического тренинга, а также как отдельное занятие по курсу «Социально-
психологические аспекты управления».
347
Тренинг управления персоналом
Классификация игры-тренинга. ДИ-Т «Контауд» классифицируется:
? по сфере применения: учебная, производственная;
? по динамике моделируемых ситуаций: детерминированная по последовательности событий,
импровизированная по содержанию;
? по способу передачи и обработки информации: с использованием видеотехники;
? по типу коммуникации: с использованием письменной и устной коммуникации:
П по конечному продукту в игре: банк актуальных проблем предприятия или организации, их решение.
Объект моделирования. Объектом моделирования в ДИ-Т «Контауд» являются собственные проблемы и
выявленные каждым игроком «болевые точки» или «узкие места» в своей профессиональной деятельности;
актуальные проблемы трудового коллектива и производства, также попытка определить пути их решения в
процессе группового обсуждения, организованного по принципам, освоенным при изучении курса.
Цели игры-тренинга можно разбить на две группы.
Учебные цели:
? тренировка умения вести групповую дискуссию; П тренировка публичного выступления;
О развитие умений ориентироваться в проблеме, анализировать ее;
? тренировка умений ясно, четко и доходчиво излагать суть проблемы и способы ее решения;
? тренировка умения аргументировать свои высказывания, убедительно излагать свои доводы;
? развитие установки на понимание другого человека, его проблем, интересов, позиций и т. п.;
? тренировка умений коллегиального решения проблем;
? активизация творческого мышления;
П развитие умений устанавливать контакт с аудиторией; О тренировка умений использовать невербальные
средства общения, освоенных при изучении курса;
? коррекция индивидуальных Неконструктивных приемов пуб -личного выступления, поведения в процессе
группового обсуждения проблем;
? закрепление лекционного материала.
348
Приложения
Игровые цели:
? актуализация опыта видения реальных проблем производства и трудового коллектива;
П создание банка актуальных проблем предприятия, трудового коллектива;
? демонстрация различного поведения людей в процессе совместной деятельности.
Предметом игры-тренинга являются:
П подготовка к публичному выступлению с докладом: освоение методики публичного выступления;
? выявление, анализ и разработка путей решения существующей проблемы;
? публичное выступление с видеозаписью на магнитофон;
? оценка устного выступления с докладом, с сообщением;
? выявление рациональных и неконструктивных моментов в выступлении по содержанию и по форме.
Общая структура игры-тренинга
В зависимости от количества участников игра-тренинг может проводиться в двух вариантах (А и В),
рассмотрим их в отдельности.
Вариант А
Количество участников не более 14 человек (минимальное количество 6 человек). Продолжительность — 8—
10 часов аудиторного времени. Техническое оснащение: видеомагнитофон с камерой для видеозаписи, в крайнем
случае — аудиомагнитофон с микрофоном для звукозаписи (менее эффективный вариант). Количество
преподавателей, занятых в проведении игры-тренинга и являющихся специалистами в области психологии
общения, управления, социально-психологического тренинга, — не менее двух (в крайнем случае: один
преподаватель и один оператор для осуществления видеозаписи).
ДИ-Т «Контауд» проводится в 8 этапов.
I часть
Подготовительный (первый) этап. Подготовка устного выступления, доклада.
Второй этап. Публичное выступление участников.
349
Тренинг управления персоналом
Третий этап. Просмотр видеозаписи публичного выступления.
Четвертый этап. Оценка выступлений по определенным критериям.
Пятый этап. Подведение итогов: подсчет баллов, определение наилучшего выступления; обсуждение самих
выступлений.
II часть
Шестой этап. Ознакомление с принципами проведения группового обсуждения.
Седьмой этап. Групповое обсуждение выбранной проблемы из числа предложенных.
Восьмой этап. Обсуждение процесса групповой дискуссии, проведения руководителя дискуссии.
Комплект ролей и инструкции участникам игры-тренинга (Вариант А)
Роль «Ведущий игры-тренинга»
Ведущие игры должны быть психологами, специалистами по проведению социально-психологического
тренинга, в их обязанности входит:
? создавать благоприятную психологическую атмосферу на всем протяжении игры;
? ознакомить участников с принципами, правилами и регламентом проведения деловой игры-тренинга;
? формировать деловой настрой;
П консультировать участников на всех этапах проведения игры-тренинга;
? следить за регламентом, предоставлять слово участникам;
? управлять всем ходом игры: последовательностью выступлений, просмотром видеозаписи и оценки;
О вести протокол оценок;
? суммировать баллы, набранные каждым участником по критериям;
? подготовить участников к проведению группового обсуждения;
? провести обсуждение хода дискуссии;
? подвести итоги игры-тренинга.
350

<< Предыдущая

стр. 34
(из 40 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>