<< Предыдущая

стр. 35
(из 40 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Приложения
Права ведущих игры-тренинга:
П прекращать дискуссию, если она нерезультативна;
? в случае необходимости включаться в полемику;
? повторять при необходимости видеозапись выполнения задания или проведения дискуссии.
РОЛЬ «Докладчик»
Выступающий в этой роли участник, а им становится каждый по очереди, должен быть компетентным в своей
сфере деятельности специалистом. Он должен быть теоретически подготовлен в области психологии общения:
знать о средствах невербального общения, о принципах аргументации, о приемах убеждения, о способах
передачи информации и т. п. Он должен уметь выступать перед видеокамерой, перед аудиторией или быть
готовым к этому.
Обязанности:
В подготовить выступление. Для этого должен уметь вычленить актуальную проблему, проанализировать
причины ее возникновения, наметить пути решения;
? сделать публичное выступление по регламенту перед видеокамерой.
Права:
П определять очередность выступлений;
? просить дополнительное время у участников;
? отвечать на возникающие у слушателей после выступления вопросы.
РОЛЬ «Слушатель-арбитр»
Это все, кроме докладчика, члены группы. Роль слушателей — понять проблему, ее причины, способы
решения. Слушатели должны быть доброжелательны, готовы к конструктивной критике и анализу выступления.
Обязанности:
? внимательно слушать докладчиков;
П внимательно просматривать видеозаписи выступлений;
? анализировать выступления, выделять позитивные и негативные моменты;
351
Тренинг управления персоналом
О оценивать каждое выступление по определенным критериям (описаны ниже).
Права:
О прекращать выступление, если докладчик превысил регламент;
П давать дополнительное время, если проблема заинтересовала;
? задавать вопросы докладчику (только после выступления).
РОЛЬ «Руководитель дискуссии»
Эта роль выполняется одним участником на 6-м и 7-м этапах игры либо по собственному желанию, либо по
назначению ведущим игры. Эта роль может быть выполнена участником, обладающим организаторскими
способностями или, наоборот, желающим усовершенствоваться в этом плане членом группы.
Обязанности:
П освоить функции руководителя дискуссии с помощью ведущих;
? попробовать применить полученные знания на практике;
? вести групповое обсуждение проблемы, выбранной всеми членами группы как наиболее актуальной,
интересующей многих;
? закончить групповую дискуссию принятием определенных решений.
Права:
О привлекать к обсуждению проблемы всех членов группы;
? просить у ведущего дополнительного времени для завершения дискуссии;
? принимать участие в последующем обсуждении того, как руководитель дискуссии справился с заданием;
? просматривать видеозаписи ведения дискуссии.
РОЛЬ «Участник групповой дискуссии»
Эта роль выполняется всеми остальными членами группы на 6-м и 7-м этапах игры. Для этого желательно,
чтобы выбранная проблема затрагивала всех участников дискуссии, была для них важна при решении
собственных аналогичных производственных проблем на местах.
352
Приложения
Обязанности:
П освоить принципы ведения групповой дискуссии с помощью преподавателя;
? принимать участие в обсуждении проблемы;
? корректировать поведение руководителя дискуссии, если оно расходится с представлением рядового
участника о том, каким оно должно быть;
? внимательно просматривать видеозаписи своего участия в дискуссии;
? анализировать поведение каждого члена группы в ходе дискуссии;
? давать обратную связь всем участникам и руководителю дискуссии относительно их поведения:
конструктивные и неконструктивные моменты.
Права:
О взять на себя некоторые функции руководителя дискуссии, если он с ними не справляется;
? вносить предложения организационно-процедурного плана по проведению дискуссии;
? не участвовать в дискуссии, если не устраивает атмосфера, ход дискуссии и собственные попытки изменить
их не привели к успеху.
Порядок проведения игры-тренинга
I часть
Подготовительный этап. На этом этапе осуществляется ознакомление участников игры-тренинга с ее целями,
задачами, условиями и правилами проведения. Ведущий дает задание по подготовке устного выступления. Как
вариант, сообщение может быть посвящено актуальной производственной проблеме. Всем участникам
объясняется процедура игры-тренинга, задаются критерии, по которым каждый оценивает каждого докладчика.
На подготовку выступления дается от 15 до 30 минут. Ведущий предупреждает, что все выступления будут
записываться на видеомагнитофон.
Второй этап. Второй этап — основной. Именно на нем все члены группы делают свои выступления, которые
записываются на видеомагнитофон. Обычный регламент для выступления — 3-5 ми-
353
Тренинг управления персоналом
нут. Ведущий обеспечивает оптимальную атмосферу для выполнения задания. Очередность выступлений
может быть определена по-разному: по кругу, как сидят, по желанию, по жребию и др. В докладе желательно
отразить причины, вызывающие проблемную ситуацию, и пути ее разрешения.
Третий этап. На третьем этапе все участники просматривают видеозапись выступления. При этом идет
анализ по выделенным критериям (каждый анализирует свои действия).
Четвертый этап. Затем в течение одной минуты проставляют баллы (по всем критериям в отдельности у себя
на листочках) слушатели. Докладчик себя не оценивает. Оценки вслух не зачитываются.
Этапы 2, 3 и 4 повторяются с каждым докладчиком.
В случае, если число участников ближе к минимальному, то возможна такая последовательность этапов:
сначала все выступают, потом просматриваются видеозаписи с интервалами для оценивания (в письменном виде
каждым слушателем).
Пятый этап. Пятым этапом заканчивается первая часть игры-тренинга. Этим этапом можно и совсем
прекратить ДИ-Т. Здесь подводятся итоги. Ведущий заполняет таблицу с баллами по каждому докладчику по
всем критериям, подсчитывает набранное каждым количество баллов, определяет докладчиков, набравших
максимальное и минимальное количество баллов, либо выявляет только «победителей». Результаты подсчетов
объявляются, победителей поздравляют. На этом же этапе проводится обсуждение оценок, полученных каждым
докладчиком. Слушатели-арбитры объясняют свои оценки, отмечают сильные и слабые стороны докладчиков.
Можно воспользоваться видеозаписью.
Для перехода ко второй части игры-тренинга ведущий должен с помощью членов группы выбрать наиболее
актуальную, затрагивающую большинство присутствующих проблему для ее обсуждения в группе. (Вариант
процедуры для этого см. ниже.)
II часть
Шестой этап. На шестом этапе ДИ-Т ведущий знакомит всех участников с принципами ведения групповой
дискуссии, с функциями руководителя дискуссии, группового обсуждения проблемы. Выбирается руководитель
дискуссии.
354
Приложения
Седьмой этап. В течение ограниченного времени (от 20 до 40 минут) проводится групповая дискуссия,
руководителем которой является один из членов группы. Ведется видеозапись дискуссии.
Восьмой этап. Осуществляется просмотр и анализ видеозаписи. Подводятся итоги игры-тренинга.
Обсуждаются процесс групповой дискуссии и поведение руководителя дискуссии.
Вариант В
Число участников — от 15 до 30 человек. Продолжительность — 4—6 академических часов. Техническое
оснащение такое же, как и для варианта А. Остальные требования к организации ДИ-Т — такие же. ДИ-Т
«Контауд» в варианте В состоит из пяти этапов.
Подготовительный (первый) этап. Введение в игру. Разделение на подгруппы.
Второй этап. Определение функций участников внутри каждой подгруппы. Подготовка доклада.
Третий этап. Просмотр видеозаписи при наличии видеомагнитофона.
Четвертый этап. Оценивание выступлений по определенным критериям.
Пятый этап. Подведение итогов. Выявление основных ошибок у докладчиков.
Комплект ролей и инструкции участникам игры-тренинга (Вариант В)
Роль «Ведущий игры- тренинга»
Ведущие игры-тренинга также должны иметь психологическое образование и опыт работы по проведению
социально-психологического тренинга. Они заранее продумывают тему доклада, соответствующую интересам
слушателей. Поэтому данную игру лучше проводить в середине курса, когда преподаватели достаточно
ознакомились с интересами, проблемами слушателей. Можно проводить предварительные процедуры для
выяснения этих вопросов. В остальном права и обязанности ведущих совпадают в обоих вариантах, кроме одного
аспекта:
355
Тренинг управления персоналом
П в этом варианте ведущий должен обеспечить процедуру разделения на подгруппы.
РОЛЬ «Член группы поддержки»
В этой роли пребывает каждый участник игры, когда идет внут-рикомандная работа и делается доклад
представителем команды.
Обязанности:
? участвовать в подготовке доклада для своего представителя по заданной теме;
? оказывать поддержку при выступлении докладчика своей команды.
Права:
П быть содокладчиком;
? помогать ответами на вопросы со стороны других команд;
? принимать участие в оценивании докладов других команд;
? участвовать в общей дискуссии по поводу публичных выступлений.
РОЛЬ «Член группы оппонентов»
Это участники, которые в своей группе являются членами группы поддержки, а по отношению к другим
группам — членами группы оппонирования.
Обязанности:
? выявлять отрицательные и положительные моменты в докладах представителей команд;
? оценивать доклады по предлагаемым или другим критериям (см. ниже).
Права:
П задавать уточняющие вопросы выступающим с докладом после его завершения;
? участвовать в обсуждении докладов как своей, так и других команд.
РОЛЬ «Лидер команды»
Каждая команда сама выбирает своего лидера, организатора процесса подготовки доклада.
356
Приложения
Обязанности:
П управлять ходом подготовки к докладу;
? помогать докладчику;
? создать благоприятную атмосферу внутри команды;
? выполнять все функции руководителя групповой дискуссии внутри команды;
? предлагать процедуру оценки докладов, заполнять бланк оценок.
Права:
П помогать в подготовке текста доклада;
? быть содокладчиком, помощником в процессе выступления;
? выбирать будущего докладчика из числа членов команды.
РОЛЬ «Докладчик»
В каждой команде выбирается докладчик, которому предстоит сделать устное выступление (возможно, перед
камерой).
Обязанности:
? подготовить свое выступление на основе высказываний членов своей команды;
? подобрать самые убедительные аргументы;
? учесть в докладе как содержание (должен раскрыть тему), так и форму (по выделенным критериям оценки).
Права:
П просить дополнительное к регламенту время;
? привлекать в содокладчики любого члена своей команды; О использовать визуально-наглядный материал.
Порядок проведения игры-тренинга
Подготовительный этап. Ведущие знакомят всех с условиями, правилами игры-тренинга. Обеспечивают
разделение группы на три подгруппы по 5—10 человек. В качестве разминки можно выполнить задание:
придумать название команды. Команды рассаживаются за отдельные столики.
Второй этап. Команды распределяют роли: выбирают лидера, докладчика, возможно, секретаря. Это этап
подготовки доклада.
357
Тренинг управления персоналом
Ходом подготовки руководят лидеры. Время на обсуждение доклада — 30 минут.
Третий этап. Ведущий определяет очередность выступлений, желательно случайным образом, чтобы
команды заранее не знали о последовательности выступлений.
На каждый доклад отводится 10 минут. Ведущий следит за регламентом. Можно ввести систему штрафных
баллов за несоблюдение регламента.
Выступления записываются на видеомагнитофон.
Четвертый этап. В случае наличия видеозаписи осуществляется ее просмотр. Ведущий раздает всем
командам бланки для оценки докладов по определенным критериям (см. ниже). Команда сама решает (при
участии лидера), по какой процедуре оценивать доклады других команд. В случае отсутствия видеомагнитофона
оценивание докладов осуществляется сразу после его прослушивания на специальных бланках. Оценки команд
на этом этапе докладчикам не зачитываются.
Пятый этап. Подведение итогов. Ведущий собирает у команд заполненные бланки и производит подсчет
баллов, набранных каждой командой отдельно по критериям, и общую сумму. По результатам подсчета
определяет команду, занявшую первое место. Раздает командам бланки с вопросами относительно
удовлетворенности своим лидером, процессом обсуждения, своим участием в работе команды. Подводится
подсчет этих баллов. Все результаты зачитываются ведущим, они являются дополнительным материалом для
последующего обсуждения процесса игры-тренинга.
Заключение. Итак, деловая игра-тренинг «Контауд» позволяет:
1) закрепить теоретические знания в области психологии управления;
2) развивать умения публичного выступления;
3) научить руководить групповой дискуссией;
4) выявить актуальные проблемы у слушателей, наметить пути их решения;
5) сплотить учебную группу, повысить мотивацию для дальнейшего обучения;
6) выявить индивидуально-психологические особенности участников;
7) определить лидеров в группе слушателей. 358
Приложения
Критерии для оценки устного сообщения, доклада
Критерии Баллы

Ясность, четкость изложения сути проблемы 1-10
Убедительность, аргументированность изложения 1-10
проблемы (ее причин и способов решения)
Эмоциональность выступления (психологическая 1-10
убедительность): использование невербальных
средств общения
Установление контакта с аудиторией: 1-10
установление контакта глаз, обратной связи с
аудиторией, готовности к диалогу
Является ли данная услышанная проблема Да-Нет
актуальной и для вас; Интересует ли, хотели бы вы ее
обсудить всей группой?

Приложение 5
ДИ «SWOT» (Бакирова Г. X.)
Уважаемый участник тренинга!
Предлагаем вам принять участие в деловой игре, которая позволит выявить и разрешить наиболее важные
проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, пытаясь реализовать программу по профилактике правонарушений
несовершеннолетних и молодежи в Санкт-Петербурге, а также организовать работу по профилактике
безнадзорности и наркозависимости среди несовершеннолетних и молодежи.
Для этого подумайте и запишите:
1. Какие вы видите сильные стороны в существующей системе профилактики, в работе Комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав и межведомственных комиссий по противодействию злоупотреблению
наркотическими средствами и их незаконному обороту?
1) _________________________________________________
2) _________________________________________________
3) _________________________________________________
и т. д.
359
Тренинг управления персоналом
2. Какие вы видите слабые стороны, недостатки в существующей системе профилактики правонарушений,
безнадзорности и наркозависимости среди несовершеннолетних и работе соответствующих Комиссий?
1) _________________________________________________
2)_________________________________________________
3)_________________________________________________
и т. д.
3. В чем (или в ком) вы видите угрозу для реализации намеченной программы или для развития
инфраструктуры системы профилактики правонарушений, безнадзорности и наркозависимости среди
несовершеннолетних и молодежи? Что мешает работе соответствующих Комиссий?
1) _________________________________________________
2)______________:__________________________________
3)_________________________________________________
и т. д.
4. Какие, как вам кажется, есть возможности для успешного выполнения целевой программы «Профилактика
правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Санкт-Петербурге», а также для развития инфраструктуры
системы профилактики безнадзорности и наркозависимости? Какие есть возможности у соответствующих
Комиссий?
1) _________________________________________________
2)_________________________________________________
3)_________________________________________________
и т. д.
5. Какие у вас есть предложения по решению возникающих проблем, по ликвидации мешающих факторов, по
усилению или внедрению новой системы или по проведению каких-то видов работ существующими
Комиссиями?
360
Приложения
Запишите любые идеи, если они даже кажутся вам нереалистичными, абсурдными.
1) _________________________________________________

<< Предыдущая

стр. 35
(из 40 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>