<< Предыдущая

стр. 37
(из 40 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

технологическая революция в микроэлектронике, повышение качества, потребовали и от рабочих больших
технических знаний, понимания задач и способности к их решению. Многие предприятия приступили к
повышению технических знаний и навыков рабочих.
Распределение обязанностей между отдельными работниками в Европе и США осуществляется на основе
анализа работ, выполняемых на предприятии. В Японии прижился комплексный метод, когда ответственность на
предприятии разделяется сначала по отделам и секторам, внутри которых происходит последующее
распределение обязанностей в соответствии со способностями каждого. Японская модель такой организации
труда больше Направлена на повышение квалификации персонала.
В Японии не существует традиции разделения рабочих на три категории — высококвалифицированных,
полуквалифицированных, неквалифицированных, при котором привлекательная работа явля-
369
Тренинг управления персоналом
ется привилегией высококвалифицированных рабочих. В Японии все рабочие в момент их приема на работу
являются «неквалифицированными». Как предприятия, так и сами рабочие рассчитывают, что они будут
повышать квалификацию пропорционально опыту.
К тому же в Японии нет четкой границы между инженерно-техническим персоналом и рабочими. В Европе и
США четко определяются служебные обязанности инженера, техника, рабочего и отмечается сопровождающее
научно-техническую революцию возрастание потребности в техниках, сведущих как в технологии, так и в
рабочих умениях. В Японии в последнее время возросла потребность в кадрах, которые совмещали бы знание
технологии с умением ее применять. Однако на японских заводах отсутствует класс техников. Функции техника
распределены между инженерно-техническим персоналом и квалифицированными рабочими. На
производственных площадках квалифицированные рабочие берут на себя технические функции, которые ранее
относились к компетенции инженерно-технического персонала. Это способствует повышению качества
продукции и гибкости производства.
Также важно, что в Японии профсоюзы занимают гибкую позицию в отношении перевода рабочих с одного
рабочего места на другое, в то время как в Европе и Америке для защиты рабочих от произвола работодателей
профсоюзы применяют право регулировать работу их членов. Это становится препятствием на пути перемещения
рабочих и изменения содержания их работы.
4. Меры по стимулированию мотивации труда. Открывшиеся вакансии на высокие посты, как правило,
заполняются нижестоящими работниками. Подобная традиция продвижения внутри предприятия является
стимулом, побуждением рабочих и служащих к работе и самообразованию. По сравнению с организациями, в
которых при жестком профессиональном разграничении у людей не возникает желания к продвижению по
службе, где каждый день занимаются рутинной работой, эти преимущества очевидны.
Кроме того, японская система оплаты труда определяет заработную плату работников комплексно, с учетом
не только возраста, образования, стажа работы, но и способностей к выполнению порученной работы. Такая
система побуждает как предприятия, так и самих работников к профессиональному росту.
5. Поощрение самообразования. Долгосрочная перспектива в области управления «человеческими ресурсами»,
при котором ак-
370
Приложения
цент делается на подготовку многопрофильных рабочих, предоставление привлекательной работы, а также
деятельность таких рабочих кружков, как кружки тотального контроля качества, бездефектности и пр.,
стимулирует работников к самообразованию. Кроме того, такие системы управления кадрами, как управление в
зависимости от поставленной задачи, система квалификации профессиональных способностей, система
самодоклада, предполагают самообразование работников. При этих системах обязательно получение
государственного диплома профессиональной квалификации или прохождение заочных курсов, организуемых
частными органами профобучения.
Среди государственных категорий профессиональной квалификации следует остановиться на квалификации
«мастер» (1-го, 2-го и высшего разряда). Это звание присваивается тем, кто сдал государственный
квалификационный экзамен, который проводится в соответствии с законом о профессиональном развитии
«человеческих ресурсов». В настоящее время государственный экзамен на звание мастера проводится по 133
профессиям.
6. Подготовка инструкторов ОВР. На фоне хорошо функционирующей системы ОВР все японские
предприятия для подготовки управленцев и квалифицированных рабочих используют систему ОНР.
Внутрифирменное обучение только что окончивших школу заключается в подготовке интеллектуальных
многопрофильных рабочих на основе установленных государством стандартов. Обученные на основе этой
системы управленцы и квалифицированные рабочие используются в качестве руководителей ОВР и малых
рабочих кружков, выполняют роль связующего звена между инженерно-техническим персоналом и рабочими.
Существование подобных квалифицированных рабочих играет большую роль в повышении и передаче
технических умений в промышленности Японии.
В последние годы возрастает необходимость обучения обслуживанию оборудования, управлению качеством
продукции, системе «доставка точно в срок», охране труда и т. п. на основе ОНР. В этой связи расширяется
краткосрочное централизованное обучение в зависимости от необходимых знаний и умений. Управленческую
стажировку лидеров групп, высшего слоя работников многие предприятия давно практикуют на основе ОНР.
Малые и средние фирмы для стажировки могут воспользоваться услугами, предоставля-
371
Тренинг управления персоналом
емыми головной компанией, производителями оборудования, государственными и общественными
учреждениями, работающими в области профессионального обучения, префектуральными центрами стажировки
и университетами.
II. Государственная политика в отношении внутрифирменного обучения. В послевоенный период в
государственной политике в отношении внутрифирменного обучения были две главные цели: помощь в
подготовке квалифицированных рабочих путем обучения внутри предприятия и повышение квалификации и
социального статуса квалифицированных рабочих. Для достижения этих целей были приняты меры в области
обучения, моделью которых послужила главным образом немецкая система профессионального образования. В
1947 г. в Законе о трудовых стандартах был установлен регламент подготовки квалифицированных рабочих.
Предусматривалось систематическое обучение рабочих под руководством квалифицированных инструкторов на
основе практически и научно определенных стандартов обучения отдельным специальностям в течение 3-летнего
периода. В 1958 г. в Японии впервые был принят Закон о профессиональном обучении. При осуществлении
предпринимателями систематического обучения на основе утвержденных государством стандартов оно
утверждалось в качестве официально сертифицированного, и ему оказывалась поддержка. Кроме того, данный
закон предусматривал государственный экзамен на профессиональную квалификацию, о которой говорилось
выше, что сыграло большую роль в деле повышения квалификации рабочих и их социального положения.
Число обучающихся в системе официально сертифицированного внутрифирменного обучения резко росло в
1960-е годы и достигло пика в 1971 г., составив 93 тыс. человек. Система официально сертифицированного
профобразования, в особенности на крупных предприятиях, привлекала многих способных выпускников
младшей средней школы, которые из-за трудного экономического положения в семье не могли продолжить
образование в старшей средней школе, и обеспечила подготовку многих квалифицированных рабочих и
повышение ее качества.
Однако ввиду резкого увеличения числа учащихся, продолживших обучение в старшей средней школе и
окончивших ее, официально сертифицированное профобучение столкнулось с нехваткой учащихся. Кроме того,
стало ясно, что выпускники старшей сред-
372
Приложения
ней школы не нуждаются после поступления на работу в длительном обучении подобно окончившим
младшую среднюю школу и в короткий срок овладевают специальностью. В 1970-е годы прежняя система
официально сертифицированного внутрифирменного обучения начала приходить в упадок. Министерство труда
приложило усилия, чтобы задержать этот процесс, установив новый стандарт на одногодичное внутрифирменное
обучение для выпускников старшей средней школы и приняв другие меры. Однако остановить упадок системы
официально сертифицированного профобучения не удалось, и в 1992 г. число учащихся составило 24 человека.
Таким образом, число предприятий, осуществляющих долгосрочную профподготовку квалифицированных
рабочих, уменьшилось. Однако в последние годы растет число предприятий, открывающих внутрифирменные
колледжи для обучения техников. С 1986 г. таких внутрифирменных колледжей открыто уже 12, еще 8
колледжей используются для обучения несколькими фирмами одновременно.
В таких условиях меры в области профподготовки, направленные на расширение внутрифирменной
подготовки на основе стандартизированного обучения, определяемого государством, неизбежно теряли свою
эффективность. В тот период методы подготовки кадров в сфере производства претерпели большие изменения.
Капиталовложения во внутрифирменную подготовку направлялись главным образом на долгосрочное обучение
только что принятых на работу, однако постепенно стали преобладать различного рода краткосрочные
стажировки для отдельных категорий работников. К тому же у Министерства труда был иной взгляд на
профессиональное обучение в отличие от многих предприятий, считающих основой внутрифирменное ОВР.
Министерство полагало, что именно специально организованная подготовка в аудиториях и учебных
лабораториях должна составлять основу внутрифирменного обучения.
В 1969 г. были внесены поправки в Закон о профессиональном обучении и обозначился новый курс —
непрерывное пожизненное образование, при котором рабочие на соответствующем этапе своей
профессиональной карьеры могли получить подходящую по времени и содержанию подготовку. Были
систематизированы и виды обучения — базисная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и т. д. *
373
Тренинг управления персоналом
Для утверждения системы непрерывного пожизненного образования следовало укрепить материальную базу.
Для этого в 1974 г. за счет дополнительных взносов на страхование занятости был создан специальный фонд для
субсидирования расходов на обучение. В настоящее время целевые взносы по страхованию занятости, которые
дополнительно обязаны вносить работодатели для субсидирования профразвития «человеческих ресурсов», а
также для поддержки найма на работу лиц пожилого возраста и т. д., составляют 0,35% фонда заработной платы.
Кроме того, в 1982 г. была приведена в действие система материального поощрения непрерывного
пожизненного образования, которой предусматривалось повышение адаптационных свойств лиц среднего и
старшего возраста, необходимое вследствие старения экономически активного населения и развития научно-
технического прогресса. Согласно этой системе, расходы предпринимателей, осуществляющих планомерное
профобучение работников среднего и старшего возраста, частично субсидируются.
В 1985 г. прежний Закон о профессиональном обучении был заменен Законом о профессиональном развитии
«человеческих ресурсов». В отличие от прежнего закона, в котором главной целью являлась подготовка рабочих
— «синих воротничков», новым законом предусматривалось развитие профессиональных способностей всей
рабочей силы, включая и инженерно-технический персонал — «белые воротнички». Кроме того, новый закон
способствовал развитию разнообразных систем непрерывного пожизненного профобразования персонала,
которые не ограничиваются установленными государством стандартами подготовки. Для этого в качестве
конкретной меры было установлено правило, требующее назначения на предприятии ответственного за
профессиональное развитие «человеческих ресурсов». Стало субсидироваться и проведение конференций по
профессиональному развитию «человеческих ресурсов» для обмена информацией и опытом. Кроме того,
началась работа по приведению в готовность центров развития профессиональных способностей, которые
поставляли бы информацию предприятиям об эффективных методах подготовки.
III. Оценка официально сертифицированного обучения. В настоящее время в Японии внутрифирменное обучение
осуществляется путем краткосрочной стажировки (централизованного обучения) раздельно по категориям
работников и должностям в соответствии
374
с планами профессионального развития персонала; в основе стажировки лежат ОВР и самообразование. После
Второй мировой войны Министерство труда планировало расширение систематического долгосрочного
профобучения на основе стандартизированной подготовки согласно немецкой модели, однако эти планы не
оправдали себя.
Подготовленные путем официально сертифицированного обучения многопрофильные квалифицированные
рабочие, обладающие теоретическими знаниями, сыграли большую роль в повышении адаптации управляющего
персонала и квалифицированных рабочих, исполняющих функции европейских и американских техников, к
требованиям времени. Кроме того, японская система подготовки кадров делает упор не столько на подготовку в
учебных заведениях и централизованное обучение, сколько на воспитательный эффект работы, достигаемый в
результате ОВР.
Профессиональное обучение, осуществляемое государственными и
муниципальными учреждениями
На основании Закона о профессиональном развитии «человеческих ресурсов» и для проведения
профессиональной подготовки государство, муниципальные органы, а также Корпорация содействия найму —
КСН (особое некоммерческое юридическое лицо) открывают учреждения профобучения.
1. Учредители и виды профессионального обучения, осуществляемого государственными и муниципальными органами. В
число подобных учреждений профессионального обучения входят центры развития «человеческих ресурсов»,
политехнические колледжи и центры, центры профессионального развития для инвалидов, Политехнический
университет. Работу государства в качестве учредителя от его имени выполняет КСН, за исключением
профессионального обучения инвалидов. В итоге КСН учреждено 93 подобных учебных заведения, а
префектуральными органами — 276.
Курсы повышения квалификации (12-часовые) рассчитаны на 120 тыс. человек и существенно отличаются от
базисной подготовки (1—2 года) и переподготовки (3 месяца — 1 год).
375
Тренинг управления персоналом
2. Изменение функций ГМПО. Услуги, предоставляемые учреждениями ГМПО, отражают перемены в
государственной политике по отношению к профобучению. В послевоенный период содержание
профобразования неоднократно изменялось. Сразу после войны ГМПО способствовало уменьшению
безработицы. С 1950-х годов, когда экономика стала восстанавливаться, ГМПО содействовало экономическому
процветанию. После этого в течение долгого времени стремились к расширению базисной подготовки, главным
объектом которой являлись только что окончившие младшую среднюю школу, и она была ориентирована в
основном на подготовку квалифицированных рабочих обрабатывающей промышленности для мелких и средних
предприятий.
После войны в качестве одной из мер борьбы с безработицей местные органы самоуправления, получив
субсидии государства, организовывали для них различные общественные работы. Однако в то время начала
проявляться тенденция к закреплению безработных на организуемых властями общественных работах, что
породило ряд проблем. В 1963 г. был подготовлен закон, заменяющий абсорбцию безработных путем
организации общественных работ содействием в устройстве на работу в частные предприятия. В тот год резко
возросло число мест в системе переподготовки.
Послевоенная система ГМПО в основном готовила квалифицированных рабочих и в меньшей степени
занималась переобучением безработных. С начала 1970-х годов потребовалась реорганизация системы ГМПО,
связанная с повышением общего образовательного уровня населения и быстрым научно-техническим
прогрессом. Нефтяной шок 1973 г. сопровождался ростом уровня безработицы главным образом среди людей
среднего и старшего возраста. В связи с этим основной задачей профобучения стало усиление мер по
трудоустройству этих людей. Для того чтобы справиться с подобными требованиями, был предпринят ряд новых
мер: четкое разделение функций (1978 г.) между муниципальными учреждениями профобучения и
профессиональными учебными заведениями, учрежденными КСН; создание политехнических колледжей,
готовивших техников; гибкая организация курсов по переподготовке (более частый набор учащихся) и
повышению квалификации в соответствии с региональными потребностями.
Создание политехнических колледжей означало переключение учебных заведений ГМПО, ограничивавшихся
подготовкой квали-
376
Приложения
фицированных рабочих, на подготовку техников (инженерно-технического персонала) из выпускников
старшей средней школы. При учебных заведениях ГМПО и ранее в ограниченных масштабах организовывались
курсы обучения управленцев и подготовки к сдаче государственного экзамена на профессиональную
квалификацию. Теперь они получили большое развитие исходя из концепции непрерывного пожизненного
обучения.
3. Разделение функций между учреждениями профобучения. Современные учебные заведения КСН, ранее
осуществлявшие в основном базисную подготовку выпускников младшей средней школы или переподготовку
безработных, преобразовывались либо в политехнические колледжи, либо в политехнические центры, которые
осуществляли переподготовку и повышение квалификации, а муниципальные заведения профобучения,
занимаясь главным образом базисной подготовкой, осуществляли переподготовку и повышение квалификации.
В учебных заведениях КСН ранее проводилась стандартизированная подготовка выпускников младшей
средней школы в соответствии с унифицированным учебным планом. Однако в последующем получили развитие
курсы повышения квалификации и переподготовки в соответствии с нуждами предприятий и многопрофильная
подготовка квалифицированных рабочих. Инструкторы должны были уловить потребности региона в
профобучении, взять на себя ответственность за разработку учебных планов и методов преподавания в тех
сферах, в которых они почти не имели опыта. Была организована их стажировка, с тем чтобы они могли
соответствовать новым требованиям. В политехнические колледжи было привлечено большое число
профессоров, обладающих степенями докторов и кандидатов наук. В 1993 г. 25 учебных заведений профобучения
были перепрофилированы в политехнические колледжи.
В 1985 г. Закон о профессиональном обучении был преобразован в Закон о профессиональном развитии
«человеческих ресурсов». В области ГМПО был разработан курс на повышение гибкости различных видов
обучения в соответствии с запросами региона, вводились новые дисциплины.
4. Выводы, сделанные в результате анализа целей обучения в системе ГМПО. После Второй мировой войны
при возобновлении ГМПО главная цель внутрифирменного обучения заключалась в
377
Тренинг управления персоналом
подготовке многопрофильных квалифицированных рабочих, обладающих теоретическими знаниями и
использующих в своей работе и «руки», и «голову». От ГМПО требовалась подготовка узкого специалиста, для
которого прежде всего важны «руки». Поэтому акцент в обучении выпускников младшей средней школы делался
на овладении «ручной» работой путем повторения. Считалось, что для соответствия требованиям предприятий
необходимо выработать навыки, которые сразу же могли быть применены на работе. Однако из требований к
способностям, предъявляемых работодателем к поступающей на работу молодежи, главным была способность к
обучению, а не умения, которые бы сразу могли быть применены. В условиях, когда по мере развития НТР все
больший акцент делался на технические знания, способность к адаптации и решению проблем, традиционные
методы обучения в системе ГМПО перестали соответствовать положению дел в обществе. В последние годы
имидж ГМПО постепенно меняется.
В определении цели профобучения важно внимание к личным образовательным нуждам. После войны ГМПО
согласно законодательству было направлено на повышение социального и экономического положения рабочих,
однако на самом деле акцент делался на обеспечение квалифицированными рабочими и регулирование спроса и
предложения рабочей силы. Внимание к пожеланиям проходящих подготовку было недостаточным. Ранее ГМПО
для только что окончивших младшую среднюю школу было своего рода «старшей средней школой», что
привлекало многих' желающих учиться в этой системе. Однако с ростом числа поступающих в старшую среднюю
школу профподготовка начала сталкиваться с трудностями в наборе учащихся. При повышении квалификации в
политехнических колледжах и центрах с самого начала уделялось большое внимание формированию надежды на
повышение статуса, что придавало привлекательность, которой не имело прежнее ГМПО.
(Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. 2-е изд. М.: Дело, 1997. 336 с.)
378
Приложения

Приложение 9 ПСИХОГИМНАСТИКА: ПАНТОМИМИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ
Упражнение «Зоологический сад»: каждый изображает какое-то животное, причем выбор животного и
интеракции с другими зверями символически отражают некоторые качества и черты характера и отношения к
группе.
Упражнение «Привычные жизненные ситуации» D мы куда-нибудь идем и вдруг понимаем, что забыли
какую-то вещь дома; П попросить у кого-нибудь что-то;
? выбрать и преподнести подарок;
? обратить внимание на себя;
? сделать для партнера что-нибудь удивительное;
? в магазине;
? в бассейне;
О женская раздевалка с выпавшей доской;
? подготовка к отпуску;
? таможенная проверка: что-то провозим контрабандой; О на футболе;
? времена года;
П настроения: радость, грусть, равнодушие, ненависть, злость, самоуверенность;
? детские игры в детском садике; П выезд за город с учительницей;
? отношение к авторитетам и авторитетов к нам; D любовь и вражда;
? дорога на работу и деятельность на работе;
? возвращение с работы домой; П предпраздничная уборка.
Упражнение «Общечеловеческие конфликты»
? запретный плод;
? довольно узкая доска над пропастью, пройти может только один человек;

<< Предыдущая

стр. 37
(из 40 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>