<< Предыдущая

стр. 8
(из 40 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

1. На стадии включения определяется, насколько другие члены принимают каждого.
73
Раздел 2. Теоретико-методологические основы..
2. На стадии контроля решаются проблемы статуса, господства. Наблюдается критика группаналитика,
игнорирование того, что он говорит.
3. На стадии нежности члены группы начинают доверять друг другу, возникает близость.
Поведение членов группы на разных фазах.
1. Уход членов группы возможен на первой фазе, так как они могут бояться, что их отвергнут.
2. Стремление занять место в иерархии групповых отношений появляется на второй фазе.
3. Возможность почувствовать близость к группе появляется на третьей фазе.
Как видно, первая социально-психологическая и вторая груп-паналитическая модель фактически разными
словами описывают одни и те же процессы, задачи, которые на разных стадиях должна решить группа.
О том, какие именно проблемы лежат в основе группового развития, вполне определенно пишет Бион (1961),
говоривший о трех допущениях, или, точнее, потребностях, которые относятся к власти и силе. Из-за них группа,
собравшаяся для решения задачи, ведет себя не соответствующим задаче образом. В соответствии с этими
потребностями группа проходит три стадии в своем развитии.
1. Зависимость. Группа ждет лидера, который должен направить. На этой фазе группа или очень пассивна,
или бросается на того, кто проявляет активность. Никто не хочет брать на себя ответственность, члены группы
обвиняют друг друга.
2. Борьба или уход. Это две стороны одной модели. Обе предполагают наличие врага. Группа одновременно
ведет себя противоречивым образом: с одной стороны, она готова напасть на врага, а с другой — готова от него
убежать. Врагом может быть ведущий, член группы, враг может быть вне группы.
3. Образование пар. Здесь следует обратить внимание на наличие сильного сексуального компонента. О
стадии образования пар можно судить по чувствам, присутствующим в группе. На этой фазе в паре начинается
разговор, а другие — сидят и наблюдают за ними. Образование пар снижает ценность группы.
Данная модель дает возможность глубже посмотреть на групповые процессы, она дополняет другие и ни в
коей мере им не противоречит.
74
Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТруководителей
Таким образом, можно говорить о разных уровнях развития и функционирования группы. Более глубокое
рассмотрение групповых процессов, которое дает группанализ, позволяет эффективнее управлять этими
процессами и использовать их.
Очень важным аспектом в развитии группы является проявление деструктивных, разрушительных процессов
(Nitsun, 1991). Ведущему группы необходимо помнить об этом, контролировать их проявление, возможно, брать
под защиту отдельных членов группы.
Интервенции в группе
Интервенции в групповом анализе имеют особенное значение (Кеннард, Роберте, Уинтер, 2002). Intervention
— латинское слово, означающее вхождение между, вмешательство в какое-то событие, с целью на него повлиять.
Интервенция — намеренное влияние, предпринимаемое группаналитиком.
Патрик де Мара выделял в группанализе три аспекта:
? структуру,
? процесс,
D содержание.
Исходя из этого, можно заключить, что группаналитик поддерживает структуру группы, следит за
прохождением процесса, выявляет содержание.
1. Работа с поддержкой структуры означает, что группаналитик должен следить за тем, чтобы члены группы
выполняли основные условия: приходили вовремя, всегда, регулярно.
2. Группаналитик может использовать интервенции, направленные на бессознательное или сознательное
содержание.
3. Вмешательство группаналитика может быть направлено на отдельного человека, на мужчин, на женщин, на
части группы, на пару, то есть конфигурация интервенции бывает различной. Можно говорить об объекте
интервенции.
В группанализе больше возможностей для интервенции, чем в индивидуальной психотерапии; можно
наблюдать взаимоотношения между:
П участниками,
? группировками,
? аналитиком и группой,
? отдельным членом группы и группаналитиком.
75
Раздел 2. Теоретико-методологические основы..
Конфигурация вмешательства (по отношению к кому адресовано вмешательство):
а) относительно одного конкретного человека,
б) сфокусировано на взаимодействии 2-3 членов группы,
в) направлено на взаимодействие между аналитиком и конкретным человеком или группой.
Постоянно нужно задавать вопрос, кого касается интервенция — одного человека или группы в целом. Это
отличительная черта груп-панализа, так как есть форма групповой психотерапии, где фокус сосредоточен только
либо только на группе, либо только на индивидууме. Группаналитикже постоянно решает проблему: кто
находится в фокусе — отдельный член группы, и в этом случае группа выступает как фон; или фокус внимания
направляется на пару, тройку членов группы, а остальные представляют собой фон; или внимание фокусируется
на группе как целом. На данный вопрос довольно трудно ответить, часто это вопрос цели группы, цели групп-
аналитика, стадии развития группы, личностных особенностей члена группы.
Существует несколько типов интервенций:
? поддержка,
? фасилитация,
? интерпретация, (
? молчание как сознательное действие,
? моделирование.
1. Поддержка структуры подразумевает сохранение времени и места встреч неизменными, а также четко
сформулированную задачу. Сохранение границ группы предполагает знание всех членов группы и наблюдение за
их посещением группы. Нужно встречаться в определенном месте, в определенное время и выполнять
определенную задачу. Выполнение перечисленных пунктов является самым большим вкладом ведущего в работе.
Ведущий должен строго контролировать соблюдение членами группы определенных правил. Ему следует
обращать внимание на все случаи опозданий, несанкционированной деятельности и ухода от поставленной
задачи. Проигнорированные нарушения могут стать причиной разрушения группы.
2. Фасилитация подразумевает способствование чему-либо, главное — помочь участникам сказать, что они
думают и чувству-
76
Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТруководителей
ют; помочь привлечь внимание к определенной проблеме и получить определенное значение того, что
происходит, но не говоря прямо. К приемам фасилитации относятся:
а) открытая помощь: способствование прогрессу группы. Аналитик не знает, что происходит, но
воодушевляет членов группы на разговор;
б) направленная помощь: нет четких рекомендаций, интервенция указывает, что у группаналитика есть
гипотеза. Групп-аналитик понимает что-то, но не хочет говорить об этом открыто, хочет, чтобы группа
задумалась в этом направлении.
3. Интерпретация: ведущий открыто излагает, что, по его мнению, происходит в группе и как он это
понимает. Разница между направленной фасилитацией и интерпретацией такова: при направленной фасилитации
ведущий надеется, что группа сама поймет смысл. Интерпретация — выявление бессознательного содержания,
которое присутствует в процессе.
4. Молчание как активная позиция. Группаналитик понимает, что происходит в группе, но молчит, ожидая,
что группа сама придет к пониманию.
5. Моделирование. Группаналитик делает что-то, словно подавая пример для членов группы. Таким образом,
группаналитик представляет собой ролевую модель поведения. Следует учитывать, что группаналитику, как
любому другому человеку, трудно скрывать свои мысли и чувства.
Перед тем как использовать ту или иную интервенцию, группаналитик пытаться ответить на ряд вопросов.
Предлагаем далеко не полный их перечень:
? Что не так в состоянии группы, в поведении, эмоциях, структуре, объектных отношениях?
? Какое состояние я наблюдаю?
? Чем оно вызвано?
О Конструктивно это, неконструктивно или нейтрально?
? Возможно ли изменить То или иное состояние?
? С помощью каких интервенций?
? Могу ли я это, совместимо ли с это моим стилем?
? Подходящее ли время для интервенции? и т. п.
Группанализ, на наш взгляд, дает возможность использовать более глубокое понимание происходящих в
группе процессов, с тем
77
Раздел 2. Теоретико-методологические основы...
чтобы тренинг менеджеров протекал более эффективно. В большей степени это касается тренинга
межличностных отношений и тренинга личностного роста. В то же время группанализ дает особое видение,
которое необходимо даже для тренинга коммуникативных навыков, не говоря о более сложных ситуациях их
использования для решения задач управления персоналом.
Роли и функции ведущего (тренера)
На наш взгляд, ведущий группу тренер исполняет следующие роли:
? администратор, О фасилитатор,
? модель,
? группаналитик,
? наставник/учитель,
? лидер,
? игротехник,
? участник.
Выполнение каждой роли предполагает реализацию соответствующей функции, решение конкретной задачи.
Так, в роли администратора тренер следит за поддержанием границ: сохраняет постоянным место и время
тренинга; осуществляет контроль за временем начала и окончания тренинга, перерывов; за присутствием всех
участников; за соблюдением основных правил: не есть, не пить, не курить во время тренинга, не использовать
физическую силу и слова, унижающие достоинство другого человека. Тренер организует пространство: он
отвечает за расстановку стульев или кресел в круг; за удобное размещение видеоаппаратуры; за уровень шума и
освещения в помещении.
В качестве фасилитатора тренер проводит групповую дискуссию после выполнения практически каждого
упражнения. Задача фасилитатора заключается в стимулировании участников, в обеспечении процесса
обсуждения, а не в том, чтобы самому высказывать свое мнение.
Мы уже говорили о том, что тренер служит моделью для участников тренинга, которые наблюдают за
поведением тренера и, конечно, подмечают расхождения между тем, чему тренер обучает, и как при этом себя
ведет. Тренер несет ответственность за то, чтобы
78
Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТруководителей
его поведение соответствовало тому, чему он учит менеджеров. Поведение тренера — это дополнительный и
очень сильный аргумент в пользу освоения новых приемов и техник общения.
В роли группаналитика тренер наблюдает за групповыми процессами, поведением отдельных членов группы,
чтобы использовать свой анализ происходящего для управления группой, поведением отдельных участников. В
качестве группаналитика тренер может делать свои замечания, говорить о своих наблюдениях, интерпретировать
происходящее.
В роли наставника или учителя тренер обучает менеджеров новому поведению в разных управленческих
ситуациях. Для выполнения этой самой главной задачи тренинга тренер должен уметь доходчиво объяснять
довольно сложные вещи, процессы и явления. Тренеру необходимо самому уметь хорошо справляться с
публичными выступлениями во время введения в новую тему, уметь убеждать, уговаривать участников активно
участвовать в упражнениях. Тренер оказывает поддержку тем, кто стесняется, боится что-либо делать в
присутствии других людей. Он поощряет, давая позитивную обратную связь менеджерам после выполнения ими
упражнений. Тренер корректирует менеджеров, если видит, что их поведение отличается от желаемого,
тренируемого, помогает выполнить упражнение по-другому в правильном направлении.
Тренер с самого начала тренинга является формальным лидером для группы, который осуществляет функции
управления. Желательно, чтобы постепенно тренер становился истинным лидером в группе. Будучи лидером,
лучше придерживаться демократического стиля, предоставляя возможность менеджерам самим принимать
решения, если они обладают необходимыми для этого знаниями и способностями. Рекомендуем чаще обращаться
к группе с различными вопросами, требующими принятия группового решения. Такой подход дает возможность
участникам группы испытать на себе влияние демократического стиля. Менеджеры параллельно, не осознавая,
обучаются, рассматривая тренера как модель, управлять персоналом, используя демократический стиль
руководства.
Проведение деловых игр предполагает, что тренер должен исполнять роль игротехника, которая заключается
в умении проводить деловые игры. Как игротехник, тренер помогает менеджерам перестроиться на игровой лад,
представить какие-то новые ситуации в имитационных играх, заражает участников соответствующим
79
Раздел 2. Теоретико-методологические основы.
настроением. Поведение тренера в роли игротехника достаточно регламентировано. Тренер дает инструкции,
ожидает их четкого исполнения, следит за временем и соблюдением правил игры.
В целом с самого начала тренеру нужно стремиться к роли участ -ника тренинга. Как участник, тренер может
сам выполнять те или иные упражнения и говорить о своих переживаниях. Это помогает установлению
партнерских отношений с участниками тренинга. Роль участника помогает снять некоторые коммуникативные
барьеры.
Глава 3
КОММУНИКАЦИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Коммуникации в организации
Существуют разные определения коммуникации:
1. Коммуникация — это обмен мыслями или информацией для обеспечения взаимопонимания.
2. Коммуникация — это обмен фактами, идеями, взглядами или эмоциями между двумя или более людьми.
3. Коммуникация — это общение с помощью слов, букв, символов или посланий, с помощью которого один
член организации разделяет знания и понимания чего-то с другим.
Объединив эти определения, мы получим следующее: коммуникация — это общение, в процессе которого
происходит обмен информацией, мыслями и эмоциями между двумя или более людьми с помощью слов, букв,
символов или сообщений для оказания воздействия на участников коммуникация.
Управленческая деятельность представляет собой в широком смысле слова обмен информацией, который
является сложнейшей проблемой в любой организации.
Цели коммуникации:
П Организация информационного обмена между субъектом и объектом управления;
? Налаживание процесса эмоционального и интеллектуального обмена содержанием управленческой
информации;
? Установление взаимосвязи между людьми в организации;
? Организация совместной работы коллективов с целью выполнения производственных задач.
Значение и роль коммуникаций в организации на современном этапе развития экономики мы рассматривали
выше (ем. раздел 1. Коммуникации в менеджменте).
Коммуникация как деятельность, осуществляемая в любой организации, представляет собой процесс.
Рассмотрим его подробнее.
В организации можно выделить разные типы коммуникаций.
81
Раздел 2. Теоретико-методологические основы..
Виды коммуникаций Форма коммуникаций Средства
коммуникаций
Вертикальная Письменная Документы
Горизонтальная Устная Речь
Формальная Видео Знаковые системы
Неформальная Аудио Электронные
средства связи
Межличностная Электронная Видео,
телекоммуникации
Межгрупповая Эмоциональная Невербальные
проявления
Невербальная Рациональная физиологической
системы
Вербальная человека
Сознательная
Бессознательная

В данной таблице виды и формы коммуникаций в организации выделены достаточно условно. Вертикальная
коммуникация означает общение по вертикали, то есть между людьми, находящимися на разных иерархических
уровнях. К этому виду коммуникации относится коммуникация между руководителем и его подчиненным.
Горизонтальная коммуникация — это общение, например между людьми, находящимися на одном и том же
иерархическом уровне. Сюда относится общение между коллегами, сотрудниками, находящимися на одном
иерархическом уровне.
Под формальной коммуникацией понимают общение в соответствии с должностными инструкциями,
формальными правилами, стандартами, принятыми в организации, тем, что документально закреплено и имеет
юридическую силу. Говоря о неформальной коммуникации, имеют в виду общение, основанное на
психологических закономерностях, носящих неформальный характер.
Коммуникационный процесс
Процесс коммуникации впервые начали изучать физики, занимающиеся проблемами связи. Именно они
разработали первые модели коммуникации.
Коммуникационный процесс — это обмен информацией (в любой форме) между элементами организационной
системы по каналам связи.
Самая первая модель коммуникации носит название «Формулы Лассуэлла» (рис. 5).
82
Глава 3. Коммуникация как деятельность
Рис. 5. Модель коммуникации «Формула Лассуэлла»
Модель, известная под названием «Формула Лассуэлла», состоит из пяти компонентов. Первый компонент
отвечает на вопрос «Кто?» Речь идет о том, кто вступает в коммуникацию. Этот компонент получил название
коммуникатор. На вопрос «Что?» отвечает второй компонент. Что передает коммуникатор? Коммуникатор
передает сообщение. А как он его передает? Третий компонент коммуникационного процесса получил название
канала коммуникации. Канал коммуникации — это средство передачи информации, сообщения. В качестве
канала коммуникации могут выступать речь, письмо, радио, телевидение, Интернет, факс и др. Перед
руководителем стоит отдельная задача — выбор канала коммуникации. Следующий, четвертый компонент
отвечает на вопрос «Кому?» Кому передается сообщение? Этот компонент носит название получателя. Если
получатель подчиненный, то руководитель, выбирая канал коммуникации для своего сообщения, думает в
первую очередь об эффекте, о том, какое воздействие окажет сообщение на подчиненного. Эффект — это пятый
компонент коммуникационного процесса.
Так, например, менеджер хочет сделать распоряжение, с тем чтобы подчиненные как можно быстрее
отреагировали. Он выбирает письменный вариант, в соответствии с которым распоряжение вывешивается на
доске для объявлений. Подходит срок выполнения распоряжения, и выясняется, что кто-то вообще его не
заметил, кто-то не придал большого значения и решил, что это не так срочно. Таким образом, эффект может быть
предсказуемым, прогнозируемым и непредсказуемым.
Допустим, один из работников сделал совсем не то, что приказал руководитель. Кто виноват в этом случае с
точки зрения руководителя? Ответ очевиден. Сами руководители признают, что виноватым будут считать
подчиненного: он бестолковый и сделал все неправильно. А кого в этом случае воспринимает менеджер
ответственным за эту коммуникацию, сам того не осознавая? Тоже подчиненного. Это он виноват, значит, это его
ответственность. Ведь
83
Раздел 2. Теоретико-методологические основы..
руководитель, который таким образом общается с подчиненными, считает, что все четко и ясно написал или
сказал. Такой коммуникативный стиль, как стрела, является однонаправленным. Он представлен в теоретической
модели на рис. 5.
В коммуникации участвуют двое, поэтому и ответственны за нее оба: и коммуникатор и получатель. Ведь
сообщение могло быть передано в недостаточно четкой форме, расплывчато, оно может допускать
двусмысленное толкование и быть по-разному проинтерпретировано. А есть ли у получателя возможность

<< Предыдущая

стр. 8
(из 40 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>