<< Предыдущая

стр. 2
(из 14 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

шифровать компоненты определения организационного проекта.




8
2. СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИЙ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ

В соответствии с приведенным выше определением организа-
ционный проект заключается в целенаправленном изменении орга-
низационной (активной) системы. Для того чтобы понять суть этих
изменений, рассмотрим принятую в теории активных систем (АС)
модель организационной (активной) системы1. Описание модели
активной системы определяется заданием [33, 48, 86]:
- состава АС (участников, входящих в АС, то есть ее элемен-
тов);
- структуры АС (совокупности информационных, управляю-
щих, технологических и других связей между участниками АС);
- множеств допустимых действий участников АС, отражаю-
щих, в том числе, институциональные, технологические и другие
ограничения их совместной деятельности;
- целевых функций участников АС, отражающих их предпочте-
ния и интересы и зависящих, в общем случае, от действий всех
участников АС;
- информированности – той информации, которой обладают
участники АС на момент принятия решений о выбираемых страте-
гиях;
- порядка функционирования – последовательности получения
информации и выбора стратегий участниками АС.
Дополнительными параметрами, характеризующими АС, яв-
ляются наличие или отсутствие:
- динамики [83, 87, 114];
- многоуровневости [29, 39, 40, 82];
- множества взаимосвязанных агентов [82, 83, 90];
- распределенного контроля [44, 47, 54, 91];
- неопределенности [20, 21, 83, 84, 87] и т.д.
Следовательно, организационный проект как изменение орга-
низационной системы может затрагивать изменения: состава,
структуры, допустимых множеств, целевых функций, информиро-
ванности и порядка функционирования. Понятно, что изменения
могут и должны касаться в общем случае всех перечисленных
1
Будем употреблять термины «организационная система» и «активная
система» как синонимы.
9
параметров, и поиск оптимального результата проекта заключается
в определении наиболее эффективной допустимой комбинации
всех параметров АС. Тем не менее, традиционно в теории управле-
ния социально-экономическими системами рассматривается систе-
ма вложенных задач управления (решения более "частных" задач
используются при решении более "общих"). Эта вложенность (то
есть вложенность соответствующих объектов управления) показана
на рисунке 1. Так, наиболее подробно2 (по сравнению с остальны-
ми) исследованными являются задачи мотивационного управления,
затрагивающие изменения целевых функций управляемых субъек-
тов – активных элементов (АЭ), наименее исследованными – зада-
чи синтеза состава и структуры системы.

Структура
Порядок функционирования
Состав
Информированность
Допустимые множества
Целевые
функции




СЛОЖНОСТЬ


Рис. 1. «Вложенность» предметов управления

Таким образом, первым основанием системы классификаций
организационных проектов является предмет изменений – парамет-
ры АС, подвергающиеся целенаправленным изменениям. Возмож-
ные значения признаков по данному основанию – целевые функ-

2
Следует отметить, что приводимое на рисунке 1 упорядочение пред-
метов управления является экспертным, то есть, отражает субъектив-
ное мнение авторов. Отметим, что при оценке сложности предполага-
ется, что рассматривается задача оптимизации одного из параметров
АС при фиксированных остальных параметрах.
10
ции, допустимые множества, информированность, состав, порядок
функционирования, структура АС. Введенное основание классифи-
кации отвечает, фактически, на вопрос "ЧТО подвергается измене-
ниям в АС?".
Задавая аналогичные вопросы и используя определение ОП,
можно получить другие основания системы классификаций. Осно-
ванием для выделения множества вопросов могут служить список
вопросительных местоимений русского языка: "кто", "какой",
"что", "чей", "сколько", "каков", "который" [100, С. 24] и список
вопросительных наречий русского языка: "где", "куда", "когда",
"зачем", почему", "как", "откуда" [100, С. 336].
Приведенный список вопросов можно соотнести с процессу-
альными компонентами деятельности3 [32, 80]: "потребность –
мотив – цель – задачи – технология (содержание и формы, методы
и средства) – результат" (см. таблицу 1).

Табл. 1. Компоненты деятельности и характеристики изменений
Компоненты
Вопросы Характеристики изменений
деятельности
Возникновение необходимости
Потребность Когда
деятельности
"Пространственная" и временная
Где,
локализация объекта деятельности,
Мотив почему,
мотивировка необходимости измене-
зачем ний
Какой,
Общие требования к результату
Цель каков,
деятельности
который
Какой,
Детальные требования к результату
Задачи каков,
деятельности
который
Содержание Что Предмет деятельности
Т




я
н




и
х

о

о
л
е




г




3
В упомянутых работах выделяют характеристики деятельности:
особенности, принципы, условия и нормы, логическую структуру: методы
и средства деятельности, временную структуру деятельности (проекта)
фазы, стадии и этапы деятельности.
11
Куда, Характеристики начального и конеч-
Формы
откуда ного состояния изменяемой системы
Механизмы (организация деятельно-
Методы Как
сти в узком смысле)
Чем,
Средства Ресурсы деятельности
сколько
Какой,
Характеристики результата деятель-
Результат каков,
ности
который

В таблице 1 приведены характеристики собственно деятельно-
сти, исчерпывающие список вопросительных местоимений и наре-
чий (за исключением вопроса "кто"). Кроме характеристик дея-
тельности, также являющихся возможными основаниями системы
классификаций, существенным является то, КТО осуществляет
деятельность (является субъектом, осуществляющим деятельность).
Роль субъекта деятельности чрезвычайно велика, ведь ему прихо-
дится проектировать собственную деятельность, которая в ОП
заключается в целенаправленном изменении некоторой АС (пред-
мета деятельности), элементом которой или надсистемой для кото-
рой является сам субъект.
В первом приближении можно выделить внешние и внутренние
(по отношению к изменяемой в ОП активной системе) субъекты
деятельности.
Внешний субъект деятельности может осуществлять измене-
ния АС, не входя в состав этой АС и не содержа ее в своем составе.
Этой ситуации соответствует случай "классического" управления
проектами, когда субъект и предмет деятельности принадлежат
разным системам (см. рисунок 2), причем сам субъект не изменяет-
ся.
Внешний по отношению к изменяемой АС субъект может со-
держать ее в качестве своего элемента. Именно случаю "классиче-
ского" организационного управления соответствует наличие
внешнего субъекта деятельности4, который осуществляет измене-
4
Отметим, что определения «внешнего» и «внутреннего» приводятся по
отношению к изменяемой в результате реализации ОП активной систе-
ме. Поэтому, если в рассматриваемом случае изменяется сам субъект,
то есть, исследуется метасистема, элементом которой является АС,
12
ния (управление) предмета деятельности (управляемых субъектов
и/или объектов, принадлежащих той же метасистеме), но не изме-
няется сам – см. рисунок 3.
И, наконец, организационному проекту соответствует внешний
или внутренний субъект деятельности, который, наряду с предме-
том деятельности, изменяется сам (см. рисунок 4).
Таким образом, отличительной (и во многом характеристиче-
ской) чертой организационных проектов является то, что в них
изменяется субъект управления. Другими словами, в ОП непремен-
но имеют место саморазвитие и самоорганизация.

Субъект
деятельности




Предмет
Предмет деятельности
деятельности
Процесс изменений
АС
АС

Начальное состояние Конечное состояние

Рис. 2. "Классическое" управление проектами




то по отношению к метасистеме субъект деятельности является внут-
ренним.
13
Субъект
деятельности


Конечное
Начальное
состояние
состояние
Предмет
Предмет
деятельности
деятельности
Процесс изменений
АС
АС


Метасистема

Рис. 3. "Классическое" организационное управление




Субъект
Субъект
деятельности
деятельности


<< Предыдущая

стр. 2
(из 14 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>