<< Предыдущая

стр. 3
(из 14 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Предмет
Предмет
деятельности
деятельности
Процесс изменений

АС
АС

Начальное состояние Конечное состояние

Рис. 4. Управление организационным проектом

Отметим, что приведенное понимание вовсе не размежевывает
управление ОП и управления проектами вообще (в сложившемся на
сегодняшний день понимании и виде) – не исключен случай, когда
руководство проекта может быть распределенным, например, при
наличии внешнего по отношению к изменяемой АС руководителя
(или соруководителя – внешнего менеджера организационного
14
проекта) его деятельность может описываться в рамках «классиче-
ского» УП, а деятельность внутреннего руководителя (например,
функционального руководителя ОС, деятельность подразделения
которого реформируется в процессе ОП) может рассматриваться
как самоуправление, основывающееся на «классическом» органи-
зационном управлении.
Наличие изменений, происходящих с субъектом управления
(руководителем проекта), является чрезвычайно существенным.
Как показывает опыт реформирования и реструктуризации пред-
приятий, разработки и реализации программ развития регионов и
т.д. [49, 68-70, 72], если осуществлением ОП занимается только
внешняя команда консультантов (как в "обычном" УП), а руково-
дство предприятия или региона не вовлечено в этот процесс, то
успеха достичь, как правило, не удается. И наоборот, если руково-
дство предприятия или региона действует совместно с внешними
консультантами, то в этом случае можно надеяться на успех в
реализации организационных изменений.
Третьим ключевым вопросом является "КАК" следует осуще-
ствлять изменения ОС? Этот вопрос соответствует методам дея-
тельности, направленной на изменение ОС. Если мы говорим об
управлении этой деятельностью, то методам соответствуют меха-
низмы управления – совокупность правил и процедур принятия
управленческих решений. Ниже, в основном, рассматриваются
именно механизмы управления.

3. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ
ПРОЕКТАМИ И БАЗОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Как подчеркивалось во втором разделе, организационные про-
екты, заключающиеся в целенаправленном изменении организаци-
онных систем, характеризуются тем, что в них предмет и субъект
изменений, обладающие свойством активности (то есть способно-
стью к принятию решений, самостоятельному выбору действий и
т.д.), могут совпадать. Поэтому можно считать, что специфика
управления ОП, в частности, заключается в том, что управление
ОП может рассматриваться как процесс саморазвития и само-
организации.


15
Последний тезис накладывает ограничения на механизмы
управления, которые могут быть использованы при управлении
ОП. Поэтому перечислим известные результаты теории управле-
ния, которые могут быть использованы при управлении ОП (табли-
ца 2 и таблица 3), с тем, чтобы затем перейти к изучению механиз-
мов, отражающих присущие именно организационным проектам
свойства.
В таблице 2 перечислены параметры АС, являющиеся предме-
тами управления в ОП (см. второй раздел) и указаны основные
работы, посвященные разработке и исследованию соответствую-
щих механизмов управления.

Табл. 2. Предметы управления и библиография
Предмет управления Библиография
Состав АС [32, 82, 91]
Структура АС [29, 39, 40, 82, 85, 91]
Множества допустимых [15, 27, 28, 87, 90, 114]
действий участников АС
Целевые функции участни- [19, 27, 30, 59, 65,
ков АС 82-88, 90, 91, 113]
Информированность [43, 46, 62, 67, 89, 91]
Порядок функционирования [29, 43, 48, 61, 62, 90, 91]

Рассмотрим теперь базовые механизмы управления проектами,
которые могут быть использованы при управлении ОП. Для их
систематизации перечислим, следуя [32], основные задачи управ-
ления проектами, соответствующие основным четырем фазам
жизненного цикла проекта – разработка концепции, планирование
и разработка, реализация (осуществление) и завершение проекта
[42, 106-109]. Задачи приводятся в столбцах таблицы 3, в ее строках
указаны базовые механизмы управления проектами (с указанием
основных работ, содержащих их описание). На пересечении строк и
столбцов отмечена целесообразность использования механизмов
управления при решении тех или иных задач управления ОП («+» –
рекомендуется использовать, «•» – возможно использовать, «-» –
практически не используются).

Табл. 3. Задачи и механизмы УП
16
Задачи




Выбор структуры




Финансирование
и состава испол-
оценка и выбор




исполнителями
УП




Определение и




Распределение




Оперативное
анализ целей

Построение,




Управление


Управление




Завершение
управление
вариантов
Механизмы




ресурсов




рисками
нителей
проекта




проекта
УП

Механизмы
комплексного
• • • • • •
+ + +
оценивания
[3, 4, 32]
Механизмы
• • • •
+ + - - +
экспертизы
[19, 32, 86]
Механизмы
• • • • •
+ + + +
агрегирования [10,
23, 31, 32, 59, 82]
Тендеры и
• •
- + + + - - -
конкурсы [19, 32]
Механизмы
материально-
• • •
- - + + + -
технического
обеспечения
[12, 26]
Механизмы
планирования
(оптимизации
производственно-
го и коммерческо-
• • • •
- - + + -
го циклов,
минимизации
упущенной
выгоды и др.)
[3, 8, 11, 23, 26]
Механизмы
распределения
• • • • •
- - + +
ресурса и затрат
[17, 19, 32, 86]
Механизмы
управления
• • • • • •
- + +
риском [3, 4, 11,
22, 25, 33, 69, 84]
17
Механизмы
смешанного
• • •
- - + - - -
финансирования
[32, 66]
Механизмы
• • •
- - + - - -
самоокупаемости
[23, 32]
Механизмы
• •
- - + - + - -
страхования
[22, 32, 66]
Противозатратные

- - - + + - - -
механизмы
[19, 32]
Механизмы
• • •
- - + + - -
льготного налого-
обложения [25]
Механизмы
• • •
- - + + - -
ценообразования
[15, 19, 23, 32, 86]
Механизмы
стимулирования
• • • •
- - + + +
[23, 32, 65, 88, 90,
113]
Механизмы
• • • • •
- - + +
освоенного объема
[59, 60, 113]
Механизмы
оперативного
• • • •
- - - + -
управления

<< Предыдущая

стр. 3
(из 14 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>