<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

В чем заключается двойная правовая природа центрального банка?
Какие принципы заложены законодательством в организацию деятельности Национального банка Украины?
Какое структурное построение Национального банка Украины?
Как можно охарактеризовать правовой статус филиалов НБУ?
Какие руководящие органы имеет центральный банк государства?
Раскройте правовой статус Рады Национального банка Украины.
В чем заключается независимость Национального банка Украины?
Какие функции выполняет центральный банк?
В чем заключается содержание грошово-кредитної политики, которую осуществляет НБУ?
Раскройте содержание других функций Национального банка Украины.
ГЛАВА 5
ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС БАНКОВ

§ 1. Понятие и признака коммерческого банка. Его компетенция

Термин“коммерческий банк” возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю (commerrce), товарообменные операции и платежи, которые проводили торговцы (отсюда и название - коммерческий банк). С развитием промышленного производства возникли операции по краткосрочному кредитованию производственного цикла: ссуды на пополнение оборотного капитала, создание запасов сырья и готовых изделий, выплату заработной платы и т.п.. Сроки кредитов постепенно увеличивались, часть банковских ресурсов начала использоваться для вложений в основной капитал, ценные бумаги и т.п.. Вследствие этого термин«коммерческий» в названии банка потеряло первоначальное содержание. На сегодня он означает «деловой» характер банка, его ориентированность на обслуживание всех видов клиентов независимо от рода их деятельности, формы собственности, признаков резидентства и т.п.. Именно поэтому новая редакция Закона “О банках и банковской деятельности” содержит понятие “банк”, а не “коммерческий банк”.
Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Принятие вкладов и распределение кредитов и до сих пор остаются ядром банковской деятельности. Однако постепенно она обогатилась багаточисельними услугами, вознаграждение за предоставление которых обеспечивает все возрастающую часть их ресурсов. Некоторые из этих услуг лишь развивают традиционные направления банковской деятельности. Например, для упорядочения безналичных расчетов банки предлагают своим клиентам новые инструменты, рожденные информатикой: платежные и кредитные карточки, электронные платежи, платежные требования. Услуги другого типа - совместное управление ценными бумагами, совета относительно инвестирования, управление имуществом, управление денежными средствами предприятий, помощь экспортерам представляют собой сравнительно недавнее явление. Такая широкая диверсификация операций разрешает банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при довольно неблагоприятной хозяйственной конъектуре.
Коммерческие банки традиционно играют роль стержневого, базового звена кредитной системы. Авторы отмечают, что в ходе исторического развития возникли сегментированые и универсальные банковские структуры. Сегментированая структура предусматривает жесткое законодательное разделение сфер операционной деятельности и функций отдельных видов финансовых учреждений. Подобные структуры сложились, например, в США и Японии, где банковские операции по приему депозитов и выдачи краткосрочных кредитов были законодательно отделены от операции по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компаний и некоторых других специальных видов услуг (страхование, соглашения с недвижимостью и т.п.). При универсальной структуре закон не содержит ограничений относительно отдельных видов операций и сфер финансового обслуживания. Все кредитно-финансовые институты могут осуществлять любые виды соглашений и представлять клиентам полный набор операций. Такой тип универсальных банков сложился в ряде западноевропейских стран, в частности в Германии, Франции, Швейцарии, Великобритании и т.п.. Большую роль в функционировании банковского сектора в этих странах играет высокая степень самоконтроля финансовых институтов, суровое соблюдение ими обычаев и традиций, обработанных банковским сообществом.
В поисках новых сфер деятельности и в связи с увлечением части их рынка конкурирующими сетями организаций, коммерческие банки постепенно начали выходить прямо или через свои филиалы, на другие рынки, особого и совсем отличного характера. Эта диверсификация их операций охватывает такие области как участие в капиталах предприятий (рискованный капитал) или в финансировании органов местного управления, или прямое участие в операциях с недвижимостью (приобретение для перепродажи), а также лизинг, факторинг, товарный арбитраж и даже прямое управление недвижимостью через скупку агенцій из продажи недвижимости. Итак, коммерческие банки становятся более чем универсальными и захватывают рынки, которые не являются чисто финансовыми. Вместе с тем профессиональная специализация банков на взгляд специалистов есть, определенной мерой, обратной стороной монополии на рынке банковских услуг.
Ж. Матук отмечал, что первой характеристикой коммерческих банков есть их двойная специализация при работе с предприятиями и при принятии депозитов частных лиц; последние разрешают им финансировать деятельность предприятий, а также, придерживаясь степени „трансформації”, финансировать свои инвестиции. За этим признаком они делятся на общества по взаимному кредиту и кооперативы, которые занимаются определенной деятельностью, и сберегательные банки, которые занимаются работой с частными клиентами и предоставляют кредиты под строительство (или на приобретение) жилья.
Правовой статус коммерческих банков имеет ряд составляющих, который разрешает розчленити его на разные компоненты, которые в совокупности и создают правовой статус того или другого банка. К таким компонентам целесообразно относить правовой режим создания коммерческого банка, его организации, компетенции органов, деятельности; правовой режим реорганизации и ликвидации и т.п..
Вместе с тем, продолжая рассматривать признаки коммерческого банка, целесообразно обратить внимание на следующее. Банк является предприятием, одновременно он должен рассматриваться как коммерческое юридическое лицо, поскольку его деятельность направлена на получение прибыли. Однако при этом банк наделен специальной компетенцией, поскольку прибыль он получает лишь путем осуществления определенных операций.
Т.е., коммерческий банк является кредитной организацией, которая создана для осуществления банковских операций. Деятельность свою коммерческий банк может осуществлять исключительно на основании лицензии, которая выдается НБУ.
Законодательством также установлены организационно-правовые формы, в которых может образовываться банк (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, кооперативные банки). Любые другие организационно-правовые формы для банка запрещенные. Кроме этого банк рассматривается законодателем как один из элементов банковской системы.
Компетенция коммерческого банка. Компетенция представляет собой совокупность функций, полномочий, предметов ведения, прав и обязанностей юридического лица. Исследователи отмечают, что по отношению к банкам понятия „компетенція” предусматривает единство трех элементов:
возможность обретения банком прав и обязанностей по определенным видам банковских операций от своего или чужого имени;
определение вида деятельности банков, т.е. очерченный во времени и просторные, а также специальными запретами хозяйственный оборот определенных объектов;
порядок обретения прав и обязанностей в конкретном правоотношении.
Соответственно, объем специальной компетенции коммерческого банка может определяться двумя способами:
- путем перечисления в законе банковских операций, которые банки могут осуществлять, и установление запретов для деятельности банков;
путем выдачи лицензий на банковскую деятельность конкретному банку.
Эти базовые элементы закреплены в Законе “О банках и банковской деятельности”, что содержит перечень банковских операций, а также устанавливает виды лицензий и разрешений и операции, на осуществление которых предполагается разрешительный режим.
Компетенция коммерческого банк определяется в момент его создания и регистрации, хотя может быть измененная и во время деятельности (путем внесения соответствующих изменений в уставные документы с их дальнейшей государственной регистрацией и соблюдением разрешительных режимов).
Анализируя правовой статус банковских учреждений, нужно обратить внимание также и на функциональную структуру, поскольку именно в развитии функциональных структур банков проявилась их способность к адаптации, приспособлению, гибкости, к реакции на изменения, которые происходят, и требования финансового рынка. Поскольку структурно-функциональное построение коммерческих банков определенной мерой связанная с задачами, которые решаются банком, предысторией его развития и другими индивидуальными особенностями, в представленном исследовании можно говорить лишь о типичных структурно-функциональных элементах, присущих большинству банков.
В состав организационно-функциональной структуры входят: наблюдательный совет банка, правление банка, его секретариат; управление делами банка; структурный подраздел (управление, отдел) по правовым вопросам (административно-правовое); управление финансирования кредитования; отдел контроля за невыполнением кредитных договоров; фондовый центр; одно или несколько операционных управлений, включая отдел расчетных операций, подразделы по обслуживанию населения, операционную кассу, группу инкассаций; управление бухгалтерского учета, включая подразделы отчетности и экономического анализа, материального учета, расчетов; управление корреспондентских отношений и валютных операций, включая подразделы міжфілійних расчетов (при наличии филиалов), обработка банковской информации; управление пластиковых карточек, включая группу поддержки процессінгу; расчетный центр или управления сопровождения автоматизации банковских технологий, включая подразделы сопровождения средств и систем вычислительной техники и связи, информационной безопасности и системного администрирования; управление денежного обращения, включая подразделы кассовых сделок, инкассо, технического обеспечения; депозитарий; отдел кадров; служба безопасности, включая бюро пропусков; хозяйственное управление; гараж, филиала и отделение банка.
Кроме того, для укрепления некоторых важных функциональных направлений в структуре банка могут быть такие подразделы: а) управление экономического анализа, внутреннего контроля, координации и усовершенствование банковской деятельности; б) отдел развития и усовершенствование систем обработки банковской информации.
В.М. Усоскін выделяет в общей организационной структуре банка два типа отделов: отделы, которые выполняют линейные функции, и отделы, которые выполняют штабные функции. Линейные отделы непосредственно заняты выполнениям операционной работы, например, принятием вкладов, выдачей кредитов, покупкой ценных бумаг и т.п.. Термин«линейный» характеризует характер связей этих отделов с высшими эшелонами банка. Линейные функции делегируются из высших этажей иерархии на низшие, что создает беспрерывное „коло команд” или „лінію” команд за вертикалью, связывая один уровень с другим. В свою очередь, штабные отделы занимаются обслуживанием линейных отделов, предоставляют им помощь для повышения эффективности их деятельности. Примером могут служить отделы планирования, кадров, юридический, статистики и т.п..
Для проводки постоянного внутреннего контроля банки создают службу внутреннего аудиту, которая является органом оперативного контроля наблюдательного совета банка.
Служба внутреннего аудиту выполняет ряд функций, в том числе:
1) присматривает за текущей деятельностью банка;
2) контролирует соблюдение законов, нормативно-правовых актов Национального банка Украины и решений органов управления банка;
3) проверяет результаты текущей финансовой деятельности банка;
4) анализирует информацию и ведомости о деятельности банка, профессиональную деятельность ее работников, случаи превышения полномочий должностными лицами банка;
5) предоставляет наблюдательной рады выводы и предложения по результатам проверок;
6) осуществляет другие функции, связанные с надзором и контролем за деятельностью банка.
Служба внутреннего аудиту имеет право на ознакомление со всей документацией банка и надзор за деятельностью любого подраздела банка. Ее служащие уполномоченные требовать письменные объяснения от отдельных должностных лиц банка относительно выявленных недостатков в работе.
Стратегия каждого банка строится на таких определяющих основах:
- по возможности дешевле приобрести капитал (уплатить наиболее низкую процентную ставку как по привлеченным депозитам, так и по межбанковским кредитам);
- продать капитал и услуги по рентабельной ставке (получить по возможности высшую процентную ставку по размещенным средствам);
– снизить риск потерь путем: а) отбора надежных клиентов и получение гарантий; б) диверсификации операций и освоение разных рынков ссудного капитала.
Отсюда можно выделить наиболее важные виды доходов и расходов банковских учреждений. К первой категории относятся: а) проценты, полученные по займам; б) проценты и дивиденды по инвестициям; в) комиссионное собрание и другие платежи за услуги. Основные виды расходов банка, которые имеют наибольший удельный вес: а) проценты, уплаченные по депозитам; б) заработная плата, премии и социальные выплаты; в) налоги и общеобязательные сборы.
Нужно подчеркнуть, что в последние годы отечественный рынок финансовых услуг досяг того уровня, который целый ряд институтов предлагает практически идентичный их набор. Поэтому среди путей завоевания новых клиентов банки называют не столько предложение более удобных ставок, сколько использование нестандартных маркетинговых ходов. Эта сложная задача, поскольку на украинский рынок выходят русские и иностранные банки, в которых маркетинговые технологии более развитые. Это стимулирует наших финансистов совершенствовать свою стратегию. Не исключено, что в недалеком будущем состоится укрупнение банковских структур и перераспределение рынка. В частности, среди новых приоритетов выделяют массовый выход на розничный рынок, более активный выпуск корпоративных облигаций, расширение сети филиалов, поскольку по словам специалистов, существенным образом нарастив свои капиталы, банки уже создали базу для развития направлений, которые дорого стоят.
Вместе с тем и до сих пор продолжает наблюдаться неудовлетворительное состояние с формированием здоровой конкурентной среды в банковской сфере в провинции, где наблюдается незначительный спрос на банковские услуги по стороне местных физических и юридических лиц через общие неудовлетворительные условия для развития малого и среднего бизнеса, а также низкий уровень предложения банковских услуг по стороне местных банков. Поэтому одной из проблем национальной банковской системы, и в первую очередь – деятельности коммерческих банков, есть ее нерациональная территориальная структура. Так, если в западных государствах плотность банковской сети колеблется от 1 до 4-4 банков и их отделений на 10 тыс человек (без учета сберегательных и небанковских кредитно-финансовых учреждений), то в Украине она представляет: 1 банк приблизительно на 60 тыс человек (если брать Киев, который имеет относительно большой показатель).
Итак, коммерческие банки - это основная составляющая кредитной системы государства. В современных условиях увеличивается потребность в эффективных и стабильных банках, от которых большой мерой зависит восстановление экономического роста.

§ 2. Имущество коммерческого банка. Уставный капитал и порядок его формирования

Реформирование банковского сектору связано с действиями на уровне национальной банковской системы в целом, которое тянет за собой как закрытие или реорганизацию банков (которые не могут выполнить требования НБУ относительно капитализации, и неплатежеспособность которых создает большую угрозу системного риска), так и установление определенных требований к капиталу банков. Центральный банк прошел длинный путь к внедрению требований к капиталу, которые отвечают международным стандартам и базируются, в первую очередь, не на размере уставного фонда, а на соотношении капитала и активов, т.е. демонстрируют реальный запас надежности банка и отображают сумму, на которую активы превышают обязательство банка.
Понятно, что вопрос капитализации есть достаточно сложному и должно рядом с общим подходом, определенным центральным банком, учитывать и индивидуальные особенности, присущие операциям каждого банка. Так, и до сих пор остается спорным вопрос относительно необходимости уменьшения или увеличение количества банков в Украине, є немало сторонников каждой из позиций. Вместе с тем не вызывает сомнений необходимость капитализации банковских учреждений согласно установленным нормами права требований.
Капитал призван защитить интересы вкладчиков, он покрывает убытки банка. Органы надзора ответственные определенной мерой за сохранение средств вкладчиков, именно так как одним из задач НБУ есть поддержка стабильности функционирования банковской системы и защита клиентов. К капиталу должны предъявляться две требований: минимальный размер капитала банка и адекватность его уровня риска. Законом „Про банки и банковскую деятельность” минимальный размер уставного капитала определен в таких размерах: для местных кооперативных банков – 1 млн евро; для коммерческих банков, которые осуществляют свою деятельность на территории одной области, – 3 млн евро; для банков, которые осуществляют деятельность на всей территории Украины, – 5 млн евро.
Центральный банк во исполнение требований законов “О Национальном банке Украины” и “О банках и банковской деятельности” с целью обеспечения стабильной деятельности банков и своевременного выполнения ими обязательств перед их вкладчиками, в 2001 г. утвердил Инструкцию о порядке регулирования деятельности банков в Украине. Указанной Инструкцией было установлено, в частности, порядок определения регулятивного капитала банка и экономические нормативы, которые являются обязательными к выполнению всеми банками, в том числе нормативы капитала: минимального размера регулятивного капитала, адекватность регулятивного капитала, адекватность основного капитала.
Рядом и с этим Национальный банк закрепил градацию по определению нормативов минимальных размеров уставных капиталов для банков, которые действуют, и для новообразованных банков. При этом размер капитала должен возрастать в зависимости от количества лет, что банки работают на рынке профессиональных услуг. Например, для банков, которые осуществляют свою деятельность на территории всей Украины (межрегиональных), в том числе специализированных инвестиционных и расчетных (клиринговых), центрального кооперативного банка минимальный размер регулятивного капитала на 1 января 2007 г. должен представлять не меньше чем 8000000 евро (п.2.2. Инструкции).
НБУ установил порядок определения регулятивного капитала банка и ряд экономических нормативов, которые являются обязательными к выполнению всеми банками, в том числе: нормативы капитала (минимальный размер регулятивного капитала, адекватность регулятивного капитала, адекватность основного капитала); нормативы ликвидности (мгновенная ликвидность, текущая ликвидность, краткосрочная ликвидность); нормативы кредитного риска (максимального размера кредитного риска на один контрагента, больших кредитных рисков, максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных одному інсайдеру, максимального совокупного размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных інсайдерам); нормативы инвестирования (инвестирование в ценные бумаги отдельно за каждым учреждением, норматив риска общей открытой (длинной/короткой) валютной позиции банка). Базой для расчета экономических нормативов есть регулятивный капитал банка.
Банки с целью определения реального размера регулятивного капитала с учетом рисков в своей деятельности обязанные постоянно оценивать качество всех своих активов и внебалансовых обязательств (осуществлять их классификацию, определять сомнительные и безнадежные относительно погашения); осуществлять соответствующие корректирования их стоимости путем формирования резервов для покрытия ожидаемых (возможных) ущерба за обязательствами контрагентов.
Норматив адекватности регулятивного капитала (норматив платежеспособности) отображает способность банка своевременно и в полном объеме рассчитаться за своими обязательствами, которые вытекают из торговых, кредитных или других операций денежного характера. Чем высшее значение показателя адекватности регулятивного капитала, тем большая доля риска, которые ее принимают на себя владельцы банка; и наоборот: чем низшее значение показателя, тем большая доля риска, которые ее принимают на себя кредиторы/вкладчики банка. Норматив адекватности регулятивного капитала устанавливается для предотвращения чрезмерного перекладывания банком кредитного риска и риска невозвращения банковских активов на кредиторов/вкладчиков банка. Значение показателя адекватности регулятивного капитала определяется как соотношение регулятивного капитала банка к суммарным активам и определенным внебалансовым инструментам, взвешенным за степенью кредитного риска и уменьшенных на сумму созданных соответствующих резервов за активными операциями.
Для расчета адекватности регулятивного капитала банка его активы делятся на пять групп за степенью риска и подытоживаются с учетом соответствующих коэффициентов зваження.
В свою очередь норматив адекватности основного капитала устанавливается с целью определения способности банка защитить кредиторов и вкладчиков от непредусмотренного ущерба, которому может испытать банк в процессе своей деятельности в зависимости от размера разнообразных рисков. Показатель адекватности основного капитала банка рассчитывается как соотношение основного капитала к общим активам банка.
С 1 марта 2004 г. значение норматива адекватности капитала банков должно составлять 10%. Это вызвано имеющимся несоответствием капитализации банковской системы и роста ее активов. В частности, по итогам 2003 г. рост активов составил около 57%, а совокупного капитала системы - всего 30,7%. Такой дисбаланс в темпах роста может привести не только к нехватке ресурсов для кредитования клиентов и повышение процентных ставок, но и к увеличению кредитных рисков всей банковской системы.
Для обеспечения реальной капитализации банков Украины все банки делятся за уровнем достаточности капитала на: хорошо капитализированные; достаточно капитализированные; недокапитализированные; значительно недокапитализированные; критически недокапитализированные.
Законодательством предусмотрено, что регулятивный капитал банка состоит из основного ( 1-го уровня) капитала и дополнительного ( 2-го уровня) капитала. Основной капитал считается неизменным и таким, что не подлежит передаче, перераспределения и должен полностью покрывать текущий ущерб.
По европейским правилам собственный капитал состоит из двух частей, которые отличаются одна от одной за характером – базового и дополнительного. К базовому капиталу относится уплаченный капитал участников и невыплаченные прибыли, он зависит от организационно-правовой формы предприятия. Дополнительный капитал выполняет функции собственного капитала в ограниченном размере, поскольку реализовать его можно лишь условно. Он подлежит возвращению или может рассматриваться как гарантия пайщиків кооперативного банка. В качестве собственного капитала банка дополнительный капитал не может превышать печали базового капитала.
По итогам года на основе финансовой отчетности банки обязаны корректировать размер уставного капитала на индекс девальвации или ревальвации гривны за счет и в пределах валовых доходов или валовых расходов банка согласно методике, установленной Национальным банком Украины.
Дополнительная гарантия, которую несет уставный капитал банка, заключается также в особых требованиях относительно его формирования. Во-первых, формирование и увеличение уставного капитала банка может осуществляться исключительно путем денежных взносов (в отличие от хозяйственных обществ, где не устанавливается исключительная норма). Денежные взносы для формирования и увеличение уставного капитала банка резиденты Украины осуществляют в гривнах, а нерезиденты - в иностранной свободно конвертированной валюте или в гривнах. Перечисление размера уставного капитала в гривне осуществляется по официальному курсу гривны к иностранным валютам, установленным Национальным банком Украины на день заключения учредительного договора (ст. 31 Закона „про банки и банковскую деятельность”).
Во-вторых, уставный капитал банка не должен формироваться из неподтвержденных источников. Действующим законодательством установлен перечень документов, которые должны подавать в НБУ основатели банка, которые связанные с финансовой отчетностью и могут служить для подтверждения законного источника происхождения капитала. В-третьих, банк имеет право увеличивать уставный капитал после того, как все участники полностью выполнили свои обязательства относительно оплаты паев или акций и предварительно объявленный подписной капитал полностью оплачено.
В-четвертых, банк не имеет права без согласия НБУ уменьшать размер регулятивного капитала ниже минимально установленного уровня. Капитал банка не может быть меньшим уставного капитала, необходимого для учреждения банка.
В-пятых, запрещается использовать для формирования капитала банка бюджетные средства, если такие средства имеют другое целевое назначение (в данном случае речь идет об учреждении банка с государственной формой собственности, поскольку доля уставного фонда, который принадлежит государству, должна формироваться за счет бюджетных ресурсов).
Если банки создаются в форме хозяйственных обществ, они осуществляют эмиссию собственных акций и объявляют подписку на паю согласно законодательству Украины о хозяйственных обществах и ценных бумагах с учетом особенностей, определенных банковским законодательством. Существенным моментом есть установленная законом запрет банкам выпускать акции на предъявителя. Вместе с тем наличие ущерба в банка не является препятствием для объявления подписки на акции или паю банка и увеличение уставного капитала банка.
Анализ уставного капитала банка, его структуры, количества (размера) акций (долей) акционеров (участников) банка разрешает более эффективно управлять самым банком и разрешает проявить его влияние на формирование собственных средств банка, на его экономическую базу. Можно согласиться с позицией Кравцової С.Ю., которая отмечает, что исследование отношений, связанных с уставным капиталом, показало, что содержанием таких отношений есть как имущественный, так и управленческий аспекты. Стороны самостоятельно решают все вопросы, связанные с участием в уставном капитале банка, подписанием договора купли-продажи акций, внесением вкладов. При этом они должны соблюдать установленные банковским законодательством порядок и процедуру, связанные с формированием уставного капитала, его изменением (увеличением или уменьшением).
В соответствии с действующим законодательством без определенного размера уставного капитала банк создан быть не может, таким образом уставный капитал является имущественной базой при рождении банка, как и любого хозяйственного общества. Нужно учитывать, что уставный капитал является реальным капиталом, поскольку он осуществляет влияние на формирование собственных средств банка и экономических нормативов, на управление банком и т.п.. Уставный капитал есть также функционирующим капиталом, он выполняет свою функцию, четко определенную общим и банковским законодательством.
Ликвидность и надежность являются необходимыми предпосылками работы банковских учреждений. Если эти условия не придерживаются, дальнейшее существование банка находится под угрозой. Опыт свидетельствует, что причиной неплатежеспособности банка большей частью есть недостаточно эффективные меры по обеспечению ликвидности, а также недостаточность собственного капитала. Для предупреждения этого законодатели большинства стран устанавливают структурные нормативы и минимальные требования, которые влияют на действии банков.
Ликвидность есть одним из экономических нормативов деятельности банков и представляет собой способность банка обеспечить своевременное выполнение своих денежных обязательств, которая определяется сбалансированностью между сроками и сумами погашения размещенных активов и сроками и сумами выполнения обязательств банка, а также сроками и сумами других источников и направлений использования средств (предоставление кредитов, другие расходы).
Ликвидными активами являются средства в кассе, которые открыты в НБУ и других банках, а также активы, которые могут быть быстро проконвертовані в наличное или безналичное средства. Поскольку банковская деятельность подвергается риску ликвидности (риска недостаточности поступлений денежных средств для покрытия их отлива, т.е. риска того, что банк не сможет рассчитаться в срок за собственными обязательствами в связи с невозможностью при определенных условиях быстрой конверсии финансовых активов в платежные средства без существенных потерь), банки должны постоянно управлять ликвидностью, поддерживая ее на достаточному равные для своевременного выполнения всех принятых на себя обязательств с учетом их объемов, строковості и валюты платежей, обеспечивать нужное соотношение между собственными и привлеченными средствами, формировать оптимальную структуру активов с увеличением части высококачественных активов с приемлемым уровнем кредитного риска для выполнения правомерных требований вкладчиков, кредиторов и всех других клиентов.
С целью контроля за состоянием ликвидности банков Национальный банк устанавливает такие нормативы ликвидности: мгновенной ликвидности, текущей ликвидности и краткосрочной ликвидности.
Значение собственного капитала банка можно раскрыть через его функции. В частности, можно выделить следующие:
- функция финансирования (при долгосрочном финансировании основные фонды должны покрываться собственным капиталом, учреждение банка без собственного капитала невозможное);
- функция ограничения риска кредитных и валютных соглашений;
- функция гарантии (обеспечение возможного ущерба, связанный с невозвращением кредитов, курсовым ущербом по операциям с ценными бумагами и валютами; риском изменения процентных ставок и т.п.).
- функция обеспечения доверия клиентов.
В научных исследованиях существуют разные взгляды относительно выделения функций уставного капитала банка. Например, Кравцова С.Ю. определяет три функции уставного капитала банка: захисно-гарантійну, право-определяющую для акционеров и базовую. Капаніна Т.В. и Сударькова Э.А. также называют три функции уставного капитала: стартовую, гарантийную и значение судьбы участия каждого акционеру в обществе. Долинська В. среди функций уставного капитала отделяет функцию материальной базы для деятельности акционерного общества, гарантийную и установление судьбы участия каждого акционера в уставном обществе и его прибылях.
Размер уставного капитала можно рассматривать и как своеобразный экономический барьер на пути создания банков, будущее которых с учетом средств возможных акционеров (участников) может выглядеть достаточно проблематическим.
Рядом с этим банки формируют резервы за рядом собственных операций, в том числе за активными операциями: кредитными; операциями с ценными бумагами; дебиторской задолженностью; просроченными свыше 31 дня и сомнительными к получению начисленными доходами за активными операциями; средствами, размещенными на корреспондентских счетах в банках (резидентах и нерезидентах), какие признанные банкротами или ликвидируются по решению уполномоченных органов, или какие зарегистрированные в офшорных зонах.
Обязательному резервированию подлежат также все привлеченные и обсчитанные на балансе банка средства клиентов как в национальной, так и в иностранной валюте, за исключением кредитов, привлеченных от других банков и иностранных инвестиций, полученных от международных финансовых учреждений. Порядок формирования обязательных резервов для банков определен соответствующим положением НБУ. Норматив обязательных резервов устанавливается единым для всех банков. Вместе с тем за центральным банком оставлено право устанавливать дифференцированные нормативы обязательного резервирования для разных видов обязательств в зависимости от природы обязательств (депозиты, сберегательные вклады, средства в расчетах, текущие счета клиентов, счета бюджетных организаций и т.п.) и срока обязательств или пассивов (краткосрочные пассивы, долгосрочные пассивы).
§3. Правовые основы создания и государственной регистрации банков

Порядок создания и государственной регистрации банков определяются Законами “О банках и банковской деятельности”, “О Национальном банке Украины”, а также Положением НБУ о порядке создания и государственной регистрации банков, открытие их филиалов, представительств, отделений.
Процесс регистрации банка, который есть, как было выше указано, предприятием, коммерческим юридическим лицом и кредитной организацией, можно условно поделить на несколько этапов.
Первый этап есть подготовительным. На нем основатели банка должны достигнуть предыдущего согласия относительно создания банка и сформировать инициативную группу. На этом этапе определяют организационно-правовую форму новосоздаваемого банка, формы собственности, количественные параметры участия каждого из основателей в формировании уставного капитала банка. Ими согласовывает наименование банка и готовятся уставные документы.
Следующий этап – этап государственной регистрации. Согласно действующему законодательству для государственной регистрации банка уполномоченная основателями лицо или глава наблюдательного совета подает в территориальное управление Национального банка по месту создания банка такие документы:
а) заявление о регистрации банка, удостоверенную подписью уполномоченного лица или главы наблюдательной (надзорной) совета;
б) учредительный договор, подписанный основателями (участниками) банка и удостоверенный отражением их печати;
в) устав банка, утвержденный учредительным собранием (собранием участников) и подписанный главой правления банка;
г) протокол учредительного собрания (собрания участников);
ґ) бизнес-план, который определяет виды деятельности, которые банк планирует осуществлять, на текущий год и стратегию деятельности на следующие три года (на каждый год отдельно), что удостоверенный подписями основателей банка и/или главой наблюдательного совета;
е) документы, которые дают возможность сделать вывод о безупречной деловой репутации главы, его заместителей и членов наблюдательной (надзорной) ради банка (в том числе справки банков, в которых получены кредиты, о состоянии выполнения обязательств относительно их возвращения; анкету);
и) копии платежных документов об осуществлении юридическими и физический лицами - участниками банка уплаты взносов в уставный капитал;
і) выводы аудиторских фирм (аудиторов), что составленные по итогам проведенной по состоянию на конкретную дату проверки финансовой отчетности юридических лиц - участников банка, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, которые обязаны вести бухгалтерский учет и подавать финансовую отчетность согласно действующему законодательству Украины;
ї) физический лица - участники банка, которые вносят средства в уставный капитал банка в размере, который превышает 200 необлагаемых минимумов доходов граждан, установленных на день уплаты средств, для подтверждения источников происхождения этих средств и наличия доходов в достаточном размере для внесения к уставному капиталу банка подают справки органов Государственной налоговой администрации Украины о доходах, которые остались после налогообложения, за последний финансовый год;
й) финансовую отчетность юридических лиц - участников банка, которые будут иметь важное участие в банка, за последние четыре отчетных периода;
к) учредительные документы участников банка (нотариально заверенные копии);
л) копию свидетельства о государственной регистрации участников, удостоверенную в нотариальном порядке;
м) копию лицензии Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку на осуществление деятельности хранителя или торговца ценными бумагами основателей (акционеров), участников банка (если они осуществляют такую деятельность);
н) копию решения органов Антимонопольного комитета Украины о предоставлении согласия на создание соответствующего банка в случаях, предусмотренных действующим законодательством Украины;
о) документы, которые подтверждают деловую репутацию юридических лиц - участников банка (кроме местного кооперативного банка), которые имеют важное участие;
г) копии учредительных документов владельцев важного участия в юридическом лице - участнику банка, которая будет иметь важное участие в банка, удостоверенные в нотариальном порядке, их финансовую отчетность за последние четыре отчетных периода (кварталы) и выводы аудиторских фирм (аудиторов) о подтверждении их отчетности за последний отчетный период (квартал);
р) анкету, заполненную физический лицом, которое имеет важное участие в юридическом лице, - участнику банка, который будет иметь важное участие в банка;
с) документы, которые подтверждают деловую репутацию физический лиц - участников банка (кроме местного кооперативного банка), которые будут иметь важное участие в банка;
т) копию платежного документа о внесении платы за государственную регистрацию банка.
Документы для получения участником разрешения на приобретение важного участия в банка подаются одновременно с документами для государственной регистрации банка.
Содержание вышеупомянутых документов, порядок их заполнения и оформление, особенности таких документов для банков разных организационно-правовых форм и форм собственности определяются в Положении о порядке создания и государственной регистрации банков, открытие их филиалов, представительств, отделений.
В случае необходимости Национальный банк имеет право требовать от основателей банка представления дополнительных документов, которые содержат нужную для принятия решения относительно регистрации банка информацию (в частности, учредительные документы основателей (акционеров), участников владельцев важного участия банка (оригиналы или копии, удостоверенные в нотариальном порядке), финансовую отчетность юридических лиц за установленными формами, а также информацию об отсутствии задолженности за платежами в бюджет).
При представлении документов на создание и государственную регистрацию банка его акционеры и участники должны к дню созыва учредительного собрания и государственной регистрации банка уплатить средства в размере не меньше 30% (для закрытых акционерных обществ - 50%) нарицательной стоимости акций/долей (но не меньше размера, предусмотренного ст. 31 Закона “О банках и банковской деятельности”), и оплатить полную стоимость акций/долей в сроки, предусмотренные учредительными документами, но не позднее 12 месяцев со времени государственной регистрации банка.
Территориальное управление Национального банка по местонахождению банка в месячный срок с даты получения от банка полного пакета документов готовит вывод об:
- общую оценку финансового состояния, платежеспособность участников банка и деловую репутацию участников банка, которые будут иметь важное участие в банка, наличие собственных средств для внесения к уставному капиталу банка и подтверждение внесения на накопительный счет банка средств к уставному капиталу каждым участником в предусмотренных Законом размерах;
- наличие помещения, пригодного для размещения банка и строительства кассового узла (проверяется на месте);
- деловую репутацию главы, его заместителей и членов наблюдательного совета банка; главы, его заместителей и членов правления (ради директоров) банка и главного бухгалтера и его заместителей;
- профессиональную пригодность главы, его заместителей и членов правления (ради директоров) банка и главного бухгалтера и его заместителей;
- соответствие учредительных документов банка требованиям действующего законодательства Украины.
Документы для регистрации банка рассматриваются Генеральным департаментом банковского надзора и в случае необходимости другими департаментами и подаются Комиссии Национального банка по вопросам надзора и регулирование деятельности банков.
Национальный банк в лице Правления принимает решение о государственной регистрации банка или об отказе в государственной регистрации банка не позднее чем за три месяца со времени представления полного пакета документов.
После регистрации банка в территориальном управлении Национального банка по его местонахождению приоткрывается корреспондентский счет, на который не позднее на следующий день после его открытия из накопительного счета пересчитываются собранные средства, которые образовывают уставный капитал банка.
Законодательство содержит перечень оснований, за которые НБУ может отказать в государственной регистрации банка. В таком случае средства с накоплю вального счета поворачиваются участникам банка по их заявлению на протяжении трех рабочих дней. Вместе с тем решение об отказе в государственной регистрации банка может быть обжаловано в судебном порядке.
Существенным моментом в деятельности банков есть наличие у его основателей (участников) важного участия в банка. Согласно Закону „про банки и банковскую деятельность” под важным участием понимают прямое или опосредствованное, самостоятельно или совместно с другими лицами владения 10 и больше процентами уставного капитала или права голоса приобретенных акций (паев) юридического лица или независимая от формального владения возможность решающего влияния на руководство или деятельность юридического лица.
Акционеры (участники) банка (юридическое и физический лица), которые владеют важным участием в банка, в случае увеличения ее таким образом, который их доля превысит 25, 50 и 75 процентов уставного капитала банка или права голоса приобретенных акций (паев) в органах управления банка, обязаны получить письменное разрешение Национального банка Украины на владение важным участием в банка в установленном законодательством порядке. Для получения письменного разрешения на приобретение или увеличение важного участия в банка юридическое лицо через уполномоченное лицо, а физический лицо лично или через уполномоченное лицо имеет право обратиться в Национальный банк (доверенность оформляется соответствующим образом).
В случае неполучения акционерами (участниками) банка и другими соответствующими лицами письменного разрешения Национального банка Украины на владение важным участием в банка в установленный срок Национальный банк Украины может применять к ним соответствующие меры воздействия.
Банки имеют право приобретать собственные акции или паи со следующим письменным сообщением Национального банка Украины о заключенных соглашениях, которое должных быть присланное на протяжении 5 рабочих дней с даты заключения соглашений. Банкам не разрешается приобретение собственных акций, если это может привести к падению регулятивного капитала ниже за минимальный уровень. О собственном намерении банка приобрести общее количество собственных акций или паев в размере 10 и больше процентов общей эмиссии банк обязанный письменно сообщить НБУ за 15 календарных дней к заключению соглашений. В свою очередь Национальный банк имеет право запретить банка куплю собственных акций или паев в случае, если это может привести к ухудшению финансового состояния банка.
Для банков с иностранным капиталом законодательством предусмотренный специальный порядок государственной регистраций.
Одновременно с представлением документов на государственную регистрацию банк предоставляет к НБУ документы для получения лицензии на осуществление банковской деятельности и соответствующих письменных разрешений на осуществление отдельных банковских операций согласно требованиям, установленным ст. 47 Закона „Про банки и банковскую деятельность” и в порядке, установленном Положением о порядке выдачи банкам банковских лицензий, письменных разрешений и лицензий во исполнение отдельных операций, утвержденному НБУ. Выдача лицензий зависит от размера регулятивного капитала банка, наличия специального оборудования, профессиональных кадров и т.п..
Одним из возможных, хотя и не обязательных этапов деятельности банков, есть этап расширения круга выполняемых операций, который не является обязательным, и введения которого определяется самым банком. Для расширения круга операций банк в установленному законодательством порядке вносит изменения в учредительные документы и обращается к территориальному управлению НБУ с пакетом соответствующих документов для дальнейшей государственной регистрации таких изменений.

§4. Правовой статус и порядок открытия отделенных структурных подразделов банков

Большое количество банков предоставляет услуги клиентам через свои структурные подразделы, поскольку территориальная приближенность банка и до сих пор остается одним из важнейших критериев при избрании клиентом банка, который будет его обслуживать. Развитие новейших технологий и современных банковских продуктов и услуг должен со временем отменить такую зависимость клиента от территории расположения его банка, но это состоится не совсем скоро. Поэтому банки уделяют значительное внимание проблемам создания собственных структурных подразделов и внедрению через них своих продуктов.
Понятно, что наибольшее количество отделенных структурных подразделов в Украине имеют системоутворюючі банки. Это можно отнести к Сбербанку и Проминвестбанку Украины, которая объясняется созданием и развитием их как республиканских контор соответствующих центральных банков еще во времена СССР и расширением деятельности в современный период. В частности, Государственный сберегательный банк Украины есть одним из наибольших банков страны; сеть его подразделов составляет 25 региональных управлений, 441 отделение и 7416 филиалов. Акционерный поштово-пенсійний банк “Аваль”, который занимает первое место за размером чистых активов, уставным капиталом, количеством счетов юридических лиц и кредитно-инвестиционным портфелем среди всех банков Украины, начисляет в 2004 год сеть из 1285 структурных подразделов, расположенных во всех регионах Украины (с учетом областных дирекций (филиалов) и специализированных отделений с ограниченным перечнем услуг ).
Акціонерно-Коммерческий банк социального развития “Укрсоцбанк” есть одним из системоутворюючих банков Украины, на судьбу которого приходится около 5% всего отечественного банковского рынка. Он имеет широко разветвленную сеть филиалов, которая начисляет больше 500 операционных точек, хотя до конца 2003 года банк планировал открыть еще 80 отделений. В перспективе работы банк запланирован на протяжении ближайших трех лет довести общую численность операционных точек до 700. ОАО “Экспортно-импортный банк Украины” имеет филиалу и безбалансовые отделения в 29 городах Украины. КБ “Приватбанк” имеет на начало 2004 г. 1514 филиалов и отделений, которые обслуживают клиентов на основании полученных банком лицензий и разрешений.
В ЦК Украины содержится определение лишь двух видов отделенных структурных подразделов юридических лиц - филиалов и представительств (ст. 95). Общим для них есть местоположение - вне местонахождения юридического лица. Отдельным - компетенция: филиал осуществляет все или часть функций юридического лица, представительство - осуществляет представительство и защита интересов юридического лица. Общим для их правового статуса есть то, что филиала и представительства не являются юридическими лицами. Соответственно, они наделяются имуществом юридического лица, которое их создала, и действуют на основании утвержденного ею положения. Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной ею доверенности.
Указанные подразделы выступают в гражданском обороте, в том числе заключают договора, от лица соответствующего юридического лица. Поэтому в случае заключения договоров руководителями филиалов (представительств) необходимо точно излагать содержание преамбулы договора, поскольку незначительные неточности могут вызвать признание соглашения недействительной за формальными признаками (недействительность правомочия согласно ст. 215 ЦК Украины).
Действующее законодательство Украины предусматривает возможность для отечественных банков открывать отделенные подразделы (филиала и представительства) как на территории Украины, так и за ее границей. К законодательству, которое регулирует их деятельность, нужно отнести Гражданский кодекс Украины, Закон „Про банки и банковскую деятельность”, Положение НБУ о порядке создания и государственной регистрации банков, открытие их филиалов, представительств, отделений, и другие акты центрального банка, которые определяют правовой статус и регулируют деятельность банковских учреждений.
Филиал банка представляет собой отделенный структурный подраздел банка, который не имеет статуса юридического лица и осуществляет банковскую деятельность от лица банка. Филиала банка действуют от лица банка на основании положения о филиале. Они имеют право осуществлять банковские и другие операции, предусмотренные положениям о филиале и на основании разрешения, предоставленное банком, в пределах полученных банком банковской лицензии и письменного разрешения. Исключением из этого есть запрет для филиалов осуществлять, во-первых, операции для проводки и учета которых в филиале нет надлежащих условий (в том числе соответствующего программного обеспечения и помещение, специального банковского оборудования, компьютерной техники, коммуникационных средств, специалистов соответствующей квалификации и т.п.); во-вторых операции, которые филиала не имеют права осуществлять согласно требованиям действующего законодательства Украины. Например, филиала банков не имеют права открывать счета банкам и в банках, в том числе заключать корреспондентские отношения.
В положении о филиале, как правило, определяется статус филиала, ее подчиненность, перечень операций, которые она может выполнять, внутрихозяйственные взаимоотношения банка и филиала (в частности, отношения относительно наделения филиала определенным имуществом, распределение ресурсной базы и т.п.), органы управления филиалом.
Руководитель филиала банка действует на основании доверенности, выданной банком. Следует отметить, что за практикой, которая сложилась, при развитой сети филиалов (отделений, представительств) руководитель банка по обыкновению выдает доверенность руководителям областных (региональных) управлений, городских дирекций и управляющим филиалов (отделений), а последние в свою очередь предоставляют доверенности своим заместителям. При назначении руководителя и некоторых других лиц филиала (отделение) должны придерживаться дополнительные требования, установленные вышеупомянутым Положением, связанные с определением критериев аттестации и профессиональной пригодности должностных лиц (руководителей, главных бухгалтеров).
Представительство банка – это территориально отделенный структурный подраздел банка, который не осуществляет банковскую деятельность. Представительства, которые приоткрываются банком, действуют на основании отдельного положения и от лица банка и им финансируются. Для их обслуживания банк открывает текущие счета.
Открытие филиалов и представительств банков осуществляется на основании требований, закрепленных в Законе Украины “О банках и банковской деятельности”, Положении НБУ о порядке создания и государственной регистрации банков, открытие их филиалов, представительств, отделений, а также внутрибанковских положениях.
Регистрация отделенных подразделов осуществляется на основании соответствующих документов, представленных в НБУ, путем внесения соответствующей информации в Государственный реестр банков.
Филиала банков приоткрываются по согласию Национального банка Украины, которая предоставляется на основании следующих документов:
ходатайство банка об открытии филиала с указанием местонахождения и основных видов деятельности филиала;
решение наблюдательного совета банка об открытии филиалов;
положение о филиале, утвержденном наблюдательным советом банка;
информации о руководителе и главном бухгалтере филиала (ч.1. ст. 23 Закон “О банках и банковской деятельности”).
За аппаратом центральный банк закреплен обязанность обеспечить проверку соответствия помещения и оборудование филиала установленным законодательством требованиям.
Регистрация отделенных подразделов банка осуществляется Национальным банком Украины на протяжении одного месяца (для филиалов) / десяти рабочих дней (для представительств) с момента предоставления всех необходимых документов путем внесения соответствующей информации в Государственный реестр банков. Согласие на регистрацию должно предоставить территориальное управление НБУ по месту регистрации банка - юридического лица, которое желает открыть отделенный подраздел. Вместе с пакетом документов, установленных законодательством для каждого вида отделенного структурного подраздела банка, последний подает и копии платежных документов о внесении соответствующей платы за государственную регистрацию.
Каждому отделенному подразделу банк предоставляет внутрибанковский регистрационный код за разработанной внутрибанковской системой регистрационной кодификации, и дает такую информацию к территориальному управлению НБУ за месяц к введению изменений в собственной структуре.
Отделенные структурные подразделы банков должны отображаться на отдельном балансе. Действующее законодательство закрепляет за филиалом право осуществлять расчеты как за консолидированным корреспондентским счетом банка, так и самостоятельно принимать участие в системе межбанковских электронных расчетов и иметь отдельный корреспондентский счет.
Вопрос о месте открытия филиала банка зависит от размера уставного капитала, сформированного банком на момент их открытия. В частности, если минимальный размер регулятивного капитала банка представляет не меньше чем 3 млн. евро, то этот банк может открывать филиала на территории области местонахождения юридического лица; если минимальный размер регулятивного капитала банка представляет не меньше чем 5 млн. евро - это не территории всей Украины.
Кроме того, существенным моментом является процедура согласования кандидатур ответственных работников банков (филиалов) и лиц, которые будут исполнять обязанности ответственных работников филиалов, которое осуществляется во исполнение требований главы 6 Положение об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 14.05.2003 г. № 189. Она осуществляется НБУ в порядке, определенном Положением о порядке создания и государственной регистрации банков, открытие их филиалов, представительств, отделений, утвержденным постановлением Правления НБУ от 31.08.2001 № 375. Кандидатуры ответственных работников банков, которые отнесены решениям Комиссии по вопросам надзора и регулирование деятельности банков от 27.01.2003г. № 39 к І і ІІ групп, соглашаются Комиссией по вопросам надзора и регулирование деятельности банков НБУ, кандидатуры ответственных работников банков III и IV групп соглашаются соответствующими комиссиями территориальных управлений НБУ. Кандидатуры ответственных работников филиалов, или лиц, которые будут исполнять обязанности ответственных работников филиалов, соглашаются комиссиями территориальных управлений НБУ по месту расположения филиалов.
Вместе с тем нужно обратить внимание, который минимальный размер уставного капитала не является единым требованием, которое предусматривают для положительного решения вопроса относительно регистрации отделенного структурного подраздела. В частности, банк должен придерживаться следующих требований: 1) банк не имеет финансовых или правовых проблем; 2) придерживается экономических нормативов и норматива обязательного резервирования на протяжении шести месяцев, которые передуют его обращению к НБУ об открытии филиала; 3) наличие прибыли по данным годового отчета о финансовых результатах, а также безубыточная деятельность банка не меньше чем на протяжении шести месяцев, которые передуют его обращению к НБУ; 4) отсутствие на протяжении шести месяцев, которые передуют обращению в Национальный банк, фактов представления недостоверной отчетности, непредоставления или несвоевременного представления отчетности и фактов применения в банк мер воздействия за нарушение им требований действующего законодательства (а именно относительно ограничения, остановка или прекращение осуществления отдельных видов операций); 5) наличие технических и других условий, нужных для обеспечения функционирования филиала, осуществление ею соответствующих операций и обеспечение их надлежащего учета согласно установленным требованиям; 6) обеспечение бухгалтерского учета и отчетности, формирование и хранение первичных документов и т.п. согласно установленным требованиям.
При внесении изменений в положение о филиале банки обязанные на протяжении пяти рабочих дней подать их к территориальному управлению Национального банка по местонахождению банка. Решение о регистрации изменений в положение о филиале принимается территориальным управлением НБУ по местонахождению банка в продолжение месяца со дня их получения; сообщение о регистрации таких изменений присылаются Генеральному департаменту банковского надзора, территориальному управлению Национального банка по местонахождению филиала и банка.
Национальный банк Украины (в частности, в лице руководителя Генерального департамента банковского надзора или территориального управления) имеет право отказать в предоставлении согласия на открытие филиала из ряда установленных законодательством оснований, в том числе:
1) предоставленные документы не отвечают требованиям закона или нормативно-правовых актов Национального банка Украины;
2) помещение и оборудование филиала не отвечают требованиям Национального банка Украины относительно безопасности хранения ценностей (если филиал имеет намерение самостоятельно работать с наличными средствами и ценностями);
3) предложенные кандидатуры руководителя и главного бухгалтера филиалы не отвечают требованиям закона относительно профессионального соответствия и деловой репутации;
4) у банка-заявитель выявлен финансовые или правовые проблемы, которые указывают на возможность отрицательных следствий для клиентов или потенциальных клиентов банка в результате открытия филиала.
Кроме того, территориальное управление Национального банка должно отказать в регистрации представительства, если банк значительно недокапитализирован или критически недокапитализирован.
Законодательство предусматривает для банковских учреждений с целью улучшения обслуживания клиентов и выполнение функций, определенных банком, право открывать структурные единицы (отделение, собственные обменные пункты) при условии соблюдения ряда установленных требований. Такие структурные единицы являются безбалансовыми и учитываются или на балансе банка, или на балансе его филиала. Порядок создания таких подразделов есть уведомительным: банк присваивает им внутрибанковские регистрационные коды и информирует территориальное управление Национального банка по местонахождению этих структурных единиц за один месяц к времени введения изменений о его создании.
Отделение банков выполняют функции и операции, предусмотренные положениям об отделении и на основании разрешения, предоставленное компетентным органом банка на право проводки отделением отдельных операций, в пределах полученных банком банковской лицензии и письменного разрешения (в том числе в пределах полученного филиалом, которого подчиняется отделение, разрешения банка, согласованного Национальным банком), за исключением операций, для проводки и учета которых у отделения нет надлежащих условий.
Вместе с тем выполнять такие операции отделения получают право лишь после согласования вопроса об их открытии с соответствующим территориальным управлением НБУ. Согласование открытия отделения осуществляется по решению Комиссии Национального банка при территориальном управлении по местонахождению отделения на протяжении одного месяца со дня получения полного пакета документов. Их открытие за территориальным признаком происходит в зависимости от минимального размера регулятивного капитала банков (как и для филиалов).
Банки, которые имеют отделение и/или собственные обменные пункты, должны ежеквартально предоставлять Национальному банку информацию о наличии и количестве этих отделений или собственных обменных пунктов с указанием их внутрибанковского регистрационного кода, местонахождение и структурную подчиненность (банка или филиала) по форме, установленной Национальным банком.
Согласно действующему законодательству украинские банки имеют право создавать дочерние банки, филиала или представительства на территории других государств на основании разрешения Национального банка Украины. Для открытия указанных структурных единиц предъявляются такие самые требования, которые установлены для открытия филиалов или представительств банков на территории Украины, при условии предоставления Национальным банком Украины разрешения на осуществление инвестиции за границу в связи с созданием филиала или представительства банка на территории другого государства. Для создания дочернего банка, филиала или представительства украинского банка за границей этот банк подает в НБУ бизнес-план и экономическое обоснование целесообразности создания соответствующей структурной единицы. Такие учреждения на территории другого государства регистрируются согласно требованиям законодательства этого государства. В случае регистрации банк в месячный срок должны сообщить НБУ Украины об открытии дочернего банка, филиала или представительства на территории другого государства с предоставлением копий соответствующих документов об их регистрации.
Нужно заметить, что право открывать свои подразделы на территории других государств банки получили с 2 марта 2002 г., когда в действие вступило Положение о порядке создания дочернего банка, филиала и представительства украинского банка на территории других государств, особенности их закрытия и осуществление надзора.
За разрешением на открытие дочернего банка или филиала имеют право обращаться банки, в которых зарегистрированный и уплаченный уставный капитал представляет сумму, эквивалентную не меньше 10 млн. евро. Для открытия за границей представительства, которое не будет заниматься непосредственно банковской деятельностью, банка достаточно иметь уставный капитал не меньше 5 млн. евро.
Кроме того, создавая дочерний банк в другой стране, отечественный банк должен работать в Украине не меньше трех лет, а при открытии филиала или представительства - должен иметь трехлетний опыт работы с сетью филиалов. Для подразделов, которые приоткрываются в офшорных зонах, Национальным банком был установлен ряд особых требований.

§ 5. Государственная регистрация банков с иностранным капиталом и представительств иностранных банков в Украине

Анализируя ситуацию относительно целесообразности доступа иностранного капитала на национальные рынки банковских услуг, можно приходить к выводу относительно наличия нескольких взаимосвязанных, но вместе с тем противоположных за целью факторов. С одной стороны, для потребителя банковских услуг очевидным есть перспектива и целесообразность широкого привлечения иностранного капитала к банковской системе, поскольку это создаст дополнительные возможности не только для инвестирования, а и для применения современных банковских технологий, расширение спектру банковских услуг.
С другой стороны существуют аргументы и не в пользу такой либерализации, которые высказываются со стороны национальных поставщиков банковских услуг, которые вносят свою долю налогов в государственный бюджет, предоставляют рабочие места, и сыграют в достаточной мере движущую силу в экономическом развитии. Актуальной с точки зрения национального потребителя банковских услуг остается и проблема эффективного надзора за иностранными поставщиками банковских услуг.
Вместе с тем нужно заметить, что объективные процессы глобализации находят свое проявление в тенденции к либерализации доступа па финансовые рынки, которая закрепляется международно-правовыми документами. При этом рост иностранного владения банками на рынках, которые формируются, есть одним из аспектов процесса консолидации банковских систем как на развитых рынках, так и на рынках, которые формируются. Результатом глобализации индустрии финансовых услуг стал тот факт, что банки ныне сталкиваются с конкуренцией со стороны небанковских финансово-кредитных учреждений (особенно на рынке ценных бумаг). Это влияет на маржу процентной ставки и прибыли, которые надеется получить банк.
Дополнительные существенные расходы в банковской деятельности связаны сегодня также из тем, что банковское дело есть інформаційно, технически и комунікаційно интенсивной областью, однако расхода на осуществление этих видов деятельности существенно снизились в последние годы в большинстве стран. Одним из результатов такой интенсивной конкуренции стало также снижение прибыльности банковской деятельности, которое заставило ведущие банки диверсифікуватися географически, а также вводить новые виды деятельности.
Поэтому значительное количество банков решает проблемы интенсивного конкурентного давления не только путем разработки новых финансовых продуктов и услуг, а и путем обеспечения существенного регионального присутствия.
Результаты исследований, проведенных специалистами Мирового банка во время изучения вопросов относительно вхождения иностранных банков на рынки банковских услуг Центральной и Восточной Европы свидетельствуют о том, что банковский кризис и улучшенные макроэкономические условия привели к росту иностранного участия и контроля. Вместе с тем целесообразно заметить, что из 145 стран – членов СОТ, лишь 31 не имеет ограничений в финансовом секторе. В США, в частности, действует закон о региональных реинвестициях, который требует от всех участников рынка финансировать разнообразные программы регионального развития, кредитование (в том числе льготного) отстающих регионов. Хотя с другой стороны именно США активно добиваются от Украины разрешения на открытие на ее территории филиалов иностранных банков и страховых компаний.
Рынок банковских услуг в Украине есть достаточно интересным для иностранных инвесторов. Сегодня в Украине работает 20 банков с иностранным капиталом, и 7 из них имеют стопроцентный иностранный капитал. Судьба иностранных капиталов в банковской сфере Украины составляет 12,4 % общего объема. Хотя отечественные банковские структуры неоднозначно относятся к вопросу вхождения филиалов иностранных банков к банковской системе Украины. В частности, в 2002 г. Киевский банковский союз предлагал ограничить количество филиалов иностранных банков до 25 % от действующих в Украине банков. Достаточно осторожно относится к намерению НБУ разрешить иностранным банкам открывать свои филиалы в Украине и АУБ. Об этом представители Ассоциации неоднократно заявляли на протяжении 2002 - 2003 лет. Кроме того, осторожность по поводу открытия филиалов, по словам президента АУБ, разделяют и зарегистрированные в Украине дочерние предприятия иностранных банков.
Официальное предложение Украины СОТ в сфере банковской деятельности, которая была представлена в декабре 2001 г., не предусматривала для иностранных банков любой возможности непосредственно открывать филиала в Украине ("непосредственное создание банковских филиалов"). Такой запрет вмещается и в действующем банковском законодательстве, в частности Законе Украины “О банках и банковской деятельности”. Хотя на парламентских слушаниях, которые состоялись 2 апреля 2003 г. в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности акцентировалось внимание на потому, что для дальнейшей либерализации валютного рынка и увеличение конкуренции в банковском секторе необходимо законодательно разрешить иностранным банкам открывать свои филиалы на территории Украины.
Согласно ст. 117 Хозяйственного кодекса Украины иностранным предприятием есть унитарное или корпоративное предприятие, созданное за законодательством Украины, которая действует исключительно на основе собственности иностранцев или иностранных юридических лиц, или действующее предприятие, приобретенное полностью в собственность этих лиц. Деятельность филиалов, представительств и других отделенных подразделов предприятий, образованных за законодательством других государств, осуществляется на территории Украины согласно законодательству Украины.
Банк с иностранным капиталом определяется законодательством как банк, в котором доля капитала, который принадлежит хотя бы одному нерезиденту, превышает 10 процентов. За этим признаком банк с иностранным капиталом признается предприятием с иностранными инвестициями (п.1 ст. 116 ГК Украины).
Однако, нужно обратить внимание, что законодательство Украины не содержит определения „дочірній банк иностранного банка” или „філія иностранного банка”, поскольку иностранным банкам пока не разрешается создавать в Украине другие представительства организационно-правовые формы.
Для государственной регистрации банков с иностранным капиталом кроме загально определенных документов, которые подаются для регистрации банка (определенные ст. 17 Закона „про банки и банковскую деятельность), иностранный инвестор или по его поручению банк - эмитент акций, андеррайтер или любое другое юридическое или физический лицо, которое имеет доверенность от иностранного инвестора, подает дополнительно такие документы:
1) нотариально удостоверенную по месту выдачи копию решения уполномоченного органа управления иностранного инвестора об участии в банка в Украине;
2) письменное согласие на участие иностранного инвестора в банка в Украине, выданную государственным или другим уполномоченным контролирующим органом страны, в которой зарегистрирован главный офис иностранного инвестора, если законодательством такой страны требуется получение указанного разрешения, или письменное уверение иностранного инвестора об отсутствии требований относительно предварительного соглашения на осуществление инвестиции за границу;
3) нотариально удостоверенный по месту выдачи извлечение из торгового (банковского) реестра или другой официальный документ, который подтверждает регистрацию иностранного участника в стране, в которой зарегистрирован главный офис иностранного инвестора;
4) нотариально удостоверенную по месту выдачи копию вывода иностранной аудиторской организации о финансовом состоянии иностранного инвестора на конец последнего полного календарного года. Если определенный вывод предоставляется иностранной аудиторской организацией, которая не входит в перечень иностранных аудиторских организаций, признанных Национальным банком Украины, то такой вывод должен быть подтвержденным украинской аудиторской организацией.
Указанные документы (кроме письменного уверения иностранного инвестора) должны быть легализованные в установленном порядке ( в том числе путем проставлення апостилю) , если другое не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставленная Верховной Радой Украины.
В случае, если иностранный инвестор является физическим лицом, он подает:
1) письменное согласие на участие иностранного инвестора в банка в Украине, выданную государственным или другим уполномоченным контролирующим органом страны, если законодательством такой страны требуется получение указанного разрешения, или письменное уверение иностранного инвестора об отсутствии требований законодательства страны его пребывания относительно предварительного соглашения на осуществление инвестиции за границу. Письменное согласие должна быть легализованная в консульском учреждении Украины, если другое не предусмотрено действующим международным договором, согласие на обязательность которого предоставлена Верховной Радой Украины;
2) анкету, которая должна содержать, в частности, информацию об отсутствии судимости.
Если документы, указанные в этой статье, составленные иностранным языком, они должны сопровождаться нотариально заверенным переводом на украинском языке.
Отсутствие хотя бы одного из вышеупомянутых документов является основанием для отказа со стороны НБУ в государственной регистрации банка с иностранным капиталом. В таком случае отказ предоставляется в письменной форме с указанием соответствующих оснований.
Во всех других вопросах банк с иностранным капиталом действует в национальном режиме, т.е. режиме, установленному для банков, основателями которых выступают резиденты Украины. Для таких банков сейчас нет дополнительных требований относительно минимального размера уставного капитала (как это было установлено до 2001 г.), на них распространяются экономические нормативы и административное регулирование и надзор, который осуществляет НБУ.
Не содержится в отечественном законодательстве и ограничений относительно количества банков с иностранным капиталом, которые могут основываться в Украине.
Нужно обратить внимание, которое в большинстве европейских стран законодательство устанавливает специальные или приложению по отношению к местным банкам требования относительно создания филиалов иностранных банков. Сюда можно отнести требование относительно предоставления документов, которые характеризуют иностранный банк (устав, финансовая отчетность и т.п.) и согласие (разрешение) органа банковского надзора страны расположения такого банка на открытие им филиала за границей. Кроме того, в ряде европейских стран существуют специфические требования к порядку создания филиалов иностранных банков. В частности, в Словакии, Чехии решение о предоставлении лицензии принимается центральным банком лишь по согласованию с Министерством финансов. В Польши такое решение принимается по согласованию с Министерством финансов Комиссией по банковскому надзору.
В Румынии решения принимается центральным банком страны. В Эстонии во время вынесения решения об учреждении филиала иностранного банка Совет Банка Эстонии учитывает условия осуществления деятельности эстонскими банками и их филиалами в стране расположения иностранного банка. В Болгарии лицензия может быть предоставлена лишь первоклассным банкам, которые оперируют на международных финансовых рынках, или имеют гарантии таких банков. В свою очередь, центральные банки Болгарии и Словении могут отказать в предоставлении лицензии (разрешения), если осуществление банковского надзора в стране расположения иностранного банка не согласовывает с требованиями, установленными соответствующими законами. Филиала иностранных банков подлежат внесению в соответствующий Реестр (Коммерческого Реестра, Реестра Компаний, Реестра Банков и т.п.).
Регистрация представительств иностранных банков. За законодательством иностранные банки могут открывать в Украине собственные представительства, которые, однако, не могут осуществлять банковские операции.
Для регистрации представительства банка-нерезидента уполномоченное лицо подает в Национальный банк такие документы:
- ходатайство о регистрации представительства, удостоверенное подписью уполномоченного лица и отражением печати банка;
- извлечение из банковского (торгового) реестра или другой официальный документ, который подтверждает регистрацию банка;
- положение о представительстве в четырех экземплярах;
- доверенность иностранного банка руководителю представительства на право осуществления представительных функций.
Указанные документы и их копии (за исключением ходатайства о регистрации представительства иностранного банка) подаются языком оригинала с переводами на украинский язык и удостоверенные в нотариальном порядке. Документы должны быть легализованы в консульских учреждениях Украины (если другое не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставленная Верховной Радой Украины).
Документы для регистрации представительства рассматриваются Генеральным департаментом банковского надзора, Юридическим департаментом (в случае необходимости - другими департаментами) и подаются на рассмотрение Комиссии Национального банка. После принятия соответствующего решения представительству выдается свидетельство о государственной регистрации.
Национальный банк может отказать в регистрации представительства иностранного банка в случае: 1) нарушение порядка регистрации; 2) несоответствия представленных документов действующему законодательству Украины; 3) недостоверности информации или превышение представительством своих полномочий (коммерческая деятельность, выполнение банковских операций).
Для обеспечения своей деятельности представительство открывает текущий счет в уполномоченном банке. Банк, в котором открыто текущий счет представительства, во время проводки операций по обслуживанию счета придерживается требований законодательства Украины. Представительства иностранных банков должны в месячный срок сообщать Национальный банк о всех изменения, которые внесены в документы представительства, с ходатайством об их регистрации и пакетом соответствующих документов.

§ 6. Реорганизация и ликвидация банковских учреждений

Как и любое другое предприятие банк может принять решение о реорганизации или ликвидации.
Реорганизация банка осуществляется в общепринятых правовых формах путем слияния, присоединение, выделение, деления банка, преобразование его организационно-правовой формы, следствием которых является передача, принятие его имущества, средств, прав и обязанностей правопреемникам. Основанием для реорганизации может быть как собственное решение банка (со следующим согласованием из НБУ), так и решение Национального банка о принудительной реорганизации.
Следует отметить, что каждая из правовых форм реорганизации имеет свои особенности. Но все они имеют определенные общие черты, которые разрешает объединять их до одного правового института. К таким общим чертам можно отнести решение вопроса относительно получения новых лицензий на осуществление банковской деятельности новосоздаваемыми юридическими лицами; повідомлюючо-регистрационный характер процедуры реорганизации; внесение соответствующих записей относительно изменений к Государственному реестру банков; обязательность оплаты за проводку процедуры реорганизации; ее гласность.
Слияние означает прекращение деятельности двух или нескольких банков как юридических лиц и передачу надлежащих им имущества, средств, прав и обязанностей в банк-правопреемника, который создается в результате слияния.
Присоединение тянет за собой прекращение деятельности одного банка как юридического лица и передачу надлежащих ему имущества, средств, прав и обязанностей к другому банка.
Низменность представляет собой прекращение деятельности одного банка как юридического лица и передачу надлежащих ему имущества, средств, прав и обязанностей в соответствующих частях к банкам, которые создаются вследствие реорганизации этого банка путем деления.
Выделение означает преобразование банка как юридического лица и передачу определенной части надлежащего ему имущества, средств, прав и обязанностей в банк, который создается вследствие реорганизации.
Преобразование предусматривает изменение организационно-правовой формы общества.
Порядок осуществления реорганизации банка, состав документов, которые подаются в НБУ, определяются Законом „про банки и банковскую деятельность” и нормативно-правовыми актами НБУ. При собственном желании банка провести реорганизацию он должен обязательно представить к НБУ заявление с приданием необходимого обоснования и расчетов, которые бы удостоверяли наступление положительных следствий для вкладчиков и других кредиторов банка.
Поскольку реорганизация банка существенным образом может повлиять на имущественное состояние его клиентов (вкладчиков), центральный банк наделенный право не давать разрешения на реорганизацию банка в случае, если есть достаточные основания считать, что реорганизация угрожает интересам вкладчиков и других кредиторов и банк, созданный в результате реорганизации, не будет отвечать требованиям относительно экономических нормативов его деятельности, порядка регистрации банков и лицензирование их деятельности.
Срок предоставления Национальным банком разрешения или отказа в проводке реорганизации - один месят с момента получения заявления банка на реорганизацию.
Согласно ст. 28 Закона „про банки и банковскую деятельность” решение о реорганизации банка, кроме преобразования, должны содержать информацию об:
1) соглашение о реорганизации в случае слияния или присоединение;
2) назначение персонального состава комиссии для проводки реорганизации;
3) назначение персонального состава ревизионной комиссии для проводки инвентаризации и ревизии материальных ценностей, которые находятся на учете банка (банков);
4) назначение независимого аудитора, который имеет сертификат Национального банка Украины;
5) сроки проводки реорганизации;
6) состав правления (ради директоров) после реорганизации.
Реорганизация начинает после утверждения Национальным банком Украины плана реорганизации, который кроме других необходимых мероприятий должен предусматривать представление соответствующих документов, необходимых для государственной регистрации нового банка или для регистрации изменений и дополнений к учредительным документам существующего банка. Банк считается реорганизованным с момента внесения Национальным банком Украины изменений в Государственный реестр банков.
Принудительная реорганизация осуществляется в случае важной угрозы платежеспособности банка. В таком случае общие условия реорганизации определяются постановлением правления Национального банка Украины и являются обязательными для выполнения всеми сторонами.
Ликвидация банка представляет собой процедуру прекращения функционирования банка как юридического лица с учетом положений Закона „про банки и банковскую деятельность”.
Закон содержит правовые основания для проводки ликвидации банков, в том числе:
1) по инициативе владельцев банка;
2) по инициативе Национального банка Украины (в том числе по заявлению кредиторов).
Ликвидация банка по инициативе владельцев осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Украины о хозяйственных обществах, с учетом особенностей, предусмотренных законом и по согласию Национального банка Украины.
Ликвидация банка по инициативе Национального банка Украины осуществляется соответственно Закону и нормативно-правовых актов Национального банка Украины. При этом НБУ обязанный на протяжении двух дней после принятия решения о ликвидации банка сообщить об этом Фонд гарантирования вкладов физический лиц. В случае обжалования в судебном порядке решения НБУ о ликвидации банка Национальный банк Украины сообщает об этом Фонд гарантирования вкладов физический лиц.
Законодательство закрепляет особенности ликвидации банка в случае его неплатежеспособности. Исключительное право обращения в суд с заявлением о признании банка неплатежеспособным и его ликвидацию имеют лишь кредиторы банка или Национальный банк Украины. При этом кредиторы банка сначала должны направить к НБУ заявление о ликвидации банка при наступлении признаков неплатежеспособности банка с добавлением документально подтвержденных доказательств наличия невыполненных денежных обязательств банка перед ними. Если на протяжении одного месяца со дня направления заявления указанные лица не получили ответ Национального банка Украины, они имеют право обратиться к суду с заявлением о признании банка неплатежеспособным.
Существенным моментом при рассмотрении вопросов о ликвидации банков есть то, что законодательство Украины о восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом при рассмотрении судорог дела о признании банка неплатежеспособным применяется в части, которая не противоречит нормам Закона „про банки и банковскую деятельность”.
При подготовке дела к рассмотрению судья получает обоснованный вывод Национального банка Украины относительно целесообразности ликвидации банка или решение Национального банка Украины об отзыве банковской лицензии и назначение ликвидатора, которые предоставляются в продолжение месяца со дня получения запроса суда. Вместе с тем отрицательный вывод Национального банка Украины относительно целесообразности отзыва банковской лицензии и ликвидации банка является основанием для оставления заявления без рассмотрения.
Если банк-должник не способен выполнить свои обязательства согласно решению суда о принудительном взыскании на протяжении шести месяцев и за это время не достигнуты договоренности относительно реструктуризации определенного долга, Национальный банк Украины обязан отозвать лицензию и инициировать процедуру ликвидации банка.
Дело о признании банка неплатежеспособным по заявлению кредиторов может быть возбужденная лишь после отзыва банковской лицензии. После отзыва банковской лицензии не допускается и санация банка.
Орган, который инициировал решение о ликвидации, назначает ликвидатора. Ликвидатор приступает к выполнению обязанностей немедленно после отзыва лицензии. На протяжении одного месяца со дня принятия дела к рассмотрению суд должен определиться относительно иска о ликвидации банка. Единому вопросом, который принимается к рассмотрению судорог в деле о ликвидации банка, есть вывод Национального банка Украины относительно целесообразности ликвидации банка и соответствие применения процедуры ликвидации со стороны Национального банка Украины закона.
Рассмотрение дела в суде относительно ликвидации банка не останавливает деятельности ликвидатора, предназначенного Национальным банком Украины. Процедура ликвидации банка должна быть завершена не позднее трех лет со дня отзыва лицензии.
Требования к ликвидатору и процедура его назначения регулируются банковским законодательством. Предназначенный ликвидатор в общепринятом порядке согласно установленным ему полномочий опубликовывает ведомости об открытии ликвидационной процедуры и принимает в продолжение месяца со дня опубликования объявления заявления от кредиторов об их требованиях к банку.
Согласно законодательству со дня принятия решения об отзыве лицензии и назначение ликвидатора:
1) прекращаются полномочие общего собрания, наблюдательного совета и правление (ради директоров) банка и временного администратора, который немедленно передает ликвидатору все дела;
2) банковская деятельность банка завершается истечением технологического цикла конкретных операций в случае, если это будет оказывать содействие сохранению или увеличению ликвидационной массы;
3) срок выполнения всех денежных обязательств банка и обязательство относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) считается таким, что настал;
4) прекращается начисление процентов, неустойки (штрафа, пени) и других экономических санкций по всем видам задолженности банка;
5) ведомости о финансовом положении банка перестают быть конфиденциальными или представлять банковскую тайну;
6) заключение соглашений, связанных с отчуждением имущества банка или передачей его имущества третьим лицам, допускается в порядке, предусмотренном законом;
7) отменяют арест, наложенный на имущество (в том числе на собственные средства банка на его счетах) банка, другие ли ограничения относительно распоряжения его имуществом. Наложение новых арестов или других ограничений относительно распоряжения имуществом банкрота не допускается;
8) требования за обязательствами банка, которые возникли во время проводки ликвидации, могут предъявляться только в пределах ликвидационной процедуры.
Со дня назначения ликвидатора к нему переходят права руководителя (органов управления) банка; он наделяется установленными банковским законодательством полномочиями. На протяжении трех дней со дня назначения ликвидатора руководители банка обеспечивают передачу бухгалтерской и другой документации банка, печатей и штампов, материальных и других ценностей банка ликвидатору. В случае уклонения от выполнения указанных обязанностей виновные лица несут ответственность согласно требованиям действующего законодательства Украины.
Ликвидатор на протяжении трех месяцев со дня опубликования объявления о начале ликвидационной процедуры осуществляет такие мероприятия по удовлетворению требований кредиторов: 1) определяет сумму задолженности каждому кредитору и относит требования к определенной очереди погашения; 2) отвергает требования в случае их неподтверждения; 3) согласно требованиям нормативно-правовых актов Фонда гарантирования вкладов физический лиц предоставляет Фонду на протяжении двадцати рабочих дней из дня наступления недоступности вкладов полный перечень вкладчиков, которые имеют право на возмещение средств за вкладами, с определением их расчетной суммы, которая подлежит возмещению; 4) составляет перечень акцептованных им требований для утверждения Национальным банком Украины; 5) извещает кредиторов об акцептовании требований; 6) каждую неделю на протяжении трех недель публикует объявление о дне и месте, где можно ознакомиться с перечнем требований, и о дате представления этого перечня Национальному банку Украины.
Кредиторы имеют право прислать ликвидатору свои возражения относительно признанных им требований на протяжении одного месяца со дня получения сообщения.
Имущество, на которое обращается взыскание в ликвидационной процедуре, оценивается ликвидатором в порядке, установленном законодательством Украины. Для имущества, которое продается на аукционе, оценочная стоимость есть начальной. Для осуществления оценки имущества ликвидатор имеет право привлекать на основании договора специалистов с оплатой их услуг за счет ликвидационной массы, если другое не установлено Национальным банком Украины.
После проводки инвентаризации и оценки имущества банка ликвидатор начинает продажа имущества на открытых торгах, если Национальным банком Украины не установлен другой порядок его продажи. Порядок продажи имущества банка, состав, условия и сроки приобретения имущества соглашаются с Национальным банком Украины и сообщаются через средства массовой информации.

<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>