<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Средства, полученные в результате ликвидационной процедуры, направляются на удовлетворение требований кредиторов, в такой очередности:
1) в первую очередь удовлетворяются:
а) требования, обеспеченные залогом;
б) требования Фонда гарантирования вкладов физический лиц, которые возникли в случаях, определенных законодательством о гарантировании вкладов физический лиц;
в) выплата выходного пособия уволенным работникам банка, в том числе возмещения кредита, полученного на эти цели;
г) расхода, связанные с работой ликвидатора, в том числе: на оплату государственной пошлины; на публикацию объявления о ликвидации банка; на публикацию в органах информации о порядке продажи имущества банка; расхода ликвидатора, связанные с содержанием и сохранением активов банка; на проводку аудиту; на оплату труда работников, привлеченных для осуществления ликвидации;
д) обязательство, которые возникли вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Перечисленные расходы возмещаются после реализации ликвидатором части ликвидационной массы, если другое не предусмотрено законом;
2) в друге очередь удовлетворяются требования вкладчиков - физический лиц в части превышения суммы, предусмотренной системой гарантирования вкладов физический лиц, требования, которые возникли из обязательств банка перед работниками;
3) в третью очередь удовлетворяются другие требования.
За общей процедурой, требования каждой следующей очереди удовлетворяются по мере поступления на счет средств от продажи имущества банка после полного удовлетворение требований предыдущей очереди. В случае недостаточности средств, полученных от продажи имущества банкрота, для полного удовлетворения всех требований одной очереди требования удовлетворяются пропорционально сумме требований, которая принадлежит каждому кредитору одной очереди. В случае отказа кредитора от удовлетворения признанной в установленном порядке требования ликвидатор не учитывает печали денежных требований этого кредитора. Требования, заявленные после истечения срока, установленного для их представления, не рассматриваются и считаются погашенными. Требования, не удовлетворенные за недостаточностью имущества, считаются погашенными.
Имущество, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов, передается владельцам, а имущество государственных банков - соответствующему органу приватизации для следующей продажи. Средства, полученные от продажи этого имущества, направляются в Государственный бюджет Украины. Имущество кооперативных банков, которое осталось после удовлетворения нужд кредиторов, подлежит использованию согласно законодательству Украины о кооперации.
С момента внесения соответствующей записи в Государственный реестр банков после принятия отчета ликвидатора ликвидация банка считается завершенной, а банк ликвидированным.
Контрольные вопросы:
Какие признаки присущие коммерческому банку?
Что собой представляет компетенция коммерческого банка?
Какие виды коммерческих банков Вы можете назвать?
Какое значение для деятельности банков имеют его фонды?
Что собой представляют экономические нормативы, которые устанавливаются НБУ?
Какой порядок создания и государственной регистрации банков?
Какие документы должен подавать новосоздаваемый банк для государственной регистрации?
Раскройте правовой статус отделенных подразделов банка?
В чем заключаются особенности регистрации представительств иностранных банков в Украине?
Какие особенности реорганизации и ликвидации банков Вы можете назвать?
ЛЕКЦИЯ 6
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В УКРАИНЕ

§ 1. Банковский надзор: понятие, задача, цель

Банковский надзор традиционно направлен на поддержку надежности и эффективной деятельности отдельных составных кредитной системы страны, в первую очередь, банков, с целью обеспечения стабильного нормального функционирования всей банковской системы. Опыт многих стран свидетельствует о том, что при правильном управлении банки могут выжить даже и не в благоприятных экономических условиях.
В широком понимании банковский надзор представляет собой систему, которую использует государство, чтобы гарантировать стабильность финансовой системы страны, ее безопасность и здоровье. Несмотря на специфику банковского надзора в разных государствах, его цели и задача, в основном, подобные.
Главными задачами, которые стоят перед любой системой банковского надзора, есть:
- гарантия здоровья банковского сектора для повышения и содействие экономическому росту страны;
- защита вкладчиков, которые размещают свои средства в банках. Эт задач связанн с поддержк довери общественност к банковск систем, потер котор вес к ее послаблени и так макроэкономическ следстви, как сокращени денежн предложени, развал систем платеж, более неожиданн обязательств правительств, экономическ нестабильност в государств.
- повышение конкуренции в банковском секторе: т.е. банковские законы и положения должны быть направлены на поощрения конкуренции и предупреждение монополии и действий, которые препятствуют конкуренции;
- повышение эффективности банковского дела и справедливое распределение кредита в экономике: банковская система должна отвечать требованиям общества высоким качеством финансовых услуг по принятой стоимости. Денежные средства должны поступать в экономические сектора, которые могут использовать их наиболее продуктивно и эффективно.
Итальянский финансист Карл Нанні считает, что конечной целью банковского контроля являются устранения системных и индивидуальных рисков, а также стимулирование эффективности банковской системы. Р.С. Портер к задачам банковского надзора относит повышение конкуренции в банковском секторе экономики, повышение эффективности банковского дела, справедливое распределение кредита в экономике.
Сильная и приспособленная к рыночным условиям банковская система весьма необходимая как проводник монетарной политики центрального банка в экономику страны. Поэтому задача банковского надзора тесно связанные и определяются задачами и функциями центрального банка как органа, который определяет и осуществляет грошово-кредитну политику. Поддержка стабильности банковского сектора направлена также на предупреждение системных рисков, которую состоят в потому, что банкротство одного банка может потащить за собой банкротство нескольких банков и потерю доверия ко всей системе. Защиты подлежит и фонд страхования от потерь в тех странах, где применяются мероприятия по защите интересов банковских вкладчиков. Соответственно центробанк заинтересован в обеспечении соблюдения піднаглядовими субъектами банковских законов и положений. Для его осуществления согласно другим задачам в государстве необходимое развитое, приспособленное к рыночным условиям банковское законодательство.
Банковский надзор должен базироваться на нормах специального банковского законодательства, которое приспособлено к рыночным условиям. Центральный банк всегда является проводником монетарной политики, и именно эта его функция в первую очередь требует наличия сильной и приспособленной к рыночным условиям банковской системы. Итак, задача банковского надзора тесно связанные и определяются задачами и функциями центрального банка как органа, который определяет и осуществляет грошово-кредитну политику в государстве. Кроме того, банковский надзор обеспечивает соблюдение стандартов и нормативов субъектами, которые контролируются банковскими законами и положениями.
Целью надзора являются поддержания эффективности банковской системы, поскольку банки должны обеспечить выполнение своих платежных обязательств и в экономически трудные времена. Это означает, что текущие операции любого банка должны осуществляться так, чтобы объем займов находился в соответствующем соотношении к собственному капиталу банка, чтобы банк в любое время имел достаточные текущие финансовые ресурсы и давал в заем порученные денежные средства лишь при условии, что он сможет справиться с ситуацией при непредвиденной потере отдельных кредитов, в том числе и больших. Для конечной реализации указанной цели уполномоченным органом банковского надзора устанавливаются детальные принципы, которые касаются собственного капитала и ликвидности. Принципы закрепляют важные ограничения для банковской деятельности, которые связаны с рисками, и этим уменьшают общий риск для отдельных банков. Благодаря регулярным сообщениям и контролю, а также особым выездным проверкам контролируется соблюдение принципов и других законодательно приписанных обязанностей (например, сообщение о всех кредитах, которые превышают определенную сумму).
В концепцию банковского надзора должна быть заложено отсутствие возможности вмешательства в договорные отношения клиента и банка, которые должны решаться по взаимному согласию сторон или в судебном порядке. Орган надзора не должен влиять во исполнение отдельных договорных отношений, хотя клиент банка заинтересован в поддержке его интересов в возможных частным образом-правовых спорах. Надзор служит исключительно общественным целям: защиты вкладов и поддержанию эффективной кредитной системы.
В профессиональной литературе длится дискуссия относительно понимания потянь „банківський контроль” и „банківський надзор”, их содержания и сопоставление или отождествление. Например, Ж. Матук стоит на обобщении указанных полномочий центробанка под эгидой „банківський контроль”, включая к нему издание нормативно-правовых актов, процесс наблюдения за деятельностью банков и административно-волевое влияние на их деятельность. Наоборот, В.П. Поляков в качестве обобщающего берет понятие „банківське регулирование”, которое определяет как систему мероприятий, с помощью которых государство через центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирования банковской системы. Г.А. Тосунян, рассматривая компетенцию центробанка в сфере банковского надзора, придет к выводу о наличии подчиненности между центробанком и банковскими учреждениями. В.В. Пасечник разграничивает указанные понятия и отмечает, что под банковским регулированием понимают разработку и издание уполномоченными органами на основании законов нормативно-правовых актов, которые регламентируют виды и способы банковской деятельности. А под контролем за деятельностью банков имеется в виду целостное и беспрерывное отслеживания осуществления банками их деятельности согласно нормативно-правовым актам.
Нужно заметить, что суть финансового контроля есть сложной по смыслу. В частности, д.ю.н. Грачева О.Ю. отмечает, что финансовый контроль есть сложной, многоаспектной категорией. С одной стороны, – это функция государственного управления, по отношению к которому выступает средством, инструментом реализации политики государства. С другой стороны, сам финансовый контроль можно рассматривать как управленческую деятельность, которая имеет свои методы, способы, формы реализации.
Банковское регулирование как одна из форм государственного управления представляет собой систему мероприятий, с помощью которых государство через центральный банк (или другой уполномоченный орган) обеспечивает стабильное и безопасное функционирования банков, предупреждает дестабілізаційні процессы в банковском секторе. Следует понимать, что сроки „банківське регулирование” и „банківський контроль” не являются тождественными, поскольку относятся к разным (хотя и взаимодополняющих) видов деятельности. Регулирование включает в себя разработку и издание уполномоченными учреждениями конкретных правил, инструкций, методологических материалов, которые базируются на действующем законодательстве и определяют структуру и способы осуществления банковской деятельности. Контроль с деятельностью банков осуществляется с целью обеспечения их надежности и стойкости. Он предусматривает целостный и беспрерывный надзор за осуществлением банками своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Ян Хинди отмечал четыре основные причины, согласно которым банки должны регулироваться: 1) грошово-кредитна политика – способность создавать деньги; 2) размещение кредитов – канал кредитов и инвестиций; 3) конкуренция и инновации – чтобы предупредить картелей; 4) „розважливе” регулирование – сохранение частных накоплений, оперування механизмами платежей и склонность к банкротству.
Пруденційний надзор является специализированным типом надзора и, за общим порядком, относится к финансовым институтам, в первую очередь банков. Вместо того, лишь бы просто создавать правила, которые регулируют деятельность банков, подход пруденційного надзора разработан для гарантирования финансовой стабильности банков. Страны, которые имеют подход пруденційного надзора, осуществляют его двумя путями:
гарантируя то, что банки совершают деятельность по ограничению и контролю за риском;
гарантируя то, что банковская деятельность будет осуществляться лицами, которые отвечают критериям порядочности и честности.
Банковский надзор представляет систему контроля и активных благоустроенных действий Национального банка Украины, направленных на обеспечение соблюдения банками и другими лицами, относительно которых Национальный банк Украины осуществляет надзорную деятельность законодательства Украины и установленных нормативов, с целью обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов банка.
Банковский надзор является той сферой, которая должна рассматриваться как объект государственного управления, а деятельность кредитно-финансовых учреждений - как сфера общественной жизни, где управленческая деятельность необходимая, желательная, и целесообразная. Его полное отсутствие - это создание потенциальных условий для финансовых правонарушений и злоупотреблений, это возможность банкротства банка, это ущерб, понесенные вкладчиками (а не основателями, как правило), это потеря доверия к банковской сфере - а значит и резкое уменьшение поступления свободных средств в банковское обращение, послабление отечественного рынка ссудных капиталов, уменьшение вкладывания средств в производство, потеря заинтересованности инвестора, послабление национальной валюты и т.п..

§ 2. Международные организации и их деятельность в сфере банковского надзора

Одним из важных шагов реагирования мирового финансового сообщества и правительственных организаций на процессы банкрутування больших банков мира в 60-70 года ХХ ст. стало создание единого органа, который бы занялся унификацией банковского законодательства в сфере банковского надзора, изготовлением единых стандартов и т.п.. С целью гармонизации банковского законодательства в 1975 г. под эгидой Банка международных расчетов в г. Базель (Швейцария) был создан Базельский Комитет по вопросам банковского надзора. Базельский Комитет включает банковских супервизоров из Группы Десяти (Бельгия, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Нидерланды, Швеция, Великобритания, США), а также Швейцарию и Люксембург. К его компетенции отнесена разработка группы директив в сфере банковского надзора с тем, чтобы ни один банковский институт не смог избегнуть банковского контроля. Нужно заметить, что с 12 стран-участниц лишь три неевропейские страны (США, Канада и Япония), а среди 9 европейских 8 - континентальные страны с крепкими традициями гражданского права. Т.е., есть определенные основания говорить о том, что „міжнародні стандарты банковского надзора” разработаны, фактически, представителями континентальной Европы.
Директивы, разработанные Базельским Комитетом, нашли свое воплощение в Базельском конкордате, который содержит такие ключевые принципы:
а) надзор за заграничными банковскими институтами является общая ответственность власти страны, где действует данный институт, и страны, к которой он принадлежит;
б) ни один заграничный институт не должен избегать контроля;
в) надзор за ликвидностью - главная ответственность власти страны функционирования института;
г) контроль за платежеспособностью института в случае заграничных отделений и главная ответственностью власти страны функционирования в случае заграничных дочерних компаний;
д) обмен информацией должен оказывать содействие практическому сотрудничеству между владами стран функционирования и принадлежности, а также полномочию банковских инспекций со стороны власти страны принадлежности на территории страны функционирования.
В августе 1987 г. Базельским Комитетом были опубликованные „ключові принципы эффективного банковского надзора”, которые стали основным источником рекомендаций для разработки национальных банковских законодательств стран, которые формировали национальные банковские системы или реформировали их, выходя с мировых стандартов организации банковского дела.
Полномочие надзорного органа и инструменты, которые находятся в его распоряжении, определяются в законодательном порядке. Однако, поскольку надзорный орган по сути является гарантом законности, от него нельзя требовать выходить за рамки закона даже в случае кризиса банковской системы. При наличии системных банковских проблем поддержку должна предоставлять государство (уполномоченный ею орган). Власть берет на себя ответственность за новообразованные или возрастающие банки и проблемы с депозитами, если допускает дальнейшую работу банков, которые не выполняют всех установленных требований. Эксперты считают, что если информация об ухудшении состояния банковских учреждений не приходится к сведению общественности, преимущественно в форме согласованной программы по преодолению трудностей, которое поддерживается правительством и центральным банком, то банковских надзор подводит клиентов банков. Это может и должно служить основанием для предъявления требований к правительству компенсировать интересы вкладчиков, поскольку власть не выполнила требований закона страны.
Ключевые принципы включают 25 основных принципов, подчиненных вышеупомянутым целям, которые касаются: a) предыдущих условий осуществления эффективного банковского надзора; b) лицензирование и структуры надзора; с) пруденційних положений и требований; d) методов текущего банковского контроля; e) официальных полномочий контролирующих органов; f) трансграничных банковских операций.
За оценкой международных экспертов МВФ с 25 базовых принципов Базельского соглашения в Украине уже на начало 2002 г. было введено 15; и процесс длится. Примером может быть внедрения коммерческими банками новых стандартов Базельского комитета „Належне отношение банков к клиентам” (KYC), что были утверждены 1 октября 2001 г. при подготовке внутренних программ и процедур из предотвращения легализации средств, полученных преступным путем. Указанные стандарты укрепляют принципы процедуры „знай своего клиента”, определенные в предыдущих документах Комитета, и направленные на внедрения банками минимальных процедур контроля за присущими их деятельности рисками.
Нужно отметить, что, приняв указанный стандарт, Базельский Комитет и Офшорная группа банковского надзора (OGBS) подтверждают поддержку, принятие и внедрение рекомендаций FATF, особенно тех, которые касаются банков. При этом подход Базельского Комитета к KYC базируется на большей пруденційній перспективе, а не только на борьбе с отмыванием денег. Предупредительные меры KYC выходят за пределы простого открытия счетов и ведение записей и требуют от банков разработки политики принятия клиента и программы ступеневої идентификации клиента, которая включает всестороннюю тщательную проверку счетов повышенного риска и профилактический мониторинг счетов подозрительной деятельности.
В октябре 1997 г. на ежегодном собрании Международного валютного фонда и Мирового банка Базельские принципы эффективного банковского надзора было утверждено, и около 150 стран мира заявили о своей готовности применять их на практике. Необходимость оценки качества степени внедрения Базельских принципов в разных странах побуждала к созданию специальной методики, относительно которой был подготовленный и выданный в октябре 1999 г. соответствующий документ: „Методологія Базельских принципов”. В 2001 г. появился новый документ, внедрения которого планируется закончить до 2005 г. В частности, если “Соглашение по капиталу” 1998 г. начисляла около 50 страниц, то последний документ - свыше 500. Главное отличие Соглашения в новом виде - очень высокая чувствительность к рискам во всех их современных формах.
Следует отметить, что в международной банковской практике применяются не только Базельские принципы. Значительного внимания нуждаются в вопросе законодательного закрепления полномочий органов государственной власти и банковских учреждений по борьбе с отмыванием (легализацией) денег, приобретенных незаконным преступным путем. В 1989 г. странами Большой семерки было создано Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF) – международную организацию, основной целью которой является разработка мероприятий противодействия “отмыванию” денег. В апреле 1990 г. FATF опубликовала первую свою разработку – Сорок рекомендаций, которые определяют направления противодействия государств и финансовых учреждений “отмыванию” денег, а также определяют общие черты операций, которым финансовые учреждения должны уделять особое внимание.
24 апреля 2002 г. вышла в мир публикация FATF “Установка финансовым учреждениям по отслеживанию финансирования террористов. В мае 2002 г. были распространены Всемирные принципы по отмыванию (легализации) денег для частных банков, принятые в Вольфсберзі, что определили международные стандарты в указанной сфере, базируясь на рекомендациях FATF и FinCEN.
Украина, которая ставит перед собой перспективу вхождения в Европейское сообщество, не могла оставаться в стороне указанных процессов, и под влиянием международных финансовых организаций постепенно создает условия для реформирования национального законодательства. Одним из первых шагов в этом процессе стало принятие 10 декабря 2001 г. Указа Президента Украины "О мероприятиях по предотвращению легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”.
Законодательное определение сомнительных операций и предотвращение легализации денег, приобретенных преступным путем, представлено в ряде базовых законов. В частности, Закон Украины „Про банки и банковскую деятельность” в ст. 63 закрепил общие требования относительно предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Согласно ст. 64 этого же Закона на банки была положена обязанность идентификации лиц. В частности, банкам было запрещено вступать в договорные отношения с анонимными лицами. Банки обязаны идентифицировать согласно законодательству Украины: клиентов, которые открывают счета в банка; клиентов, которые осуществляют операции, которые подлежат финансовому мониторингу; клиентов, которые осуществляют операции с денежной наличностью без открытия счета на сумму, которая превышает эквивалент 50 000 грн.; лиц, уполномоченных действовать от лица указанных клиентов.
Финансовые учреждения обязаны сообщать соответствующие уполномоченные государственные органы об операциях своих клиентов. Что подпадают под соответствующие критерии Такое сообщение осуществляется без информирования лиц, которых касается соответствующее сообщение. Должностные лица финансового учреждения в случае неуведомления о сомнительных и непривычных операциях несут ответственность, установленную законом. Финансовые учреждения и их должностные лица не несут ответственности за нарушение коммерческой тайны вследствие сообщения. Согласно ст. 8 Закона „Про предотвращение и противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" субъекты первичного финансового мониторинга, их должностные лица и другие работники не несут дисциплинарную, административную, цивільно-правову и уголовную ответственность за предоставление Уполномоченному органу (Государственному департаменту финансового мониторингу) информации о финансовой операции, если они действовали в пределах закона, даже если такими действиями причинен вред юридическим или физический лицам, и за другие действия, связанные с выполнением закона". Фактически в случае задачи ущерба от проводки проверки или оперативных действий правоохранительных органов вследствие полученной информации о сомнительных операциях предприниматель имеет право обжаловать действия контролирующих или правоохранительных органов, а не действия финансовых учреждений из предоставления информации.
Принятые во исполнение требований FATF на протяжении 2001–2002 гг. подзаконные акты не смогли четко определить требования относительно отнесения операций к сомнительным. Оставалась проблемной обработка информации относительно признания операций сомнительными, полученной от банковских учреждений, и установление ответственности за ее разглашение со стороны государственных органов. Эти факторы оказывали содействие внесению Украины в сентябре 2001 г. к так называемого „Чорного списку” – списка стран, которые не осуществляют сотрудничества по вопросам борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием террористов. До 15 декабря 2002 г. международным сообществом было дано время для принятия соответствующего закона. 28 ноября 2002 г. парламентом был принятый Закон „Про предотвращение и противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”. Согласно абз. 9 ст. 11 указанного Закона обязательному финансовому мониторингу подлежит любая операция клиента (физического или юридического лица, резидента или нерезидента) из перевода средств за границы Украины, которая не связана с выполнением внешнеэкономического контракта, независимо от наличия индивидуальной лицензии (перевод средств для оплаты лечения, обучение, пополнение собственного счета, в связи с возвращением инвестиции, выездом на постоянное местожительство и т.п.), при условии, что сумма, на которую проводится операция, равняет или превышает 80 000 гривен или равняет или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентную 80 000 гривен.
6 февраля 2003 г. для устранения несогласований, заложенных указанным законом и во исполнение требований экспертов СБ и FATF был принят Закон № 485-ІY “О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам предупреждения использования банков и других финансовых учреждений с целью легализации (отмывание) доходов, полученных преступным путем”. Национальным банком во исполнение требований законодательства были утверждены Положения об осуществлении банками финансового мониторинга. Согласно пункту 3.1. Положение, во время реализации Программы идентификации и изучение своих клиентов банк относительно каждого клиента формирует и ведет соответствующую анкету. Анкета является внутренним документом банка с ограниченным доступом, она заполняется работником банка. Вместе с тем, банк может разработать свою анкету, или опитувальник для клиентов на основе которых будет заполняться анкета идентификации клиента, или при открытии счета в заявлении предусмотреть необходимые для заполнения реквизиты с целью получения необходимой для идентификации клиента информации и занесение ее к анкете клиента.
Вследствие скупочных мероприятий и действий, которые проводились органами государственной власти Украины, финансовыми учреждениями в феврале 2003 г. FATF отменила введенные против страны в декабре 2002 г. санкции за недостаточную борьбу с отмыванием грязных средств. В марте 2004 года Украина добилась того, что ее исключили из „чорного списка”. Вместе с тем FATF оставила страну в списке государств, которые недостаточно осуществляют сотрудничество в сфере борьбы с отмыванием средств, полученных преступным путем.
В 2004 г. Украина собирается вступить в состав Egmont Group, которая объединяет ведомства финансовой разведки около ста стран.
Целесообразно обратить внимание на то, реформирование национального законодательства в сфере борьбы с отмыванием (легализацией) денег, приобретенных незаконным путем, происходит как в странах постсоветского пространства (так, в РФ такой закон был принять еще в 2001 г.), так и в экономически развитых европейских странах. Например, в Австрии с 1 июля 2002 г. вступил в силу закон, который запретил анонимные вклады в банках. На такой шаг австрийский вряд пошел по требованию Организации экономического развития и сотрудничества и Европейского Союза, которые требовали от Австрии усилить борьбу с отмыванием „брудних” денег.

§ 3. Система органов банковского надзора в Украине

Анализируя практику организации системы банковского надзора, можно определить такую его структурную особенность как распределение функций между двумя инстанциями. Общая схема распределения функций имеет такой вид:
1) нормативная база большей частью разрабатывается в Министерстве финансов;
2) контроль осуществляется или непосредственно центральным банком ( как это практикуется в Великобритании, Голландии, Люксембурге, Ирландии, Италии, Португалии, Греции), или независимым органом (Германия, Швеция, Норвегия, Финляндия);
3) лицензия выдается или органами, которые разрабатывают нормативную базу (Финляндия, Норвегия, Испания), или контролирующими органами (Германия, Бельгия, Греция, Италия, Голландия, Португалия).
Есть несколько типов надзорной деятельности. Так, банковский надзор может осуществляться в рамках центрального банка (Италия, Великобритания, Греці, Испания, Казахстан, Украина). Смешанная система банковского надзора предусматривает, что полномочие по его осуществлению распределяются между центральным банком и компетентным государственным органом (ФРГ, США, Франция). Третий тип построения системы банковского надзора вообще исключает участие центробанка в этом процессе: органы банковского надзора отделены от центрального банка (Швейцария, Канада. Швеция, Дания, Австрия).
Украина, организовывая собственную систему банковского надзора, пошла традиционным для большинства европейских стран путем, ограничивая его проводка компетенцией центрального банка и не создавая отдельных специализированных органов для осуществления банковского регулирования и надзора. Содержание надзора первоначально определялось полномочиями Национального банка Украины, установленными Законом Украины „про банки и банковскую деятельность”, в котором закреплялось, что НБУ координирует деятельность банковской системы в целом и осуществляет контроль за соблюдением юридическими лицами банковского законодательства и собственных нормативных актов.
Непосредственно служба банковского надзора была образована в Украине в 1992 г. Целью ее создания стало желание надежно защитить интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечить их доверие к финансово-банковской системе страны, оказывать содействие ее усовершенствованию и укреплению. Нужно заметить., что с этих пор организация системы банковского надзора в стране несколько раз существенно реформировалась с целью ее усовершенствования.
Из 1997 года структура банковского надзора построена по вертикальному принципу и действует как единый механизм в составе центрального аппарата и территориальных управлений НБУ.
Система банковского надзора состоит из таких уровней:
- отдел банковского надзора территориального управления;
- Комиссия по вопросам надзора и регулирование деятельности банков при территориальном управлении НБУ;
- начальник территориального управления НБУ;
- соответствующие департаменты банковского надзора Национального банка Украины;
- Заместитель Председателя Правления НБУ;
– Комиссия по вопросам надзора и регулирование деятельности банков Национального банка Украины.
Было заложено размежевание компетенции между центральным аппаратом и региональными представительствами центробанка.
На уровне территориального управления НБУ служба банковского надзора формируется в самостоятельный подраздел (комиссию по вопросам надзора и регулирование деятельности банков - согласно приказу начальника территориального управления) на базе следующих направлений деятельности: а) согласование на открытие банковских учреждений и разрешений банковским учреждениями на осуществление банковских операций; б) инспектирование банков и банковских учреждений; в) обработка экономической информации; г) осуществление надзора за банками, которые в установленном порядке получили совокупный рейтинг „сильний” (1), „задовільний” (2) и „посередній” (3).
Ведущее место в организации банковского надзора заняла Комиссия НБУ по вопросам надзора и регулирование деятельности банков – специально созданный коллегиальный орган. Ее полномочия были определены первоначально Положением, утвержденным Постановлением Правления НБУ N 184 от 23.07.1996 г. В 1998 г. центробанк, ориентируясь на проведенную реорганизацию надзорной структуры, утвердил новое Положение о Комиссии Национального банка Украины по вопросам надзора и регулирование деятельности банков. Цель ее создания – проводка скоординированной политики относительно осуществления надзора за деятельностью банков в Украине, которая будет оказывать содействие успешному их функционированию, надежной защите интересов вкладчиков и кредиторов, прогнозированию и своевременному реагированию на изменения, которые происходят в банковской системе. Возглавил Комиссию глава на уровне первого заместителя Председателя Правления НБУ.
Заместитель председателя Правления НБУ, который возглавлял на тот момент систему банковского надзора, имел в своей компетенции утверждения планов контрольно-інспекційної деятельности банковского надзора, принимал решение об осуществлении инспектирования банков, обеспечивал координацию деятельности департаментов банковского надзора, а также решал другие текущие вопросы. Вместе с тем к его полномочиям не относилось право применять мероприятия принудительного влияния, которое, по мнению служащих центробанка, считалось нецелесообразным.
Высочайшей инстанцией в сфере банковского надзора были определены Правления НБУ, к компетенции которого относилось принятие важнейших решений в области банковской деятельности, в том числе и банковского надзора, издание нормативно-правовых актов, решение вопросов относительно устранения руководства банков, назначение временной администрации, проводка санации и ликвидации банков.
В начале 1999 г. с целью предотвращения дублирования функций, которые выполняли структурные подразделы центрального аппарата НБУ, усиление работы с проблемными банками была проведенная реорганизация службы банковского надзора, результатом которой стало создание департамента пруденційного надзора, управление регистрации и лицензирование банков, управление надзора за большими банками, управление по вопросам работы с проблемными банками.
С целью повышения эффективности банковского надзора и приближение его к требованиям мировых стандартов в октябре 2000 г. Правление НБУ приняло постановление о реорганизации банковского надзора. Ею были предусмотрены установления переходного периода на протяжении 2001 - 2005 гг. для подготовки вывода банковского надзора из-под контроля НБУ и создание самостоятельного надзорного государственного органа.
В соответствии с постановлением ликвидирован департамент пруденційного надзора и три управления: надзора за большими банками; по вопросам работы с проблемными банками; регистрации и лицензирование банков. На их базе был создан Генеральный департамент банковского надзора; департамент инспектирования и мониторинга банков; департамент регистрации и лицензирование банков; департамент реорганизации и ликвидации банков. Директора всех новообразованных департаментов подчиняются директору Генерального департамента банковского надзора
Операции из банковского надзора выполняют также отделы банковского надзора за деятельностью коммерческих банков, созданные в региональных отделениях НБУ. В состав отдела входят три сектора: сектор регистрации и лицензирование; сектор анализа и контроля экономических нормативов; сектор инспектирования. Основной задачам отдела являются осуществления контроля и надзора за соблюдением банками действующего законодательства Украины и нормативных актов НБУ и обеспечение функционирования банковских учреждений на основе принципов безопасной и стабильной деятельности.
Генеральный департамент по вопросам банковского надзора активно сотрудничает с Комиссией по вопросам надзора и регулирование деятельности банков.
Из января 2001 г. надзорная деятельность НБУ охватывает все банки, их подразделы, аффилированных и родственных лиц банков на территории Украины и за границей, учреждения иностранных банков в Украине, а также других юридических и физический лиц в части осуществления банковской деятельности (ч. 2 ст. 67). Кроме того, НБУ имеет право осуществлять проверку лиц, которые охватываются надзорной деятельностью Национального банка Украины, с целью соблюдения законодательства относительно банковской деятельности. При осуществимые проверки Национальный банк Украины имеет право требовать от этих лиц представления любой информации, необходимой для осуществления проверки. Инспектированные лица обязаны подавать Национальному банку Украины затребованную информацию в определенный им срок.
К лицам, которые могут быть объектом проверки Национального банка Украины, относятся: 1) владелец важного участия в банка, если Национальный банк Украины считает, что он не отвечает требованиям, установленным этим Законом относительно важного участия, или отрицательно влияет на финансовую безопасность и стабильность банка; 2) лицо, которое приобрело важное участие в банка без письменного разрешения Национального банка Украины.
Объектом проверки Национального банка Украины может быть также лицо, относительно которого есть достоверная информация об осуществлении этим лицом банковской деятельности без банковской лицензии.
Итак, на Национальный банк положен функцию банковского надзора и контроля за выполнением банками законодательства из банковского дела, соблюдением экономических нормативов, установленных Национальным банком, и собственных нормативных актов.

§ 4. Виды и методы проводки банковского надзора в Украине

К системе наглядово-контрольной деятельности входит несколько основных направлений, в частности: государственный надзор, который осуществляется НБУ; внутренний банковской контроль (внутренний аудит), что проводится соответствующей службой банковского учреждения; внешний аудит – проводится независимыми негосударственными аудиторскими компаниями. Фактически при таком подходе воплощаются основные 4 подхода к проводке банковского надзора, в частности: 1) предоставление информации; 2) саморегулирование путем: внутреннего аудиту и контролю, внешних аудиторов; 3) проверка центральным банком; 4) схема гарантирования депозитов (определяет гарантирование депозитов).
В Украине внедренная смешанная форма банковского надзора, которая предусматривает сосредоточение функций надзора в рамках центрального банка в тесном взаимодействии с органами внутреннего и внешнего аудиту. При осуществлении банковского надзора Национальный банк Украины может пользоваться услугами других учреждений за отдельными соглашениями. Как и в странах континентальной Европы, в Украине осуществление банковского надзора происходит с применением дистанционного контроля и инспектирование на местах.
Основными принципами осуществления банковского надзора должны выступать принципы законности, независимости, гласности, постоянности, плановости, обязательности и беспристрастности должностных лиц, которые осуществляют проверки, по отношению к кредитно-финансовым учреждениям. К указанным принципам можно также отнести исключительность и непосредственность, которые предусматривают осуществление банковского надзора Национальным банком Украины; объединение внешнего и внутреннего контроля и возможность привлечения посторонних независимых аудиторских организаций.
Каждый банк, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, является объектом проверки должностными лицами центробанка и независимыми аудиторами (ч. 1 ст. 71 Закона „про банки и банковскую деятельность). Кроме того законом закрепленная обязанность банков подавать НБУ финансовую и статистическую отчетность относительно работы банка, его операций, ликвидности, платежеспособности, прибыльности, а также информацию аффилированных лиц банка с целью оценки финансового состояния банка (ст. 69).
Надзорные и регулятивные функции НБУ осуществляются центробанком как непосредственно, так и через созданный им орган банковского надзора путем реализации им таких полномочий:
1) осуществляет все виды проверок на местах банков в Украине (кроме проверок и ревизий хозяйской-финансово-хозяйственной деятельности), а также проверку достоверности информации, которая предоставляется юридическими и физический лицами при регистрации банков и лицензировании банковских операций;
2) может требовать от банков проводки общих собрания акционеров (участников) и определяет вопрос, за которыми должны быть принятые решения;
3) может принимать участие в работе собрания акционеров (участников), заседаний наблюдательного совета, правления и ревизионной комиссии банка с правом совещательного голоса (ст. 61 Закона „про Национальный банк Украины”).
Закон „про банки и банковскую деятельность” детализирует вышеупомянутые общие полномочия центробанка, а его нормативные акты непосредственно определяют процедуру и методологию организации финансового контроля. Кроме того, служащие НБУ, которая согласно законодательства имеют устав государственных служащих, должны придерживаться должностных инструкций и осуществлять свои полномочия исключительно в пределах, установленных соответствующими нормативно-правовыми актами.
Банковский контроль проводится с применением разнообразных методов, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, которые осуществляют контроль; от объекта и цели контроля; оснований возникновения контрольного правоотношения и т.п..
Стратегическую политику службы банковского надзора определяют ее контрольно-наглядові функции, которые концентрируются за такими формами:
– вступительный контроль – осуществляется с целью четкого и полного определения требований для получения лицензии на проводку банковских операций. Он осуществляется на стадии государственной регистрации банков и их филиалов и дает возможность еще к решению вопроса относительно открытия банка убедить в его будущей надежности. Основной целью вступительного контроля являются допущения на финансово-кредитный рынок страны лишь таких банков, условия деятельности которых отвечают установленным НБУ обязательным требованиям и не создают угрозы интересам их клиентов. Согласно Закону Украины „Про банки и банковскую деятельность” требования вступительного контроля предусматривают подачу НБУ для государственной регистрации соответствующих учредительных документов, которые отвечают действующему законодательству Украины. Указанные требования касаются объема капитала; источников взносов в уставные фонды банков; финансового состояния основателей банков; квалификации, профессиональной пригодности и деловой репутации руководителей банка; бизнес-плана, который определяет основные виды деятельности, которые банк планирует осуществлять на ближайший год, и стратегию деятельности банка на ближайшие три года. Основными требованиями для получения банковской лицензии есть: 1) наличие уплаченного и зарегистрированного подписного капитала в размере, который устанавливается законодательством; 2) надлежащая обеспеченность банка банковским оборудованием, компьютерной техникой, помещением; 3) уровень профессиональной пригодности руководителей банка и т.п.;
– предыдущий контроль – осуществляется с целью соблюдения требований умного (с оптимальным риском) ведение дел, запрета или ограничений отдельных видов деятельности, отчислений от резервов страхования активных операций банков, которые гарантируют безопасность и стабильность банка и защита интересов его клиентов. Он базируется на проверке и анализе отчетности, которая предоставляется коммерческими банками к НБУ (документальная ревизия). Проводка документальной ревизии дает возможность наблюдать за динамикой экономических нормативов для определения реальных возможностей и перспектив развития каждого конкретного банка, а также вероятности и причин возникновения возможных отрицательных явлений в его следующей деятельности. Контроль включает также: запрет или ограничение банковской деятельности; установление ограничений относительно отчислений при формировании резервных фондов страхования активных операций и контроль за их выполнением; внедрение штрафных санкций административного и финансового характера;
– текущий контроль –- осуществляется путем инспектирования, проводка комплексных и тематических проверок текущей деятельности банков и их учреждений (ревизии на местах), а также разработки и принятие мер из их организационного закрепления. При инспектировании проверяются такие аспекты: законность осуществляемых операций; состояние бухгалтерского учета; деятельность службы внутреннего банковского аудиту; достоверность отчетов; соответствие законодательству локальных актов банковского учреждения и т.п.. Текущий контроль предусматривает определение методов и форм проверки банков, разработку мероприятий их организационного укрепления и финансового оздоровления и их применение.
Основными требованиями текущего контроля есть: а) проводка комплексных и тематических проверок банков; б) предоставление руководству банков рекомендаций относительно улучшения деятельности по результатам инспектирования; в) применение санкций к банкам, которые нарушили законодательно-нормативные акты, которые регулируют банковскую деятельность; г) принятие решений по итогам инспектирования.
Национальный банк Украины осуществляет банковский надзор на индивидуальной и консолидированной основе и применяет меры воздействия за нарушение требований законодательства относительно банковской деятельности.
В свою очередь, за направлениями осуществления дифференциация банковского надзора осуществляется следующим чином:
Общий надзор распространяется на стабильно работающие банки, которые финансово стойкие, придерживаются экономических нормативов, норм действующего законодательства и указаний НБУ, имеют добрую деловую репутацию. Его осуществляют региональные управления НБУ. Общий надзор заключається в контроле за соблюдением экономических нормативов и проверке других отчетов, которые предоставляются банкам. Информация относительно выявленных нарушений направляется Правлению НБУ для употребления соответствующих мероприятий.
Интенсивный надзор распространяется на банки, которые периодически поднимают экономические нормативы, имеют нестабильное финансовое положение, в деятельности которых есть другие недостатки, которые не дает возможности сделать вывод о его благополучии.
Надзор высокой меры применяется к банкам, которые систематически (т.е. два и больше раза на протяжении квартала) поднимают экономические нормативы и допускают другие грубые нарушения или имеют неудовлетворительное финансовое положение.
Принимая решение о применении интенсивного надзора и надзора высокой меры, соответствующие органы банковского надзора НБУ проводят инспектирование банков, их отделений, филиалов и представительств, направленное на выявление причин нарушений и недостатков в работе банка. Инспектора НБУ проверяют законность выполнения операций, деятельность внутреннего и внешнего аудиту, состояние учета, достоверность отчетов, учредительских и других документов. По итогам инспектирования руководству банка направляется информация, в которой отмечаются причины выявленных недостатков, оцениваются финансовое положение банка, его возможности и пути выхода из ситуации, которая сложилась. Рекомендации НБУ являются обязательными для выполнения.
При внедрении индикативного регулирования центробанк сталкивается с необходимостью проводки активного надзора, поскольку активное применение экономических нормативов разрешает проявить проблемы в банках на раннем этапе и применять мероприятия по исправлению ситуации, пока для этого еще существует возможность. При этом центробанк должен построить систему надзора, чтобы в случае несоблюдения банками экономических нормативов и установленных ограничений к ним были примененные соответствующие меры воздействия для исправления ситуации.
При осуществлении надзора за учреждениями, которые ведут банковскую деятельность в других государствах, Национальный банк Украины сотрудничает с соответствующими органами этих государств. Сообщение, присланное соответствующими органами других государств, может использоваться только в таких целях: - для проверки лицензии учреждения на право ведения деятельности; - для проверки права на осуществление банковской деятельности.
Одной из форм банковского контроля, как уже отмечалось выше, есть представления банками отчетности. Переход отечественной банковской системы с начала 1998 г. на Международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности (МСБУ) и внедрение на их основе практики ежедневного составления отчетных балансов и разнообразных экономических показателей по банковской системе повысило прозрачность банковской деятельности и функционирование грошово-кредитного рынка, оказывало содействие улучшению информационного обеспечения управленческих и надзорных функций НБУ. При наличии гармонизованной из МСБУ национальной системы бухгалтерского учета и отчетности состоится и улучшение качества управления всей экономикой в целом и отдельными предприятиями в частности.
Банки должны организовывать бухгалтерский учет согласно внутренней учетной политике, разработанной на основании правил, установленных Национальным банком Украины согласно международным стандартам бухгалтерского учета и положений (стандартов) Украины. Бухгалтерский учет должен обеспечивать своевременное и полное отображения всех банковских операций и предоставление пользователям достоверной информации о состоянии активов и обязательств, результаты финансовой деятельности и их изменения. В финансовых отчетах каждого банка отображаются результаты его деятельности за отчетный период.
Банковская отчетность - это совокупность действий банковского учреждения и центрального банка по составлению, ведению и сдаче документов установленной формы, которые содержат ведомости о результатах деятельности банковского учреждения, в том числе результаты за активными и пассивными операциями, ее имущественное состояние, ликвидность, платежеспособность, прибыльность и т.п..
Банковская отчетность осуществляется банком самостоятельно и подается в органы Национального банка Украины по итогам отчетного периода в установленные законодательством сроки. Она предоставляет возможность как владельцам банка, так и его кредиторам, клиентам и непосредственно центробанка информацию о текущем финансовом состоянии банка и об эффективности его деятельности за отчетный период.
Действующим законодательством к обязанностям НБУ отнесено установления для банков: 1) формы отчетности и методику ее составление; 2) периодичность и сроки представления отчетности; 3) структуру объяснительной записки; 4) минимум ведомостей, которые подлежат опубликованию, и сроки их представления; 5) методику составления консолидированной отчетности. Национальный банк Украины имеет право в отдельных случаях требовать представления разовой и временной отчетности. Кроме того, он имеет право требовать от банка представления консолидированной отчетности для получения полной картины экономической деятельности банка.
Согласно указанным полномочиям НБУ разработал Инструкцию о порядке регулирования деятельности банков в Украине, в которой, в частности, регламентируются вопрос отчетности банков. Согласно указанной Инструкции формы отчетности банков делятся на ежедневные, ежемесячные и квартальные. Порядок составления и представление ежедневных и ежемесячных форм банковской отчетности утверждаются соответствующими актами Национального банка Украины, в том числе Постановлением Правления НБУ „про утверждение Правил организации статистической отчетности, которая подается в Национальный банк Украины” вiд 19.03.2003 г. № 124.
Национальный банк Украины имеет право требовать представления других периодических отчетов или информации от владельцев важного участия в банка с целью осуществления надзора за безопасностью и надежностью финансового состояния банка и обеспечение соблюдения положений закона. С целью усовершенствования методов оценки финансового состояния банков НБУ был разработан Унифицированный отчет деятельности коммерческих банков (УЗБД), который разрешает службам банковского надзора всех уровней на основе унифицированной (стандартной) системы показателей получать информацию, которая предоставляет углубленное представление о финансовом состоянии любого банка, степень ризиковості его операций, выполнение пруденційних требований НБУ и т.п., заранее обнаруживать определенные проблемы в деятельности банка и внедрять предупреждающие мероприятия.
Кроме того банки и банковские объединения (материнский банк/центральный кооперативный банк) обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность согласно Инструкции о консолидации финансовой отчетности банков Украины.
Финансовая отчетность банков, которая подается в Национальный банк Украины, должны быть ежегодно проверенная аудитором. По итогам финансового года банковские учреждения также должны были предоставлять в центробанк аудиторские выводы. Согласно постановлению Правления НБУ N 53 от 09.02.1999 г. „про мероприятия по дальнейшему развитию банковского аудиту” коммерческие банки обязаны подать к столу Департамента пруденційного надзора аудиторские выводы и отчеты внешних аудиторов (аудиторских фирм) относительно результатов проверки деятельности коммерческих банков. В случае невыполнения требований постановления за центробанком закреплялось право применять меры принуждения влияния к коммерческим банкам.
Независимый аудит годовой финансово-хозяйственной деятельности коммерческих банков Украины может осуществляться только аудиторскими организациями, которые имеют лицензию Аудиторской палаты Украины на осуществление аудиторской деятельности. Аудиторы должны иметь сертификаты на право проводки аудиту банков серии "Б" или "АБ". Кроме того аудиторы должны получить в НБУ сертификаты на проводку аудиту банковских учреждений. Введение центробанком последнего требования объяснялось необходимостью достижения Украиной соответствия ее банковского надзора требованиям Ключевых (базовых) принципов эффективного банковского надзора, разработанных Базельским Комитетом по вопросам надзора и регулирование деятельности банков. Для получения сертификата аудитор должен подтвердить свою квалификационную пригодность составлением квалификационного испытания в Квалификационной комиссии НБУ по вопросам сертификации аудиторов, временных администраторов и ликвидаторов банковских учреждений.
В 2002 г. с целью усовершенствования системы отчетности были приняты Положения о порядке представления к НБУ аудиторского отчета и вывода по результатам проверки годовой финансовой отчетности банка, в котором определенные требования относительно осуществления обязательной аудиторской проверки банка и представление банком к НБУ аудиторского отчета и вывода по результатам аудиторской проверки годовой финансовой отчетности банка.
В Украине используется комбинированная модель организации банковского регулирования и надзора, которая предусматривает использование как документарного (легалістичного) подхода, построенного на анализе отчетности коммерческих банков, так и инспектирование банковских учреждений на местах путем проводки проверок органами банковского надзора. Этот метод известный также как формализован подход к организации банковского регулирования и надзора. Рядом с ними широко практикуется неформальный подход к осуществлению банковского регулирования и надзора, который базируется на проводке консультаций, переговоров, предупреждениях. Дистанционный контроль включает в себя проверку отчетности, которую предоставляют банки. Он разрешает предусматривать проблемы, которые могут влиять на платежеспособность и ликвидность банков и привести к их банкротству. Инспекционные проверки на местах дают возможность проверить степень достоверности информации, которую передают банки надзорным органом и сформировать максимально точное воображение о финансовом состоянии банка, качество его менеджмента.
Проверка банков осуществляется согласно плану, утвержденному Национальным банком Украины. Плановая проверка осуществляется не чаще как один раз в год. О проводке плановой проверки Национальный банк Украины обязан сообщить банк не позднее, чем за 10 дней к ее началу.
Проверки осуществляются с целью определения ровня безопасности и стабильности операций банка, достоверности отчетности банка и соблюдение банком законодательства Украины о банках и банковской деятельности, а также нормативно-правовых актов Национального банка Украины.
За временем проводки проверки делятся на плановые и внеплановые. Плановые проверки осуществляются согласно плану, утвержденному Национальным банком Украины, не чаще одного раза в год. О проводке плановой проверки Национальный банк Украины обязан сообщить банк не позднее, чем за 10 дней к ее началу. Национальный банк Украины может принять решение о проводке внеплановой проверки банка при наличии обоснованных оснований. Такое решение должно быть подписано Главой Национального банка Украины или уполномоченной им лицом.
За организацией проводки проверки делятся на выездные и безвыездные. При проводке выездных проверок банки обязаны обеспечить инспекторам Национального банка Украины и другим уполномоченным им лицам свободный доступ ко всем документам и информации с соблюдением требований действующего законодательства , а при проверке на месте - возможность свободного доступа в рабочее время во все помещения банка. Кроме того, законодательство возлагает на руководство банка обязанность назначить компетентного представителя для предоставления необходимых документов и объяснений, а также обеспечение помещением для работы работников службы банковского надзора Национального банка Украины.
Также НБУ уделяет внимание вопросам организации и проводка валютного контроля. В частности, с 20 октября 2002 г. вступило в силу Положения о порядке проводки выездных проверок относительно соблюдения банками и финансовыми учреждениями требований валютного законодательства Украины.
К уполномоченным лиц, которые осуществляют выездные проверки в сфере соблюдения требований валютного законодательства, отнесены работники Департамента валютного контроля и лицензирование, отдела валютного лицензирования и контроля Операционного управления НБУ, управление контроля валютных операций Главного управления НБУ по городу Киеву и Киевской области, отделов валютных операций и контроля Главного управления НБУ в АРК и территориальных управлений центробанка. В тот же время требования указанного акта не распространяются на проверки пунктов обмена иностранной валюты, порядок и организация проводки которых определяются соответствующим нормативно-правовым актом Национального банка.
По результатам проводки выездных проверок должен составляться Акт проверки с обязательными реквизитами. Если во время проверки были выявлены нарушения банковского законодательства, то такие нарушения должны быть обязательно отображенные в акте проверки с указанием конкретных статей законодательных актов и пунктов нормативно-правовых актов НБУ, требования которых были возбуждены. Отображаются также факты противодействия проводке проверки (если такие были).
Акт составляется не меньше чем в двух экземплярах и подписывается не позднее последнего дня проверки всеми членами рабочей группы (уполномоченным работником) и руководителем банка (финансового учреждения). Руководитель банка обязан обеспечить предоставление на устное или письменное требование руководителя рабочей группы (уполномоченного работника) заверенных копий нужных ему материалов и документов. В случае непредоставления отдельных документов руководитель банка дает относительно этого письменные объяснения. Этот факт отображается в акте проверки. В случае отказа ответственных работников банка в представлении любых материалов и документов, нужных для осуществления проверки соблюдения валютного законодательства, составляется акт и подписывается не позднее чем на второй день проверки. Предложения и выводы по результатам проверки подаются на рассмотрение руководителю проверки не позднее 10 рабочих дней со дня ее истечения.
При осуществлении безвыездного контроля финансового положения банков работниками службы банковского надзора ключевую роль сыграет банковская статистика. Однако только проверка на месте может дать детальную информацию об операциях, процедурах, системе контроля и процесс руководства банком, которая необходимая для оценки финансового положения банка и его соответствия требованиям банковского законодательства.

§ 5. Применение мер воздействия за нарушение банковского законодательства

Завершающим этапом надзора за банками является контроль за соблюдением ими в определенные сроки указаний органов надзора относительно устранения выявленных недостатков. Санкции могут применяться центральным банком к кредитно-финансовым учреждениям при наличии юридических и фактических обстоятельств. Юридическим основанием применения санкций есть осуществления кредитно-финансовым учреждением действия (действия или бездеятельности), что поднимает установленный законами и подзаконными нормативно-правовыми актами порядок банковской деятельности в Украине.
Согласно действующему законодательству в случае нарушения субъектами банковской деятельности законодательства, экономических нормативов, порядка, сроков и технологии выполнения банковских операций, допущение несанкционированной эмиссии, невыполнение нормативных актов НБУ, непредоставление отчетности или предоставление недостоверной отчетности, убыточной деятельности, создание положения, которое угрожает интересам вкладчиков и кредиторов банка, препятствование антимонопольным действиям или праву клиента свободно выбирать банк, Национальный банк Украины имеет право применять в коммерческий банк соответствующие санкции.
Особенностью банковского надзора является возможность применения непосредственно штрафных санкций за нарушение банковского законодательства. При этом нормы законодательства всегда должны иметь промежуточные мероприятия влияния, а не только аннулирование банковской лицензии и прекращение деятельности банка.
В странах с более развитой правовой системой существует ряд промежуточных мероприятий. Они включают перечень мер принуждения относительно прекращения некомпетентного и неправомерного владения и управление, в том числе: 1) возможность устранения аппарата управления или директора; 2) денежные штрафы, которые накладываются на должностных лица, а также на юридические лиц за преступления или нарушение банковского законодательства; 3) денежные штрафы в порядке гражданской ответственности, которые накладываются на физический лиц, за участие в опасных и нездоровых банковских операциях; 4) право ограничивать или прекращать выплату дивидендов; 5) возможность ликвидации филиала и других форм распространения; 6) возможность остановки или прекращение деятельности банка; 7) возможность наложения финансовых взысканий на директора (директорат) банка за ущерб, который вызван противозаконным действиями банка, и т.п..
В отличие от любого другого финансового правоотношения в банковском правоотношении представители центробанка (т.е. органа, который представляет интересы государства) наделенные правом оперативной самостоятельности. В зависимости от вида нарушения финансовой дисциплины, следствий для банковской системы и общества в целом орган банковского надзора будет решать вопрос о применении того или другого мероприятия ответственности. Такой подход объясняется самой сутью надзора и многолетней банковской практикой, которая доказывает ее эффективность.
Меры воздействия, которые применяются Национальным банком к банкам, должны быть адекватными конкретным нарушением, которые ими были допущены. Выбор таких адекватных мер воздействия может осуществляться с учетом: а) характера допущенных банком нарушений; б) причин, которые обусловили возникновение выявленных нарушений; в) общего финансового состояния банка и ровня достаточности капитала; д) значимости данного банка на рынке банковских услуг; е) размера возможных отрицательных следствий для кредиторов и вкладчиков.
Меры воздействия должны применяться Национальным банком на основании:
1) результатов инспекционных (плановых и внеплановых) проверок деятельности банков или их филиалов;
2) результатов анализа соблюдения банками требований банковского законодательства с использованием статистической отчетности, ежемесячных и ежедневных балансов и т.п.;
3) результатов проверок деятельности банков аудиторскими организациями, уполномоченными согласно действующему законодательству на их осуществление.
В качестве дополнительных оснований, за которые органами НБУ и его территориальными отделениями могут рассматриваться вопрос о возможности применения мер воздействия за нарушение банковского законодательства, можно также назвать материалы правоохранительных органов, местных государственных налоговых администраций (инспекций) и других органов, которые характеризуют соблюдение банками и их отделенными подразделами законодательных актов по вопросам банковской деятельности.
При этом нужно обратить внимание на ограничение круга полномочий НБУ относительно применения санкций к банковским учреждениям - нарушителей банковского законодательства, которые ведут банковскую деятельность в других государствах. Относительно последних, то НБУ должен сотрудничать с соответствующими органами таких государств, он присылает уполномоченным органам сообщения, которые могут использоваться лишь с целью проверки лицензии учреждения на право ведения деятельности или проверки права на осуществление банковской деятельности.
В случае нарушения банками или другими лицами, которые могут быть объектом проверки НБУ банковского законодательства, нормативно-правовых актов центробанка или осуществление рискованных операций, которые угрожают интересам вкладчиков или других кредиторов банка, Национальный банк адекватно содеянному нарушению имеет право применить меры воздействия.
Процедура применения санкций за нарушение банковского законодательства урегулирована на уровне подзаконных актов, в частности в Положении о применении Национальным банком Украины мер воздействия за нарушение банковского законодательства.
Согласно указанному Положению во исполнение ст. 73 Закона „про Национальный банк Украины” центральный банк применяет к банкам меры воздействия, к которым принадлежат:
а) письменное предостережение относительно прекращения нарушения и употребление необходимых мер по исправлению ситуации, уменьшение неоправданных расходов банка, ограничение неоправданно высоких процентных выплат за привлеченными средствами, уменьшение или отчуждение неэффективных инвестиций. В случае невыполнения банком требований относительно устранения хотя бы одного указанного в письменном предостережении нарушения в установленные сроки соответствующее территориальное управление НБУ в срок до 5 рабочих дней должны подать к столу соответствующего структурного подраздела банковского надзора центрального аппарата предложения относительно применения других (более жестких) мер воздействия;
б) созыв общих сборов участников, наблюдательного совета банка, правление (ради директоров) банка для принятия программы финансового оздоровления или плана реорганизации банков, которые: получили по результатам инспекционной проверки общую рейтинговую оценку "4" за системой CAMEL или являются недокапитализированными или значительно недокапітолізованими и получили по результатам инспекционной проверки общую рейтинговую оценку "3" за системой CAMEL. После одобрения программы финансового оздоровления Комиссией Национального банка с банком заключается письменное соглашение на срок до двенадцати месяцев (до восемнадцати месяцев, если надзор за деятельностью банка непосредственно осуществляет структурный подраздел банковского надзора центрального аппарата) в определенном законодательством порядке. При наличии обоснованных оснований для успешного завершения финансового оздоровления банка этот срок может быть продолжен Правлениям Национального банка еще на шесть месяцев. В случае невыполнения банком программы финансового оздоровления (плана реорганизации) и/или ухудшение его финансового состояния Национальный банк разрывает с банком письменное соглашение и принимает решение о назначении временной администрации или об отзыве банковской лицензии и назначение ликвидатора банка;
в) заключение письменного соглашения с банком, за которой банк или определенная соглашением лицо обязуется принять меры для устранения нарушений, улучшение финансового состояния банка и т.п.. В письменном соглашении банк письменно признает свои недостатки в работе и допущенные нарушения и подает перечень обоснованных мероприятий, которых банк обязуется употребить для устранения нарушений, их предотвращение в дальнейшему, улучшение финансового состояния и т.п. с указанием сроков их выполнения. Такие сроки устанавливаются индивидуально с учетом характера проблем и допущенных нарушений, а также оценки и вывода соответствующего подраздела Генерального департамента банковского надзора (территориального управления) НБУ относительно реальности сроков, установленных банком для выполнения своих обязательств без угрозы ухудшения его финансового состояния;
г) распоряжение относительно остановки выплаты дивидендов или распределения капитала в любой другой форме. Распоряжение относительно остановки распределения капитала в любой другой форме касается распределения прибыли банка, который остается в распоряжении банка после уплаты налогов и обязательных платежей;
ґ) распоряжение относительно установления для банка повышенных экономических нормативов. Такое распоряжение выдается Национальным банком в части повышения норматива адекватности регулятивного капитала и/или норматива адекватности основного капитала, а также нормативов кредитного риска для банков, которые осуществляют операции с высоким уровнем риска;
д) распоряжение относительно повышения резервов на покрытие возможного ущерба за кредитами и другими активами. Заключается в установлении повышенного размера отчислений в резервы (коэффициента резервирования) под эти активные операции или при расчете суммы резервов учитывается лишь первоклассное обеспечение за кредитными операциями банка;
е) распоряжение относительно ограничения, остановка или прекращение осуществления отдельных видов осуществляемых банком операций с высоким уровнем риска. Высокий уровень риска осуществляемых банком операций при выдаче распоряжения Национального банка об ограничении, остановке или прекращении отдельных видов осуществляемых банком операций с высоким уровнем риска определяется по оценке (классификацией) активов согласно нормативно-правовым актам Национального банка с учетом результатов безвыездного надзора и инспекционной проверки (плановой и внеплановой). В случае получения банком решения Комиссии НБУ относительно прекращения осуществления отдельного вида операций банк теряет право на их осуществление. Такое решение является основанием для расторжения банком соответствующих договоров на осуществление этих операций.
В случае получения банком решения Комиссии Национального банка относительно остановки осуществления отдельного вида операций банк:
а) со времени получения этого решения теряет право на осуществление этих операций на срок, определенный этим решением;
б) теряет право на увеличение объема этих операций (запрещается заключение новых договоров или продление срока действующих) со времени получения этого решения;
в) одновременно обеспечивает осуществление операций согласно договорам, которые заключены им к дню получения указанного решения.
Объем ограничений относительно осуществления банком отдельных видов операций определяется органом, который принимает решение об остановке (ограничение) осуществление отдельных видов банковских операций;
є) распоряжение относительно запрета предоставлять бланковые кредиты. Распоряжение НБУ относительно запрета предоставления бланковых (необеспеченных) кредитов должны выдаваться: недокапитализированным банкам, которые не сформировали резервы под кредитные риски и другие активные операции в достаточном объеме и имеют общую рейтинговую оценку "3" или "4" за системой CAMEL; значительно недокапитализированным и критически недокапитализированным банкам;
ж) распоряжение относительно наложения штрафов на:
- руководителей банков в размере до ста необлагаемых минимумов доходов граждан,
- банки в размере не больше одного процента от суммы зарегистрированного уставного фонда.
Положением конкретизируются виды нарушений, за которые накладываются штрафы, размер и порядок их применения. Расчет суммы штрафов осуществляется за каждым фактом допущенных нарушений, наложение штрафов за эти нарушения осуществляется в следующем за отчетным месяце. В банк-нарушителя присылается расчет суммы штрафа и предложение о добровольной уплате начисленной суммы штрафа на протяжении трех рабочих дней, начиная со следующего дня после получения банком этого решения;
з) распоряжение относительно временной, к устранению нарушения, запрета владельцу важного участия в банка, использовать право голоса приобретенных акций (долей/паев) в случае грубого или систематического нарушения им требований Закона о банках или нормативно-правовых актов Национального банка. Решения приходится к сведению наблюдательного совета и правление (ради директоров) банка с требованием предоставить Национальному банку в определенный срок информацию относительно предоставления банком рекомендаций доверенному лицу (или лицам), которому будет передано право принимать участие в голосовании. Рекомендованная банком лицо должно отвечать требованиям банковского законодательства и нормативно-правовых актов Национального банка относительно владельцев важного участия банка. Восстановление права владельца важного участия в использовании голоса приобретенных акций (паев) осуществляется за разрешением Комиссии Национального банка уразі устранения нарушения;
и) распоряжение относительно временного, к устранению нарушения, отстранение должностного лица банка от должности в случае грубого или систематического нарушения этим лицом требований Закона о банках или нормативно-правовых актов Национального банка. К указанным должностным лицам принадлежат такие первые руководители банка и руководители филиалов: глава, его заместители и члены ради банка; глава, его заместители и члены правления (ради директоров) банка; главный бухгалтер, его заместители; руководитель филиала; главный бухгалтер филиала. Лицо, которое на основании решения Национального банка было отстранено от должности, может быть возобновлено в должности лишь на основании соответствующего разрешения Национального банка;
і) распоряжение относительно принудительной реорганизации банка. Принимается исключительно в случае важной угрозы платежеспособности банка, т.е. банк за уровнем достаточности капитала отнесен значительно недокапитализированных или критически недокапитализированных банков и имеет общую рейтинговую оценку "4" или "5" за системой CAMEL. Решение о реорганизации принимает Правление НБУ на основании обгрунтованих предложений Генерального департамента банковского надзора и подготовленных соответствующим территориальным управлением Национального банка (подразделом банковского надзора центрального аппарата управления, которое непосредственно осуществляет надзор за банком) прогнозных расчетов (прогнозного баланса на последнюю отчетную (месячную) дату после проводки общих сборов банка-правопреемника или банка, который реорганизовывается - в случае его реорганизации путем выделения, и расчета экономических нормативов) и плана реорганизации. Общие условия реорганизации банка определяются постановлением Правления НБУ;
ї) распоряжение относительно назначения временной администрации. Процедура временной администрации применяется Национальным банком для временного управления банком с целью обеспечения сохранности капитала и активов банка, подробной оценки его финансового состояния и употребление соответствующих мероприятий по приведению его деятельности в соответствие к требованиям банковского законодательства, восстановление его платежеспособности и ликвидности, стабилизации деятельности банка, устранение выявленных нарушений, причин и условий, которые привели к ухудшению финансового состояния. НБУ обязан назначить временную администрацию в случае важной угрозы платежеспособности банка. Законодательство устанавливает порядок назначения временной администрации, требования к ее членам, их компетенцию и другие вопросы.
Кроме того, с целью создания благоприятных условий для улучшения и стабилизации финансового состояния банка Национальный банк имеет право ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов во время осуществления временной администрации, но на срок не больше шести месяцев. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов может применяться во время временной администрации за постановлением Правления Национального банка. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов применяется, в частности, на срок подготовки программы санации (продажи) банка или программы финансового оздоровления. В постановлении Правления Национального банка о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов отмечается дата введения и срок действия моратория.
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на обязательство, сроки выполнения которых настали к назначению временной администрации. На протяжении срока действия моратория: запрещается взыскание средств на основании исполнительных и других документов, за которыми осуществляется их взыскание согласно законодательству Украины; не начисляется неустойка (штраф, пеня), другие финансовые экономические) санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение денежных обязательств и обязательств относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей). Вместе с тем мораторий не распространяется на обслуживание текущих операций, осуществляемых временным администратором, на требования относительно выплаты заработной платы работникам банка, алиментов, возмещение вреда, причиненной здоровью и жизни граждан, авторского вознаграждения, а также на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли в связи с обязательствами банка во время осуществления временной администрации банка;
й) отзыв банковской лицензии и инициирование процедуры ликвидации банка.
Законодательство устанавливает, что Национальный банк может отозвать банковскую лицензию и инициировать процедуру ликвидации банка исключительно в таких случаях:
а) если было выявлено, что документы, предоставленные для получения банковской лицензии, содержат недостоверную информацию (в частности то, что уставный капитал банка на время его государственной регистрации сформированный из неподтвержденных источников и вследствие этого были фальсифицированы прогнозные показатели деятельности банка, предоставленные Национальному банку для получения банковской лицензии);
б) если банк не выполнил ни одной банковской операции на протяжении года со дня получения банковской лицензии;
в) в случае нарушения требований Закона о банках или нормативно-правовых актов Национального банка, которое послужило причиной значительную потери активов или доходов и наступление неплатежеспособности банка;
г) на основании вывода временного администратора о невозможности приведения деятельности банка в правовое соответствие к требованиям Закона о банках и нормативно-правовых актов Национального банка;
ґ) в случае нецелесообразности выполнения плана временной администрации относительно реорганизации банка.
Если банк-должник несостоятелен выполнить свои обязательства согласно решению суда о принудительном взыскании средств на протяжении шести месяцев и за это время не достигнуты договоренности относительно реструктуризации определенного долга, то Национальный банк обязан отозвать лицензию и инициировать процедуру ликвидации банка.
Для введения ежедневного контроля за деятельностью банков и выполнением ими требований Национального банка относительно устранения допущенных нарушений может устанавливаться особый режим контроля за их деятельностью, что является дополнительным инструментом банковского надзора, который используется, как правило, одновременно с мерами воздействия, которые установлены ст. 73 Закона о банках, в случае возникновения в банка неуправляемой ситуации, а именно:
- невыполнение руководителями банка требований Национального банка относительно устранения выявленных нарушений;
- отстранение руководителей банков от должности;
- выявление по результатам безвыездного надзора или инспекционной проверки фактов проводки банком операций с высоким уровнем риска, нарушений банковского законодательства, а также получение доходов с нарушением требований действующего законодательства, даже если эти нарушения не привели к ухудшению финансового состояния банка;
- возникновение реальной угрозы невыполнения банком своих обязательств перед клиентами и кредиторами;
- нужды в усиленном контроле за деятельностью банка с целью избежания возможности невыполнения банком своих обязательств перед клиентами и кредиторами к времени принятия Национальным банком решения о назначении временной администрации или об отзыве лицензии и инициирование процедуры ликвидации.
Решение об установлении особого режима контроля принимается Комиссией Национального банка по вопросам надзора и регулирование деятельности банков или заместителем Председателя Национального банка (куратором службы банковского надзора), или в исключительных случаях на срок до одного месяца для дальнейшего решения вопроса относительно деятельности банка - Комиссией при территориальном управлении Национального банка по вопросам надзора и регулирование деятельности банков с сообщением об этом Генерального департамента банковского надзора Национального банка на протяжении трех рабочих дней.
Если нарушение банковского законодательства послужило причиной значительную потери активов или доходов и наступление признаков неплатежеспособности банка, НБУ имеет право отозвать лицензию и инициировать процедуру ликвидации банка согласно установленной законодательством процедуры. Если в действиях руководителя банка или физический лица или представителя юридического лица – владельца важного участия, которого предъявлено обвинения в совершении преступления, не установлен состав преступления, но имеет место нарушения требований Закона или нормативно-правовых актов НБУ, или если такое лицо признано виновной в совершении корыстного преступления с назначением наказания без лишения свободы, Национальный банк Украины имеет право выдать банку распоряжения об освобождении такого лица из должности или запрет пользоваться правом голоса приобретенных акций (паев). Лицо, которое на основании распоряжения НБУ было отстранено от должности или которой временно запрещено пользоваться правом голоса приобретенных акций (паев), может быть возобновлено на должности или восстановлено в использовании права голоса приобретенных акций (паев) лишь на основании предыдущего разрешения Национального банка Украины. Штрафы на руководителей и служебных лица банка, физический лиц - владельцев важного участия накладываются в порядке, предусмотренном Кодексом Украины об административных правонарушениях.
Нужно заметить, что НБУ применяет к банкам и их руководителям все меры воздействия по представлению Генерального департамента банковского надзора и подразделов банковского надзора территориальных управлений центробанка или по согласованию с ними согласно Регламенту применения мер воздействия. Исключение представляет письменное предостережение относительно прекращения нарушения и употребление необходимых мер по исправлению ситуации, уменьшение неоправданных расходов банка, ограничение неоправданно высоких процентных выплат за привлеченными средствами, уменьшение или отчуждение неэффективных инвестиций, которые выдается банкам за предложениями самостоятельных структурных подразделов центрального аппарата Национального банка и других, кроме банковского надзора, структурных подразделов территориальных управлений Национального банка Украины.
Кроме того центробанк наделенный компетенцией досрочно отменять полностью или частично примененные меры воздействия за нарушение банковского законодательства. Решение о таком отличии примененных мер воздействия должны приниматься Комиссией Национального банка (Комиссией Национального банка при территориальном управлении) или Правлением Национального банка, или лицом, которое приняло решение о применении меры воздействия.
Действующее законодательство оставляет за банками или другими лицами, на которые распространяются полномочие Национального банка Украины, право оскаржувати в суде в установленном законодательством порядке решения, действия или бездеятельность Национального банка Украины или его должностных лиц, а так же решение, действия или бездеятельность временного администратора и ликвидатора. При этом за общеустановленными процессуальными основами обжалования не останавливает выполнения обжалованного решения или действия.
Отдельно нужно вспомнить особенности порядка применения ответственности за нарушение валютного законодательства. В частности, если в результате проверки соблюдения валютного законодательства банк установлен нарушение валютного законодательства Украины, в том числе нормативно-правовых актов НБУ, то материалы о нарушении рассматривают и решение о привлечении к ответственности принимают в порядке, установленном Положением о валютном контроле.
В целом можно говорить о том, что банковский надзор в Украине осуществляется подобно к европейской модели в рамках центрального банка страны и в целом выполняет те функции и задачу, которые положены на органы банковского надзора.


Контрольные вопросы:
В чем заключается содержание и суть банковского надзора?
Какие задачи банковского надзора Вы можете назвать?
Раскройте содержание деятельности международных организаций в сфере банковского надзора?
Как построенная система банковского надзора у Украины?
Какие формы, виды и методы использует Национальный банк при осуществлении банковского надзора?
Какие меры воздействия может применять Национальный банк Украины?

















<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ