<< Предыдущая

стр. 3
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Вексель есть универсальным финансовым инструментом, который выполняет несколько экономических функций и широко используется как в торгово-промышленном обращении, так и банковской деятельности. Вексель имеет характерные лишь для него признака, которые отличают его от других ценных бумаг и выделяют вексельное обязательство среди других денежных обязательств. В первую очередь речь идет об основных трех характерных признаках векселя: безусловность, абстрактность и строгую формальность. Безусловный характер обязательства за векселем означает, что вексель содержит простую и ничем не обусловленное предложение или обещание уплатить определенную сумму, вследствие чего попытки обусловить платеж наступлением каких-нибудь условий не имеют юридической силы. Абстрактный характер обязательства, выраженного векселем состоит в потому, что текст векселя не должен содержать отсылок на соглашение, которое является основанием для выдачи векселя.
В юридической литературе выделяют и другие черты векселя, в том числе грошовість, строковість и определенность, обращение и односторонность ; или бесспорный характер обязательств за векселем, письменная форма и повышено обращение.
В обращении могут находиться следующие виды векселей: коммерческие векселя (обслуживают торговые операции и операции предприятий); казначейские векселя (подтверждают государственные обязательства); банковские или финансовые векселя (и до сих пор не получили широкого распространения); векселя, которые выпускаются физический лицами (с 1 января 2002 г.).
Векселя делятся на простой и переводной. Простой вексель содержит в себе простое, ничем не обусловленное, обязательство векселедателя уплатить векселедержателю определенную сумму денег в определенный срок. Переводной вексель включает в себя простой, ничем не обусловленный, приказ или предложение плательщику уплатить в пользу векселедержателя определенную сумму денег в определенный срок. При выдаче переводного векселя первичными участниками вексельных отношений выступают векселедатель или трассант, плательщик или трассат (если акцептует вексель становится акцептантом) и первый векселедержатель (ремитент). При выдаче простого векселя первичными участниками вексельных отношений выступают векселедатель и первый векселедержатель. Поэтому при выдаче переводного векселя векселедатель выдает приказ плательщику платить в пользу третьего лица ремитента, а при выдаче простого векселя векселедатель обязуется сам платить в пользу ремитента. Однако несмотря на то, переводным или простым есть вексель, в любом случае он включает в себя обязательство оплатить определенную в векселе денежную сумму.
Строгая формальность векселя означает, что вексель должен быть оформлен в форме, установленной законодательством, т.е. содержать все предусмотренные законодательством реквизиты. При этом нужно помнить, что набор вексельных реквизитов не совпадает в разных системах вексельного права. Разными есть и требования, которые относятся к заполнению таких реквизитов.
Согласно ст. 1 Унифицированного закона о переводных векселях и простых векселях переводной вексель должен содержать такие реквизиты: название “переводной вексель”, которая включена в текста документа и высказана тем языком, которым этот документ составлен; безусловный приказ уплатить определенную сумму денег; наименование лица, которое должна платить (трассат); указание срока платежа; указание места, в котором должен быть осуществлен платеж; наименование лица, которого или по приказу которой должен быть осуществлен платеж; указание даты и места, где выданный вексель; подпись лица, которое выдает вексель (трассант).
Согласно ст. 75 Унифицированного закона, простой вексель должен вмещать такие реквизиты: название “простой вексель”, которая включена в текста документа и высказана тем языком, которым этот документ составлен; безусловное обязательство уплатить определенную сумму денег; указание срока платежа; указание места, в котором должен быть осуществлен платеж; наименование лица, которого или по приказу которой должен быть осуществим платеж; указание даты и места, где был выдан простой вексель; подпись лица, которое выдает документ.
Формальность векселя обусловлена ст. 2 Унифицированного закона о переводных векселях и простых векселях, в частности в ней отмечается, что документ, в котором отсутствующий любой из реквизитов, приведенных в статье 1, не имеет силы переводного векселя, за исключением установленных случаев.
Вексельное обязательство есть гражданским денежным обязательством, за которым кредитор (векселедержатель) имеет право требовать от лиц, которые поставили свои подписи на векселе, произвести платеж вексельной суммы. При этом основной должник (векселедатель в простому и акцептант в переводном векселе) обязаны осуществить оплату вексельной суммы безусловно, а лица, обязанные в порядке регресса, несут обязательство оплатить вексель при условии неоплаты векселя основным должником.
Вопрос векселездатності в Украине урегулированное Законом Украины “Об обращении векселей в Украине”. Согласно ст. 3 Закона Украины “Об обращении векселей в Украине” обязываться и приобретать право за переводными и простыми векселями на территории Украины могут юридическое и физический лица. Т.е., вексельное законодательство Украины не разделяет активную и пассивную векселездатність и не устанавливает разности между колом лиц, которые могут обязываться за векселем, и колом лиц, которые имеют право приобретать право из векселя.
Анализируя положение ст. 3 Закона Украины “Об обращении векселей в Украине”, можно приходить к выводу, который в Украине векселездатність совпадает с общей гражданской дееспособностью субъектов гражданского правоотношения. Субъектами вексельного обязательства могут выступать физические и юридические лиц, а именно обязательство может существовать как без множественности лиц, так и с пассивной или активной множественностью лиц, обязательство которых в таком случае будут солидарными.
Правом кредитора за вексельным обязательством является право требовать уплаты по векселю, т.е. совершение платежа. Обязанностью должника за векселем является обязанность оплатить денежную сумму, указанную в векселе. Т.е., содержанием вексельного обязательства есть обязанность должника оплатить вексель согласно условиям векселя и право кредитора требовать уплаты по векселю.
По смыслу выделяют обязательство, которые направлены на передачу имущества в собственность или во временное пользование; выполнение работ; уплату денег на основании договоров займа, кредитных договоров, договоров банковского вклада и банковского счета; возмещение вреда, причиненной в результате противоправных действий; возвращение безосновательно приобретенного имущества и на передачу безосновательно сохраненного имущества. 
Объектом вексельного обязательства есть передача должником кредитору денежных средств в определенной в векселе сумме, т.е. совершение акцептантом (векселедателем в простом векселе) платежа в пользу векселедержателя. Материальным же объектом вексельного обязательства будут выступать деньги.
Функции расчетных палат на территории Украины выполняют учреждения банков и органы Государственного казначейства Украины, которые осуществляют розрахунково-касове обслуживание векселедателей простых векселей, трассатов (акцептантов) за переводными векселями. Для законодательного обеспечения их деятельности Национальным банком Украины было принятое Положение о расчету палаты для предъявления векселей к платежу.
Согласно указанному Положению расчетная палата осуществляет: а) принятие векселей от векселедержателей для представления их плательщикам; б) сообщение плательщика за векселем о предъявлении векселя к платежу; в) удостоверение факта предъявления векселя к платежу путем проставлення соответствующей надписи механическим способом или от руки; г) перечисление средств в уплату по векселю в предусмотренных этим Положением случаях; ґ) сообщение векселедержателя об уплате по векселю плательщиком или об отказе плательщика оплатить вексель.
Каждый векселедержатель имеет право в срок платежа за векселем предъявить вексель в расчетную палату. Векселедержатель, который предъявил вексель в расчетную палату в срок платежа за векселем, считается таким, что осуществил своевременное предъявление векселя к платежу согласно требованиям, установленным Унифицированным законом.
Чаще всего в роли доміциліата выступают коммерческие банки. В Украине проводка банками любых операций с векселями, в том числе операций, связанных с доміциляцією векселей, регулируется Положением о порядке осуществления банками операций с векселями в национальной валюте на территории Украины.
Согласно этому Положению операции по оплате векселей, в которых банки выступают особыми плательщиками (доміциліатами), отнесенные комиссионных операций банков. Назначение банка особым плательщиком (доміциліатом) может сопровождаться заключением с плательщиком за векселем договора об оплате банком векселей. Тем не менее это условие не обязательное.
Кроме общепринятых понятий Положения определяет понятие: вексель доміцильований - вексель, в котором указанное место оплаты не совпадает с местожительством векселедержателя; вексель иногородний - вексель, который подлежит оплате в другом населенном пункте чем местонахождения векселедержателя; вексель местный - вексель, который подлежит оплате в местонахождении векселедержателя.
Банки осуществляют операции с простыми и переводными векселями при условии составления векселей в документарній форме на бланках с соответствующей степенью защиты и заполнение их реквизитов согласно требованиям, изложенным в данном Положении.
Коммерческие банки в сфере вексельного обращения могут осуществлять кредитные, торговые, гарантийные, расчету, комиссионные и доверительные операции. Отдельные банки могут выступать в качестве эмитентов векселей.
Кредитными есть вексельные операции, которые сопровождаются предоставлением или привлечением денежных средств против векселей или под обеспечение векселями. Вексельные кредиты - это банковские операции по учету (дисконта) векселей и выдачи ссуд до востребования под обеспечение векселей. Кредитные операции банков с векселями могут быть как активными (учет векселей, предоставление кредитов под залог векселей), так и пассивными (переучет приобретенных векселей, получение кредитов под залог векселей).
Торговыми операциями являются операции по купле или продаже векселей по цене, которая устанавливается в процентах к сумме векселя. К активным торговым операциям принадлежит приобретение векселей, к пассивным - продажа приобретенных векселей.
Гарантийные операции сопровождаются взятием банком на себя обязательств платежа за векселями с условием оплатить векселя при наступлении определенных обстоятельств и в обусловленный срок. К гарантийным принадлежат операции по авалированию и предоставлению гарантий на обеспечение уплаты по векселям.
Расчетные операции делятся на операции по оформлению задолженности векселями (акцептование переводных векселей банком. Выданных на банк кредитором банка; выдача простых веселил банком кредитору банка; выдача банком переводных векселей на должника банка; выдача банка простых векселей должником банка) и на операции по расчетам из использование векселей (вексельный платеж банка кредитору; вексельный платеж должника банка).
Комиссионные и доверительные операции связанные с инкассацией векселей; уплатой по векселям, в которых банк является особым плательщиком (доміциліатом); хранением векселей (оригиналов, копий и экземпляров); куплей-продажей, а также обменом векселей по доверенности клиентов.
Во время проводки данных операций банк берет на себя определенные риски, в том числе кредитный, ликвидности, процентный, операционный. Во время проводки кредитных, торговых, гарантийных и расчетных операций банк должен тщательно изучать финансовое состояние, кредито- та платежеспособность плательщиков за векселями и обязанных за векселями лиц, с которыми он заключает соглашения о проводке операций.
Законодательство закрепляет норму, что платеж за векселем банки осуществляют только в безналичной форме.
Законодательством ограниченно правосубъектность банков как участников вексельного обращения. В частности, быть субъектами вексельного права, т.е. брать на себя все права и обязанности, которые вытекают из содержания векселя, имеют право банки со статусом юридического лица. Банки, которые не имеют статуса юридического лица, могут получить от главного банка - юридического лица полномочия на осуществление всех или отдельных операций с векселями в порядке, установленному действующим законодательством.
Нужно заметить, что при осуществлении вексельных операций учреждение банка должно обеспечивать документальное оформление движения векселей, с которыми он осуществляет любые операции, в том числе:
составление и надлежащее оформление контрагентами за операциями с векселями (клиент банка и банк) первичных документов (реестров, расписок, сообщений, доверенностей, заявок, актов и т.п.);
составление регистров аналитического учета (журналов, ведомостей, карточок и т.п.), которые можно вести в бумажной или в электронной форме.
При этом независимо от того, переходит ли право собственности на векселе в банк, прием и передача векселей осуществляются банком на основании соответствующих первичных документов, которые должны содержать реестр (описание) векселей.

§ 6. Сертификаты как объект банковской деятельности

Сертификат - это документ, который удостоверяет право и владения на ценные бумаги (свидетельство права собственности) или подтверждает вложение средств в банк на депозит.
Закон “О ценных бумагах и фондовой бирже” определяет сберегательный сертификат, под которым понимает письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, которое удостоверяет право вкладчика на получение после истечения установленного срока депозита и процентов по нему.
Сберегательные сертификаты выдаются сроку (под определенный договорный процент на определенный срок) или до востребования, имени и на предъявителя. Именные сертификаты обращения не подлежат, а их продажа (отчуждение) другим лицам есть недействительным. Соответственно, в обращении могут находиться лишь сертификаты на предъявителя.
Они могут быть номінованими как в национальной, так и в иностранной валюте. Сберегательные сертификаты должны иметь следующие реквизиты: наименование ценной бумаги; наименование банка, который выпустил сертификат и его адресу; порядковый номер сертификату; дату внесения депозита; размер депозита; срок погашения вклада (для срочного сертификату); процентную ставку за пользование депозитом; подпись руководителя банка или другого уполномоченного на это лица; перчику банка. Сертификат должен содержать также условия выпуска, оплаты и обращения. Проценты по сертификатам устанавливаются в фиксированных или плавающих размерах.
Общие основы выпуска сберегательных (депозитных) сертификатов содержатся также в Гражданском кодексе Украины (ст. 1065).
В международной практике в обращении находятся также акционерные сертификаты. Применяется и термин“подписные сертификаты”, что представляют собой право (но не обязанность) приобрести определенное количество акций по обсужденной цене в определенный период времени. Право на приобретение определенных акций часто называют варрантом. Различаются также инвестиционные, страху, приватизационные имущественные сертификаты. В качестве компенсации вкладов в Сбербанк выпускались компенсационные сертификаты.
Кроме того, за законодательством Украины в обращении могут находиться депозитные сертификаты центрального банка. Депозитный сертификат Национального банка Украины представляет собой один из монетарных инструментов, которые є долговой ценной бумагой НБУ в бездокументарній форме, который удостоверяет размещение в Национальном банке средств банков и их право на получение внесенной суммы и процентов после истечения установленного срока. Такие сертификаты могут выпускаться лишь в безналичной форме в национальной валюте Украины сроком от 1 до 180 дней.
Уплата суммы процентного дохода владельцам депозитных сертификатов осуществляется Операционным управлением Национального банка одновременно с погашением депозитных сертификатов.
Условия выпуска, максимальная или минимальная сумма заявки от банка, нарицательная стоимость депозитного сертификата, срок, на который размещается депозитный сертификат, определяются в зависимости от ситуации, которая сложилась на грошово-кредитному рынке в период объявления о проводке аукциона, и с учетом перспектив ее развития и приходятся к сведению банков.
Местом проводки аукционов из размещения депозитных сертификатов есть Департамент монетарной политики Национального банка Украины.
При этом ограничивается субъективный состав участников таких аукционов, поскольку операции по размещению депозитных сертификатов осуществляются на договорной основе исключительно с банками - юридическими лицами. При этом к участию в аукционе допускаются лишь те банки, которые не имеют задолженности за краткосрочными кредитами и кредитами "овернайт" НБУ, обеспечивают формирование резерва для возмещения возможных потерь за активными операциями, своевременное и в полном объеме формирования обязательных резервов. Для каждого отдельного выпуска депозитных сертификатов может устанавливать ограничение относительно потенциальных собственников.
На вторичном рынке депозитные сертификаты имеют право обращения лишь среди банков. Вместе с тем они могут использоваться как залог на межбанковском кредитном рынке.
Следует отметить, что в случае существенного изменения на грошово-кредитному рынке Правления НБУ может принять решение о досрочном погашении депозитных сертификатов, предварительно поинформировав об этом банки - владельцев депозитных сертификатов не меньше чем за два банковских дня.


Контрольные вопросы:
Объясните, чему ценные бумаги могут рассматриваться как объект банковской деятельности?
Какие операции с ценными бумагами могут осуществлять банки в Украине?
Какие операции с акциями могут осуществлять отечественные банки?
Какие виды облигаций Вы можете назвать?
В чем особенности эмиссии и обращения еврооблигаций?
Что такое деривативы, которые виды деривативов Вы можете назвать?
Какие правовые основы вексельного обращения примененные в Украине?
Какие виды векселей Вы можете назвать?
Выдающееся формальные реквизиты векселей?
Какие операции с векселями могут осуществлять банки?
В чем заключается деятельность расчетных палат в операция с векселями?
Что такое сберегательный сертификат?















ГЛАВА 10
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ

§ 1. Платежные системы: понятие, задача, виды

Платежная система представляет собой основную инфраструктуру современной рыночной экономики. Именно ее эффективность и стабильность є инструментами бесперебойного функционирования экономической системы страны, в том числе денежных и финансовых рынков. Существует двусторонняя зависимость между стабильностью финансовых и банковских рынков и стабильностью платежных системы. В частности, если раньше времени не выполняются платежные обязательства на рынке вследствие нарушений в деятельности платежной системы, это подрывает не только доверие к отдельным участникам трансакций на этом рынке, а и ликвидность и стабильность рынка в целом. Вместе с тем отрицательные события на финансовом рынке могут плохо влиять на функционирование платежной системы.
Любая платежная система состоит из посредников, инструментов, процедур и сетей, целью которых являются выполнения перевода денежных средств от одного оператору экономики к другому. В состав участников, которые принимают участие в осуществленные процессу платежей, относятся центральный банк с его системой специализированных органов, кредитно-финансовые учреждения, специализированные посредники и непосредственно пользователи платежных систем (юридическое и физический лица, которые пользуются банковскими услугами в сфере расчетов, специализированные финансовые учреждения или посредники, а также государственные учреждения, предприятия и организации и т.п.).
На платежную систему полагается задача осуществлять денежное обращение между операторами. Платежи могут осуществляться конечными клиентами с помощью банкнот или банковских инструментов, в частности, платежных поручений, которые мобилизуют депозиты на текущих счетах в коммерческих банках.
Платежная система (payment system) может рассматриваться как набор платежных инструментов, институционных и организационных правил и банковских процедур, а также межбанковских систем перевода средств, которые во взаимосвязи и объединении между собой обеспечивают денежное обращение.
Ряд специалистов считают, что основной целью платежной системы есть обеспечения развития производства товаров и услуг. Эффективность платежной системы зависит от целого ряда факторов, в том числе от использования общепринятых стандартов. Введение таких общепринятых правил и операционных стандартов требует значительного взаимодействия всех операторов системы и внедрение государственного регулирования.
Тем более, что за последние десятилетия наблюдается тенденция достижения международного консенсуса относительно необходимости укрепления платежных систем путем отрабатывания міжнародно признанных стандартов и практики относительно структуры и функционирование таких систем. Особую роль в этом процессе сыграет Комитет по платежным и расчетным системам центральных банков стран “Группы десяти”, под эгидой которого были разработаны ключевые принципы для системно значащих платежных систем.
Мировая практика разработала несколько подходов относительно организации собственных или международных платежных систем. Например, в США существует две основные системы перевода средств в значительных размерах, которые используются депозитными учреждениями и их корпоративными клиентами для осуществления платежей в короткие сроки: Fedwire, что принадлежит Федеральной резервной системе, и CHIPS - электронная система межбанковских клиринговых расчетов Нью-Йоркской ассоциации банков-членов расчетной палаты. Fedwire представляет собой сеть электронной передачи денежных средств и ценных бумаг, которая связывает 12 федеральных резервных банков с больше чем 11 000 депозитных учреждений, которые имеют резервные или клиринговые счета в системе Федерального резерва. Электронная система межбанковских клиринговых расчетов (CHIPS), что находится в частному владение и которая эксплуатируется Нью-Йоркской ассоциацией банков-членов расчетной палаты, является системой как внутренних, так и международных денежных переводов, причем около 90% осуществляемых через нее платежей - международные платежи, связанные с валютными операциями и операциями с євродоларами.
В Великобритании действует CHAPS - электронная система переводов крупных сумм платежа в фунтах стерлингах для обработки расчетов по торговым и денежным операциям на рынке. С 1984 года система CHAPS работает как автоматизированная межбанковская система расчетов по соглашениям на сумму больше 7000 фунтов стерлингов между банками - членами расчетной системы.
В Японии ВО NЕТ є компьютеризированной общенациональной системой осуществления платежей, которая предоставляет возможность работы в режиме реального времени. Она є эффективной и стабильной платежной инфраструктурой, которая использует общенациональную телекоммуникационную сеть. Данной системой ежедневно обрабатывает около 231 000 операций. Рядом с ней действуют: компьютеризированная платежная система Зенджин, которая используется для частных переводов средств, прямых депозитов, пенсионных платежей, выплат дивидендов в виде акций и т.п.; а также система расчета в иенах по операциям в иностранной валюте (FЕYSS), известная также как система "Гейтам", которая обеспечивает проводка в тот же день расчетов в иенах по операциям в иностранной валюте и другим международным финансовым операциям. FЕYSS, объединенная из ВО NЕТ, есть полностью электронной.
В Германии Дойче Бундесбанк владеет и руководит системой переводов средств, используя обычные и электронные услуги немецкого Управления пошт и телеграфа.
Французский Банк применяет "Автоматизированную систему интегрированной обработки и расчетов по международным операциям с применением телекоммуникационных устройств” SAGITTAIRE. Для передачи сообщений система использует сеть СВІФТ. В свою очередь “Межбанковская система телеклиринга SIT" используется лишь для массовых переводов средств.
В 1977 году начала функционировать система СВІФТ (: Society of Worldwide Interbank Financial Telecommunications ), созданная 239 банками для обмена финансовой информацией. Эта система в свое время получила широкое признание в банковских кругах и сейчас есть одной из систем, использование которой дает большой эффект, благодаря возможности быстрой связи с иностранными банками-корреспондентами и получение необходимых данных, оперативного решения вопросов. Следует отметить, что сейчас к сети SWIFT в Украине подключенные 90 банков.
Заметную роль сыграет и использование телексов, телефаксов и системы "Reuters ", которая предоставляет оперативную информацию о состоянии дел на международных биржах и о курсах валют. Ведущее место занимает сейчас и компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ, которая дает широкий круг возможностей для обмена информацией и получение необходимых данных.
Целесообразно обратить внимание и на то, что на мировом валютном рынке в сентябре 2002 г. была введена глобальная система межбанковских расчетов. Центральная роль в новообразованной системе отведена специально основанному в Нью-Йорці банка “беспрерывно связанных расчетов”. Его основателями выступили 36 ведущих банков мира. Новый центр расчетов направления связан с 7-ма центральными банками, Федеральной резервной системой США, Европейским центробанком, Банком Токио и Банком Англии. Эта система сократила время расчетов по операциям купли-продажи валюты до 5 часов. Она изменила традиционную схему торговли валютой на мировом рынке, за которой на все расчетные операции по соглашениям с валютой другой страны требовалось около двух дней при посредничестве банк-корреспонденту.
Роль центрального банка в области организации платежных систем может опираться на юридическую основу (Германия, Франция), законную основу (США) или на договорную основу (Бельгия, Великобритания).

§ 2. Порядок организации деятельности платежных систем в Украине

Обеспечение эффективности и стабильности платежной системы есть одним из приоритетных задач Национального банка Украины, которое внедряется им в пределах осуществления грошово-кредитної политики. Поскольку средства безналичных расчетов должны иметь такую же неопровержимую надежность и ценность, как и кредитные деньги (банкноты и монеты). Центральный банк должен осуществлять контроль за качественным стабильным функционированием платежных систем, в частности, за их безопасностью и стоимостью использования.
В Украине базовым законом, который регулирует вопрос функционирования платежных систем, есть Закон Украины “О платежных системах и переводе денег в Украине”. Он определяет платежную систему как платежную организацию, членов платежной системы и совокупность отношений, которые возникают между ними при проводке перевода денег. Проводка перевода денег является обязательной функцией, которая должны выполнять платежная система.
Рядом с ним общие основы функционирования платежных систем и отношения в сфере перевода денег регулируются законами "О Национальном банке Украины", "О банках и банковской деятельности", "О связи", другими нормативно-правовыми актами, в том числе Национального банка Украины, а также Унифицированными правилами и обычаями для документарних аккредитивов, Унифицированными правилами с инкассо, Унифицированными правилами по договорным гарантиям Международной торговой палаты и другими международно-правовыми актами по вопросам перевода денег.
Отечественное законодательство различает внутригосударственную платежную систему (под которой понимает платежную систему, в которой платежная организация является резидентом и которая осуществляет свою деятельность и обеспечивает проводка перевода денег исключительно в пределах Украины) и международную платежную систему (платежная система, в которой платежная организация может быть как резидентом, так и нерезидентом и которая осуществляет свою деятельность на территории двух и больше стран и обеспечивает проводка перевода денег с одной страны в другую). Нужно заметить, что отечественные банки в 2003 г. были отключены от системы ТОПАЗ и подключенные к системы VisaNet. Международной платежной системой была определенная VISA International Акционерного коммерческого банка "Сітібанк (Украина)".
Внутригосударственные платежные системы, в свою очередь, за правовым признаком основателя, делятся на банковские и небанковские платежные системы. Внутригосударственные банковские платежные системы включают в себя системы межбанковских расчетов, системы массовых платежей и внутрибанковские платежные системы.
Обработка и передача в пределах страны электронных и бумажных документов на перевод, документов за операциями с применением специальных платежных средств и документов на отзыв могут осуществляться с помощью как внутригосударственных, так и международных платежных систем, которые действуют в Украине. Нужно обратить внимание на то, что эксперты неоднократно делали ударение на высоком уровне технических возможностей платежных систем страны, которые отвечают требованиям и международным техническим стандартам, и полностью могут обеспечить нужды отечественной банковской системы. В частности, указанные технологии разрешают обернуть капитал через СЕП НБУ до одиннадцати раз через сутки.
Деятельность платежной системы (за исключением внутрибанковской) определяется согласно правилам, которые принимают платежной организацией, и должны определять организационную структуру платежной системы, условия членства, порядок вступления и выхода из системы, принципы выполнения документов на перевод, отзыв документов на перевод, порядок решения споров, управление рисками в системе, систему страхования, систему защиты информации, порядок проводки реконсиляції и т.п..
Относительно внутрибанковской платежной системы, то она создается непосредственно самым банком с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для проводки перевода денег между его подразделами. Банк самостоятельно определяет условия и порядок функционирования собственной внутрибанковской платежной системы с учетом требований закона и нормативно-правовых актов Национального банка Украины.
Ключевыми аспектами, которые могут качественно влиять на стабильность и эффективность платежной системы в целом, есть процедуры межбанковского обмена и расчетов. Осуществляя расчеты за межбанковскими платежами, банки спіткаються, как правило, с двумя альтернативами: 1) выбор средства расчета: деньги коммерческого банка против денег центрального банка; 2) выбор механизма расчета: нетто^-расчет, который может выполняться или на двусторонний, или на многосторонней основе; против бруто-розрахунку.
Говоря о функционировании платежных систем, их клиенты постоянно сталкиваются с клирингом. Клиринг представляет собой процесс передачи, проверки и в некоторых случаях подтверждения платежных поручений или доверенностей на трансферт ценных бумаг, который осуществляется к расчету. Он может также включать операции относительно взаимного зачета платежных и трансфертных доверенностей и определение окончательного расчетного сальдо. Закон Украины “О платежных системах и переводе денег в Украине” определяет клиринг как механизм, который включает собирание, сортировка, реконсиляцію и проводка взаимозачета встречных требований участников платежной системы, а также исчисление за каждым из них суммарного сальдо за определенный период времени между общими объемами требований и обязательств.
Клирингу палаты обеспечивают многосторонний “неттінг” межбанковских платежей, т.е. взаимную компенсацию обязательств и активов для выявления чистой позиции. Клирингу палаты работают на ежедневной основе: многосторонние остатки рассчитываются в конце каждого операционного дня, как правило, через счета, которые находятся в центральном банке.
Механизм “неттінгу” (особенно, когда речь идет о неттінг на многосторонней основе), в значительной мере сокращает количество и стоимость переводов средств для заданного объема операций, и это разрешает банкам снизить расхода и сократить среднее суммарное количество резервов в центральном банке. Однако операционный механизм клиринговой системы на многосторонней основе имеет два существенных недостатка: во-первых, в конце дня банк может быть не в возможности урегулировать свой конечный остаток на счете (расчетный риск); во-вторых, невозможность одного банка урегулировать свои балансовые позиции может стать причиной невозможности провести расчет для других банков, включая те, которые не работали с первым, что не выполнил своего обязательства, банком. Вследствие этого может иметь место разрушения всей системы расчетов (системный риск).
Если говорить о расчете-брутто^-расчете, то каждая отдельная операция сразу передается на счета в центральный банк. Такой механизм обеспечивает немедленную кінцевість платежа и сокращает расчетный риск. В свою очередь недостатком расчетов-брутто^-расчетов есть значительные операционные расходы и расходы ликвидности, поскольку необходимо выполнение каждого индивидуального перевода фондов, сохранение достаточных фондов на счетах банков, которые они держат в центральном банке, и выплачивают по ним незначительный процент. Сравнительно с системой клиринга объем и стоимость переводов фондов есть значительно более дорогими в системе расчетов-брутто^-расчетов. В тот же время положительным моментом для системы расчетов-брутто^-расчетов есть использования компьютерной и телекоммуникационной технологии, а также специфические мероприятия, которые направлены на предоставления дополнительной ликвидности в продолжение дня.
Как правило, на центральный банк полагается несколько основоположных функций в сфере обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы:
предоставление услуг в сфере выпуска банкнот и регулирование расчетных счетов, которые могут использоваться для урегулирования балансовых позиций в клиринговой системе или мобилизоваться непосредственно через систему расчетов-брутто^-расчетов;
предоставление кредитных линий банкам, которые не в возможности выполнить свои финансовые обязательства в клиринговой системе для предотвращения финансовых и системных рисков;
регулирующая деятельность центрального банка, который включает в себя банковский надзор, введение специфических правил относительно открытия счетов в центральном банке, доступа к клиринговой системе, мероприятия по контролю за финансовыми рисками, для недопущения распространения “морального риска”;
координирующая деятельность, направленная на развитие сотрудничества в области платежных систем, относительно инфраструктуры и операционных стандартов, через комитеты и ассоциации, которые состоят из представителей финансового сообщества, которые возглавляются центральным банком.
Надежные и эффективные платежные системы чрезвычайно важные для эффективного функционирования финансовой системы. В странах с рыночной экономикой, которая развивается, они приобретают особое значение, поскольку такие страны прилагают усилия на усовершенствование существующих или создание новых систем с целью улучшения обслуживания возрастающих потоков платежей как с национальных, так и международных финансовых рынков. Центральные банки, в силу накопленного опыта, играют ведущую роль в отношении системно значащих платежных систем, поскольку более всего заинтересованные в финансовой стабильности, проводке грошово-кредитної политики и обеспечении доверия к национальной валюте в целом.

§ 3. Правовые основы организации межбанковских расчетов в Украине

Корреспондентские отношения между банками является традиционной формой организации банковских связей, которая используется как при обслуживании внешнеэкономических операций, так и во внутреннем хозяйственном обращении. Межбанковские корреспондентские отношения имеют большое значение для участников внешнеэкономической деятельности, поскольку разрешают им без задержания осуществлять международные расчеты и избегать включения в этот процесс третьей стороной других банков, услуги которых будут требовать дополнительных расходов.
Установление корреспондентских счетов предусматривает заключение корреспондентской соглашений между двумя банками, которая включает в себя все условия и процедуры, на основании которых будут строиться взаимоотношения банков. В рамках такого корреспондентского соглашения могут осуществляться аккредитивные операции, выплаты денежных средств, акцепты тратт, выдача и приемы гарантий, инкассация документов и ряд других стандартных банковских операций. Для удобства банки-корреспонденты могут открывать один для одного счета в разных валютах.
В современных условиях корреспондентские отношения между банками получают нового наполнения и значение. В отличие от предыдущей позиции банков к таким счетам, когда корреспондентским отношениям отводили второстепенную, техническую роль, сейчас они рассматриваются как один из инструментов снижения рисков и важным источником получения дополнительных прибылей. Кроме того, значение корреспондентских отношений выросло в связи с тем, что банки, выступая одновременно заемщиками и заимодателями, самые выступают наибольшими потребителями банковских услуг.
Под корреспондентскими счетами в их современном выражении целесообразно понимать отношения, которые опосредствуют проводки между банками взаимных операций, которые они выполняют как по доверенности своих клиентов, так и от собственного имени. У понятие корреспондентских счетов должны включаться также и формы, методы и условия осуществления операций, правовой режим их проводки. Хотя законодательство толкует этот срок в узком понимании, поскольку рассматривает под межбанковскими расчетами безналичные расчеты между банками, которые обусловлены выполнениям платежей клиентов или собственными обязательствами одного банка перед другим.
Постепенно расширяются и принципы, на которые строятся корреспондентские отношения. К ним включаются предоставление банком друг другу возможности проводки прибыльных операций, расширение круга услуг, которые предоставляются (например, обучение персоналу своих корреспондентов, помощь в организации представительств, информационное обеспечение и т.п.). С целью укрепления сотрудничества такие услуги могут предоставляться и безвозмездно.
Правовое регулирование осуществления межбанковских расчетов базируется на статьях 7, 40 Закона “О Национальном банке Украины”, Законах "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам открытия и функционирование банковских счетов", “О платежных системах и переводе денег в Украине”, Гражданском и Хозяйственном кодексах Украины и т.п.. Одним из базовых документов, еще регулирует отношения по организации расчетов между банками, есть Инструкция о межбанковских расчетах в Украине.
Согласно этой Инструкции корреспондентские отношения в стране могут устанавливаться как между банками и Национальным банком Украины, так и непосредственно между банками. Эти расчеты могут осуществляться через:
- Система электронных платежей Национального банка Украины за корреспондентскими счетами банков (филиалов) в территориальных управлениях Национального банка;
- банки-корреспонденты за корреспондентскими счетами ЛОРО, НОСТРО.
Следует отметить, что в стране уже не первый год функционирует довольно оперативная и надежная внутригосударственная банковская платежная система – система электронных межбанковских переводов (СЕМП) Национального банка Украины, которая включает в себя систему электронных платежей (СЕП) и систему срочных переводов (СТП). В СЕМП используется один из двух подходов к обслуживанию счетов участников: 1) все участники системы являются равноправными и выполнение ими платежных трансакций не зависит один от другого; 2) участниками системы являются банки или уполномоченные филиалы, из-за которых выполняют расчеты подчиненные им филиала.
Национальным банком Украины была также основанная Система срочных переводов (СТП). СТП организованная на современных технологиях и обеспечивает осуществление межбанковского перевода денег в режиме реального времени. Она дает возможность практически мгновенно выполнять важные платежи, гарантируя зачисление средств на корреспондентские счета банков-участников. Участниками СТП могут быть только те учреждения, которые являются участниками СЕП. На данном этапе продлевается работа относительно расширения участия в СТП, присоединение к которой есть добровольным и нуждается в соответствующей готовности банка к работе за вон-лайновими технологиями. В частности, состоянием на 1 января 2004 года участниками СТП были лишь 5 банковских учреждений: ОАО “Банк “Украинский капитал”, ВАТТ АБ “Укргазбанк”‚ ВАТТ Всеукраинский Акционерный банк, АСУБ "Грант" и его филиал " Киев-Грант".
Корреспондентские отношения с НБУ устанавливаются банком путем заключения договора на розрахунково-касове обслуживание с открытием корреспондентского счета в территориальном управлении Национального банка по местонахождению владельца счета. Для осуществления межбанковских расчетов через СЕП владельцу корреспондентского счета на договорных условиях приоткрывается технический счет в РП (ЦРП).
В свою очередь корреспондентские отношения между банками для осуществления межбанковских расчетов устанавливаются на основании договора путем открытия корреспондентского счета. Законодательство содержит перечень документов, необходимых для открытия соответствующих счетов в учреждениях НБУ или в других банковских учреждениях. Нужно заметить, что при открытии или закрытии корреспондентских счетов информация относительно них обязательно должна предоставляться к соответствующим органам государственной налоговой службы на протяжении трех рабочих дней. Однако расходные операции банки имеют право начинать осуществлять без получения документального подтверждения органов государственной налоговой службы о взятии таких счетов на учет.
Корреспондентским соглашением, которое предусматривает открытие счетов банками друг другу, или открытие счета в одном из банков, должен быть определен ряд существенных условий.
Для осуществления расчетов банки могут открывать друг другу корреспондентские счета НОСТРО и ЛОРО, который оформляется распоряжением по банку. При этом счет ЛОРО - это корреспондентский счет, который открывает банк банка-корреспонденту и за которым банк осуществляет операции списания и зачисление средств согласно действующему законодательству Украины и заключенным договором. В банка-корреспонденте этот счет является корреспондентским счетом НОСТРО. Итак, банки при установлении корреспондентских отношений делятся, по отношению один до одного, на два вида - банк-корреспондент со счетом и банк-корреспондент без счета.
Согласно действующему законодательству открытия корреспондентских счетов в банках-нерезидентах в иностранной валюте должно происходить в порядке, установленному в странах регистрации таких банков. Разрешено также устанавливать корреспондентские отношения на основании обмена соответствующими сообщениями по системам SWIFT, TELEX.Банкам-Нерезидентам разрешено, в свою очередь, пополнять собственные корреспондентские счета в других уполномоченных банках Украины. Примером могут служить прямые корреспондентские счета типа НОСТРО, которые открыты АППБ «Аваль» в японских иенах (JPY) и английских фунтах стерлингов (GBP) в банках UFJ Bank Limited (Токио) и Citibank N.A. 
Среди отечественных банков, которые имеют распространенную сеть корреспондентских отношений с другими банками, можно назвать ОАО “Государственный экспортно-импортный банк Украины”, который постоянно развивает и совершенствует отношения с иностранными финансовыми учреждениями. На начало 2004 года корреспондентская сеть Укрексімбанку охватывает практически все регионы мира и начисляет больше 650 банковских учреждений. Осуществляя международные расчеты банк использует разветвленную, и вместе с тем оптимально подобранную сеть банков-корреспондентов НОСТРО, что разрешает ему оптимизировать движение платежных потоков с минимальными стоимостными и временными затратами как для клиентов, так и для банков-корреспондентов, которые открыли корреспондентские счета в Укрексімбанку. Банк осуществляет международные расчеты через 32 корреспондентские счета НОСТРО, что открытые в первоклассных иностранных банках, через 16 корреспондентских счетов НОСТРО, что открытые в странах СНГ.Лоро-Сеть банка представлена 62 банками-резидентами, которые открыли в Укрексімбанку мільтивалютні корреспондентские счета, и 20 банками стран СНГ (корреспондентские счета в гривнах). Значительно расширенный и перечень услуг, который предоставляет Укрексімбанк своим банкам-корреспондентам.
Корреспондентские отношения с банками могут устанавливаться также и без открытия корреспондентских счетов. В таком случае по договоренности между банками расчетные операции отображаются по счетам, которые открыты в других банках-корреспондентах такого банка или в банка на имя других банков-корреспондентов. Понятно, что такие действия сопровождаются дополнительной сложностью (необходимые дополнительные гарантии, расчеты осуществляются с привлечением третьих банков), что приводит к задержаниям осуществления платежей и увеличению комиссионных и технических расходов.
Прекращение корреспондентских отношений и закрытие корреспондентских счетов оформляются распоряжением по установленной форме.
В случае необходимости, на основании балансовых данных, для банка-корреспонденту рассчитывается и устанавливается лимит на проводку определенных операций. Общий размер лимита, который устанавливается, определяется на каждый день отдельно и колеблется от 25 до 50% от общей суммы собственных средств (капитала) банка, в зависимости от необходимости, цели и опыта проводки операций с банком, а также от нормативов, которые устанавливаются Национальным банком Украины. В частности, такие лимиты могут устанавливаться на проводку депозитных, кредитных, конверсионных операций, операций с ценными бумагами и лимит на проводку документарних операций.
Для согласования работы относительно организации межбанковских расчетов Национальный банк ведет Справочник банковских учреждений Украины, который является составной частью информационно-вычислительной сети НБУ и используется при работе всех ее программно-технических комплексов, в том числе и СЕП. К справочнику банковских учреждений Украины должны быть включенные все банковские учреждения, которые надлежащим образом зарегистрированы НБУ. Кроме того, по отдельному решению Правления НБУ, к справочнику могут включаться и другие учреждения (речь идет, в первую очередь, о кредитных учреждениях, которые выступают участниками платежных систем).
При выборе иностранных корреспондентов преимущество отдается национальным центральным банкам и крупным коммерческим, а также отделением больших коммерческих банков в данной страны, по обязательствам которых их главные конторы подтверждают свою ответственность. Кроме того, при установлении корреспондентских отношений внутри страны выбор банка-корреспонденту зависит от спектру операций, которые он собирается осуществлять.
Как уже отмечалось, межбанковские расчеты могут осуществляться через СЕП НБУ. Участниками СЕП выступают территориальные управления Национального банка и банки (филиала), которые имеют технические счета в РП или ЦРП. Для работы в СЕП банк (филиал) должны заключить с центральным банком договоры на інформаційно-розрахункове обслуживание в СЕП НБУ и об использовании криптографических средств защиты информации в информационно-вычислительной сети Национального банка Украины.
Соответственно, на Национальный банк полагается обязанность предоставить участника СЕП: а) необходимые программно-технические комплексы СЕП; б) программные средства электронной связи; в) аппаратно-программные средства защиты информации. Кроме того, центральный банк открывает банку или его филиала в РП (ЦРП) технический счет, и лишь после этого могут осуществляться операции зачисления (списание) средств за корреспондентским счетом банка (филиала).
Расчеты организовываются с применением электронных расчетных документов, которые представляют собой документы на перевод, сформированные банком на основании расчетных документов банка, клиентов, документов на перевод денежной наличности, доверенностей на договорное списание, и представленные в форме электронных данных, которые включают соответствующие реквизиты документа, в том числе и электронная цифровая подпись.
Действующее законодательство предусматривает возможность перехода банка на работу в СЕП за консолидированным корреспондентским счетом, для чего последний должен получить разрешение от НБУ.
Среди платежных инструментов, которые используются территориальными управлениями НБУ для расчетов, есть также платежные требования о списании денежных средств банка, филиала из их корреспондентского счета. К ним применяются аналогичные правила, установленные для правил документооборота и порядка расчетов платежными требованиями, которые определены инструкцией об осуществлении безналичных расчетов в Украине в национальной валюте, с учетом ряда особенностей.
Международные расчеты по экспортно-импортным операциям с иностранными банками осуществляются, как правило, в форме документарного аккредитиву, инкассо и банковского перевода.
Согласно изменениям, внесенным Национальному банку Украины 3 декабря 2003 г. к Инструкции о межбанковских расчетах, информация о межбанковских расчетах относится к разряду банковской тайны. Соответственно, государственные органы, которые имеют право получать такую информацию, обязаны оформлять свой запрос с соблюдением всех установленных законом формальностей. Письменные требования уполномоченных государственных органов на получение информации, которая содержит банковскую тайну, выполняются согласно требованиям ст. 62 Закона “О банках и банковской деятельности”.
Одной из существенных условий проводки расчетов между банками являются сроки их выполнения. Согласно разделу 8 Инструкции о межбанковских расчетах установленные следующие сроки:
для межбанковских расчетов - до трех операционных дней (считаются завершенными со времени зачисления средств на корреспондентский счет банка получателя);
для внутрибанковских расчетов - в срок, установленный внутренними нормативными актами банка, который не может превышать двух операционных дней (считаются завершенными со времени зачисления средств на счет филиала получателя).
Действующим законодательством определяется ответственность за нарушение сроков выполнения расчетов.
Как правило, по корреспондентским счетам не платят процентов (в ряде стран это даже законодательно запрещено) или уровень процентов не высокий. Вместе с тем за ведение счета и осуществление операций за ним банки могут взимать комиссию. Выплата комиссионного вознаграждения имеет ряд преимуществ сравнительно с другими видами оплаты таких услуг, поскольку платится сразу, имеет стабильный характер и не настолько подпадает под колебание ставок и валютных курсов. Некоторые банки на условиях комиссионного вознаграждения проводят от 80 до 90% всех операций по корреспондентским счетам. В частности, комиссионное вознаграждение широко используют банки Нидерландов, Швеции, Бельгии, Великобритании. Вместе с тем ряд банков Швейцарии и ФРГ продолжают использовать систему минимальных остатков и лишь около 305 кредитных учреждений этих стран начали применять комиссионное вознаграждение.
Для коммерческих банков в условиях колебания процентных ставок и валютных курсов необходимым есть рациональное использование средств на корреспондентских счетах путем постоянного контроля и регулирование остатков на своих счетах в других банках, и, вместе с тем, максимально удобно использовать средства за счетах своих корреспондентов у себя.
Соответственно, банки стараются поддерживать на своих счетах НОСТРО минимальные остатки, отдавая преимущество в размещении валютных средств на международных рынках ссудного капитала, особенно на еврорынке. Для минимизации остатков банки могут применять ряд схем, в том числе размещать средства, которые превышают так называемые “рабочие” остатки на депозитах на срок “овернайт”.
Вместе с тем нужно учитывать, что остаток на счете должен быть достаточным для обеспечения всех возможных платежных требований. В случае отсутствия или нехватки средств на счете банк может предоставлять своему корреспонденту краткосрочный кредит (“овердрафт”), однако проценты за таким кредитом могут колебаться в значительных границах. В некоторых странах предоставления овердрафту запрещено законодательством.
Развитие практики межбанковских расчетов, поднятие их роли в организации банковской деятельности требуют постоянного усовершенствования. Среди направлений такого усовершенствования можно признать выделение в организационных структурах банков специальных подразделов, которые будут заниматься непосредственно корреспондентскими отношениями, широкое внедрение современных средств автоматизации и компьютеризации, контроль за рациональным использованием средств на корреспондентских счетах, оптимизация корреспондентской сети за границей и внутри страны, минимизация количества участников при проводке межбанковских переводов и т.п..

Ключевые вопросы:

Что такое платежная система? Ее задача.
Какие виды платежных систем бывают?
Какие международные платежные системы Вы можете назвать?
Что собой представляет клиринг?
Выдающееся правовые основы создания и функционирование платежных систем в Украине?
Что такое межбанковские расчеты?
Какая роль НБУ в осуществлении межбанковских расчетов?
Что такое корреспондентские счета банков?
Какие виды корреспондентских счетов Вы можете назвать?



ГЛАВА 11
РАСЧЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКОВ

§ 1. Правовое регулирование денежного обращения в Украине

Деньги существуют в наличной форме (форме дензнаков) или в безналичной форме (форме записей на счетах в банках). Дензнаки выпускаются в форме банкнот и монет, которые имеют указанную на них нарицательную стоимость. Они должны оборачиваться через соответствующие платежные системы, которые узаконены на территории государства. Обработка и передача в пределах Украины электронных и бумажных документов на перевод, документов за операциями с применением специальных платежных средств и документов на отзыв могут осуществляться с помощью как внутригосударственных, так и международных платежных систем, которые действуют в Украине.
Денежной единицей Украины согласно ст. 99 Конституции Украины есть гривна. Она выступает единым законным платежным средством в Украине, которая принимается всеми юридическими и физический лицами без любых ограничений на территории страны для проводки денежных трансфертов и осуществление расчетов в наличном и безналичном виде.
Гривна равняется 100 копейкам. Выпуск и обращение на территории Украины других денежных единиц и использование денежных суррогатов как средства платежа запрещаются. Действующим законодательством не установлено официальное соотношение между гривной и золотом или другими драгоценными металлами.
Как единое платежное средство гривна была выпущена в обращение в 1996 г. Согласно Указу Президента Украины от 25 августа 1996 г. „Про денежную реформу в Украине” гривна была выпущена в обращении в виде банкнот нарицательной стоимостью 1, 2, 5, 10 и 20 гривен образца 1992 г., а также нарицательной стоимостью 1, 50 и 100 гривен образца 1994 г. Реформа проводилась от 2 до 16 сентября 1996 г. По установленному курсу 1,76 грн /1 долл было перечислено в гривне цены, тарифы, оклады заработной платы, стипендии, пенсии, средства на счетах предприятий, вклады граждан. В 2001 г. в обращение выпущенная гривна нарицательной стоимостью 200 грн. Разменные монеты, выпущенные в обращение НБУ стоимостью 1, 2 и 5 копеек, изготовленные из металла серебряного цвета, а стоимостью 10, 25 и 50 коп. – из металла желтого цвета. Основные характеристики дизайна и защитных элементов было закреплено в Правилах определения платіжності гривны и монет. Действующим законодательством предусмотрено, что банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Национального банка и обеспечиваются всеми его активами. Нужно прибавить, что Национальный банк постоянно осуществляет выпуск юбилейных и памятных монет. В частности, с 1 марта 2004 г. Национальным банком введено официальный графический знак гривны.
Регулирование денежного обращения есть одним из наиболее важных направлений деятельности государства в сфере финансов. Именно поэтому высоким есть уровень нормативно-правовых актов, которые закрепляют правовые основы ее обращения. В прежде очередь речь идет о Конституции Украины, в ст. 92 которой указаниный, что основы создания и функционирование денежного рынка, статус национальной валюты, а также иностранных валют на территории Украины устанавливаются исключительно законами Украины. В ст. 99 закреплено, что обеспечение ее стабильности является основной функцией Национального банка Украины.
Для обеспечения стабильности национальной денежной единицы Национальный банк имеет ряд полномочий в сфере регулирования наличного денежного обращения, в том числе осуществляет:
1) изготовление и хранение банкнот и монет;
2) создание резервных фондов банкнот и монет;
3) установление номиналов, систем защиты, платежных признаков и дизайна дензнаков;
4) установление порядка замены поврежденных банкнот и монет;
5) установление правил выпуска в обращение, хранение, перевозка, изъятие и инкассации денежной наличности;
6) определение порядка ведения кассовых сделок для банков, других финансово-кредитных учреждений, предприятий и организаций;
7) определение требований относительно технического состояния и организации охраны помещений банковских учреждений.
Национальный банк Украины наделен исключительным правом на эмиссию, т.е. выпуск в обращение дензнаков во всех формах. Главным каналом эмиссии денег в промышленно развитых странах есть депозитно-чековая эмиссия: увеличение депозитов на счетах клиентов и соответственно массы чеков, которые обслуживают безналичное платежное обращение. В ней принимают участие коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также центральный банк.
Теорией банковское право разработано ряд принципов организации и осуществление эмиссионных операций:
- централизм в проводке эмиссионных операций, который заключается в том, что учреждения банков самостоятельно распоряжаются наличными деньгами, которые поступают в их кассы, а эмиссию денег проводят лишь в пределах, установленных вышестоящими учреждениями центрального банка;
- безусловное выполнение задач по изъятию денег из обращения;
- своевременное и бесперебойное удовлетворение обоснованных нужд в имеющихся деньгах предприятий, организаций и учреждений;
- составление всеми учреждениями банков, которые осуществляют кассовые сделки, расчета возможных ежедневных поступлений и выдач наличных средств с целью предыдущего определения величины возможной эмиссии;
- самостоятельное изъятие денег из обращения в случаях, когда фактическая сумма денег, которые находится в оборотной кассе учреждений банков, превышает установленную межевую сумму.
Эмиссионная система рассматривается как законодательно установленный порядок выпуска в обращение дензнаков и является составной частью денежной системы. Регулирование эмиссионной системы обеспечивается операциями на открытом рынке, изменениями норм обязательных резервов, процентных ставок и другими инструментами грошово-кредитної политики.
Кроме эмиссионной деятельности к полномочиям Национального банка относится и изъятие изношенных, поврежденных, фальшивых и подделанных дензнаков. Согласно законодательству, изношенные и поврежденные дензнаки Украины принимаются и обмениваются безвозмездно на новые дензнаки Национальным банком и коммерческими банками Украины без ограничений относительно сумм и сроков такой замены. Национальный банк, коммерческие банки Украины обязаны изымать фальшивые, подделанные или такие, что не имеют необходимых признаков платіжності, дензнаки (банкноты, монеты). При этом закреплено, что ни Национальный банк, ни коммерческие банки не обязаны возмещать уничтоженные, утерянные, фальшивые, подделанные, а также те, которые стали недействительными, банкноты и монеты.
Вместе с тем закреплена обязанность предприятий во время осуществления расчетов с потребителями за наличный расчет принимать в уплату за товары (работы, услуги и др.) без ограничений банкноты и монеты (в том числе обращению, памятные, юбилейные монеты, изношенные банкноты и монеты) всех номиналов, которые выпускает Национальный банк Украины в обращение, которое є действительным платежным средством и не вызывает сомнения в его подлинности и платіжності.
Также Национальный банк согласно действующему законодательству Украины осуществляет контроль за соблюдением правил и порядка проводки операции по перевозке валютных ценностей и инкассации средств. Порядок осуществления таких операций регулируется нормативно-правовыми актами центрального банка, в том числе Инструкцией по организации перевозки валютных ценностей и инкассации средств в учреждениях банков Украины.
Кроме Закона „Про Национальный банк Украины”, отношения в сфере наличного денежного обращения регулируются и в законах Украины „Про банки и банковскую деятельность”, „Про применение регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг”, „Про платежные системы и перевод денег в Украине”, а также подзаконными актами: Правилами организации розрахунково-касового обслуживания коммерческими банками клиентов и взаимоотношений по этому вопросу между территориальными управлениями Национального банка Украины и коммерческими банками в национальной валюте, Инструкцией об организации работы по наличному обращению учреждениями банков Украины.
Законодательство устанавливает, что основными задачами учреждений банков в организации наличного обращения есть:
полное и своевременное обеспечение нужд экономики в наличных средствах;
обеспечение своевременной выдачи денежной наличности предприятиям и предпринимателям на оплату труда, пенсий, помощи и на другие цели;
создание условий для привлечения денежной наличности к кассам банков;
содействие сокращению использования денежной наличности в расчетах за товары и услуги путем внедрения прогрессивных форм безналичных расчетов.
Наличное обращение - это обращение в наличной форме законных платежных средств (банкнот и разменной монеты), которые обслуживают нужды экономики страны.
Наличные расчеты представляют собой платежи денежной наличностью предприятий, предпринимателей и физический лиц между собой за реализованную продукцию (товары, выполненные работы, предоставленные услуги) и за операциями, которые непосредственно не связаны с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и другого имущества.
Для избежания злоупотреблений в сфере обращения денежной наличности центральным банком установленные соответствующие требования и нормативы относительно ее обращения. В частности, все предприятия и предпринимателе, которыми открыто текущие счета в учреждениях банков, сохраняют на них свои средства на договорных условиях. Для регулирования наличного денежного обращения и поддержание кассовой дисциплины действующим законодательством предусмотрено, что наличная выручка, которая поступила к кассам предприятий, должны казаться ими к учреждениям банков для зачисления на их текущие счета.
Сдача наличной выручки осуществляется предприятиями (предпринимателями) в дневные и вечерние кассы учреждений банков самостоятельно или через:
- инкассаторов Национального банка или учреждений коммерческих банков;
- Государственную службу охраны при Министерстве внутренних дел Украины;
- предприятия почтовой связи для перевода на текущие счета в учреждениях банков.
Для определения сумм, которые могут оставаться в кассе предприятия на истечение рабочего дня, банковские учреждения устанавливают лимиты остатка кассовой наличности и условия и сроки сдачи наличной выручки. Лимит остатка денежной наличности в кассе - это предельный размер денежной наличности, которая может оставаться в кассе предприятия на конец рабочего дня, который устанавливается учреждением банка или самостоятельно определяется предприятием.
Законодательством устанавливаются следующие сроки сдачи кассовой выручки:
- для предприятий, которые расположены в населенных пунктах, где есть учреждения банка и наличная выручка кажется к учреждениям банков (а при отсутствии учреждений банков - на предприятия почтовой связи), - каждый день в день поступления выручки к их кассам;
- для предприятий, которые через специфику деятельности или режим работы, а также при отсутствии соответствующей договоренности с учреждением банка на инкассацию или сдачу выручки в вечернюю кассу банка не могут каждый день сдавать наличную выручку, - на следующий день;
- для предприятий, которые находятся в населенных пунктах, где нет учреждений банка или предприятий почтовой связи, - не реже чем один раз за пять рабочих дней.
В такие же сроки должны сдавать денежную наличность и предприятия, которые самостоятельно устанавливают лимиты кассы.
Для усовершенствования режима обслуживания клиентов и с целью обеспечения максимальной и своевременной сдачи выручки предприятиями к учреждениям банков последние могут создавать вечерние кассы для приема наличной выручки в рабочие, исходные и праздничные дни.
Все предприятия, которые осуществляют операции с денежной наличностью в национальной валюте и имеют текущие счета в учреждениях банков, могут держать в своей кассе на конец дня денежную наличность в пределах установленных им обслуживающими учреждениями банков лимитов кассы. Такой лимит определяется из нужд самого предприятия и закрепляется при заключении договора на розрахунково-касове обслуживание с банковским учреждением. Клиент должен подать к столу учреждения банка заявку-расчет в двух экземплярах для установления общего лимита кассы (с учетом потребности его отделенных подразделов), сроков и порядка сдачи наличной выручки. Такая заявка-расчет является неотъемлемой частью договора на проводку розрахунково-касового обслуживания. На протяжении года установленный лимит остатка кассовой наличности может пересматриваться по инициативе предприятия.
Лимит кассы для каждого предприятия определяется учреждениями банков с учетом режима и специфики работы предприятия, его отдаленности от учреждения банка, объема кассовых оборотов (поступлений и расходов) за всеми счетами, установленных сроков и порядка сдачи наличной выручки, продолжительности операционного времени учреждения банка, наличия договоренности предприятия с учреждением банка на инкассацию и сдачу наличной выручки в вечернюю кассу банка и т.п.:
- для предприятий, которые имеют наличную выручку со сроком сдачи ее в банк каждый день в день поступления в кассу предприятия, - в размерах, которые нужны для обеспечения их работы утром на следующий день;
- для предприятий, которые имеют наличную выручку со сроком сдачи ее на следующий день, - в пределах среднедневной наличной выручки;
- для предприятий, которые имеют наличную выручку с другим сроком сдачи ее в банк, - в размерах, которые зависят от установленных сроков сдачи выручки и ее суммы;
- для предприятий, лимиты кассы которым устанавливаются согласно фактическим расходам денежной наличности (кроме выплат, связанных с оплатой труда, стипендий, пенсий, дивидендов), - в пределах среднедневной выдачи денежной наличности.
Лимит кассы предприятиям (кроме предприятий торговли, общественного питания и услуг) устанавливается учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий на основании расчета среднедневного поступления наличной выручки или среднедневной выдачи денежной наличности.
Однако в случае не установления лимитов кассы предприятиям ответственность полагается на банки лишь в том случае, если при наличии представленной предприятием заявки-расчета лимит кассы не был установлен. Банки не несут ответственности за неуведомление предприятием своим отделенным подразделам размера установленного банком лимита кассы, порядка и сроков сдачи наличной выручки.
Вместе с тем нужно обратить внимание на некоторые особенности относительно установления лимитов кассовой наличности.
1. Государственному казначейству, его территориальным органам и бюджетным учреждениям и организациям, которые содержатся за счет средств государственного и/или местных бюджетов и обслуживаются органами Государственного казначейства, лимит кассы учреждением банка не устанавливается. Государственное казначейство самостоятельно определяет порядок установления такого лимита в его кассе и кассах бюджетных учреждений и организаций, которые им обслуживаются.
2. Самостоятельно определяют размер денежной наличности, которая постоянно находится в их кассах, крестьянские (фермерские) хозяйства, сообщая о нем обслуживающим учреждениям банков. Денежную наличность свыше определенных размеров они должны сдавать к учреждениям банков.
3. Лимит кассы для предприятий игорного бизнеса, включая игральные дома, казино, игровые автоматы с денежным выигрышем и т.п., устанавливается с учетом особенностей деятельности и режима работы этих учреждений согласно перечню и правилам ведения азартных игр и утвержденного предприятием положения о призовом фонде в пределах среднедневной выдачи денежной наличности, но не больше максимально возможного выигрыша посетителя.
4. Лимиты кассы не устанавливаются учреждениями банков для финансовых учреждений (кредитных союзов, ломбардов, лизинговых компаний, доверительных обществ, страховых компаний, учреждений накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционных фондов и т.п.) и предприятий почтовой связи. Указанные учреждения самостоятельно устанавливают лимит кассы.
5. Не устанавливается также лимит кассы физический лицам - субъектам предпринимательской деятельности.
6. Не устанавливается лимит кассы и банкам.
Для получения денежной наличности со своих текущих счетов предприятия и предприниматели должны отмечать в денежном чеке целевое назначение с четким формулированием сути операций, которые будут осуществляться. Учреждения банков обязаны идентифицировать клиентов, которые осуществляют значительные и/или сомнительные операции, и согласно требованиям законодательства Украины сообщать об идентификации лиц, которые их осуществили, соответствующим органам согласно законодательству, которое регулирует вопрос борьбы с организованной преступностью.
Для обеспечения наличия в кассах банковских учреждений наличных ресурсов в необходимом количестве банки должны получать от предприятий (включая учреждения и организации, которые обслуживаются органами Государственного казначейства Украины) календарь выдачи заработной платы, к которому предприятие включает основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты. Сроки выдачи стипендий устанавливаются руководителями соответствующих учебных заведений. Для регулирования кассовых ресурсов учреждения банков составляют сведенный календарь выдачи заработной платы относительно всех предприятий, которые ими обслуживаются.
Рядом с этим в договоре на розрахунково-касове обслуживание предпринимателей, как правило, предполагается, что о желании клиента получить определенную сумму денежной наличностью, он должен сообщить об этом учреждение банка накануне.
Для повышения уровня контроля за обращением денежной наличности и соблюдением установленных лимитов кассовой наличности государство закрепляет соответствующие полномочия субъектов финансового контроля за несколькими органами, в том числе: органами Государственной налоговой службы Украины, Национальным банком Украины, банковскими учреждениями и другими органами в пределах их компетенции. Штрафные санкции могут накладываться органами государственной налоговой службы, в том
Наличный расчеты предприятий между собой и с предпринимателями и физический лицами проводятся как за счет средств, полученных из касс банков, так и за счет наличной выручки и осуществляются через кассу предприятий с ведением кассовой книги установленной формы. Наличный расчеты предприятий (предпринимателей) и физический лиц осуществляются также через учреждения банков путем перевода денежной наличности в пользу предприятий (предпринимателей) и физический лиц для уплаты любых платежей.
Наличная выручка предприятий (предпринимателей), кроме денежной наличности, полученной из банка и не использованной по назначению, может использоваться ими для обеспечения нужд, которые возникают в процессе их функционирования, а также для проводки расчетов с бюджетами и государственными целевыми фондами за налогами и сборами (обязательными платежами). Предприятия, которые имеют налоговый долг, осуществляют выплаты, которые связаны с оплатой труда (кроме выплат через экстренные (неотложные) обстоятельства), исключительно за счет средств, полученных из учреждений банков.
Порядок осуществления расчетов и ведение кассовых сделок регламентируется Положением о ведении кассовых сделок в национальной валюте в Украине. Порядок ведения операций с денежной наличностью учреждениями банков, в том числе и проводка наличных расчетов через кассы учреждений банков, осуществление учреждениями банков кассового обслуживания предприятий, предпринимателей и физический лиц установленный нормативно-правовым актом относительно организации кассовых сделок в банках Украины.
Кроме того, с целью постепенного переведения расчетов в плоскость безналичных и повышение контроля по объему наличных средств законодательство содержит ограничение максимальной суммы наличного расчета одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) через их кассы (кассы банков, других финансовых учреждений, которые предоставляют услуги из перевода денег, и предприятий почтовой связи), что не должны превышать десяти тысяч гривен на протяжении одного дня за одним или несколькими платежными документами. Платежи свыше установленной предельной суммы проводятся исключительно в безналичном порядке (до 2003 г. сумма составляла 3 тысяче гривен). Количество предприятий (предпринимателей), с которыми проводятся расчеты, в продолжение дня не ограничивается. Однако указанные ограничения на осуществление расчетов за наличный расчет не распространяются на расчеты предприятий (предпринимателей) между собой при закупке сельскохозяйственной продукции за установленным законодательством перечнем.
С целью обеспечения осуществления наличный расчетов предприятие должно иметь кассу, а его руководители должны оборудовать кассу и обеспечить надежное хранение наличных средств в ней. Если по вине руководителей не были созданы надлежащие условия для обеспечения сохранности средств во время их хранения и транспортировка, то они несут за это ответственность в установленному действующим законодательством Украины порядка. Хранение в кассе денежной наличности и других ценностей, которые не принадлежат этому предприятию, запрещается. Все поступления и выдача денежной наличности в национальной валюте предприятия учитывают в кассовой книге (типовая форма КО-4, утвержденная приказом Минстата), что представляет собой ведомости установленной формы, предусмотренные для учета движения кассовой наличности (поступление, расхода, остаток денег).
Кассовые сделки представляют собой совокупность материально-технических процедур, которые заключаются в принятии, хранении и выдаче наличных средств.
Кассовые сделки регулируются нормами права и представляют собой отдельный финансово-правовой институт. В зависимости от того, по отношению к каким субъектам осуществляется государственное регулирование кассовых сделок, выделяют регулирование относительно операции: а) банков и других кредитно-финансовых учреждений; б) предприятий, учреждений, организации; в) предприятий и других организаций относительно непосредственного принятия от населения платежей за товары, работы, услуги.
Для обеспечения соблюдения финансовой дисциплины при проводке кассовых сделок используются соответствующие финансово-расчетные документы. Согласно законодательству наличный расчеты предприятий (предпринимателей) между собой и с физический лицами проводятся с применением прибыльных и расходных кассовых ордеров, кассовых и товарных чеков, расчетных квитанций, проездных документов и т.п., которые подтверждали бы факт продажи (возвращение) товаров, предоставление услуг, получение (возвращение) средств, а также счетов-фактур, договоров, соглашений, контрактов, актов закупки товаров и т.п.. Предприятия должны обеспечивать постоянное наличие в своих кассах банкнот и монет разных номиналов для выдачи сдачи гражданам.
Кассовые сделки оформляются прибыльными и расходными кассовыми ордерами, типовые формы и порядок заполнения которых утвержденные приказом Министерства статистики Украины от 15.02.96 г. N 51 „про утверждение типовых форм первичного учета кассовых сделок". В частности, выдача денежной наличности из касс предприятий проводится за расходными кассовыми ордерами или надлежащих образом оформленными платежными (розрахунково-платіжними) ведомостями. Документы на выдачу денежной наличности должны подписывать руководитель и главный бухгалтер или лица, которые на это уполномоченные. К расходным ордерам могут прибавляться заявление на выдачу денежной наличности, расчеты и т.п.. Если на добавленный к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и т.п. есть разрешительная надпись руководителя, то подпись руководителя на расходных кассовых ордерах не обязательный.
Предприятия имеют право сохранять денежную наличность в своей кассе, которая получена в учреждении банка для выплат, связанных с оплатой труда, пенсий, стипендий, дивидендов (дохода), свыше установленного лимита кассы на протяжении трех рабочих дней, включая день получения денежной наличности в учреждении банка. Для проводки этих выплат работникам отдаленных подразделов предприятий железнодорожного транспорта и морских портов денежная наличность может сохраняться в их кассах свыше установленного лимита кассы на протяжении пяти рабочих дней, включая день получения денежной наличности в учреждении банка. Денежная наличность, которая получена в учреждении банка на другие выплаты, должны выдаваться предприятием своим работникам в тот самый день. Суммы денежной наличности, которые получены в учреждении банка и не использованы по назначению на протяжении установленных выше сроков, поворачиваются предприятием в учреждение банка не позднее следующего рабочего дня учреждения банка и предприятия или могут оставаться в его кассе (в пределах установленного лимита) и выдаваться на те самые цели.
Выдача денежной наличности из касс предприятий проводится исключительно под отчет при условии полного отчета конкретного подотчетного лица за раньше выданными под отчет сумами, т.е. в случае представления к бухгалтерии авансового отчета об израсходованных (частично израсходованные) средства и одновременного возвращения в кассу предприятия остатка денежной наличности, выданной под отчет. Подотчетные лица обязаны подать к столу бухгалтерии предприятия вместе с неиспользованным остатком денежной наличности авансовый отчет о расходовании полученных в кассе сумм в такие сроки: а) за командировками - на протяжении трех рабочих дней по возвращении из командировки; б) на закупку сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки и заготовку вторичного сырья, кроме металлолома), - на протяжении десяти рабочих дней со дня выдачи денежной наличности под отчет; в) на все другие производственные (хозяйственные) нужды - следующего рабочего дня после выдачи денежной наличности под отчет.
Вся денежная наличность, которая поступает в кассы предприятий, имеет своевременно и в полной сумме оприбутковуватися в их кассах. Для учета операций с денежной наличностью предприниматели используют книгу учета доходов и расходов, форма и порядок заполнения которой установлены Государственной налоговой администрацией Украины.
За нарушение правил ведения кассовых сделок к должностным лицам применяются штрафные санкции, определенные статьей 164-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях.
Штрафные санкции применяется к предприятиям (предпринимателей) за: превышение установленных лимитов кассы; неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) в кассах денежной наличности; превышение установленных сроков использования выданной под отчет денежной наличности, а также за выдачу наличных средств под отчет без полного рапортования относительно прежде выданных средств; расходование денежной наличности из выручки на выплаты, которые связаны с оплатой труда, при наличии налогового долга; использование полученных в учреждении банка наличных средств не за целевым назначением; проводка наличных расчетов без представления получателем средств платежного документа, который подтверждал бы уплату покупателем наличных средств.
Операции через кассу осуществляет кассир. Действующее законодательство предусматривает, что руководитель предприятия одновременно с зачислением на работу кассира заключает с ним договор о полной материальной ответственности и ознакомляет его под роспись, согласно которая кассир несли полную материальную ответственность за сохранение всех принятых им ценностей. Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам.
На предприятиях, которые имеют одного кассира, в случае необходимости временной его замены, выполнение обязанностей кассира полагается на другого работника по письменному приказу руководителя. С этим работником заключается договор о полной материальной ответственности на время выполнения им обязанностей кассира. В случае отсутствия кассира (в связи с болезнью и т.п.) ценности, которые находятся у него под отчетом, пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера или в присутствии комиссии, предназначенной руководителем предприятия. О результатах перечисления и передача ценностей составляется акт за подписями указанных лиц. На предприятиях, где штатным расписанием не предусмотренная должность кассира, выполнение его обязанностей может полагаться согласно письменному распоряжению руководителя предприятия на бухгалтера или другого работника, с которым заключается договор о полной материальной ответственности.
С целью контроля за сохранностью наличных средств на предприятиях проводятся инвентаризации касс. Для проводки инвентаризации кассы, которая может осуществляться согласно приказу руководителя предприятия, назначается комиссия, которая после истечения инвентаризации кассы составляет акт. При этом ответственность за соблюдение порядка ведения операций с денежной наличностью полагается на предпринимателей и руководителей предприятий. Лица, виновные в нарушении порядка ведения операций с денежной наличностью, притягиваются к ответственности в установленному действующим законодательством порядка. В случае выявления нарушений установленного порядка ведения операций с денежной наличностью органы государственной налоговой службы Украины применяют к нарушителям штрафные санкции на основании представления контролирующих органов.

§ 2. Правовые основы осуществления безналичных расчетов в Украине

Безналичные расчеты занимают ведущее место в операциях предприятий, учреждений, организаций не в зависимости от форм собственности и видов деятельности. Близко ? приходится на расчеты за товарными операциями, другая часть - расчеты с бюджетами всех уровней, государственными органами и кредитными учреждениями.
Безналичные расчеты осуществляются путем перечисления соответствующих сумм со счетов плательщиков на счета отримувачів. Они разрешают в значительной мере ускорить обіговість денежных средств, снизить расхода их обращения.
Правовые основы организации и проводка безналичных расчетов в Украине определенные законами Украины „Про банки и банковскую деятельность”, „Про платежные системы и перевод денег в Украине”, нормативно-правовыми актами НБУ, в том числе Инструкцией о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте № 135.
Безналичные расчеты осуществляются через банки (их филиала) и другие кредитные учреждения, в которых открытые соответствующие корреспондентские счета, если другое не вытекает из закона и не обусловлено формой расчетов, которая используется. Правовыми формами, в которых могут осуществляться безналичные расчеты, выступают: аккредитивная, инкассовая, вексельная форма расчетов, а также формы расчетов за расчетными чеками и с использованием расчетных документов на бумажных носителях и в электронном виде.

<< Предыдущая

стр. 3
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>