стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>



IAO?IIAEUIA AEAAAI?? OI?AAE?II?


Конспект книги

Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов./ Е.Ф.Жуков, Л.М.Максимова, А.В.Печникова и др.; Под ред. Е.Ф.Жукова. -М.: Банки и биржи, 1999. -622c.

(БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН 489)


виконаний студентом НАУ
Чабаном Д.В.

Київ, 1999


БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН 489
Глава 1. Банковская система США 490
1.1. Структура и операции Федеральной
резервной системы 490
1.2. Коммерческие банки 492
1.3. Инвестиционные банки 493
1.4. Особенности концентрации банков в США 494
Глава 2. Банковская система Франции 497
2.1. Центральный банк Франции (Банк Франции) 497
2.2. Коммерческие банки 500
2.3. Инвестиционные банки 502
Глава 3. Банковская система Великобритании 505
3.1. Центральный банк Англии (Банк Англии) 506
3.2. Коммерческие банки 513
3.3. Другие банки 515
Глава 4. Банковская система ФРГ 518
4.1. Центральный банк Германии 519
4.2. Коммерческие банки 521
4.3. Специализированные кредитные учреждения 523
Глава 5. Банковская система Японии 527
5.1. Центральный банк Японии (Банк Японии) 529
5.2. Коммерческие банки 532
5.3. Прочие банковские институты 534
5.4. Особенности деятельности японских банков 536
Глава 6. Банковская система Канады 540
6.1. Центральный банк (Банк Канады) 542
6.2. Коммерческие банки 545
6.3. Прочие банковские институты 549
Глава 7. Банковская система Италии 554
7.1. Структура банковской системы 554
7.2. Центральный банк (Банк Италии) 557
7.3. Коммерческие банки 560
7.4. Специализированные банки 563
Глава 8. Банковская система Российское Федерации 568
8.1. Развитие банковской системы России 568
8.2. Центральный банк РФ (Банк России) 578

Глава 1
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА США

1.1.Структура и операции Федеральной резервной системы

Ядром кредитной системы США является Федеральная резервная система (ФРС), которая состоит: 1) из 12 федеральных резервных банков; 2) из большого количества банков-членов. Согласно федеральному резервному акту 1913г. все банки — члены Федеральной резервной системы должны были: а) внести 6% собственных капиталов в качестве паевого взноса в основной капитал федеральных резервных банков; б) держать в последних свои резервы в объеме 3% суммы срочных вкладов и от 7 до 13% суммы вкладов до востребования. Федеральные резервные банки были обязаны иметь резерв в золоте и законных платежных средствах в размере 35% своих депозитов. Таким образом, пассивы федеральных резервных банков состоят: 1) из собственных капиталов, созданных за счет паевых взносов банков-членов; 2) из банкнотной эмиссии; 3) из банковских депозитов, представляющих собой резервы банков — членов ФРС.
Сосредоточение в федеральных резервных банках денежных резервов коммерческих банков явилось фактором экономии денег. Организация ФРС способствовала экономии наличных денег ив другом отношении — благодаря развитию безналичных расчетов, которые стали в широких размерах осуществляться через федеральные резервные банки.
Вместе с тем создание ФРС усилило централизацию банковской системы США и господство крупных банков — цитадели
491
финансовой олигархии. С конца 1915 г. по август 1972 г. удельный вес ФРС в общем числе американских коммерческих банков поднялся с 28 до 41%, а в общей сумме их депозитов — с 48, до 78%. Хотя членами ФРС являются многие банки, решающее влияние в ней имеет лишь небольшое число крупных и крупнейших банков.
В августе 1935 г. был принят закон, внесший некоторые организационные изменения в ФРС. Смысл этого закона заключался прежде всего в дальнейшей централизации банковской системы США- Все штатные банки с депозитами не менее 1 млн долл. были обязаны в определенный срок вступить в члены ФРС; права центральных органов ФРС были значительно расширены: во главе ФРС был: поставлен Совет управляющих (в составе 7 членов, назначаемых президентом США на 14 лет), которому дано право определять учетные ставки федеральных резервных банков, изменять нормы обязательных резервов банков-членов, устанавливать нормы кредитования под ценные бумаги, утверждать выбранные резервными банками советы директоров. Был создан также особый Комитет по операциям на открытом рынке, причем все федеральные резервные банки должны следовать его указаниям при проведении своих операций на открытом рынке.
Ресурсы федеральных резервных банков образуются за счет:
1) эмиссии банкнот—федеральных резервных билетов; 2) приема депозитов, главным образом от банков-членов и от казначейства. Незначительная часть средств федеральных резервных банков состоит из их собственных капиталов (оплаченного и добавочного).
Со времени огосударствления золотых запасов, осуществленного в 1934 г., федеральные резервные банки перестали быть хранителями золотых резервов страны, но в активе их баланса числились золотые сертификаты, представляющие собой бумажные знаки золота, сосредоточенного в государственном казначействе.
Главной активной операцией федеральных резервных банков является покупка государственных ценных бумаг. По сравнению с этим незначительную сумму составляют ссуды федеральных резервных банков банкам-членам.
Федеральные резервные банки являются по преимуществу кредиторами государства. Но средства, вложенные ими в государственные ценные бумаги, в конечном счете используются в интересах корпораций, так как затрачиваются государством в значительной мере на оплату госзаказов и покупку товаров.
492
Кроме эмиссионных (федеральных резервных) банков, банковская система США включает: 1) коммерческие банки, 2) инвестиционные банки, 3) взаимно-сберегательные банки, 4) банкирские дома.

1.2. Коммерческие банки

Коммерческие банки по юридическому статуту подразделяются на: а) национальные и б) штатные1. Первые функционируют согласно федеральным законам и в обязательном порядке входят в Федеральную резервную систему в качестве банков-членов; последние функционируют в соответствии с законами отдельных штатов и по желанию входят либо не входят в ФРС.
Из всех коммерческих банков выделилось несколько крупнейших банков, чьи ресурсы возрастают быстрее, чем сумма ресурсов прочих банков. Так, только с 1960 по 1970 гг. сумма депозитов 50 крупнейших коммерческих банков возросла с 88,8 млрд до 230,4 млрд долл., т.е. в 2,5 раза, тогда как общая сумма депозитов прочих коммерческих банков за это время увеличилась с 141,7 млрд до 255,1 млрд долл., т.е. в 1,8 раза. В 1970 г. эти 50 крупнейших банков распоряжались 47% общей суммы депозитов всех 13705 коммерческих банков.
В свою очередь из крупнейших коммерческих банков выделилась горстка банков-гигантов — «Бэнк оф Америка», «Ферст нейшнл сити бэнк оф Нью-Йорк», «Чейз Манхэттен банк», «Менюфекчурерс Гановер траст К°», «Морган Гаранта траст KV Эти банки либо возглавляют мощные финансово-промышленные группы, либо играют в них крупную роль. Они представляют собой, по существу, банковские холдинги, образовавшиеся путем слияния крупных банков.
В конце 1994 г. насчитывалось 40,9 тыс. коммерческих банков с совокупными активами в 4313 млрд долл., 9,3 тыс. штатных банков — членов ФРС и 24,5 тыс. штатных банков, не входящих в ФРС.
В ресурсах коммерческих банков США собственные капиталы занимают небольшую часть — до 7,4%; львиная доля приходится на депозиты, среди которых 44% — это депозиты до востребования и 56% —срочные депозиты.

1 О последних тенденциях развития банковской системы США см.: Банки и банковские операции. — М.: ЮНИТИ, 1997. — Гл. 1.

493
Активные операции коммерческих банков состоят в подавляющей части из ссуд (в 1995 г. из общей активов на ссуды приходилось 56%). Меньшее место занимают инвестиции, причем они в большой мере состоят из вложений в государственные ценные бумаги, в основном в федеральные.
Следует иметь в виду, что банковский акт 1933 г. запретил коммерческим банкам приобретать акции промышленных и торговых компаний. Однако это отнюдь не означает, ликвидации сращивания банков с промышленными компаниями. Типичной формой такого сращивания является вхождение крупнейших банков и промышленных компаний в одни и те же финансово-промышленные группы. Тесные связи крупных коммерческих банков с промышленностью осуществляются через долгосрочные ссуды. Примерно 3/4 всей суммы «коммерческих и промышленных ссуд» приходится на крупные коммерческие банки, причем среди этих ссуд важную роль играют ссуды на срок свыше одного года, часть которых предоставляется на длительные сроки — до 8—10 лет — и служит типичной формой сращивания банков с промышленными и торговыми компаниями.
Важную роль в сращивании крупных американских банков с промышленными и другими компаниями играют доверительные операции. Коммерческие банки лишены права покупать акции промышленных и торговых компаний за свой счет, но имеют право управлять имуществом этих компаний по доверенности своих клиентов; последние часто доверяют банкам право голоса на общих собраниях акционеров. По сути, это — своеобразная форма обхода запрета коммерческим банкам владеть акциями предприятий.

1.3. Инвестиционные банки

Еще в середине XIX в. в банковской системе США возникло особое звено в виде инвестиционных банков, специализировавшихся на размещении и купле-продаже ценных бумаг. В дальнейшем, до кризиса 1929—1933 гг., грани между инвестиционными и коммерческими банками все более стирались, так как в XX в. коммерческие банки тоже стали принимать активное участие в эмиссии и размещении ценных бумаг и сами инвестировали крупные средства в эти бумаги.
494
После кризиса 1929—1933 гг. сферы деятельности коммерческих и инвестиционных банков были юридически (по закону 1933 г.) разграничены. В современных условиях инвестиции банков состоят почти на 9/10 из ценных бумаг федерального правительства США, штатов и местных органов власти. Что касается ценных бумаг промышленных и других компаний, то их выпуском и размещением занимаются инвестиционные банки.
Инвестиционные банки осуществляют два главных вида операций с ценными бумагами: 1) гарантирование эмиссии ценных бумаг (операция андеррайтинг), когда банк гарантирует компаниям, выпускающим эти бумаги, их размещение, причем обязуется приобрести за свой счет те бумаги, которые сами компании не смогут разместить на рынке; 2) непосредственное размещение ценных бумаг компаний. В последнем случае инвестиционные банки покупают акции и облигации компаний, а затем размещают их на рынке. При этом инвестиционные банки широко используют средства, получаемые ими в ссуду от коммерческих банков, для инвестиций в ценные бумаги. Таким образом, хотя сами коммерческие банки не имеют права покупать, например акции промышленных корпораций, однако косвенно — через ссуды коммерческих банков инвестиционным банкам — ресурсы коммерческих банков фактически инвестируются в эти акции.
К числу крупнейших инвестиционных банков относятся:
«Ферст Бостон корпорейшн»; «Леман бразерс»; «Меррил Линч», «Пирс», «Финнер энд Смит» и др. По форме организации одни инвестиционные банки являются корпорациями (акционерными компаниями), другие — неакционерными фирмами или товариществами, включающими ограниченное число партнеров (например, «Леман бразерс» имеет 17 партнеров).

1.4. Особенности концентрации банков в США

В отличие от других развитых стран, США имеют банковскую систему, состоящую из многих тысяч банков. Хотя и в США в XX в. общее число банков резко уменьшилось (их насчитывалось в 1931 г. 31076, а в августе 1972 г. — 13877), тем не менее внешне дело выглядит так, как будто в США существует децентрализованная банковская система.
Такая видимость создается и потому, что банковская филиальная сеть ограничена в США более узкими рамками, чем в

495
других странах. В течение длительного времени американские банки вообще не имели права открывать свои филиалы; в дальнейшем (законами 1927 и 1933 гг.) это право было им предоставлено, но с существенными ограничениями. Так, банки могут иметь отделения лишь в пределах данного штата, а в ряде штатов банкам вообще запрещено открывать отделения. И хотя число банковских отделений за последние десятилетия резко возросло (с 4168 в 1945 г. до 56513 в 1995 г.), тем не менее число банковских филиалов во всей стране лишь в 1,5 раза превышает общее число всех банков. Однако за кажущейся распыленностью банковского дела в США скрывается доминирование небольшой группы гигантских банков.
Одно из проявлений концентрации банков в США — так называемая локальная концентрация, т.е. сосредоточение основной массы банковских ресурсов в немногих пунктах, т.е. в распоряжении банков 5 штатов (Нью-Йорк, Калифорния, Иллинойс, Пенсильвания и Техас) находилось около 1/2 ресурсов всех американских банков; только в одном штате Нью-Йорк было сконцентрировано около 18% всех ресурсов банков — членов ФРС.
Локальная концентрация сочетается с концентрацией банковских ресурсов в немногих крупных банках. Например, в августе 1972 г. 160 крупных банков (из общего числа 13877 коммерческих банков), т.е. всего лишь 1,2% всех банков, обладали 57% совокупных активов и пассивов всех коммерческих банков страны. В конце 1971 г. из 500 крупнейших коммерческих банков капиталистического мира 178 банков приходилось на США, причем общая сумма их депозитов составляла 328 млрд долл., или около 29% совокупных депозитов крупнейших банков.
Явное выражение концентрации банков в США — слияние банков. Число этих слияний сильно увеличилось после Первой мировой войны: в 1910—1920 гг. произошли 1523 слияния, охватившие 2968 банков, а в 1921—1931 гг. — 5094 слияния, охватившие 9538 банков. После Второй мировой войны общее число банковских слияний уменьшилось (с 1953 по 1970 г. оно составило 2754), но ряд слияний крупных банков (например, «Чейз бэнк» с «Манхэтген бэнк») значительно усилил концентрационный процесс в банковском деле США.
Особенностью концентрации банков в США, в отличие, например, от Англии, является то, что она выступает по преимуществу в замаскированных формах. Одной из форм скрытой
496
концентрации банков является использование крупными банками ресурсов мелких через систему корреспондентских отношений. Крупные банки центральных городов США, вступая в корреспондентские отношения с множеством мелких провинциальных банков, получают фактически в свое распоряжение часть их ресурсов. Наглядным показателем этого служат межбанковские депозиты. Таким образом, через корреспондентские отношения крупнейшие американские банки увеличивают свои ресурсы.
Формой скрытой концентрации банков является так называемая система переплетающихся директоратов, заключающаяся во взаимном участии директоров одних банков в управлении других.
Другая форма скрытой концентрации банков в США — это система цепной связи. В данном случае целая «цепь» банков объединяется соглашением временного характера о совместном проведении каких-либо крупных финансовых операций или постоянными соглашениями о взаимной поддержке и взаимном обмене акциями, осуществлении единообразной кредитной политики и т. д.
Важная форма скрытой концентрации банков в США — система банковских групп. Она состоит в объединении многих банков под контролем одной акционерной компании, приобретающей их акции и именуемой обычно «обществом для держания акций» (холдинг-компани).
Среди банковских холдинг-компани решающую роль в 60-х гг. играла группа крупнейших компаний, причем 4 из них («Уэстерн бэнк корпорейшн», «Марин Мидленд корпорейшн», «Норс-уэст бэнк корпорейшн» и «Ферст бэнк сток корпорейшн») контролировали около 70% ресурсов всех зарегистрированных банковских групп. Крупнейшей из банковских холдинг-компани является «Уэстерн бэнк корпорейшн».
В США, как и в других развитых странах, наблюдается усиление государственного вмешательства в банковскую сферу. Правда, центральные эмиссионные банки страны (федеральные резервные банки) не являются (в отличие от Англии и Франции) собственностью государства. Однако управляет ими государство, они тесно связаны ,с Минфином и вкладывают свои средства в основном в государственные ценные бумаги. Прямой государственной собственностью являются федеральные земельные банки, Корпорация товарного кредита и Экспортно-импортный банк.

Глава 2
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ

2.1. Центральный банк Франции (Банк Франции)

До Первой мировой войны Франция, сильно отстав от других крупных капиталистических стран по развитию промышленности интенсивно осуществляла накопление ссудных капиталов. С 1890 по 1912 г. сумма депозитов крупнейших депозитных банков страны возросла в 4 раза. Франция экспортировала за границу (в значительной мере в Россию) преимущественно не промышленный, а ссудный капитал.
Характер французского капитализма как ростовщического определил ту особенность французской банковской системы, что в ее деятельности большое место заняли операции, связанные с выпуском и размещением государственных займов. Французские банки активно участвовали в выпуске не только внутренних, французских займов, но и внешних займов других государств.
С 20-х гг. Франция стала интенсивно развиваться в промышленном отношении и отошла от прежних «ростовщических» традиций. В частности, после Второй мировой войны по темпам промышленного развития она была впереди ряда других капиталистических стран. Французские банки, не прекращая своих заграничных операций, стали широко внедряться в промышленность собственной страны, а некоторые из них вошла в число 50 крупнейших банков капиталистического мира.
Основными звеньями банковской системы Франции являются: 1) Банк Франции; 2) депозитные банки; 3) инвестиционные банки, именуемые «деловыми банками»; 4) банки среднесрочного и долгосрочного кредита.
498
Роль центрального эмиссионного банка страны играет Банк Франции («Банк де Франс»). Он был учрежден в 1800 г. в качестве частной акционерной компании с капиталом в 30 млн фр., в 1803 г. получил монопольное право банкнотной эмиссии в Париже, а в 1848 г. — во всей Франции, поглотив и превратив в свои филиалы 9 провинциальных эмиссионных банков.
Первоначально Банк Франции управлялся «регентским советом» в составе 15 «регентов» (директоров), избиравшихся общим собранием из числа крупнейших акционеров. По закону 1936 г. регентский совет был заменен Генеральным советом в составе 20 директоров, из которых два избирались акционерами, а остальные назначались правительством и должны были представлять как государственные органы (министерство финансов), так и объединения промышленников, профессиональные союзы и другие организации.
После Второй мировой войны по закону от 2 декабря 1945 г. Банк Франции был национализирован, причем его бывшие собственники получили крупную компенсацию: акции, оцененные по высокому курсу, были обменены на 3%-ные государственные облигации. Акционерный капитал банка в сумме 250 млн фр. целиком находится в руках государства. Управляющий банком и два его заместителя назначаются советом министров. Генеральный совет банка состоит из управляющего, его заместителей и 12 членов (советников), из которых 7 назначаются министром финансов; 4 директорских поста занимают генеральные директора или президенты государственных кредитных институтов.
При банке имеется учетный комитет, который включает представителей крупного парижского бизнеса. В своей денежно-кредитной политике Банк Франции руководствуется установками министерства финансов и Национального кредитного совета — специального государственного органа для регулирования кредита в стране.
В качестве единственного эмиссионного банка страны Банк Франции выпускает в обращение банкноты, причем с 1939 г. его эмиссия не ограничена какими-либо заранее установленными контингентами.
Банк Франции является местом хранения золотовалютных резервов страны. Он выполняет также функцию банка государства. Прямое кредитование банком государства осуществляется в размерах, определяемых договоренностью между управляю-
499
щим банка и министром экономики и финансов. Косвенное кредитование банком государства скрывается под рубрикой «учетного портфеля», в составе которого видное место занимают казначейские векселя. Банк Франции также покупает государственные ценные бумаги и предоставляет под них ссуды. Свободные денежные средства казначейства находятся на его текущем счете в этом банке. Важной стороной деятельности банка являются осуществление валютного контроля и регулирование кредита путем маневрирования процентными ставками и нормами обязательных резервов.
Банк Франции, имеющий 258 контор, служит «банком банков», что выражается в сосредоточении у него банковских резервов и в предоставлении им кредитов банкам. Согласно декрету от 9 января 1967 г. введена система обязательных банковских резервов: банки должны были держать на своем счете в Банке Франции 4У2% общей суммы своих текущих счетов и 2% суммы срочных депозитов.
В дальнейшем эти нормы неоднократно изменялись в зависимости от того, проводилась ли экспансионистская или рестрикционная кредитная политика. С 21 июля 1972 г. норма обязательных резервов составляет: по текущим счетам резидентов — 10%, иностранцев — 12, по сберегательным вкладам резидентов — 5, иностранцев — 6%.
Новое и специфическое явление в банковской системе Франции (в других странах этого не существует) — введение с апреля 1971 г. норм обязательных резервов для коммерческих банков и финансовых обществ, которые они должны держать в Банке Франции против предоставленных ими кредитов. Первоначально эта норма была установлена очень незначительной — 0,25%, но затем неоднократно повышалась и в апреле 1972 г. достигла 4% для ранее выданных кредитов и 15% для прироста кредитов с апреля 1972 г. Согласно постановлению Национального совета по кредиту от 16 октября 1972 г. управляющему Банком Франции предоставлено право повысить с 15 до 50% норму обязательных резервов для суммы кредитов, выданных коммерческими банками и финансовыми обществами после 15 апреля 1972 г.
По степени развития государственного регулирования в банковской сфере Франция занимает первое место.
Это выразилось, во-первых, в превращении после Второй мировой войны ряда банков в государственную собственность:
500
подверглись национализации не только Банк Франции, но и четыре крупнейших депозитных банка, слившиеся впоследствии в три. К государственным кредитным учреждениям относятся также Депозитно-сохранная касса, сберегательные кассы, Французский банк внешней торговли и др.
Во-вторых, государство участвует в капитале ряда банков. Такого рода кредитные учреждения можно считать «полугосударственными». Удельный вес государственного и полугосударственного сектора в сводном балансе кредитных учреждений Франции составляет около 80%.
В-третьих, государственное регулирование банковского дела осуществляется как через Банк Франции, так и через Национальный кредитный совет, президентом которого является министр финансов, а вице-президентом — управляющий Банком Франции. В совет, состоящий из 46 членов, входят 8 представителей различных министерств, а большинство других членов, представляющих различные отрасли хозяйства, утверждаются министром финансов. Национальный кредитный совет наделен правом контроля над кредитом и банками (определение условий кредита, минимальных обязательных банковских резервов и т.д.). Кроме того, существует банковская контрольная комиссия в составе 6 членов, являющихся главным образом представителями правительственных органов.
Государство проводит кредитную политику, регулируя учетные ставки, нормы банковских резервов и т. д. Государственный контроль и регулирование распределения кредитных ресурсов играют важную роль в осуществлении во Франции государственного программирования экономики.
В-четвертых, банки принимают активное участие в финансировании государства через учет казначейских векселей и покупку государственных ценных бумаг. Здесь банковский кредит срастается с государственным бюджетом и активно содействует мобилизации средств, которые тратятся государством на оплату заказов и своих расходов.

2.2. Коммерческие банки

В банковской системе Франции различаются коммерческие депозитные банки, которые специализируются в области краткосрочных кредитных операций, и инвестиционные или деловые
501
банки, финансирующие промышленность путем эмиссионно-учредительных операций.
Третьей разновидностью, занимающей промежуточное положение между депозитными и деловыми банками, являются так называемые банки долгосрочного и среднесрочного кредита.
Структура банковской системы Франции наглядно представлена в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Банки во Франции на 4 января 1972 г.
Виды банков
Число банков
Суммарный баланс, млрд фр.
Депозитные банки
248
365,4
Деловые банки
25
24,2
Банки долгосрочного и среднесрочного кредита
41
13,1
Общее число зарегистрированных банков
314
402,7

После Второй мировой войны в условиях давления профсоюзов и левых сил правительство Франции было вынуждено в декабре 1945 г. подвергнуть национализации 4 крупнейших депозитных банка — «Лионский кредит», «Генеральное общество», Национальный банк для торговли и промышленности и Национальную учетную контору (в 1966 г. последние два банка были объединены). Эта национализация носила традиционный характер: бывшие акционеры получили от государства вознаграждение. Акции национализированных банков обменивались на 3%-ные облигации, которые подлежали выкупу государством в течение 50 лет. Ежегодный доход по ним бывших акционеров был установлен в размере не ниже их дивидендов 1944 г. Кроме того, во главе управления национализированными банками были оставлены их бывшие крупнейшие акционеры (например, в правлении «Лионского кредита» — известный промышленный магнат Шнейдер).
Национализированные крупные депозитные банки осуществляют энергичную кредитную экспансию. Общая сумма их балансов, вкладов и кредитов возросла в несколько раз. Они имеют около 4000 филиалов по всей стране. Национализированные банки занимают по своим масштабам и роли первые
502

места среди всех депозитных банков (в 1972 г. на их долю приходилось 57% общей суммы депозитов).
Среди частных депозитных банков крупнейшими являются Парижско-Нидерландский банк, «Коммерческий кредит Франции», «Промышленный и коммерческий кредит», «Банк Парижского Союза».

2.3. Инвестиционные банки

Во Франции действуют 25 деловых банков. Согласно закону от 2 декабря 1945 г. наименование «деловые» присвоено банкам, занимающимся учредительской деятельностью и долгосрочным кредитованием предприятий, в которых они участвуют.
В группу деловых банков в основном вошли прежние банкирские дома, представлявшие «банковскую верхушку» Франции. Так, к деловым банкам относятся «Банк Вормса», «Банк Луи Дрейфуса», «Банк братьев Лазар и К» и др. Степень концентрации деловых банков весьма значительна: на долю 5 крупнейших банков приходилось свыше 64% совокупных балансов всех деловых банков.
Между депозитными и деловыми банками имеются следующие различия:
1) в общей сумме ресурсов деловых банков удельный вес собственных капиталов выше, чем у депозитных банков;
2) в составе депозитов деловых банков значителен удельный вес срочных вкладов, тогда как у депозитных банков подавляющая доля депозитов приходится на вклады до востребования;
3) учетно-ссудные операции играют у депозитных банков большую роль, чем у деловых банков; удельный вес фондовых операций, напротив, у деловых банков больше, чем у депозитных, причем они вкладывают значительные капиталы в акции промышленных и других предприятий.
Однако специализация французских банков носит относительный характер: наблюдается все большая универсализация банков. С одной стороны, деловые банки широко развивают депозитные операции и конкурируют с депозитными банками как в отношении привлечения вкладов, так и в отношении учетно-ссудных операций. С другой стороны, депозитные банки не ограничиваются только краткосрочными кредитными
503
операциями, а все более развивают операции по долгосрочному кредитованию и финансированию промышленности.
По закону 1945 г. депозитным банкам было ограничено участие в капитале других предприятий: не допускалось превышение 10% капитала предприятия и 75% собственного. Предельный срок вкладов был ограничен для депозитных банков двумя годами, а предельный срок предоставляемых ими кредитов определен в 5 лет.
В 1966 г. была проведена банковская реформа, способствовавшая дальнейшей универсализации банков. Она заключалась в следующем: 1) депозитные банки получили право приема вкладов на срок свыше 2 лет, а деловые банки — право приема вкладов до востребования; 2) предельный срок предоставляемых кредитов увеличен для депозитных банков с 5 до 7 лет, вместе с тем деловые банки получили право предоставлять как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты; 3) расширено право участия депозитных банков в торгово-промышленных предприятиях до 20% их капитала или до 100% собственного капитала банка.
Юридический статут того или иного французского банка еще не характеризует фактического положения вещей. Например, «Банк Парижского Союза», прежде числившийся «деловым» банком, в настоящее время считается «депозитным», хотя имеет крупные долгосрочные и среднесрочные вложения в предприятия.
Банки среднесрочного и долгосрочного кредита занимают промежуточное положение между депозитными и деловыми. Их особенности заключаются в том, что по закону они могут принимать депозиты только сроком не менее 2 лет и предоставлять кредиты тоже на срок не менее 2 лет. Их численность и удельный вес в банковской системе страны невелики.
Особенность банковской системы Франции заключается в том, что в ней длительное время существовали так называемые колониальные банки. Они стали возникать во Франции еще в XIX в., но получили большое развитие в начале XX в. В 1904 г. насчитывалось 20 колониальных банков со 136 отделениями, а в 1950 г. — уже около 40 с 708 отделениями.
Французские колониальные банки сыграли важную роль в экспансии французского капитализма в Африке и Азии. Путем выпуска займов для колониальных владений французские ко-
504
лониальные банки способствовали расширению вывоза ссудного капитала во Францию. Путем кредитования внешней торговли колоний они помогали французским компаниям выкачивать из них дешевое сырье. Вместе с тем эти банки, монополизировав в своих руках банковские операции в колониях, препятствовали развитию там собственной кредитной системы и национальной промышленности.
До Второй мировой войны национальных эмиссионных банков в колониях не было и эмиссия банкнот осуществлялась французскими колониальными банками: в Индокитае—Индокитайским банком; в Алжире и Тунисе—Банком Алжира и Туниса, находившимся под французским контролем; в Марокко
— Государственным банком Марокко, одним из учредителей и главным акционером которого был Парижско-Нидерландский банк; в западноафриканских владениях Франции—французским Банком Западной Африки.
Крупнейший колониальный банк Франции — Индокитайский банк в прошлом поставил под свой контроль почти все горнорудные и другие промышленные предприятия Индокитая, а также значительную часть сельскохозяйственных плантаций. Он контролировал также ряд других французских колониальных банков.
Распад колониальной империи Франции отразился на деятельности ее колониальных банков. Во-первых, они лишились своей эмиссионной привилегии, которая перешла в руки вновь созданньк национальных -эмиссионных банков. Во-вторых, в
•области других банковских операций бывшим колониальным банкам, именуемым теперь заграничными банками, также пришлось потесниться в результате развития национального банковского дела в освободившихся странах. Тем не менее эти банки сохранили немаловажные позиции в некоторых развивающихся странах.

Глава 3
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Банковская система Великобритании — одна из старейших. Ее характеризуют высокая степень концентрации и специализации, хорошо развитая банковская инфраструктура, тесная связь с международным рынком ссудных капиталов. В мировом финансовом центре — в Лондоне работает больше иностранных банков, чем английских. Это прежде всего американские и японские банки. Доля депозитов в иностранной валюте в банках Великобритании значительно выше, чем в других странах. Английская банковская система владеет самой широкой в мире сетью зарубежных филиалов.
До 1979 г. в Великобритании отсутствовало специальное законодательство, регулирующее банковскую деятельность, ни разу не публиковалось официального списка банков, не было законодательного определения банка. Контроль центрального банка за банками носил неофициальный характер.
Согласно закону 6 банковской деятельности 1979 г. все кредитные институты, принимающие депозиты (вклады) классифицируются Банком Англии либо как «признанные банки», либо как «лицензируемые компании по приему депозитов». Банкам не требуется лицензии, но они должны быть «признаны» Банком Англии. Банк Англии признает в качестве «банка» кредитное учреждение, пользующееся безупречной репутацией в финансовых кругах и предоставляющее широкий набор банковских услуг или специализирующееся на какой-либо категории услуг. К банковским услугам относятся аккумуляция средств частных лиц и компаний в фунтах стерлингов и иностранной валюте или привлечение средств с оптовых денежных рынков,
506
кредитование частных лиц и компании или размещение средств на оптовых денежных ранках; операции с иностранной валютой;
финансирование внешней торговли с помощью акцептных кредитов; оказание консультационных услуг по проблемам инвестиционной политики, осуществление эмиссионно-учредительской деятельности. Банк Англии на основании обследования деятельности кредитного учреждения делает заключение о том, можно ли ему присвоить статус банка.
Наиболее значительные кредитные учреждения, которые получили статус банка — это депозитные банки (лондонские и шотландские клиринговые банки, банки Северной Ирландии), торговые, иностранные, сберегательные банки, учетные дома.
Банковская система Великобритании является двухуровневой. На верхнем уровне — центральный банк, на нижнем — другие банки: коммерческие (депозитные) и специализированные — торговые, иностранные, сберегательные банки, учетные дома.

3.1. Центральный банк Англии (Банк Англии)

Центральный банк Великобритании — Банк Англии — был основан специальным актом парламента. Он был создан в 1694 г. с целью предоставления королю займа для ведения войны с Францией в качестве акционерной компании. В нее вошли 1268 акционеров, первый взнос которых составил 1200 ф. ст.
507
Такой стала сумма первого займа Банка Англии английскому правительству. Займ был выдан королю из 8% годовых в форме банкнот и векселей. Банку Англии было разрешено продавать и покупать золото и серебро, выпускать переводные векселя, осуществлять сделки с коммерческими векселями, предоставлять ссуды под обеспечение, в том числе товарное. Банку не разрешалось, однако, предоставлять ссуды королю без санкции парламента.
В 1946 г. Банк Англии был национализирован. Акционерный капитал Банка Англии был передан казначейству, а бывшие владельцы акций получили компенсацию в виде государственных облигаций. Национализация законодательно оформила тесные связи правительства и банка, которые сложились исторически: Банк Англии выполнял функции банкира правительства и до его национализации. Согласно Акту 1946 г. казначейство может после предварительной консультации с управляющим Банка Англии дать Банку рекомендации, которые он обязан выполнить. Формально ответственность за принятие решений в области денежно-кредитной политики возложена на главу казначейства, подотчетного парламенту. Банк консультирует правительство по вопросам денежно-кредитной политики, координирует эти вопросы с казначейством. Таким образом, законодательно закреплены очень широкие права казначейства в отношении Банка Англии. Среди центральных банков промышленно развитых стран Банк Англии является одним из наиболее зависимых по закону от правительства. На практике Банк Англии работает в тесном контакте с казначейством. Следует подчеркнуть, что несмотря на формальную зависимость от казначейства, трудно переоценить роль Банка Англии в регулировании денежно-кредитной и валютной сферы, в управлении государственным долгом.
^Согласно Акту Роберта Пиля (1844 г.) Банк Англии должен еженедельно публиковать свой баланс. После национализации Банк стал также публиковать ежегодный доклад о своей деятельности, а с 1961 г. — ежеквартальный бюллетень.
Баланс Банка Англии подразделяется на две части в соответствии с Актом, введенным Робертом Пилем, — разделением Банка на два департамента (Эмиссионный и Банковский), что служит исключительно целям учета. Счета Эмиссионного департамента связаны лишь с выпуском банкнот и их обеспечением, чистая прибыль этого департамента перечисляется в Национальный фонд займов. Вся остальная деятельность Банка Англии отра-
508
.жается на счетах Банковского департамента, прибыль от нее передается раз в полугодие казначейству.
Пассив Эмиссионного департамента состоит из двух статей:
«Банкноты в обращении» и «Банкноты в Банковском департаменте» (см. табл. 3.2). Выпущенные Эмиссионным департамент том банкноты передаются в Банковский департамент, где они лежат в качестве резерва до тех пор, пока не потребуются клиентам. Выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. обеспечен не золотом, а различными обязательствами, которые отражаются в активе Эмиссионного департамента. Первая статья актива — «Государственные обязательства», в нее входят в основном государственные облигации и казначейские векселя. Вторая статья актива — «Другие обязательства» — включает коммерческие векселя, обязательства местных органов власти, а также долговые расписки для рефинансирования экспортных кредитов и кредитов судостроительным компаниям.
Первая статья пассива Банковского департамента — «Резервы и другие счета», в нее входят: собственный капитал Банка Англии (с 1844 г. составляет неизменную сумму в 14,5 млн ф. ст.), счета иностранных центральных банков, Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития. Другие статьи пассива — «Правительственные депозиты» и «Депозиты банков».
В активе баланса Банковского департамента отражаются «Государственные обязательства» (куда входят казначейские векселя и государственные облигации, которые не служат обеспечением выпуска банкнот), «Учетные векселя», «Ссуды». В активе также хранится резерв банкнот, полученных из Эмиссионного департамента, а также разменных монет, купленных Банком Англии у казначейства.
Ключевая роль Банка Англии в кредитной системе определяется прежде всего тем, что он служит эмиссионно-кассовьм центре л страны. Банк монопольно осуществляет выпуск банкнот. Его обязательства (как в виде банкнот, так и в форме депозитов других банков) являются денежной базой всей кредитной системы. Любой банк рассматривает депозиты в Банке Англии в качестве своего кассового резерва, так как в случае необходимости он всегда может отозвать средства со счета в Банке. Сокращая или расширяя объем своих обязательств, Банк Англии влияет на величину кассовых резервов банков и денежной массы в обращении.
509

Таблица 3.2 Баланс Банка Англии на начало 1990 г., млн ф. ст.
Статьи баланса
Сумма
Эмиссионный департамент
Пассив
Банкноты в обращении
Банкноты в Банковском департаменте


15021
9
Итого
Актив
Государственные обязательства
Другие обязательства
15030

10021
5009
Итого
Банковский департамент
Пассив
Резервы и другие счета
Правительственные депозиты
Депозиты банков
15030


928
454
2954
Итого
Актив
Ценные бумаги:
государственные обязательства
учетные векселя

стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>