<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Ссуды
Банкноты и монеты
Прочие активы
4336


843
1540
651
9
1293
Итого
4336

Банк Англии — консультант правительства по вопросам денежно-кредитной политики и ее проводник, В послевоенный период он использовал практически все основные методы денежно-кредитной политики (как общие, так и селективные). В 40-е гг. денежно-кредитная политика в соответствии с кейнсианскими рецептами рассматривалась как дополнение к финансовой и была нацелена главным образом на максимальное удешевление государственного долга: проводилась политика «дешевых» денег, т.е. поддержания ссудного процента на низком уровне. Банк Англии не пользовался таким традиционным методом регулирования, как изменение учетной ставки. Основными инструментами денежно-кредитной политики служили
510
установление фиксированного отношения кассовых резервов к депозитам банков и операции на открытом рынке.
В 50—60-е гг. денежно-кредитная политика осуществлялась на основе неокейнсианских концепций антициклического регулирования. Особенностями механизма денежно-кредитного контроля были частые изменения официальной учетной ставки, ужесточение или ослабление прямых ограничений банковских ссуд в зависимости от состояния экономической конъюнктуры, состояния платежного баланса, масштабов инфляции, а также использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижения цены государственного долга.
В 1971 г. пришедшие к власти консерваторы провозгласили «новый подход» к денежно-кредитному регулированию, основанный на неоконсервативных концепциях. Были отменены прямые кредитные ограничения и приняты меры для расширения конкуренции в банковской сфере. Это сопровождалось резким ростом денежной массы и цен и уже в 1973 г. Банк Англии возвратился к активному использованию ранее применявшихся прямых методов ограничения кредита. В то же время с середины 70-х гг. наблюдалось усиление влияния неоконсервативньи концепции на денежно-кредитную политику: были установлены пределы роста денежной массы, проведен ряд мер по стимулированию размещения государственных долговых обязательств вне банковской системы, финансовая политика стала рассматриваться прежде всего с точки зрения ее влияния на денежную массу.
С приходом к власти в 1979 г. консервативного правительства М. Тетчер, провозгласившего себя «монетаристским», денежно-кредитная политика стала главным инструментом осуществления экономической стратегии, правительство отказалось от краткосрочной политики «стоп—вперед». Направление денежно-кредитной политики стало определяться отклонением темпов роста денежной массы от установленных пределов. Главным методом контроля Банка Англии за ростом денежной массы стали его операции по купле-продаже векселей, причем, преимущественно коммерческих, а не казначейских, и размещение государственных обязательств за пределами банковской системы. В 90-е гг. основным инструментом денежно-кредитной политики в Великобритании, как и в других развитых странах, являются операции на открытом рынке.
511
Осуществляя внешнеэкономическую функцию, Банк Англии от имени казначейства проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, которые с 1939 г. переданы Уравнительному валютному фонду. Банк Англии проводит валютные интервенции для регулирования курса фунта стерлингов, активно участвует от имени правительства в международных валютно-финансовых организациях.
Банк Англии является банкиром всех других банков. Почти все банки страны имеют счета в Банке Англии. Самые важные из них — счета лондонских клиринговых банков, которые хранят существенную часть своих кассовых резервов в форме депозитов в Банке Англии. Посредством записей на этих счетах регулируются расчеты банков друг с другом.
Банк Англии осуществляет кредитование банковской системы либо путем покупки у банков долговых обязательств, либо через механизм выдачи ссуд под обеспечение государственными обязательствами.
В 1979 г. Закон о банковской деятельности впервые в истории Великобритании закрепил за Банком Англии уставные права и обязанности по надзору за банковской системой. До этого регламентация деятельности кредитных учреждений осуществлялась в порядке «джентльменских соглашений» между ними и Банком Англии и последний опирался, скорее, на традиции, чем на правовые нормы. Закон 1987 г. расширил права и обязанности Банка Англии по надзору за банковской системой. В конце 1997 г. было объявлено о передаче функций банковского надзора Банком Англии вновь созданному контролирующему органу.
Банк Англии является банком правительства. В нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Все доходы правительства поступают на счет казначейства в Банке Англии, а расходы покрываются с этого счета. Важнейшей функцией Банка Англии является управление государственным долгом. Хотя Банк Англии хранит в своем портфеле часть государственных обязательств, большая часть правительственных потребностей в фондах удовлетворяется с помощью рынка, т.е. размещения Банком от имени казначейства государственных обязательств на рынке ссудных капиталов. Текущие расходы правительства финансируются путем краткосрочного кредитования государства, главным инструментом которого являются казначейские векселя. Необходимость в краткосрочном креди-
512
товании государства существует всегда. Дело в том, что налога (основной источник доходов государства) поступают в бюджет неравномерно, главным образом в конце финансового года. Поэтому в остальные периоды расходы правительства превышают его доходы. В условиях бюджетного дефицита выпуск краткосрочных векселей особенно возрос. Казначейские векселя выпускаются Банком Англии от имени казначейства еженедельно. Размещение новых выпусков казначейских векселей осуществляется частично через систему торгов (by tender) между банками и брокерами, частично по фиксированной цене между публично-правовыми (т.е. правительственными) организациями, включающими государственные и находящиеся под контролем государства сберегательные банки, правительственные страховые фонды, Эмиссионный департамент Банка Англии и Уравнительный валютный фонд. Цена, по которой векселя распределяются между государственными организациями, не публикуется.
Помимо казначейских векселей, инструментом краткосрочного кредитования служат краткосрочные государственные облигации. Краткосрочными в Великобритании принято считать облигации со сроком погашения до 5 лет.
Для удовлетворения долгосрочных финансовых потребностей государства выпускаются долгосрочные облигации (сроком более 15 лет). Большая часть нового выпуска таких облигаций покупается Банком Англии, который затем постепенно распродаёт их на открытом рынке. При этом основной объем облигаций продается страховым компаниям, инвестиционным и пенсионным фондам, банкам, минуя фондовую биржу. Меньшая часть облигаций реализуется через фондовую биржу в основном среди нефинансовых компаний. Обычно Банк Англии старается размещать новые облигации на рынке постепенно с тем, чтобы не вызвать резкого изменения условий рынка.
Параллельно Банк занимается выкупом облигаций, срок погашения которых приближается. Банк Англии всегда готов купить у держателей облигации, если срок их погашения наступает не позднее, чем через год. При этом Банк может скупать облигации или предлагать взамен более долгосрочные, т.е. осуществлять консолидацию государственного долга. Банк Англии производит также выплату процентов по облигациям, регистрацию облигаций центрального правительства, национализированных отраслей и некоторых местных органов власти.
513

3.2. Коммерческие банки

Коммерческие банки в Великобритании называются депозитными банками. Они составляют основу банковской системы.
Большая часть операций депозитных банков сосредоточена в 6 лондонских клиринговых банках. Они называются так потому, что являются членами Лондонской клиринговой палаты. Доминируют четыре: «Нэшнл Вестминстер», «Барклейз», «Мидлэнд» и «Ллойде» (^большая четверка»). Эти банки входят в число крупнейших банков мира.
Депозитные банки часто называют «розничными», поскольку они обслуживают не только промышленные компании и финансовые институты, но и отдельных лиц, осуществляют как крупные, так и мелкие сделки. Современные депозитные банки выполняют практически все виды банковских операций. Основной вид их пассивных операций — прием вкладов, или депозитов: до востребования, срочных, сберегательных. Особую роль в экономике страны играют депозиты до востребования, так как на их основе банки выпускают чеки и другие кредитные орудия обращения. С начала 80-х гг. широкое распространение получила практика выплаты процентов по депозитам до востребования.
Депозиты до востребования зачисляются на текущие счета, служащие основой для предоставления банком различных услуг. В 60-х гг. в Великобритании появились так называемые бюджетные счета, тесно связанные с текущими. Клиент подсчитывает сумму своих ежегодных расходов (таких, как расходы на электричество, газ, сезонные билеты, отпуск,, страховые платежи) и делит ее на 12 частей. Полученная сумма ежемесячно перечисляется с текущего счета на бюджетный с помощью однажды сделанного поручения клиента. С бюджетного счета банк осуществляет оплату указанных расходов. Если клиенту не хватит денег, банк может предоставить ему кредит.
Сберегательные депозиты предназначены для мобилизации самых мелких сбережений. Сберегательные счета могут открываться даже на такие незначительные суммы, как 25 пенсов. Банковский процент начинает выплачиваться, когда сумма на сберегательном счете достигает определенного минимума.
Среди активных операций депозитных банков преобладают традиционные для коммерческих банков учетно-ссудные операции и вложения в ценные бумаги. Наиболее распространенной формой предоставления ссуд в Великобритании является оведрафт.
514
Традиционно депозитные банки специализировались на предоставлении краткосрочных ссуд на финансирование оборотного капитала в торговле. В послевоенный период расширяется предоставление средне — и долгосрочных ссуд: от 2 до 7, а иногда до 20 лет. Удлинение сроков кредитования прежде всего осуществляется с помощью продления овердрафта. Хотя формально овердрафт — это ссуда до востребования, для крупных клиентов банки продлевают его из года в год, превращая в средне — и даже долгосрочную ссуду.
Наряду с удлинением сроков происходит расширение объектов кредитования депозитных банков. С 60-х гг. депозитные банки начали предоставлять средне- и долгосрочные ссуды для кредитования экспорта машин и оборудования. Такие ссуды предоставляются непосредственно иностранным импортерам, которые благодаря этому получают возможность оплаты английского экспорта. Кредитование осуществляется под государственные гарантии. Осуществляя кредитование внешней торговли, депозитные банки вторгаются в традиционную сферу деятельности торговых банков.
Начиная с 80-х гг. значительно расширяется предоставление ссуд населению для покупки и строительства домов и квартир (под ипотечные закладные, полис страхования жизни).
Удлинение сроков и расширение объектов кредитования является одним из способов увеличения круга операций депозитных банков, проникновения их в области деятельности других банков и кредитно-финансовых институтов в условиях обострения конкуренции со стороны последних. Другой способ вторжения в сферы действия других кредитно-финансовых институтов — создание филиалов, отделений, представительств, специализированных дочерних компаний. Так, депозитные банки вкладывают свои капиталы в акции компаний,. занимающихся средне- и долгосрочным кредитованием промышленности и сельского хозяйства, акции финансовых домов, создают свои филиалы, которые специализируются на предоставлении среднесрочных ссуд для покупки товаров длительного пользования. Депозитные банки также активно внедряются в сферы действия заграничных банков, открывая свои филиалы в различных странах. В 60-е гг. депозитные банки стали крупными участниками денежного рынка, выполняя традиционные операции учетных домов.
515

3.3. Другие банки
В отличие от «розничных» депозитных банков, другие банки Великобритании (кроме сберегательных) являются «оптовыми», так как осуществляют крупные сделки преимущественно с компаниями и институтами , а не отдельными лицами.
Торговые банки ведут свое происхождение от торговых фирм, специализировавшихся на акцептовании векселей. Основой их деятельности служило отличное знание платежеспособности отдельных фирм в различных районах мира. Акцептные операции оказались столь прибыльными, что в конце концов эти фирмы отказались от торговли, превратились в банки, специализирующиеся на предоставлении акцептного кредита, и получили название акцептных домов.
Акцептные дома с течением времени расширили свои международные операции. Они стали размещать на лондонском рынке долгосрочные облигации иностранных правительств и компаний, покупаемых инвесторами Великобритании и других стран. Постепенно Лондон превратился в главный центр международного долгосрочного кредита.
После мирового экономического кризиса 1929—1933 гг., который привел к сокращению международных торговых и кредитно-финансовых операции, акцептные дома начали все более активно расширять операции на национальном рынке. Это относится как к акцептным операциям, так и к операциям по размещению облигаций.
Современные акцептные дома сочетают международные операции с деятельностью на национальном рынке ссудного капитала, причем для большинства из них последняя является преобладающей.
Акцептные дома представляют собой группу наиболее крупных и влиятельных торговых банков — «элиту» торговых банков. Вместе с некоторыми наиболее крупными из числа других торговых банков они входят в «Комитет акцептных домов» и в «Ассоциацию Эмиссионных домов»1.
Торговые банки, даже самые крупные, осуществляют небольшой объем операций по сравнению с «большой четверкой»
1 Комитет акцептных домов — организация финансовых институтов, специализирующихся на акцепте векселей. «Ассоциация эмиссионных домов» — организация институтов, специализирующихся на выпуске и размещении ценных бумаг корпораций.

516
клиринговых банков. Однако они. играют важную роль в отдельных областях банковской деятельности.
Операции торговых банков очень многообразны. Они выполняют широкий набор услуг для промышленных и торговых корпораций, осуществляют различные международные финансово-кредитные операции. Несмотря на различия, существующие между отдельными торговыми банками, можно выделить четыре общие для них сферы деятельности: эмиссионно-учредительская деятельность и организационно-консультационные услуги корпорациям; международные финансово-кредитные операции; доверительные (трастовые) операции; традиционные банковские операции (прием депозитов, выдача ссуд, акцептные операции).
Два крупнейших и старейших торговых банка «Рольшильд» и «Самуэль Монтегю» — активные участники рынка золота.
Иностранные банки — это кредитные институты, созданные на территории Великобритании, капитал которых принадлежит другим странам. Эти банки, безусловно, являются крупными конкурентами английских банков. Однако Банк Англии приветствует их открытие, так как, во-первых, оно ведет к упрочению позиций Лондона как мирового финансового центра, а во-вторых, иностранные банки привносят на лондонский рынок те или иные национальные особенности техники банковских операций, которые постепенно перенимают английские банки. Например, в 60-х гг. американские банки внедрили в оборот на лондонском рынке такую новую для него разновидность ценных бумаг, как депозитные сертификаты, которые вслед за американскими стали выпускать и английские банки.
Иностранные банки стали основывать свои конторы в Лондоне еще в XDC в. С конца 50-х гг. начинается резкий рост числа иностранных банков в Великобритании. Если в конце 50-х гг. их было около 80, то в конце б0-х — уже более 150, в настоящее время — более 450. Большинство иностранных банков открыто в Лондоне, другие — в Бирменгеме, Ливерпуле, Абердине.
Американские банки — самая крупная группа иностранных банков, за ними следуют японские, французские, немецкие. Отдельную группу составляют банковские консорциумы, капитал которых принадлежит банкам различных стран.
Иностранные банки специализируются на операциях на еврорынке, кредитуют иностранные и транснациональные компании, финансируют внешнюю торговлю. Кроме того, они
517
консультируют компании по вопросам иностранных инвестиций и другим проблемам, возникающим при проведении различных международных операций, предоставляют им экономическую и финансовую информацию, дают советы по выбору партнеров.
С 1986 г. в Великобритании действует единый акционерный Доверительно-сберегательный банк (Траста сэйвингс бэнк — ТСБ). Он объединил доверительные сберегательные банки, возникшие в XIX в., скорее, в качестве сберегательных касс, чем банков. Название банков связано с тем, что ими управляли доверенные лица, назначаемые местными органами власти.
С конца 70-х гг. расширяются чисто банковские операции этих учреждений, и прежде всего — предоставление ссуд. В 1976 г. был принят закон, в соответствии с которым доверительным сберегательным банкам было разрешено предоставлять ссуды как корпорациям, так ВТ индивидуальным заемщикам. Доверительно-сберегательный банк выполняет все основные операции коммерческих банков.
Национальный сберегательный банк (НСБ) был учрежден в 1861 г. как Государственный сберегательный банк. В качестве его отделений используются почтовые отделения. По количеству вкладов НСБ является одним из крупнейших сберегательных учреждений в мире.
До 80-х гг. единственным в Великобритании кредитным институтом, пользующимся правом получения кредита в Банке Англии, были учетные дома. Благодаря этой привилегии они играли особую роль в банковской системе Великобритании. Свое название учетные дома получили в связи с традиционной специализацией на учете векселей. Наряду с векселями учетные дома издавна (с конца XDC в.) продают и покупают краткосрочные государственные облигации, обязательства местных органов власти. Основным источником ресурсов учетных домов являются ссуды банков: главным образом ссуды на один день и до востребования.

Г л а в а 4
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ФРГ

В ФРГ после войны была создана двухуровневая банковская система, где на верхнем уровне находится центральный банк страны — Немецкий федеральный банк, а на втором — коммерческие, или кредитные, банки, а также специализированные кредитные учреждения.
519

4.1. Центральный банк Германии

Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк) является преемником центрального банка Германии — Рейхсбанка.
Закон о кредитной системе 1934 г. предоставил Рейхсбанку исключительные права по отношению к кредитной системе, а закон о Рейхсбанке 1939 г. полностью подчинил его фюреру.
После капитуляции Германии в 1945 г. в советской зоне оккупации все отделения Рейхсбанка были закрыты, в то время как в западных зонах они продолжали свою деятельность. В феврале 1948 г. на их базе был создан Банк немецких земель, а в 1957 г. произошли его слияние с центральными банками земель и образование Немецкого федерального банка.
В соответствии с законом о Немецком федеральном банке 1957 г. и в новой редакции 1992 г.) он является независимым от правительства. Однако с учетом выполнения поставленных перед ним задач он обязан оказывать поддержку правительству в области общей экономической политики.
Бундесбанк выполняет следующие важные народнохозяйственные функции:
1. Эмиссионного центра страны, т.е. осуществляет эмиссию банкнот в обращение: их объем к концу июля 1997 г. составил 246,6 млрд марок.
2. Валютного центра страны, к концу июля 1997 г. объем централизованных золотовалютных резервов составил 114,1 млрд марок, в том числе золото — 13,7 млрд марок; он проводит регулирование платежного баланса и валютного курса.
3. «Кассира правительства», т.е. Бундесбанк проводит через текущие счета правительства исполнение федерального бюджета. Так, в 1996 г. доходы федерального бюджета составили 1 064,5 млрд марок, а расходы — 1 186 млрд марок, дефицит — 121,5 млрд марок. Внутренний долг, который включает долг Федерации, земель, общин, фонда «Немецкое единство» и др., составил к концу марта 1997 г. 2 159,9 млрд марок, в том числе Федерации — 873,4 млрд марок.
4. «Банка банков», т.е. обслуживание кредитных учреждений по пассивам и активам. Так, на конец августа 1997 г. на счетах Бундесбанка хранилось средств кредитных учреждений ФРГ на сумму 43,4 млрд марок и иностранных банков — на 12,3 млрд марок. Соответственно было предоставлено кредитов на 154,5 млрд марок и 0,9 млрд марок.
520
5. Расчетного центра страны: в 1996 г. объем безналичных расчетов, проведенных через Бундесбанк, составил 195 931 млрд марок.
6. Субъекта денежно-кредитного регулирования экономики страны.
С этой целью используются следующие инструменты регулирования:
• Учетная, или дисконтная политика, причем с целью стимулирования инвестиций Бундесбанк проводит политику «дешевых денег», т.е. низких процентных ставок. Так, в 1996 г. учетная ставка Бундесбанка была на уровне 2,5% (ломбардная — 4,5%), в то же время в США она составляла 5%, а в Великобритании (ставка репо) — 7 %. Однако низкие учетные ставки Бундесбанка сдерживают приток иностранного капитала из-за границы, что снижает активность платежного баланса страны.
• Политика на открытом рынке, т.е. операции с государственными ценными бумагами. Так, например, 3 сентября
1997 г. Бундесбанк из предложенных кредитными учреждениями к продаже государственных ценных бумаг скупил их на сумму 73 902 млн марок, т.е. 24,6%.
• Политика минимальных или обязательных резервов. Так, к концу июля 1997 г. все кредитные учреждения ФРГ обязаны были хранить на беспроцентных счетах в Бундесбанке 39 826 млн. марок, в том числе коммерческие банки — 11 078 млн марок.
Капитал и резервы Бундесбанка к концу июля 1997 г. составили 355,9 млрд марок, причем капитал его принадлежит государству. Бундесбанк имеет свои филиалы в виде центральных банков земель.
Денежную, валютную и кредитную политику Бундесбанка устанавливает Центральный совет банка. В его состав входят члены правления Бундесбанка и президенты центральных банков земель. Члены правления Бундесбанка назначаются федеральным президентом по предложению правительства ФРГ, а президенты земельных центральных банков — федеральным президентом по предложению Бундесрата (верхней палаты парламента). Центральный совет Бундесбанка возглавляют его президент и вице-президент. Бундесбанк находится во Франкфур-те-на-Майне.
521

4.2. Коммерческие банки

Второе звено банковской системы представлено в первую очередь коммерческими, или кредитными банками, среди которых можно выделить гроссбанки, провинциальные коммерческие банки, отделения иностранных банков и частные банкирские дома.
Ведущая роль в банковской системе ФРГ принадлежит гросс-банком — Немецкому, Дрезденскому и Коммерческому банкам. К концу июля 1997 г. они обладали активами в 872,8 млрд. марок, что составляет 9,6% активов всей банковской системы страны. Капитал и резервы гроссбанков составили 60,5 млрд марок. Объем предоставленных ими кредитов банкам равнялся 237,9 млрд марок, а торгово-промышленной клиентуре — 553,8 млрд марок.
Каждый гроссбанк возглавляет финансово-промышленную группу, возникшую на основе их сращивания с промышленными концернами страны. Главной среди «большой тройки» является Дойчебанк, или Немецкий банк, который возглавляет ведущую в стране финансово-промышленную группу. В настоящее время в нее входят крупнейшие концерны таких ключевых отраслей экономики, как электротехника, электроника, атомная, горнорудная и металлургическая промышленность, тяжелое машиностроение и др. Особенно тесные связи имеет Дойчебанк с промышленными концернами Сименса и Маннесма-на, Гёша, Ганиэля, Клёкнера, Хенкеля, Демаг и др. Дойчебанк с входящими в его группу кредитными учреждениями обслуживает боле 1/3 внешнеторгового оборота ФРГ.
Финансовая группа Дрезденбанка по экономической мощи несколько уступает предыдущей группе. Она включает концерны Круппа; АЭГ-Телефункен — вторую по величине электротехническую компанию ФРГ; Металлгезельшафт-Дегусса, которая является ведущей в производстве благородных металлов и одной из атомных монополий ФРГ; концерн Грундига (радиотехника. электроника, военное производство); «Браун, Бовери унд К°» (электротехника, атомная промышленность и др.). Дрезден-банк тесно связан с иностранным капиталом через обслуживание .фирм «Эссе» (группа Рокфеллера), «Стандарт Электрик Лорец АГ» (американский концерн ИТТ) и др.
Группа Дрезденбанка включает таких «консолидированных» членов, как Берлинский банк торговли и промышленности, Банкирский дом Ройшеля и К° в Мюнхене, Немецко-
522
южноамериканский банк в Гамбурге, а также ряд ипотечных банков.
Группа Коммерцбанка, хотя и уступает по экономической мощи двум другим группам «большой тройки», однако также основана на тесных связях ведущего банка с промышленными концернами ИГ-Фарбен, Ганиэль, Верхан, Тиссен, АЭГ и др. Ядром группы является семейный концерн Голъдшмидт (химические предприятия в Эссене), страховой концерн Герлинга, крупнейшие универмаги «Карштадт АГ» и «Кауфхоф АГ». В группу входит около 50 различных фирм и предприятий.
«Большая тройка» в целом оказывает сильное влияние на рынок капиталов, она фактически хозяйничает на бирже. Усиление влияния гроссбанков в экономике происходит путем их дальнейшего сращивания с промышленными концернами и государством.
К коммерческим банкам относятся также провинциальные банки, которые по своим активам превосходят активы гросс-банков (соответственно) 1151,6 млрд и 872,8 млрд марок, но уступают им по роли в экономике, концентрации и централизации капитала.
Первоначально деятельность провинциальных банков была ограничена определенным районом или отраслью, но в настоящее время она распространяется на всю территорию ФРГ и за ее пределы. Крупнейшими среди провинциальных банков являются Баварский ипотечный и вексельный банк, а также Баварский объединенный банк.
К коммерческим, или кредитным, банкам относятся и 76 отделений иностранных банков с активами в 154,6 млрд марок. Они обслуживают торгово-промышленную деятельность этих стран в ФРГ.
К группе коммерческих банков относятся также частные банкиры, которые проводят операции по коммерческому обслуживанию промышленности и сферы услуг избранного круга клиентов. В результате слияния мелких и средних банков число их постоянно уменьшается: за 40 лет, с 1957 по 1997 гг., число их сократилось с 245 до 60, т.е. почти в четыре раза. Сумма их активов составляет 49,5 млрд марок. Крупнейшими банкирскими домами являются «Тринкхауз унд Буркхард», «Оппенгейм», «Мерк-Франк», «Шредер», «Мюнхмайер», «Хёнгс», «Варбург-Бринкман и Вирц». Все они представляют собой центры фи-
523
нансовой олигархии ФРГ, тесно связанные с иностранным капиталом.
В целом для коммерческих или кредитных банков ФРГ характерным является усиление процессов универсализации в их деятельности. Это означает, что они занимаются почти всеми видами деятельности, кроме выдачи ипотечных ссуд, но включая операции с ценными бумагами. В США, например, такой вид операций с корпоративными ценными бумагами запрещен для коммерческих банков, ими занимаются специальные кредитные учреждения — инвестиционные банки.

4.3. Специализированные кредитные учреждения

К этой группе банков ФРГ относятся кредитные учреждения, которые специализируются в своей деятельности преимущественно на одном виде операций, хотя и занимаются прочими операциями.
Специализированные банки включают банки с особыми задачами, или государственные кредитные учреждения, ипотечные банки, сберегательные кассы и их центры — жироцентрали, кредитные товарищества и кооперативные центральные банки. 3137 специализированных банков обладают активами в сумме 6530,4 млрд марок, или на них приходится 68,7 % активов всей Кредитной системы ФРГ.
Банки с особыми задачами являются государственными. Они были созданы после войны с целью оказания помощи частному сектору со стороны государства и усиления влияния последнего на процесс общественного воспроизводства. Эти банки непосредственно подчинены правительству страны. 18 государственных банков с особыми задачами к концу июля 1997 г. располагали активами в 314,4 млрд марок.
Особое место среди этой группы занимают Банк восстановления и Экспортный банк.
Банк восстановления (Kreditanstalt fur Wiederaufbau) — это государственный инвестиционный банк, который был создан на основе закона от 5 ноября 1948 г. Целью его создания, как отмечалось в законе, являются обеспечение всех отраслей экономики среднесрочными и долгосрочными кредитами и восстановление хозяйства. Основной капитал его составлял 1 млн марок (в 1961 г. — 1 млрд марок), который был создан за счет фонда,
524
образованного от реализации американских товаров, поступивших по плану Маршалла. В настоящее время Банк восстановления занимается кредитованием инвестиций и экспортных операций, а также выполняет функцию банка развития.
Экспортный банк (Ausfuhrkredit) специализируется на предоставлении средне- и долгосрочных кредитов по экспорту, главным образом германского оборудования.
К группе банков с особыми задачами относятся также государственные Промышленный кредитный банк, Сельскохозяйственный рентный банк, Банк выравнивания бремени и др.
Ипотечные банки впервые получили свое развитие в Германии. Первым из них был государственный ипотечный банк в Силезии, основанный в 1770 г. Он оказывал финансовую помощь крупным помещичьим хозяйствам. В XIX в. ипотечные банки стали обслуживать мелкие помещичьи владения и крестьянские хозяйства. Во второй половине XIX в. создавались ипотечные банки для кредитования городской недвижимости.
Первый частный ипотечный банк (акционерный) был создан в 1862 г. во Франкфурте-на-Майне.
Первая мировая война, гиперинфляция 20-х годов и мировой экономический кризис привели к сокращению количества ипотечных банков с 39 в 1914 г. до 30 в 1930 г.
В период Второй мировой войны ипотечные банки находились на грани банкротства, но после денежной реформы 1948 г. 20 банков возобновили свою деятельность. В июле 1997 г. 34 ипотечных банка располагали активами в 1 235,1 млрд марок.
Ипотечные банки предоставляют долгосрочные ссуды под залог недвижимости за счет средств от эмиссии и реализации именных закладных (крупные купюры) и на предъявителя (мелкокупюрные).
Контрольный пакет акций многих частных ипотечных банков ФРГ принадлежит гроссбанкам, которые захватывают также руководящие посты в государственных ипотечных банках.
Крупнейшими частными ипотечными банками являются Немецкий центральный земельный банк. Франкфуртский ипотечный банк, Рейнский ипотечный банк и Немецкий ипотечный банк в Бремене.
Сберегательные кассы возникли в Германии во второй половине XVIII в. Первые частные сберкассы были созданы в Гамбурге в 1778 г., а затем созданием сберкасс стали заниматься
525
местные органы власти. Таким образом, в настоящее время почти все сберкассы в ФРГ являются государственными.
Особенность пассивов сберкасс заключается в том, что у них отсутствует акционерный капитал, а собственный капитал состоит из резервов. Прочные и солидные гарантии вкладов в сберкассы предоставляют местные органы власти.
Сберкассы занимаются привлечением вкладов населения. К концу июля 1997 г. 598 сберкасс располагали активами в сумме 1 632,6 млрд марок, что превосходит активы гроссбанков почти в два раза. Эта сумма активов была размещена следующим образом: кредитным учреждениям было предоставлено кредитов на сумму в 405,4 млрд марок, а небанковской клиентуре, т.е. предприятиям и государству — 1 147,5 млрд марок, или 70,3%, в том числе долгосрочных ссуд на 836,6 млрд марок.
13 жироцентралей представляют собой центральные банки сберегательных касс, они помогают сберкассам в предоставлении крупных кредитов. Жироцентрали созданы в каждой земле. К концу июля 1997 г. 13 жироцентралей располагали активами в 1 590,9 млрд марок, что почти вдвое больше активов гросс-банков. Во главе их находится Немецкая жироцентраль.
Систему сберегательных касс и жироцентралей возглавляет Немецкий коммунальный банк.
Таким образом, можно сделать вывод, что для банковской системы ФРГ характерным является создание крупного государственного сектора, в который входят Немецкий федеральный банк, государственные банки с особыми задачами, сберегательные кассы, жироцентрали и 12 ипотечных банков. Этот сектор располагает активами примерно в 4 326,2 млрд марок, или 47,5% активов всей банковской системы ФРГ.
Кооперативный сектор банковской системы ФРГ включает 4 кооперативных центральных банка и 2470 кредитных товариществ, их активы составляли к концу июля 1997 г. соответственно 315 млрд и 942,4 млрд марок.
Кредитные товарищества Германии возникли в XIX в. в городах и сельской местности в связи с ограниченным деступом мелких и средних предприятий к рынку капиталов. В связи с этим были созданы кредитные товарищества, собственный капитал которых состоит из взносов их членов и резервов. Основной активной статьей кредитных товариществ является краткосрочное кредитование мелких и средних предприятий.
526
В настоящее время, располагая огромными активами и широко разветвленной филиальной сетью, кредитные товарищества практически занимаются всеми видами банковской деятельности, вступая в конкурентную борьбу на рынке капиталов с другими кредитными учреждениями.
Долговременной и устойчивой тенденцией в развитии банковской системы ФРГ является усиление процессов концентрации и централизации банковского капитала. Так, с 1975 по 1997 гг. количество кредитных учреждений сократилось с 4235 до 3464, но их активы, наоборот, выросли с 1921,6 млрд до 9111,3 млрд марок, т.е. более чем в четыре раза. Кроме того, возникли новые формы в этих процессах — осуществляется слияние различных по роду деятельности банков, например, поглощение гроссбанками ряда ипотечных банков.
Средства, аккумулированные банковской системой, направляются на финансирование экономики, государства и кредитных учреждений страны, а также вкладываются в иностранные банки и экономику других стран.
Однако значительные ресурсы банковской системы отвлекаются от производства и обращения и направляются на финансирование государственных расходов. Так, из общей суммы кредитов, предоставленных к концу июля 1997 г. банками страны небанковской клиентуре в 4 931 млрд марок, государству и государственными предприятиям было выдано кредитов на сумму в 1 080 млрд марок, или 21,9% всех кредитов.
Контроль над кредитной системой ФРГ осуществляют Немецкий федеральный банк и Федеральное бюро надзора министерства хозяйства на основе закона о Немецком федеральном банке 1957 г. и закона о кредитном деле 1961 г., а также внесенных в них изменений и дополнений 1992 г.

Глава 5
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ

Япония имеет одно из самых молодых банковских законодательств, которое построено по американскому образцу. Оно получило значительное развитие только после Второй мировой войны. Первые банки современного типа появились после 1872 г. как частные «национальные банки». Как коммерческие они имели филиалы по всей стране и обладали правом эмиссии банкнот. «Национальные банки» интенсивно выпускали неконвертируемые банкноты и тем самым способствовали развитию инфляции, которая -являлась тормозом для развития производительных сил. В этих условиях все острее становилась необходимость создания центрального банка Японии.
Центральный банк Японии, как уже было отмечено, был создан в 1882 г. на срок 30 лет, а затем этот срок был продлен еще на 30 лет.
Сегодня банковская система Японии — одна из самых мощных и развитых не только в Азиатско-Тихооокенанском регионе, но и во всем мире. Растет число японских банков, входящих в число ведущих банковских учреждений мира. Японские банки становятся центром гигантских по капиталу финансово-промышленных групп, реализующих промышленные инвестиции в страны Азии, США и Западной Европы. Усиливаются тенденции к интернационализации кредитно-ссудной деятельности японских банков за границей с целью превращения ряда из них в центры международного финансирования и кредитования. Наблюдается расширение масштабов деятельности японских кредитно-банковских учреждений, занимавшихся эмиссией ценных бумаг на рынке стран Западной Европы и США, где
528
они размещают акции, облигации и другие финансовые и долговые обязательства.
Возникновение первых банков в Японии относится к XVII в., что было обусловлено необходимостью обслуживания банковским капиталом развивающейся торговли, промышленности и сельского хозяйства. В 1617 г. в Осака впервые были выпущены бумажные деньги, обеспеченные серебром, и образована Ассоциация банкиров, гарантировавшая обеспеченность банкнот. К середине XIX в. возросшая открытость Японии и иностранному влиянию и структурная перестройка экономики страны в эпоху Мэйдзи (1868—1912) подготовили бурное развитие банковской системы, которое шло при активном воздействии государства. В этот период были организованы крупнейшие банковские институты, специализирующиеся на определенных видах займов. В 1880 г. был создан Иокогамский банк золота и серебра. В 1882 г. начал функционировать Банк Японии. Для финансирования строительства новых промышленных предприятий в 1990 г. был организован Промышленный банк, а для финансирования сельского хозяйства — Банк долгосрочного кредита и Сельскохозяйственный кооперативный банк. Одновременно шло формирование сети коммерческих банков. Был принят закон о банках. Особенность развития банковской системы Японии в XIX в. состояла в том, что оно шло не как основа для развития индустриализации страны (как было, например, в Великобритании), а как дополнение к ней.
После окончания Второй мировой войны в условиях крайне низкой конъюнктуры и крупного бюджетного дефицита в Японии началась гиперинфляция. Были предприняты чрезвычайные меры в области денежного обращения: блокированы сбережения населения и банковские ценные бумаги. В области кредитования начал осуществляться «курс на развитие производства», в соответствии с которым были определены приоритетные направления кредитования, а ссуды в другие отрасли целенаправленно ограничивались. В послевоенный период был взят курс на создание немногочисленных банков, действующих по всей стране, а также на образование местных банков по принципу: «одна префектура — один банк». Эти два вида банков должны были осуществлять финансирование на уровне всей страны и регионов. Для предотвращения безработицы, поддержания деятельности средних и мелких предприятий бы-
529
ли созданы кредитная кооперация и доверительные фонды. По мере оживления национальной экономики, а также для стимулирования экспорта стали создаваться частные финансовые учреждения по предоставлению кредитов на длительный срок и специализированные кредитные банки. В отличие от некоторых развитых стран, например Франции, в Японии в послевоенный период основные финансовые рычаги остались в руках частных банков. Однако степень государственного контроля за их деятельностью оставалась очень высокой.
Параллельно с частными банками была воссоздана разветвленная сеть правительственных институтов. Для кредитования внешней торговли в 1950 г. был основан Экспортный банк, главной функцией которого на этом этапе являлось кредитование экспорта продукции японского судостроения и машиностроения. Капитал банка принадлежит государству, а контроль за его деятельностью осуществляет министерство финансов. В 1951 г. был учрежден Японский банк развития с передачей ему средств и функций Банка финансирования восстановления и Эквивалентного фонда, действовавшего с 1949 г. для зачисления выручки от реализации товаров, поступивших в порядке помощи от США. Деятельность банка сосредоточена на льготном (на сроки менее 1 года) кредитовании отраслей экономики, в выдаче кредитов которого не заинтересованы частные банки.
Особенность развития банковской системы Японии в послевоенный период — образование финансово-промышленных групп. Во главе каждой из них стоит крупный частный коммерческий банк, а вокруг него группируются промышленные компании. Именно банки несли основную нагрузку по финансированию бурного индустриального развития Японии. Внутри групп сформировались устойчивые связи, основанные на отношениях партнеров.

5.1. Центральный банк Японии (Банк Японии)

В Японии действует шесть основных финансово-промышленных групп, ядром которых выступают крупнейшие городские банки — «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Фудзи», «Дайити Канте», «Санва». Банковская система Японии включает общенациональные частные банки, кредитные ассоциации, правительственные финансовые институты, а также филиалы иностранных
530
банков. Во главе системы стоит Центральный банк — Банк Японии, 55% акций которого принадлежит государству. Частные акционеры в управлении банком не участвуют. Уставный капитал Банка Японии составляет 100 млн иен. К основным функциям Банка Япония, помимо денежной эмиссии (это его монопольное право), относится денежно-кредитное регулирование экономики, в том числе осуществление международных расчетов, проведение операций на валютном рынке, а также кассовое обслуживание казначейства.
Банк действует на базе закона 1942 г., который поставил его под жесткий правительственный контроль и дал министру финансов право изменять политику Банка Японии. В 1949 г. был создан Политический комитет (Комитет по выработке политики). Он стал тем новым органом, который определял высшие интересы государства в финансовой и денежно-кредитной сферах. Из 7 членов комитета 5 имеют право голоса: Президент, назначаемый кабинетом на пятилетний срок, и по одному представителю от городских и региональных банков, промышленности и сельского хозяйства (все они назначаются на 4 года). Два члена, не имеющие права голоса, — представители министерства финансов и Управления экономического планирования.
Вопросы, находящиеся в ведении Политического комитета, определяются законом о Банке (ст. 13, п. 3). Комитет вырабатывает принципиальный курс банковской деятельности и управления Банком Японии. Его прерогативой являются изменение уровня процентной ставки, определение и изменение видов и условий векселей, учитываемых Банком Японии, а также видов, условий и оценочной стоимости залогов кредитования. Он определяет и изменяет виды, условия и стоимость объектов при операциях на открытом рынке и время начала и окончания операций. Политический комитет по согласованию с министерством финансов решает вопрос об изменении максимального процента на рынке на основании Временного закона о регулировании процентов, с разрешения министерства Финансов устанавливает коэффициенты резерва на основании Закона о системе резервных вкладов. Комитет принимает решения по бюджету Банка Японии, однако при этом необходимо разрешение министра финансов. По согласованию с ним же Банк Японии отчитывается перед парламентом.
531
Банк Японии возглавляется президентом банка и директоратом, в который входят вице-президенты банка, советники президента, инспектор по надзору за ведением дел и директор.
Банк Японии лицензирует банковскую деятельность, устанавливает минимальный размер уставного капитала банка, выдает разрешения на изменение фирменного наименования банка, слияние банков, создание и ликвидацию филиалов. Для обеспечения банком устойчивой ликвидности важное значение имеет установление уровня коэффициентов, свидетельствующих о риске ликвидности. Такими коэффициентами являются норма собственного капитала, в соответствии с которой определяются доля собственности капитала банка во всем совокупном капитале; норма ликвидных активов, показывающая соотношение капитала и долговых обязательств на определенное время; норма недвижимости, используемая в коммерческих целях; ограничения на предоставление крупных кредитов. Банк Японии устанавливает для банков обязательства по предоставлению отчетных документов об их деятельности.
Инструменты денежно-кредитной политики Банка Японии претерпели значительную эволюцию. В течение нескольких послевоенных десятилетий такие классические инструменты, как установление учетной ставки процента, норм обязательных резервов, операции на открытом рынке ценных бумаг, не играли ведущей роли, уступая прямому количественному лимитированию кредита в условиях искусственно заниженного уровня процента. В середине 70-х гг. положение в экономике Японии коренным образом изменилось, вслед за высокими темпами экономического роста пришел глубокий и продолжительный кризис. Со сменой фазы экономического цикла существенно возросло значение кредитно-денежного регулирования экономики, что обусловлено, в частности, усилением позиций государства в кредитной системе.
Денежно-кредитное регулирование осуществляется через Банк Японии, Министерство финансов, Федерацию экономических организаций («Кейданрэн»). Основные методы регулирования: установление нормы ссудного процента, административные меры, проводимые совместно с правительством через денежно-кредитную систему, система обязательных резервов, операции на открытом рынке и с иностранной валютой. Если до '70-х гг. преобладали административные формы регулирова-
532
ния, то в дальнейшем их значение понизилось, а роль рыночно-стоимостных методов возросла. В связи с общим переходом к неоконсервативному экономическому курсу в кредитно-банковской сфере (закон 1981 г.) государственный административный контроль за деятельностью банков был несколько ослаблен. Тем не менее в руках государства осталось кредитование отраслей и объектов с высоким предпринимательским риском и низкой рентабельностью, а принятые меры означали не упразднение системы государственного регулирования, а лишь ее частичную перестройку.
Ослабление напряженности на рынке ссудного капитала, его интернационализация, а также появление альтернатив в виде растущего фондового рынка в значительной степени ликвидировали объективную экономическую основу административного регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к традиционному классическому инструментарию. Возросла гибкость процентных ставок, учетная ставка была увеличена до рыночного уровня. С 1971 г. Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем приступил к активным операциям с облигациями государственных займов, перейдя к системе открытой подписки на них. Был сформирован рынок ценных бумаг правительства и начаты массовые операции на других рынках краткосрочного капитала.
Банк Японии называют «банком банков», он является партнером по заключению сделок для частных кредитно-финансовых учреждений, предприятий и отдельных лиц. Он принимает на хранение вклады от частных финансовых учреждений, что называется системой резервных депозитов (введена с 1957 г.). Финансовые учреждения, присоединившиеся, к этой системе, обязаны сдавать на хранение в Банк Японии на свои текущие счета определенную сумму резервных депозитов. В тех случаях, когда у финансовых учреждений не хватает наличности) они обращаются в Банк Японии, который предоставляет им ссуды. Процент по ним определяется уровнем официальной процентной ставки.

5.2. Коммерческие банки

Основа банковской системы Японии — общенациональные. банки. По состоянию 1 апреля 1992 г. число их учреждений составляло 151, а филиалов — 16596. Общий объем капитала —
533
795,5 трлн иен, что оставляло 79,9% от общего объема капитала всей банковской системы страны. Объем предоставленных ссуд — 555,6 трлн иен (около 80% всего объема банковского кредитования).
Общенациональные банки включают городские банки, региональные банки, региональные банки второго разряда, банки долгосрочного кредитования, трастовые банки. Ядром кредитно-банковской системы выступают городские банки, общее число которых — 11, а филиалов — 3737. Суммарный объем капитала — 357,7 трлн иен (35,9% от общего объема капиталов банковской системы), объем кредитования — 266,0 трлн иен (38,3%). Крупнейшие банки японских финансовых групп: банки «Дайите Канге Банк», «Сакура», «Фудзи Банк», «Мицубиси Банк», «Асахи», «Санва Банк», «Сумитомо Банк», «Токай банк». Большинство их штаб-квартир расположено в Токио и Осаке.
Региональные банки, как и городские, также являются коммерческими, однако уступают им по объему капитала и операций. В основном они расположены в малых и средних городах. Таких банков — 64, филиалов — 7598. Суммарный капитал 160,9 трлн иен, объем кредитования — 119,1 трлн иен.
Региональные банки второй очереди (второго разряда), как правило, имеют небольшие капиталы, У них преобладают операции с частными лицами и небольшими предприятиями. Их 66, а филиалов — 4732, капитал — 59,2 трлн иен, объем кредитования — 47,9 трлн иен.
Усилилось взаимопроникновение городских и региональных банков с трастовыми банками, специализирующимися в основном на проведении трастовых операций. Всего действуют 7 траст-банков, имеющих 430 филиалов. На долю предоставленных ими ссуд приходится 9,8% от общего объема кредитования, при этом их удельный вес в общей сумме банковского капитала — 14,7%. Банки долгосрочного кредитования дополняют городские и региональные коммерческие банки. Они предоставляют в основном кратко-и среднесрочные ссуды. Такими банками являются Промышленный банк Японии, Японский банк долгосрочного кредита, Японский кредитный банк. Объем их капитала — 71,4 трлн иен, объем кредитования — 54,8 трлн иен. Деятельность этих банков, помимо Закона о банках, регулируется Законом о долгосрочном кредите.

534

5.3. Прочие банковские институты

Важное звено банковской системы — различного типа кооперативные кредитные институты. В Японии действуют 440 кредитных ассоциаций, 395 кредитных кооперативов, 47 трудовых кредитных кооперативов, общее число их филиалов — 11779, суммарный капитал — 111,6 трлн иен (11,2% от всего банковского капитала), объем предоставленных ссуд — 81,8 трлн иен (11,0% от общего объема кредитования). Разветвленную сеть представляют кредитно-финансовые учреждения для сельского и лесного хозяйств. В их числе Центральный кооперативный банк для сельского и лесного хозяйств, 47 сельскохозяйственных кредитных федераций с 265 филиалами, 3473. сельскохозяйственных кооператива с более чем 16 тыс. филиалов, 35 объединений кредитных рыболовецких кооперативов с 113 филиалами, 1665 рыболовецких кооперативов с более чем 3 тыс. филиалов. В кредитных учреждениях для сельского и лесного хозяйства сосредоточено 7% всего банковского капитала Японии, на их долю приходится 5% всех кредитных вложений. В дополнение к коммерческим банкам и различного рода кредитным кооперативам в Японии действует развитая почтово-сберегательная сеть. Хотя объемы предоставленных через эту сеть ссуд невелики (0,6 трлн иен), в целом она состоит из более чем 23 тыс. филиалов.
Мобилизация сбережений населения осуществляется банковскими институтами, почтово-сберегательной системой и кредитной кооперацией. Главную роль в сберегательном деле играют банки (около 52% общей суммы личных сбережений), за ними следуют учреждения почтово-сберегательных касс (30%) и кредитная кооперация (18%). В банках 58% остатка средств на срочных депозитах приходится на личные сбережения.
Япония относится к числу стран, в которых особенно активно протекают процессы интернационализации банковской сферы. Первые отделения иностранных банков в Японии были открыты на рубеже столетия. «Гонконг энд Шанхай банкинг корпорейшн» открыла в Иокогаме свою контору в 1865 г., за ней последовал «Чартеред банк». Первый американский банк был открыт в 1902 г. Наиболее активно формирование отделений иностранных банков шло в послевоенный период. Эти банки были призваны внести существенный вклад в возрождение национальной экономики. Затем вплоть до 1970 г. Япония
535
была примером многочисленных ограничений деятельности иностранных банков: перед ними устанавливались жесткие барьеры, препятствующие их проникновению в страну. В 1970 г. было решено включить банковскую сферу в третий раунд программы либерализации иностранных капиталовложений. Согласно условиям либерализации для иностранных банков открывались три пути проникновения в Японию: создание нового банка с иностранным капиталом или учреждение банка со смешанным капиталом, участие в управлении существующим банком и открытие отделения. Были сняты ограничения на доступ иностранных банков к местным депозитам, отменены требования о предварительном уведомлении при получении суточных кредитов на денежном рынке, лимиты получения кредитов на межбанковском рынке. Иностранным банкам было разрешено выпускать депозитные сертификаты в пределах 30% займов и авуаров в иенах, а также предоставлять кредиты в иенах нерезидентам.
В конце 80-х гг., в условиях все возрастающей экспансии японских кредитно-финансовых институтов на мировых рынках, Япония, стремясь обеспечить им максимально благоприятные условия в странах пребывания и избежать ответных репрессий с учетом принципа взаимности, предприняла ряд шагов по предоставлению иностранным банкам прав даже более широких, чем имеют национальные банковские институты. Несмотря на действующие в Японии, как и США, законодательные разграничения ссудно-депозитных и инвестиционных операций, иностранным банкам было разрешено учреждать инвестиционные компании с 50%-ным владением. В Японии действует 87 филиалов иностранных банков с объемом капитала в 5,5 трлн иен (0,6% от банковского капитала страны). Объем кредитования — 12,2 трлн иен.
Иностранные банки, действующие в Японии, существенно отличаются друг от друга как по размерам своих активов, обороту, видам основных операций, так и по тому положению, которое они занимают в банковской системе страны. Рост числа иностранных банков в Японии мало изменил положение, при котором господствующие позиции по-прежнему занимают несколько давно созданных банков. Среди них выделяются американские банки. Например, на три американских банка — «фёрст нешнл ситибанк», «Чейз манхэттан банк» и Банк Америки — приходится около 30% всех кредитов, предоставленных иностранными банками в Японии.
536

5.4. Особенности деятельности японских банков

В международной экспансии японских банков отмечаются несколько основных этапов. До начала 80-х гг. их международная активность была крайне ограниченной, сосредоточивалась в основном на финансировании японского экспорта и валютных операциях, связанных с внешнеэкономическими связями страны. Международную деятельность в широких масштабах осуществлял только «Банк оф Токио». В 1970—1972 гг. произошел скачкообразный рост иностранных активов многих японских банков. Используя политику «кредитного демпинга», японские банки стремились оттеснить иностранных конкурентов и завоевать свое место на международном кредитном рынке.
К созданию разветвленной сети банковских учреждений за рубежом Япония приступила лишь в начале 70-х гг. За относительно короткий период японские банки создали мощную базу для операций за рубежом и по размеру своей заграничной сети вышли на третье место в мире (после американских и английских). По данным министерства финансов Японии, по состоянию на 1986 г. в различных странах мира действовало 197 отделений, 166 дочерних компаний и 379 представительств японских банков. Подавляющая часть японских банковских институтов в США находится в двух центрах: Нью-Йорке и Калифорнии. Их концентрация в Нью-Йорке отражает значение последнего как международного валютно-финансового центра.
С открытия в Нью-Йорке в 1952 г. отделения «Банк оф Токио» началось восстановление заграничной .банковской сети Японии. Всего в Нью-Йорке расположены 24 отделения, 5 дочерних компаний и 5 представительств японских банков. Операции японских банков в Калифорнии имеют ярко выраженную торговую направленность. Наиболее сильные позиции в этом штате занимают созданные в начале 50-х гг. «Банк Токио Калифорния» и «Сумитомо банк Калифорния». Японскими банками в Калифорнии открыты 24 отделения, 9 дочерних компаний и 5 представительств.
Крупнейшим европейским плацдармом японских банков служат Великобритания и Германия. Японская банковская группировка в Лондоне — самая многочисленная после американской. Проникновение японского банковского капитала на австралийский континент, начавшееся в конце 60-х гг., было
537
столь динамичным, что за короткий срок японским банкам удалось занять не только равные, но и в ряде случаев предпочтительные позиции в борьбе с опытными конкурентами из Великобритании, Франции, США. В Юго-Восточной Азии японскими байками в наибольшей степени освоены Сингапур и Гонконг. Одним из .методов проникновения японских банков на иностранные денежные рынки стало создание многонациональных финансовых институтов. Характерная черта в организации многонациональных банковских группировок с участием японского капитала — сотрудничество, как правило, лишь с крупными банками, обладающими значительным опытом в международных банковских делах. Среди крупнейших японских и иностранных банков выделяются группировки «Мицубиси-Чейз Манхэттан банк», «Фудзи — Ситибанк», «Сумитово-Банк Америка». Более сложные связи существуют между «Дайити Кангё банк» и «Лонгтерм кредит банк оф Джапан с Мэнью фекчурерс Хэновер», между «Санва» и «Континентл банк».
Несмотря на то что в динамике наблюдается сокращение прибыли японских банков (это объясняется неустойчивым положением на фондовой бирже, увеличением объемов займов, погашение которых в срок представляется маловероятным, а также продолжающимся спадом деловой активности), японская банковская система остается одной из самых мощных в мире.
В начале 90-х гг. 110 банков Японии по общей сумме активов входили в число 2000 ведущих мировых банков. Среди 50" крупнейших банков мира 20 банков — японские. В первой мировой десятке — банки «Дайите-Кангё», «Сумитомо», «Сакура», «Фудзи», «Мицубиси», «Санва», «Норинчукин», Промышленный банк Японии. Доходность их активов 0,11 — 0,21%; общий объем кредитования 1,9 млрд долч.; показатель чистой прибыли — на уровне 4,9 млрд долл.
Стабильность японских банков обеспечивается развитой системой надзора за их созданием и деятельностью. Надзор осуществляется Банком Японии и министерством финансов. Важное значение при осуществлении надзора за банковской деятельностью придается системе регулярных контрольных проверок банков. В целях зашиты интересов вкладчиков, поддержания стабильности кредитной системы и устойчивого состояния финансовых институтов министерство финансов и Банк Японии поочередно, раз в два года, проводят проверку банков.
538
Основные способы проверки — анализ состояния активов, осмотр филиалов банков и собеседование с управленческими кадрами. Все большее внимание обращается на контроль банка за рисками, на меры, принятые по увеличению собственного капитала, рентабельность, программу менеджмента, осуществление структурной перестройки и другие фактические параметры. Анализ банковских активов проводится для определения состояния, связанного с кредитованием и иными видами активов, что позволяет выяснить степень кредитного риска. Анализ осуществляется по направлениям кредитования, обязательствам клиентов по акцепту, выданным банком гарантиям, ценным бумагам, движимости и недвижимости.
Для поддержания стабильности банковской системы и предотвращения возможных банковских банкротств в 1971 г. в Японии была создана Корпорация по .гарантии банковских вкладов. Ее уставный капитал — 455 млн иен, из которых 300 млн принадлежит правительству и Банку Японии, а остальные — частным банкам. Практически каждый японский банк ежемесячно платит в фонд Корпорации взносы в размере 1,012% от суммы его депозитов.
1 апреля 1998 г. в Японии объявлена реформа банковской системы, совпадающая по времени с началом нового финансового года. Реформа отменяет большинство ограничений на валютные операции, а также на банковские сделки, связанные с ввозом и вывозом капитала. Фиксированный процент брокерских комиссионных оставлен теперь только в отношении сделок, не превышающих 50 млн иен.
Эти меры вступают в силу немедленно (отсюда и название «большой взрыв»). В развитие же их на рассмотрение парламента представлено еще около 2 тыс. страниц финансового законодательства. В случае, если оно будет принято, в течение трех ближайших лет в Японии будут, во-первых, устранены все барьеры, мешающие прямой и бескомпромиссной конкуренции между банками и брокерскими компаниями. Во-вторых, сняты многие запреты, препятствующие банкам вводить новые финансовые продукты. В-третьих, банки смогут свободно работать на рынке фондов общественного потребления. В-четвертых, резко увеличится портфель операций по управлению банковскими активами, особенно по пенсионным фондам.
В результате реформы ожидается обострение конкурентной борьбы между банками и брокерами. Развитие рынка фондов об-
539
щественного потребления создаст привлекательные возможности для портфельных инвестиций как японских, так и западных компаний. Перелив огромной денежной массы личных сбережений с депозитных счетов в ценные бумаги будет содействовать подъему рынка капитала. Широкий спектр предлагаемых на рынке финансовых продуктов снизит зависимость корпоративных клиентов от конкретных банковских структур, заставит последних идти на все новые и новые инновации, но главное — «позволит совершить стратегический поворот от косвенного (банковского) финансирования к прямому, непосредственно связанному с рынком капитала», — как отмечает старший управляющий директор Токийской фондовой биржи Йосиаки Канеко.
«Большой взрыв» — спасительный шанс для токийского фондового рынка, застой на котором привел к тому, что по объему торгов он составляет сегодня всего 50% от собственного показателя за 1989 г. а по реальной стоимости продаваемых акций даже меньше. При этом, по данным консалтинговой фирмы «Пел-хэм Смитерз», 45% сделок, совершаемых на Токийской фондовой бирже, проходит с участием иностранных инвесторов.
«Ахиллесова пята» японских банков — слабая капитальная база. Как сообщает газета деловых кругов Японии «Нихон кэйдзай симбун», 19 ведущих банков страны вынуждены будут списать с балансов закрываемого финансового года до 10,2 трлн иен (77,56 млрд долл) «безнадежных долгов». Всего же под эту категорию подпадают кредиты и займы на сумму 28 трлн иен. По данным же министерства финансов, к более широкой категории «проблемных долгов» можно отнести 77 трлн иен. В итоге рыночная капитализация самих банков упала в биржевых котировках до рекордно низкого уровня.
В марте 1998 г. правительство уже оказало чрезвычайную банковскую помощь сектору, предоставив 21 крупному банку 1,8 трлн иен. Оно также одобрило новые бухгалтерские нормативы, позволяющие снизить давление падающих цен на недвижимость, на банковскую балансовую отчетность. К чему, однако, оно пока не готово (главным образом в силу внутриполитических причин), так это к предоставлению весомых налоговых льгот иностранным инвесторам, без чего, по мнению «Файнэншл тайме», «большой взрыв» рискует превратиться в «тихий визг».

Глава 6
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА КАНАДЫ
Кредитная система Канады имеет сложную институциональную структуру, на создание которой оказали сильное воздействие кредитные системы США и Великобритании. Эти страны стремились укрепить свои позиции в Канаде путем овладения национальными источниками финансирования. Кредитные институты возникли еще в колониальный период, функции банкиров выполняли торговые компании. В Канаде действовали различные филиалы иностранных кредитных институтов. Впервые коммерческий банк Канады был образован в 1817 г. — «Бэнк оф Монреал». Затем появляется ряд специализированных институтов: страховые кампании, трастовые и ипотечные компании и др.
Первая мировая война оказала сильное воздействие на усиление коммерческих банков, а после нее более быстро развиваются небанковские институты: компании по финансированию продаж в рассрочку и потребительскому кредиту, страховые и траст-компании.
Мировой экономический кризис 30-х гг. отрицательно повлиял на кредитную систему, на коммерческие банки, в частности, и другие кредитные институты. В этот период создается Банк Канады, усиливается государственное вмешательство в кредитную систему, активизируется деятельность специализированных государственных институтов кредитования жилищного строительства и сельского хозяйства.
Совершенствование кредитной системы продолжалось в годы Второй мировой войны и после нее, появились новые типы специализированных кредитных институтов: лизинговые ком-
541
пании, государственные страховые компании, компании пенсионного обеспечения.
Кредитная система Канады включает: центральный эмиссионный банк, коммерческие банки, специализированные учреждения. Центральный эмиссионный банк — Банк Канады — единый. Число коммерческих банков небольшое; на территории провинций действуют кредитные учреждения провинциального уровня.
Кредитная система страны характеризуется наличием следующих основных финансовых институтов: коммерческих, трастовых и ипотечных банков, страховых и инвестиционных компаний. Частные коммерческие, или так называемые чартерные банки пользуются полной свободой в коммерческой деятельности. 'Она регламентируются парламентскими хартиями. Чартерные банки по своему назначению призваны обслуживать промышленный, коммерческий и государственный секторы экономики. Они осуществляют депозитные операции, предоставляют различного рода кредиты, занимаются валютными операциями.
Ассоциация канадских банкиров, высшим органом которой является исполнительный совет, стоит во главе клиринговой системы Канады. Непосредственно возглавляет работу системы расчетов между банками так называемый Комитет клиринговых и информационных центров. Он имеет 10 организованных им региональных клиринговых палат, именуемых расчетными центрами. Региональные клиринговые палаты существуют в Оттаве, Калгари, Галифаксе, Монреале, Квебеке, Реджайне. Сент-Джоне, Торонто, Ванкувере и Виннипеге. Их деятельностью непосредственно управляют местные клиринговые ассоциации согласно мандатам, получаемым от Ассоциации канадских банкиров.
В кредитной системе существуют и другие институты, или, как называют их в стране, «небанковские финансовые посредники» (НБФП). Они также осуществляют банковские операции. К данной категории относятся кредитные союзы и кооперативные .финансовые организации, обслуживающие главным образом франкоязычное население. НБФП весьма неоднородны. Помимо указанных к ним относятся самостоятельные трастовые банки, траст-отделы коммерческих банков.
Концентрация банковского капитала в стране привела к образованию мощных, тесно сплоченных группировок национального финансового капитала. Среди них выделяются такие семейные группы, как Бронфманы, Рейманы, Томсоны, Бельц-
542
берги, Уэстоны, Ричардсоны и др. Для усиления их позиций внутри страны и за рубежом с 1 июля 1987 г. существенно смягчены ограничения деятельности кредитно-финансовых институтов: траст-банкам разрешено в неограниченном объеме выдавать коммерческие и потребительские кредиты, открывать филиалы, заниматься инвестиционными операциями через свои дочерние отделения. Коммерческие банки смогут проводить инвестиционные и доверительные операции, заниматься брокерством. Вместе с тем трастовым банкам все также запрещается контролировать капитал коммерческих банков, в то время как последним такое право предоставлено. Новое законодательство привело к еще более углубленному переплетению и взаимозависимости отдельных финансовых институтов.
Как и в других ведущих капиталистических странах, в Канаде развито страховое дело. В стране наблюдается достаточно высокая степень концентрации страхового капитала. На местном страховом рынке достаточно прочно обосновались американские компании; из 172 иностранных фирм, действующих в Канаде, 134 — из США. В свою очередь американский рынок выступает главной сферой внешней экспансии канадских страховщиков. В США действует 71 канадская страховая компания (в Великобритании — 7, в Гонконге — 6). Всего канадские страховые фирмы имеют 100 контор, исключая дочерние компании, в различных странах мира. Ориентация в зарубежной деятельности на сравнительно небольшую труппу стран (прежде всего США и Великобританию) способствует выдвижению страховых фирм Канады в группу транснациональных. Так, компания «Лайф-Сан-Лайф», давно действующая на британском страховом рынке, приобрела в 1986 г. английскую фирму «Нью-Хемпшеэр», ранее принадлежавшую известной в Великобритании компании «Грейт Вест Лайф» (третья по величине активов страховая компания). Около 2/3 своих доходов она получает от операций на американском рынке. Заметную роль в личном страховании канадский капитал играет на Филиппинах, в Гонконге, Индонезии и Сингапуре.

6.1. Центральный банк (Банк Канады)

Банк Канады — центральный эмиссионный банк страны. Он был учрежден как акционерное предприятие, но держателями его
543
акций не могли быть коммерческие банки и их служащие, а также иностранцы. Правительство Канады в течение 1935—1938 гг. выкупило у частных владельцев принадлежавшие им акции, тем самым укрепив Банк как центральный. Его деятельность определяет федеральное правительство, которое назначает Совет директоров. В состав Совета директоров входит заместитель министра финансов. Банк Канады систематически отчитывается перед парламентом о своей деятельности.
Основными функциями Банка Канады являются: регулирование денежного обращения и кредита; поддержание курса национальной валюты по отношению к другим валютам; мобилизация уровня цен, уровня производства и торговли.
Банк Канады осуществляет выпуск банкнот в обращение, предоставляет авансы коммерческим банкам, управляет кассовыми резервами коммерческих банков, регулирует расчеты между банками по клиринговым счетам, регулирует государственные золотовалютные резервы.
Банк Канады является агентом федерального правительства, управляет ценными бумагами государства, его кассовой наличностью, обеспечивает свяаи с центральными банками других государств. Банк Канады не покупает акции коммерческих банков, не кредитует и не принимает депозиты от частных лиц и компаний.
Основное место в активах Банка Канады занимают инвестиции в государственные облигации. Он также проводит операции с ценными бумагами по размещению их на открытом рынке, проценты по которым являются важнейшим источником его дохода.
Банк Канады выполняет функцию «банка банков», т.е. является кредитором последней инстанции для коммерческих банков, которым он предоставляет краткосрочные кредиты в небольших размерах , осуществляет небольшие вложения в иностранные ценные бумаги.
Главной статьей пассива Банка Канады являются выпускаемые им банкноты. Часть их оседает в коммерческих банках в качестве кассовых резервов. Кроме того, беспроцентные депозиты коммерческих банков являются также статьей резерва.
Коммерческие банки в качестве кредиторов Банка Канады в соответствии с законом должны держать в нем свои резервы. Депозиты в Банке Канады держат правительство Канады, крупные иностранные центральные банки.

544
Основные направления деятельности Банка Канады сформировались в период укрепления государственно-монополистических тенденций, что способствовало усилению государственного регулирования денежно-кредитной системы. Особенно это проявилось в послевоенный период, когда государство перешло к целенаправленному антициклическому регулированию экономики. Банк Канады, являясь инструментом денежно-кредитного регулирования государства, проводил работу по решению долгосрочных задач экономического развития.
Наибольшую активность в регулировании денежного обращения Банк Канады проявил во второй половине 50-х гг. В качестве регулятора экономической активности выступала учетная ставка, которая изменялась в 1944, в 1950 и в 1955 гг. в пределах от 1,5 до 2,5%.
Манипулирование учетной ставкой затруднялось влиянием притока капиталов из США. Учетная ставка в интересах стимулирования иностранных инвесторов в течение длительного времени была выше ставки банков ФРС США.
Низкая результативность процентной политики, ее недостаточная гибкость вынуждали Банк Канады в денежно-кредитном регулировании переходить к операциям с ценными бумагами на открытом рынке. Впервые такие операции Банк Канады провел по спасению канадского доллара во время валютного кризиса 1962 г.
Во второй половине 60-х гг. резко увеличился портфель облигаций федерального правительства у коммерческих банков, которое в некоторой степени затрудняли деятельность Банка Канады.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>