<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

В политике Банка Канады просматривается метод регулирования нормы обязательных резервов коммерческих банков. Изменяя их. Банк Канады увеличивал или уменьшал объемы денежных средств коммерческих банков для кредитования.
В выполнении регулирующих функций Банк Канады испытывал затруднения, связанные прежде всего с особенностями страны — здесь присутствует высшая степень независимости провинции от федерального правительства в хозяйственных вопросах. Немаловажную роль сыграло влияние иностранного контроля. С 1971 г. Банк Канады устанавливает лимиты увеличения денежной массы в обращении. Однако эти меры не всегда способствуют достаточному регулированию экономики.
545

6.2. Коммерческие банки

Главное звено кредитной системы Канады составляют частные коммерческие, или привилегированные, банки. Они оказывают огромное влияние на структуру частных инвестиций и потребительских расходов в стране, кредитуя промышленные, торговые и другие предприятия.
За время своего существования коммерческие банки постоянно концентрировались, т.е. происходило слияние и поглощение, их численность сокращалась, но финансовая мощь возрастала.
Законодательство Канады по банкам, созданное по английскому образцу, способствовало организации крупных банков и их отделений в провинциях, что позволяло банкам маневрировать денежными средствами в различных географических пунктах.
Коммерческие банки Канады являются депозитными, они учитывают векселя, принимают вклады до востребования, открывают для клиентов личные сберегательные и срочные счета. В своем портфеле держат ценные бумаги правительства и частных корпораций, предоставляют ссуды различным компаниям, частным лицам, осуществляют сделки с валютой, обслуживают экспортные операции. Коммерческие банки выпускают кредитные карточки и дорожные чеки, оказывают услуги по хранению ценностей в специальных сейфах, осуществляют операции по среднесрочной и долгосрочной аренде машин и оборудования. Они превратились в крупные «институты по оказанию финансовых услуг». Банки участвуют в капитале промышленных компаний, консультируют директоров промышленных корпораций, предоставляют информацию частным компаниям.
Главным видом активных операций коммерческих банков являются ссудные операции. В кризисных ситуациях ссудные операции претерпевали изменения. Так, в период кризиса 30-х гг. банковское кредитование промышленности и сельского хозяйства резко снизилось, но увеличилось инвестирование денежных средств в государственные ценные бумаги, т.е. банки выступали кредитором государства. В начале 50-х гг. вновь увеличилось число ссудных операций.
В ссудных операциях банков главное место занимает краткосрочное кредитование частных предприятий, а в последнее время растет объем ссуд в жилищное строительство и покупок в рассрочку.
546
Коммерческие банки предоставляют ссуды компаниям, которые играют важную роль в экономике страны. В кредитовании промышленности просматривается тенденция отраслевой специализации, но в последнее время доминируют универсализация банковских функций, создание банковских консорциумов для финансирования крупных промышленных объектов.
Коммерческие банки экспортерам предоставляют в основном краткосрочные ссуды, а функцию долгосрочного кредитования взяло на себя государство.
В послевоенный период изменилась структура инвестиций коммерческих банков в ценные бумаги. Длительное время коммерческие банки предпочитали государственные облигации, в дальнейшем они стали равномерно распределять свои денежные средства между ценными бумагами государства и корпораций.
В пассивах коммерческих банков высокий удельный вес занимают сберегательные счета. От таких вкладов банки получают наибольшую долю прибыли для проведения ссудных операций. Банки предпринимают различные нововведения для расширения доли сберегательных счетов и срочных вкладов, часть сбережений мелких вкладчиков помещается в сберегательные сертификаты. Клиент может получить обратно полную стоимость только после наступления срока оплаты. Помещение средств частных корпораций осуществляется в основном на срочные вклады.
Расширились вклады в иностранной валюте, которые используются банками для кредитования иностранной клиентуры, для финансирования внешнеторговых сделок. Возросла роль коммерческих банков на рынке евровалют.
В последнее время заграничные операции коммерческих банков развивались более высокими темпами, чем внутренние. Поскольку внутренний рынок был уже поделен между банками, то источником увеличения прибыли банков стала их заграничная деятельность. Расширяется сеть отделений коммерческих банков в других странах, наибольшее количество их отделений, дочерних компаний, агентств открыто в США, Великобритании, странах Ближнего и Среднего Востока. По существу канадские коммерческие банки превращаются в международные кредитные институты, главные конторы которых расположены на территории Канады.
К транснациональным банкам в первую очередь можно отнести всю ведущую «пятерку» коммерческих банков страны —
547
«Ройал бэнк оф Кэнада», «Кэнэдиен импириал бэнк оф коммерс», «Бэнк оф Монреал», «Бэнк оф Нова-Скошиа», «Торонто-Доминион бэнк».
«Ройал бэнк оф Кэнада» — крупнейший чартерный банк Канады, ведущий в финансировании нефтедобывающей промышленности. Однако в последнее время наблюдается постепенный отход от данной специализации в сторону универсализации банковских функций как внутри страны, так и за границей, что выражается в осуществлении во все большем объеме управленческих и инвестиционных операций для международной клиентуры. Банк образован в 1896 г., имеет 1700 отделений, в том числе в 46 странах мира. Штаб-квартира расположена в Монреале, имеет представительства в Торонто, Виннипеге и Калгари. Управление банковскими операциями осуществляется 11 региональными управлениями, 7 из них расположена в Канаде, 4 — за рубежом. Банк имеет 5 тыс. корреспондентских счетов. «Ройал бэнк» является лидером в применении новой банковской технологии и управленческих методов. Среди банков «большой пятерки» страны «Ройал бэнк» занимает 3-е место по величине зарубежных активов и имеет широкую географию деятельности. Он — участник консорциума «Либра бэнк», деятельность которого направлена на финансовую экспансию в латиноамериканском регионе. Доля банка в капитале консорциума составляет 10,6%. Банк осуществляет консультирование промышленных корпораций по вопросам финансирования инвестиций, кредитует эти операции.
«Бэнк оф Монреал» — старейший банк Канады, занимает 2-е место среди банков страны. Образован в 1817 г. Банк осуществлял эмиссию первой национальной денежной единицы Канады, являясь банком федерального правительства вплоть до 1935 г. т.е. до учреждения государственного «Бэнк оф Кэнада». До сих пор банк является финансовым уполномоченным канадского правительства в Великобритании, где с 1818 г. имеет свое представительство. «Бэнк оф Монреал» имеет 1220 отделений внутри страны, активен в 18 развитых и 17 развивающихся государствах. Штаб-квартира расположена в Монреале. Банк состоит членом системы кредита «Мастер кард».
«Бэнк оф Монреал» активно содействует финансовому обеспечению многоотраслевой и международной экспансии канадских корпораций. Его деятельность в этом процессе выражается не только в мобилизации займов и кредитов, но и в участии
548
во многих транспортных, промышленных и энергетических проектах, способствующих развитию национального рынка и международной торговли. Он — держатель акций в компаниях «Пауэр корп.» (через финансовые институты «Грейт Вест Лайф» и «Инвестор груп»), а также «Кэнэдиен пэсифик». В 1984 г. банк присоединил американский «Хэррис бэнк корп. оф Чикаго» с активами в 7,8 млрд долл. Данное поглощение открыло перед банком широкие возможности на американском рынке. Теперь он имеет свои представительства в Нью-Йорке, Чикаго, Денвере, Хьюстоне, Лос-Анджелесе, а также в Париже, Бонне, Дюссельдорфе, Милане, Мадриде, Гонконге, Сингапуре, Маниле, Джакарте, Дели, Бомбее, Мехико, Буэнос-Айресе, Сан-Паулу, Сиднее, Бейруте, на Каймановьгх островах.
«Кэнэдиен илшшриол бэнк оф коммерс» (СИБС) по величине активов занимает 3-е место в стране. Образован в 1961 г. в результате слияния «Импириал бэнк оф коммерс» с «Кэнэдиен бэнк оф коммерс», является ведущим в финансирова-нии горнорудной промышленности. Штаб-квартира расположена в Торонто. Имеет свои представительства во многих финансовых центрах: Торонто, Нью-Йорке, Лондоне, Токио и Гонконге, а также 1630 отделений внутри отравы и 110 — в 24 отравах мира. Общее число вкладчиков — 274 тыс. человек. Банк является членом системы кредита «Виза кард». США — основная зона, ще банк расширяет сферу своей финансовой деятельности. СИБС — активный участник международных консорциумов, владеет акциями многих банковских объединений в Лондоне, Далласе, Сиднее, Гонконге.
«Бэнк оф Нова-Скоиша» — четвертью коммерческий банк страны. Образован в 1832 г. Имеет отделения в 28 развитых и 47 развивающихся странах мира. В Канаде банк насчитывает 1194 отделения. Штаб-квартира банка зарегистрирована в Галифаксе, хотя все операции осуществляются в Торонто. Банк — участник кредитной системы «Виза кард», к которой примкнул в 1983 г. «Бэнк оф Нова-Скошиа» выделяется размахом зарубежной деятельности. 54% своих прибылей банк получает от международных операций (в то время как у остальных членов «большой пятерки» эта цифра колеблется от 20 до 45%). «Бэнк оф Нова-Скошиа» имеет в Великобритании 5 отделений и 4 дочерние компании. "В условиях острой конкурентной борьбы банку удалось открыть также отделения во Франции, ФРГ, Нидерландах. Он принимает участие в консорциуме «Юнайтед ин-
549
тернэшнл бэнк». «Бэнк оф Нова-Скошиа» является соучредителем консорциального банка «Шродер, Дарлинг энд компани» в Сиднее, специализирующегося на кредитовании торговли, ему принадлежит 25% акционерного капитала.
«Торонто-Доминион бэнк» занимает 5-е место в стране. Образован в 1955 г. в результате слияния «Бэнк оф Торонто» и «Доминион бэнк», имеет 964 отделения, в том числе в 16 развитых и развивающихся странах. Штаб-квартира расположена в Торонто. Банк является универсальным. С конца 70-х гг. пытается усилить свои позиции в США. Первое свое отделение банк открыл в Нью-Йорке в 1979 г. Там же была учреждена дочерняя траст-компания «Ю.Ж. Утилитайз файнэнс груп». Банк продолжает проникновение на рынок Великобритании, где имеет в Лондоне два отделения и одну дочернюю компанию. Здесь им также созданы специализированные внебанковские институты по инвестиционному обслуживанию британских нефтедобывающих и газовых компаний. Банк тесно сотрудничает с английским «Стандарт Чартер бэнк». Перспективной сферой проникновения банка являются страны Западной Европы, Ближнего и Среднего Востока.

6.3. Прочие банковские институты

Вместе с тем в середине 80-х гг. наиболее ярким проявлением подрыва существующей уже многие десятилетия системы разделения функций между «четырьмя столпами» канадских финансов и кредита служит бурная экспансия в стране совершенно нового для Канады типа финансового учреждения — широко диверсифицированной инвестиционно-банковской фирмы, или, по терминологии канадских специалистов, «торгового банка».
Стремительное развитие этого вида финансовых институтов во многом объясняется тем, что «торговый банк» практически не попадает под существующие законы, регулирующие сферу финансов в Канаде, и в первую очередь под законы об ограничении прав вкладчиков скупать крупные (свыше 10%) пакеты голосующих акций финансовых компаний. Таким образом, проникновение на кредитно-финансовые рынки при посредстве учреждений подобного рода в наибольшей степени выгодно крупнейшим группировкам монополистического капитала, имеющим соответствующие средства, чтобы полностью распоряжаться крупными организациями «финансовьи владений» та-
550
ких компаний. Они опираются на совокупный финансово-экономический потенциал всех кредитно-финансовых учреждений, подконтрольных им, и используют уже сложившуюся сеть их клиентуры, их знание рынка, управленческий опыт и т.п.
Первой и самой крупной инвестиционно-банковской фирмой Канады стала корпорация «Хиз интернешнл корп.» — часть гигантских семейных владений Эдварда и Питера Бронфманов. Собственный капитал этого «торгового банка» свыше 1 млрд долл. Это больше, чем совокупный капитал всех канадских инвестиционно-дилерских фирм, до самого последнего времени державших монополию на инвестиционно-банковские операции в стране. Если бы «Хиз интернешнл» был американским инвестиционным банком, он бы смог занять по данному показателю 6-е место на Уоллстрите.
В обширной «империи» Бронфманов нашлось место и для еще одного «торгового банка» — «Грейт лейке груп инк», имеющего свою специализацию. В рамках группы Бронфманов он служит «центральным инвестиционным банком», т.е. занимается размещением ценных бумаг корпораций, контролируемых этим семейством.
Еще одним примером «торгового банка» может служить «Сентрал капитал менеджмент инк.», отделившийся от холдинга «Сентрал кэпитал корп». Его главным владением является одна из крупнейших канадских траст-компаний «Сентрал траст». Всю группу финансовых учреждений контролируют два крупных канадских бизнесмена Р. Коэн и Д. Эллен. Главными направлениями деятельности «Сентрал кэпитал» стали кредитование бизнеса, консультационные услуги и управление пенсионными фондами. К началу 90-х гг. владельцы «Сентрал кэпитал» планируют превратить его в крупнейшую инвестиционно-банковскую фирму с собственным капиталом в 1 млрд долл.
Собственный «торговый банк» — «Ланкастер файнэшнл инк.» организован финансовым конгломератом «Краунекс инк.» (центральное его звено — крупная страховая компания «Краун лайф иншурэнс»).
Если в 1985 г. в стране было только одно подобное учреждение, то в 1988 г. их насчитывалось уже около полутора десятков, причем это число постоянно увеличивается. «Торговые банки» отпочковались буквально от всех крупнейших диверсифицированных компаний в области финансов. Известны случаи, когда за «основу» бралась промышленная или торговая
551
фирма. («Би-Си пэсифик кэпитал корп.», например, была организована Э. и П. Бронфманами из известного промышленного конгломерата «Верса-тайл корп.»).
Образование финансовых конгломератов из различных по своей специализации финансовых компаний стало важнейшей особенностью централизации капитала в кредитно-финансовой сфере Канады во второй половине 80-х гг.
Благодаря участию ведущих кредитно-финансовых институтов в капитале друг друга и тесным деловым контактам между ними, крупнейшие из них, в первую очередь основные канадские коммерческие .банки, получают возможность осуществлять контроль за предоставлением всего комплекса финансовых услуг промышленным корпорациям. В результате образуются мощные монополистические объединения на уровне всей кредитно-финансовой сферы.
Сберегательные банки в Канаде не получили такого большого распространения, как в США. В основном они развиваются в Квебеке и контролируются «семейными» группами франкоязычных капиталистов. Полученные денежные средства населения вкладываются ими в государственные облигации.
Важнейшую роль в развитии банковского звена канадского финансового капитала сыграло банковское законодательство. Специальные исследования, проводившиеся в Канаде, убедительно показали, что банковская система страны всегда надежно защищалась как от конкуренции со стороны других финансовых отраслей, так и кредитно-финансовых учреждений, находящихся под иностранным контролем. В результате такой защиты банки были в состоянии извлекать монопольно высокие прибыли. В 60-х гг., например, среднегодовая норма прибыли для банков (на основе чистой прибыли на собственный капитал) составляла 9,82%, в то время как для ипотечных и траст-компаний она была 7,26%, а в целом в страховом деле, в операциях с недвижимостью и для прочих финансовых компаний только 4,6%. При этом теоретически предсказанная доля, в частности в 1963 — 1967 гг., проникновения новых банков в банковскую систему (исходящая из межотраслевых различий в норме прибыли) по крайней мере в 5 раз превышала реальный показатель.
По данным канадского экономиста Дж. Минца, охраняемая банковским законодательством монополия узкой группы ведущих банков во всей отрасли принесла им только за 1968— 1973 гг. от 200 — до 500 млн долл. сверхприбыли. Аналогичная
552
г. от 200 — до 500 млн долл. сверхприбыли. Аналогичная ситуация сохранялась и в дальнейшем.
Все эти факты — яркое свидетельство того, что заявляемые на словах цели деятельности государственных регулирующих органов Канады на практике оказываются подчас диаметрально противоположными тому результату, которого удается достичь финансовому капиталу страны. Это обстоятельство, между тем, не является неожиданностью для государственных деятелей Канады. Например, Дж. Тернер, будучи министром по делам корпораций, заявил, что он знал много правительственных регулирующих органов, и чем дольше он их знал, тем больше в нем укреплялось мнение, что все они имеют тенденцию отражать интересы предпринимателей той отрасли, которую должны регулировать.
Широко используется финансовым капиталом Канады в своих интересах и аппарат административного регулирования (регламентирования) различных отраслей и сфер хозяйства страны.
В первую очередь это относится к регулированию рынка ценных бумаг (акций и облигаций) корпораций. Так, целый ряд специальных актов, регулирующих рынок ценных бумаг (эта сфера находится под юрисдикцией провинций), дополняет действие упоминавшихся выше налоговых законов в направлении дальнейшей концентрации и централизации капитала в стране. В частности, на корпорации, зарегистрированные в провинции Онтарио, распространяется правило, согласно которому при покупке «внешним акционером» 20% или более голосующих акций той или иной компании по цене, превышающей среднерыночную на 15% (это типично при заключении сделки между крупным покупателем и крупным продавцом в лице ведущих корпораций Канады), он обязан предложить ту же «выгодную» цену всем остальным владельцам мелких пакетов. Таким образом, закон зачастую заставляет корпорацию, планировавшую просто крупное капиталовложение в акции, целиком поглощать ту или иную компанию. Аналогичный закон действует и в провинции Квебек. Очевидно, в этом кроется один из факторов сохранения за особо крупными пакетами акций важнейшей роли в системе монополистического контроля над канадскими корпорациями.
Среди других законов, регламентирующих рынок ценных бумаг, особо следует выделить мало известное положение о структуре инвестиций пенсионных фондов в Канаде. На протяжении всего послевоенного периода канадские фонды пенсионных сбережений обязаны были как минимум 90% всех средств вкладывать
553
в акции и облигации только канадских фирм. Будучи предусмотренной в качестве средства, стимулирующего экономическое развитие Канады», эта мера сыграла, неоценимую роль в процессе концентрации экономической власти в стране. Достаточно отметить, что совокупные активы всех пенсионных фондов Канады достигли к 1986 г. почти 240 млрд долл. и продолжали увеличиваться приблизительно на 20 млрд долл. в год.
Важной особенностью канадской экономики являются ее очень тесные связи с экономикой США: около 20% произведенной в Канаде продукции экспортируется в США, а финансовые рынки этих двух стран в высшей степени интегрированы. Вторая особенность, отличающая Канаду от большинства других промышленно развитых стран, заключается в большом удельном весе добывающей промышленности в ее валовом внутреннем продукте. Поскольку сырье составляет значительную часть экспорта, условия торговли для Канады всегда улучшаются в периоды повышения мировых цен на сырье и ухудшаются в периоды их падения.
Денежно-кредитная и валютная политика Канады направлена на укрепление национальной валюты, которое достигается с помощью контроля за инфляцией и стабилизации обменного курса канадского доллара. Для этого Банк Канады устанавливает целевые ориентиры для темпов инфляции на 3—5 лет и осуществляет вмешательство на валютных рынках в обмен на иностранные валюты.
Темпы инфляции в Канаде сравнительно низкие (в 1994 — 1995 гг. — 2—2,5% в год);-целевая установка для инфляции до 1999 г. - 1—3% ежегодно.
На современном этапе основным инструментом денежно-кредитной политики в Канаде является перемещение депозитов, принадлежащих правительству, из коммерческих банков и других клиринговых институтов в Банк Канады — «изъятие» (drawdown), а также в клиринговые банки — «редепозит» (redeposit).
В целом новейшие тенденции в валютной и денежно-кредитной политике Канады свидетельствуют о заинтересованности органов денежно-кредитного регулирования в сохранении своего влияния на формирование основных пропорций внешнеэкономического обмена и структуры валютных курсов, о приверженности борьбе с инфляцией н обеспечению на этой основе устойчивых темпов роста экономики.

Глава 7
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ

7.1. Структура банковской системы

Банковское дело в Италии зародилось в Риме и было организовано по образу и подобию греческого. Аргентарии или мензарии, проводившие операции по приему денежных вкладов, переводу денежных средств, выдаче простых и ипотечных ссуд, организации и проведении аукционов, появились уже в III в. до нашей эры. Дома Опиев и Игнациев осуществляли свои операции на территории от Македонии до Геркулесовых Столбов. Особенно банковская деятельность утвердилась в конце Средних веков и в период Возрождения в Венеции и Флоренции, где помимо коммерческих банков осуществляли свою деятельность общественные банки (1156—1171), занимавшиеся переводом средств со счетов и получившие название жиробанков. Первым таким банком стал Венецианский банк «Monte Nuovo». Банки представляли собой собственно общественные учреждения, принимавшие налоги и производившие некоторые банковские операции, и подразделялись на «светские горы» (Montes provant) и «горы», учрежденные для борьбы с ростовщичеством и находившиеся под покровительством духовенства (Montes pietatis).
Дальнейшее развитие банков привело к участию государства в их деятельности. В 1401 г. путем слияния многих товариществ — кредиторов правительства был образован знаменитый Банк св. Георгия в Генуе, ставший кредитором Республики. В качестве капитала ему были уступлены таможенные и другие государственные доходы. Банк пользовался большими привилегиями — Генуэзский дожь (мэр) при своем вступлении в долж-
555
ность должен был присягать, что он обязуется защищать самостоятельность банка и способствовать его процветанию. С 1463 по 1505 гг. папой римским Банку было предоставлено право отлучить от Церкви неисправимых должников. И только в 1675 г. этот банк стал жиробанком.
В это же время начинают появляться и первые кредитные учреждения, в частности, в 1473 г. появились первые ломбарды, предоставлявшие ссуды под залог частным лицам. А в 1587 г. был открыт в Венеции государственный жиробанк «Banco di Rielto» Впоследствии развитие банковской системы происходило за счет появления новых жиробанков и депозитных коммерческих банков, возникновения сберегательных касс, ипотечных и деловых банков, создания сети кредитно-финансовых учреждений. В 1893 г. появляется Итальянский национальный банк, который получает право монопольной эмиссии банкнот (с 1926 г.) и начинает выполнять функции центрального банка страны.
Основные черты современной банковской системы Италии сформировались в 20—30 гг. XIX вв. Кризис 30-х гг. серьезно затронул банковскую систему, что вынудило государство произвести национализацию значительной части банков и сформировать в качестве высших органов кредитной системы два института — Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям и Центральный эмиссионный банк — Банк Италии. Второй уровень кредитной системы представлен коммерческими банками и специализированными кредитные учреждениями.
Современной банковской системе Италии присущи свои особенности. Во-первых, значительна доля участия государственного сектора (на такие банки приходится 35% депозитов, 35% кредитов и 40% служащих в банковской сфере). Присутствие государства в банковском секторе проявляется в двух формах: обеспечение кредита, которое было отменено в 1983 г., и обязательство использовать определенную долю своих активов в виде земельных, сельскохозяйственных и движимых облигаций. Последнее касается теперь только земельных и сельскохозяйственных облигаций, их обязательная доля снизилась до 4,5%. Присутствие государства в банковском секторе усиливается политизацией, так как назначение на руководящие посты банков происходит в соответствии с правилом так называемой политической «сортировки». Например, президентом «Банко национале дел Раворо» является социалист, президент «Банко ди Си-
556
цилия» — республиканец, а президент «Банко ди Наполи» — социал-демократ.
Во-вторых, банки и кредитные учреждения делятся на институты краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кредитования. Институты краткосрочного кредитования включают шесть основных групп: государственные кредитные учреждения, преимущественно коммерческие банки, кредитующие крупные фирмы; банки национальных интересов, осуществляющие широкий круг банковских операций; негосударственные коммерческие банки, имеющие большое количество отделений и обслуживающие средних и мелких предпринимателей и частных клиентов; сберегательные кассы, деятельность которых связана с частной клиентурой и ограничена рамками определенной территории; ремесленные и сельскохозяйственные институты, народные или кооперативные банки, предназначенные для финансирования мелких и средних предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства; специализированные кредитные институты, предоставляющие в основном инвестиционные займы предприятиям.
Для институтов средне- и долгосрочного кредитования характерна узкая специализация (промышленность, сельское хозяйство, ипотечное кредитование, кредитование средних и мелких предпринимателей). Характер специализации определяет срок кредита. Большинство этих институтов государственные и полугосударственные. Они формируют свои капиталы за счет эмиссии займов и депозитов. Наиболее распространены учреждения краткосрочного кредита, насчитывающие более 1000 кредитных учреждений.
Итальянская банковская система всегда испытывала большую конкуренцию со стороны сберегательных касс, которые хотя и не являются универсальными, остаются очень сильными конкурентами в своей сфере деятельности, что является еще одной особенностью системы.
С конца 70-х гг. усилился процесс приватизации банковской системы, хотя доля государства еще остается значительной. Например, в 1988 г. был приватизирован «Медиобанк». В результате 50% его капитала принадлежит частным лицам, 25% — банкам национальных интересов и 25% — государству.
В последние годы Банки Италии стали проводить политику внешнего развития, особенно в направлении Франции и Гер-
557
мании, а итальянский рынок стал доступным для вложений иностранных банков.
7.2. Центральный банк (Банк Италии)
Высшим органом кредитной системы является государственный институт — Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям, созданный в 1947 г. и представляющий собой так называемое мини-правительство, наделенное большими полномочиями. В его функции входят:
• обеспечение нормального функционирования кредитной системы Италии;
• разработка основных направлений кредитной политики и контроль за ее осуществлением;
• контроль за всеми важными структурными изменениями в банковской системе: открытием новых кредитных учреждений, отзывом лицензий; с одобрения комитета происходит принятие уставов банками, внесение изменений в них, назначение на руководящие посты;
• санкционирование всех предписаний, определяющих нормы и правила деятельности кредитных учреждений, эмиссию ценных бумаг;
• осуществление контроля за деятельностью Банка Италии, разработка основных рекомендаций для его деятельности.
Несмотря на множественность функций. Комитет не имеет права осуществлять непосредственный контроль за кредитной системой. Данная функция делегирована центральному банку.
Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям управляет председатель, который является министром казначейства. Членами комитета выступают министр общественных работ, министр промышленности, министр сельского хозяйства, министр внешней торговли, министр бюджета и экономического программирования, министр финансов. В работе Комитета принимает участие Управляющий Банком Италии.
Административно Межминистерский комитет связан с казначейством. Эта связь вытекает из того, что при Главном управлении казначейства имеется Инспекторат по контролю и наблюдению за денежным обращением, который совместно с секретариатом Комитета занимается технической разработкой
558
проектов его решений и устанавливает необходимые контакты с государственными учреждениями и кредитными институтами.
Центральным банком выступает Банк Италии, созданный в 1893 г. и являющийся с 1926 г. единым эмиссионным центром страны. Уже с 1893 г. Банк Италии имеет тесные отношения с государством, хотя и является юридическим лицом — частным акционерным обществом. С 1895 г. ему было передано ведение операций казначейства. В 1926 г. Банк получил право контроля над кредитной системой и курсом лиры. С 1936 г. он стал «банком банков». В настоящее время в организационном плане Банк Италии — центральный эмиссионный банк, публично-правовое учреждение с капиталом, состоящим из 300000 именных паев, которые поделены между государственными и полугосударственными учреждениями, такими, как сберегательные кассы, публично правовые институты, банки национальных интересов, институты социального обеспечения, страховые учреждения. Практически он же является государственным институтом.
Банк Италии осуществляет исполнительную власть в денежно-кредитной сфере и является влиятельным экономическим учреждением в области государственного регулирования экономики. Административно он подчинен казначейству, в области же кредитной политики следует рекомендациям Межминистерского комитета по кредитам и сбережениям.
Во главе Банка Италии стоит Высший совет, который проводит в жизнь решения Межминистерского комитета. Возглавляет Совет Управляющий, который назначается Высшим советом, куда входят еще 12 директоров, но не входят политические деятели. Управляющий выбирает Комитет Высшего совета, состоящий из управляющего, генерального директора, его заместителя и 4 директоров. Управляющий, генеральный директор и его заместитель должны быть одобрены советом министров и утверждены президентом страны и могут быть отозваны в любое время.
В Италии законодательно задачи Банка Италии сформулированы лишь в общих чертах. Основными его функциями являются следующие:
• Эмиссия кредитных денег.
• Аккумуляция и хранение официальных золотовалютных резервов; резервы составляют 5% активов центрального банка (34905 млн долл.) и состоят в основном из ЭКЮ,
559
СДР (125 млн долл.). Несмотря на уход золота из обращения, оно составляет немалую долю в золотых резервах — 2592 т, причем за последнее десятилетие эта цифра не изменилась.
• Банк является кассиром правительства, в нем имеется счет государства, на котором ведется движение поступлений и выплат. В этом плане существуют определенные разграничения «обязанностей» Банка Италии и казначейства. Поступления и расходы обеспечиваются казначейством, а Банк лишь регистрирует их.
• Банк предоставляет кредиты кредитным учреждениям и правительству. Правительство имеет возможность неограниченно получать льготные кредиты, условия которых устанавливаются законом единовременно или ежегодно. В то же время рефинансирование кредитных учреждений ограничено.
• Банк осуществляет контроль за деятельностью кредитных учреждений. Эти полномочия ему делегированы Межминистерским комитетом и осуществляются они непосредственно Банком Италии при поддержке Ассоциации итальянских банков. Межминистерский комитет отвечает в основном за общий надзор в сфере кредитной политики и защите сберегательных вкладов, Центральный банк готовит проекты решений и предложений по вопросам надзора по резолюциям Комитета, устанавливает его правила и сам непосредственно осуществляет надзор как в документарной, так и в дистанционных формах. В его полномочия также входят контроль и инспектирование деятельности банков, осуществление регистрации кредитных учреждений, обеспечение нормального функционирования кредитной системы в целом. Национальная комиссия по контролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей контролирует деятельность кредитно-финансовых учреждений на рынке ценных бумаг. Основные принципы надзорной деятельности в Италии сформулированы в новом Законе о банках (1993 г.). В нем определены статус органов банковского и финансового надзора, процедура осуществления надзора и прямого управления банком, если он оказывается в затруднительном финансовом положении. Для осуществления надзора за этими группами банков была разработана концепция объединенного надзора.
560
• Банк осуществляет контроль за валютным обращением, курсом лиры, введением европейской валютной единицы — «евро». Уже в 1997 г. в Италии введено в оборот 0,5 млрд «евро».
• Банк осуществляет денежно-кредитную политику, основные направления которой определяются совместно с казначейством и Комитетом, а претворяются в жизнь самостоятельно Банком Италии. Банк ведет постоянное наблюдение за динамикой денежной массы и принимает необходимые меры по ее регулированию на основе целевых ориентиров. Основными инструментами денежно-кредитной политики выступают учетная политика, операции на открытом рынке (особенно операции репо), политика минимальных обязательных резервов. Для Италии характерна высокая норма минимальных резервов (до 25%), причем эти обязательства для Банка Италии платные. Особенностью является и то, что резервы распространяются на значительную часть пассивов баланса банка.
• Банк занимается организацией безналичных расчетов. Операции Банка Италии представляют собой операции по привлечению денежных средств (пассивные) по их размещению (активные). К пассивным относятся эмиссия банкнот, вклады кредитных учреждений, правительства, иностранных банков, капитал и резервы. Основной активной операцией выступает переучет векселей со сроком погашения не более 4 месяцев. Прямой учет векселей частной клиентуры в Италии центральным банком запрещен. Банк осуществляет вьщачу кредитов под залог государственных ценных бумаг, облигаций ипотечных кредитных учреждений, залоговых свидетельств со сроком не более 4 месяцев, проводит инвестиции в государственные ценные бумаги.

7.3. Коммерческие банки

Ядром банковской системы Италии выступают 6 банков так называемых кредитных учреждений, 3 банка национальных интересов с филиалами и частные банки.
Коммерческие банки Италии относятся к группе институтов краткосрочного кредитования. По закону они не имели права кредитовать на сроки свыше 18 месяцев. Но через посредничество банков долго- и среднесрочного кредитования под при-
561
крытием краткосрочных биржевых контрактов этот закон благополучно обходится и банки выдают кредиты практически на любой срок. В связи с этим коммерческие банки носят универсальный характер, хотя в 1936 г. была предпринята попытка их специализации, в результате которой появились банки движимого имущества, инвестиционные банки и депозитные.
К депозитным банком относятся прежде всего три банка национальных интересов со своими филиалами, которые являются собственностью IRI (Институт реконструкции промышленности). На них приходится около 11% депозитов, 12,1% кредитов банковской сферы. Депозитные банки делятся на 5 категорий:
самые крупные, в их число входит 5 банков; крупные, представленные пятью банками; средние (11 банков); мелкие (20 банков) и 194 самых мелких банка.
К банкам движимого имущества относят 5 банков, которые непосредственно конкурируют со своими государственными аналогами, так как в основе своей они частные. К ним относят «Сеционе» (Sezione), «Институте ди кредите фондарио» (Institute di credito fondario), «Едифицио» (Edifizio), «Аграрио мобилиане» (Agrario mobiliane).
К инвестиционным банкам относятся, государственные и полугосударственные банки, осуществляющие среднесрочное и долгосрочное кредитование промышленности, мелких и средних фирм, а также инфраструктуры страны. Среди них «Институте Мобильяре Итальяно», «Мидибанк», «Эфибанко, «Медиок-редито», «Исвеймер», «Ирфис», «Чис». Для Италии характерны инвестиционные банки второго типа, базирующиеся на смешанной форме собственности или государственной и предполагающие не только кредитование промышленности, но и правительственных программ.
По форме собственности коммерческие банки являются в основном государственными. При этом выделяют два вида государственных банков. Во-первых, государственные кредитные учреждения, являющиеся прямой собственностью государства, и региональные банки, в создании которых немалую роль играют обязательства государства по стимулированию развития отдельных регионов. И во-вторых, банки, в которых государство принимает опосредованное участие. К ним относятся банки, являющиеся собственностью государственного Института реконструкции промышленности.
562
В целом коммерческие банки могут быть представлены в следующих видах.
Полностью государственные или частично государственные, среди которых особое место занимают:
• «Банко национале дел Лаворо» (Banco nationale del Lavoro), имеющий ряд филиалов, в том числе филиал «Банко Тибурти-на» (Banco Tiburtina); 7 специальных секций (Сеционе); банк «Finanziarta italiana di partecipazioni»; банк наличных средств (EFIBANCA); 18 лизинговых обществ; 28 обществ по факторингу; 35 отделений и 10 банков-филиалов за границей.
• «Институте Сан Паоло ди Торино» (Istituto San Paolo di Torino), который объединяет 2 филиала коммерческих банков (Banco Lariano, Banco provintiale Lombarda), 2 инвестиционных банка, общество по продаже финансовой продукции, 2 общества по управлению портфелем ценных бумаг, 4 филиала по проведению лизинговых операций, филиал по факторингу, 8 отделений и 4 банка за границей.
• Региональные банки «Банко ди Наполи» (Banko di Napoli);
«Банко ди Сицилия» (Banco di Sizilia), «Монте дел Паши ди Сиенна» (Banco del Pasxhi di Sienna), «Банко ди Сардиния» (Banco di Sardegna).
• Три банка национальных интересов (БИН): «Банко соммерциале Италиано» (коммерческий банк Италии), который, объединяет при обычных условиях мажоритарного владения кали-талом 2 коммерческих банка, участвует в капитале «Медиобанка» (на него приходится около 18% капитала), имеет филиал по факторингу, лизингу, по управлению ценными бумагами, а также 9 филиалов за границей, в том числе участвует в банке «Зюдамерис» (SudAMERIS) (48% капитала); Банк Рима (Banco di Roma) и «Средито Италиано» (Credito Italiano).
С начала 80-х гг. начинается постепенная приватизация коммерческих банков, в результате чего доля государства в таких банках снизилась до 51 % в ходе эмиссии ценных бумаг и реализации их на бирже.
Помимо государственных и полугосударственных банков выделяют частные банки, среди которых наиболее известный «Амбровенето» (Ambroveneto). В целом же их насчитывается около 100. Доля частных банков, называемых банками обычного кредита, долгое время сокращалась в результате расширения государственного сектора, но несмотря на это на них при-
563
ходится 24% депозитов и около 26% кредитов всей банковской сферы. Частные банки становятся жертвой слияний и поглощения как национальными, так и иностранными банками. Из вновь созданных частных банков можно назвать «Банко Амбро-зиано», который впоследствии разорился, «Новый Банк Амбро-зиано» (NAB), поглотивший «Банко Катголика дел Венето» (Католический банк Венеции), в результате чего появилась частная итальянская группа, являющаяся 10-й по размеру активов согласно-национальной классификации банков.
7.4 Специализированные банки
Итальянская банковская система достаточно многообразна и включает в себя помимо коммерческих банков ряд специализированных банков. Наиболее многочисленна (129) группа народных банков (banco popular). Их клиентами выступают ремесленники и сельскохозяйственные работники. Такие банки образуют сеть взаимного и кооперативного кредита. В правовом отношении на них распространяются положения, установленные для кооперативных учреждений, в частности, ограничен размер паев участников, каждый участник может пользоваться только одним голосом независимо от размеров пая. Несмотря на значительное количество таких банков, их роль невелика. Основными конкурентами народных банков выступают сберегательные кассы, пользующиеся большим доверием у сельскохозяйственной клиентуры. Народные "банки объединены в два синдиката: Национальная ассоциация и Техническая ассоциация. Их объединяет своеобразный Центральный банк, который выполняет обычные функции для таких организаций.
Деловые банки представлены немногочисленной группой, что объясняется неразвитостью биржи, финансового рынка и большой мощью государственного сектора. Деловые банки действуют на различных финансовых рынках как за свой счет, так и от имени какой-либо третьей стороны и управляют имуществом частных лиц и предприятий. Они специализируются либо на деятельности, связанной с ценными бумагами и их рынками, либо выступают как финансовые институты, либо выполняют операции, характерные для коммерческих банков.
Наиболее крупным деловым банком является «Медиобанк» (Mediobanca), капитал которого делится между тремя банками
564
национальных интересов и частными владельцам. Причем частные акционеры имеют те же полномочия, что и банки благодаря одинаковому количеству административных должностей. «Медиобанк» относится к институтам средне- и долгосрочного кредитования и участвует в промышленном капитале. С 1989 г. он частично приватизирован. Помимо этого банка можно назвать «Евромобильяре» (Euromobiliare) и общество «Прайм-Ме-риел фонде» (Prim^ Menei funds SPA).
Ипотечные банки в Италии развиты достаточно слабо, их немного (около 10), что связано с неразвитостью ипотеки. Как правило, ипотечные банки— государственные или полугосударственные. Основными из них являются «Институте Мобильяре Итальяно», оМидибанк», «Эфибанк».
Италия долгое время была страной, где открытие иностранных банков было строго регламентировано. Начиная с 1985 г. эти препятствия были сняты, что привело к проникновению иностранных банков, особенно французских и немецких, и к открытию новых филиалов. В то же время итальянские банки также расширяют сеть своих зарубежных филиалов.
Особая роль в банковской системе Италии принадлежит сберегательным кассам, занимающимся аккумуляцией мелких сбережений. Первая сберегательная касса появилась в Италии в 1822 г. и в основе имела австрийскую модель. Основной задачей сберегательных касс было поощрение сбережений простых людей. Впоследствии они распространились по всем провинциям. К 1927 г. их насчитывалось уже 204, но затем начинается процесс слияния, что привело к их значительному сокращению. В настоящее время сберегательных касс около 80, и они подразделяются на 5 категорий: самые крупные (1), крупные (2), средние, мелкие, самые мелкие.
Основными операциями сберегательных касс выступают:
прием вкладов, расчетные безналичные операции, краткосрочное кредитование, что дает возможность им быть реальными конкурентами коммерческих банков.
Деятельность сберегательных касс регламентирована уставами:
например, им запрещено заниматься спекулятивными операциями, а по инвестициям требуются гарантии. Они не могут выдавать заемщику кредит, превышающий пятую часть их резервов.
Сберегательные кассы являются государственными учреждениями. В зависимости от учредителя (создателя) они делятся на
565
две категории — созданные местными органами власти и основанные ассоциацией физических лиц. В обоих случаях председатель совета назначается министром финансов.
Структура системы сберегательных касс основана на двоевластии. С одной стороны, они подчиняются профессиональному объединению — Ассоциации сберегательных касс Италии (ACRJ), являющейся официальным представителем их интересов и осуществляющей консультационные услуги и услуги общего характера. С другой стороны, сберегательные кассы административно подчиняются Кредитному институту сберегательных касс Италии, в функции которого входит, в частности, использование средств, не находящих применения. Он выполняет функцию центрального банка для сберкасс, занимается объединением их средств путем вложения в ценные бумаги, рефинансированием сберкасс и других финансовых государственных учреждений. Помимо этого выделяют Федеральный институт сберегательных касс, являющийся собственником двух касс Венеции. Он был создан по причине специфики касс, играющих большую роль в финансировании сельского хозяйства. Его задачей являются координация и рефинансирование деятельности касс в этой сфере.
Основной тенденцией в развитии сберегательных касс, наметившейся в 1990 г., стали их дальнейшее слияние и превращение в банки, в результате чего происходит изменение структуры капитала. Наиболее крупная сберегательная касса в настоящее время — «CARJPLO» — сберегательная касса провинции Ломбардия, которая одновременно является и самой крупной в мире. Она насчитывает около 440 филиалов, треть из которых имеют прямые связи с заграницей.
Кроме банков, как таковых, в Италии существует широкая сеть финансовых учреждений. Их особенностью является то, что в качестве ресурсов они могут использовать либо собственный капитал, либо займы финансового рынка. В качестве активных операций для них характерны предоставление специализированных кредитов и операции с ценными бумагами, доходы от которых пополняют собственные фонды. Чаще всего подобные учреждения создавались целенаправленно. Среди таких финансовых учреждений можно выделить:
• Учреждения, занимающиеся предоставлением кредитов торговым и промышленным предприятиям и обладающие правами
566
долевого участия в них. Они представлены в виде филиалов различных групп коммерческих банков, основными из которых являются филиалы «Медиобанка», Экспортно-импортного банка, «Интербанка», предоставляющие среднесрочные и долгосрочные кредиты. В эту же группу входят и разнообразные учреждения по финансированию промышленных и торговых предприятий — «Институте Мобильяре», входящие в разряд учреждений специализированного кредитования. Они обладакгг различным статусом. Среди них самым значительным является «Институте Мобильяре Итальяно» — ИМИ, занимающийся средне- и долгосрочным кредитованием под залог недвижимости. Не во многом уступает ему и группа «Медиокредита», специализирующаяся на финансировании экспорта. Однако ее относят к группе учреждений, занимающихся движимой собственностью. Учреждения долевого участия, кроме того, могут, выступать как общественные и частные организации. Все они — организации «венчурного капитала», пользующиеся налоговыми льготами. Примером является «Медиокредито централе», специализирующаяся на долевом участии в мелких и средних предприятиях.
• Депозитно-консигнационные (ссудные) кассы. Центром итальянской почтовой сберегательной системы и системы почтовых текущих счетов выступает «Касса ди депозит е престижити» (Cassa di deposit е prestititi). Она выпускает ценные бумаги и принимает депозиты от юридических лиц, предоставляет кредиты местным коллективам и ведет текущие счета некоторых местных юридических лиц.
• Учреждения сельскохозяйственного кредита. В Италии имеется ряд региональных и национальных организаций, выполняющих функцию кредитования сельского хозяйства, в частности, некоторые коммерческие банки и сберегательные кассы имеют специальные отделы аграрного кредита. Например Неаполитанский и Сицилийский банки, «Банко ди Сардинья», являющиеся сельскохозяйственными банками. В то же время имеются и другие организации, а также федеральные институты сельскохозяйственного кредита.
• Учреждения по финансированию жилищного строительства. К ним в первую очередь относятся крупные банки и сберегательные кассы, имеющие отделения по кредитованию недвижимости, например Неаполитанский и Сицилийский банки, а
567
также общественные организации национального уровня, в частности «Институте Итальяно ди кредите эдифацио»,и регионального — «Пьемонт-Валле д Аоста». Кроме того, существуют специальные организации по финансированию общественных работ, чаще всего это автономные отделения крупных финансовых учреждений.
• Внешнеторговые банки, среди которых особой известностью пользуются «Медиокредито централе», созданный в 1952 г. для кредитования внешней торговли. Он располагает дотационными фондами, пополняемыми казначейством.
• Учреждения потребительского кредита. Еще в период Средневековья в Италии появились общества религиозного повиновения, кредитовавшие бедняков под движимый залог. Первоначально такие ссуды были беспроцентьши. В настоящее время в Италии существует 8 ссудных касс, которые основаны на тех же принципах, что и сберегательные, и подчиняются тем же правилам.
Современная банковская система Италии продолжает развиваться. Появившиеся тенденции к денационализации ведут к дальнейшему расширению видов специализированных кредитных учреждений, увеличению количества коммерческих банков, изменению их структуры и объема операций.

Глава 8
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8.1. Развитие банковской системы России

Современная кредитная система — это совокупность самых разнообразных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию доходов, состоящая из нескольких институциональных звеньев или ярусов:
• Центральный банк.
• Банковский сектор:
• коммерческие банки;
• сберегательные банки;
• ипотечные банки.
• Страховой сектор:
• страховые компании;
• пенсионные фонды.
• Специализированные небанковские кредитные институты. Основной частью кредитной системы выступает банковская система, предполагающая совокупность банковских учреждений. Банковская система Российской Федерации начала создаваться гораздо позже, нежели в странах Запада, и в своем развитии прошла несколько этапов. Условно можно выделить пять этапов: 1-й — с середины XVIII в. до 1860 г. — период создания и функционирования банков как государственных (казенных); 2-й — с 1860 по 1917 г. — период развития и совершенствования банковской системы; 3-й — с 1917 по 1930 г. — фор-
569
мирование новой банковской системы; 4-й — с 1932 по 1987 г. — стабильное функционирование «социалистической» банковской системы; 5-й — с 1988 г. по настоящее время — формирование современной рыночной банковской системы.
Началом первого этапа в развитии банковской системы явилось создание в 1733 г. государственного ссудного банка, который в большей степени играл роль казенного ломбарда. Но еще до этого в России уже в 1665 г. в Пскове воеводой Афанасием Ордин-Нащокиным была предпринята попытка учреждения коммерческого банка, которая не была одобрена центральным правительством, и банк так и не начал функционировать.
Развитие экономики требовало увеличения возможностей кредитования. Поэтому уже в 1754 г. было создано два банка — Государственный заемный банк для дворянства, призванный осуществлять краткосрочное кредитование под залог недвижимости дворян, и Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества для предоставления купечеству краткосрочных кредитов под залог товаров, драгоценных металлов, а также гарантии городских магистратов. Однако эти банки достаточно быстро прекратили свою деятельность, столкнувшись с невозвратом основной части кредитов. Такая же участь постигла и торговые коммерческие банки Петербурга и Астрахани, созданные в 1764 г. для поощрения внешней торговли.
Наряду с банками в 1772 г. появляются специализированные кредитные учреждения, принимающие вклады до востребования и выдающие ссуды либо под залог ипотеки (Сохранные кассы), либо под залог драгоценных металлов (Ссудные кассы). В 1775 г. появляются Приказы общественного призрения, формирующие капитал за счет приема вкладов и выдающие краткосрочные кредиты под залог недвижимости.
Наушная с 1786 г., когда на базе Петербургского и Московского земельных банков для дворянства был учрежден Государственный земельный банк, появляются институты долгосрочного ипотечного кредитования. Среди них — Вспомогательный для дворянства банк (1797 г.), особенностью которого была выдача долгосрочных ипотечных ссуд не деньгами, а банковскими билетами с принудительным курсом. Они были обязательны к приему как частными лицами, так и казначейством по принудительной стоимости и приносили определенный годовой доход.
570
В 1817 г. был создан Государственный коммерческий банк, который не только принимал вклады, но и осуществлял жирорасчеты (бесплатные переводы — трансферты). Среди активных операций этого банка выделялись выдача ссуд и учет простых и переводных векселей. При этом банку были предоставлены определенные привилегии, в частности, капитал и вклады не облагались налогами и не использовались для финансирования государственных расходов. Государство сохраняло определенный контроль над банком путем назначения половины директоров и утверждало решения правления банка, касающиеся активных операций. Данный банк имел 12 отделений.
В 50-е гг. XIX в. начали складываться предпосылки для расширения банковской системы. Ведь, по сути, имеющиеся банки были казенными учреждениями с присущим ростовщическими чертами. Поэтому в 1859 г. были приняты решения, положившие начало новому этапу развития банковской системы. Ее реформа 1861 г. предполагала ликвидацию всех государственных кредитных учреждений и создание коммерческих банков.
Началом осуществления реформы стало упразднение в 1860 г. Заемного банка, дела которого были переданы в Петербургскую Сохранную казну. В этом же году был учрежден Государственный банк России на базе государственного коммерческого банка. Одновременно с открытием Государственного банка начался процесс создания частных долгосрочных и краткосрочных кредитных учреждений. Среди долгосрочных наиболее известными были Санкт-Петербургское городское кредитное общество, созданное на основе взаимного кредитования и солидарной ответственности для выдачи ссуд под залог городской недвижимости;
Херсонский земский банк, созданный на базе принципа взаимного кредитования; Общество взаимного поземельного кредита (стало банкротом в 1890 г.). В числе краткосрочных институтов можно назвать Санкт-петербургское общество взаимного кредита и Санкт-Петербургский частный коммерческий банк, который стал первым акционерным банком.
К 1872 г. банковская система России состояла из:
• Государственного банка;
• общественных городских и земельных банков;
• частных банков: долгосрочного кредитования — .под залог недвижимости с круговой порукой и акционерные; под
571
залог городской недвижимости — городские кредитные общества; краткосрочного кредитования — акционерные коммерческие банки; общества взаимного кредита, появившиеся в 1863 г., сельские ссудо-сберегательные товарищества взаимного кредита, возникшие в 1870 г. На начало 80-х гг. в России насчитывалось 44 акционерных банка (впервые появились в 1864 г.) с 49 филиалами, 83 общества взаимного кредита, 729 ссудо-сберегательных товарищества, 32 коммерческих банка, 232 городских общественных банка. Помимо этого появились банкирские конторы, торговые дома, меняльные лавки, которые осуществляли значительное количество чисто банковских операций и также привлекавшие средства клиентов для осуществления высокорисковых операций.
Широкое развитие банковской системы было прервано Первой мировой войной. Но уже к 1914 г. насчитывалось 600 кредитных учреждений и 1800 отделений банков, которые' делились на государственные, общественные и частные. К государственным относились: Государственный банк. Комиссия погашения государственных долгов, Государственные сберегательные кассы (1834 г.), Государственный дворянский земельный банк (1885 г.) и Крестьянский поземельный банк (1881 г.).
К общественным и частным банкам относились: 50 акционерных коммерческих банков, 300 городских кредитных обществ и городских общественных банков, земские банки, общества взаимного поземельного кредита (1866 г.), 80 обществ взаимного краткосрочного кредита, 15450 ссудо-сберегательных товариществ, 16000 кредитных товариществ, сельские, волостные и станичные банки и кассы, 11 кредитных союзов, объединявших 558 товариществ и 4724 общественных крестьянских учреждений мелкого кредита. Наиболее крупными банками были: Петербургский международный банк (1869 г.), Русский банк для внешней торговли (1871 г.), Петербургский учетный и ссудный банк (1869 г.), Петербургский частный коммерческий банк (1864 г.), Азовско-Донской коммерческий банк (1890 г.), Волжско-Камский банк (1870 г.).
Со времени Первой мировой войны начался закат российской банковской системы, а в 1917 г. — полная ее реорганизация. Начался новый, третий этап развития банковской системы России.
572
В 1917 г. была декларирована монополия на банковское дело, результатом чего стали национализация частных коммерческих банков и иных кредитных учреждений и их слияние с Государственным банком, переименованным в Народный Банк РСФСР и переданным в ведение Наркомфина. В 1918 г. была запрещена деятельность иностранных банков. Развитие политики «военного коммунизма» привело к необходимости централизованного бюджетного финансирования, что повлекло за собой упразднение Народного банка и передачи его функций в 1920 г. Наркомфину. Однако полного заката банковской системы не последовало, так как переход к НЭПу в 1921 г. потребовал ее восстановления. И уже в этом же году был вновь создан Государственный банк РСФСР, а в 1922 г. — банки потребительской кооперации и Промбанк. В 1922—1924 гг. возник еще ряд банков и кредитных учреждений, и банковская система вновь стала многозвенной.
В 1924 г. был образован Внешторгбанк как акционерное общество. Его акционерами стали государство, кооперативные и общественные организации. Этот банк находился в ведении Государственного банка СССР и занимался кредитованием внешнеторговых операций и международными расчетами. К 1925 г. в России существовали Государственный банк, Промбанк, Торгбанк (обслуживающий торговлю) и Сельхозбанк (кредитовавший сельское хозяйство). При этом выделялись как центральный, так и республиканские сельскохозяйственные банки, Центральный банк коммунального хозяйства (Цекомбанк), кооперативные банки (Всекомбанк). Существовали также акционерные, отраслевые, региональные банки, прежде всего Дальневосточный, Среднеазиатский, Банк внешней торговли, общества взаимного кредита, общества сельскохозяйственного кредита, сберегательные кассы, кредитная кооперация. Появление этих звеньев кредитной системы было обусловлено развитием мелкотоварного производства, нуждающегося в кредитовании. Поэтому система кооперативного кредитования обслуживала все виды кооперации, а также непосредственно крестьян и ремесленников. В то же время общества взаимного кредита стали паевыми объединениями ремесленников и частных предпринимателей, принимавшие вклады и предоставлявшие ссуды под контролем Наркомфина. Целевое назначение каждого ранее
573
названного банка не означало их жесткой специализации. Они старались привлечь клиентов из разных сфер народного хозяйства, что снижало их риск и придавало устойчивость.
Во второй половине 20-х гг. развитие синдикатов привело к сосредоточению у них всех банковских кредитов, выделяемых соответствующей отрасли, и распределению их между трестами. Такие синдикаты все больше брали на себя посреднические обязанности в кредите. Это дало толчок началу реорганизации банковской системы. В 1927 г. было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О принципах построения кредитной системы», в соответствии с которым Государственный банк получал оперативное управление всей банковской системой, что ликвидировало право самостоятельности в проведении процентной политики банков. Данное постановление ликвидировало и специализацию банков. Очередным этапом реорганизации стало жесткое разграничение краткосрочного и долгосрочного кредитования. В 1928 г. Промбанк и Электробанк были объединены в единый Банк Долгосрочных кредитов промышленности и электрохозяйства. Все краткосрочные кредиты должен был выдавать Госбанк в соответствии с квартальными планами. В целом результатом 1927—1929 гг. стала ликвидация специфических кредитных функций банков, что превратило банковское кредитование в разновидность государственного планового финансирования.
Кредитная реформа 1930—1932 гг. положила начало новому этапу в развитии банковской системы. Ее сутью была замена коммерческого и косвенного банковского кредитования прямым банковским кредитованием. Банковская система была перестроена по функциональному признаку: выделен общегосударственный банк краткосрочного кредита и создана система специализированных банков для обслуживания капитальных вложений. Такая банковская система была однозвенной, состоящей из Госбанка СССР; четырех Всесоюзных специализированных банков финансирования и долгосрочного кредитования капитальных вложений — Промбанк, Сельхозбанк, Цекомбанк, Торгбанк; Внешторгбанка, имевшего широкую сеть корреспондентских отношений с иностранными банками; и сберегательных касс, представлявших собой единое общегосударственное кредитное учреждение, обслуживающее широкие слои населе-
574
ния путем привлечения свободных средств, оплаты услуг, размещения займов.
В 1959 г. система долгосрочных банков была реорганизована:
два банка — Сельхозбанк и Цекомбанк были упразднены, а их функции переданы Госбанку. На базе Промбанка и Торгбанка был создан Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений — Стройбанк. В его функции входило финансирование и долгосрочное кредитование предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства (кроме сельского). Окончательная структура банковской системы к 1960 г. была следующей: Государственный банк, Стройбанк, Внешторгбанк, система сберегательных касс. Такая система просуществовала достаточно долго, вплоть до 1988 г.
Очередные изменения в политике страны, переход к рыночным отношениям привел к изменениям и в банковской системе. В 1987 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял решение о ее совершенствовании. В результате наряду с Госбанком, игравшим роль «банка банков», были созданы 5 отраслевых банков — Промьппленно-строительный банк (Промстройбанк), занимавшийся кредитованием промышленности, строительства, транспорта, связи; Агропромышленный банк (Агропромбанк), кредитовавший агропромышленный комплекс;
Жилищно-социальный банк (Жилсоцбанк), задачей которого было кредитование и обслуживавший жилищного хозяйства и социальной сферы; Сберегательньй банк (Сбербанк), преобразованный из сберегательных касс и обслуживавший население, и Внешнеэкономический банк (Внешэкономбанк), обслуживавший внешнеэкономическую деятельность.
Такое множество банков при одноуровневой системе привело к переплетению их функций, что еще более обострило причины реорганизации банковской системы. На помощь пришел Закон «О кооперации» (1988 г.), который позволил образоваться кооперативным банкам, заполнившим свободную нишу в кредитовании и привлечении средств. Первый коммерческий банк был зарегистрирован в августе 1988 г. Благоприятные условия открытия банковских кооперативов привели к широкой волне возникновения банков, своеобразному «банковскому буму». К 1 января 1989 г. в стране насчитывалось 43 коммерческих банка, спустя год — 224, а к концу 1991 г. — 1357. Однако
575
основная часть этих банков представляла собой «банки однодневки», которые создавались лишь для получения определенной части прибыли, после чего они закрывались, а на их место приходились новые, предполагавшие чрезвычайно благоприятные условия для клиентов, но также не выполнявшие своих обязательств.
Определенный порядок наступил в 1991 г., когда в конце 1990 г. было принято два закона — Закон «О Государственном Банке» и «Закон о банках и банковской деятельности», в которых были определены условия открытия банка, пути и методы контроля за ними. Вслед за этими законами был принят Закон «О банках и банковской деятельности РФ», который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка. Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому Закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком. Специализированные банки превращались в коммерческие банки на основе акционирования. К моменту принятия этих законов в стране насчитывалось 1215 коммерческих и кооперативных банков с 2293 филиалами.
Новая банковская система складывалась достаточно сложно и противоречиво. К началу 1992 г. действовало уже 1414 коммерческих банков, из них 767 были созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Но, по сути, основная их часть состояла из мелких банков — 1037, или 73% от общего числа банков (уставный капитал от 5 до 25 млн руб.). Крупных банков (уставный капитал более 200 млн руб.) было 24, или 2% от их общего количества. Основными крупными банками стали Сбербанк и Внешэкономбанк. Особенностью банков этого периода была "их неустойчивость, причинами которой не в последнюю очередь стали недостаточная квалификация, нехватка капитала, неверная процентная политика, высокий риск и низкая ликвидность. Все это приводило к большому числу банкротств.
К 1994 г. банковскую систему можно было считать вполне сложившейся. В ней насчитывалось 2019 коммерческих и кооперативных банка с 4539 филиалами и 414 кредитных учрежде-
576
ний. География же расположения этих банков практически не изменилась с 1990 г. — основная часть приходится на Центральный район — 43,6%, причем лидером остается Москва, где действует 37,3% банков. На Северном Кавказе -13,4% .всех банков, в Западной Сибири — 8%, в Поволжье — 7,4%,, на Урале — 7,3%, на Дальнем Востоке — 5,1%, в Восточной Сибири — 3,3%. Наименее насыщенным районом оказался Центральночерноземный — 1,5% от общего количества банков. Увеличился и совокупный капитал банков, он составил 968 млрд руб. Говоря о специализации банков, надо отметить, что почти все они в своей основе универсальные, лишь некоторые из них, которые создавались либо как «карманные», либо на базе специализированных банков, отличаются по направлению деятельности. Примерами являются Нефтехимбанк, Промстройбанк, Россель-хозбанк, Агропромбанк. Особенностью 1994 г. стало создание первых ипотечных банков, занимающихся предоставлением долгосрочного кредита под залог недвижимости. Среди них можно назвать Московский ипотечный акционерный банк, ипотечный Стандартбанк, Санкт-Петербургский ипотечный банк.
Следующие годы ничего особенно нового в развитие банковской системы не принесли. Сначала продолжился рост количества банков — в 1995 г. их стало 2517, а с 1996 г. началось их сокращение: 1 января 1996 г. — 2295, на 1 октября 1996 г. — 2030, а на 1 октября 1997 г. — 1764. При этом зарегистрированных банков стало больше — 2558. Сокращение идет не только за счет снижения темпов роста банков. В 1994 г., например, было 560 вновь открытых банков, в 1995 г. — 81, в 1996 г. — 28 Второй причиной уменьшения количества действующих банков становятся их банкротство, ухудшение финансового положения. С каждым годом растет число отозванных лицензий. Если до 1994 г. было отозвано 420 лицензий, то только за 10 месяцев 1997 г; — 793. Особенно резко снижается количество паевых, мелких банков (в 1996 г. их число уменьшилось на 100 с 1314 до 1214) и банков с иностранным участием.
Но несмотря на это, структура коммерческих банков в стране не меняется. До настоящего времени характерными остаются те же тенденции:
1. Преобладают мелкие и средние банки. Половина коммерческих банков имеет уставный капитал менее 1 млн ЭКЮ.
577
Среди наиболее крупных банков по совокупным активам можно назвать Сбербанк, «Онексимбанк», «Внешторгбанк», «Инкомбанк», «СБС-Агро», «Менатеп».
2. По форме собственности банки делятся на паевые (в 1997 г. их насчитывалось 1157), акционерные — 872 и смешанные — 152.
3. Основная часть банков все так же сосредоточена в Центральном районе — 855 банков. Из них в Москве — 729, в Московской области — 40, на Северном Кавказе — 201, в Северном районе — 42, Севере-Западном — 58, Волго-Вятском — 54, Уральском — 120, Западно-Сибирском — 132, Восточносибирском — 55, Дальневосточном — 80. Наименьшее количество банков — в Центрально-Черноземном районе— 22 банка.
4. Увеличивается количество филиалов, представительств, причем как на территории России, так и за рубежом. В 1997 г. за рубежом было 15 филиалов и 312 представительств.
5. Для Российской Федерации характерны универсальные банки, практически не развита сеть специализированных банков, например, таких, как ипотечные.
6. Основной целью банковской системы выступает кредитование экономики в лице трех экономических агентов — населения, предпринимателей и государства. В этом плане отечественная банковская система далеко отстает от западной. Кредитованием населения занимается практически только Сберегательный банк. Кредитование предприятий занимает сравнительно небольшое место в операциях коммерческих банков. В 1997 г. объем кредитов составил 286 трлн руб. В совокупных активах
578
кредитные вложения составили 44%, при этом доля экономики — 35%. Банки, имеющие наибольший вес в кредитовании, как правило, — отраслевые. К ним относятся — «Альфа», «Империал», «Донинвест», «Ростра-банк», «Менатеп» и др.
На долю государства приходится 154 трлн руб. — 31% активов. Причем нужно отметить, что если до 1996 г. вклады в государственные ценные бумаги преобладали в активах, то в настоящее время наметилась тенденция к их снижению. Наиболее крупным кредитором Правительства выступает Сбербанк и Оргбанк.
7. В структуре пассивных операций основную долю занимают рублевые вклады населения — 140 трлн руб. и юридических лиц — 89 трлн руб. В целом объем вкладов составил 413 трлн руб. На долю срочных вкладов приходится небольшая доля — 38 трлн руб., из них на юридических лиц всего 8,7 трлн руб. На валютные вклады — 98 трлн руб.
Постепенно совершенствуясь, банковская система РФ все в большей степени начинает становиться развитой системой, и не только внешне, но и по сути проводимых операций. Расширяется сеть филиалов, представительств и внутри страны, и за рубежом, увеличивается сеть небанковских кредитных учреждений.
Политика Центрального банка РФ, направленная на увеличение устойчивости и надежности банковской системы, должна привести к развитию крупных, конкурентоспособных, устойчивых банков и постепенному вытеснению мелких.

8.2. Центральный банк РФ (Банк России)

Некоторые функции центрального банка (монопольная эмиссия кредитных билетов, «банк банков») в России впервые начал выполнять созданный в I860 г. Государственный банк России. Он находился в прямом подчинении министра финансов и наряду с функциями центрального банка выполнял функции коммерческого банка. После национализации коммерческих банков в 1917 г. и их слияния с Государственным банком России последний был переименован в Народный банк РСФСР н передан в ведение Наркомфина. В 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен, а право денежной эмиссии передано Наркомфину.
579
В 1921 г. был создан Государственный банк РСФСР, который в 1923 г. был преобразован в Государственный банк СССР, находящийся в прямом подчинении Правительства.
Госбанк СССР до банковской реформы 1987 г. являлся единым эмиссионным, кредитным, расчетным и кассовым центром страны, выполняя, в отличие от центральных банков про-мышленно развитых стран, функции, присущие как центральному, гак и коммерческим, инвестиционным, сберегательным и другим банкам. С 1988 г. функции кредитования и расчетно-кассового обслуживания народного хозяйства были переданы государственным специализированным банкам. Госбанк СССР осуществлял монопольную эмиссию наличных денег, централизованное плановое управление денежно-кредитной системой, контроль за всеми основными направлениями деятельности государственных специализированных банков, организацию расчетов между ними, кассовое исполнение бюджета.
При этом сохранялись государственная монополия банковского дела и строгая централизация управления кредитом. Госбанк СССР разрабатывал сводные кредитные планы и планы распределения ресурсов и кредитных вложений по банкам, устанавливал предельные размеры процентной ставки специализированных банков, участвовал в определении состава объектов кредитования, условий выдачи и погашения кредитов, мер кредитного воздействия на ссудозаемщиков.
Центральный банк в Российской Федерации был создан после обретения ею суверенитета на базе Госбанка СССР первоначально в виде Госбанка РСФСР, который в декабре 1990 г. был переименован в Центральный банк РСФСР (Банк России), а в апреле 1995 г. — в Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
Правовой статус, функции, принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России) определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 26 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», а также Федеральным* законом от 3 февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР».
Уставный капитал и иное имущество Банка России (ЦБ РФ, ЦБР) являются федеральной собственностью. Однако хотя
580
Банк России является государственным банком, он независим в своей деятельности от Правительства. ЦБ РФ — юридическое лицо, не регистрируется в налоговых органах, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банка. Нормативные акты, издаваемые ЦБР, обязательны для органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Проекты федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения функций Банка России, должны направляться на его заключение.
ЦБР подотчетен лишь Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Государственная Дума по представлению Президента назначает сроком на 4 года Председателя и членов высшего органа Банка России — Совета директоров, рассматривает годовой отчет ЦБР и аудиторское заключение, определяет аудиторскую фирму для аудиторской проверки банка; заслушивает доклады Председателя о деятельности ЦБР дважды в год:
при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
В то же время ЦБ РФ тесно связан с Правительством. Он участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель байка или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов и министр экономики или их заместители участвуют в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. ЦБР и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. В частности, ЦБР консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
При Банке России создан Национальный банковский совет, в который входят представители палат Федерального Собрания, Президента, Правительства РФ, Банка России, а также министр финансов и министр экономики, представители кредит-
581
ных организаций и эксперты. Председателем Совета является Председатель ЦБ РФ. Национальный банковский совет регулярно рассматривает концепцию совершенствования банковской системы, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования, наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций, осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела.
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности ЦБР. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями ЦБР. Территориальные учреждения банка не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.
Руководство и управление Банком России осуществляет его высший орган — Совет директоров. В этот коллегиальный орган входит Председатель ЦБР и 12 членов, работающих в Банке России на постоянной основе. Совет директоров разрабатывает во взаимодействии с Правительством основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, устанавливает экономические нормативы и нормы обязательных резервов для кредитных организаций, принимает решения об изменении процентных ставок Банка России, определяет лимиты операций на открытом рынке, условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России, объемы выпуска и изъятия наличных денег из обращения.
Основные цели, функции и операции ЦБ РФ. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. определяет три основные цели его деятельности. Их достижение осуществляется путем выполнения функций Банка России.
580
Банк России является государственным банком, он независим в своей деятельности от Правительства. ЦБ РФ — юридическое лицо, не регистрируется в налоговых органах, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банка. Нормативные акты, издаваемые ЦБР, обязательны для органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Проекты федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения функций Банка России, должны направляться на его заключение.
ЦБР подотчетен лишь Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Государственная Дума по представлению Президента назначает сроком на 4 года Председателя и членов высшего органа Банка России — Совета директоров, рассматривает годовой отчет ЦБР и аудиторское заключение, определяет аудиторскую фирму для аудиторской проверки банка; заслушивает доклады Председателя о деятельности ЦБР дважды в год:
при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
В то же время ЦБ РФ тесно связан с Правительством. Он участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель байка или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов и министр экономики или их заместители участвуют в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. ЦБР и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. В частности, ЦБР консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
При Банке России создан Национальный банковский совет, в который входят представители палат Федерального Собрания, Президента, Правительства РФ, Банка России, а также министр финансов и министр экономики, представители кредит-
581
ных организаций и эксперты. Председателем Совета является Председатель ЦБ РФ. Национальный банковский совет регулярно рассматривает концепцию совершенствования банковской системы, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования, наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций, осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела.

<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>