стр. 1
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Название документа
"Банковские заемные средства: новое в законодательстве"
(Катвицкая М.Ю.)
("Деловой двор", 2009)
Текст документа

"Деловой двор", 2009
БАНКОВСКИЕ ЗАЕМНЫЕ СРЕДСТВА:
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

М.Ю.Катвицкая

Катвицкая Мария Юрьевна, сотрудник Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, специалист в области гражданско-правовых отношений, банковского права, автор научно-практических и методических разработок в сфере управления собственностью и кредитно-договорной политики российских кредитных организаций (банков).

Рецензенты:

Пашенцев Дмитрий Алексеевич, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права и процесса юридического факультета Российского государственного университета.
Литягин Николай Николаевич, профессор Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ, кандидат экономических наук.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших достижений при проведении экономических реформ в постсоветской России явилось становление и развитие в условиях утверждения рыночных отношений новой банковской системы, стабильность и эффективность которой - одно из определяющих направлений экономической политики Российской Федерации.
Укрепление в России рыночных экономических отношений предопределило все возрастающий дополнительный спрос на услуги кредитных организаций, в том числе банков, и предполагает необходимость существования такой финансово-кредитной системы, при которой банковские услуги, в частности по заемным средствам, предоставлялись бы физическим и юридическим лицам вне зависимости от политической конъюнктуры и инфляционных процессов. Скажем, кредит как основное заемное средство выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития.
Кредит используют как крупные корпорации, объединения, предприятия, так и малый бизнес (малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры); как государство, так и физические лица (граждане России, иностранцы и лица без гражданства). Благодаря кредиту сокращается время на удовлетворение социально-экономических, государственных, хозяйственных (предпринимательских) и личных потребностей.
В этой связи заметим, что даже в сегодняшней непростой ситуации на российском экономическом поле и, в частности, в финансовой сфере государство имеет достаточно ресурсов, чтобы обеспечить стабильность финансовой системы и тем самым сократить негативное влияние на доступность банковских услуг населению и юридическим лицам в связи со сложной ситуацией на финансовых рынках США и Европы.
Что касается содержательной части банковской системы, основным элементом которой является Центральный банк Российской Федерации, то она составляет определяющее звено этой системы, конфигурация которой и элементный состав определяются российским законодательством.
Руководство страны в нынешней ситуации видит необходимость в повышении роли и значения Банка России в обеспечении устойчивости банковской системы и противостояния кризисным ситуациям. В этой связи реализуется комплекс мер по финансовому ею оздоровлению, использованию методов антикризисного управления банковской системой.
Даются рекомендации по преодолению возможных негативных тенденций, в том числе мер по нейтрализации угроз безопасности и устойчивости банковских институтов. В итоге предложена стратегия банковской системы, способная обеспечить национальные интересы в развитии российской экономики в целом.
Между тем, комментируя ситуацию, сложившуюся на международных финансовых рынках, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев сформулировал пять направлений по выходу из мирового кризиса <1>:
--------------------------------
<1> См.: Российская газета. Неделя. 2008. 9 октября.

во-первых, привести в систему как национальные, так и международные институты регулирования;
во-вторых, избавиться от дисбаланса между объемом выпускаемых финансовых инструментов и реальной доходностью инвестиционных программ;
в-третьих, укрепить систему управления рисками;
в-четвертых, максимально полно раскрыть информацию об участниках рынка и ужесточить за ними надзор;
в-пятых, обеспечить равноправие: все участники рынка должны получать выгоду от снятия барьеров в международной торговле.
Российское руководство в 2008 году приняло солидный пакет мер, направленных на поддержку отечественной финансовой системы. Предложенные правительственные меры приняты законодателем и оформлены Федеральными законами N 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" и N 171-ФЗ "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", вступившими в силу 14 октября 2008 г. <1>.
--------------------------------
<1> Российская газета. 2008. 14 октября.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Внешэкономбанк) со дня вступления в силу этого Закона и до 31 декабря 2009 г. включительно вправе предоставлять организациям, удовлетворяющим требованиям, установленным в соответствии с рассматриваемой статьей, кредиты (займы) в иностранной валюте для погашения и (или) обслуживания кредитов (займов), полученных этими организациями до 25 сентября 2008 г. от иностранных организаций, приобретать права требования у иностранных кредиторов к этим организациям по обязательствам, возникшим до 25 сентября 2008 г., и осуществлять в указанных целях иные операции в соответствии с решениями наблюдательного совета Внешэкономбанка. Общая сумма указанных кредитов (займов), а также приобретаемых Внешэкономбанком прав требований не должна превышать сумму, эквивалентную 50 млрд. долларов США (п. 1 ст. 1 Закона).
Эти средства предназначены в основном для рефинансирования крупнейших нефтегазовых компаний, которые кредитовались за рубежом и испытывают трудности с погашением заимствований <1>.
--------------------------------
<1> Российская газета. 2008. 13 октября.

Согласно п. 2 ст. 1 рассматриваемого Закона минимальная процентная ставка по кредитам, предоставляемым в соответствии с настоящей статьей, должна превышать ставку ЛИБОР (от англ. "LIBOR" - London Interbank Offered Rate) <1> в долларах США сроком на один год, установленную на дату предоставления кредита, не менее чем на 5 процентных пунктов.
--------------------------------
<1> ЛИБОР - ставка по краткосрочным кредитам, предоставляемым лондонскими банками обычно на срок 3 - 6 месяцев другим первоклассным банкам; чаще всего служит основным ориентиром, базовой ставкой для установления каждым банком своих учетных ставок кредитного процента.

В качестве одного из условий предоставления кредита (займа) может быть установлена обязанность получателя кредита (займа) до момента погашения соответствующего кредита (займа) согласовать с Внешэкономбанком получение кредитов (займов) от третьих лиц и существенные условия договора о получении таких кредитов (займов) (п. 4 ст. 1).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона N 173-ФЗ в целях обеспечения возможности предоставления Внешэкономбанком кредитов (займов), указанных в ст. 1 данного Закона, Центральный банк Российской Федерации после дня вступления в силу анализируемого Закона размещает во Внешэкономбанке депозиты на общую сумму не более 50 млрд. долларов США сроком на один год. Размещенные в соответствии со ст. 2 этого Закона средства могут быть использованы исключительно для целей, указанных в его первой статье.
Центральный банк Российской Федерации на основании ст. 3 Федерального закона N 173-ФЗ со дня вступления его в силу и до 31 декабря 2009 г. включительно вправе заключать с кредитными организациями соглашения, в соответствии с которыми Банк России обязуется компенсировать таким кредитным организациям часть убытков (расходов), возникших у них по сделкам с другими кредитными организациями, совершенным со дня вступления в силу данного Федерального закона и до 31 декабря 2009 г. включительно, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Таким образом, часть рисков при межбанковском кредитовании Банк России возьмет на себя, чтобы способствовать повышению доверия в банковском секторе страны и стимулировать межбанковское кредитование.
Законом также установлено, что средства Фонда национального благосостояния могут быть размещены во Внешэкономбанке на депозиты сроком до 31 декабря 2019 г. включительно на общую сумму не более 450 млрд. рублей по ставке 7 процентов годовых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размещенные в соответствии с частью 1 ст. 4 этого Закона средства могут быть использованы Внешэкономбанком исключительно для предоставления субординированных кредитов (займов) на основании рассматриваемой ниже ст. 6 Федерального закона N 173-ФЗ.
Согласно ст. 5 этого Закона Банк России предоставляет Сберегательному банку Российской Федерации субординированные кредиты (займы) без обеспечения на общую сумму, не превышающую 500 млрд. рублей, на срок до 31 декабря 2019 г. включительно по ставке 8 процентов годовых. Эти кредиты (займы) могут быть предоставлены полностью или частично путем приобретения Банком России выпускаемых Сбербанком РФ облигаций и (или) выпускаемых в его пользу и гарантированных Сбербанком РФ еврооблигаций, размещаемых и (или) обращающихся на территории Российской Федерации и (или) за ее пределами. Статьей 6 Федерального закона N 173-ФЗ также установлено, что со дня вступления в силу этого Закона Внешэкономбанк:
1. До 31 декабря 2008 г. включительно предоставляет следующие субординированные кредиты (займы) без обеспечения:
а) открытому акционерному обществу "Банк ВТБ" - на сумму, не превышающую 200 млрд. рублей, на срок до 31 декабря 2019 г. включительно по ставке 8 процентов годовых;
б) открытому акционерному обществу "Россельхозбанк" - на сумму, не превышающую 25 млрд. рублей, на срок до 31 декабря 2019 г. включительно по ставке 8 процентов годовых.
2. До 31 декабря 2009 г. включительно предоставлять субординированные кредиты (займы) без обеспечения на срок до 31 декабря 2019 г. включительно по ставке 8 процентов годовых российским кредитным организациям при соблюдении ими следующих условий:
а) наличие у кредитной организации на дату обращения за получением кредита (займа) рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже установленного минимального уровня;
б) получение кредитной организацией после 1 октября 2008 г. от третьих лиц субординированных кредитов (займов) и (или) сумм в оплату взноса в уставный капитал этой кредитной организации (п. 2 ч. 1 ст. 6).
Общая сумма субординированных кредитов (займов), предоставляемых Внешэкономбанком одной кредитной организации, не должна превышать 15 процентов от величины собственных средств (капитала) получателя кредита (займа), рассчитанных на 1 октября 2008 г., и 100 процентов от общей суммы средств, указанных в подп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 6 рассматриваемого Закона.
Перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения долгосрочной кредитоспособности кредитных организаций и необходимых минимальных показателей соответствующих рейтингов, дополнительные требования к получателям кредитов (займов), а также порядок и условия предоставления соответствующих кредитов (займов) устанавливаются наблюдательным советом Внешэкономбанка.
Указанные субординированные кредиты (займы) могут быть предоставлены полностью или частично путем приобретения Внешэкономбанком выпускаемых получающими соответствующие кредиты (займы) кредитными организациями облигаций и (или) выпускаемых в их пользу и гарантированных ими еврооблигаций, размещаемых и (или) обращающихся на территории и (или) за ее пределами.
Кроме того, процентная ставка по кредиту не может превышать размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и не меняется в течение срока кредитования. И наконец, основная сумма долга гасится заемщиком единым платежом по окончании срока кредитования.
Субординированный кредит, по заявлению правительственной стороны, приравнивается к величине капитала банка, дается на длительный срок, а обязательства по нему наступают в последнюю очередь <1>. Таким образом, банки, по сути, получают серьезную финансовую поддержку и это, разумеется, улучшает состояние банковской системы. За счет средств бюджета любой из них (с соответствующим рейтингом) получает возможность привлечь кредит в размере 15 процентов уставного капитала при условии, что 30 процентов будут предоставлены акционерами.
--------------------------------
<1> ЛИБОР - ставка по краткосрочным кредитам, предоставляемым лондонскими банками обычно на срок 3 - 6 месяцев другим первоклассным банкам; чаще всего служит основным ориентиром, базовой ставкой для установления каждым банком своих учетных ставок кредитного процента.

Более того, 28 октября 2008 г. был опубликован и вступил в силу Федеральный закон N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года" <1>. В нем содержится набор необходимых инструментов по предупреждению банкротства банков. Приоритетом при применении этих средств является сохранение активов проблемного банка в обороте, защита интересов кредиторов и обеспечение системной стабильности путем перехода банка (его активов и обязательств перед кредиторами) под контроль нового инвестора без отзыва лицензии.
--------------------------------
<1> Текст см.: Российская газета. 2008. 28 октября.

Закон предусматривает необходимое финансирование деятельности по предупреждению банкротства банков. Помимо средств новых инвесторов в качестве последнего резерва могут быть использованы средства федерального бюджета, фондов страховых вкладов, а также Банка России.
Согласно ст. 1 этого Закона, при наличии признаков неустойчивого финансового положения банков, выявления ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов банков, Банк России и государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) вправе осуществить меры по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы обязательного страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.
Меры предупреждения банкротства банков, осуществляемых Агентством, в соответствии с согласованным (утвержденным) планом на этот счет <1> могут заключаться в следующем (ст. 2 Закона N 175-ФЗ):
--------------------------------
<1> Эти меры осуществляются на основании соглашений (договоров).

оказание финансовой помощи лицам, приобретающим акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определить решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников) (далее - инвесторы);
оказание финансовой помощи банкам, приобретающим имущество и обязательства банка или их часть (далее - приобретатели);
приобретение акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определить решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);
оказание финансовой помощи банку при условии приобретения Агентством и (или) инвесторами акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определить решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);
исполнение функций временной администрации на основании решения Банка России.
Кроме того, меры по предупреждению банкротства банков могут осуществляться Агентством путем организации торгов по продаже имущества, являющимся обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России.
В целях реализации рассматриваемого Федерального закона Агентство открывает корреспондентский счет в Банке России. В свою очередь, последний вправе предложить Агентству принять участие в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка (п. 1 ст. 3).
Решение о направлении в Агентство предложения об участии в предупреждении банкротства банка принимает Комитет банковского надзора Банка России.
Кроме того, Министерством финансов РФ принято решение увеличить лимит своих депозитных кредитов негосударственным банкам, которые министерство размещает на специальных аукционах. В то же время Центральный банк РФ будет расширять систему кредитов, доступ к которым получит значительное число банков.
Принятие указанных выше мер Правительство РФ объясняет необходимостью "упредить события, связанные с недостаточной устойчивостью ряда наших банков" <1>. Оно считает, что эти средства увеличат капиталы банков, обеспечат поддержание ликвидности и, как мы понимаем, усилят гарантии доступа физическим и юридическим лицам к банковским заемным средствам.
--------------------------------
<1> Об исследовании проблем повышения устойчивости, стабильности и безопасности российской банковской системы, например, см.: Тихонков К.С. Устойчивость банковской системы России (методология, проблемы, стратегия). М., 2008.

Банки, получившие средства от государства, не должны завышать ставки по кредитам для своих клиентов, заявил премьер-министр В.В. Путин в одной из своих бесед с банкирами в октябре 2008 г. <1>. Когда Центробанк или Внешэкономбанк выделяют банкам средства на беззалоговых аукционах, банки, по сути, выступают в известной степени как коммерческие агенты Правительства РФ. По убеждению главы Правительства, все действия таких банков должны отвечать тем условиям, которые ставит перед ними государство.
--------------------------------
<1> См.: Российская газета. 2008. 23 октября.

Одним из звеньев в цепочке антикризисных действий, законодательно закрепленных, являются гарантии со стороны государства российским вкладчикам о выплате всей суммы вклада в размере до 700 тысяч рублей при наступлении страхового случая <1>. На этот счет 13 октября 2008 г. принят Федеральный закон N 174-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <2> и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" <3>.
--------------------------------
<1> За последнее время россияне активно делали вклады в банки. К концу первого полугодия 2008 г. они скопили на своих счетах 5742, 4 млрд. рублей. Год назад эта цифра была на триллион рублей меньше (см.: Российская газета. 2008. 13 октября).
<2> Этот Федеральный закон N 177-ФЗ изначально был принят 23 декабря 2003 г.; текст см.: СЗ РФ. 2003. N 52. Ст. 5029; 2006. N 31. Ст. 3449; 2007. N 12. Ст. 1350.
<3> Российская газета. 2008. 14 октября.

Новые гарантийные нормы действуют с 1 октября 2008 г. Указанный нормативно-правовой акт, по мнению законодателей, придаст финансовому сектору России дополнительную устойчивость. При наступлении страхового случая суммы страхового возмещения будет осуществлять Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которому для этих целей в дополнение к имеющимся 82 млрд. рублей выделено из бюджета 200 млрд. рублей <1>.
--------------------------------
<1> Российская газета. 2008. 24 октября.

Подытоживая, считаем необходимым подчеркнуть, что и для кредитора, и для заемщика банковских денежных средств важно иметь четкое представление о кредитных рисках, кредитных договорах и договорах займа, иных договорах заемного характера, способах обеспечения договорных обязательств и ответственности сторон за их невыполнение. Не менее важно знать нормативно-правовые акты сопровождения операций с банковскими заемными средствами. На уяснение, а также осмысленное - в практическом плане - понимание этих вопросов и нацелена предлагаемая читателям книга.

Глава I. КРЕДИТ И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ,
СИСТЕМЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ И БАНКОВСКИХ РИСКОВ

1.1. Кредит и его определяющие факторы

Изобретение кредита, как и собственно денег, является гениальным открытием человечества. В системе экономических отношений кредит занимает особое положение как самостоятельная категория.
Благодаря кредиту экономика в целом, а также отдельные юридические и физические лица имеют прекрасную возможность удовлетворять свои хозяйственные и личные потребности, преодолевая ограниченность финансовых ресурсов. Кредитные отношения позволяют организации за счет дополнительных средств расширить производство, увеличить свои ресурсы, а также ускорить достижение различных коммерческих целей. В целом же кредит может способствовать укреплению экономического потенциала общества.
Оценить все аспекты и результаты вовлечения в оборот хозяйствующего субъекта кредитных ресурсов, а также возможности изменения вследствие этого его финансового состояния можно только на основе полученных после соответствующей обработки результатов финансового анализа.
Современный кредитный рынок представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления кредитных институтов к потребностям различных субъектов рыночной экономики. Он является частью рынка финансовых услуг.
Его можно определить как совокупность оказываемых кредитными организациями (банками и небанковскими кредитными организациями), имеющими лицензию Банка России на осуществление банковских операций, социально-экономических отношений по организации денежного обращения, по привлечению средств граждан и юридических лиц и размещению этих средств в приоритетных отраслях экономики путем осуществления банковских операций как исключительного вида деятельности.
Исключительность банковской деятельности предполагает, что только кредитная организация обладает правом осуществлять банковскую деятельность. Она не вправе заниматься другой (не банковской) деятельностью, так же как никакая другая коммерческая или некоммерческая организация, не являющаяся лицензированной кредитной организацией, не вправе осуществлять банковскую деятельность (ст. 49 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <1> (в ред. от 27.10.2008 N 175-ФЗ) (далее - Закон о Банке России)).
--------------------------------
<1> Парламентская газета. 2002. 13 июля. N 131 - 132; Российская газета. 2002. 13 июля. N 127; СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790. Российская газета. 2008. 28 октября. N 224; СЗ РФ. 2008. N 44. Ст. 4981.

Центральный банк Российской Федерации, осуществляя выдачу лицензий, вместе с тем проверяет, сможет ли вновь создаваемая кредитная организация обеспечить надлежащий уровень оказания банковских услуг клиентуре и необходимую степень финансовой стабильности и надежности. В процессе деятельности кредитных организаций Банк России совместно с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных правил кредитными организациями.
Понятие кредитной организации, осуществляющей деятельность на кредитном рынке, дается в ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <1> (в ред. от 08.04.2008 N 46-ФЗ, с изм. от 27.10.2008 N 175-ФЗ) (далее - Закон о банках). Кредитная организация - юридическое лицо, которое на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности имеет право осуществлять банковские операции. В ст. 5 Закона о банках указывается девять видов банковских операций, в том числе и кредитные.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 05.02.1996. N 6. Ст. 492; Российская газета. 1996. 10 февраля. N 27; Российская газета. 2008. 12 апреля; Российская газета. 2008. 28 октября. N 224.

Кредит (лат. "creditum") - это предоставление товаров или денег в долг на определенных условиях. Эти условия предполагают, что дебитор (должник) возвращает кредитору (заимодавцу) эквивалент суммы долга плюс процент, составляющий доход кредитора. Таким образом, по своей экономической природе кредит, "используемый для возвратного предоставления средств, влияет на процессы производства, реализации и потребления продукции и на сферу денежного оборота" <1>.
--------------------------------
<1> Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки. М., 2003.

В основе кредитования лежат следующие принципы:
срочность;
платность;
возвратность;
обеспеченность;
в определенных случаях - целевое использование.
Базовые элементы системы кредитования - субъекты кредитных отношений, объекты, ссудный капитал и принципы кредитования - неотделимы друг от друга. Успех в деятельности банка по кредитованию приходит только в том случае, если менеджмент банка способен обеспечить их единство. Рассмотрим основные функции кредита, которые являются результатом взаимодействия его с внешней средой:
перераспределительная функция - перераспределение стоимости по различным признакам (например, по территориальному, отраслевому и иным);
замещение действительных денег кредитными операциями, а точнее, временного замещения в экономическом обороте;
стимулирование накопления экономических ресурсов.
В зависимости от срока банковские кредиты делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Краткосрочными являются ссуды, предоставленные на срок до 12 месяцев; среднесрочными являются ссуды, предоставленные на срок от 1 года до 3 лет; долгосрочными являются ссуды, предоставленные на срок свыше 3 лет.
В отличие, к примеру, от американской практики, где краткосрочные ссуды зачастую оформляются без строго фиксированного срока (до востребования), российские банки, как правило, в обязательном порядке устанавливают срок пользования и погашения кредита.
Банковские кредиты можно подразделить и в зависимости от объекта кредитования. В узком смысле объект (лат. "objectum" - предмет) - это вещь, под которую выдается ссуда и ради которой заключается кредитная сделка.
В российской практике краткосрочные кредиты выдаются под различные элементы материальных запасов. В промышленности, к примеру, банки кредитуют сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, тару, незавершенное производство, готовую продукцию, средства в расчетах.
В торговле типичным объектом кредитования выступают товары, находящиеся в товарообороте. У сельскохозяйственных предприятий банки кредитуют затраты на растениеводство и животноводство, минеральные удобрения, горючее и др.
Долгосрочные ссуды направляются на:
строительство производственных объектов;
реконструкцию, техническое перевооружение, расширение производственных объектов;
приобретение техники, оборудования и транспортных средств;
организацию выпуска новой продукции;
строительство объектов непроизводственного назначения и т.д.
Объект банковского кредитования может быть частным или совокупным. Частным он становится в том случае, если то, "подо что" выдается кредит, обособляется, отделяется от других ссуд.
Допустим, банк может кредитовать своему клиенту только отдельные потребности - связанные, например, с накоплением тары, сырья или готовой продукции. Бывают случаи, когда в общем составе кредитов выделяются ссуды, предоставляемые не вообще под запасы сырья, а в связи с накоплением какой-то определенной его разновидности.
Существуют и другие виды кредитов:
кредит авальный - кредит банка на покрытие гарантируемого обязательства клиента в случае, если последний не может сделать этого самостоятельно.
Бланковый кредит - не имеет конкретного обеспечения и поэтому предоставляется первоклассным по кредитоспособности заемщикам, с которым банк поддерживает связи и не имеет претензий по оформлявшимся ранее кредитам. Процентная ставка устанавливается на более высоком уровне, чем по другим кредитам.
Кредит вечнозеленый - регулярно возобновляемый кредит без фиксированного срока.
Кредит-овердрафт - носит многоцелевой краткосрочный характер. Он предоставляется в случае разрыва в платежеспособном обороте клиента, когда его текущие финансовые потребности превышают собственные ресурсы.
Кредит овернайт - сверхкраткосрочный кредит, сроком на сутки либо на выходные - с вечера пятницы до утра понедельника; имеет распространение на рынке межбанковских кредитов.
Кредит партнерский - кредит, предназначенный для оказания помощи стабильно работающим предприятиям и организациям при временном недостатке у них денежных средств на непредвиденные либо незапланированные мероприятия краткосрочного характера, направленные на увеличение темпов роста производства, а также при задержании расчетов за отгруженную продукцию. Данный кредит предоставляется банком, как правило, на доверии, то есть без предварительной проверки причин финансирования.
Ломбардный кредит - кредит под залог ценных бумаг (акции, облигации, краткосрочные казначейские обязательства, векселя, депозитные сертификаты). При непогашении заемщиком задолженности по ссуде в установленный срок заложенные в обеспечение кредита ценные бумаги в установленном порядке переходят в собственность банка.
Кредит целевой - кредит, предоставляемый для использования по строго определенному назначению.
Кредит со льготой - кредитная линия, открытая для развития предпринимательства на относительно длительный период, без использования графика фиксированных платежей по возврату.
Кредит под покупку в рассрочку - метод покупки товара, заключающийся в выплате цены, состоящей из стоимости купленного товара плюс проценты, начисленные на кредит, выплачиваемый в рассрочку. Предмет покупки остается собственностью продающего до тех пор, пока не будет осуществлен последний платеж. В силу этого приобретаемый товар сам служит обеспечением одалживаемой покупателем суммы.
Вексельный кредит - кредит под обеспечение векселями (с разделением на учет векселей и ссуды под их залог).
По видам процентных ставок банковские кредиты можно разделить на две группы: кредиты с фиксированной и плавающей процентными ставками.
Кредит как экономическое отношение - это всегда риск, поскольку предполагает определенную степень доверия. Доверие, с одной стороны, возникает как необходимый элемент кредитного отношения, с другой - как осознанная позиция двух сторон, имеющая вполне определенное экономическое обоснование. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) определяет содержание, принципы и форму оформления кредитных отношений. В гл. 42 "Заем и кредит" содержится принципиальное разграничение этих понятий:
кредитором может быть банк или иная кредитная организация (заимодавцем может быть юридическое или физическое лицо);
кредит предоставляется в денежной форме в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором (предметом договора займа могут быть предметы или другие вещи);
заемщик обязан уплатить кредит и заплатить проценты за пользование им;
кредитный договор является двусторонним и должен быть заключен в письменной форме;
кредит выдается на определенных условиях;
заемщик обязан погасить ссудную задолженность в полном размере и в установленные сроки.
На основании ГК РФ (статьи 819, 820, 821) к кредитному договору установлены соответствующие требования формы, а также порядок отказа от предоставления или получения кредита.
В условиях становления и развития рыночных отношений кредиторам необходимо иметь точное представление о кредитоспособности их партнера. Для достижения этой цели банки разрабатывают собственные методики определения кредитоспособности. Однако необходимо определить, что включает это понятие в контексте рыночной экономики.
В учебнике "Банковское дело" под редакцией профессора О.И. Лаврушина кредитоспособность трактуется как способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам) <1>. Такого же мнения придерживается, например, и А.Д. Шеремет <2>.
--------------------------------
<1> Указ. соч.
<2> Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М., 2002.

Приведенное определение, по мнению других специалистов, не совсем корректно, так как в нем не разграничиваются термины "кредитоспособность" и "платежеспособность". Последняя как раз и подразумевает способность организации расплачиваться по всем видам обязательств, а кредитоспособность подразумевает способность расплатиться лишь по кредитным обязательствам.
Платежеспособность - возможность удовлетворить требования кредиторов в настоящий момент. Кредитоспособность - прогноз такой способности на будущее.
И еще одно существенное различие. Организация погашает свои обычные обязательства (кроме задолженности по кредитам), как правило, за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Возврат кредита может проводиться как из собственных средств заемщика, так и за счет средств, поступивших от реализации банком обеспечения, переданного в залог, средств гаранта или поручителя, страховых возмещений. Кредитоспособность определяется не только тем, насколько ликвидны активы организации, направляемые на погашение обязательств, но и множеством других факторов, не зависящих напрямую от хозяйствующего субъекта (контрагенты, рынки сбыта и др.) и не всегда поддающихся количественному измерению.
При толковании термина "кредитоспособность заемщика", как правило, учитывается комплекс определенных факторов, в том числе:
дееспособность и правоспособность заемщика для совершения кредитной сделки;
его деловая репутация;
наличие обеспечения;
способность заемщика получать доход - генерировать денежные потоки.
Итак, кредитоспособность заемщика (хозяйствующего субъекта) - "его комплексная правовая и финансовая характеристика, представленная финансовыми и нефинансовыми показателями, позволяющая оценить его возможность в будущем полностью и в срок, предусмотренный в кредитном договоре, рассчитываться по своим долговым обязательствам перед кредитором, а также определяющая степень риска банка при кредитовании конкретного заемщика" <1>.
--------------------------------
<1> Ендовицкий Д.А., Бочарова И.В. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика. М., 2005.

Стратегия банка в области кредитования заключается в совокупности определенных действий менеджмента в целях эффективного и оптимального управления процессом кредитования в условиях изменяющейся среды функционирования банка и заемщика. Тактика при этом состоит в применении определенного набора способов и приемов достижения поставленной цели.
Стратегия и тактика банков в области кредитования реализуется через положения их кредитной политики, которая закрепляется в:
положении о кредитной политике банка;
регламенте (положении) о предоставлении кредитов;
методике по применению регламента о предоставлении кредита.
В документах, определяющих кредитную политику банка, отражаются:
1) цели, исходя из которых формируется структура кредитного портфеля банка (размеры кредита, его качество, сроки погашения и т.д.);
2) политика банка в области установления процентных ставок, комиссий по кредитам, условий их погашения;
3) правила приема, оценки и реализации обеспечения по кредиту;
4) размер максимального лимита по кредиту, т.е. уровень соотношения величины всех кредитов банка и активов банка;
5) вопросы диагностики, анализа и управления проблемными кредитами;
6) описание приоритетных направлений в области кредитования региона, отрасли, сектора экономики;
7) описание стандартов и методов, с помощью которых определяется качество кредитов;
8) полномочия руководства банка, председателя кредитного комитета, кредитного инспектора и т.п. в области кредитования;
9) система организации и обязанности кредитных подразделений банка;
10) пакет необходимых документов, прилагаемых к кредитной заявке, и перечень документов для обязательного хранения в кредитном деле;
11) проблемы обеспечения адекватного контроля кредитного риска.
Методы реализации положений кредитной политики закреплены в документах, регламентирующих работу по выдаче кредитов и контроль за обязательствами заемщика перед банком по выданным финансовым средствам. Таким образом, методики анализа кредитоспособности заемщика являются отдельной частью регламентов по предоставлению кредитов или самостоятельными документами - инструкциями, определяющими порядок анализа кредитоспособности.

1.2. Кредитные риски и методы их оценки

В России, как, впрочем, и в других странах, особую остроту имеет проблема распознания, оценки и регулирования банковских рисков. Отметим, что банковская деятельность по своей сути является очень рискованной.
Банк должен привлечь деньги, затем разместить их, вовремя получить их обратно, да к тому же на этом заработать. Соответственно, управление рисками - это ключевая задача банковского менеджмента. А кредитная организация - это не что иное, как организационная система управления банковскими рисками. Выделим основные банковские риски:
ценовой риск - риск, связанный с изменением рыночной цены финансового актива. Большинство финансовых институтов - банки, страховые компании, пенсионные фонды - осуществляют свою деятельность в большей мере за счет заемных средств (банковские и пенсионные вклады, страховые взносы). Полученные средства инвестируются институциональными инвесторами в различные рынки - фондовые, государственных ценных бумаг, товарные рынки, рынки недвижимости.
Каждый финансовый институт спустя определенное время должен выполнить свои обязательства по выплате заемных средств. Под влиянием рыночных колебаний стоимость финансового актива может измениться в неблагоприятную для институционального инвестора сторону, что приведет к затруднениям по выполнению текущих обязательств перед клиентами или вкладчиками.
Кредитный риск - риск, возникающий при частичной или полной неплатежеспособности заемщика. Этому виду риска в наибольшей степени подвержены банковские организации в силу профиля своей основной деятельности (как кредитные организации).
Валютный риск - риск, связанный с изменением валютного курса национальной валюты к курсу валюты другой страны. Этот вид риска возникает при инвестициях в иностранные финансовые активы и последующей конвертации иностранной валюты в национальную валюту инвестора.
Риск ликвидности - риск, возникающий при продаже имеющегося финансового актива. Этот вид риска означает невозможность быстрой реализации актива без существенного снижения стоимости. Главной мерой ликвидности является рыночная разница между ценой покупки и продажи.
Риск платежеспособности - риск, обусловленный тем, что в силу неблагоприятных внешних обстоятельств у компании возникают затруднения с погашением долговых обязательств.
Операционный риск - риск, связанный с деятельностью персонала финансового института. Составными частями операционного риска являются:
транзакционный риск - связан с ошибками персонала компании при выполнении транзакционных операций, ошибками в бухгалтерском учете компании, ошибками в расчетах;
риск операционного контроля - вид операционного риска, при котором персонал компании или банка превышает выделенные лимиты, исполняет недобросовестные сделки, совершает умышленное мошенничество;
риск систем - операционный риск сбоя программного обеспечения при проведении текущих операций, ошибки в методологии работы, отказ телекоммуникационных систем.
Инфляционный риск - риск, связанный с макроэкономическим положением в стране. При увеличении инфляции существует риск того, что реальный доход институционального инвестора может уменьшиться за счет большой инфляции, хотя в ходе работы может быть получена валовая прибыль.
Правовой риск - риск, обусловленный несовершенством правовой базы или (и) правовой неопределенностью, отрицательно влияющими на кредитный риск или риск ликвидности.
Список банковских рисков является открытым: по мере развития банковской деятельности возникают новые, ранее неизвестные обстоятельства, совокупность которых могут характеризовать банковские риски нового типа.
В своей деятельности банки выявляют значимые риски и постоянно проводят их оценку. Эффективная оценка риска заключается в сопоставлении расходов с приобретаемыми выгодами и касается как измеряемых, так и неизмеримых факторов риска.
В процессе оценки рисков также определяется, какими из них банк может управлять, а какими нет. Среди многих банковских рисков кредитные риски имеют важнейшее значение.
При невозврате кредита у банка уменьшается капитал, возникает дефицит денежных средств. Если кредитные потери велики, то это может привести к банкротству.
В случае, когда невозвращенные кредиты приводят к тому, что капитал банка становится отрицательным, кредитная организация, как правило, становится неплатежеспособной, поскольку объем реально имеющихся у нее активов оказывается меньше размера обязательств. В исключительных случаях благоприятные обстоятельства могут позволить банку в дальнейшем восстановить свой капитал без какого-либо вмешательства извне, но такие случаи достаточно редки.
Существенное отличие между ожидаемыми и непредвиденными потерями заключается в том, что в своих решениях банковские менеджеры исходят из предположения, что с большей долей вероятности предстоящие потери по величине будут близки к ожидаемым и поэтому ожидаемые потери можно заранее отнести на убытки. Для того чтобы компенсировать ожидаемые потери, банк при заключении кредитного договора увеличивает базовую (безрисковую) процентную ставку. Так, если из опыта известно, что из кредитов сроком на один год, выдаваемых определенной группе заемщиков, не возвращается 3%, то для компенсации потерь ставку для них следует увеличить на 3% <1>.
--------------------------------
<1> Беляков А.В. Банковские риски: проблемы учета, управления и регулирования. М., 2004.

------------------------------------------------------------¬
¦ ФАКТОРЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТНОГО РИСКА ¦
L------T-----------------------T---------------------------T-
¦ ¦ ¦
V V V
--------------------¬ ---------------------------¬ --------------------¬
¦Макроэкономические ¦ ¦Связанные с предприятиями-¦ ¦Связанные с банками¦
L------------T------- ¦ заемщиками ¦ L------------T-------
¦ L-------------T------------- ¦
¦ ¦ ¦
V V V
-------------------------T------------------------T-----------------------¬
¦1) экономический кризис,¦1) риск отсутствия ¦1) отсутствие проверен-¦
¦спад производства по ¦правоспособности и ¦ной методики и техноло-¦
¦отраслям; ¦дееспособности; ¦гии кредитования; ¦
¦2) региональный риск; ¦2) финансовая неустой- ¦2) занижение требований¦
¦3) инфляция; ¦чивость, неплатежеспо-¦к оценке кредитоспособ-¦
¦4) бюджетный и финансо- ¦собность, наличие ¦ности заемщиков, низкое¦
¦вый кризис; ¦значительной дебиторской¦качество гарантий, ¦
¦5) риск отсутствия ¦и кредиторской задол- ¦ошибки в оценке залога;¦
¦законодательной базы; ¦женности, несоответствие¦3) юридические риски; ¦
¦6) неустойчивость бан- ¦сроков движения денежных¦4) риск управления ¦
¦ковской системы; ¦средств; ¦банками; ¦
¦7) политические риски; ¦3) производственно-тех- ¦5) риски концентрации и¦
¦8) неразвитость системы ¦нологический риск; ¦недостаточной диверси-¦
¦страхования рисков; ¦4) имущественные риски;¦фикации; ¦
¦9) неразвитость информа-¦5) коммерческие риски,¦6) недостатки в поста-¦
¦ционного риска; ¦риск изменения конъюнк- ¦новке учета и отчет-¦

стр. 1
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>