<< Предыдущая

стр. 10
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

утром для того, чтобы очистить ум ото сна и возбудить
активность для дневной жизни, а вечернее пение должно
было успокоить и настроить на отдых.

87
Настроение здоровья
Ямвлих писал о терапевтической музыке Пифагора так:
«И некоторые мелодии были выдуманы для того, чтобы
лечить пассивность души, чтобы не теряла она надеж-
ды и не оплакивала себя, и Пифагор показал в этом себя
большим мастером. Другие же мелодии использовались
им против ярости и гнева, против заблуждений души. А
были ещё мелодии, которые умеряли желания».
Эмиль Науманн так говорил о музыке Пифагора: «Пи-
фагор ограничивал значение музыки, полагая её предна-
значенной только лишь для того, чтобы создавать бод-
рые мелодии, внушать любовь ко всему благородному и
ненавидеть всё плохое.
Он полагал, что на внутренние чувства людей больше
всего влияет мелодия и ритм. Будучи твёрдо убеждённым
в этом, он соглашался с Дамоном из Афин, музыкальным
учителем Сократа, что введение новой возбуждающей
школы может представить угрозу для целой нации и что
невозможно изменить ключ без потрясения основ госу-
дарства. Пифагор считал, что музыка, которая облаго-
раживает ум, гораздо более высокого порядка апеллирую-
щая к чувствам, и он упорно настаивал на том, что долг
государственных мужей – запретить вольную, изнежен-
ную и похотливую музыку и дозволять только чистую и
благородную, и что бодрые живые мелодии подходят для
мужчин, а мягкие и плавные – для женщин.
Из этого видно, что музыка играла значительную
роль в воспитании греческой молодёжи. Величайшая ос-
мотрительность должна была быть в выборе инстру-
ментальной музыки, потому что отсутствие слов делало
88
Раздел 4. Настройки на природу и творчество
её смысл сомнительным, и заранее трудно было предви-
деть, произведёт ли она на людей благодетельное или гу-
бительное действие. Народный вкус, всегда замешанный
на чувственных и распутных мелодиях, должно рассмат-
ривать с величайшим презрением».
Даже сегодня военная музыка производит впечатляю-
щий эффект, вызывая прилив патриотизма, а религиозная
музыка, хотя она больше не развивается в соответствии с
древней теорией, всё же очень сильно влияет на эмоции
светских людей.

Акустический мусор
Замечено, что растения растут лучше под классичес-
кую музыку, чем без неё, а под рок-музыку хуже, чем в
тишине. С людьми примерно так же.
Громкие звуки убивают волосковые клетки, которые
передают информацию о звуковых колебаниях в головной
мозг.
Городской и производственный шумы не менее опасны.
У людей 70% неврозов возникают именно из-за шума.
Длительное звуковое давление ведёт к нарушению
логики и неуравновешенности. Те, кто живут рядом с
оживлёнными автомагистралями, часто страдают заболе-
ваниями сердечно-сосудистой системы, гипертонией, рас-
стройствами пищеварения.
Порог звуковой опасности составляет 80 дБ, звук ра-
ботающего пылесоса – 85 дБ, уровень боли – 120, рёв взле-
тающего самолёта – 150 бД, смертельный уровень – 180.

89
Настроение здоровья
На кафедре акустики МГУ провели недавно исследо-
вание наиболее агрессивных образцов рок- и поп-музы-
ки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны,
шумы, а затем моделировал свойства человеческой ткани
и вычислял, как музыка влияет на организм. И вот что по-
лучилось.
Частота основного ритма композиции «Дип Пёпл»
«Smoke on the water» от двух до четырёх герц. Такие скач-
ки, да ещё при громкости в 80-100 дБ (как в кузнечном
цеху), вызывают сильное возбуждение, вплоть до времен-
ной потери контроля над собой, агрессивность к окружа-
ющим или, наоборот, негативные эмоции к себе. Тех, кто
предрасположен к нервным расстройствам, к психическим
заболеваниям, после двух-, трёхразового прослушивания
подобной композиции ожидает обострение заболеваний
или нервные срывы. Шумовые призвуки или негармони-
ческие обертоны вредят нервной системе: у человека на-
чинают дрожать руки, теряется острота зрения и слуха и
одновременно в крови повышается содержание адренали-
на и других гормонов.
Семиклассники после 10-минутного прослушивания
рок-композиций временно забывали таблицу умножения.
Находящиеся в концертных залах слушатели не смогли
ответить на вопросы: «Как вас зовут?», «Где вы находи-
тесь?», «Какой теперь год?».
Композиция «Битлз» «Helter Skelter» – это пример,
когда на первый взгляд приятная и благозвучная музыка
может оказаться на поверку не менее вредной. Здесь ос-
новной ритм (около 6,4 герц) находится в опасной для
90
Раздел 4. Настройки на природу и творчество
человека области резонансных частот грудной клетки и
брюшной полости. При прослушивании этой композиции
могут появиться внезапные боли в животе и груди. Кро-
ме того, поскольку основной ритм композиции по частоте
близок к частоте одного из ритмов головного мозга, су-
ществует реальная угроза резонансного совпадения этих
частот. Как показали эксперименты с животными, подоб-
ное совпадение частот нередко приводит к самому настоя-
щему сумасшествию.
Даже 10-минутное «наслаждение» рок-музыкой на
громкости в 100 дБ снижает чувствительность уха на-
столько, что наступает частичная потеря слуха. А на рок-
концертах нередко интенсивность звука достигает 120 дБ,
т.е. болевого порога.

Лечение музыкой
Истории известны случаи, когда музыка творила насто-
ящие чудеса. В XVI веке в Италии, к примеру, население
нескольких крупных провинций охватила необычайная
психическая эпидемия. Тысячи людей впадали в глубокое
оцепенение, застывали в неподвижности, переставали есть
и пить. Все эти люди были одержимы убеждением, что они
укушены ядовитым тарантулом. Из состояния оцепенения
больных выводила только особая танцевальная музыка,
начинавшаяся с очень медленного ритма и постепенно ус-
коряющаяся до неистовой пляски. От неё и произошла из-
вестная всему миру тарантелла.
В XIV веке Западную Европу охватила грандиозная
эпидемия пляски святого Витта. По улицам городов и се-
91
Настроение здоровья
лений бродили толпы неистово дёргавшихся бесноватых
людей, которые выкрикивали нечленораздельные звуки,
непристойности и богохульства, падали с пеной у рта.
Эпидемия быстро прекращалась лишь там, где властям
удавалось вовремя призывать музыкантов-инструмен-
талистов, игравших медленную, спокойную, умиротво-
ряющую музыку.
В средние века во время эпидемии чумы в городах, не
переставая, звонили в колокола. Учёные установили, что
активность микробов, «наслушавшихся» колокольного
звона и церковной музыки, падает на 40%.
Учёные утверждают, что звуки определённой частоты,
исходящие с разной периодичностью, способны разру-
шать болезнетворные микробы, расслаблять мускулатуру
и выводить из депрессии.
Идея исцелять музыкой родилась задолго до возник-
новения современной цивилизации. Об этом упоминается
ещё в Ветхом Завете. В библейской притче рассказывается
о том, как Давид излечил израильского царя Саула от чёр-
ной меланхолии своей игрой на гуслях. Эскулапы Древне-
го Египта советовали страдающим бессонницей слушать
пение хора.
Корифеи античного мира Пифагор, Аристотель, Пла-
тон утверждали, что музыка устанавливает порядок и
равновесие во всей Вселенной и, прежде всего, воссо-
здаёт гармонию в физическом теле.
Выдающийся арабский философ Авиценна 1000 лет
назад музыкой лечил от нервных и психических заболе-
ваний.
92
Раздел 4. Настройки на природу и творчество
Русские знаменитые учёные: И.Сеченов, С.Боткин,
И.Павлов говорили о необыкновенной способности мело-
дичных звуков вызывать приятные эмоции, повышать ак-
тивность коры головного мозга, улучшать обмен веществ,
стимулировать дыхание и кровообращение. В своих трудах
они писали, что в состоянии стресса в мозге появляются
десинхронные ритмы, нарушающие нормальное течение
мыслей и чувств.
Музыка восстанавливает слаженность всех процессов,
возвращая душевное равновесие.
Как показали эксперименты, особенно сильное оздоро-
вительное воздействие на психическое и физическое состо-
яние больных оказывает звучание струнных инструмен-
тов (прежде всего скрипка, на последнем месте – гитара).
Такая музыка способствует нормализации артериального
давления, уменьшает болевые ощущения, укрепляет волю




93
Настроение здоровья
больного, регулирует работу сердца. Обязательным усло-
вием является то, что музыкальные произведения должны
исполняться профессионалами. Фальшиво взятые ноты
могут негативно повлиять на физическое тело.
Замечено, что определённые ноты влияют на опре-
делённые органы:
- звуковая частота, соответствующая ноте «до», влияет
преимущественно на функции желудка и поджелудочной
железы;
- «ре» – на жёлчный пузырь и печень;
- «ми» – на органы зрения и слуха;
- «фа» – на мочеполовую систему;
- «соль» – на функции сердца;
- «ля» – лёгкие и почки;
- «си» – на функцию энергообмена, согревая тело.
Низкие звуки резонируют больше с нижней частью
тела, высокие – с верхней (головой).

Сердце музыкотерапии
В основе музыкотерапии лежит несколько видов воз-
действия:
1. Психо-эстетическое – возникают положительные
ассоциации, выстраивается образный ряд;
2.Физиологическое – с помощью музыки отлажива-
ются отдельные функции организма;
3. Вибрационное – звуки активизируют различные
биохимические процессы на клеточном уровне.


94
Раздел 4. Настройки на природу и творчество

Учёными-медиками разработаны
следующие музыкальные программы:
- снятие стрессов и облегчение болей у взрослых и
детей;
- повышение резервных особенностей организма че-
ловека;
- лечение бронхиальной астмы;
- лечение психосоматических расстройств;
- для пациентов реабилитационных центров, имею-
щих физические нарушения;
- для престарелых и лиц, которые нуждаются в посто-
янном уходе;
- для детей и взрослых, страдающих нарушениями
речи и отстающих в развитии.

Пение как оздоровительная процедура
Учёные доказали, что пе-
ние укрепляет иммунную сис-
тему. Исследуя кровь людей, в
течение 60 минут исполнявших
«Реквием» Моцарта, они обнару-
жили, что концентрация имму-
ноглобулина А, формирующего
защитный клеточный барьер, су-
щественно повысилась, так же как и гидрокортизона – ан-
тистрессового гормона.
Вывод: пение улучшает и иммунитет, и настроение
поющих.

95
Настроение здоровья
Вокалотерапия – метод, обладающий высокой тера-
певтической эффективностью. Это подтверждено лабора-
торными исследованиями: бронхоскопией, компьютерной
томографией и клиническими анализами крови поющих.

воздействие музыки внутриутробно
Ребёнок в чреве матери на 38-й неделе внутриутроб-
ного развития отчётливо слышит музыку и реагирует на
неё!
Спокойные и лирические мелодии делают его спокой-
ным и тихим, заводные и весёлые – радостным, подвиж-
ным, а тяжёлые ритмы ребёнка пугают и беспокоят.
Учёные предлагают для укрепления двигательной,
дыхательной и нервной систем будущего ребёнка матери
слушать следующие аудиозаписи:
Моцарт – Флис: «Спи, моя радость, усни».
Дунаевский – Лебедев-Кумач: «Сон приходит на по-
рог».
Островский – Перова: «За печкою поёт сверчок».
Хренников – Гладков: «Колыбельная Светлане».
Чайковский – Майков: «Спи, дитя моё».
При прослушивании этих мелодий происходит даже
корректировка плода, его гармоничное формирование и
развитие направляется в нужную сторону.

<< Предыдущая

стр. 10
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>