<< Предыдущая

стр. 17
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>



143
СТАНЬ СВОБОДНЫМ от вредных привычек

Что такое виртуальная реальность
Часть людей обольщается жизнью земной,
Часть – в мечтах обращается к жизни иной…
О. Хайям

По большому счёту, слово «виртуальный» в данном
контексте – синоним слова «мнимый». Художественный
фильм – тоже виртуальная реальность, ибо он есть не более
чем выдумка сценариста в блестящем исполнении актёров
под общим командованием режиссёра. Зато какой мощный
эффект воздействия на людей! Посредством кино в созна­
ние масс можно внедрять необходимые идеи и установки.
По поводу этого вождь нашей революции говорил:
1. «Идея, овладевающая массами, становится матери­
альной Силой»;
2. «Из всех искусств для нас важнейшим является
кино».
Доведись Ильичу делать пролетарскую революцию в
эпоху революции научно-технической, в его втором изрече­
нии вместо слова «кино» стояло бы, наверное, что-нибудь
вроде «компьютерный дизайн». Потому что компьютерная
виртуальная реальность обладает более сильным эффек­
том воздействия на человека – в силу большей яркости,
фантастичности, гибкости сюжетной линии и т.д. Самое
главное – она даёт возможность перехода от пассивного
созерцания к непосредственному действию в виртуальном
мире в качестве одного из его персонажей. Это касается не
только компьютерных игр, но и всевозможных способов
общения и личностного самовыражения в сети Интернет.
144
СТАНЬ СВОБОДНЫМ от вредных привычек

Персональные, карманные компьютеры
и игровые приставки: аспекты игромании
…Небо мечет вслепую игральные кости.
Всё, что выпало, надо успеть проиграть.
О. Хайям

Итак, игры. Есть даже игры для самых маленьких с эле­
ментами как бы развития навыков и увеличения знаний у
детей дошкольного и младшего школьного возраста. Тут,
как правило, отсутствуют присущие взрослым играм эле­
менты насилия и кровавых сцен. Здесь фигурируют добрые
сказочные герои типа колобка, русалочки или золотой рыб­
ки. Играя, например, «за колобка», ребёнок должен провес­
ти его через всевозможные препятствия так, чтобы никакой
встречающийся по дороге зверь его не стрескал. Да, инте­
ресно, да, ребёнку нравится. Что мы имеем в итоге?
1) Очень важная в этом возрасте мелкая моторика
пальцев рук задействуется в виде убогих и однообразных
манипуляций компьютерной мышью, и то только одной
рукой. Лучше бы ребёнок играл в кубики или что-нибудь
лепил.
2) Вынужденная статичная поза сидения за монито­
ром на фоне активного участия в игровом действии. Лучше
бы вместо «убегания» колобка от диких зверей на экране
компьютера ребёнок поиграл в салочки или в прятки.
И вообще, когда существует масса развивающих игр
для детей в настоящей реальности, зачем им подсовывать
виртуальный суррогат? Если хотите, чтобы Ваш ребёнок
шёл в ногу с прогрессом – можете не волноваться, он ус­
145
СТАНЬ СВОБОДНЫМ от вредных привычек

пеет освоить компьютер намного лучше Вас в старшем
школьном возрасте, подойдя к этому более осознанно.
3) Подавляющая масса компьютерных игр для малы­
шей – поделки низкого качества. Фирмы-создатели не
прогнозируют массовый спрос на эту продукцию и поэ­
тому не тратят на разработку слишком много средств. Оз­
вучивают эти игры, как правило, не профессиональные
актёры, а сами господа компьютерные дизайнеры. Резуль­
тат – противно слушать. Плюс дешёвая примитивная ани­
мация. Лучше покажите ребёнку нормальный, качествен­
но и с душой сделанный мультик советских времён или
просто почитайте красивую сказку – и познавательно, и
интересно.
4) Любая, а особенно детская компьютерная игра,
есть лишь примитивная модель реальности. Маленький
ребёнок с его мощными познавательными способностями
легко и быстро осваивает ограниченное пространство лю­
бой компьютерной игры. По сути дела, узкие рамки игры
постепенно сужают познавательные способности ребён­
ка до рамок компьютерной модели: кликнешь мышкой
на одну картинку – получится одно, кликнешь на другую
– другое. И всё. Практически никаких навыков и знаний о
реальном мире, даже о том, как построить из кубиков са­
мый простой домик так, чтобы он не разваливался, и было
красиво.
Дети постарше и те, кто детьми себя уже не считает,
предпочитают взрослые компьютерные игры. Предлагае­
мый ассортимент очень широк... Для игроков выпускается
масса толстых специализированных журналов, создаются
146
СТАНЬ СВОБОДНЫМ от вредных привычек

фан-клубы культовых игр и уже начали проводиться чем­
пионаты по компьютерным играм. Игровая индустрия на
текущий момент является, наверное, самым основным
двигателем прогресса развития устройств, обозначенных
в заголовке раздела. Так как чем «реалистичнее» и «на­
вороченнее» игра, тем более мощный компьютер для неё
требуется. Массовый спрос на новые игры подогревает
спрос на новые мощные машины...
А ещё, часами, днями и ночами сидя в любимых играх,
мы задействуем в этом процессе не только глаза и пальцы
рук. Участвует всё тело, несмотря на внешнюю его непод­
вижность. Заядлым игрокам известны ощущения в первое
время после окончания сеанса игры, когда переводишь
усталое внимание в реальный мир. Потом эта лёгкая неа­
декватность вроде бы сама собой проходит, но остаётся и
с каждым разом ширится и крепнет желание продолжать
снова и снова. А самым заядлым ночами снится, как они
из последних сил отбиваются от тех самых монстров из
компьютерных стрелялок-бродилок. И эти дикие порож­
дения нездоровой фантазии стремятся убить тебя уже не
на экране монитора, а в твоём собственном пространстве
сновидений.
А ещё у самых одарённых игроков отмечены особо
талантливые сдвиги. Например, в Великобритании некто
Дэн Холмс, 29 лет от роду, на почве безмерной любви и
неодолимой страсти официально сменил своё имя на Play
Station 2 – так называется игровая приставка фирмы Sony.
На этом наш герой не остановился и хотел пойти дальше,
он уговаривал нескольких тамошних священников совер­
147
СТАНЬ СВОБОДНЫМ от вредных привычек

шить обряд венчания со своей игровой приставкой. Жаль,
что никто из служителей культа не согласился, – у этой
пары могли быть замечательные дети. Вся эта история
стала возможной благодаря ежедневным четырёхчасовым
свиданиям молодого человека и его приставки. Ну и чтобы
окончательно уже нагнать страху – смертельная история
о 30-летнем американце по фамилии Руж. Он купил себе
игровую приставку «Nintendo 64» и сидел за ней по 8 ча­
сов в день (прям как ударник коммунистического труда). И
вот, когда он однажды ехал в виртуальном автомобиле по
виртуальному шоссе, внезапный приступ эпилепсии сра­
зил его насовсем, заставив неудачно удариться головой об
стол. И, главное, претензий предъявить оставшимся в жи­
вых родственникам не к кому – в каждую коробку с игрой
заботливые разработчики обязательно вкладывают пись­
менное предупреждение об опасности эпилептического
удара. Так что играйте чаще, и удача улыбнётся Вам.

Всемирная паутина Интернет
Сейчас я говорю. Пальцами по клавиатуре.
И слушаю. Глазами, как глухой.
Д. Лавникевич. «Интернет
-зависимость: угроза или миф?»

Это сегодня, наверное, самое удивительное порожде­
ние техногенной цивилизации. Независимое от государс­
твенных границ, оно живёт и изменяется по своим законам,
что порой не нравится политикам и представителям пра­
вящих кругов. Благодаря Интернету можно обмениваться

148
СТАНЬ СВОБОДНЫМ от вредных привычек

электронной почтой – она рабо­
тает гораздо быстрее и надёжней
обыкновенной. Можно быстро
находить нужную информацию,
делать покупки и вести коммер­
ческую деятельность, заказывать
билеты в кино и на самолёт, бро­
нировать места в отелях в любой
точке мира. Даже можно найти
себе спутника (спутницу) жиз­
ни – такие случаи не единичны в
наше время. Короче – в Интерне­
те можно делать почти всё, что и
в реальном мире, не вставая при
этом с кресла. И делать часто более легко, привлекательно
и разнообразно, чем в обычной жизни. Поэтому, на лич­
ностном уровне, люди склонны к попаданию в зависи­
мость от Интернета.
Психологи, врачи-психиатры и прочие психотерапев­
ты обозвали это явление интернет-зависимостью, или ин­
тернет-аддикцией, или нетаголизмом, или виртуальной
аддикцией – выбирайте, как говорится, на свой вкус (кста­
ти, патологическое пристрастие к компьютерным играм
вообще обозвали страшным словом «гэмблинг»). Интер­
нет-аддикцией страдают люди всех возрастов, обоих по­
лов, независимо от политических пристрастий. Давайте
попробуем в этом разобраться, опираясь на то, что пишут
в самом Интернете.


149
СТАНЬ СВОБОДНЫМ от вредных привычек

Интернет-зависимость
Если Истина спросит о собственной сути -
Об увиденном молви, а суть обойди.
О. Хайям

Пионер в области исследования интернет-зависимости
доктор Айвен Голдберг определял её как «нехимическую
зависимость от пользования Интернетом». Тем, что она
нехимическая, она сродни пристрастию к азартным играм.
Тем, что она зависимость, она сродни курению, наркома­
нии и алкоголизму. Господа Короленко и Сигал (большие
учёные, однако) характеризуют аддиктивное (то есть за­
висимое) поведение вообще как «стремление к уходу от
реальности посредством изменения своего психического
состояния». Способы ухода различны, и Интернет один из
них. От других его отличает ряд особенностей, или воз­
можностей, даваемых всемирной сетью потенциальным
аддиктам:
1. Анонимность. Даёт чувство безопасности и рас­
крепощённости при общении в чатах, конференциях и т.д.
Отсюда вытекает второе:
2. Возможность проявления и реализации сторон
личности, не имеющих возможности проявиться в ре­
альном мире в силу особенностей воспитания или иных
причин. Например, имея проблемы в общении с противо­
положным полом, можно до посинения заниматься т.н. ки­
берсексом, посещая многочисленные порносайты и обща­
ясь в порно-чатах. Можно, общаясь в чатах (не обязательно
порно), играть различные роли, которым в обычной жизни

150
СТАНЬ СВОБОДНЫМ от вредных привычек

не хватает места. Вплоть до смены пола на время процесса
общения – всё равно никто тебя не видит.
3. Большие возможности поиска новых собеседников.
Надоела одна компания – нет проблем, Интернет велик.
4. Неограниченный доступ к информации. Можно
набрать материал даже на защиту диссертации. Можно
даже стать «информационным вампиром» – это когда шас­
таешь по Сети где попало в поисках какой попало инфор­
мации, забыв про всё остальное на свете.
Заметьте – первые три пункта – это то, ради чего Ин­
тернет посещает большинство от него зависимых (около
91%). Ради общения. У этих людей просто существуют
какие-либо проблемы при общении в реальном мире, и
тогда они ищут друзей (подруг, любимых – нужное под­
черкнуть) в мире виртуальном. Там у них всё получается
легко и просто, и они испытывают от этого нечто близ­
кое к эйфории. Им хорошо. Стоит выключить компьютер
– опять всё становится плохо и скучно. Вот вам и зависи­
мость.
Психологические симптомы:
• Хорошее самочувствие или эйфория за компьюте­
ром;
• Невозможность остановиться;
• Увеличение количества времени, проводимого за
компьютером;
• Пренебрежение семьёй и друзьями;
• Ощущение пустоты, депрессия, раздражение не за
компьютером;


151
СТАНЬ СВОБОДНЫМ от вредных привычек

• Ложь работодателям или членам семьи о своей де­
ятельности;
• Проблемы с работой или учёбой.
Физические симптомы:
• Синдром карпального канала (туннельное пораже­

<< Предыдущая

стр. 17
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>