<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

на свободный доступ к искусству, участие в культурной жизни и пользование
благами научного прогресса, закрепленного ч.1 ст.27 Всеобщей декларации прав
человека, оказалось необходимым установить определенные сроки охраны исключительных
прав, по истечении которых произведение переходит в категорию общественного
достояния. Преамбула Договора ВОИС по авторскому праву 1996 года гласит, что
государства-участники признают "необходимость установить баланс между правами
авторов и публичными интересами, особенно в сфере образования, научных исследований
и доступа к информации" (перевод положений Договора ВОИС 1996 года здесь и
далее осуществлен автором. - П.Б.).
В соответствии со ст.4 Всемирной конвенции срок охраны произведений устанавливается
законодательством государств-участников, но при этом не может быть меньше
25 лет с момента смерти автора. В определенных случаях в отношении некоторых
категорий произведений допускается исчисление срока с момента первого выпуска
в свет или с момента регистрации произведения. Сокращенный срок установлен
для фотографических произведений и произведений прикладного искусства - десять
лет, при сохранении неизменным порядка исчисления сроков.
В странах Бернского союза (в том числе и в РФ) действуют иные правила
о сроках. Статья 7 Бернской конвенции устанавливает срок охраны в 50 лет после
смерти автора либо с момента смерти последнего из соавторов (ст.7 bis). Пункт
3 ст.7 закрепляет особый порядок исчисления сроков для произведений, выпущенных
анонимно или под псевдонимом. В таком случае течение срока начинается с момента
правомерного обнародования произведения*(6). Таким образом, имеется в виду
не только выпуск в свет, но и публичное чтение, исполнение или другой вид
обнародования, кроме случаев, когда псевдоним не вызывает сомнений в личности
автора. В таких случаях применяется обычный порядок.
Пункт 2 ст.7 Бернской конвенции допускает установление особого порядка
исчисления сроков охраны кинематографических произведений. Сроки их охраны
могут исчисляться с момента обнародования либо с момента создания, для не
обнародованных произведений срок составляет 50 лет после их создания. Наконец,
допускается установление сокращенного срока охраны фотографических произведений
и произведений прикладного искусства - 25 лет, причем он может исчисляться
с момента создания такого произведения (п.4 ст.7 Бернской конвенции). Статья
9 Договора ВОИС устанавливает, что положения Бернской конвенции о сокращенном
сроке охраны фотографических произведений не действуют в отношении государств
- участников Договора.
Необходимо отметить, что в российском Законе об авторском праве (ст.
27) не предусмотрено каких-либо особых правил относительно сроков охраны кинематографических,
фотографических или прикладных произведений. Таким образом, Закон РФ не только
полностью соответствует Бернской конвенции, но и устанавливает повышенную
охрану интересов авторов в части сроков.
Все вышеуказанные сроки исчисляются с 1 января года, следующего за наступлением
юридического факта, лежащего в основании начала течения сроков (п.5 ст.7 Бернской
конвенции).
В соответствии с п.7 ст.7 Бернской конвенции страны Союза могут в национальном
законодательстве устанавливать повышенные сроки охраны произведений по сравнению
с конвенционными. В настоящее время намечается тенденция увеличения сроков
охраны авторских прав до 70 лет. Подобные правила начинают применяться в странах
ЕС. Например, Директива ЕС от 29 октября 1993 года "О согласовании сроков
защиты авторского права и отдельных смежных прав" отмечает, что различия в
сроках охраны прав автора препятствуют свободному движению товаров и оказанию
услуг, затрудняют конкуренцию на Общем рынке, таким образом, возрастает необходимость
их унификации. Кроме того, отмечается, что в связи с увеличением средней продолжительности
жизни в государствах Европейского Союза, а также рядом других обстоятельств,
необходимо увеличить сроки охраны авторских прав. Статья 1 Директивы в качестве
общего правила устанавливает продление сроков авторской охраны до 70 лет,
в том числе и в отношении фотографических произведений. Причем устанавливается
и весьма важное новое положение, касающееся защиты произведений, срок охраны
которых уже истек, при условии, что они были впервые законно опубликованы
или публично исполнены по истечении установленного срока. В отношении этих
произведений устанавливается двадцатипятилетний срок охраны с момента первой
публикации или исполнения.
Принцип осуществления охраны в пользу автора и его правопреемников (п.6
ст.2 Бернской конвенции). Данное положение является ключевым для толкования
и применения всех правил, направленных на охрану авторских прав. Иными словами,
если в отношении положений конвенции возможны различные толкования, должен
выбираться вариант, наиболее благоприятный для автора и его правопреемников.
Данный принцип нашел свое отражение, например, в Директиве ЕС (тогда - Европейского
экономического сообщества) от 14 мая 1991 года "О правовой охране компьютерных
программ", п.3 ст.6 которой указывает, что "в соответствии с положениями Бернской
конвенции об охране литературных и художественных произведений не допускается
такое толкование,: которое дает возможность применять ее (ст.6 Директивы)
способом, неразумно ущемляющим законные интересы правообладателя". Директивы
ЕС являются обязательными для всех государств - участников ЕС и могут применяться
как акты прямого действия, что распространяет данный принцип и на внутреннее
законодательство указанных государств.
В заключение хотелось бы выразить надежду, что затронутый нами вопрос
о принципах международной охраны авторских прав привлечет внимание других
авторов, что, несомненно, положительно скажется на более глубокой теоретической
разработке данной проблемы.

П.Д. Барановский,
студент IV курса МГЮА

"Журнал российского права", N 8, август 2001 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее о принципе минимального объема охраны см.: Матвеев Ю.
Г. Международная охрана авторских прав. М., 1987. С.7-8.
*(2) См.: Там же. С.9. См. также: Шатров В. П. Международное сотрудничество
в области изобретательского и авторского права. М., 1982. С.87-88.
*(3) См.: Матвеев Ю. Г. Указ. соч. С.39-40.
*(4) См.: Богуславский М. М. Участие СССР в международной охране авторских
прав. М., 1974. С.37-38.
*(5) См.: Матвеев Ю. Г. Указ. соч. С.29.
*(6) Бернская конвенция употребляет выражение "сделано доступным для
всеобщего сведения", что аналогично термину "обнародование" в российском законодательстве.


<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ