<< Предыдущая

стр. 12
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

1. Оборотный капитал
а. Общая политика управления оборотным капиталом
б. Управление, денежными средствами и ценными бумагами
в. Управление запасами
г. Кредитная политика и управление дебиторской задолженностью
2. Дивидендная политика
3. Финансовый прогноз
а. Инвестиционная политика
б. Бюджет денежных средств
в. Прогнозная финансовая отчетность
г. Потребность во внешнем финансировании
д. Анализ финансовых условий
4. Учетная политика
5. Система управленческого контроля
IV. Руководство и кадровый состав
V. Исследования и разработки
VII. Новая продукция
Глава 8. Консолидированный план корпорации
Финансовый план

Процесс финансового планирования можно разбить на пять этапов.
1. Разработка системы прогнозных вариантов финансовых отчетов,
используемых для анализа влияния изменений параметров оперативного плана на
прогнозируемый уровень прибыли и значения других показателей финансового
состояния. Эту систему можно также применять и для дальнейшего контроля за
деятельностью после того, как окончательный вариант финансового плана будет
составлен и принят к действию. Оперативная осведомленность о происшедших
отклонениях от плана – существенный элемент эффективной системы управления,
что в свою очередь важно для успешной работы корпорации в постоянно
меняющемся мире.
2. Определение конкретной потребности компании в финансовых средствах,
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь, 2001
«Прогнозирование и планирование в условиях рынка» 67 K__

необходимых для обеспечения выполнения ее 5-летнего плана. Сюда относятся
средства, затрачиваемые на поддержание материально-технической базы, на
финансирование возрастающих объемов запасов и дебиторской задолженности, на
программы исследований и разработок и на проведение главных рекламных
кампаний корпорации.
3. Прогнозирование структуры источников финансирования, которые
необходимо использовать в течение следующих пяти лет. Сюда входит оценка
размера финансовых ресурсов, которые будут сформированы за счет прибыли
компании, а также ресурсов, которые придется изыскивать за счет привлечения
внешних источников финансирования. При составлении финансового плана следует
учитывать все изменения значений параметров оперативных планов, диктуемые
финансовыми ограничениями, которые могли бы сократить необходимость
привлечения долгосрочных и/или краткосрочных заемных средств. Сюда относятся
ограничения на соотношение заемных и собственных средств, Соотношение
оборотных средств и краткосрочных пассивов, значения коэффициентов покрытия и
др.
4. Создание и поддержание в работоспособном состоянии системы
управления, отвечающей за размещение средств и их использование внутри фирмы.
Вещественно то, что в компетенцию этой управляющей системы входит и контроль
за правильностью хода реализации генерального плана.
5. Разработка процедур внесения изменений в генеральный план в том случае,
если реальные экономические условия отличаются от тех прогнозов, на которых
был основан действующий план. Например, если темпы развития экономики
оказываются более существенными, чем это было оценено в момент разработки
генерального плана, следует признать наличие новых условий и как можно более
оперативно среагировать на эти изменения повышением плановых
производственных заданий, увеличением торговых квот и т. п. Таким образом,
данный этап реально представляет собой кибернетический контур обратной связи в
системе управления, замыкание которого позволяет изменениям, обусловленным
новой ситуацией, отразиться на исходном плане.
Главными составными компонентами финансового плана являются: 1) анализ
текущего финансового положения фирмы на основе данных последних финансовых
отчетов, 2) прогнозирование объема реализации, 3) инвестиционная политика,
4) бюджет денежных средств, 5) набор прогнозных вариантов финансовой
отчетности и 6) план внешнего финансирования. В предыдущих главах мы
рассматривали сущность инвестиционной политики и анализ финансовых отчетов.
Далее в этой главе мы сосредоточим внимание на других элементах плана –
прогнозировании объема реализации, прогнозной отчетности и плане внешнего
финансирования. Затем, в главе 20, мы обсудим бюджет денежных средств.
Факторы, определяющие уровень потребности во внешнем
финансировании

Самое больше влияние на потребности фирмы в привлечении средств из
внешних финансовых источников оказывают пять факторов:
1. планируемый темп роста объёма реализации;
2. исходный уровень использования основных средств или наличие избыточных

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь 2001
68 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

мощностей;
3. капиталоёмкость;
4. рентабельность продукции;
5. дивидендная политика.
Мы обсудим эти факторы в данном разделе, но сначала предложим простую
формулу для метода пропорциональной зависимости показателей от объёма
реализации, которая выражает связь параметров только в том случае, когда все
показатели отчёта о прибылях и убытках и баланса, а также зависимые от объема
реализации статьи пассива меняются пропорционально изменению объема
реализации, а последствия финансовой обратной связи не учитываются. Хотя
потребность в капитале обычно прогнозируется, как было описано ранее, путем
построения прогнозной финансовой отчетности, данная формула полезна для
выделения взаимосвязи между ростом объема реализации и потребностью в
средствах, а также для приблизительного расчета потребности во внешнем
финансировании:
потребность во внешнем финансировании =
= потребность в приросте активов ? спонтанный прирост пассивов ?
? прирост нераспределённой прибыли.
A L
EFN = ?S ? ?S ? MS1 (1 ? d)
S S
где A/S – относительный прирост активов, изменяющихся пропорционально
увеличению объема реализации, или потребность в увеличении суммы
активов в долларах на 1 прироста объема реализации;
L/S – относительный прирост пассивов, изменяющихся пропорционально
увеличению объема реализации, или потребность в дополнительной
краткосрочной кредиторской задолженности, на 1 прироста объема
реализации;
S1 – прогнозируемый на следующий год общий объем реализации (заметим, что
S0 обозначает объем реализации прошлого года);
ДS – изменение объема реализации,
M – рентабельность реализованной продукции, или удельная чистая прибыль;
d – доля прибыли, направляемая на выплату дивидендов, или норма выплаты
дивидендов;
Капиталоемкость (ресурсоемкость) реализованной продукции
Стоимость всех активов, приходящаяся на 1 объема реализации, называют
капиталоемкостью (capital intensity). Заметим, что капиталоемкость представляет
собой показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости активов (или
коэффициенту ресурсоотдачи), а в формуле (19.1) является коэффициентом при
первом члене. Этот фактор оказывает значительное влияние на уровень потребности
в средствах для обеспечения роста реализации. Если капиталоемкость низка, то
объем реализации может расти быстро; при этом не возникает большой потребности
во внешних источниках финансирования. Вместе с тем, если деятельность фирмы
достаточно капиталоёмка, тогда даже незначительный рост выпуска продукции
потребует привлечения заметно больших средств из внешних финансовых
источников.

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь, 2001
«Прогнозирование и планирование в условиях рынка» 69 K__

Если компания осознает, что у нее могут быть финансовые проблемы при
удовлетворении перспективных потребностей в капитале, она может в процессе
планирования рассмотреть вопрос о целесообразности снижения уровня
капиталоемкости своей реализованной продукции.
Рентабельность
Рентабельность реализованной продукции также является важным фактором,
определяющим размер потребности во внешнем финансировании: чем выше
удельная прибыль, тем ниже потребность в средствах извне, если значения других
факторов остаются постоянными. В 1992 году рентабельность «Century» составила
4,8 %. Предположим теперь, что благодаря повышению цен и улучшению контроля
над расходами её рентабельность повысится до 10 %. Это приведёт к увеличению
чистого дохода, а следовательно, и величины нераспределённой прибыли (в
предложении постоянства нормы выплаты дивидендов), что в свою очередь
уменьшит потребность в изыскании средств во внешних финансовых источниках.
Более высокая рентабельность увеличивает сумму нераспределённой прибыли и
сокращает таким образом EFN.
Благодаря этой зависимости между рентабельностью и потребностью во
внешнем финансировании некоторые быстрорастущие фирмы не испытывают
большой потребности в заёмном капитале.
Приемлемый темп прироста

Мы часто упоминали о том, что компании, уже прошедшие этап становления,
обычно стараются избежать выпуска новых акций по двум причинам: 1) чтобы
разместить новые акции, приходится брать на себя высокие эмиссионные затраты,
но эти затраты не возникают при финансировании за счет нераспределенной
прибыли; 2) существование информационной асимметрии приводит к тому, что
инвесторы относят проведение дополнительных эмиссий к разряду плохих
новостей, и при объявлении фирмой о подобной операции курс: ее акций
понижается. Сочетание этих двух факторов превращает наращивание собственного
капитала за счет эмиссии акций в гораздо более дорогой вариант по сравнению с
наращиванием капитала за счет реинвестирования прибыли. Следовательно,
финансовые менеджеры часто задают себе вопрос: как быстро может расти и
развиваться фирма, не сталкиваясь с необходимостью выпуска новых акций, т. е.
каков темп приемлемого прироста (sustainable growth rate) для фирмы? Если мы
сделаем несколько предположений, то для ответа на этот вопрос можно будет
использовать относительно простую модель.
Для начала определим смысл ключевых понятий:
М – прогнозируемая рентабельность, или чистая прибыль, деленная на объем
реализации;
b – целевое значение коэффициента реинвестирования прибыли, равное единице
минус целевое значение нормы выплаты дивидендов;
D/E – целевое значение соотношения заемных и собственных средств;
A/S – отношение суммы активов к объему реализации, величина, обратная
коэффициенту оборачиваемости активов.
Если фирма работает на полную мощность и если ее структура капитала
совпадает с целевой, то приемлемый темп прироста, g*, можно найти используя
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь 2001
70 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

формулу
Mb(1 + D )
g* = E
A ? Mb(1 + D )
S E

Важное значение для фирмы имеет то, отличается ли реальный темп прироста
от приемлемого, и финансовым менеджерам следует активно разрабатывать взаимно
согласующиеся между собой финансовые задачи и целевые установки роста. Если
темп прироста объема реализации ниже приемлемого, то фирма получит прибыль,
большую, чем достаточно для покрытия ее инвестиционных потребностей, и тогда
ее финансовые планы должны предусматривать увеличение размера наличных
денежных средств и ценных бумаг, снижение доли заёмного капитала, приобретение
новых производств, выкуп собственных акций либо увеличение выплаты
дивидендов. И наоборот, если темпы прироста объема реализации выше, чем g*,
тогда придется эмитировать акции, изменить пропорцию между заемными и
собственными средствами, уменьшить норму выплаты Дивидендов либо
скорректировать темп прироста.
Финансовый контроль

Финансовое планирование и прогнозирование жизненно важны для успешной
деятельности корпорации, но результаты планирования сводятся на нет при
отсутствии надлежащей системы контроля, которая осуществляет мониторинг
выполнения запланированной политики и обеспечивает поступление информации в
системе обратной связи, позволяющей оперативно реагировать на отклонение
реальных рыночных условий от тех, на которых основан план. Для системы
финансового контроля ключевым является не вопрос типа «Как идут дела фирмы в
1993 г. по сравнению с 1992 г.?», а вопрос «Как идут дела у фирмы в 1993 г. по
сравнению с нашими прогнозами, и если реальные результаты деятельности
отличаются от предусмотренных бюджетом, то что мы можем сделать для того,
чтобы вернуться на заданную траекторию?».
Основными инструментами финансового контроля являются сметы и
прогнозная финансовая отчетность. Эти документы предусматривают ожидаемое
развитие и, выражают, следовательно, цели корпорации. Затем эти целевые
установки сравниваются с реалиями деятельности корпорации (ежедневно,
еженедельно или ежемесячно), для того чтобы выявить отклонения, которые мы
здесь определяем как разницу между реальными и целевыми значениями
показателей. Таким образом, система контроля выявляет и очерчивает те сферы
деятельности, функционирование которых не удовлетворяет целевым значениям.
Если показатели реального положения некоторого подразделения лучше
намеченных, то это может означать, что его менеджеру следует дать прибавку к
жалованью, хотя это же может означать, что целевые значения показателей в
процессе планирования были занижены и поэтому в будущем нужно их увеличить.
И наоборот, неспособность выхода на уровень достижения финансовых целей может
означать и изменение рыночных условий, и несоответствие руководителей
занимаемой должности, и установку целевых значений показателей на завышенном,
нереалистичном, недостижимом уровне. В любом случае следует предпринять
какие-то действия, возможно в срочном порядке, если ситуация ухудшается быстро.
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь, 2001
«Прогнозирование и планирование в условиях рынка» 71 K__

Сосредоточивая свое внимание на отклонениях, менеджеры могут «управлять
отклонениями», занимаясь именно теми показателями, которые больше всего
нуждаются в улучшении, и не заботясь о гладко идущих аспектах деятельности
компании.
Резюме

В этой главе дан широкий обзор вопросов, связанных с тем, как фирмы
прогнозируют показатели своей финансовой отчетности и определяют потребность
в капитале. Ниже перечислены рассмотренные в главе ключевые положения.
• Исходными документами планирования являются стратегические,
производственные и финансовые планы.
• Перспективное финансовое прогнозирование обычно начинается с построения
прогноза объема реализации фирмы на некоторый будущий промежуток времени
как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
• Гипотетический, или прогнозный, вариант финансовой отчетности
разрабатывается для того, чтобы определить размер потребности фирмы в
финансовых средствах.
• Метод пропорциональной зависимости показателей от объема реализации
основан на предположениях о том, что: 1) значения большинства статей баланса
находятся в прямо пропорциональной зависимости от объема реализации,
2) существующие у фирмы уровни пропорционально меняющихся статей активов
и пассивов и соотношения между ними оптимальны с точки зрения, объема
реализации.
• Фирма может определить величину потребности во внешнем финансировании
(EFN), оценивая сумму активов, необходимых для поддержания прогнозного
объема реализации, и затем вычитая из него сумму реально мобилизуемых,
источников средств. Фирма может затем планировать, удовлетворять ли ей
потребность во внешних финансовых источниках за счет кредита в банке,
эмиссия ценных бумаг или комбинации этих источников средств.
• Привлечение дополнительных финансовых средств извне означает
дополнительные проценты и/или дивиденды, снижающие прогнозную оценку
прибыли. Таким образом, увеличение объема средств, привлекаемых из внешних
источников, создает эффект финансовой обратной связи, который следует
учитывать в процессе составления прогнозов.
• Чем выше темп прироста объема реализации фирмы, тем больше будет ее
потребность во внешнем финансировании. Аналогично чем больше норма

<< Предыдущая

стр. 12
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>