<< Предыдущая

стр. 2
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

• Развитие фондового рынка;
• Консолидированный бюджет;
• Динамика производства и потребления.
Разрабатываются также прогнозы социально-экономического развития на
квартал. Для этого Госкомстат РФ представляет в Минэкономики РФ итоги развития
РФ за 2 месяца и оценку развития за предыдущий квартал. Минфин РФ
представляет в Минэкономики РФ прогноз финансовых показателей на
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь, 2001
«Прогнозирование и планирование в условиях рынка» 9 K__

предстоящий квартал и итоги выполнения бюджета за прошедший квартал.
Минэкономики РФ ожидаемые показатели развития за истекший квартал и варианты
прогноза на будущий квартал представляет на рассмотрение в Правительство РФ.
Государственные прогнозы используются при принятии органами
законодательной и исполнительной власти РФ конкретных мер в области
социально-экономической политики. При наличии прогноза решения принимаются
не только как реакция на текущие события, но и с учетом ясного представления о
его последствиях. Всякое решение принимается в зависимости от его важности и
точности прогнозов. Одно решение можно принять при небольшой вероятности
осуществления прогноза, а другое – наиболее важное – нельзя и при вероятности
90 %.
Выводы прогнозов необходимы и как рекомендации при разработке программ,
концепций, планов в качестве объективно возможных вариантов развития при
заданных социально-экономических целях. Предприятиям прогноз позволяет
заблаговременно принять меры по предотвращению нежелательных результатов,
например банкротства.
Планирование подразделяется на директивное, индикативное, договорное и
предпринимательское.
Директивное планирование осуществляется посредством установления
адресных заданий и распределения необходимых для их выполнения ресурсов среди
исполнителей плана. В условиях монополии государственной собственности на
основные средства производства планирование распространяется на все стороны
жизнедеятельности общества. Основными рычагами директивного планирования
являются бюджетное финансирование, лимиты капитальных вложений, фонды
материально-технических ресурсов, государственные заказы.
В разработке показателей директивного плана его исполнители играют не
главную роль. Основные разработчики плана берут на себя обязательства по
материально-техническому обеспечению выполнения плановых показателей. Это
положение оказывается уязвимым местом в директивном планировании, доведение
планов часто не подкрепляется выделением под них необходимых ресурсов, что
превращает в таком случае, план в бремя, разновидность налога.
В условиях многообразия форм собственности элементы директивного
планирования сохраняются в рамках государственного сектора и бюджетного
финансирования в таких плановых документах, как поставки продукции для
федеральных государственных нужд; развитие государственного сектора
экономики; федеральные программы, принятые к финансированию из федерального
бюджета; федеральный бюджет.
Переход от директивного планирования к другим его формам предполагает,
прежде всего, устранение противоречивости интересов между разработчиками и
исполнителями планов. Планы перестают доводиться в виде заданий и

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь 2001
10 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

разрабатываются самими их исполнителями.
Индикативное планирование является способом вовлечения самостоятельных
субъектов рынка на паритетных началах с государством в разработку и реализацию
программ развития. Оно базируется на использовании экономических рычагов
воздействия на товаропроизводителей, покупателей, рынок в целом и позволяет
гармонизировать интересы государства и частного капитала.
Индикативный план опирается на два начала. С одной стороны, он является
ориентирующей информацией для разработки программ или отдельных
показателей. В этой части он носит рекомендательный характер: показатели
используются в качестве индикаторов при принятии решений о стратегии или
экономическом поведении. Для вошедших в орбиту индикативного плана
хозяйствующих субъектов его показатели являются обязательными, так как их
невыполнение делает невозможным решение поставленных планом задач.
Индикативные планы опираются на приоритеты, одни из которых
предопределяются государственной социально-экономической политикой
(энергетика, авиация, космическая техника), другие выявляются в процессе
планирования. Под обоснованные приоритеты разрабатываются соответствующие
механизмы стимулирования; по крупным, имеющим национальное значение
проектам заключаются инвестиционные соглашения, реализуемые с помощью
консолидированных действий государства и частного капитала в рамках
среднесрочных программ.
При индикативном планировании предприятия направляют
координирующему органу (им может выступать орган исполнительной власти) свои
предложения о возможной продаже (поставке) продукции. Если они принимаются,
то это налагает соответствующие обязательства на обе стороны:
а) координирующий орган включает объемы в систему реализации и
стимулирования; б) предприятие становится обязанным выполнить полученный
заказ. Аналогичный порядок действовал при директивном планировании в форме
сочетания плана сверху и снизу, разница лишь в том, что теперь план предприятию
не доводится в обязательном порядке, а принимается им добровольно.
Примером индикативного плана может служить постановление Правительства
РФ от 29 декабря 1998 г. №1579 «О неотложных мерах по повышению
эффективности птицеводства». Правительство РФ приняло предложение
Минсельхозпрода РФ, Минэкономики РФ, ОАО «Птицепром», согласованное с
органами исполнительной власти субъектов РФ и руководителями птицеводческих
предприятий, об увеличении в 1999 г. производства мяса птицы на 250 тыс. т., яиц –
на 2,5 млрд. шт. Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного
самоуправления для этого организуют производство специальных кормов для птицы
в объеме 8,5 млн. т, используя и сырьевые ресурсы, получаемые по товарному
кредиту из США и в виде помощи из стран ЕС. Правительство устанавливает

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь, 2001
«Прогнозирование и планирование в условиях рынка» 11 K__

минимальные ввозные пошлины на корма, премиксы, ветпрепараты, используемые в
птицеводстве, и временные специальные пошлины на мясо и пищевые субпродукты
домашней птицы в качестве защитной меры и поддержки отечественного
птицеводства с учетом складывающегося рынка этой продукции и соотношения цен
на отечественную и импортную продукцию.
Договорное планирование регулирует коммерческие отношения субъектов
рынка, которые строятся на добровольной и взаимовыгодной основе между
предприятиями, объединениями, банками, органами власти и управления.
Договорные отношения формируют устойчивые производственно-экономические
связи, взаимные обязательства, условия их выполнения и создают гарантирующий
хозяйственный механизм поддержания планомерности в условиях рынка.
Договорные планы реализуются в виде соглашений, контрактов о поставках,
системы участия и других формах. Для обеспечения договорного планирования
служат соответствующие экономические и правовые предпосылки: законодательные
нормы, независимая судебная система и другие.
Так, отношения, возникающие в процессе поиска, разведки, добычи
минерального сырья, распределения произведенной продукции, ее транспортировки,
обработки, хранения, реализации регулируются соглашением о разделе продукции.
Сторонами соглашения являются Российская Федерация, от имени ее выступают
Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории
которого расположен представленный в пользование участок недр, и инвесторы –
граждане и юридические лица, в том числе иностранные.
Инвестиционные соглашения заключаются в интересах привлечения
иностранных инвестиций в отрасли материального производства. Сторонами
инвестиционного соглашения являются Министерство экономики РФ и
иностранные компании, сделавшие необходимый вклад в уставный капитал
российского предприятия (не менее 10 млн. долл.) и осуществляющие прямые
капиталовложения в РФ (не менее 100 млн. долл.). Минэкономики РФ оказывает
иностранному инвестору необходимое содействие для реализации инвестиционного
соглашения.
Предпринимательским планированием является функция предприятий, фирм,
всех субъектов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности,
направленная на обоснование и выбор путей эффективного развития. Основу его
составляют внутрифирменные планы различной срочности, призванные решать
оперативные, текущие и стратегические задачи.
Сущность планирования составляет разработка соответствующих показателей,
отражающих содержание социально-экономических процессов. Показатели плана
подразделяются на утверждаемые и расчетные; количественные и качественные;
абсолютные и относительные; натуральные и стоимостные. Подавляющая часть
показателей является расчетными. Утверждаемые показатели выступают в виде

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь 2001
12 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

нормативов (образования фондов, платежей, денежных средств), лимитов
(допустимых предельных величин, потребления ресурсов и др.) и объемов
бюджетного финансирования.
Стоимостные показатели характеризуют темпы роста, пропорции, структуру
общественного производства, валовой внутренний продукт, национальный доход,
объем продукции по отраслям, инвестиции, розничный товарооборот, прибыль,
экспорт, импорт и другие.
Эффективность использования ресурсов планируется с помощью
относительных показателей производительности труда, фондоотдачи,
материалоемкости, освоения производственных мощностей, доходности,
себестоимости, рентабельности.
На предприятиях в планах разрабатываются следующие основные показатели:
• темпы роста товарной продукции;
• производство основных видов продукции в натуральном выражении, включая
изделия новой техники и продукции для экспорта;
• объем реализации продукции;
• основные задания научно-технических программ по разработке, освоению и
внедрению новой техники;
• удельный вес продукции высшей категории качества в общем объёме
производства;
• производительность труда;
• затраты на 1 тыс. руб. продукции;
• прибыль;
• ввод в действие основных фондов.

Основы методологии прогнозирования и планирования

Методология – это совокупность приемов исследования с целью познания и
преобразования действительности. Она включает как общефилософский метод, так
и методы конкретной науки. Философский метод познания содержит диалектику,
основу которой составляют наиболее общие законы развития природы и общества, а
также принципы научного мышления (индукция, дедукция, анализ, синтез,
аналогия, сравнение, эксперимент).
Используются законы как формальной, математической, так и диалектической
логики. Формальная логика позволяет выстроить логическую систему дедукции, что
необходимо для получения истинных результатов. Математическая логика, являясь
этапом в развитии формальной логики, вооружает специальным языком символов и
формул, с помощью которых осуществляются логические исчисления,
программирование. Диалектическая логика служит всеобщим методом познания и
мышления. Система логических категорий, фиксирующих взаимопроникающие
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь, 2001
«Прогнозирование и планирование в условиях рынка» 13 K__

противоположности, позволяет восходить в познании от абстрактного к
конкретному, от явления к сущности, от простого к сложному. Теория познания
объясняет процесс отражения в мышлении действительности. Познание ее
объективной истины происходит в направлении от живого созерцания к
абстрактному мышлению и от него к практике.
Прогнозирование и планирование экономического и социального развития
базируются на познании и использовании объективно действующих законов и
закономерностей, формулируемых экономической теорией. Экономическая наука
исследует производственные отношения во взаимодействии с производительными
силами, объекты прогнозной и плановой деятельности и формулирует
соответствующие понятия, категории, законы.
Закон отражает строгую зависимость, причинно-следственную
обусловленность между экономическими явлениями. Так, распределение и
потребление всегда ограничено имеющимися ресурсами, а обмен требует
эквивалентности. Закономерность выступает в виде тенденции, выявленных степени
и тесноты взаимосвязей. Например, зависимости между результатами и факторами
производства.
Основу методологии прогнозирования и планирования составляют как общие,
так и специфические экономические законы воспроизводства общественного
продукта. Требования законов обусловливают необходимость соблюдения
соответствующих принципов, т. е. исходных, основополагающих положений и
правил. Сознательное применение закономерностей и принципов служит условием
получения новых знаний.
Основными принципами планирования в настоящее время являются:
• оптимальность плановых решений в соответствии с избранными критериями;
• сбалансированность и пропорциональность показателей в ресурсном, отраслевом,
территориальном, общеотраслевом, межотраслевом, внутриотраслевом,
внешнеэкономическом разрезах;
• выделение приоритетов, ведущих звеньев;
• непрерывность, т. е. сочетание перспективных и текущих планов,
преемственность, корректировка показателей при изменении условий;
• обоснование резервного (аварийного) варианта плана, предназначенного для
выполнения при самых неблагоприятных обстоятельствах.
В СССР планирование было основной функцией государственного управления
и достигло наивысшего уровня развития. Планирование являлось формой
общественной организации хозяйства и осуществлялось посредством директивно-
адресных заданий. Отмена монополии государственной собственности на основные
средства производства лишило такое планирование естественной базы.
В рыночном хозяйстве основными понятиями и определениями являются

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь 2001
14 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

обособление, самостоятельность субъектов, собственность, товарное обращение,
коммерческие отношения, устойчивость денежного обращения, равновесие рынка и
равновесное ценообразование, конкуренция и ее виды, договорные отношения,
саморазвитие и регулирование. Для рыночного хозяйства характерны
неопределенность явлении, наличие множества рисков.
Равновесие и устойчивость рыночного хозяйства обеспечиваются как
механизмом саморегулирования, так и регулирующей ролью государства в сфере
экономических отношений. Регулирование включает комплекс законодательно
установленных норм, правил или систем мер, обусловливающих стабильное
функционирование и социальную ориентацию развития хозяйства в целом, а также
предельные параметры поведения каждого субъекта рыночных отношений.
Прогнозирование (предвидение), целевое планирование хозяйственных и
социальных процессов при этом имеет первостепенное значение. Прогнозирование
и планирование определяют стратегическую направленность развития, целевой
характер структурных перестроек, пропорциональность и сбалансированность
воспроизводства, экономические и социальные гарантии населению.
Государственное прогнозирование и планирование осуществляются в
несколько этапов, обязательность которых предопределяется как нормативно-
правовыми актами, так и сложившейся практикой. Прогнозирование включает
следующие этапы:
1. Разработка сценарных условий функционирования экономики.
2. Доведение сценарных условий и методических материалов субъектам РФ для
разработки региональных и отраслевых прогнозов.
3. Представление федеральными органами и субъектами РФ заявок в Минфин РФ
на выделение финансирования из федерального бюджета.
4. Представление федеральными органами и субъектами РФ предварительных
прогнозов по отраслям и регионам по основным показателям.
5. Уточнение федеральными органами, субъектами РФ, государственными
заказчиками потребности в средствах для финансирования:
• федеральных целевых программ;
• поставок продукции для федеральных государственных нужд;
• поддержки отраслей экономики и регионов.
6. Представление федеральными органами, субъектами РФ прогнозов социально-
экономического развития, предложений к прогнозам по основным направлениям
развития, прогноза платежного баланса, региональных бюджетов.
7. Представление прогнозных документов в Государственную Думу на
утверждение.
8. Уточнение федеральными органами и субъектами РФ прогнозов после
рассмотрения Государственной Думой.
9. Представление федеральными органами и субъектами РФ уточненных прогнозов

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь, 2001

<< Предыдущая

стр. 2
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>