<< Предыдущая

стр. 23
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Величина полученной ошибки позволяет говорить, что построенная модель
хорошо аппроксимирует фактические данные, т.е. она вполне отражает
экономические тенденции, определяющие объём продаж, и является предпосылкой
для построения прогнозов высокого качества.
Построим модель прогнозирования:
F=T+S±E

Построенная модель представлена графически на рисунке 5.

4. На основе модели строим окончательный прогноз объёма продаж. Для
смягчения влияния прошлых тенденций на достоверность прогнозной модели,
предлагается сочетать трендовый анализ с экспоненциальным сглаживанием. Это
позволит нивелировать недостаток адаптивных моделей, т.е. учесть наметившиеся
новые экономические тенденции:




Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь, 2001
«Прогнозирование и планирование в условиях рынка» 127 K__

Fпр t = a Fф t-1 + (1-а) Fм t
где: Fпр t - прогнозное значение объёма продаж;
Fф t-1 – фактическое значение объёма продаж в предыдущем году;
Fм t - значение модели;
а – константа сглаживания.
Константу сглаживания рекомендуется определять методом экспертных оценок,
как вероятность сохранения существующей рыночной конъюнктуры, т.е. если
основные характеристики изменяются / колеблются с той же скоростью/амплитудой
что и прежде, значит предпосылок к изменению рыночной конъюнктуры нет, и
следовательно а 1, если наоборот, то а 0.




Рисунок 5. Модель прогноза объёма продаж

Таким образом, прогноз на январь третьего сезона определяется следующим
образом. Определяем прогнозное значение модели:
Fм t = 1 924,92 + 162,44 =2087 ± 7,8 (руб.)

Фактическое значение объёма продаж в предыдущем году (Fф t-1) составило
2 361руб. Принимаем коэффициент сглаживания 0.8. Получим прогнозное значение
объёма продаж:
Fпр t = 0,8*2 361 + (1-0.8) *2087 = 2306,2 (руб.)

Для учёта новых экономических тенденций рекомендуется регулярно уточнять
модель на основе мониторинга фактически полученных объёмов продаж, добавляя их
или заменяя ими данные статистической базы, на основе которой строится модель.
Кроме того, для повышения надёжности прогноза рекомендуется строить все
возможные сценарии прогноза и рассчитывать доверительный интервал прогноза.



Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь 2001
128 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Нормативная модель определения устойчивости деятельности предприятия

Среди множества проблем, характерных как для большинства российских
предприятий, можно выделить наиболее актуальные, от решения которых в первую
очередь зависит не только финансово-экономическое положение предприятий, но и
возможности успешного развития производственного потенциала региона. К таким
проблемам относят, в частности, недостаток финансовой устойчивости
предприятий, острую нехватку оборотных средств, отсутствие надежных инвесторов
и источников финансирования проектов развития производства, отсутствие
достоверной и надежной информации для выбора партнеров и разработки
маркетинговой стратегии, для разработки цен на продукцию в соответствии с
реальными издержками.
Анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта является
важнейшей частью процесса управления любым предприятием, поэтому от качества
составления и анализа финансовой отчетности будет зависеть в конечном итоге
качество управления фирмой и получение ею положительных финансовых
результатов (прибыли).
Методики финансового анализа, применяемые в отечественной практике
анализа, основаны на расчете относительных и абсолютных показателей
финансовой отчетности таких как бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и
убытках и другие. Причем немаловажно отметить, что российские предприятия,
использующие существующую систему финансовой информации, неполно
используют внутренние и внешние финансовые ресурсы, т.к. эта система
обоснована только при подготовке финансовой отчетности для российских
налоговых органов. Если компания желает привлечь иностранные инвестиции или
получить банковское финансирование, ей необходимо предоставить информацию
реально представляющую финансовое состояние компании. В данном случае
компании необходимо трансформировать свою финансовую отчетность. В
большинстве случаев, российские компании выполняют данную задачу путем
внедрения систем двойного учета или путем привлечения внешних консалтинговых
компаний.
Основной проблемой оценки деятельности предприятия является то, что
рассчитываемые на основе отечественной финансовой отчетности финансовые
коэффициенты, задают только абсолютные соотношения между формирующими их
показателями и рассмотренные в динамике, характеризуют положительную или
отрицательную тенденцию в функционировании предприятия. Большинство
коэффициентов сконструированы как отношение двух показателей, поэтому
преставление о росте коэффициента как положительной тенденции задает такое
эталонное соотношение между показателями, при котором показатель, находящийся
в числителе, должен расти быстрее, чем показатель находящийся в знаменателе.
Увеличение числа анализируемых коэффициентов делает рисунок весьма
ненаглядным. Более удобной формой представления нормативных соотношений
выступает матрица предпочтений.
Модель анализа финансовой отчетности должна дать пользователю всю
необходимую информацию о текущем финансовом состоянии предприятии и
возможные обоснованные прогнозы его дальнейшего изменения. С целью
приведения существующей финансовой отчетности в форму, которая наиболее

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь, 2001
«Прогнозирование и планирование в условиях рынка» 129 K__

полно отражает состояние финансовой отчетности, финансовая отчетность
трансформируется. На основе новой отчетности можно построить качественно
новую модель анализа. Существует достаточно большое количество разработанных
моделей, которые в наибольшей степени ориентированны на финансовые отчеты,
построенные на основе GAAP. В то же время отечественными учеными (Ковалев и
др.) разработаны собственные модели анализа, отражающие специфику
отечественных стандартов. Их сравнивание на предмет выбора лучшей не имеет
смысла, поскольку они функционируют в разной методологической среде.
Предметом модели анализа финансовой отчетности при использовании любых
стандартов, является кредитоспособность предприятия, рентабельность и деловая
активность, ликвидность и платежеспособность, структура капитала, активов и
пассивов, вероятность и направление изменения важнейших характеристик
финансовой системы.
Основным инструментом анализа являются числовые данные, содержащиеся
в финансовых отчетах, соответственным образом агрегированные и обработанные
(аналитические коэффициенты). В качестве дополнительного инструмента
используются экономико-математические методы.
Основными проблемами можно считать, во-первых, сложность
использования аналитических коэффициентов, связанная с выбором порогового
значения для их сравнения и изолированность каждого коэффициента, что
осложняет видение системы в целом, и, во-вторых, неоднозначность интерпретации
полученных данных и выводов (частично эта проблема решается знанием
конкретной отраслевой специфики предприятия).
Предлагаемая схема модели анализа будет состоять из следующих блоков.
Подобная формализация является первым шагом на пути построения системы
управления предприятия качественно нового уровня, позволяющая по-новому
оценить поток информации и управлять им. В дальнейшем будем предполагать, что
частично подобная схема уже реализована, хотя бы в бумажном варианте.




Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь 2001
130 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ



Этап 1. Формирование общей характеристики предприятия
В качестве общей оценке выступает вся доступная информация о
деятельности предприятия, отраслевая специфика. Пренебрегать подобной
информацией нельзя, та как часто именно она дает возможность вынести верное
суждение в спорных моментах
Задачи этапа


Провести формализацию финансовой системы предприятия в виде схемы с
указанием потоков движения информации ее связей с другими системами
предприятия и внешними факторами

Установить ключевые цели и характеристики финансовой системы и ее
подсистем (вывод в виде дерева целей)


Оценить ключевые показатели работы финансовой системы на основе
информации пользователей. Оценить допустимое отклонение этих
характеристик от норматива

Собираемая информация Источник информации
- беседы с работниками
- документация
общеорганизационного типа
Общие сведения о предприятии
- приказы и распоряжения
руководства (касательно плана
формирования структуры
предприятия).



Этап 2. Идентификация модели (подготовительный этап)

Развертывание финансовых отчетов – это процесс перенесения
информации из финансовых отчетов в специально подготовленные формы и
аналитические таблицы

Цель этапа


Проверить полученные финансовые отчеты на достоверность и
непротиворечивость




Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь, 2001
«Прогнозирование и планирование в условиях рынка» 131 K__

Этап 3. Анализ бухгалтерского баланса
Анализ финансовой отчетности проводится с использованием различных
аналитических таблиц, позволяющие просмотреть показатели отчетности в их ди-
намике изменения относительно друг друга и во времени (горизонтальный, вер-
тикальный анализ в отечественной терминологии). Этапы анализа отчетов
являются наряду с построением системы аналитических коэффициентов
Задачи этапа


Проанализировать важнейшие статьи баланса и определить
тенденцию их изменения

Источник информации
- баланс организации (форма №1)
- приложение к балансу организации (форма №5)

Ход анализа


Построение системы аналитических таблиц. Система аналитических таблиц – первый
инструмент анализа баланса и др. отчетов. Их преимущество – это формирование относительных
величин и наглядность при выявлении тенденций. После составления аналитической таблице,
приступают к анализу важнейших его характеристик.


Анализ счетов актива Анализ обязательств и статей
собственного капитала
Оборотные активы (наличность,
легкореализуемые ценные бумаги, счета Текущие обязательства (векселя к оплате,
дебиторов, резерв на покрытие сомнительной коммерческие бумаги, счета к оплате,
дебиторской задолженности, векселя к задолженность филиалам, начисленные суммы,
получению) Материальные запасы (запасы подоходные налоги к уплате)
готовой продукции, запасы сырьевых
материалов, незавершенное производство) Долгосрочные долговые обязательства
Расходы будущих периодов Прочие (обеспечение долгосрочных ссуд, суборди-
оборотные активы нированные долги, условные обязательства,
квазисобственный капитал, резервы,
Внеоборотные активы (оценка основных отсроченные подоходные налоги)
средств, метода амортизации основных средств,
инвестиции в филиалы, отсроченные списания, Собственный капитал (акции, нераспределенная
отсроченные налоги, нематериальные активы) прибыль, выкупленные акции)

Этап 4. Анализ отчета о прибылях и убытках

Источник информации
- отчет о прибылях и убытках (форма №2)

Ход анализа


В процессе проведения анализа необходимо учитывать влияние сезонных и циклических
факторов (отраслевые особенности).


Анализ выручки Анализ расходов Анализ себестоимости произведенных/проданных
товаров Определение величины запасов Анализ накладных расходов Анализ
валовой прибыли и нормы прибыли Анализ операционных расходов Анализ
операционной прибыли Анализ прочих доходов и расходов Сравнительный анализ
себестоимости проданных товаров.

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь 2001
132 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Этап 5. Формирование аналитической модели
(на основе системы аналитических коэффициентов)
Источник информации
- финансовые отчеты



Этапы построения модели

Формирование аналитического баланса
Наиболее целесообразно по этому признаку имущество предприятия группировать

<< Предыдущая

стр. 23
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>