<< Предыдущая

стр. 3
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

«Прогнозирование и планирование в условиях рынка» 15 K__

в Правительство РФ.
Министерства и ведомства дополнительно представляют отдельной строкой
прогнозные показатели по районам Севера России: продукция промышленности,
продукция сельского хозяйства, капитальные вложения, численность
высвобождаемых работников с указанием фонда оплаты труда. Субъекты РФ, части
территорий которых отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним
местностям, дополнительно отдельно представляют прогнозы по этим территориям
по разделам: промышленность, агропромышленный комплекс, инвестиции, труд,
денежные доходы и расходы населения, развитие отраслей социальной сферы,
внешнеэкономическая деятельность.
При разработке прогноза на очередной год учитываются показатели
среднесрочной программы Правительства РФ «Структурная перестройка и
экономический рост» (по 2001 г.),
• выделение приоритетов, ведущих звеньев;
• непрерывность, т. е. сочетание перспективных и текущих планов,
преемственность, корректировка показателей при изменении условий;
• обоснование резервного (аварийного) варианта плана, предназначенного для
выполнения при самых неблагоприятных обстоятельствах.
В СССР планирование было основной функцией государственного управления
и достигло наивысшего уровня развития. Планирование являлось формой
общественной организации хозяйства и осуществлялось посредством директивно-
адресных заданий. Отмена монополии государственной собственности на основные
средства производства лишило такое планирование естественной базы.
В рыночном хозяйстве основными понятиями и определениями являются
обособление, самостоятельность субъектов, собственность, товарное обращение,
коммерческие отношения, устойчивость денежного обращения, равновесие рынка и
равновесное ценообразование, конкуренция и ее виды, договорные отношения,
саморазвитие и регулирование. Для рыночного хозяйства характерны
неопределенность явлений, наличие множества рисков.
Равновесие и устойчивость рыночного хозяйства обеспечиваются как
механизмом саморегулирования, так и регулирующей ролью государства в сфере
экономических отношений. Регулирование включает комплекс законодательно
установленных норм, правил или систем мер, обусловливающих стабильное
функционирование и социальную ориентацию развития хозяйства в целом, а также
предельные параметры поведения каждого субъекта рыночных отношений.
Прогнозирование (предвидение), целевое планирование хозяйственных и
социальных процессов при этом имеет первостепенное значение. Прогнозирование
и планирование определяют стратегическую направленность развития, целевой
характер структурных перестроек, пропорциональность и сбалансированность
воспроизводства, экономические и социальные гарантии населению.

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь 2001
16 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ


Тема 2. Планирование как инструмент управления
1. Понятие и цели планирования.
2. Основные фазы и задачи планирования.
3. Система планирования на предприятии.
Понятие и цели планирования
Понятие планирования и плана
В обществе с высоким уровнем технического, культурного и экономического
развития такой инструмент как планирование, является неизбежным помощником в
процессе управления.
Как государственные, так и частные организации должны в сложной ситуации
планировать свои цели и свою деятельность. Так, федеративное государство
занимается планированием в области социальной безопасности, транспорта,
обороны, международных отношений, а также планированием федеральных
налогов, и соответственно налогов на доход, корпоративного налога и налога с
оборота. На частных предприятиях планируется сбыт, производство, хранение,
снабжение, инвестиции и персонал. Наконец, на уровне домашнего хозяйства в
качестве предмета планирования можно выбрать свой доход, потребление,
экономию средств, образование, обеспечение в старости, имущество, строительство
дома и путешествия.
Планирование может быть различным по срокам, точности, по вносимым
поправкам и степени координации. Общими являются следующие признаки:
• упорядоченный процесс,
• обработка информация,
• разработка проекта,
• направленность на достижение определенных целей,
• отношение к будущему.
Цели планирования
Высшая цель планирования состоит в том, чтобы быть действенным
инструментом достижения целей предприятия, т.е. своевременно выявлять средства,
альтернативы, а также шансы и риски достижения целей и выбирать
соответствующие мероприятия.
Из этой главной цели вытекает ряд частных целей планирования. Следуя
положениям Вильда (Wild, Untemehmungsplanung, с. 19), который в связи с этим
говорит о «специальных функциях планирования», различают следующие цели
планирования:
• направленность целей: путем планирования цели более низкого порядка и
действия лиц, так и отделов согласуются с целями более высокого порядка.
• раннее предупреждение: планирование позволяет путем прогнозирования
проблем своевременно принимать решения или превентивные меры.

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь, 2001
«Прогнозирование и планирование в условиях рынка» 17 K__

• координация частных планов: при помощи планирования согласуют решения
отдельных проблем и избегают этим их непредвиденного воздействия друг на
друга, препятствующего их реализации.
• подготовка принятия решений: в процессе планирования анализируются,
выявленные проблемы и исследуются те альтернативы, которые могут привести к
решению проблем (достижению целей). Таким образом, целенаправленно и
систематично подготавливается решение по наиболее подходящей альтернативе.
Для всех последующих решений фиксируются одновременно определенные
рамки принятия решений.
• определение основных методов контроля: путем планирования становится
возможным сравнивать желаемые параметры плана как с прогнозом, так и с
фактически достигнутыми величинами (полученными величинами) и
одновременно следить за предпосылками последующего планирования. Таким
образом, планирование становится основой результативного контроля.
• информация сотрудников: при помощи планирования можно соответствующим
образом извещать сотрудников о целях, альтернативах, применении средств,
ограничениях и сроках.
• мотивация сотрудников: сотрудничество в процессе разработки плана, а также
при согласовании плановых заданий позволяет стимулировать работу
сотрудников по выполнению плана, т.е. стимулировать достижение
производственных и личных целей.
Частные задачи и фазы планирования
Из названных целей планирования вытекает ряд частных задач. Тот, кто
планирует, должен иметь полную ясность о целях т.е. о том,
• каким целям нужно следовать вообще,
• из каких подцелей состоят цели более высокого ранга,
• какие связи существуют между отдельными подцелями,
• каким отдельным целям следует отдавать особое предпочтение,
• для какого периода времени выбираются цели,
• какие шансы и риски связаны с выбранными целями.
Тот, кто планирует, должен знать, какие значения параметров внешней
среды на которые он, как правило, не может влиять (природные явления, законы,
рыночные условия), могут оказать влияние на его действия и поступки. Это влияние
состоит в том, что данные окружающей среды, как правило, ограничивают
пространство возможных действий планирующего лица.
Тот, кто планирует, должен знать все внутренние данные, показывающие
ограничения и невозможность изменений своего собственного предприятия
(местоположение предприятия, сотрудники, техника, мощности машин и
механизмом, границы рынка, система сбыта), то, что на планируемый период
следует рассматривать как неизменную данность. Их влияние также состоит и том,
что они ограничивают пространство возможных действий.

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь 2001
18 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Тот, кто планирует, должен владеть самой обширной информацией о тех
параметрах, которые могут быть изменены им в течение планового периода. Эти
переменные при решении являются центральными величинами его активных
действий, их он может представлять как независимые альтернативы для принятия
соответствующих решений. Все множество допустимых решении составляет
свободное пространство возможных действий, так называемую область
допустимых значений.
Тот, кто планирует, должен иметь обоснованную информацию о том, с какой
вероятностью некоторое альтернативное решение будет влиять на достижение
цели. Только тогда, когда будет видно, как альтернативы способствуют реализации
поставленных главных и побочных целей, целей более низкого и высокого ранга или
начальных, промежуточных и конечных целей, можно прийти к выводу о том, какая
альтернатива или цепочка альтернатив должна быть избрана.
Тот, кто планирует, нуждается в информации о возможностях пересмотра
решений. Планирующий должен знать, в каком объеме могут быть пересмотрены,
модифицированы и уточнены в последующие периоды те решения, которые он
принял ранее. Решения, принятые на длительную перспективу и не
пересматриваемые в плановом периоде, связаны с рисками для достижения успеха.
Разносторонний и систематический анализ целей, данных внешней среды,
внутренних данных о состоянии предприятия, планируемых изменений, воздействий
определенных альтернатив на достижение целей, а также возможные пересмотры
плана должны в конечном счете способствовать разработке таких планов, которые
снижали бы риск принятия ошибочных решений и повышали бы шансы достижения
поставленных целей.
Если рассмотреть процесс планирования с начала до конца, то в нем можно
выделить отдельные фазы. Каждая из фаз характеризуется постановкой особых
задач и системно связана с другими фазами последовательностью выполнения и
обменом информацией. Содержание задач отдельных фаз можно вывести из
частных задач. Их можно определять с различной степенью детализации. В первом
приближении можно сказать, что процессы планирования и управления охватывают
фазы формулирования проблемы, решения проблемы, исполнения, контроля и
обеспечения исполнения решения. Если же эти фазы детализировать, то получим
деление (Schweitzer, Fertigungswirtschaft, с. 570 и Wild, Unternehmungsplanung,
с. 33), в которое войдут:
• разработка целей,
• постановка проблем,
• поиск альтернатив,
• прогнозирование,
• оценка и принятие решений,
• исполнение,
• определение плановых показателей,
• расчет фактических показателей.

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь, 2001
«Прогнозирование и планирование в условиях рынка» 19 K__

• сравнение фактических и плановых показателей (выявление отклонений плана от
факта),
• анализ отклонений, принятие мер по корректировке.
Фазы разработки целей, постановки проблем, поиска альтернатив, прогнозов,
оценки и принятия решений входят в процесс планирования. Мероприятия, которые
проводятся после выбора задания плана, т.е. исполнение, задание плановых
показателей, выявление фактических показателей, сравнение плана и факта, анализ
отклонений, а также принятие мер по корректировке, обобщены под названием
«управление исполнением» или «управление в узком смысле». Управление
исполнением охватывает, таким образом, само исполнение, лежащее между
планированием и конечной реализацией, общий контроль, а также обеспечение
исполнения решения. Контроль, таким образом, образует одну из фаз управления
исполнением.
Если в начале первого периода принимается обязательное решение не только
по альтернативе этого периода, но и по всей цепочке альтернатив дерева решений,
то речь идет о жестком планировании.
Такой подход окажется приемлемым в случае, если общее планирование
предприятия осуществляется при полной информации о будущем развитии.
Поскольку такое предположение об информации очень далеко от действительности,
то у жесткого планирования на практике обнаруживается структурно слабое место, а
именно то обстоятельство, что при непоявлении ожидаемых ситуаций все
последующие решения уже приняты и нельзя принимать более подходящие
адаптивные решения. Частные планы определяются при жестком планировании с
помощью одной из моделей оптимизации или на основе опыта. В обоих случаях
жесткого планирования едва ли можно ожидать, что практически будет достигнуто
оптимальное решение планируемой проблемы. Этот способ планирования
обеспечивает предметную координацию и реализуемость частных планов и всей
системы.
Фазы планирования
0тдельные задачи фаз планирования
При освещении задач планирования, кроме того, описывается ряд методов
планирования. Перечень этих методов и их соответствие фазам планирования
приведены в табл. 2.1 (см. Szyperski, Planung).
Первой фазой процесса планирования является формулирование целей.
Формулирование целей – это создание точной, структурированной и
пригодной к реализации системы норм для последующих действий.
В планировании эта фаза имеет особый вес в том случае, если у предприятия
еще нет системы четко сформулированных целей. Решение задач фазы
«Формулирование целей» помогает предприятию точно определить нормы для его
последующих действий. Если, напротив, уже существует система целей, то от

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь 2001
20 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

первой фазы процесса планирования можно, как правило, отказаться. Отдельными
задачами при формулировании целей являются: поиск целей, уточнение целей,
структурирование целей, проверка реализуемости целей, выбор целей.
Поиском целей называются те мероприятия, при которых устанавливаются
исходные цели высшего порядка. Из исходных целей выводятся отдельные цели
низшего порядка различного ранга. Низшие цели находятся в отношении
соподчиненности высшим. Возможные цели проверяются систематически
измерением их соответствия исходным целям.
Уточнение целей означает наиболее точное определение содержания цели,
формы, терминов, носителей и ограничений отдельных целей. Уточнение целей и
поиск целей очень тесно связаны между собой. Цели, которые формулируются
точно, позволяют проводить более точное планирование и контроль, и тем самым
повышают действенность всех инструментов управления предприятием.
При структурировании целей стремятся к иерархическому упорядочению всех
найденных целей. При этом возможны различные иерархии целей (системы целей).
«Телеологическая» иерархия целей возникает в том случае, когда цели высшего и
низшего порядка находятся в отношении «цель и средство». Логическая иерархия
целей исходит из применения определенной сети понятий. Если прибыль периода Р
определяется как Р = (доход периода) – (затраты периода), то прибыль периода
считается целью более высокого порядка, чем доход и затраты. Еще одной
иерархией целей является иерархия по приоритетам. В ней как цели высшего
порядка рассматриваются те цели, которым отдается более высокий приоритет при
их реализации. Иерархия целей по их соотношению при принятии решений может
быть сформирована на основе учета значения целей для модели принятия решения.
При этом основные цели отличаются от побочных целей (побочных условий). И,
наконец, следует назвать еще и организационную иерархию целей, которая
формируется элементами системы управления предприятием и ведет к разделению
целей предприятия, целей подразделений, целей отделов и должностных целей. Эта
иерархия целей выдвигается на первый план в том случае, если необходимо
согласовать между собой систему управления и систему целей.
Таблица 2.1.
Отнесение методов планирования к его фазам
Фазы планирования Формулирова- Постановка Поиск Прогнози- Оценка Принятие
ние целей проблем альтернатив рование решений
Методы планирования

Оценка
анализ точки X
самоокупаемости
инвестиционные расчеты X X
методы теории полезности X
метод анализа риска X X
анализ полезности и затрат X
анализ чувствительности X X X X X

<< Предыдущая

стр. 3
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>