<< Предыдущая

стр. 5
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

предприятии решения, путем выбора альтернативы, т.е. по определенным
комбинациям независимых переменных (переменных величин в решениях,
действиях или в инструментарии). Возникающие зависимые переменные
называются также «переменными эндогенного ожидания». Предсказание их величин
называется прогнозом воздействия.
При не поддающихся влиянию предсказанных последствиях речь идет о
значениях зависимых переменных, на которые руководитель не может
воздействовать на предприятии (по меньшей мере на данном этапе
прогнозирования). Возникающие в этой связи зависимые переменные называются
«переменными экзогенного ожидания». Предсказание этих значений называется
прогнозом ситуации или развития.

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь, 2001
«Прогнозирование и планирование в условиях рынка» 27 K__

В то время как последствия, предсказанные прогнозом, свидетельствуют о
том, к каким результатам или, вообще, достижению цели приведут независимые
альтернативы, прогноз ситуации дает информацию о постоянных, параметрах или
общих данных, которые можно ожидать за время действия прогноза и которые
ограничивают допустимую область для выбора альтернатив.
Предсказание называется прогнозом, если оно научно обоснованно. Научно
обоснованными считаются научные теории, имеющие в основе опытный материал.
К этому относятся такие объективные факты, как опытные данные из наблюдений
прошлого, из измерений, так что прогнозы, полученные посредством реальных
научных теорий базируются на объективной основе, и поэтому их можно
рассматривать как объективно обоснованные предсказания. Этой объективной
основой прогнозы отличаются от всех других видов предсказаний, обоснованных
субъективно или ничем не обоснованных. Субъективно обоснованные предсказания
опираются только на личный опыт, личные оценки, убеждения, надежды или
опасения и носят характер ожиданий, не имеющих объективной основы. При
необоснованных предсказаниях речь идет в конечном счете об ориентированных на
будущее высказываниях, которые основываются на спекулятивных, не связанных с
действительностью или нейтральных по отношению к ней предположениях.
Предположения такого рода часто носят фиктивный характер из-за отсутствия
обоснованных положении, лишь бы вообще высказать какое-либо предсказание.
Таким образом, пространство возможных предсказаний простирается от прогнозов,
ожиданий до предположений. Причем научными можно считать только
обоснованные прогнозы.
Наряду с обоснованием качество прогнозов в экономике предприятия
зачастую зависит также от степени достоверности применяемых теоретических
положений. Наиболее верные прогнозы могут быть получены, как показывает опыт,
с помощью гипотез, которые научно обоснованны и подтверждаются опытным
путем. Эти гипотезы носят характер экономических закономерностей о предприятии
или при пространственно-временном ограничении – характер квазизаконов. На их
основе можно получить детерминированные и вероятностные характеристики.
Постановка задач прогнозирования может быть разделена на следующие
частные задачи (Wild, Unternehmungsplanung, с. 99):
• характеристика желаемого прогноза относительно предмета, точности, качества и
времени действия;
• анализ данных прошлого опыта и их причинно-следственных связей, а также
прогнозирование соотношения причин на момент или период прогноза;
• оформление прогноза после выбора подходящих для этого гипотез и
установление независимых переменных в решении, а также формулирование
условий действенности прогноза, включая указание на вероятность в
наступлении того или иного события;
• проверка всех проведенных отдельных этапов прогнозирования на их
непротиворечивость;

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь 2001
28 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

• если нужно, проведение альтернативного прогнозирования; оно может
относиться как к одному плану, так и к нескольким планам альтернатив. В случае
одного плана для одного и того же предметного содержания могут быть
составлены частные прогнозы альтернатив. Из них может быть сделан выбор или
комбинация так, чтобы результат был соотносим и соответствовал заданным
критериям качества. Аналогично следует себя вести и в случае составления
нескольких планов альтернатив.
Общий прогнозируемый результат включается в проект (план), определяющий
все величины, необходимые для достижения цели. Для осуществления прогнозов
можно использовать качественные методы (например, опрос экспертов по методу
Дельфи, представительный опрос) или количественные методы (например, анализ
числовых рядов, метод Бокса-Дженкинса) (см. табл. 2.2).
Описание (анализ), объяснение (диагноз) и прогноз (предсказание) –
составляют три основные элемента каждой научной дисциплины. Классификация
методов теории прогнозирования на практике позволяет при разработке
управленческих решений:
1) обеспечить достоверность прогноза;
2) минимизировать затраты времени и(или) средств на выбор и обоснование
метода прогнозирования;
3) открывает возможность прогнозирования по аналогии.
Возможны несколько классификаций, а, следовательно, и подходов к выбору
метода прогнозированию. В качестве важнейших факторов классификации могут
выступать:
1) иерархический уровень предполагаемого способа решения проблемы –
изменение: функций, структуры, параметров;
2) наличие или отсутствие необходимой информации, а также характер
располагаемой информации: интуитивная (неосознанная), предметная,
количественная;
3) характер внешних условий: детерминированные, случайные, неопределенные;
4) тип используемого при прогнозировании критерия: линейный (моно)
критерий или векторный критерий;
5) время упреждения и реализации прогноза и др.
При классификации по уровню глубины проблемы (предполагаемой степени
изменения объекта прогнозирования за время упреждения) выделяют методы:
функционального, структурного, параметрического прогнозирования и комплексные
методы.
При классификации по типу информации, используемой при прогнозировании,
можно выделить следующие методы:
- экспертное прогнозирование (интуитивная информация);
- функционально-логическое прогнозирование (предметная информация);
- структурное прогнозирование (блок схемы, графы и т.п.);
- математическое прогнозирование (использует знание математических

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь, 2001
«Прогнозирование и планирование в условиях рынка» 29 K__

зависимостей между параметрами и статистические данные о параметрах);
- прогнозирование по аналогии (данные всех типов);
- комплексное прогнозирование (данные всех типов).
При классификации по периодам упреждения различают: оперативный,
среднесрочный, краткосрочный, дальнесрочный и долгосрочный прогнозы.
Как отмечалось, что в директивной экономике была принята классификация
прогнозов и планов на основе одного внешнего для реальных экономических
процессов параметра календарного периода. При этом сложилась практика
формирования текущих, кратко-, средне-, долгосрочных планов и программ,
соответственно, на один год, 5, 10 и 20 лет.
В соответствии с другим подходом, при директивной экономике
краткосрочный прогноз рассчитывается на перспективу до одного года,
среднесрочный – несколько лет. Долгосрочный – более пяти лет, дальнесрочный –
20 – 25 лет.
Оценка альтернатив и принятие решений
После выполнения задач фазы выработки целей, постановки проблем, поиска
альтернатив и прогнозирования составитель плана или плановая группа способны
разработать ограниченное число планов, которые могут быть подвержены проверке
на их целевую эффективность. Поскольку только один план может быть предложен
для реализации, следует принять решение по разработанным альтернативным
планам.
Принятие решения – это выбор оптимальной альтернативы при заданной цели
с учетом побочных условий.
Взвесив все позитивные и негативные последствия разработанных
альтернативных действий, следует выбрать тот альтернативный план, который
оптимален (оптимизирующий, удовлетворяющий ограничениям или достигающий
определенного фиксируемого значения).
Решение о том, чтобы принять альтернативный план, является актом
рационального выбора, который не может обойтись без системы оценки и
соподчинения. С точки зрения логики принятия решений оценка – это величина,
характеризующая степень достижения цели при помощи альтернативы.
Оценка – это соотнесение альтернативы с ее целевым значением.
В результате оценки все принятые на рассмотрение альтернативы
ранжируются, что дает возможность рационально принимать решения. В некоторых
случаях, например, когда преследуются несколько предполагаемых целей, может
оказаться необходимым создать классификацию альтернатив по рангам. На какую
альтернативу падет окончательный выбор, зависит от применяемых правил
принятия решения.
Системы планирования на предприятии
Составные части плана:
• цели,
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь 2001
30 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

• прогнозируемые данные,
• постановку проблемы,
• находящиеся в распоряжении средства (имущество и др.),
• отдельные мероприятия и их комбинации, лиц, ответственных за планирование,
• временные условия и сроки,
• прогнозируемые последствия.
В хозяйственной практике в конечной форме планы содержат большей частью
только некоторые из перечисленных здесь составных частей. Однако в частных
планах, лежащих и основе планирования, как правило, можно обнаружить многие из
названных выше составных частей.

Наблюдательный совет


Правление



правовые,
финансы и персонал и
председатель исследования производство управление экономические снабжение и социальные народнохозяйст-
сбыт
правления и разработки логистика
качеством венные вопросы,
вопросы проблемы
ревизия

комиссия по
комиссия по комиссия по
планированию
вопросам координации
комиссия по производственной
производства – внутри
продукции
планированию программы
страны/за рубежом
концерна
комиссия по
планирование новых
производственно комиссия по
участий, кооперация
му планированию планированию
предприятий в рамках
концерна
по планированию
конференция




планирование планирование планирование планирование планирование планирование
исследований снабжения и развития
сбыта качества
производства
и разработок логистики персонала


Общее
планирование:
• оперативное
• стратегическое
• финансовое




Рис. 2.1. Организация общего планирования в АО «Фольксваген»

Структура прикладной системы планирования
Система планирования – это упорядоченная структура отдельных частей
планирования.
На примере системы планирования завода АО «Фольксваген» (VAG) (см.
Selowsky, Mullmann, Hohn, Planungsrechnung, с. 715) покажем организационную
схему планирования. На заводе за планирование несут ответственность все отделы в
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь, 2001
«Прогнозирование и планирование в условиях рынка» 31 K__

рамках поставленных задач. Структура системы планирования сориентирована на
исполнение, причем координируются частные планы в рамках общего планирования
специалистами по (контроллингу (контролерами), на конференциях по
планированию и в рамках различных комиссий или комитетов. Стратегическое,
оперативное и финансовое планирование для всего предприятия сопровождается
планированием выпуска продукции и планированием участия предприятия в других
компаниях и финансовых операциях (см. рис. 2.3). Из рис. 2.3 можно сделать также
выводы об ответственности отделов за вопросы планирования на предприятии и за
планы функциональных подразделений.
По срокам различаются следующие ступени (виды) планирования (Selowsky
Mullmann, Honn, Planungsrechnung, с. 739):
• стратегическое рамочное планирование,
• долгосрочное планирование,
• среднесрочное планирование, бюджетное планирование, скользящее
краткосрочное планирование.
Рамочное планирование формулирует только глобальные цели и стратегии,
соотносимые с временными отрезками от 10 до 20 лет. Оно служит для оценки
возможностей долгосрочного развития на основе приблизительных прогнозных
тенденций народного и мирового хозяйства, народонаселения, технологий и т.д. В
этом проекте может быть, однако, намечено приблизительно только расширение
производственной программы по некоторым группам продукции. Рамочный план
разрабатывается регулярно в виде централизованного плана или нерегулярно в виде
объектного плана (централизованно или децентрализованно).
Долгосрочное планирование конкретизирует программы инвестиций и
выпуска продукции вплоть до планового горизонта, специфичного для
определенной группы продукции и охватывает, как правило, отрезок времени до
10 лет. Специфика горизонта планирования в рассматриваемой отрасли
определяется длительностью периода, нужного для разработки нового типа
автомобиля, который длится, как показывает опыт, от трех до пяти лет (время от
формулирования цели до готовности к серийному выпуску) При этом планирование
инвестиций может перешагнуть за названный горизонт планирования: особое
значение долгосрочного планирования заключается в его стратегическом характере.
Долгосрочный план составляется по меньшей мере один раз в год.
Задачей среднесрочного планирования является создание предпосылок для
реализации программ долгосрочного планирования с финансовой, экономической и
технической точек зрения. Его временной промежуток – около пяти лет, и он
определяется прежде всего потребностью во времени, необходимом для
капиталовложении и, особенно, для подготовки оборудования и помещений,
изготовления специального инструмента и т.д. Срок в пять лет считается также
приемлемым для принятия решений по инвестициям, а также для контроля со
стороны наблюдательного совета Среднесрочное планирование проводится по
крайней мере один раз в год в виде децентрализованного планирования.

<< Предыдущая

стр. 5
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>