<< Предыдущая

стр. 7
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

цикла, и рассматривающее в качестве объекта планирования элемент подразделения
ОПС или элемент изделия. Планы подразделений и ОПС, обобщающие множество
оперативно-календарных планов тоже назовем оперативно-календарными.
Такая последовательность выполнения различных элементов (типов методов
«прогнозирования-планирования») единого комплекса работ по прогнозированию и
планированию деятельности предприятия определяется необходимостью принятия
решений по достижению целей организации и последовательностью раскрытия
неопределенностей оценки возможных состояний внешней рыночной среды и
собственно ОПС при подготовке этих решений. В результате выполнения этого
комплекса работ должен обеспечиваться баланс распределения ресурсов и усилий
между тем из них, которые направляются на обеспечение развития и обеспечение
выполнения текущей деятельности предприятия.
Нарушение этапности комплекса работ «прогнозирование-планирование», пропуск
отдельных этапов этого процесса приводит к тому, что на входе этапа, следующего за
пропущенным этапом, увеличивается доля неопределенных условий и, как следствие,
могут:
1) нарушаться баланс между стратегической, перспективной, текущей, оперативной
деятельностью ОПС. Такой баланс должен устанавливаться в интересах гармонизации
деятельности ОПС с учетом сферы и вида ее деятельности, текущего положения и
т.д. В противном случае может наблюдаться либо вредное увлечение стратегической
деятельностью (как это наблюдалось некоторое время назад в США), либо, тоже вредная,
полная концентрация на текущей деятельности (что нередко имеет место в условиях
современной переходной экономики России);
2) снижаться эффективность принимаемых решений;
3) повышаться риски в управлении.
Пример. В качестве примера рассмотрим распределение задач между
прогнозированием и планированием, различными типами планирования при
прогнозировании-планировании деятельности гипотетического автомобильного
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь 2001
38 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

концерна.
Поисковое прогнозирование состоит в определении желаемых состояний в
будущем (целей ОПС) и вероятностей их достижения (снимается неопределенность в
знаниях о внешней среде). В условиях конкретного примера концерн должен провести
анализ потребительского рынка и определить, какие типы автомобилей он будет
разрабатывать и производить в будущем и в каких количествах, а также с какой
вероятностью эти состояния могут быть достигнуты концерном в установленные сроки
и какие ресурсы необходимы для этого. Например, может быть установлено, что
спросом будут пользоваться:
1) спортивный автомобиль с конкретными параметрами (Для его создания
концерн должен располагать определенным набором ресурсов в соответствующих
количествах по каждому виду ресурса (производственные площади, оборудование,
персонал конструкторского бюро и др. подразделений и т.п.)- Чистый приведенный
эффект (NPV) от достижения этой цели составит У1, оценка вероятности достижения
этой цели составляет, например (0,7 / 0,9).);
2) автомобиль представительского класса с конкретными параметрами (Для его
создания концерн должен располагать определенным набором ресурсов в
соответствующих количествах по каждому из видов ресурса. Чистый приведенный
эффект (NPV) от достижения этой цели составит У2, оценка вероятности достижения
этой цели составляет, например (0,6 / 0,8).
Нормативное прогнозирование состоит в определении путей (сценариев)
достижения желаемых состояний в будущем (целей ОПС), уточнение перечня ресурсов
для реализации конкретного пути достижения поставленных целей в соответствующих
количествах по каждому виду ресурса (производственные площади, оборудование,
персонал конструкторского бюро и др. подразделений и т.п.), уточнение величины
чистого приведенного эффекта (NPV) от достижения этих целей У1Н и У2Н и уточнении
вероятностей достижения этих целей с учетом конкретных путей их достижения,
например, (0,75 / 0,85) – для первой цели и (0,65 / 0,75) – для второй цели.
Стратегическое планирование (снимается неопределенность в знаниях о
внутренней среде фирмы) состоит в:
1) принятии решения относительно распределения имеющихся реально ресурсов
концерна R между обеспечивающей деятельностью RO и развитием Rp (R =Rо + Rp);
2) принятии решения по выбору направления (или нескольких, если позволяют
ресурсы) развития, пусть в нашем примере это будет разработка автомобиля
спортивного типа и представительского класса;
3) принятии решения относительно распределения выделенных на развитие
концерна ресурсов Rp между выбранными направлениями (например, двумя Rp=Rр1 +
Rp2 и т.д.), для которых, в принципе, хватает совокупных ресурсов концерна,
направляемых на развитие.
4) принятии решения относительно распределения ресурсов RO выделенных на
обеспечивающую деятельность между и перспективной Rп, текущей Rтк, оперативно-
календарной Rок деятельностью (Rо = Rп + Rтк + Rок).
Бизнес-планирование по каждому из выбранных автомобилей отдельно
охватывает, в целом, маркетинговые исследования, разработку товара, продвижение
товара на рынке, эксплуатацию товара, модификацию и(или) утилизацию
отработавшего ресурс автомобиля. Это планирование в отношении одного товара -
автомобиля (спортивного типа или представительского класса), в целом, на одном
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь, 2001
«Прогнозирование и планирование в условиях рынка» 39 K__

рынке, например, отечественном.
Перспективное планирование – осуществляется в отношении: разработок
маркетинговой стратегии, проектирования товара, его производства, утилизации
выработавшего ресурс товара в отдельности и т.п. Если рассматривается товар
(автомобиль), то такое планирование выполняется в отношении подсистем этого
товара: корпуса, двигателя, ходовой части и т.д.
Текущее планирование – охватывает блоки подсистемы товара. Если
рассматривать в качестве подсистемы двигатель, то могут рассматриваться
проектирование блока цилиндров, подсистемы охлаждения и т.д. Кроме того, текущее
планирование может охватывать этапы разработки: проектирование, испытания,
доводка и т.д.
Оперативно-календарное планирование может осуществляться в отношении
проектирования элементов этих блоков: поршня, коленного вала, поршневых колец и
т.д. Еще объектом такого планирования может быть изготовление любой из
неделимых частей автомобиля.
В целом, процесс прогнозирования-планирования может иметь вид «дерева
планирования» в соответствии со структурой разрабатываемого объекта, в частности,
автомобиля.
Определив основные понятия прогнозирования и планирования, представляется
возможным в качестве основных отличий прогнозирования от планирования назвать
следующее:
1) прогнозирование осуществляется в условиях с большой долей
неопределенности или случайности;
2) объектом прогнозирования чаще всего являются совокупность ОПС и
внешней среды;
3) прогнозирование в большей степени ориентировано на исследование
развития внешней среды ОПС, рассматривает бизнес или его элемент как некую
целостность, носит системный характер;
4) прогнозирование позволяет определить:
- возможные состояния внешней среды;
- перечень и вероятности достижения возможных целей;
- перечень путей и соответствующие им вероятности достижения каждой из целей.
5) при прогнозировании в связи с большими периодом упреждения и
неопределенностью используются более общие межотраслевые расчетные или
экспертные нормы.
6) прогнозирование в большей мере носит информационный, консультативный
характер, принятие решения необязательно.
Планирование отличается от прогнозирования тем, что:
1) планирование осуществляется в детерминированных (определенных)
условиях;
2) планирование в большей степени относится к процессу управления
(менеджменту) ОПС, который может быть представлен четырьмя взаимосвязанными
функциями: планирования, организации, мотивация, контроля;
3) планирование в большей степени имеет декомпозиционный,
функциональный характер в соответствующих сферах бизнеса;
4) планирование осуществляется после принятия решения по:
- составу множества целей функционирования;
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь 2001
40 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

- выделяемым ресурсам (времени, средствах и т. д.);
- путям и критериям достижения поставленных целей;
- нормативам расходования ресурсов;
5) при планировании используются менее обобщенные, более конкретные,
точные, например, цеховые опытные, опытно-статистические нормы.
6) планирование носит не информационный, а директивный характер.
Проектирование – создание конкретных образцов будущего, конкретных
деталей разработанных программ.
Проект – решение относительно конкретного мероприятия, сооружения,
изделия, необходимого для реализации того или иного аспекта программы.
Планирование – это процесс, связанный с представлениями людей о
будущем (своем, общества, государства), к которому необходимо перейти с
минимальными затратами ресурсов.
Изначально планирование разделялось на:
- объектное, когда представления были связаны с будущем какого-либо
объекта (орудия, утвари, какого-либо изделия);
- планирование операций, действий, как совокупности действий индивида или
коллектива, ведущих к определенному результату;
- геотопографическое планирование, которое предполагает планирование на
местности (плоскости), к нему относится планирование угодий, городов и т.д.
Основные области и виды планирования:
- технико-экономическое;
- социальное планирование;
- стратегическое планирование и управление.
Основная причина появления стратегического планирования: цикличность
деловой активности.
Задача стратегического планирования: выработка генеральной стратегии
предприятия.
Стратегия – обоснованно сформированная система, преследующая
определенную цель, в качестве результата своей деятельности.
Стратегическое планирование – система методов разработки объекта
(мероприятия, комплекса действий и т.д.) с целью достижения стратегических
целей.
Стратегические цели – цели будущего, то есть то что надо достичь и цели
выживания.




Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь, 2001
«Прогнозирование и планирование в условиях рынка» 41 K__


Тема 3. Организация планирования и прогнозирования в условиях
рынка
1. Основные аспекты процесса планирования.
2. Параметры внешней среды.
3. Виды планов и форма планирования.
4. Понятие и методология внутрифирменного планирования.
Система планов

Планирование представляет собой наиболее существенную из всех
менеджерских функций, поскольку связано с целями, альтернативным выбором,
определяет действия как перспективные, так и текущие. Планирование находит
отражение во всех функциях менеджмента, но логически предшествует им, т. е.
менеджер организует, контролирует, стимулирует и руководит в соответствии с
планами.
Планирование – это заблаговременное решение вопросов.
• что следует сделать?
• когда следует сделать?
• как следует сделать?
• кто должен сделать?
У процесса планирования есть пять важных аспектов
• снизить отрицательный эффект неопределённости внешней среды,
• сосредоточить внимание на главных задачах.
• добиться экономичного функционирования,
• способствовать интеграции деятельности различных подразделений в
достижении целей предприятия,
• облегчить контроль
Планы составляются в расчете на будущее, поэтому главное в планировании –
предвидение будущего, «плановые предложения», т. е. просчитывание того, что
будет, если планы осуществятся.
Для того чтобы планирование было эффективным, оно должно опираться на
разнообразною и достоверную информацию о состоянии внешней среды,
оперативно «улавливать» и предвидеть все происходящие в ней изменения, в
зависимости от возможности отслеживания состояния внешней среды выделяются.
1) плановое реагирование (выявление изменений, происходящих во внешней среде,
и адаптация структуры организации и ее деятельности к этим изменениям),
2) упреждающее планирование (будущие характеристики внешней среды
прогнозируются, и соответственно характер будущей плановой деятельности
«подстраивается» под ожидаемые внешние условия);
3) активное плановое воздействие (определяются желательное состояние внешней
среды и способы достижения такого состояния).
Само состояние внешней среды может квалифицироваться как
контролируемое, частично контролируемое или неконтролируемое. В условиях
контролируемой внешней среды все проблемы, рассматриваемые в процессе
планирования, могут быть четко структурированы по отдельным составляющим,

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика», ЮУрГУ, Сентябрь 2001
42 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

описаны в количественных параметрах, будущее состояние этих проблем может
быть определено с высокой степенью точности. Типичным примером таких проблем
является регулирование устойчивых связей между поставщиками и потребителями.
Предпочтительным типом плановой деятельности для такого состояния внешней
среды является упреждающее планирование.
В условиях частично контролируемой внешней среды плановые проблемы,
как правило, не поддаются полной структуризации, развитие их непредсказуемо,
они в полной мере не описываются количественными параметрами. В числе таких
проблем – ориентация на новых потребителей или борьба с новыми конкурентами.
Наконец, в условиях неконтролируемой внешней среды плановые проблемы
вообще не структурируются и не поддаются количественной оценке, они
описываются большим количеством параметров, связи между которыми крайне
сложны.
В условиях частично контролируемой или неконтролируемой внешней среды
целесообразно, чтобы планирование строилось по принципу реагирования или
активного планового воздействия.
Требования, предъявляемые к составу и полноте информации, различны при
использовании указанных типов планирования.
Планирование упреждающего типа, в процессе которого широко
используются модельные расчеты, требует большого объема точной количественной
информации, получаемой в основном из внешних, но частично и из внутренних
источников самой организации (от соответствующих подразделений). Для системы
планового реагирования необходимо использование оперативной информации,
достаточной по объему, полностью репрезентативной, в том числе и из внутренних
организационных источников, причем требуются как количественные, так и
качественные данные. Для системы активного планового воздействия понятие
«качество поступающей информации» во многом неопределенно, зависит от
характера конкретных плановых проблем. Требуемая скорость поступления
информации обусловлена тем, насколько быстро должны приниматься
соответствующие решения, информация должна носить в основном качественный
характер и поступать из внешних источников.
Известны различные виды планов. В зависимости от классификационного
признака их можно сгруппировать следующим образом.

ПЛАН


По временной По составу лиц,
По объекту
По уровню По временному ориентации в участвующих в
(предметной
управления признаку технологии планировании
области)
разработки

перспективные традиционное,
корпоративный производство
реактивные

<< Предыдущая

стр. 7
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>