<< Предыдущая

стр. 2
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Необходимо отметить, что согласно Конвенции о неприменимости срока давности
к военным преступлениям и преступлениям против человечества, одобренной Генеральной
Ассамблеей ООН 26 ноября 1968 г. и ратифицированной СССР 11 марта 1969 г.,
приостановленные уголовные дела о преступлениях против мира и человечества
прекращению не подлежат независимо от времени совершения преступления.
Как отмечалось, проверяя прекращенные уголовные дела, прокурор обязан
обратить внимание на правильность составленного по этому поводу постановления:
его содержание, структура, реквизиты должны соответствовать требованию закона
(ст.208 - 209 УПК РФ). Копию такого постановления в каждом случае следует
направлять прокурору. Прокурор, признав прекращение уголовного дела производством
законным и обоснованным, должен истребовать из оперативно-розыскных органов
оперативно-поисковое дело, проверить его и дать указание о прекращении осуществления
оперативно-розыскных мероприятий.

* * *

Начиная с 1992 г., когда деятельность оперативно-розыскных органов получила
законодательную регламентацию, результаты этой деятельности стали шире и более
эффективнее использоваться органами дознания и предварительного следствия
при раскрытии и расследовании преступлений. Оперативные сведения предоставляются
органам дознания и предварительного следствия на основании постановления руководителя
органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Такой порядок установлен
ведомственными нормативными актами.
Определяя процессуальное значение результатов проведенных оперативно-розыскных
мероприятий в раскрытии и расследовании преступлений, Закон "Об оперативно-розыскной
деятельности" 1995 г. предусматривает, что "результаты оперативно-розыскной
деятельности могут... использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии
с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации,
регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств" (ч.2 ст.11).
В отличие от ранее действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности
1992 г., согласно которому результаты оперативно-розыскной деятельности рассматривались
в качестве самостоятельного доказательства (ст.69 УПК РФ), Закон 1995 г. устанавливает,
что результаты оперативно-розыскной деятельности приобретают характер доказательства
по уголовным делам после соответствующего их процессуального оформления*.
Сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности,
могут быть использованы в качестве доказательства только после их проверки
следственным путем в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Например, по поручению следователя оперативно-розыскные органы произвели прослушивание
телефонных переговоров обвиняемого, вымогавшего у потерпевшего взятку за выполнение
какой-либо акции, выгодной потерпевшему. Телефонные переговоры были зафиксированы
на магнитной ленте, которая была передана следователю. Содержание зафиксированных
переговоров следователь должен проверить путем допросов обоих абонентов -
обвиняемого и потерпевшего. Лишь после этого магнитная лента будет признана
доказательством и приобщена к уголовному делу (ст.69 УПК РФ).
Прежде чем признать сведения, полученные оперативно-розыскным путем,
доказательством по уголовному делу, следователь и прокурор должны убедиться
в их достоверности. Затем определяются процессуальное значение упомянутых
сведений и их отношение к конкретному уголовному делу. После этого намечается
процессуальный порядок оформления таких сведений в виде доказательства. При
этом не подлежат расшифровке действия оперативно-розыскных органов и лица,
оказавшие содействие названным органам на конфиденциальной основе.
Если принято решение о процессуальном оформлении сведений, полученных
оперативно-розыскными органами, в качестве доказательства по уголовному делу,
то прокурор совместно со следователем, а при необходимости и с руководителем
оперативно-розыскного органа, должен решить вопрос о приобщении к уголовному
делу итоговых документов в виде справок, протоколов или актов. Помимо этого,
если важное доказательственное значение имеют средства осуществленного мероприятия,
то следует решить вопрос о приобщении к уголовному делу полученных результатов.
В данном случае речь чаще всего идет о видео- и аудиозаписи, кино-и фотосъемке,
записях на магнитную пленку.
Одна из проблем, которая возникает перед прокурорами и следователями,
заключается в том, каким образом процессуально оформить полученные сведения
оперативно-розыскного характера. В этих целях могут быть использованы: допросы
в качестве свидетелей лиц, участвовавших в осуществлении оперативно-розыскных
мероприятий; заключение эксперта или мнение специалиста о достоверности, научном
уровне и итогах проведенных мероприятий; допрос сотрудника оперативно-розыскной
службы, с его согласия, о порядке выполнения порученных ему оперативно-розыскных
действий; допросы понятых и представителей общественности, принимавших участие
в оперативно-розыскных мероприятиях.
Практика судопроизводства по уголовным делам, при расследовании которых
были проведены оперативно-розыскные мероприятия, в частности прослушивание
и запись телефонных и иных переговоров, показывает, что прокуроры и суды испытывают
большие затруднения в оценке доказательственного значения полученных сведений,
поскольку в этих записях нередко содержатся далеко не литературные словесные
обороты. Как известно, матерые преступники не страдают от избытка культуры
и этики и в своих телефонных переговорах отпускают такие нецензурные выражения,
что озвучить в судебном заседании подобную запись даже при закрытых дверях
суд просто не решается. Между тем по существующим правилам все сделанные магнитные
записи должны быть воспроизведены в ходе судебного следствия. Судьи Российской
Федерации находят выход из данной затруднительной ситуации в том, что они
формируют мужской состав суда и принимают меры к тому, чтобы и участники процесса,
по возможности, были мужчинами.
Еще бoльшие трудности, причем в ряде случаев непреодолимого характера,
испытывают суды иностранных государств, когда им приходится рассматривать
уголовные дела в отношении преступников русского происхождения. Такие сложности
возникли, в частности, перед судом присяжных в Нью-Йорке при рассмотрении
в июне 1996 г. уголовного дела известного "авторитета" преступного мира в
США В.Иванькова по кличке "Япончик", который обвинялся в вымогательстве денег
у некоторых американских компаний, возглавляемых эмигрантами из России. В
соответствии с законом присяжные должны быть ознакомлены с полным текстом
в подлинной записи прослушанных в процессе расследования, проведенного Федеральным
бюро расследования, телефонных переговоров обвиняемого. Переговоры шли на
русском языке. Большая часть переговоров Япончика состояла из весьма колоритной,
непереводимой на английский язык матерной речи, присущей только "великому
и могучему" русскому языку. Присяжные так и не поняли бы смысла прослушанных
телефонных разговоров подсудимого со своими оппонентами, если бы один из прокуроров,
хорошо знавший русский язык, не взял на себя роль переводчика. По уголовному
делу состоялся обвинительный приговор.
Тактика и методика прокурорского надзора за соблюдением закона о розыске
обвиняемого, когда он скрылся от следствия либо суда или когда по иным причинам
не установлено его местопребывание (ч.1 ст.195 УПК РФ), содержит в себе много
общего с деятельностью прокурора по раскрытию преступления и установлению
лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (ч.3 ст.195 УПК РФ),
о чем шла речь ранее. Поэтому мы остановимся на тех особенностях в надзорной
деятельности прокурора, которые характерны для этой категории уголовных дел.
Розыск скрывшихся обвиняемых в деятельности следователей и оперативно-розыскных
органов занимает значительное место: достаточно сказать, что начиная с 1992
г. ежегодно скрываются от уголовного преследования свыше 50 тыс. обвиняемых.
Причем из года в год возрастает число лиц, остающихся безнаказанными, поскольку
разыскивается и привлекается к уголовной ответственности менее 20% из тех,
на кого объявлен местный или общероссийский розыск. Большинство скрывшихся
преступников - это лица, безусловно уличенные в совершении тяжких и особо
опасных преступлений. Среди них есть и обвиняемые, ранее судимые и даже признанные
особо опасными рецидивистами. Установить место нахождения скрывшихся преступников
трудно прежде всего из-за того, что указанные лица без всяких препятствий
меняют место жительства, приобретают фальшивые документы, а некоторые из них
укрываются в странах ближнего и дальнего зарубежья, откуда их этапировать
весьма сложно.
Решение о приостановлении предварительного следствия следователь принимает
самостоятельно, санкции или согласия прокурора на принятие следователем этого
решения тоже не требуется. Приостановление производства по уголовному делу
не освобождает следователя от выполнения процессуальных действий по его розыску
(ст.196 УПК РФ). Следователь вправе поручить производство розыска обвиняемого
оперативно-розыскным органам, давая соответствующие поручения и указания и
отразив их или в постановлении о приостановлении предварительного следствия,
или в специально вынесенном по этому поводу постановлении. Прокурор санкционирует
проведение по уголовному делу оперативно-розыскных действий для розыска лиц,
скрывающихся от следствия и суда.
Постановление о приостановлении предварительного следствия может быть
вынесено следователем по истечении установленного законом (ст.133 УПК РФ)
срока на его производство. В отдельных случаях розыск обвиняемого может быть
объявлен еще до окончания предварительного следствия, в связи с чем следователь
вправе воспользоваться помощью оперативно-розыскных органов. До приостановления
производства предварительного следствия следователь обязан выполнить все необходимые
процессуальные действия. Генеральный прокурор Российской Федерации в Приказе
N 31 от 29 июня 1994 г. требует от подчиненных прокуроров обращать особое
внимание на то, что следователи и оперативно-розыскные органы не должны бездействовать
при розыске преступников, необоснованно приостанавливать и прекращать уголовные
дела.
В обязанности прокурора вменяется надзор за исполнением закона по каждому
приостановленному производством уголовному делу. Объем этой деятельности,
тактику и методику осуществляемого прокурорского надзора можно охарактеризовать
следующим образом.
1. Прежде всего прокурору необходимо установить в пределах поднадзорного
ему региона количество приостановленных уголовных дел, обвиняемые по которым
скрылись от следствия или суда. Эти исходные данные прокурор использует для
изучения деятельности следственного аппарата и оперативно-розыскных органов
по раскрытию и расследованию преступлений.
2. Задача прокурора состоит в том, чтобы, изучив причины и условия, позволившие
обвиняемому скрыться от следствия и суда, предупредить в будущем подобные
факты. Проанализировав приостановленные уголовные дела, Главное следственное
управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации пришло к выводу: основная
причина такого осложнения производства по уголовным делам состоит в том, что
органы дознания и следователи не выполняют требования закона (ст.96 УПК РФ)
о заключении под стражу лиц, совершивших тяжкие преступления и безусловно
уличенных в этом.
По итогам изучения приостановленных производством уголовных дел прокурор
принимает соответствующие меры по устранению недостатков при избрании по отношению
к обвиняемым меры пресечения в виде содержания под стражей.
3. Прокурору необходимо убедиться в том, что обвиняемый умышленно уклоняется
от явки в органы следствия или в суд. Иногда обвиняемые и не думают уклоняться
от следствия или суда; просто они не смогли явиться по повестке следователя
или судьи из-за того, что они заболели, переменили место жительства, находились
в командировке либо до них вообще не дошли извещения о явке в следственные
органы или в суд. Некоторые же следователи, не убедившись в истинной причине
неявки обвиняемого в следственные органы, выносят постановление о приостановлении
производства предварительного следствия, объявляют розыск этого обвиняемого,
а при наличии признаков тяжкого преступления выносят постановление о заключении
его под стражу.
4. Проверяя приостановленное уголовное дело, прокурор должен убедиться
в том, то следователь выполнил все предусмотренные законом процессуальные
действия, обеспечивающие доказанность совершения обвиняемым преступления (ст.68
УПК РФ). Прокурор, выявив, что следователем не выполнены какие-либо из упомянутых
процессуальных действий, своим постановлением отменяет постановление следователя
о приостановлении производства предварительного следствия и предлагает выполнить
необходимые следственные действия. При этом в соответствии со ст.133 УПК РФ
прокурор продлевает срок производства предварительного следствия. Прокурор
проверяет законность и обоснованность вынесенных следователем постановлений
о приостановлении производства предварительного следствия, а также о поручениях
и указаниях оперативно-розыскным органам о розыске скрывшегося обвиняемого.
Постановления следователя должны отвечать требованием закона (ст.119 и 195
УПК РФ) относительно их структуры, содержания и реквизитов. Особое внимание
прокурору следует обратить на специальные постановления следователя, в которых
содержатся его поручения и указания оперативно-розыскным органам - именно
на этих органах лежит основная тяжесть по розыску скрывшихся обвиняемых. Поручения
и указания следователя должны быть четкими, определенными, следователь устанавливает
срок их исполнения и обязует названные органы информировать его о ходе и результатах
розыска обвиняемого.
5. Осуществляя надзор за законностью деятельности органов дознания, прокурор
должен проверить исполнение этими органами требований Инструкции "Об организации
и тактике розыскной работы органов внутренних дел", утвержденной Приказом
министра внутренних дел Российской Федерации N 213 от 5 мая 1993 г. и согласованной
с Генеральным прокурором Российской Федерации. В Инструкции предусмотрен порядок
розыска обвиняемых, скрывшихся от следствия или суда или совершивших побег
из-под стражи. Особые требования предъявляются к розыску скрывшихся преступников,
имеющих при себе огнестрельное или холодное оружие, взрывоопасные механизмы,
ядовитые вещества, наркотические средства**. По поступлении в оперативно-розыскные
органы постановления следователя о принятии мер оперативно-розыскного характера
в отношении скрывшегося от следствия и суда обвиняемого, должностные лица
оперативно-розыскной службы в срок не позднее десяти суток заводят розыскные
дела, в которых отражаются ход и результаты розыска обвиняемого. Проверяя
розыскное дело, прокурор обращает внимание на то, насколько полно и обстоятельно
составлен план осуществления мероприятий по розыску обвиняемого; согласован
ли план со следователем, по поручениям которого осуществляется оперативно-розыскная
деятельность; кто из должностных лиц оперативно-розыскных органов и в какой
форме осуществляет контроль за деятельностью по розыску обвиняемых; в какой
степени используются сведения, содержащиеся в средствах массовой информации
(печать, радио, телевидение и т.д.).
6. При проверке розыскных дел в отношении обвиняемых, совершивших побег
из следственных изоляторов (СИЗО), из камер предварительного заключения (КПЗ)
или из-под конвоя, прокурору необходимо затребовать и исследовать материалы
служебного расследования, проведенного инспекцией органов МВД и дать оценку
принятым мерам дисциплинарного воздействия в отношении сотрудников, допустивших
побег обвиняемых из-под стражи или из-под конвоя. Если таких мер не принято
или принятые меры дисциплинарного воздействия, по мнению прокурора, являются
недостаточными, он вносит соответствующее представление руководству отдела
или управления органов внутренних дел области, края или республики. Кроме
того, прокурор проверяет, приняты ли меры по предотвращению подобных инцидентов.
Особого внимания прокуроров требуют оперативно-розыскные дела о задержании
обвиняемых, совершивших групповой вооруженный побег из следственных изоляторов,
исправительно-трудовых колоний. В настоящее время из-за чрезмерной перегруженности
следственных изоляторов допускается содержание обвиняемых в исправительно-трудовых
колониях до вступления в отношении них приговора в законную силу. В таких
случаях руководство розыском обвиняемых возлагается на руководителей органов
внутренних дел республик, краев, областей и на начальников исправительно-трудовых
колоний.
В оперативно-розыскных делах должны быть отражены: обстоятельства, связанные
с побегом обвиняемых; сведения, полученные путем опроса сотрудников оперативно-розыскных
органов и подозреваемых или обвиняемых, содержащихся в одной камере с бежавшими
преступниками; связи последних, их точные анкетные данные, результаты осмотра
их личных вещей и одежды; иная информация, имеющая значение для их успешного
розыска.
Прокурор проверяет уровень квалификации и профессиональной подготовки
сотрудников органов внутренних дел, сформированных в поисковые группы, обеспечение
их табельным оружием; оформление соответствующих личных документов с предоставлением
им чрезвычайных полномочий при задержании бежавших обвиняемых вплоть до применения
огнестрельного оружия на поражение***.
7. Прокурор проверяет эффективность взаимодействия следователя с оперативно-розыскными
органами. Это взаимодействие должно носить целеустремленный и творческий характер
с выполнением каждым присущих ему полномочий, подчиненных общей задаче - успешному
розыску скрывшегося от следствия или суда обвиняемого. Успех розыска обвиняемых
во многом зависит от того, в какой мере следователю удастся организовать эффективное
взаимодействие с органами дознания, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
С этой целью следователь наряду с вынесенным постановлением направляет имеющуюся
у него информацию о личности обвиняемого с подробным указанием всех необходимых
данных (приметы обвиняемого, его связи, места возможного пребывания, характеристика,
а при ее отсутствии фоторобот и подробное описание внешности разыскиваемого
и т.п. - словом, все то, что может способствовать его розыску и задержанию).
В целях согласования проведения оперативно-розыскных мероприятий следователи
и оперативно-розыскные органы обмениваются информацией, совместно планируют
проведение мероприятий по розыску обвиняемого.
Одновременно с постановлением о розыске может быть направлено постановление
об избрании в отношении обвиняемого меры пресечения, в том числе и о заключении
под стражу в соответствии с требованием, содержащимся в ст.96 УПК РФ.
8. По истечении срока давности уголовного преследования, указанного в
ст.78 УК РФ, следователь вправе самостоятельно прекратить уголовное дело в
порядке ст.209 УПК РФ. Копия постановления направляется немедленно прокурору,
который обязан проверить законность и обоснованность принятого следователем
решения. Если прокурор сочтет прекращение уголовного дела незаконным или необоснованным,
он отменяет постановление следователя и предлагает продолжать работу по розыску
обвиняемого.
Прокурору надлежит вместе с прекращением уголовного дела производством
дать указание о прекращении оперативно-розыскного дела. Аналогичное решение
принимается и в отношении дела, заведенного в связи с розыском обвиняемого.
Итоговая справка о ходе и результатах осуществленных оперативно-розыскных
мероприятий по розыску обвиняемого помещается прокурором в наблюдательное
производство по уголовному делу.
Организуя проверку законности и обоснованности деятельности следователей
и оперативно-розыскных органов по розыску обвиняемых, скрывшихся от следствия
или суда, прокурору необходимо исходить из требований Приказа Генерального

<< Предыдущая

стр. 2
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>