стр. 1
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
серия основана в 1996 г.





Л.Е. БАСОВСКИЙ,
В.Б. ПРОТАСЬЕВ









УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ



УЧЕБНИК
















Москва
ИНФРА-М
2001

УДК 338.45(075.8)
ББК 65.29я73
Б 27




Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Б 27 Учебник. - М: ИНФРА7М, 2001. - 212 с. - (Серия «Высшее образование»).

ISBN 5-16-000448-3

Книга представляет собой профессиональный курс управления качеством. Охватывает весь комплекс проблем и методов управления качеством продукции, услуг и работ, процессов и систем управления. Соответствует требованиям действующих российских образовательных стандартов по специальностям «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятиях», а также основным требованиям программ курсов, читаемых в университетах США и Японии.
Обобщает мировой и российский опыт, в том числе накопленных в военно-промышленном комплексе, материалы международных и российских стандартов, показывает возможности их применения на практике. Включает методики организации совершенствования деятельности и сертификации производства.
Для студентов, аспирантов, преподавателей экономических вузов и факультетов, предпринимателей, руководителей и специалистов предприятий и организаций, учреждений органов власти и управления.


ББК 65.29я73










ISBN 5-16-000448-3

OБасовский Л.Е., Протасьев В.Б.,
2000, 2001

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 6
ЧАСТЬ I 9
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ 9
Глава 1. 9
Качество и конкурентоспособность 9
в условиях рынка 9
Качество — всемирное поле конкуренции на пороге XXI века 9
Японские подходы к качеству 12
Административный и экономический подходы к 13
управлению качеством 13
Эволюция технологий и понятия качества 14
Новая политика 100%-го качества 18
Глава 2. 20
Совершенствование деятельности 20
Предприятия 20
Основные направления совершенствования деятельности 20
Деятельность высшего руководства 23
Формирование стратегии, тактики 29
и краткосрочное планирование 29
Глава 3. 34
Руководство улучшением деятельности 34
Руководящие органы 34
Работа совета по улучшению деятельности 36
Оценка текущих требований и достигнутых результатов 39
Агитация и обучение 42
Объекты, ресурсы и методы руководства 44
Глава 4. 48
Участие управленческого персонала 48
в совершенствовании деятельности 48
организации 48
Роль управленческого персонала 48
Коллективное управление 50
Обучение управленческого персонала 54
Самоаттестация 60
Глава 5. 63
Коллективное участие в совершенствовании 63
Деятельности 63
Групповой подход 63
Группы по совершенствованию деятельности подразделений 63
Характеристики групп 65
Кружки качества 69
Группы по совершенствованию процессов 72
Целевые группы 72
Деятельность групп 73
Совершенствование в рамках подразделения 77
Глава 6. 79
Управление персоналом в процессе 79
совершенствования деятельности 79
Принципы организации и оплаты труда 79
Планирование карьеры 82
Программы выдвижения предложений и улучшения работы 84
Признание заслуг и вознаграждение 87
Программы дополнительных выплат деньгами и разделения прибыли 89
Общественное признание 92
Глава 7. 94
Совершенствование систем управления 94
Организация управления процессами 94
Статистическое регулирование процессов и системный подход 96
Аттестация процессов 99
Деятельность групп по совершенствованию процессов 103
Функционирование системы обеспечения качества 105
Обеспечение качества функционирования систем управления 106
Глава 8. 110
Привлечение поставщиков к процессу 110
совершенствования деятельности 110
Контрактное взаимодействие с поставщиками 110
Обучение и поощрение поставщиков 112
Контроль поставщиков 115
Аттестация и оценка деятельности поставщиков 118
ЧАСТЬ II 123
КВАЛИМЕТРИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ 123
Глава 9. 123
Стандарты и сертификация товаров и услуг 123
Сертификация товаров и услуг 123
Закон Российской Федерации о сертификации 125
Закон Российской Федерации о единстве измерений 128
Закон Российской Федерации о стандартизации 129
Стандарты Международной организации по стандартизации 130
Глава 10. 135
Методы определения показателей качества 135
Методы измерения показателей качества 135
Экспертные методы 135
Ранжирование шести объектов методом попарного сравнения 136
Шкала Мооса 137
Влияние на результаты экспертизы состава экспертов 137
Данные для оценки согласованности мнений пяти экспертов 138
Причинно-следственные диаграммы Исикавы 139
Аналитический метод определения весовых показателей 140
Потребительский и производственный допуски 141
Глава 11. 142
Анализ качества продукции 142
Социологический метод проведения экспертизы 142
Комплексные показатели качества 143
Итоги опроса потенциальных покупателей утюгов 143
Да 143
Да 143
Комплексные показатели качества 145
Среднее 145
Показатели качества вольтметров 146
Комплексные показатели качества вольтметров 146
Использование диаграмм Парето 147
Данные о браке в производстве кровельных листов 148
Данные о браке в производстве дисковых пил 150
Глава 12. 151
Статистическое регулирование процессов 151
Контрольные карты 151
Построение - карты 151
Данные контроля, необходимые для построения контрольной карты 152
Коэффициенты для расчета контрольных границ 153
Выборочный контроль 154
Биноминальное распределение 155
Гипергеометрическое распределение 158
Распределение Пуассона 158
Сопоставление распределений 158
Глава 13. 159
Выборочный приемочный контроль 159
и качество измерений 159
Приемочный контроль 159
Оперативная характеристика плана приемочного контроля 160
Качество измерений 163
Результаты измерений одного и того же параметра 166
Глава 14. 167
Анализ качества деятельности предприятия 167
Матрицы анализа функционирования производственных систем 167
Оценка качества проектов 169
Качество технологии 171
Глава 15. 177
Сертификация производства 177
Проведение работ по сертификации производства 177
Структура типовой методики проверки 178
производства при сертификации 178
Документация к матрице качества 180
ТПП-МТО 180
ТПП-ПР 180
ТПП-УПХ 180
Сводная таблица показателей качества 182
Схемы сертификации и их выбор 183
Схемы сертификации 184
Номограмма выбора номера схемы сертификации 186
Методика выбора схемы сертификации 186
Таблица 15.5 189
Рекомендации по выбору схем сертификации 189
Рекомендуемая литература 192
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики 193
ИДО Учебный курс "Управление качеством" спец. 061100 и 061500 193
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ 194
Учебник 194


ВВЕДЕНИЕ
Подготовка квалифицированных менеджеров во всем мире предусматривает изучение и освоение современных методов управления качеством продукции, товаров, услуг и работ, процессов и систем управления.
Российские стандарты высшего образования предусматривают изучение студентами экономических вузов и факультетов дисциплины «Управление качеством» или дисциплины «Управление качеством продукции». В книге отражены темы, разделы и понятия в области управления качеством, соответствующие требованиям образовательных стандартов по специальностям «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятиях». Рассмотрены, кроме того, вопросы, изучение которых считается в настоящее время необходимым при подготовке менеджеров в вузах Японии и США.
Современная концепция управления деятельностью, управления бизнесом — это концепция, получившая в англоязычной литературе название Total Quality Management (TQM). На смену идеям Тейлора, возникшим в начале века и, к сожалению, активно используемых в российской практике, Пришли новые концепции и принципы управления качеством, значительная часть которых уже нашла отражение в международных стандартах.
Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000:
Первый принцип — ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечиваемая организационно, методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.
Второй принцип — роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.
Третий принцип — вовлечение работников. Это одно из ключевых положений TQM, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.
Четвертый принцип — процессный подход и органично с ним связанный пятый принцип — системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматриваются как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс — как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей».
Реализация этих принципов изменяет сложившиеся подходы к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура. Практика показала, что трудности и проблемы, обусловленные тем, что единые процессы обслуживаются организационно обособленными подразделениями, можно и нужно устранять путем использования группового подхода.
В стандартах ИСО 9001 и QS-9000 есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб.
Шестой принцип — постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.
Седьмой принцип — принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.
Восьмой принцип — взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению как к внешним, так и внутренним поставщикам.
Необходимо иметь в виду, что современная концепция управления качеством — это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая, как показывает опыт, достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, в вооруженных силах и других сферах.
Предлагаемая Вашему вниманию книга имеет практическую направленность, основывается на развитии применительно к российским условиям представлений, сформировавшихся в результате ответа американского менеджмента на «японский вызов», наиболее удачно обобщенного в свое время Джеймсом Харрингтоном в книге «Управление качеством в американских корпорациях», на представлениях современной эволюционной экономической теории.
В книге дано систематическое изложение предмета, рассчитанное на студентов и преподавателей, практиков — руководителей и специалистов предприятий и учреждений, предпринимателей, желающих ознакомиться, изучить суть, функции, основные методы и методики управления качеством продукции и качеством деятельности, ознакомить с юридическими положениями и стандартами, регламентирующими работу в этой области. При подготовке книги ставилась задача изложить предмет глубоко, но кратко и просто.
Первый раздел книги, главы с первой по восьмую, написан профессором Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, доктором наук Л. Е. Басовским, второй раздел книги, главы с девятой по пятнадцатую, написан профессором Тульского государственного университета, доктором наук Д Б. Протасьевым.























стр. 1
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>