<< Предыдущая

стр. 16
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Рекомендации по выбору схем сертификации

Факторы
Предпочтительный вектор
j6*
(1,2,3,4,0,0,0,0)
j7
(0,0,0,0,5,6,7,8)
j8
(0,0,3,4,0,0,7,8)
j9
(1,0,3,0,5,0,7,0)
j10
(0,2,0,4,0,6,0,8)
j11.2
(1,0,3,0,0,7,8)
j11.3
(0,2,0,4,0,0,0,0)
j12А
(0,0,0,0,0,6,0,8)
j12Б
(1,0,3,0,0,6,7,0)
j12В
(1,2,3,4,5,6,7,0)
* Предполагается, что поставщики материалов уже имеют сертификаты.
Далее, путем пересечения вектора-перечня по этапу №2 и предпочтительного вектора по этапу 3, окончательно выбирается схема сертификации.
Факторы j6 ... j 12 имеют следующий смысл:
j6 — структура себестоимости продукции (в себестоимости преобладают материалы и комплектующие, поставляемые другими предприятиями);
j7 — сложность производственного процесса; может в самом общем случае оцениваться количеством операций или методом экспертной оценки специалистами;
j8 — наличие узких мест в технологии (вообще-то их при сертификации не должно быть);
j9 — вид сертификации (добровольная или обязательная);
Если для добровольной сертификации допустима в первом приближении любая схема, то для обязательной недопустима схема 6, а также схемы 2, 4 и 8.
j 10 — условия хранения и транспортировки товаров потребителям (если существуют особые требования и необходимо отследить возможность нарушения качества продукции);
j 1.2 — производство одной и той же продукции сетью мелких производителей, имеющих различных поставщиков
j 11.3 — производство одной и той же продукции сетью мелких производителей, имеющих одного поставщика сырья;
j 12А — нужен сертификат на каждое изделие;
j 12Б — нужен сертификат на одновременно изготовленные изделия;
j 12В — нужен сертификат на весь объем продукции, когда сертификат годен по сроку использования.
Пример 1. Если к ранее рассмотренному варианту добавляется фактор j6, тогда получим:
0, 0, 3, 0, 5, 0, 7, 0
1, 2, 3, 4, 0, 0, 0, 0
0, 0, 3, 0, 0, 0, 0, 0,
то есть может использоваться третья схема сертификации.
Пример 2. Если дополнительно учитываются факторы j8 и j 12Б, тогда:
0,0,3,0,5,0,7,0
0,0,3,4,0,0,7,0 j6
1,0,3,0,0,6,7,0 j 12Б
0,0,3,0,0,0,7,0,
то есть можно использовать одну из двух схем; из третьей или седьмой схем нужно выбрать, например, более дешевую. Можно дополнительно учесть какой-то фактор.
Пример 3. Если в качестве дополнительного учтен фактор j 12А, то:

0,0,3,0,5,0,7,0
0,0,0,0,0,6,0,8
0,0,0,0,0,0,0,0,
то есть, продукция не готова к сертификации, либо формального решения не существует.
Изложенная методика сравнительно легко программируется и может реализоваться в диалоговом режиме на персональном компьютере.
В заключение можно отметить, что при построении матрицы, определяющей использование той или иной схемы сертификации, комплекс рекомендаций по их выбору не обеспечивает безусловно наилучшего решения. Поэтому необходимо иметь хотя бы приблизительную экономическую оценку принятого решения.

Рекомендуемая литература

1. «Семь инструментов качества» в японской экономике. М.: Издательство стандартов, 1990. 88 с.
2. Беркович Д.М. Формирование науки управления производством:
Краткий исторический очерк. М.: Наука, 1973. 164 с.
3. Бубер М. Диалог. — Два образа веры: Пер. с нем. М.: Республика,
1995.464 с.
4. Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала (в 2-х томах). М.: МНИИПУ, 1996. Т. I, 708 с.; Т.2, 720 с.
5. Ефремов В. С. Семь граней современного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом . 1997. № 7, 8. С. 3—13.
6. Керне Д. Т., Недлер Д. А. Пророки во тьме, или Рассказ о том, как
«Ксерокс» восстал из пепла и дал бой японцам: Пер. с англ. СПб.: Азбука — Терра, 1996. 352 с.
7. Куме X. Статистические методы повышения качества. Пер. с англ.
М.: Финансы и статистика, 304 с.
8. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт
лучших компаний): Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 288 с.
9. Харрингтон Д.Х. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр. пер. с англ. / Под ред. Л. А. Конарева. М.: Экономика. 1990.272 с.
10. Шонбергер Р. Японские методы управления производством. Девять простых уроков: Сокр. пер, с англ. / Под ред. Л.А. Конорева. М.: Экономика. 1988. 251 с.

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

ИДО Учебный курс "Управление качеством" спец. 061100 и 061500

1. Предмет «Управление качеством». Цель курса.
2. Понятие качества.
3. Необходимость повышения качества.
4. Качество как объект управления.
5. Основные концепции менеджмента качества на современном этапе.
6. Этапы становления менеджмента качества.
7. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества.
8. Принципы сертификации.
9. Основные этапы развития систем качества.
10. Звезды качества и их содержание.
11. Стандарты ISO 9000, их влияние на системы качества.
12. Система управления качеством как совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов.
13. Система управления качеством продукции.
14. Система показателей качества.
15. Управление качеством продукции.
16. Статистические методы контроля качества.
17. Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку.
18. Контрольные карты Шухарта.
19. Стандарты статистического приемочного контроля качества.
20. Схемы Исикавы.
21. Анализ Парето.
22. Значение стандартизации в управлении качеством.
23. Контроль при исследовании надежности продукции.
24. Понятие сертификации продукции.
25. Роль сертификации в рыночных отношениях
26. Процедуры сертификации продукции.
27. Этапы проведения сертификации систем качества.
28. Международная практика сертификации продукции и систем качества.
29. Виды затрат на качество продукции.
30. Сбор данных для анализа затрат.
31. Методы анализа затрат на качество продукции.
32. Анализ брака и потерь от брака.
33. Основные составляющие управления затратами на качество в процессе анализа проекта
34. Коммерческий анализ проекта.
35. Технический анализ проекта.
36. Социальный, экологический и экономический анализ проекта.


Басовский Леонид Ефимович
Протасьев Виктор Борисович











УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Учебник


Редактор И. В. Башнина
Корректор Э.Б. Прудникова
Оформление серии Е.А. Доний
Компьютерная верстка С.М. Майоров

ЛР № 070824 от 21.01.93

Подписано в печать 20.12.99.
Формат 60x88/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 13,23.
Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 12 45

Издательский Дом «ИНФРА-М»
127214, Москва, Дмитровское ш., 107.
Тел.: (095) 485-70-63; 485-71-77.
Факс: (095) 485-53-18: Робофакс: (095) 485-54-44.
E-mail: books@infra-m.ru
http://www.infra-m








Отпечатано в ОАО "Типография №9"
109033, Москва, ул. Волочаевская, д.40
(095) 362-89-59

<< Предыдущая

стр. 16
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ