<< Предыдущая

стр. 8
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

3. 1950 г. — улучшение качества изготовления и управление им (осмотр с контролем средств проверки, контроль производственных процессов, определение причин и последствий, технико-статистические методы, планирование проверок).
4. 1970 г. — интегрированный контроль качества (обеспечение качества при изготовлении, обеспечение качества в опытно-конструкторской сфере). Улучшение качества опытно-конструкторских работ и управление им (планирование качества опытно-конструкторских работ, оценка качества чертежей, анализ испытаний, анализ дефектов и рекламаций заказчиков).
5. С 1980 г. — обеспечение качества как стратегия работы предприятия.
Уровни сертификации. Сертификация имеет три следующих уровня:
1. Сертификация отдельно взятой продукции. 2. Сертификация производственного технологического процесса. 3. Сертификация производственной системы качества.
Может сертифицироваться отдельная продукция, например, молоток для выполнения слесарных работ, напильник. Изделие, бранное из отдельных узлов и деталей, например, двигатель, может получить сертификат, если сертификаты имеются на все покупные комплектующие изделия.
Сертификат можно получить на технологический процесс, вид отдельного производства — совокупность технологических процессов, на систему обеспечения качества товара. Последнее считает высшим уровнем сертификации. Сертификация может выполнятся по различным схемам, с различной степенью ответственное производителя. Различают добровольную и обязательную сертификацию.
Юридическая основа сертификации. В России имеется ряд законов, определяющих права производителя, потребителя и треть стороны, выдающей сертификат:
1. Закон о защите прав потребителей является базовым, он устанавливает права покупателя, механизм обеспечения этих прав и меру ответственности лиц, ответственных за нарушение качества.
2. Закон о сертификации определяет документацию, удостоверяющую качество, процедуру удостоверения качества, ее соответствие определенному нормативному документу (государственному стандарту, техническим условиям).
3. Закон о стандартизации помогает реализации двух первых актов.
4. Закон о единстве измерений создает материальную базу процессов сертификации и стандартизации.
На рис. 9.1 приведена схема взаимосвязи законов, определяющих качество продукции.
















Рис. 9.1. Схема взаимосвязи российских законов, определяющих качество

Закон Российской Федерации о сертификации
Основные функции, определяемые законом. Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в России, а также права, обязанности и ответственность участников процесса сертификации.
В разделе «Общие положения» рассматриваются задачи сертификации, отношения к международным договорам (они имеют приоритет). Устанавливается головной орган сертификации, который является Госстандарт России.
Функции Госстандарта России:
1) формирует и реализует государственную политику в области сертификации; 2) проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ; 3) публикует официальную информацию; 4) готовит предложения по присоединению к международным системам сертификации; 5) представляет РФ в международных органах.
В систему сертификации могут входить как государственные учреждения, так и частные фирмы и общественные организации. Но все системы подлежат государственной регистрации и аккредитации в установленном порядке.
Закон вводит понятия сертификат и знак соответствия.
1.Сертификат— это документ, выданный по правилам сертификации для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.
2. Знак соответствия — это зарегистрированный в установленном порядке знак, подтверждающий соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
Правила применения знаков соответствия установлены Госстандартом России. Форма, размеры и технические требования к знаку установлены государственным стандартом ГОСТ Р 50460-92.
Обязательная сертификация возлагается на органы Госстандарта России. Форма проведения сертификации устанавливается в соответствии с «ГОСТ Р — Система сертификации». Список товаров, подлежащих обязательной сертификации также устанавливается Госстандартом России.
Схема взаимной подчиненности и функций органов сертификации приведена на рис. 9.2.
Обязательная сертификация может проводиться в двух формах:
1. По документам системы сертификации ГОСТ Р и систем сертификации соответствующих групп однородной продукции.
2. По Правилам сертификации продукции с использованием заявления - декларации изготовителя, основанном на документах Европейского сообщества.
Решение о возможности применения для конкретной продукции конкретного изготовителя второй формы принимает территориальный орган Госстандарта России с учетом степени опасности продукции, специфики ее свойств, доверия к изготовителю, масштабов производства.
При использовании первой формы такого согласования не требуется. Оплата работ выполняется на договорной основе и относится на себестоимость продукции.
Использование заявления-декларации предусматривает оформление договора между территориальным органом (ТО) и изготовителем продукции, в котором фиксируют: 1) право изготовителя использовать сертификацию по заявлению-декларации; 2) право ТО осуществлять инспекционный контроль на соответствие продукции требованиям заявления-декларации; 3) обязательство изготовителя по оплате расходов на сертификацию.
Закон о сертификации предусматривает, что ввоз в Россию продукции без знака сертификации или знака соответствия не допускается.



Выдает сертификаты,
проводит апелляцию,
организует работу

Выдает сертификаты,
знаки соответствия,
приостанавливает работу,
информирует покупателя и заявителя


Испытывает продукции
и передает ее органа
по сертификации


Работает над
повышением качества,
получает сертификат.

Страдает от низкого
качества товаров
и услуг

Рис. 9.2. Схема взаимной подчиненности и функций органов сертификации на примере машиностроительного предприятия

Сертификаты и знаки соответствия предъявляются таможне, которая устанавливает процедуру ввоза вместе с Госстандартом России и Государственным таможенным комитетом.
Государственный надзор за соблюдением правил обязательной сертификации. Основной надзор осуществляет Госстандарт России и его территориальные органы. Непосредственный государственный контроль и надзор выполняют те же лица, которые контролируют соблюдение государственных стандартов. Это положение определяется Законом о стандартизации, в котором также устанавливаются должности этих лиц:
1) главного инспектора России; 2) главных инспекторов республик, краев, областей, автономных областей в составе России; 3) инспекторов крупных городов; 4) государственных инспекторов по надзору за стандартами.
Нарушение требований главного инспектора наказывается штрафом в размере выручки от реализации некачественной продукции или в размере фиксированной суммы, когда отчетная документация отсутствует.
Государство финансирует основные работы в области сертификации, а оплата работ по получению сертификата производится заявителем.
Добровольная сертификация предусмотрена для продукции, не подлежащей обязательной сертификации на условиях договора между заявителем и органом по проведению сертификации.
Добровольную сертификацию вправе осуществлять любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшее знак соответствия и систему сертификации в Госстандарте России в установленном порядке. Органы по обязательной сертификации также вправе производить добровольную сертификацию.
Права заявителя. При заключении договора на добровольную сертификацию заявитель вправе получить необходимую информацию о правилах ДС и определить форму ее проведения — одну или несколько форм из восьми возможных.
Ответственность за нарушение закона. Юридические и физические лица, а также органы добровольной сертификации, виновные в нарушении правил добровольной сертификации, несут в соответствии с законодательством уголовную, административную, либо гражданско-правовую ответственность на основании подзаконных актов.

Закон Российской Федерации о единстве измерений
Основные положения. Закон регулирует отношения государственных органов управления России с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений. Закон защищает потребителя от последствий недостоверных результатов измерений.
В разделе «Общие положения» закон вводит следующие основные понятия:
1 Единство измерений — состояние измерений, когда их результаты выражены в узаконенных единицах и погрешности не выход за установленные границы погрешностей с заданной вероятностью.
2. Эталон единицы величины — средство для хранения, измерения и воспроизведения данной величины с целью передачи ее размер другим средствам измерений данной величины.
3. Нормативные документы по обеспечению единства измерений государственные стандарты, правила, положения, рекомендации.
4. Метрологическая служба — совокупность субъектов, работ, направленных на обеспечение единства измерений.
5. Проверка средств измерений — совокупность работ по поддержанию средств измерений на установленном техническом уровне.
6. Калибровка средств измерений — то же, что и поверка среде измерений, но в случае, когда измерительное средство не подлежи государственной поверке в обязательном порядке.
7. Сертификат об утверждении типа средств измерений — документ, выдаваемый государственным органом, подтверждающий, что техническое состояние измерительного средства находится в установленном техническом состоянии.
8. Аккредитация на право поверки средств измерений (выдачи сертификата) — признание уполномоченным государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ.
9. Лицензия на изготовление, ремонт, продажу, прокат средств измерений — документ, удостоверяющий право юридических и физических лиц заниматься обозначенной выше деятельностью.
Структура метрологической службы. Территориальный центр стандартизации и метрологии (ЦСМ) выполняет государственный надзор за средствами измерений, каждое средство подвергается либо поверке либо калибровке.
Поверка заканчивается получением клейма или свидетельства о поверке. Калибровка заканчивается получением калибровочного знака (или сертификата) и записью в эксплуатационных документах. Предусматривается добровольная сертификация средств измерений.
При обнаружении нарушений, касающихся закона о единстве измерений принимаются меры уголовного, административного или гражданско-правового характера. В частности, может быть вообще остановлено производство.
Чем принципиально отличаются поверка и калибровка?
Все измерительные средства, используемые в производстве продукции, подвергающейся обязательной сертификации подлежат поверке, и за этим бдительно следит Госстандарт через свою структуру.
Каждые пять лет лица, занятые поверкой, проходят переподготовку с получением соответствующих документов, периодически поверяются все средства измерения.
Калибровке подвергаются измерительные средства и вне процедуры обязательной калибровки. Чаще всего это средства, приобретенные за рубежом.
Взаимодействие метрологических служб можно представить в виде схемы, показанной на рис. 9.3.

Закон Российской Федерации о стандартизации
Закон касается всех субъектов хозяйственной деятельности и защищает интересы потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных актов по стандартизации. Закон предусматривает следующее общее определение стандартизации:
Стандартизация—это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения: 1) безопасности продукции и услуг; 2) технической и информативной совместимости; 3) взаимозаменяемости; 4) качества продукции; 5) соответствия уровню техники и технологии; 6) единства измерений; 7) безопасности хозяйственной деятельности; 8) обороноспособности и мобилизационной готовности страны.





















Рис. 9.3. Схема взаимодействия и подчиненности метрологических служб

Согласно закону, разработка государственных стандартов обычно поручается ведущей в отрасли фирме, проект получает отзывы, корректируется, принимается и становится обязательным для субъектов хозяйственной деятельности. Другие государственные органы участвуют в стандартизации в пределах их компетенции.
Надзор за соблюдением стандартов производится с привлечением государственных инспекторов. Государственные инспекторы обладают широкими полномочиями, имеют беспрепятственный доступ к процессам производства и технологической документации.
При невыполнении субъектами производства требований госинспектора, он направляет материалы в арбитражный суд, орган прокуратуры для принятия мер в установленном законодательством порядке.
Продукция, соответствующая требованиям стандартов России заносится в государственный реестр и маркируется знаком соответствия государственным стандартам.

Стандарты Международной организации по стандартизации
Серия стандартов Международной организации по стандартизации ИСО-9000 обобщила опыт национальных организаций по управлению качеством. Она является основой для достижения стабильного качества любым предприятием.
Серия международных стандартов ИСО-9000 включает следующие документы:
1) ИСО-8402, содержит словарь основных терминов по качеству; 1) ИСО-9000, представляет собой руководящие указания по выбору и применению стандартов этой серии; 3) ИСО-9001, 9002, 9003 излагают модели системы и требования по обеспечению качества на различных этапах цикла жизни продукции; 4) ИСО-9004 содержит рекомендации по общему руководству качеством и элементы системы качества.
Для того чтобы выпускаемая продукция соответствовала требованиям рынка в определенный период времени, была конкурентоспособной, предприятие-изготовитель должно стремиться внедрить и поддерживать на должном уровне систему качества. Для обеспечения и поддержания качества продукции деятельность предприятия необходимо организовать таким образом, чтобы под контролем находились все факторы, влияющие на качество продукции (услуг).
В условиях рынка система качества должна быть выбрана так, чтобы предприятие могло не только удовлетворить запросы потребителя, но и могло защитить свои интересы. Правильно выбрав структуру управления качеством, руководство предприятия может снизить риск издержек и увеличить свою прибыль, в то же время постоянно повышая качество выпускаемой продукции.
На схеме, приведенной на рис. 9.4 дан перечень и показаны взаимосвязи семейства стандартов ИСО 9000.
ИСО-9000-2 Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.
ИСО-9000-4 (МЭК 300-1) Руководство по управлению программой надежности.
ИСО-9004-4 Руководящие указания по улучшению качества.
ИСО-10005 Руководящие указания по программе качества.
ИСО-10006 Руководящие указания по качеству при управлении проектом.
ИСО-10007 Руководящие указания по управлению конфигурацией.
ИСО-10012-1 Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования.
ИСО/ПМС-10012-2 Управление процессом измерения.
ИСО-10013 Руководящие указания по разработке руководств по качеству.
ИСО/ПМС-10014 Руководящие указания по управлению экономическими аспектами качества
ИСО/ПСК 10015 Руководящие указания по непрерывному обучению и подготовке кадров.
ИСО/РП 10016 Протоколы контроля и испытаний. Представление результатов.
ИСО/РП 10017 Руководство по применению статических методов в семействе стандартов ИСО-9000.











































Рнс. 9.4. Перечень и взаимосвязи семейства стандартов ИСО-9000

Функционирование системы качества происходит одновременно со всеми видами производственной деятельности, влияющими на качество продукции и взаимодействует с ними. В основе всех систем качества лежит так называемая «петля качества». Она включает в себя все стадии жизни изделия.
Стандарт ИСО-9004. Согласно стандарту ИСО-9004 жизнь изделия подразделяют на 11 этапов: 1) маркетинг, поиски и изучение рынка (МРК) (необходимо установить, какая продукция нужна потребителю, какого качества и по какой цене); 2) проектирование и разработка технических требований, разработка изделия, конструкторская подготовка производства (КПП) (конструктор устанавливает возможность изготовления продукции, материалы и ориентировочную цену); 3) материально-техническое обеспечение (МТО); 4) технологическая подготовка производства (ТПП); 5) производство (ПР); 6) контроль, проведение испытаний и обследований (КИС); 7) упаковка и хранение (УХ); 8) реализация и распределение продукции (РСП); 9) монтаж и эксплуатация (МИЭ); 10) техническая помощь и обслуживание (ОБС); 11) утилизация после использования (УТ).
На стадии маркетинга необходимо продумать все этапы вплоть до утилизации продукции. На каждом этапе должна осуществляться оценка качества.
На стадии материально-технического обеспечения материалы, комплектующие детали и узлы, покупаемые предприятием, становятся частью выпускаемой продукции и оказывают непосредственное влияние на качество изделия. Поэтому поступление поставок должно планироваться и контролироваться на основе четко определенных требований к техническим условиям, чертежам, договорам и заказам на поставку.
На стадии производства продукции планирование производственных операций должно давать уверенность в том, что эти операции осуществляются определенным образом и в определенной последовательности. Выбранные технологические процессы должны производить продукцию в соответствии с установленными техническими условиями. На протяжении всего производственного процесса должна производиться проверка соответствия продукции характеристикам качества и установленным требованиям.
Управление качеством предусматривается на протяжении всего цикла жизни изделия. При этом стандарты требуют учитывать аспекты безопасности продукции для человека и окружающей среды.
Стандарт ИСО 9004 является руководящим документом, влияющим на качество продукции на всех этапах «петли качества» — выявления потребностей до удовлетворения нужд потребителей. Все рекомендации стандарта должны учитываться при разработке эффективной системы качества.
Показатели качества определены стандартом ИСО 8402 — 86 «Качество. Словарь». Предусмотрено 10 групп показателей: 1) назначения; 2) надежности; 3) технологичности; 4) унификации 5) патентно-правовые; 6) эргономические; 7) эстетические 8) транспортабельности; 9) безопасности; 10) экологические.
Значимость показателей каждой группы для определенного типа продукции выражаются весовыми показателями. Сумма числовых значений всех показателей должна быть равна единице:

Каждую группу определяют численным значением, например, . Это является основанием для сравнения различных видом продукции. Численные значения показателей должны отражаться в паспорте изделия, в технических условиях на его изготовление.
В свою очередь, приведенные группы показателей могут подразделяться на более детальные. Например, показатели надежности могут подразделяться на показатели, характеризующие безотказность, долговечность, средний ресурс, установленный срок службы, наработку на отказ и др.





























Глава 10.

Методы определения показателей качества

Методы измерения показателей качества
Квалиметрия представляет собой науку об измерении качества товаров и услуг. Различают инструментальные и экспертные методы определения показателей качества.
Инструментальные методы основаны на физических эффектах и использовании специальной аппаратуры. Различают автоматизированные, механизированные и ручные методы. Автоматизированные методы наиболее объективны и точны.
Экспертные методы используются там, где физическое явление не открыто или очень сложно для использования. Пример такого метода — оценка качества фигуристов. Разновидностью экспертного метода является так называемый органолептический метод, основанный на использовании органов чувств человека.
Считается, что измерение — это сравнение одного продукта с другим. Если результат получен теоретическим путем, то это не измерение, а прогноз.
Методы сравнения. При сравнении можно пользоваться тремя шкалами или методами: шкала уровней; шкала интервалов; шкала отношений.
При использовании шкалы уровней с принятой величиной уровня Q сравниваются все остальные величины Qi по принципу:
.
Например, температура таяния льда Q = 0°С, измеренная температура Qi =50°С, следовательно, температура объекта превышает заданный уровень.
При измерениях по шкале порядка результатом измерения является решение, например, в виде ранжированного ряда объектов сравнения:

Ряд является результатом оценок экспертов.
При измерениях по шкале отношений, которая обычно применяется для измерения физических величин, таких как масса, длина, мощность, величины сравнивают по принципу:

где qi — измеренная величина; Q — эталонная величина.

Экспертные методы
При использовании экспертного метода для оценки качества часто используется шкала порядка. Решается вопрос сравнения по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Более подробная информация о том, во сколько раз лучше или хуже часто не требуется.
Попарное сравнение. При построении шкалы порядка или так называемого ранжированного ряда эксперты используют метод парного сопоставления. В табл. 10.1 приведен пример ранжирования в ряд шести объектов путем попарного сравнения. Это результат работы одного эксперта, оценивавшего объекты определенным образом. Предпочтение одного объекта перед другим обозначено 1, обратная ситуация — 0.
Ранжированный ряд (шкала порядка) для объектов, сравнительная оценка которых приведена в таблице 9.1, будет иметь вид:

<< Предыдущая

стр. 8
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>