стр. 1
(из 23 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Д.В. БАСТРЫКИН, А.И. ЕВСЕЙЧЕВ,
Е.В. НИЖЕГОРОДОВ, Е.К. РУМЯНЦЕВ,
А.Ю. СИЗИКИН, О.И. ТОРБИНА


УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
НА ПРОМЫШЛЕННОМ
ПРЕДПРИЯТИИ




МОСКВА
"ИЗДАТЕЛЬСТВО МАШИНОСТРОЕНИЕ-1"
2006
Д.В. БАСТРЫКИН, А.И. ЕВСЕЙЧЕВ,
Е.В. НИЖЕГОРОДОВ, Е.К. РУМЯНЦЕВ,
А.Ю. СИЗИКИН, О.И. ТОРБИНА


УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
НА ПРОМЫШЛЕННОМ
ПРЕДПРИЯТИИ



Под научной редакцией доктора экономических наук, профессора Б.И. Герасимова




МОСКВА
«ИЗДАТЕЛЬСТВО МАШИНОСТРОЕНИЕ-1»
2006
УДК 655.531.4
ББК У9(2)305.851
У66



Р е ц е н з е н т ы:

Доктор экономический наук, профессор
И.Н. Дрогобыцкий

Доктор экономический наук, профессор
В.Д. Жариков




Бастрыкин Д.В., Евсейчев А.И., Нижегородов Е.В.,
Румянцев Е.К., Сизикин А.Ю., Торбина О.И.
У66 Управление качеством на промышленном предприятии /
Под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. М.: «Изда-
тельство Машиностроение-1», 2006. 204 с.

исследованы проблемы теоретических и методологических
подходов к экономическому анализу управления качеством
промышленных предприятий.
Предназначена для экономистов и специалистов в области
управления качеством. Может быть использована научными
работниками, аспирантами и студентами, интересующимися
вопросами проведения экономического анализа системы ме-
неджмента качества промышленного предприятия.
УДК 655.531.4
ББК У9(2)305.851




? Бастрыкин Д.В., Евсейчев А.И., Ни-
ISBN 5-94275-282-6
жегородов Е.В., Румянцев Е.К., Си-
зикин А.Ю., Торбина О.И., 2006
? «Издательство Машиностроение-1»,
2006




Научное издание

БАСТРЫКИН Денис Владимирович,
ЕВСЕЙЧЕВ Анатолий Игоревич,
НИЖЕГОРОДОВ Евгений Валерьевич,
РУМЯНЦЕВ Евгений Константинович,
СИЗИКИН Александр Юрьевич,
ТОРБИНА Ольга Ивановна

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Монография

Редактор М.А. Ев се йче ва
Инженер по компьютерному макетированию Т.А. Сынко ва

Подписано к печати 5.06.2006
Формат 60 ? 84/16. Гарнитура Times. Бумага офсетная. Печать офсетная
Объем: 11,86 усл. печ. л.; 11,50 уч.-изд. л.
Тираж 400 экз. С. 314М

«Издательство Машиностроение-1», 107076, Москва, Стромынский пер., 4

Подготовлено к печати и отпечатано в Издательско-полиграфическом центре
Тамбовского государственного технического университета
392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14

По вопросам приобретения книги обращаться по телефону 8(4752)718108
ВВЕДЕНИЕ



Современные экономические условия обострили кризис управления производством, а формирование
новой конкурентной среды заставило руководителей промышленных предприятий обратить внимание на каче-
ство и эффективность производимых товаров и услуг. Российские предприятия отстают от своих зарубежных
аналогов в применении современных методов управления качеством.
В условиях рыночной экономики перед отечественными производителями встала проблема выпуска
продукции, не уступающей зарубежным аналогам по качеству и имеющей более низкую цену. Для решения
проблемы повышения качества продукции многие отечественные предприятия приняли решение о внедрении
системы менеджмента качества (СМК), основанной на процессном подходе, регламентированном последней
версией стандартов серии ИСО 9000. Однако зачастую внедрение СМК не приносило желаемых результатов,
поскольку все внимание концентрировалось на повышении качества продукции без учета экономических ас-
пектов менеджмента качества.
Повышение качества и конкурентоспособности отечественной промышленной продукции как на
внутреннем, так и внешнем рынке является решающим условием вовлечения реальных средств в подъем эко-
номики и преодоления кризисных явлений.
Фактор качества должен учитываться при принятии решений по вопросам развития страны, предусматри-
вает организацию широкой подготовки руководителей и специалистов различного уровня в области качества,
определяет политику по созданию для предприятий организационно-технических условий, способствующих
решению проблем качества.
В современной науке и практике существуют различные определения понятия качества. Академия про-
блем качества РФ сформулировала концептуальное видение качества как фундаментальную категорию управ-
ления, которая определяет образ жизни, социальную и экономическую основу успешного развития человека и
общества. Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и
характеристик продукции и услуг, которая придает им способность удовлетворять обусловленные ими предпо-
лагаемые потребности потребителей.
Монография написана под научной редакцией доктора экономических наук, профессора Б.И. Герасимова
авторским коллективом: Д.В. Бастрыкин, А.И. Евсейчев, Е.В. Нижегородов, Е.К. Румянцев, А.Ю. Сизикин,
О.И. Торбина.
Глава 1

ЭВО ЛЮЦИ ОННО Е РА З ВИ ТИЕ УПРАВЛЕНИЯ
КАЧ ЕСТВОМ ПР ОМЫ ШЛЕННО ГО ПР ЕДП РИЯ ТИЯ



1.1. ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

во второй половине XX столетия мир вступил в период, когда количественные показатели во многих об-
ластях жизни уступили место качественным. В особенности заметно смещение акцента с количества произво-
димой продукции на ее качество. Во многом это обусловлено как истощением природных ресурсов и угрозой
экологической катастрофы из-за загрязнения окружающей среды отходами промышленного производства, так и
использованием более совершенных технологий и более эффективных систем управления производством, по-
зволяющих производить продукцию стабильно высокого качества.
Во всем мире качество продукции превратилось в основной рычаг экономического развития отдельных
организаций и государства в целом. Во многих странах достижение высокого качества продукции, отвечающей
требованиям потребителя, стало основным элементом экономической стратегии и важным фактором рыночного
и финансового успеха.
Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной
и экологической безопасности. Качество является одной из сложнейших и многоплановых категорий, с которой
приходится сталкиваться человеку в жизни. Качество пронизывает все сферы материального производства и
общественных отношений. Опыт стран с успешно развивающейся рыночной экономикой показывает, что
именно качество – тот главный инструмент, который позволяет:
– оптимально расходовать все виды ресурсов;
– снижать издержки производства и повышать производительность труда, тем самым, способствуя успешной
деятельности организации;
– соблюдать все предъявляемые к продукции требования;
– воплощать в продукции ожидания потребителей;
– обеспечивать взаимопонимание и взаимодействие по всей цепочке от производителя до потребителя
продукции;
– непрерывно совершенствовать процессы производства, обслуживания и управления;
– обеспечивать удовлетворение как производителей, так и потребителей продукции.
В соответствии с существующей философией предпринимательской деятельности вся полнота ответствен-
ности за качество изготовляемой продукции и оказываемых услуг лежит на производителе. По мере развития
производства изменялись формы и методы организации работ по качеству.
Если попытаться рассмотреть процесс формирования понятия «качество», то можно заметить, что первые
попытки установить сущность качества были сделаны философами. Так, Аристотель (III в. до н. э.) определил ка-
чество как существенную определенность объекта, в силу которой он является данным, а не другим объектом.
По определению Гегеля (XIX в.), качество – это тождественная с бытием определенность. Можно привести еще
немало определений, которые были даны различными учеными в ходе изучения качества. Однако, поскольку
понятие «качество» имеет множество аспектов (философский, социальный, экономический, правовой), то в ка-
ждом определении превалирует один из его аспектов и ни одно из определений не обладает необходимой пол-
нотой и точностью.
В экономическом смысле понятие «качество» формировалось под воздействием историко-
производственных обстоятельств. Каждое общественное производство имело свои объективные требования к
качеству продукции. Первоначально проверка качества предполагала определение точности и прочности.
Повышение сложности изделий привело к увеличению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сме-
стился к комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях массового производства
качество стало рассматриваться не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех про-
изводимых в массовом производстве изделий.
С развитием научно-технического прогресса, следствием которого стала автоматизация производства, поя-
вились автоматические устройства для управления сложным оборудованием и другими системами. Возникло
понятие надежность. Таким образом, понятие качества постоянно развивалось и уточнялось. В связи с необхо-
димостью контроля качества были разработаны методы сбора, обработки и анализа информации о качестве.
Фирмы, функционировавшие в условиях рыночной экономики, стремились организовать наблюдения за каче-
ством в процессе производства и потребления. Упор был сделан на предупреждение дефектов.
В современных условиях значение качества продукции состоит в том, что только качественная про-
дукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные рынки. Если не уделять серьезного внимания каче-
ству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо большего эффекта можно достичь
разработкой долгосрочных программ по предотвращению дефектов.
При внедрении менеджмента качества в российских условиях хозяйствования приходится сталкиваться с
изначальным непониманием руководителей предприятий сущности этого направления. Анализируя это явле-
ние, можно прийти к выводу, что в основе его лежат следующие факты:
– слабое знакомство с современными технологиями управления, ориентированными на рыночную эконо-
мику;
– неправильное восприятие слова «качество»;
– отсутствие системного стратегического планирования или недооценка важности и прибыльности инве-
стирования в программы, связанные с повышением эффективности управления.
В подавляющем большинстве руководители российских предприятий имеют представление о качестве как о
степени выполнения технических условий и требований заказчика, предъявляемых к продукции предприятия, а от-
ветственность за качество возлагают на контрольные службы.
Однако, в рыночной экономике, начиная с 1970-х гг., все стало иначе. Товаров стало так много, что вопрос
о соответствии продукта заданным характеристикам перестал быть определяющим. Рынок просто начал отбра-
сывать товары, не соответствующие заданным параметрам, при продаже или в эксплуатации. Рынок стал требо-
вать нечто большего, чем качество продукции.
При таком положении дел появилась необходимость системной оценки рисков при заключении контрактов
на закупки, получения гарантий, что закупаемая или поставляемая продукция будет обладать заданными характери-
стиками, и будет представлена в обусловленные сроки.
С 1947 г. Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization,
ISO) разрабатывает добровольные технические стандарты практически по всем направлениям бизнеса, отрас-
лям промышленности и технологиям. В течение 40 лет Организацией было разработано огромное количество
специальных стандартов, но только появление в 1987 г. ISO 9000 привлекло всеобщее внимание к ее деятельно-
сти. В 1994 г. появляется вторая версия ISO 9000, действующая в настоящее время. В конце 2000 г. была опуб-
ликована новая редакция под общим обозначением ISO 9000 : 2000.
Рынок нашел критерий, который подтверждает эти гарантии – это стабильное производство, обеспеченное
соответствующим уровнем эффективности управления. Таким образом, появилось новое определение качества.
Согласно стандарту Международной организации по стандартизации (стандарт ИСО 8402) качество – совокуп-
ность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые
потребности (рис. 1.1).
Объект – то, что может быть индивидуально рассмотрено


Деятельность
Продукция Организация Система
или процесс



Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к
его способности удовлетворять установленные и предполагаемые
требования

Рис. 1.1. Определение понятия «качество» по стандарту ИСО 8402

Чтобы получить необходимое качество объекта, необходимо знать каким потребностям этот объект дол-
жен удовлетворять. Если потребности сформулированы в виде документально оформленного набора конкрет-
ных значений характеристик объекта, образующих определенную совокупность, то потребности обусловлены.
Если же потребности не сформулированы потребителем, то в этом случае они должны быть предугаданы теми,
в чьи обязанности входит удовлетворение потребностей.
Как видно, качество продукции является только составной частью нового определения, оно не является
определяющим элементом для рынка, так как подразумевается само собой разумеющейся характеристикой, без
которой разговор о продаже становится беспредметным.
Серии стандартов 9000 принципиально отличаются от всех остальных, ранее разработанных. Ибо впервые
появились универсальные стандарты, позволяющие обеспечивать управление качеством во всех отраслях эко-
номики. В них появилось новое определение качества: качество – степень соответствия совокупности прису-
щих характеристик требованиям.

1.2. КАЧЕСТВО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

До недавнего времени считалось, что качеством должны заниматься специальные подразделения. Переход
к рыночной экономике обуславливает необходимость изучения опыта ведущих компаний мира в достижении
высокого качества, считающих, что на достижение качества должны быть направлены усилия всех служб. Ис-
следования, проведенные в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимания качеству, до 60
% времени может уходить на исправление брака.
На современном мировом рынке, где предложение превышает спрос, господствует покупатель, который

стр. 1
(из 23 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>