<< Предыдущая

стр. 17
(из 23 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Как это ни парадоксально, но выбор технологии для преобразования обычной компании в электронную стано-
вится насущной проблемой всех сотрудников. Сотруднику должно быть удобно работать, и смириться с его
мнением должны даже все первые лица компании.
Необходимо заметить, что корпоративные электронные системы создаются вовсе не для того, чтобы орга-
низовать рабочее место с регламентированными задачами технического характера. Основная задача – создать
рабочее место, с которого можно принимать управленческие решения любого уровня.
Объясняется это тем, что сегодня влияние менеджера измеряется не количеством подчиненных, а числом
стратегических решений, на принятие которых он оказывает непосредственное влияние в рамках управляемого
им процесса.
Для того чтобы сосредоточиться на реализации главных для компании целей, у менеджера – руководителя
процесса (проекта) есть два выхода: набрать больше сотрудников, которые будут обеспечивать выполнение
функциональных обязанностей подразделения, или вывести эти процессы (проекты) за пределы компании, ос-
тавив за собой функции «генерального заказчика».
Первый путь чреват тем, что управление собственными сотрудниками, разъяснение им деталей задания
начнет отнимать у менеджера столько же времени, сколько и выполнение операций собственными силами.
Второе решение спровоцирует высшее руководство на вопрос: если все за всех делает специализированная
организация, зачем нам держать в штате менеджера-контролера?
Что толку множить делопроизводителей, секретарей, если большая часть времени уходит на то, чтобы
объяснить, что же надлежит сделать.
В идеале в компании не должно остаться «служб» в их прежнем понимании: минимальной организацион-
ной единицей становится не подразделение, а сотрудник («универсальный солдат»). Конкретные люди присое-
диняются к тем и иным проектам в качестве участников, экспертов или наблюдателей, переходя во временное
подчинение то к одному, то к другому руководителю.
Старая максима – в любой компании у одного человека есть один начальник – потеряла свой смысл. Рабо-
тая одновременно в двух проектах, сотрудник подчиняется двум руководителям. И именно он (сотрудник) дол-
жен заботиться о скорости собственной работы, чтобы успевать делать все, что необходимо.
Спасти может только ускорение работы. «Очень быстро! Быстро, насколько это возможно! Еще быстрее!»
– вот требование, которое предъявляет новая экономика и к работнику, и к организации в целом.
Для наемных работников наступают нелегкие времена: безработными могут остаться тысячи специалистов
высочайшей квалификации, не обладающих достаточной «скоростью». А в «гигагерцовых» работниках все
компании будут испытывать все возрастающий дефицит. Их будут сманивать высокими окладами и все возрас-
тающими льготами для семей. Для многих молодых людей, обладающих достаточным скоростным потенциа-
лом, но испытывающих недостаток знаний, компании будут открывать специальные программы непрерывного
обучения без отрыва от основной работы. Время пребывания на работе еще более увеличится. Но и выигрыш
будет обоюдным. Однако эти же «сверхскоростные сотрудники» будут нуждаться не только в деньгах или обу-
чении. В силу своих особенностей они уже не смогут работать с людьми, живущими в «старых», доэлектрон-
ных параметрах. Они будут искать компании с такой средой деятельности, в которой будут чувствовать даже
некий дискомфорт от невозможности сделать все, что необходимо. Компании, которые создадут эту среду, и
получат лучших работников. Они и выиграют в конкурентной борьбе.
От менеджеров – управляющих процессами эти компании будут требовать:
? понимания природы управленческих процессов;
? знания тенденций развития менеджмента;
? четкого представления об ответственности менеджера и ее распределении по процессам, существую-
щим в организации;
? знания способов повышения эффективности управления;
? знания информационных технологий и средств коммуникации, необходимых для управления персона-
лом;
? умения устно и письменно выражать свои мысли;
? компетентности в отношении управления людьми, отбора и подготовки;
? специалистов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и межличностных взаимоотношений
среди работников организации;
? способности планировать и прогнозировать деятельность организации с использованием средств вы-
числительной и компьютерной техники;
? умения оценивать собственную деятельность, делать правильные выводы и повышать свою квалифи-
кацию исходя из требований текущего дня и ожидаемых изменений в будущем;
? развитого представления об особенностях организационного поведения, структуре малых групп, мотивах
и механизмах их поведения.
Специалисты в области психологии управления выделили наиболее актуальные для организации психоло-
гические проблемы. К их числу относят: повышение профессиональной компетентности руководителей (ме-
неджеров) всех уровней, т.е. совершенствование стилей управления, межличностного общения, принятия ре-
шений, стратегического планирования и маркетинга, преодоления стрессов; повышение эффективности мето-
дов подготовки и переподготовки управленческого персонала; поиск и активизация человеческих ресурсов ор-
ганизации.
Тем не менее, любой человек как частный представитель объектов социальной реальности может быть познан.
И в настоящее время успешно разрабатываются научные принципы подхода к человеку как к объекту познания.
Среди таких принципов можно отметить, в частности, принцип универсальной талантливости («нет людей неспо-
собных, есть люди, занятые не своим делом»); принцип развития («способности развиваются в результате измене-
ния условий жизни личности и интеллектуально-психологических тренировок»); принцип неисчерпаемости («ни
одна оценка человека при его жизни не может считаться окончательной»).
Закон неадекватности самооценки основывается на том, что психика человека представляет собой орга-
ничное единство, целостность двух компонентов – осознаваемого (логическо-мыслительного) и неосознаваемо-
го (эмоционально-чувственного, интуитивного) и соотносятся эти компоненты (или части личности) между
собой так, как надводная и подводная части айсберга.
Закон расщепления смысла управленческой информации. Любая управленческая информация (директивы,
постановления, приказы, распоряжения, инструкции, указания) имеет объективную тенденцию к изменению
смысла в процессе движения по иерархической лестнице управления. Это обусловлено, с одной стороны, ино-
сказательными возможностями используемого естественного языка информации, что ведет к возникновению
различий в толковании информации, с другой, – различиями в образовании, интеллектуальном развитии, физи-
ческом и, тем более, психическом состоянии субъектов анализа и передаче управленческой информации. Изме-
нение смысла информации прямо пропорционально числу людей, через которых она проходит.
Закон самосохранения. Его смысл состоит в том, что ведущим мотивом социального поведения субъекта
управленческой деятельности является сохранение его личного социального статуса, его личностной состоя-
тельности, чувства собственного достоинства. Характер и направленность моделей поведения в системе управ-
ленческой деятельности напрямую связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства.
Закон компенсации. При высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к че-
ловеку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими спо-
собностями или навыками. Этот компенсаторный механизм часто срабатывает бессознательно, и человек при-
обретает опыт в ходе проб и ошибок. Однако следует иметь в виду, что данный закон практически не срабаты-
вает на достаточно высоких уровнях сложности управленческой деятельности.
Говоря о менеджменте, всегда важно помнить, что объектом управления является, в первую очередь, чело-
век, личность. Ранее во многих пособиях по менеджменту, книгах по управлению личность не была предметом
рассмотрения, так как все внимание уделялось планированию, экономике, маркетингу, организационно-
технической стороне деятельности. И только позже, после осознания роли групп и входящих в них людей в
процессе труда, начали активно изучать основные характеристики групп, человеческий фактор, поведение лич-
ности.
Каждый из нас представляет собой личность, состоящую из отдельных компонент, уникальность которых
составляет ее неповторимый психологический портрет. Именно по этому портрету нас оценивают окружаю-
щие, формируют к нам то или иное отношение. Уровень самосознания определяется тем, насколько адекватно
человек способен оценить свою личность, выявить свои слабые и сильные стороны, плохие и хорошие качества
и предпринять действия, направленные на раскрытие своих потенций.
Требования сегодняшнего дня, предъявляемые к менеджерам, говорят о том, что они должны обладать вы-
соким уровнем самосознания, которое позволит им не только понять себя, но и поможет подчиненным учиться
на собственном опыте, поддержит в сотрудниках дух предпринимательства и творчества. Современный менед-
жер должен найти ключ к каждому своему подчиненному, развить его потенциал. Это усилит заинтересован-
ность персонала в работе и повысит эффективность деятельности организации в целом. Естественно, что необ-
ходимо соизмерять затраты усилий на работу с подчиненными и результат, получаемый от их деятельности, так
как экономическая организация – это не благотворительный фонд по раскрытию возможностей личности.
Каждый руководитель решает основные проблемы человеческих отношений, реагирует на непредсказуе-
мые реакции подчиненных, создает информационное поле в коллективе, формулирует требования к сотрудни-
кам, устанавливает с ними обратную связь, отделяет «зерна от плевел», поскольку люди далеко не всегда пра-
вильно интерпретируют события и не всегда говорят то, о чем думают.
Руководитель не должен стремиться ужиться с каждым. Это нужно только в отношении действительно
ценных, нравственно зрелых людей. Но объективным в отношении каждого менеджер должен быть обязатель-
но. Современный менеджер должен поставить перед собой задачу дать людям возможность достаточно зараба-
тывать, чувствовать удовлетворение от своего труда, участвовать в управлении предприятием, создавать усло-
вия для самостоятельного решения проблем. В этом уважении к личности человека проявляется высшая суть
гуманизма менеджмента. Именно поэтому менеджер – это не просто человек, руководящий людьми. Это чело-
век особого социального слоя, человек, имеющий специальное образование и обладающий большим набором
определенных знаний.
Современный менеджер выступает в нескольких ипостасях:
? управляющий, облеченный властью, руководящий коллективом. Он организатор, пользующийся ува-
жением и умеющий работать с людьми;
? контролер, аналитик, способный оценить сделанное, выдвинутую идею, найти в ней сильные и слабые
места. Это гарант качества. Он исполнителен и надежен;
? исполнитель, хороший администратор, способный воплощать идею в жизнь;
? искатель выгод, интересующийся внешней стороной дела. Может быть хорошим посредником между
людьми, поскольку обычно он самый популярный;
? координатор, связывающий деятельность исполнителей;
? лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм,
положительные эмоции;
? генератор идей, стремящийся заглянуть в суть проблемы, добраться до истины. Его слабое место – бо-
лезненное отношение исполнителей к его критике;
? дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутрен-
ние и внешние конфликты;
? воспитатель-психолог, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллек-
тив и направляющий его развитие в нужное русло;
? энтузиаст, полный энергии, не только берущийся сам за любые задания, но и воодушевляющий на это
других. Он может быть властолюбив при отдаче распоряжений, так как все виды работ, которыми он руково-
дит, когда-то выполнялись им лично и он знает, как они должны быть сделаны;
? инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления
внедрить в производство то или иное изобретение, рационализаторское предложение или «ноу-хау», изучив и
выявив его положительный эффект;
? человек, обладающий глубокими знаниями и способностями, высоким уровнем культуры, честностью,
решительностью характера и в то же время рассудительностью, способностью быть образцом во всех отноше-
ниях;
? человек, который нравится всем, прежде всего потому, что не стремится безгранично властвовать или
занять чье-то место, зато способен выслушать и ободрить. На работе – это стратегическое звено организации. В
жизни он может быть незаметен, но когда он отсутствует – его не хватает, так как это человек, который служит
людям опорой.
Менеджер высокого класса – это человек, обладающий всеми перечисленными качествами, но и постоянно
развивающий в себе эти ценные свойства.
Менеджер такого класса должен уметь:
1) ставить высокие личные цели по удовлетворению потребностей в самовыражении, стремиться вести
нормальный образ жизни, поддерживать хорошую физическую форму, постоянно повышать свою квалифика-
цию, ясно и доходчиво излагать свои мысли, быть честным, обязательным, целеустремленным и внешне при-
влекательным;
2) научно прогнозировать стратегию развития фирмы, эффективность и конкурентоспособность выпус-
каемого товара, изучать и оценивать факторы, влияющие на конкурентоспособность, аргументировано доказы-
вать устно и письменно свои идеи;
3) формулировать цели коллектива, понимать характер, особенности личности и адекватно оценивать се-
бя и других людей, поддерживать нормальный морально-психологический климат в коллективе, снимать стрес-
сы, сглаживать конфликтные ситуации;
4) разбираться в вопросах унификации, стандартизации, специализации и автоматизации производства,
знать технические и технологические особенности, принцип действия покупаемого, выпускаемого или прода-
ваемого объекта;
5) анализировать, прогнозировать, экономически оценивать и принимать решения в условиях неопреде-
ленности и риска;
6) мобилизовывать себя и коллектив на достижение поставленных целей, выполнять функции распреде-
лителя ресурсов, диспетчера и координатора, делегировать функции и ответственность по уровням управления,
организовывать стимулирование работников за реализацию концепции маркетинга, повышение качества и эко-
номию ресурсов.

Глава 6

И НФОРМАЦ ИОН НО -И Н ТЕГРАЦ ИОНН ЫЕ РЕЗ ЕР ВЫ
ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕС ТВА П РО ДУ КЦ ИИ
П РОМЫ ШЛЕНН ОГО ПР ЕД ПРИЯ ТИЯ



6.1. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Информация является неотъемлемой частью жизни общества. В экономике становится очевидной ре-
шающая роль информационной составляющей непосредственно в производстве материальных благ и услуг.
Речь идет, прежде всего, о технологии. Новая технология, или, иначе, «высокая технология» (high tech) опреде-
ляет место, значение, перспективы той или иной страны, отрасли, фирмы в мировом сообществе, в конкурент-
ной борьбе. Данная тенденция прослеживается на всей траектории развития производительных сил, переход от
каменного топора к бронзовому обуславливался новой технологией, ее усвоением и распространением. Прин-
ципиально нов не сам факт преобладания «высоких технологий», а тот разрыв, пропасть, которые образуются
между «отставшим» и «передовым» производствами. Скорость и глубина нарастания этого процесса, его высо-
чайшая значимость – явление нового времени.
Качество обучения, т.е. объем усвоенной человеком необходимой информации, становится важнейшей ха-
рактеристикой работника – недаром все чаще квалификацию измеряют числом лет обучения. Опережающими
темпами растет собственно отрасль производства информации и не только в сегментах, связанных с «производ-
ством» в привычном смысле, но и далеко от последнего, например, в гуманитарной науке, искусстве и т.п.
Более десяти лет в России проводятся научные исследования, целью которых является формирование но-
вого научного направления, которое в последние годы получило название фундаментальной информатики. Это
направление имеет комплексный междисциплинарный характер и включает в себя целый ряд новых научных
дисциплин, связанных с изучением удивительного по своей многогранности феномена информации, а также
закономерностей и особенностей его проявления в различных информационных средах – технической, соци-
альной, биологической, а также в среде неживой природы.
Философской основой для формирования указанного выше концептуального представления о предметной
области фундаментальной информатики являются следующие основные положения.
1. Признание информации не только как важнейшей общенаучной философской категории, но и как мно-
гопланового феномена физической реальности, равнозначного по своему уровню таким феноменам, как веще-
ство и энергия. При этом если категории «вещество» и «энергия» характеризуют соответственно структурные и
динамические свойства реальности, то категория «информация» характеризует ее семантические свойства, на-
правленность потоков вещества и энергии, а также взаимосвязь формы и содержания.
2. Гипотеза о единстве фундаментальных законов информации и принципов информационного взаимодей-
ствия для самых различных компонентов Универсума и уровней их организации и самоорганизации.
3. Понимание доминирующей роли информации во всех без исключения эволюционных процессах при-
роды и общества.
Таким образом, переосмысление роли информации в развитии природы и общества, а также освоение ин-
формации как стратегического ресурса и движущего фактора дальнейшего развития цивилизации являются се-
годня исключительно важными и актуальными проблемами, которые приобретают не только общенаучную, но
и общецивилизационную значимость.
Согласно определению академика В.М. Глушкова: «Информация в самом общем ее понимании представ-
ляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени, меру изменения,
которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы». Именно неоднородность, нарушение симмет-
рии и равновесия являются теми глубинными причинами и движущими механизмами, которые и определяют
направление и динамику развития всех эволюционных процессов в окружающем нас мире. Поэтому для того,
чтобы наши надежды на преодоление глобального кризиса развития современной цивилизации стали реали-
стичными, нам, в первую очередь, необходимо будет открыть и изучить наиболее общие законы эволюции. Это
значит, что изучение свойств информации должно получить сегодня наивысший приоритет в научных исследо-
ваниях как фундаментального, так и прикладного направления.
На фундаментальность и философскую значимость понятия «информация» указывал еще родоначальник
кибернетики Норберт Винер. Его слова о том, что «Информация – это не материя и не энергия. Это – третье»,
были пророческими.
Многоплановость феномена информации заключается в том, что ее свойства специфическим образом про-
являются в различных условиях, в которых протекают те или иные природные и социальные процессы. В связи
с этим в последние годы в науке даже появилось специальное понятие информационной среды как арены, на
которой разворачивается действие информационных процессов и которая может существенно влиять на их про-
текание и результаты.
Многогранность проявлений феномена информации и их зависимость от характеристик информационной
среды являются, по-видимому, основными причинами, которые и создают трудности при изучении общих
свойств информации. Ведь в науке до сих пор нет единого определения понятия информации.
Сложность рассмотрения информации с точки зрения экономической науки связана с тем, что информация
является несколько инородным понятием для нее. Хотя информационные потоки пронизывают экономическую
жизнь общества, до последнего времени ей уделялось недостаточное внимание. Пристальный интерес к инфор-
мации сейчас во многом связан с формированием информационного общества, когда информация явственно
стала проступать во всех сферах экономической жизни и игнорировать ее становится просто невозможно. От-
части это объясняется тем, что пока информация сама не стала вступать в товарооборот, ею во многих случаях
обоснованно пренебрегали, что видно на примере различных экономических учений.
Существуют различные математические теории информации (статистическая, комбинаторная, топологиче-
ская, алгоритмическая). Множество формальных теорий, математических подходов к информации, как и мно-
жество определений научного понятия информации, обусловлено тем, что информация как объективное явле-
ние сама по себе чрезвычайно сложна и многообразна. С точки зрения проблемы определения данного понятия
фундаментальной характеристикой содержания информации оказывается разнообразие. Одновременно задача
заключается именно в том, что «среди качественно различных видов информации необходимо выделить нечто
общее, инвариантное, тождественное, что присуще всем ее видам».
Первичным по отношению к современному понятию информации является понятие «формирование зна-
ний», начальным и конечным звеном которого является практика, формирование знаний с точки зрения диалек-
тико-материалистического понимания выступает как сложный, противоречивый процесс, как единство проти-
воположностей.
Шеннон К. разработал математическую теорию связи, в основу которой положил статистический подход и
которая в настоящее время считается классической. Несмотря на формальный характер этой теории, единство
противоположностей выявляется в самой сущности шенноновской меры информации. Количество информации
определяется через ее противоположность – неопределенность выбора; оно тем больше, чем большую неопре-
деленность эта информация устраняет.
Благодаря такому подходу разработка теории информации привела к формированию теории кодирования,
основные положения которой заложены Шенноном. И это неизбежно, поскольку люди всегда передают инфор-
мацию с помощью знаков: единство формы и динамики, информирования и кодирования – неотъемлемая черта
процессов коммуникации в человеческом обществе.
Беря за образец языкознание, семиотику и выработанное в них понятие «знаковой ситуации», можно ска-
зать, что подобная логическая форма пригодна для решения и анализа сложных комплексных проблем.
Именно такой характер приобрела в настоящее время проблема информации. Центральная роль этого по-
нятия в кибернетике обусловлена тем, что оно должно помогать раскрытию смысла и содержания остальных ее
понятий, выяснению их связи, отношений и т.д. Между тем постоянные нарекания на многозначность этого
понятия общеизвестны. В зависимости от того, в какой системе протекает исследуемый нами информационный

<< Предыдущая

стр. 17
(из 23 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>