<< Предыдущая

стр. 20
(из 23 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Достоверность Истинность
Оперативность
Своевременность
Качество
Целостность Срочность
информации
Защищенность
Конфиденциальность
Полнота


Адекватность Избирательность

Рис. 6.3. Составляющие качества информации

Достоверность информации – это ее свойство не иметь скрытых ошибок. В свойстве достоверности мож-
но выделить две составляющие: безошибочность, т.е. свойство информации не иметь скрытых случайных тех-
нических ошибок, и истинность, т.е. свойство не иметь в информации искажений, внесенных человеком наме-
ренно (в том числе из-за непонимания).
Своевременность – свойство информации, состоящее в выполнении требований ее поступления потреби-
телю не позднее предварительно установленного срока или через оговоренный промежуток времени после за-
проса. В данном свойстве можно выделить две составляющие: оперативность, т.е. свойство информации, со-
стоящее в том, что время ее сбора и переработки удовлетворяет требованиям, определяемым динамикой функ-
ционирования ЭИС; срочность – свойство, состоящее в том, что время обработки информации должно удовле-
творять требованиям, определяемым социально-психологическими мотивами.
Свойство защищенности информации состоит в невозможности несанкционированного ее использования
или изменения. В нем можно выделить формально-техническое свойство – целостность, при котором информа-
ция, хранимая в вычислительной системе, не отличается от информации, содержащейся в исходных докумен-
тах, т.е. когда не произошло случайной или преднамеренной замены или разрушения информации. Кроме этого,
можно выделить социально-психологическое свойство – конфиденциальность, т.е. статус, предоставляемый
информации, определяющий требуемую степень ее защиты и согласованный между пользователем и ЭИС.
Под адекватностью обычно понимается свойство информации, заключающееся в верном отображении
связей и отношений соответствующего объекта. В свойстве адекватности можно выделить следующие состав-
ляющие:
? полнота – свойство, характеризующее степень отображения реальной действительности (описываемого
объекта) в используемом конкретном сообщении. Данное свойство позволяет организовывать информационные
модели типа «многое в одном» с помощью малого числа символов;
? избирательность – социально-психологическое свойство информации, состоящее в том, что она содер-
жит наиболее полезные сведения для лица, принимающего решения.
Совокупность социально-психологических свойств качества информации характеризует ее ценность, т.е.
положительную или отрицательную значимость информационных объектов, определяемую не их свойствами, а
их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отноше-
ний. Это показывает, что ценность информации обладает объективной и субъективной сторонами.
Следует отметить ряд особенностей воспроизводства информации как продукции особого рода в отличие
от продукции – результатов материального производства. Эти особенности появляются на стадии производства
(различная степень научной неопределенности), распределения, обмена (процесс потери информации во время
ее передачи) и потребления (уменьшения информации).
Некоторые особенности информации позволяют сделать вывод о том, что она обладает и нетоварными
свойствами. Это относится, прежде всего, к информации, которая является результатом как самих фундамен-
тальных исследований, так и их машинной обработки. Это обуславливается в принципе общественной приро-
дой информации как продукта, прежде всего, научного труда и затем уже ЭИС.
Для современной экономики характерен феномен относительной самостоятельности и растущей активно-
сти финансовой сферы. Если до 1930-х гг. объемы финансовых и торговых сделок примерно совпадали, то се-
годня финансовые сделки превышают по объему торговые в 30 и более раз. Финансовые рынки становятся не-
зависимыми от товарных и получают собственную динамику, в том числе спекулятивную.
Спекулятивная игра на финансовом рынке служит одной из сфер приложения индивидуального информа-
ционного преимущества. Точное определение такой игры затруднительно, но приблизительно можно сказать,
что она состоит в сверхкоротких вложениях денежных средств в финансовую сферу экономики с целью полу-
чения как можно большей прибыли. Типичными объектами спекуляции служат валюта и ценные бумаги, по-
этому она осуществляется на валютных фьючерсных и фондовых рынках.
Спекулятивная прибыль извлекается, согласно Найту (1921 г.), применением подходящей информации к
«невычислимой» неопределенности. Если неопределенность имеет вычислимую вероятность, то она является
объектом страхования и служит статьей издержек производства. Но, если неопределенность имеет невычисли-
мую вероятность, т.е. если она есть форма беспрецедентности (уникальности), то она не может быть ни застра-
хована, ни капитализирована, ни оплачена в форме заработной платы.
Извлекаемая из нее негарантированная прибыль не есть цена риска. В противном случае неопределенность
становится производственным фактором, к которому применима теория предельной производительности. При-
быль равнялась бы тогда предельному продукту предпринимательства и тем самым входила бы в издержки. На
самом деле эта прибыль не усредняема и зависит только от величины вложений и степени верности предполо-
жений экономического субъекта о неожиданных будущих событиях. Соответственно спекулятивный спрос на
деньги реагирует не на текущую норму процента, а на ее изменение, и соответственно не на обменный курс, а
на его изменение: чем больше это изменение и чем оно неожиданнее, тем больше спекулятивный спрос на
деньги (поскольку возможна большая прибыль).
Если информационные преимущества отсутствуют и все воспринимают происходящие изменения одина-
ково, то можно говорить просто об изменениях совокупного спекулятивного спроса на деньги. Совершенно
иная ситуация возникает в случае, когда экономические субъекты оценивают изменения в норме процента и
других показателей по-разному, и когда некоторые из них получают информационные преимущества перед
остальными. В этом случае возникает большая спекулятивная игра, состоящая в том, чтобы покупать имущест-
во, когда его цена значительно ниже равновесной, и продавать – когда она значительно выше. Чтобы увеличить
прибыль, субъект может играть на понижение, когда он собирается покупать, и играть на повышение, когда он
собирается продать. Успех в этой игре приходит к тем, кто умеет быстро и правильно подсказывать кратко-
срочные колебания процентных ставок (и тем самым рыночной стоимости ценных бумаг) и обменных курсов. В
случае неуверенности в правильности прогноза возможности неблагоприятного изменения значений процент-
ной ставки и обменного курса имущество обычно хеджируется (защищается соответствующим ситуации ис-
пользованием форвардов фьючерсов, опционов и свопов).
Одним из условий появления большой спекулятивной игры является неравномерное распределение реле-
вантной информации. Когда все люди одинаково осведомлены о будущих ценах и имеют примерно равные
возможности совершения покупок, то спекуляция, т.е. покупка чего-либо (товара, акций, облигаций, валюты)
для последующей перепродажи по более высокой цене, становится невозможной. Напротив, чем больше знают
одни и чем меньше знают другие, тем, при прочих равных условиях, выше разность между курсом продажи и
курсом покупки товаров, услуг, акций, валюты, тем больше возможность получения спекулятивной прибыли.
Следует различать субъективные устремления участников спекулятивной игры и ее объективные резуль-
таты. Большинство профессиональных биржевиков «озабочено не тем, чтобы составить наилучший долгосроч-
ный прогноз ожидаемого дохода от инвестиций, а тем, чтобы предугадать немного раньше широкой публики
изменения ... перехитрить толпу» (Кейнс). Объективно, однако, финансовые спекуляции способствуют умень-
шению ценовых колебаний на финансовых рынках, устранению «слабых» участников рынка и концентрации
финансовых ресурсов.
Интересен вопрос о направлениях использования спекулятивных денег. Спекулятивные деньги, за не-
большим исключением, вновь инвестируются, образуя широкий набор возможностей, из которого отметим
две:
1) инвестиции в производственный капитал;
2) инвестирование снова в спекулятивную игру.
Соотношение между объемами обоих вложений зависит от ожидаемой сравнительной нормы доходности.
Если доходность спекулятивной игры выше доходности инвестирования в основной капитал, то рост спекуля-
тивного предложения денег будет увеличивать объем спекулятивной игры в ущерб вложениям в производст-
венную сферу. С ростом инфляции и уменьшением объективного горизонта видимости в экономике спекуля-
тивное вложение денег становится еще более прибыльным из-за самого короткого (по сравнению с другими
видами инвестирования) срока окупаемости вложений.
Напротив, когда темпы инфляции упадут, начнет проявляться обратное отношение между предельной эф-
фективностью капитала и его объемом. По мере роста спекулятивного предложения денег предельная эффек-
тивность спекуляции падает, поэтому часть этих денег направляется на ставшие сравнительно более выгодны-
ми производственные инвестиции.
Следует также учесть, что спекуляции на рынке ценных бумаг объективно ведут к непрерывной переоцен-
ке инвестиций, выбраковке нежизнеспособных капиталов и постепенному переходу имущества в более эффек-
тивные, с точки зрения общественного производства, руки. Как только это происходит, спекуляции начинают
выполнять конструктивную роль, способствуя переходу сбережений в руки реальных инвесторов.
Перевод спекулятивных сил из деструктивного режима в конструктивный вносит важные изменения в
функции денег. Когда деньги удовлетворяют в основном трансакционный спрос, они служат только средством
обмена одного реального блага на другое реальное благо и не принимают участия в создании благ (нейтраль-
ность денег). Однако, когда, при относительно малой предельной эффективности спекуляций, образуется из-
лишек спекулятивного предложения денег, часть которого направляется в производство, деньги начинают ис-
пользоваться также для обмена реального блага на виртуальное, т.е. на расширение потенциального выпуска.
Деньги перестают быть нейтральными и начинают выполнять креативную функцию, благодаря которой они
становятся представителем постепенно создаваемого, а не только уже созданного богатства.
Если спекулятивному спросу на деньги соответствует возможная спекулятивная сверхприбыль, то креа-
тивному спросу на деньги отвечает возможная инновационная сверхприбыль, т.е. прибыль, основанная на ис-
пользовании некоторой инновации, преднамеренной или спонтанной. Это прибыль от усовершенствований,
изобретений и лучшего понимания того, что происходит на самом деле. Численно она равна избытку над суще-
ствующей в данный момент средней нормой прибыли.
В литературе обычно противопоставляется изобретение как открытие некоторых новых технологических
возможностей и инновация как прибыльное использование этих возможностей. Промежуток между ними обра-
зует инновационный лаг. Сами инновации могут быть как спонтанными, так и возникающими под давлением
рынка или государственного стимулирования.
Инновационная сверхприбыль получается в результате первоначального использования инноваций, когда
они являются еще уникальными или редкими. Производитель получает частичный контроль над ценой благо-
даря лучшему качеству продукта или меньшим издержкам, недоступным в данный момент для остальных кон-
курентов. Однако постепенно, по мере того как данная конкретная инновация становится всеобщим достояни-
ем, получаемая на ее основе инновационная сверхприбыль исчезает (в отличие от обычной монопольной сверх-
прибыли). Поэтому для того, чтобы инновационная сверхприбыль сохранялась, на смену одним инновациям
должны приходить другие. В результате возникает инновационный поток, основанный на систематическом
применении впервые поступающих в экономический оборот инноваций.
6.2. АНАЛИЗ ИНТЕГРАЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ
ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В последние годы в российской и зарубежной теории разрабатывается научный подход к исследованию
интеграционных резервов повышения качества продукции промышленного предприятия, основанный на цело-
стном восприятии единого экономического пространства. В его рамках рассматривается проблема целостной
совокупности организаций, их способности к саморазвитию через этапы усложнения и дифференциации.
По результатам научных исследований А.В. Мирошниковой* это означает, во-первых, что в качестве цело-
го признается интеграционная группировка (единое экономическое пространство). Именно это целое становит-
ся носителем реальной связи изучаемого объекта с другими.
Во-вторых, за каждым хозяйством признается его целостность, но не изолированная (атомизированная, от-
дельная) от других, а являющаяся частностью для другой, более крупной целостности, ее моментом. Хозяйства
отдельных регионов превращаются в момент воспроизводства единой интегрированной системы.
В-третьих, экономическая интеграция как целое требует соответствующего поведения частей. Но как бы
не вели себя региональные хозяйства, как бы не отдалялись друг от друга, все они являются частью суперцело-
го (сверхцелого). Правда отдельные элементы системы могут и не осознавать себя частями этого целого. Регио-
нальное хозяйство как отдельная часть может находиться в противоречии с целым или может точно ему соот-
ветствовать, но в любом случае оно остается в системе реальных взаимосвязей.
В-четвертых, становление интегрированной целостности ни в коей мере не означает формирования едино-
образной системы. В ее рамках сохраняется неограниченное региональное разнообразие.
В результате процесс экономической интеграции предстает как процесс становления органичного целого,
когда между исходными компонентами создается система связей, имеющая характер целостной структуры. Ор-
ганическая целостность сменяет механическую вследствие роста ее плотности. В дальнейшем определенные
изменения претерпевают как части целого, так и сама эта структура.
Понятие «интегрализм» введено в научный оборот П. Сорокиным, далее развито в работах отечественных
экономистов Г.С. Батищева, И.П. Фаминского, Ю.В. Яковца, а также зарубежных ученых Р. Пребиша,
С. Фуртадо, Т. Дос Сантоса, Я. Тинбергена, И. Валлерстайна, П. Козловски и других авторов.
Вертикальная интеграция на ПП объективно способствует эффективному проникновению достижений
НТП во все звенья его производства и является основой унификации процессов ПП и как следствие этого – по-
вышения качества продукции и в целом эффективности ПП.
Институты, используемые в промышленной сфере можно подразделить на формальные, воплощенные в
законах и иных нормах, и неформальные, основанные на взаимных ожиданиях между текущими интересами
производителей продукции и интересами ее потребителей, причем этот процесс направлен на увеличение «се-
тевого капитала» (network capital) ПП, который наиболее часто обосновывается как средство выживания и дос-
тижения коммерческих целей. Все это дает основание утверждать о формировании локальной институциональ-
ной среды ПП, поддерживающей и укрепляющей институциональное пространство экономики России. Для эф-
фективности функционирования институциональной среды ПП по неформальным нормам и правилам необхо-
димо, чтобы данный институт развивался по «консенсусному» типу, поскольку институты обладают свойством
возрастающей «отдачи от масштаба»: чем больше людей придерживается институциональной нормы в своей
деятельности, тем эффективнее она регулирует социальную жизнь.
Экономическая интеграция основана на целостном восприятии единого экономического простран-
ства. Применительно к производству продукции ПП это означает*:
1) в качестве целого признается интеграционная группа производителей (единое экономическое
пространство производителей), которая становится носителем бенчмаркинговых резервов повышения
качества продукции (интеграционный уровень качества состояния функционирования системы);
2) производители формируют кластеры, воспроизводящие интеграционные процессы ПП (рис. 6.4);
3) за каждым производителем признается его институциональная целостность с соответствующими
рыночными правилами идентификации резервов повышения качества продукции ПП, но не изолиро-
ванная от других в рамках соответствующего кластера, а являющаяся фрактальной моделью распро-
странения инноваций более крупной целостности;
4) качество продукции ПП в рамках кластеров и фракталов (см. рис. 6.4) улучшается эволюционно
на базе кайзен и кайрио резервов повышения качества продукции.
М1
М2
М6
Инновационное
качество
М3

Феномено-
логия каче-
ства М5
Кластер-фрактал
М4
Интеграционное
качество


*
Мирошникова А.В. Интегрализм как Essentia интеграции // Вестник Финансовой Академии. 2003. № 3. С. 58.
*
Ахметов Р.Р., Кузнецов Б.А., Кузнецова С.Б. От экономической кибернетики к экономической синергетике в задачах
управления // Менеджмент производства и услуг. 2003. № 1. С. 15 – 20.
Рис. 6.4. Интеграционные резервы накопления качества продукции промышленного предприятия на базе кон-
цепции 6М:
персонал (man) – М1; методы (methods) – М2; материалы (materials) – М3; машины (machines) – М4; метро-
логия (metrology) – М5; окружающая среда (media) – М6.

В результате процесс экономической интеграции ПП представляет собой эволюционный процесс форми-
рования качества функционирования органичного целого, когда между объектами создается системное взаимо-
действие, приводящее к переходу фрактала и каждого компонента кластера на новый качественный уровень
состояния функционирования.
Созданное при этом поле перехода усиливает плотность качества продукции ПП относительно оптималь-
ного атракта (по А. Пригожину), причем отдельные производители будучи продуктом развития кластера не мо-
гут быть изолировано выделены как обособленные независимые части без утраты их новой интеграционной
природы качества.
Многоаспектность проявления качества продукции ПП обеспечивает авторитет производственно-
социальной структуры производства продукции и престиж национальной экономики.
В экономической теории существует целый спектр модификаций понятий качества продукции. Он сфор-
мировался в процессе общественно-трудовой деятельности человека, впитав в себя элементы, отражающие
уровень технической оснащенности производства, трудолюбие человека, его интеллектуальные и нравственные
качества, эстетические представления.
Впервые предметная теория качества была представлена еще Аристотелем, который отмечал такие свойст-
ва как видовая сущность, внешний вид, полезность, вкусовые ощущения и т.д.
С того времени над проблемами качества трудились многие экономисты, пытаясь сформировать целост-
ную парадигму качества продукции, товара, труда и др. Обобщая множественные взгляды различных исследо-
вателей можно отметить, что качество продукции ПП представляет собой специфическую историческую форму
общественных отношений между производителями и потребителями продукции ПП и характеризует экономи-
ческие интересы по поводу удовлетворения как индивидуальных, так и общественных потребностей. Производ-
ство качественной продукции преумножает национальное богатство общества, улучшает условия жизни, здоро-
вье и образованность нации.
В соответствии с теорией коммуникативного анализа, основанного на концепции социальных связей Г.С.
Батищева, теории неполной рациональности Г. Саймона и теории «экономики соглашений» (Л. Тевено, Р. Бу-
айе и др.) можно выделить три типа взаимодействий (интеграции) между производителями и потребителями
продукции (табл. 6.1).
Для выявления пределов применимости моделей идентификации качества продукции ПП сформулируем
ряд требований.
Тр ебование 1. Необходимым условием процесса идентификации качества является наличие объекта
(ПП) и его математической модели.
Тр ебование 2. Достаточным условием этого процесса является адекватность математической модели
объекту с заранее заданной степенью точности.
Тр ебование 3. Необходимым условием идентификации качества объекта посредством аналитической
математической модели является сравнение ее с имитационной математической моделью.
Тр ебование 4. Достаточным условием идентификации качества объекта является анализ его качества по
имитационной математической модели, соответствующей оптимальным затратам.
Тр ебование 5. Необходимым и достаточным условием идентификации качества объекта является соот-
ветствие координат аналитической математической модели и истинных координат адекватности.
Вышеперечисленные требования применимы для моделирования качества продукции ПП.
ПП может быть охарактеризовано двумя группами параметров:
1) внутренними – определяющими индекс качества, который функционально связан с движением матери-
альных носителей, т.е. составом и (или) свойствами продукции;
2) внешними – эконометрическими величинами, существующими в функционально-пространственных и
временных координатах.

6.1. Характеристика типов взаимодействий между производителями и потребителями продукции про-
мышленного предприятия

Типы взаимодействий

<< Предыдущая

стр. 20
(из 23 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>