<< Предыдущая

стр. 21
(из 23 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Атомистиче-
Органический Гармонический
ский
Производители и потреби- Производите- Производители и
тели продукции формируют ли и потреби- потребители про-
базовый кластер со связями тели продук- дукции образуют
несвободной сопринадлеж- ции образуют сетевой фрактал
ности (вынужденные, при- семейство с воспроизводст-
нудительные) по Г. Батище- кластеров, вом инновацион-
ву. каждый из ного качества
Взаимодействие приобрета- которых об- продукции.
ет вынужденный характер ладает неза- Теоретическая
когда институциональные висимостью концепция циви-
резервы формируют новый бытия. лизационного
уровень качества развития Теоретиче- направления: П.
ПП. ская концеп- Сорокин, Ю.
Теоретическая концепция ция в рамках Яковец и др.
макросистемного подхода: кейнсианско- В основе взаимо-
Р. Пребиш, С. Фуртадо, Т. го направле- действий форми-
Дос Сантос и др. ния. руются общие
Моноцентрическая струк- Искажения интересы всех
тура интеграционной груп- взаимодейст- участников
пировки кластера, ядро ко- вий: «локали- фрактала на базе
торого концентрируется зация» взаи- интеграции как
вокруг феноменологии ка- мосвязей в сущности цело-
чества. рамках инсти- стности интегра-
Качество берет на себя туционально- ционных процес-
функции целого – единого го индивидуа- сов.
экономического простран- лизма по Дж. В качестве эф-
ства, развитие которого Агасси и их фективной фор-
формирует бенчмаркинго- выборочный мы организации
вые резервы повышения характер с производства ПП
качества продукции ПП минимизаци- выступает адап-
(ориентир производителей ей трансакци- тивная структу-
на конкурента-лидера в не- онных издер- ра. При этом ин-
прерывном (кайзен) улуч- жек. теграционные
шении качества); при этом Неустойчи- резервы повы-
качественное многообразие вость взаимо- шения качества
продукции настраивается действия ха- продукции про-
на интегральное качество рактеризуется являются через
кластера. В кластере могут оппортуни- системное объе-
иметь место формы «прину- стическим динение инсти-
дительного» обмена по Г. поведением туциональных,
Батищеву: давление на бо- участников, бенчмаркинго-
лее слабых рыночных вызванная вых, кайзен-,
контрагентов, ценовой дик- асимметрич- кайрио- и ин-
тат, «недобросовестная» ностью ин- формационных
реклама, «кредитный удар», формации резервов по Дж.
нанесение партнеру ущерба рыночной Бьюкенену, П.
в рамках выполнения за- конъюнктуры Козловски и Л.
крепленных контрактами (информаци- Тенбергену
пунктов (институциональ- онные резер-
ные резервы повышения вы)
качества продукции)
Статическую модель идентификации качества продукции ПП представим в следующем виде:

( )
?? y? , y? = {Ф [К (С 0 ), q ] + Tи } > min ,
и
? K
? n ?1
[ ]
()? ˜
a jVi j ( y? ); К ? К * , К ** ;
и
?Vi y? =
?
? j =0
(1)
?
[ ]
С 0 ? С 0* , С* ; q = {qi }im 1 ;
? 0 =
?
? 2
2 m
? ?Ф Т ? + ? ?Ф ?
?
?Т и = ? ? ?q ? ; i = 1, m ,
?
к? ?
? ? ?К ? i =1 ? i?
?
и
где ? – вектор допустимых значений расстояния в пространстве моделирования; y? , y? – вектор координат
адекватности и истинных значений координат адекватности, соответственно; ? – условия эксперимента; Ф –
функционал; К – индекс качества материала; С0 – контролируемое свойство материала или параметра состава с
˜
предельными значениями С0* и С0*; q – вектор влияющих параметров; Ти – точность идентификации; V , V –
функции истинных значений координат адекватности и координат адекватности, соответственно; aj – парамет-
ры модели введения поправок, определяемые с помощью модель-эталонов адаптации процесса адекватности,
j = 0, n ? 1 ; К*, К** – минимальное и максимальное значение индекса качества, соответственно; Тк, Тqi – точно-
сти контроля индекса К и влияющих параметров q .
Для решения задачи (1) требуется решение двух динамических задач по определению индексов качества
К и К** на базе экономико-математического метода, основанного на применении аппарата теории адаптивного
*

управления по управлению морфологией идентификатора и состоянием функционирования ПП.
В качестве критерия определения К* использован квадратический критерий качества вида:

[ ]
M Z 2 (t ) , (2)

где Z(t) = Кi – Кп; М [?] – символ математическою ожидания; Кi, Кп – текущее и плановое значения индекса ка-
чества, соответственно; i = 1, n .
Параметр оценки К* найден из решения следующей задачи:

? ?
[ ]
? ?
К* = 2
min ?min M Z (t ) ? ; (3)
? 2 , T? , ?,Tn ? ?
? ?
V( t )
n


[ ]; [ ] [ ] [ ]
* **
?2 ? ?2 , ?2 T? ? T? , T? * ; ? ? ?* , ?** ;
**
Tn ? Tn* , Tn** ,
n n n



где ?2 , Тn – дисперсия помех и постоянная времени идентификации, соответственно; T? – постоянная времени
n

интегральных помех; ? – запаздывание информации о качестве продукции ПП.
Верхняя граница индекса качества К** найдена в результате решения задачи:

? ?
[ ]
? ?
** 2
=
K max ?M Z (t , K p ) ? ; (4)
K 0 , ?, ? ? , T? ,Tn ,T0 ? ?
2
? ?
V( t )



[ ];
[ ] [ ] * **
K 0 ? K 0 , K 0* ; ? ? ?* , ?** ; ? ? ? ? ? , ? ?
* * 2 2 2




[ ] [ ] [ ],
Tn ? Tn* , Tn** ; T? ? T? , T? * ; T0 ? T0* , T0**
* *



где K0, Т0 – коэффициент усиления информации и постоянная времени информации о качестве продукции, со-
ответственно; Kр – параметр настройки.
Управление морфологией идентификатора возможно только после оценки его информационного обеспе-
чения на базе симметричного мультипликативного критерия качества, позволяющей реализовать формирование
каналов передачи информации о качестве от источников возникновения до мест потребления.
В ряде случаев, например при разработке модели идентификации качества экологической продукции, тре-
буется применение механизма формирования информационной среды компьютерного идентификатора на осно-
ве скалярных векторных критериев качества, учитывающих затраты на моделирование быстродействия иден-
тификатора.
Структурная схема организационно-экономического механизма формирования и реализации интеграцион-
ных резервов повышения качества продукции ПП приведена на рис. 6.5.
Концептуально нормальное состояние функционирования схемы определяется компонентами 6М вектора
качества ПП, причем формирование и наполнение блока 1 зависит от качества объема продаж продукции и
прибыли от ее реализации, а также уровня конкурентоспособности и емкости рынка.
УВ1
1
УВ2
2

УВ3
3 4

УВ4
5


6 7 8

УК

Рис. 6.5. Структурная схема организационно-экономического механизма повышения качества продук-
ции ПП:
1 – позиционирование рынка продукции; 2, 3, 4 – миссия, видение и кредо ПП, соответственно; 5 – формирова-
ние и контроль бенчмаркинговых, кайзен-, кайрио-, информационных и синергетических резервов повышения
качества продукции; 6 – институциональный регулятор; 7, 8 – исполнительные механизмы по циклам Э. Де-
минга (PDCA и SDCA); УК – требуемый уровень качества продукции ПП;
УВ1 – УВ4 – управляющие воздействия

Миссия ПП (блок 2) оценивается сервисными, этическими и эстетическими составляющими А-функций
А.Н. Пригожина, нацеленных на минимизацию составляющих затрат с выбором соответствующей стратегии
развития ПП по относительной справедливой уступке компонентов А-функций. Видение (блок 3) и кредо (блок
4) трансформируются и реализуются через компоненты премии качества.
Информационно-интеграционные резервы функционирования ПП формируют единую синтетическую
концепцию повышения качества продукции и ее соответствие принципу плюрализма, дающей адекватную
практике интерпретацию резервов качества с применением их вышерассмотренной классификации, «работаю-
щих» каждый в своей экономической нише, на своем уровне качества (пространственная координата) и на сво-
ем временном лаге (временная координата).




ЗАКЛЮЧ ЕН ИЕ



Качество все прочнее завоевывает позиции в российской экономике. Качество несет в себе ряд встроенных
преимуществ, поскольку, во-первых, создает аппарат самонастраивания рыночных процессов на запросы и из-
менения в обществе. Это повышает стабильность, сбалансированность и гибкость реагирования экономики. Во-
вторых, качество дает блестящую систему самонаведения на выполнение потребностей покупателей, так как в
рыночной экономике побеждает тот, кто производит покупаемые, а не лишние товары. В-третьих, широкая
экономическая интеграция требует чтобы качество также стало языком международного общения, и стратегия
TQM, принятая во всем мире, позволяет легче войти в мировое хозяйственное пространство.
В экономической теории существует спектр модификаций понятия качества в рамках соответствующей
парадигмы экономической теории (классическая, неоклассическая и информационная) и парадигмы качества
(философская, механистическая, кибернетическая, системная и информационная).
Качество в замкнутом цикле общественного воспроизводства выступает в роли экономического регулято-
ра совокупности общественных отношений и в силу этого единая природа качества определяется как комплекс-
ная, многомерная, многоаспектная через функционально-производственно-временные координаты.
Теория и практика системного подхода предопределяет единство и органическую взаимосвязь анализа и
синтеза качества в двух плоскостях на абстрактном (теоретическом) и конкретном (прикладном) уровнях.
Комплексной структуре качества соответствует определение, предложенное авторами, в соответствии с
которым, качество представляет собой специфически-историческую форму общественных отношений между
частными производителями и потребителями и характеризует экономические интересы, выражающие отноше-
ния по поводу удовлетворения экономических потребностей их носителей, в результате чего они сами воспро-
изводятся как специфически определенные субъекты этих отношений.
Системная многомерность и многоаспектность качества (фрагменты от качества проекта до качества жиз-
недеятельности) отражает прикладной (конкретный) уровень качества и может служить практической плат-
формой для формирования единой синтетической концепции качества.
Системный анализ применительно к экономическим теориям качества позволяет выявить научную цен-
ность и практическую значимость каждой из теорий в функционально-пространственно-временных координа-
тах.
Основные экономические теории качества не противоречат, а взаимно дополняют друг друга, причем каж-
дая последующая теория базируется на положительных моментах, полученных в результате взаимодействия
теоретической и прикладной плоскостей предшествующей экономической теории качества.
Формированию единой синтетической природы качества соответствует принцип методологического плю-
рализма в системе функционально-пространственно-временных координат.

Г ЛО ССА РИЙ



Анализ – 1) расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; 2) синоним научных исследова-
ний вообще; 3) в формальной логике – уточнение логической формы (структуры) рассуждения. Анализ нераз-
рывно связан с синтезом (соединением элементов объекта).
Аттестация продукции – комплекс организационно-технических и экономических мероприятий, преду-
сматривающих систематическое проведение объективной оценки технико-экономических показателей качества
продукции.
Аттестация кадров – оценка политических, деловых и личных качеств работников. Цель аттестации кад-
ров – определение наличия у руководителей и специалистов знаний, квалификации и других качеств, требуе-
мых для данной должности. Аттестация руководителей и специалистов должна проводиться, как правило, не
реже одного раза в пять лет. Для проведения аттестации кадров создается аттестационная комиссия.
Аудит (проверка) качества – систематическое и независимое испытание и оценивание соответствия дея-
тельности по обеспечению качества и ее результатов плановым мероприятиям, эффективности их внедрения и
достижения ими целей.
Безопасность – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. В облас-
ти стандартизации безопасность продукции, процессов и услуг обычно рассматривается с целью достижения
оптимального баланса ряда факторов, включая такие нетехнические факторы, как поведение человека, позво-
ляющего свести устранимый риск, связанный с возможностью нанесения ущерба здоровью людей и сохранно-
сти имущества, до приемлемого уровня.
Бенчмаркинг – методика управления, направленная на улучшение качества и достижение превосходства

<< Предыдущая

стр. 21
(из 23 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>