<< Предыдущая

стр. 22
(из 23 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

в конкурентной борьбе. Шаги, необходимые для процесса бенчмаркинга, обычно включают: влияние критич-
ных для успеха функций, определение лидера в той области, где чувствуется наличие собственных недостатков;
исследование конкурентоспособной информации; разработка методов измерения показателей и т.д.
Брак – изделия, товары, изготовленные с нарушением стандартов или отступлением от них, а также изъян,
недостаток, обусловленные таким нарушением или отступлением. Брак товаров и изделий устанавливается с
помощью бракеража.
Валидация – подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что требования,
предназначенные для конкретного предполагаемого применения, выполнены.
Верификация – подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что выход-
ные данные процесса проектирования и разработки соответствуют входным данным этого процесса.
Всеобщее руководство качеством – подход к руководству организацией, нацеленный на качество, осно-
ванный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения
требований потребителя и выгоды для членов организации и общества: 1) «все члены» означает персонал во
всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры; 2) сильное и настойчивое руководство со
стороны высшей администрации, обучение и подготовка всех членов организации являются существенными
моментами для успешной реализации приведенного подхода; 3) при всеобщем руководстве качеством концеп-
ция качества имеет отношение к достижению всех целей управления; 4) «выгоды для общества» подразумевает
выполнение требований общества.
Градация, сорт, класс – категория или разряд, присвоенные объектам, имеющим то же самое функцио-
нальное применение, но различные требования к качеству: 1) градация (класс, сорт) отражает предусмотренное
или признанное различие в требованиях к качеству. Упор делается на взаимосвязь функционального использо-
вания и затрат; 2) объект высокого класса (например, гостиница «люкс») может быть неудовлетворительного
качества и наоборот; 3) когда класс обозначен численным значением, высшему классу обычно присваивается 1,
а с понижением класса – соответственно 2, 3, 4-й. Когда класс обозначен количеством знаков, например числом
звездочек, то обычно низший класс имеет меньшее число звездочек.
Дефект – это каждое отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативной до-
кументацией. Несоответствие требованиям технического задания на разработку продукции или требованиям
конструкторской документации называется конструктивным дефектом. Несоответствие требованиям техноло-
гической документации или нормативной документации на приемку продукции называется производственным
дефектом. Явным дефектом называется такой дефект, для обнаружения которого контрольной документацией
предусмотрены соответствующие правила, методы и средства контроля. Иногда в продукции возможно нали-
чие таких дефектов, для обнаружения которых не предусмотрены необходимые правила, методы и средства
контроля. Эти дефекты называются скрытыми. Критическим дефектом называется дефект, при наличии кото-
рого использование продукции по назначению оказывается практически невозможным или недопустимым.
Значительным дефектом называется дефект, не являющийся критическим, но оказавший существенное влия-
ние на использование продукции или на ее долговечность. Малозначительным дефектом называется дефект,
который не оказывает существенного влияния на использование продукции по назначению и на ее долговеч-
ность.
Допустимый уровень качества – максимальный процент несоответствующей (бракованной) продукции в
партии или серии, который при выборочной приемке может рассматриваться в среднем как удовлетворитель-
ный.
Жизненный цикл товара – период чередования пяти различных жизненных фаз изделия: разработки,
производства, выхода на рынок, роста, насыщения рынка и морального старения. Определение жизненного
цикла товара необходимо для проведения правильной товарной политики. В зависимости от этапа жизненного
цикла товара варьируются элементы комплекса маркетинга, и меняется стратегия фирмы.
Затраты, связанные с качеством, – затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовле-
творительного качества, а также связанные с потерями, когда удовлетворительное качество не достигнуто: 1)
затраты, связанные с качеством, классифицируются внутри организации согласно ее собственным критериям;
2) некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут быть очень существенными (на-
пример, потеря престижа).
Идентификация продукции – процедура, посредством которой устанавливают соответствие представ-
ленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (типу) продукции; требова-
ния устанавливаются в НТД, в информации о продукции.
Качество продукции – совокупность полезных свойств продукта труда, обусловливающих его способ-
ность служить удовлетворению определенных потребностей человека и общества.
Качество услуги – совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять ус-
тановленные или предполагаемые потребности потребителя.
Квалиметрия – наука о способах измерения и количественной оценки качества продукции и услуг.
Комплексное управление качеством – эффективная система, объединяющая деятельность различных
подразделений организации, ответственных за разработку параметров качества, поддержание достигнутого
уровня качества и его повышение, для обеспечения производства и эксплуатации изделия на самом экономич-
ном уровне, при полном удовлетворении требований потребителя.
Контроль качества – проверка соответствия количественных или качественных характеристик продукции
или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям.
Лицензия – разрешение, которое выдается государственным органом на право ввоза или вывоза товаров, а
также документ, удостоверяющий это право. Разрешение отдельным лицам или организациям использовать
изобретения, защищенные патентами, технические знания, опыт, производственные секреты, торговую марку.
Надзор за деятельностью в области качества – постоянное прослеживание и проверка состояния проце-
дур, методов, условий, изделий, процессов и услуг; анализ отчетов с точки зрения установленных рекоменда-
ций для обеспечения выполнения требований к качеству.
Обеспечение качества – означает гарантирование такого уровня качества продукции, который позволяет
потребителю с уверенностью покупать и использовать ее в течение длительного времени, причем эта продук-
ция должна полностью удовлетворять требованиям потребителя.
Ответственность за качество продукции – общий термин, описывающий обязательства, возлагаемые на
изготовителя или других лиц, по возмещению ущерба из-за нанесения травм, повреждения собственности или
другого вреда, вызванного продукцией. Юридическое и финансовое значение ответственности за качество про-
дукции может меняться от одной области применения юридических актов к другой.
Оценка качества – систематическая проверка того, насколько объект способен выполнять установленные
требования: 1) оценка качества может проводиться с целью определения возможностей поставщика в области
качества. В этом случае, в зависимости от конкретных условий, результат оценки качества может быть исполь-
зован в целях квалификации, одобрения, регистрации или аккредитации; 2) с термином «оценка качества» мо-
жет использоваться дополнительный определитель в зависимости от области деятельности (например, процесс,
персонал, система и время); 3) общая оценка качества поставщика может также включать оценку финансовых и
технических ресурсов.
Петля качества – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество
на различных стадиях – от определения потребностей до оценки их удовлетворения: 1) маркетинг, поиски и
изучение рынка; 2) проектирование и/или разработка технических требований, разработка продукции; 3) мате-
риально-техническое снабжение; 4) подготовка и разработка производственных процессов; 5) производство; 6)
контроль, проведение испытаний и обследований; 7) упаковка и хранение; 8) реализация и распределение; 9)
монтаж и эксплуатация; 10) техническая помощь в обслуживании; 11) утилизация после использования. Спираль
качества является аналогичным понятием.
Планирование качества – деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и примене-
нию элементов системы качества. Планирование качества охватывает: 1) планирование качества продукции:
идентификация, классификации и оценка характеристик качества, а также установление целей, требований к
качеству и штрафных санкций; 2) планирование управленческой и функциональной деятельности: подготовка
применения системы качества, в том числе организация и составление календарного графика; 3) подготовку
программы качества и выработку положений по улучшению качества.
Показатель качества – характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее ка-
чество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации. Показатели
качества могут быть единичными и комплексными.
Политика в области качества – всеохватывающие намерения и направления деятельности организации в
отношении качества, официально выраженные высшим руководством.
Потери качества – потери, вызванные не реализацией потенциальных возможностей ресурсов в процес-
сах и в ходе деятельности. Примерами потерь качества являются утрата удовлетворенности потребителя, поте-
ря возможности дополнительно увеличить стоимость потребителю, организации или обществу, также расточи-
тельное использование ресурсов и материалов.
Принципы управления качеством – качество есть совокупность свойств и характеристик товара или
другого объекта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые по-
требности. Качество – главный фактор конкурентоспособности. Поэтому анализ действия экономических зако-
нов рыночных отношений и законов организации, применение всех научных подходов к управлению конкурен-
тоспособностью являются обязательным условием научного управления качеством. К специфическим принци-
пам управления качеством относятся: 1) формирование управленческих решений с учетом производственно-
экономических, социальных, рыночных факторов; 2) взаимосвязь целей и ресурсов, их сбалансированность,
поиск путей рационального использования и преобразования ресурсов для достижения намеченных целей; 3)
полнота учета ресурсных потребностей, включая трудовые, материальные, финансовые, природные, информа-
ционные ресурсы; 4) учет взаимодействия региональных и отраслевых факторов; 5) учет взаимосвязей между
разными уровнями хозяйственного руководства и взаимодействия интересов разных уровней; 6) рассмотрение
в единстве натурально-вещественного и стоимостного измерения объемов производства, потребления и затрат;
7) взаимосвязь краткосрочных проблем с долговременной стратегией развития, учет долговременных последст-
вий принимаемых решений и их действия в разных временных горизонтах; 8) учет воздействия управленческих
решений на социальную среду и среду обитания человека; 9) анализ мотивов деятельности и интересов разных
социальных групп; 10) учет внешнеэкономических аспектов рассматриваемой проблемы; 11) сочетание количе-
ственного и качественного анализа и оценок, использование количественно-качественных измерителей (ранго-
вых, интервальных или «вилочных» и т.п.); 12) совмещение объективных и субъективных оценок, исключение
субъективистских оценок, когда субъект сознательно, из корыстных целей нарушает объективность, навязывает
собственное суждение вопреки всякой логике; 13) сочетание внутреннего (исполнителем) и внешнего (кон-
трольным органом) оценивания; 14) непрерывность и этапность осуществления оценок качества, развитие сис-
темы менеджмента качества.
Приоритет качества – практика показывает, что выживают те технические, социально-экономические
системы, которые из всех факторов функционирования и развития отдают приоритет качеству различных объ-
ектов (подсистем).
Проверка качества – систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие
деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность вне-
дрения мероприятий и их пригодность поставленным целям: 1) проверка качества (аудит) применяется в основ-
ном (но не только) к системе качества или ее элементам, таким, как процессы, продукция или услуги. Подобные
аудиты часто называют проверкой (аудитом) системы качества, проверкой (аудитом) качества процесса, про-
веркой (аудитом) качества продукции, проверкой (аудитом) качества услуги; 2) проверки качества проводятся
лицами, которые не несут непосредственной ответственности за проверяемые участки; 3) одной из целей про-
верки качества является оценка необходимости проведения улучшающих или корректирующих действий. Сле-
дует проводить разграничение между аудитом и деятельностью по надзору за качеством или контролю, осуще-
ствляемой с целью управления процессом или приемки продукции; 4) проверки качества (аудиты) могут прово-
диться для удовлетворения внутренних или внешних потребностей.
Программа качества – документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, ресурсы и
последовательность деятельности, относящейся к специфической продукции, проекту или контракту: 1) про-
грамма качества обычно содержит ссылки на части руководства по качеству, применяемые к отдельным случа-
ям; 2) в зависимости от назначения программы она иногда называется «программа обеспечения качества» или
«программа административного управления качеством».
Руководство по качеству – документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему
качества организации: 1) руководство по качеству может охватывать всю деятельность организации или только
ее часть. Наименование и область деятельности определенные руководством отражают сферу его применения;
2) руководство по качеству обычно содержит или, по крайней мере, ссылается на: а) политику в области каче-
ства; б) ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала, который осуществляет руководство, ис-
полняет, проверяет или анализирует работу, влияющую на качество; в) методики системы качества и инструк-
ции; г) положения по пересмотру и корректировке руководства; 3) руководство по качеству может различаться
по объему и формату, с учетом потребностей организации. Оно может состоять из нескольких документов. В
зависимости от назначения руководства оно иногда называется «руководство по обеспечению качества» или
«руководство по административному управлению качества».
Самоконтроль – контроль выполненной работы ее исполнителем в соответствии с установленными пра-
вилами. Результаты самоконтроля могут использоваться для управления процессом.
Требования к качеству – выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно
или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализа-
ции и проверки: 1) существенно, чтобы требования к качеству полностью отражали установленные и предпола-
гаемые потребности потребителя; 2) термин требование охватывает рыночные и контрактные требования, а
также внутренние требования организации. Они могут быть разработаны, детализированы и актуализированы
на различных этапах планирования; 3) заданные количественные требования к характеристикам включают, на-
пример, номинальные значения, относительные значения, предельные отклонения и допуски; 4) требования к
качеству должны быть выражены на начальной стадии в функциональных терминах и документально оформле-
ны. Требования общества: обязательства, вытекающие из законов, инструкций, правил, кодексов, уставов и
других соображений. «Другие соображения» включают защиту окружающей среды, здоровье, безопасность,
надежность, сохранение энергии и естественных ресурсов. При определении требований к качеству должны
учитываться все требования общества. Требования общества включают юридические и нормативные требова-
ния. Они могут меняться от одной области применения юридических актов к другой.
Улучшение качества – мероприятия, предпринимаемые в организации с целью повышения эффективно-
сти деятельности и процессов для получения выгоды не только для организации, но и для потребителей ее про-
дукции.
Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для вы-
полнения требований к качеству: 1) управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного
характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного
функционирования; 2) некоторые действия по управлению качеством и обеспечению качества взаимосвязаны.




С ПИ СО К ЛИТ ЕРА ТУРЫ
Глава 1

1. Ахлибинский Б.В., Храменко Н.И. Теория качества в науке и практике: Методологический анализ. Л.:
Изд-во Ленинград. ун-та, 1989.
2. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В.
Зорин; Под ред. О.П. Глудкина. М.: Горячая линия – Телеком, 2001.
3. Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю. Качество в системе управления предприятием. М.: Машиностроение,
2000.
4. Герасимов Б.И., Спиридонов С.П., Смагин М.В. Экономические теории качества: генезис теории и
практики системного подхода / Под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб.
гос. техн. ун-та, 2001.
5. Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
6. Жданов С.А. Методы и рыночная технология экономического управления. М.: Дело и сервис, 1999.
7. Жданов С.А. Основы теории экономического управления предприятием: Учебник. М.: Изд-во «Фин-
пресс», 2000.
8. Исикава К. Японские методы управления качеством / Сокр. пер. с англ.; науч. ред. и авт. предисл. А.В.
Гличев. М.: Экономика, 1988.
9. Канивец А.Н., Герасимов Б.И., Пархоменко Л.В. Экономический анализ системы менеджмента качест-
ва промышленного предприятия / Под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб.
гос. техн. ун-та, 2005.
10. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. М.: ОАО «Типография "Новости"»,
2000.
11. Никитин В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000 : 2000. СПб.: Питер, 2002.
12. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учеб. пособие. М.: Дело и Сервис,
1999.
13. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОАО «Изд-во
"Экономика"», 1998.
14. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000.
Глава 2

1. Губанов В.А., Захаров В.В., Коваленко А.Н. Введение в системный анализ / Под ред. Л.А. Петросяна.
Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.
2. Бендерский А.М. Обеспечение качества продукции. М.: Изд-во стандартов, 1988.
3. Дмитриев А.К., Мальцев П.А. Основы теории построения и контроля сложных систем. Л.: Энергоатом-
издат, 1988.
4. Добкин В.М. Системный анализ в управлении. М.: Химия, 1984.
5. Канивец А.Н., Герасимов Б.И., Пархоменко Л.В. Экономический анализ системы менеджмента качест-
ва промышленного предприятия / Под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб.
гос. техн. ун-та, 2005.
6. Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством: 17-модульная программа для менеджеров
«Управление развитием организации»: Модуль 5. М.: ИНФРА-М, 1999.
7. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. М.: ОАО «Типография "Новости"»,
2000.
8. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учеб. пособие. М.: Изд-во «Дело и
Сервис», 1999.
9. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОАО «Изд-во
"Экономика"», 1998.
10. Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем: Пер. с англ. М.: Со-
ветское радио, 1969.
11. Основы современного менеджмента качества. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1998.
12. Систематизированный материал по системам менеджмента качества на основе МС ИСО 9000 версии
2000 года для использования специалистами по качеству при повышении квалификации. М., 2001.
13. Смагина М.Н., Герасимов Б.И., Пархоменко Л.В. Процессы системы менеджмента качества / Под науч.
ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006.
14. Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского. М.:
ИНФРА-М, 1999.
15. Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,
1999.
16. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000.
Глава 3

1. Арбузов В.И., Мрочек Ж.А., Панов А.Н., Хартон В.Л. Основы системы менеджмента качества машино-
строительного предприятия. М.: Изд-во «Знание», 2001.
2. Васильев А.С., Дальский А.М., Клименко С.А., Полонский Л.Г., Хейфец М.Л., Ящерицын П.И. Техноло-
гические основы управления качеством машин (Библиотека технолога). М.: Изд-во Машиностроение, 2003.
3. Григорович Б.Г., Юдин С.В., Козлова И.О., Шильдин В.В. Информационные методы в управлении ка-
чеством. М.: Изд-во «Знание», 2001.
4. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. М.: Изд-во «Стандарты и каче-
ство», 2000.
5. Никитин В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000 : 2000. М.: Изд-во «Стандарты и
качество», 2002.
6. Палий В.Ф., Суздальцева Л.П. Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной дея-
тельности машиностроительных предприятий: Учебник для вузов. М.: Машиностроение, 1989.
7. Свиткин М.З., Мацута В.Д., Рахлин К.М. Международные стандарты ИСО серии 9000, методика и
практика применения М.: Изд-во НИИТЭХИМ, 1991.
8. Туркин В.Г., Герасимов Б.И., Жариков В.Д. Качество машиностроительной продукции / Под науч. ред.
д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005.

Глава 4

1. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002.
2. Белобрагин В.Я. Современные проблемы теории управления эффективностью производства и качест-
вом продукции в условиях становления рынка. М.: Изд-во стандартов, 1994.
3. Варакута С.А. Управление качеством продукции: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.
4. Всеобщее управление качеством: Учебник / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин;
Под ред. О.П. Глудкина. М.: Горячая линия – Телеком, 2001.

<< Предыдущая

стр. 22
(из 23 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>