<< Предыдущая

стр. 4
(из 23 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Организация управления – нахождение оптимального сочетания энергии и вещества системы в пространст-
ве и времени, принятие, документальное оформление, контроль и координация выполнения решения.
Отношения в системе – взаимосвязь между компонентами системы, обусловленная выполнением главной
цели. Рациональное построение памяти системы как способности хранить информацию обеспечивает мини-
мальные затраты на принятие решений.
Поведение системы – способ взаимодействия системы с внешней средой и упорядочение связей в струк-
туре системы для достижения ее целей. Изучение механизмов действия объективных экономических законов,
научных подходов к управлению и применение их к изучению свойств системы является предпосылкой ее оп-
тимального или разумного поведения.
Построения системы – определение количества компонентов системы, необходимого для нормального
функционирования по достижению ее целей, структуризация компонентов по уровням иерархии (анализ) и ус-
тановление между ними связей. Правильность структуризации проверяется синтезом или сложением компонен-
тов, начинающегося с нижнего уровня иерархии.
Противоречия в системе – действия компонентов системы с противоположными целями или функциями.
Снижение противоречий способствует нормальному функционированию системы и ее развитию.
Развитие системы – процесс совершенствования системы на основе изучения механизма конкуренции,
законов воспроизводства, развития потребностей, экономии времени и др., обеспечивающий выживание систе-
мы.
Связи системы – информационные и документальные потоки в системе между ее компонентами для при-
нятия и координации выполнения управленческого решения. Информация должна быть необходимого объема и
качества, в нужном месте и в нужное время.
Система – целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий особое единство с внешней
средой и представляющий собой подсистему системы более высокого порядка (глобальной системы). Единство
системы с внешней средой определяет ее взаимосвязь с действием объективных экономических законов.
Системный анализ – анализ на основе всестороннего изучения ее свойств с применением научных подхо-
дов для выявления слабых и сильных сторон системы, ее возможностей и угроз, формирования стратегии
функционирования и развития.
Содержание системы – вещественный субстрат системы, совокупность людей, средств производства и
предметов труда.
Структура системы – совокупность компонентов системы, находящихся в определенной упорядоченно-
сти и сочетающих локальные цели для наилучшего достижения главной (глобальной) цели системы. Количест-
во компонентов системы и их связей должно быть минимальным, но достаточным для выполнения главной це-
ли системы.
Функционирование системы – организация взаимодействия энергии и вещества системы по достижению
запланированных целей, координация, учет и контроль, мотивация и регулирование взаимодействия компонен-
тов системы.
Цель системы – конечное состояние системы или ее выхода, к которому она стремится в силу своей
структурной организации. Целью, например, производственной системы может быть достижение требуемой
массы вновь созданной стоимости путем выпуска конкурентоспособных товаров для потребителей.
Энергия системы – люди и орудия труда, новшества, информация собственная. Управление должно быть
направлено на рациональное использование энергии.
Приведем основные свойства систем [16].
Адаптивность системы – это свойство характеризует способность системы нормально (в соответствии с
заданными параметрами) функционировать при изменении параметров внешней среды, приспособляемость
системы к этим изменениям. Порог адаптации определяется максимальным уровнем (в процентах или долях)
изменения параметров внешней среды, при котором система продолжает нормально функционировать.
Вертикальная целостность системы – количество уровней иерархии, изменения в которых влияют на
всю систему; степень взаимосвязи уровней иерархии; степень влияния субъекта управления на объект; степень
самостоятельности подсистем системы.
Взаимозависимость системы – система формирует и проявляет свои свойства только в процессе функ-
ционирования и взаимодействия с внешней средой. Система реагирует на воздействия внешней среды, развива-
ется под этими воздействиями, но при этом сохраняет качественную определенность и свойства, обеспечиваю-
щие относительную устойчивость и адаптивность функционирования системы. Без взаимодействия с внешней
средой открытая система не может функционировать. Рассматривая систему как «черный ящик», сначала ана-
лизируют и формулируют параметры «выхода» системы, затем определяют воздействие внешней среды на сис-
тему, требования к ее «входу», анализируют параметры канала обратной связи и в последнюю очередь – пара-
метры процесса в системе.
Горизонтальная обособленность системы – количество связей между подсистемами одного уровня, их за-
висимость и интегрированность по горизонтали.
Дисбаланс – отсутствие равновесия, не равновесие основных хозяйственных показателей (системы).
Жесткость системы – характеризуется следующими параметрами: степень изменения параметров систе-
мы за заданный промежуток времени; степень влияния на функционирование системы объективных законов и
закономерностей; степень свободы системы и др.
Иерархичность системы – каждый компонент (подсистема) может рассматриваться как подсистема (сис-
тема) более глобальной системы. Например, цех является подсистемой организации как системы, а организация
является подсистемой системы более высокого уровня – отрасли или региона и т.д. Свойство иерархичности
систем проявляется при структуризации (построении дерева) и декомпозиции целей организации, показателей
товаров и т.д.
Инерционность системы – это свойство систем характеризуется скоростью изменения выходных парамет-
ров системы в ответ на изменения входных параметров и параметров ее функционирования, средним временем
получения результата при внесении изменений в параметры функционирования.
Инновационный характер развития системы – инновационная деятельность организации, направленная
на использование природных факторов, труда и капитала для разработки и внедрения результатов НИОКР, па-
тентов и ноу-хау, является главным условием экономии ресурсов, повышения конкурентоспособности товаров
и жизненного уровня населения. Инновационный путь – единственный путь развития социально-
экономических систем.
Множественность описания системы – в силу сложности системы невозможно познать все ее свойства и
параметры. Поэтому при анализе рационально ограничиться определенным уровнем иерархии структуры сис-
темы.
Мультипликативность системы – результаты проявления некоторых свойств системы (например, ее без-
отказности) определяются не сложением, а умножением относительных значений данного свойства каждого
компонента системы.
Надежность системы – надежность системы (например, организации) характеризуется:
а) бесперебойностью функционирования системы при выходе из строя одного из компонентов;
б) сохраняемостью проектных значений параметров системы в течение запланированного периода време-
ни;
в) устойчивостью финансового состояния организации;
г) перспективностью экономической, технической, социальной политики, обоснованностью миссии орга-
низации.
Надежность технических систем характеризуется безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью
и сохраняемостью свойств качества системы в течение запланированного (заданного) срока. Надежность социо-
биологических систем (человека) определяется наследственностью, темпераментом, характером, воспитанно-
стью, интеллигентностью, состоянием здоровья, параметрами внешней среды. Очевидно, что большинство фак-
торов надежности систем субъективны, управляются они специалистами и менеджерами.
Наследственность системы – характеризует закономерность передачи доминантных (преобладающих,
наиболее сильных) и рецессивных признаков на отдельных этапах развития (эволюции) от старого поколения
системы к новому. Выделение доминантных признаков системы позволяет повысить обоснованность направле-
ний ее развития. Доминантные и рецессивные признаки, по сути, являются объективными. Субъективность
процесса управления этими признаками проявляется в их исследовании, выделении доминантных признаков
системы и инвестировании в их развитие. Это трудная комплексная задача. Поэтому в настоящее время изуче-
нием наследственности социально-экономических систем занимаются очень мало.
Неаддитивность системы – принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляю-
щих ее компонентов и невыводимость свойств целостной системы из свойств компонентов. Каждый компонент
может рассматриваться только в его связи с другими компонентами системы. С другой стороны, функциониро-
вание системы не может быть сведено к функционированию отдельных ее компонентов. Совокупное функцио-
нирование разнородных взаимосвязанных компонентов порождает качественно новые функциональные свойст-
ва целого, не сводящиеся к сумме свойств его компонентов.
Неопределенность информационного обеспечения системы – это свойство отражает случайный, вероятно-
стный характер стратегических, тактических и оперативных ситуаций, параметры которых влияют на выполне-
ние миссии организации и запланированных целей. Своевременность, достоверность, достаточность, надеж-
ность и другие параметры информационного обеспечения, а также период упреждения (прогноза) являются
основными факторами степени соответствий прогнозных целей фактическим.
Непрерывность функционирования и развития системы – система существует, пока функционирует (кро-
ме технических). Все процессы в любой системе взаимообусловлены. Функционирование компонентов опреде-
ляет характер функционирования системы как целого, и наоборот. Одновременно система должна быть способ-
ной к обучению и саморазвитию. Источниками развития (эволюции) социально-экономических систем являют-
ся: а) противоречия в различных сферах деятельности; б) конкуренция; в) многообразие форм и методов функ-
ционирования и др.
Оптимальность системы – это свойство характеризует степень удовлетворения требований к системе вы-
полнения запланированных целей, обеспечивающих наилучшее использование потенциала системы.
Организованность системы – характеризуется степенью приближения в заданных условиях показателей
пропорциональности, параллельности, непрерывности, прямоточности, ритмичности других параметров орга-
низации производственных и управленческих процессов к оптимальному уровню. Неорганизованные системы
быстрее разрушаются.
Открытость системы – интенсивность обмена информацией или ресурсами с внешней средой; количест-
во систем внешней среды, взаимодействующих с данной системой; степень влияния других систем на данную
систему.
Первичность целого (системы) – в теории систем исходным моментом является предположение, что сис-
темы существуют как целое, которое затем можно членить на компоненты. Эти компоненты существуют лишь
в силу существования целого. Не компоненты составляют целое, и наоборот, целое порождает при своем чле-
нении компоненты системы. Первичность целого – основной постулат теории систем. В целостной системе
отдельные части функционируют совместно, составляя в совокупности процесс функционирования системы
как целого.
Приоритет интересов системы более высокого уровня – сначала должны удовлетворяться (выполняться)
интересы (цели) системы более высокого (глобального) уровня, а затем – ее подсистем.
Приоритет качества – практика показывает, что выживают те технические, социально-экономические
системы, которые из всех факторов функционирования и развития отдают приоритет качеству различных объ-
ектов (подсистем).
Размерность системы – количество компонентов системы и связей между ними. В зависимости от коли-
чества компонентов системы подразделяются на малые, средние и большие.
Самостоятельность системы – количество связей системы с внешней средой в среднем на один ее ком-
понент или иной параметр. Скорость отмирания, деления или объединения компонентов системы без вмеша-
тельства внешней среды.
Синергичность системы – эффективность функционирования системы не равна сумме эффективностей
функционирования ее подсистем (компонентов). При отлаженном позитивном взаимодействии подсистем
(компонентов) достигается положительный эффект синергии – эффект взаимодействия, к получению которого
должны стремиться менеджеры. Если сумма эффективностей подсистем больше эффективности системы, эф-
фект синергии отрицательный.
Сложность структуры системы – характеризуется следующими параметрами: количество уровней ие-
рархии управления системой; многообразие компонентов и связей; сложность поведения и неаддитивность
свойств; сложность описания и управления системой; количество параметров модели управления, ее вид; объем
информации, необходимой для управления и др.
Совместимость системы – степень совместимости системы с другими системами внешней среды (макро-
и микросреды, инфраструктуры региона) по правовому, информационному, научно-методическому и ресурс-
ному обеспечению. Инструментом обеспечения совместимости является стандартизация всех объектов на всех
уровнях иерархии управления.
Уровень стандартизации системы – внедрение новых информационных, финансовых, производственных,
управленческих и других технологий, развитие глобальной конкуренции основывается на идеях и принципах
стандартизации, которая обеспечивает совместимость и взаимозаменяемость данной системы с другими систе-
мами. Роль стандартизации особенно повышается в условиях развития международной кооперации на основе
международных стандартов.
Целенаправленность системы – означает построение дерева целей социально-экономических и производ-
ственных систем, дерева показателей эффективности технических систем и др. Например, критерием функцио-
нирования организации является максимизация вновь созданной стоимости как суммы фонда оплаты труда
персонала и прибыли при условии выполнения законодательства на основе обеспечения конкурентоспособно-
сти товаров и организации.
Эмерджментность системы – цели (функции) компонентов системы не всегда совпадают с целями
(функциями) системы.


2.2. СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
В ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Системный подход к менеджменту качества является главным достижением в области повышения ка-
чества. Качество продукции всегда имело большое значение, в настоящее же время оно становится решающим
фактором, определяющим желание потребителя приобрести продукцию.
В связи с этим необходимо рассмотреть четыре тенденции, которые оказывают влияние на требования
к качеству продукции [1, 3, 4].
Первая тенденция – повышение требований к качеству продукции со стороны потребителя – возникла в
условиях коренного изменения рынка, на котором в настоящее время господствует не конкуренция цен, а не
менее ожесточенная конкуренция уровней качества продукции. В настоящее время рынок наполнен продукци-
ей в широком ассортименте; недостаток товаров больше не вызывает необходимости закупки продукции, уро-
вень качества которой является лишь удовлетворительным. В области тяжелого и сложного оборудования на
размещение заказов влияют не планы, а возможности обеспечить высокое качество продукции.
Вторая тенденция – изменение технической основы проектирования новых видов продукции – оказала
огромное влияние на требования к качеству, предъявляемые фирмой. До последнего времени во многих отрас-
лях хозяйственной деятельности мы были в высшей степени зависимы от так называемой последовательности
выполнения работы при проектировании и изготовлении нового технологического оборудования и новой про-
дукции. В соответствии с этим порядком сначала надо было затратить время на проведение научно-
исследовательских и проектно-конструкторских работ с целью создания концепции нового оборудования или
новой продукции, затем на изготовление опытных образцов и тщательное проведение испытаний с целью обес-
печения выполнения всех предъявляемых требований. При таком подходе можно было относительно легко оп-
ределить проблему качества продукции, так как переход от одного этапа к другому зависел от соответствия
эксплуатационных свойств предъявляемым требованиям. В настоящее время, в связи с быстро происходящими
изменениями на рынке, в большинстве программ проектно-конструкторских работ не отводится времени на
выполнение работ по такой последовательной системе. Вместо нее все чаще и чаще мы наблюдаем то, что
можно было бы назвать программой параллельного выполнения работ, началом которой являются научно-
исследовательские и опытно-конструкторские работы, продолжающиеся и в период изготовления и в период
испытаний опытных образцов. Такая параллельность выдвигает совершенно иной комплекс эксплуатационных
требований с целью обеспечения идеального качества продукции при рациональной величине затрат. Она соз-
дает в экономической деятельности проблему качества в совершенно иных масштабах.
Третья тенденция – это сложность современного технологического оборудования. Несоблюдение тре-
бований к качеству при разработке таких серьезных новшеств, как применение технологического оборудования
с программным управлением, планирование при помощи ЭВМ, использование автоматизированных технологи-
ческих линий и т.д., быстрее, чем когда бы то ни было, приводит к ухудшению качества продукции и увеличи-
вает время простоя, так как автоматизированное оборудование не может работать вследствие плохого качества
деталей.
Четвертая тенденция – экономические факторы, определяющие уровень качества продукции, – являет-
ся результатом первых трех тенденций и относится к затратам на достижение и обеспечение качества продук-
ции, которое стало многотысячной статьей расходов. Затраты на повышение и обеспечение качества продукции
по своей величине во многих отраслях хозяйственной деятельности непосредственно сопоставляются с общей
величиной прямых трудозатрат.
Одним из способов сокращения масштабов этих проблем является системный подход к основной кон-
цепции качества и надежности, к той концепции, которая возникла в начале второй четверти XX в. и которая
по-прежнему остается рациональной с технической и организационной точек зрения, хотя теоретически она в
настоящее время устарела. Под этой концепцией понимается принцип: «Уровень качества должен быть заложен
в проекте будущей продукции, и его нельзя улучшить в ходе контроля или ввести законодательным путем».
Впервые острая необходимость в системном подходе возникла при подготовке запуска космического
корабля «Апполон». Традиционные методы научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ и
современные методы технологии производства оказались недостаточными для того, чтобы обеспечить выпол-
нение графика разработки и изготовления кабины корабля. До возникновения возможности выполнения графи-
ка и обеспечения удовлетворительных эксплуатационных свойств необходимо было объединить все остальные
элементы (персонал, наземное вспомогательное оборудование, обработку информации и т.д.). Успешная высад-
ка американских космонавтов на Луне явилась одним из ярких примеров возможностей современной системо-
техники [1].
Практическую форму, в которой осуществляется системный подход, можно охарактеризовать следую-
щим образом. Большинство основных видов деятельности фирмы обычно включает широкий круг людских,
машинных, материальных и информационных элементов, который можно рассматривать как систему. В качест-
ве примеров можно привести: проектирование новых изделий и освоение их производства; производство и
управление им; сбыт продукции и закупка запасных частей; управление качеством и надежностью. Изменение
какого-либо элемента этих системных структур может существенно повысить или понизить общую эффектив-
ность. Таким образом, основой современного системного подхода является то, что изменения оборудования и
рабочей силы, взаимосвязанных структур, информационного потока, а также управления и контроля над этими
системами следует осуществлять не только с точки зрения их улучшения, но и с точки зрения влияния этих из-
менений на общую эффективность.
В экономическом плане концепция системы заключается в следующем: модель системы – это уровень
наибольшей эффективности использования людей, машин и информации с целью выполнения заказов потреби-
телей в основной деятельности фирмы.
Системная проблема качества трудна, отчасти, потому, что достижение уровня качества, с момента
возникновения замысла конструкции изделия до момента его эксплуатации, отвечающей требованиям потреби-
теля, вызывает необходимость координированного взаимодействия в системе «человек – машина – информа-
ция», охватывающей все функциональные области хозяйственной деятельности. Отчасти она трудна и потому,
что общим знаменателем всей системы управления качеством является жесткость требований, предъявляемых
при проектировании и сбыте в виде нормативно-технической документации, а эти требования слишком часто
были недостаточными и находились в отрыве от сферы эксплуатации. Требования потребителя обычно касают-
ся вопросов надежности, безопасности, внешнего вида, ремонтопригодности и др. Эти показатели иногда не
могут быть количественно оценены и измерены.
Мировая практика показывает, что жесткость или слабость системы менеджмента качества на пред-
приятии или фирме может стать показателем того, как в действительности фирма добивается достижения своих
целей – улучшения качества продукции при минимальных расходах на обеспечение и повышения качества. В
основе этого положения лежит полностью признанный в настоящее время принцип, который заключается в
том, что в целях обеспечения высокого качества продукции управление качеством следует начинать с момента
планирования и проектирования изделия и завершать доставкой бездефектной продукции потребителю.
Сущность этой концепции становится более понятной после рассмотрения всего комплекса мероприя-
тий, направленных на достижение выпуска бездефектной продукции. Комплекс таких мероприятий не ограни-
чивается одним контролем качества изделий или только регулированием технологических процессов, одним
проектированием надежности или только обеспечением качества – каждый из этих методов имеет большое зна-
чение. Это объясняется тем, что на качество оказывают влияние многочисленные стадии производственного
цикла [1].
1. На качество продукции влияет проводимая отделом сбыта оценка уровня качества продукции, тре-
буемого потребителю.
2. В огромной степени на качество продукции влияет процесс проектирования, на котором должны
учитываться результаты изучения рынка.
3. На качество продукции влияет качество закупаемых сырья, материалов, полуфабрикатов и комплек-
тующих изделий, деятельность отделов, которые отбирают поставщиков, заключают с ними контракты и под-
держивают связь.
4. Качество продукции зависит от принятой технологии производства – применяемого оборудования,
технологической оснастки и производственных процессов.
5. В процессе изготовления изделий на их качество огромное влияние оказывают руководители и про-
изводственные рабочие.

<< Предыдущая

стр. 4
(из 23 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>