<< Предыдущая

стр. 5
(из 23 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

6. Нет необходимости говорить о той роли, которую играет технический контроль и функциональные
испытания на соответствие качества продукции требованиям нормативно-технической документации.
7. Процесс транспортировки продукции также влияет на качество; при этом большое значение приоб-
ретают качество упаковки и методы транспортирования.
8. Большое значение имеют монтажные и пуско-наладочные работы, так как от них зависит качество
монтажа изделия, одновременно с которым проводится инструктаж потребителя о правилах эксплуатации.
9. Ответственным моментом проверки надежности в рабочих условиях являются эксплуатационные
испытания.
С практической точки зрения удовлетворение требований потребителя фактически обеспечивается в
процессе всего производственного цикла независимо от вида продукции, будь то электрическая зубная щетка,
полимер, турбина, электродвигатель, антибиотик или космический корабль. Полное удовлетворение требова-
ний потребителя в отношении всех основных показателей качества продукции может быть достигнуто только
путем осуществления тщательно продуманной, хорошо составленной и охватывающей весь производственный
цикл программы. Наличие такой единой программы управления качеством продукции гарантирует координа-
цию всех мероприятий по обеспечению необходимого уровня качества и их направленность к достижению еди-
ной цели – удовлетворению требований потребителя при оптимальных затратах средств.
Система менеджмента качества (СМК), которая охватывает все работы, выполняемые на предприятии,
объединяет многочисленные отдельные функции и решения в области качества продукции на фирме в единую
оперативную систему, направленную на достижение высшего качества при оптимальных затратах, предполага-
ет наличие ряда нормативных документов, требования которых обязаны соблюдать все сотрудники фирмы, за-
нятые в области проектирования, производства и сбыта продукции, при выполнении работ, имеющих прямое
отношение к качеству продукции.
Невозможно полностью рассмотреть требования, предъявляемые к системе менеджмента качества. Их
можно кратко охарактеризовать следующим образом [1 – 4].
1. Предпроизводственная оценка и определение качества продукции. Это требование предъявляется
еще при разработке замысла конструкции изделий и распространяется на всю программу их выпуска; при этом
ставится цель удостовериться в том, что готовая продукция будет отвечать требованиям потребителя к качест-
ву.
2. Планирование качества продукции и качества производственного процесса. На этом этапе опреде-
ляют: номенклатуру показателей качества, подлежащих измерению; объем, методы и место проведения изме-
рений параметров качества; порядок проведения измерений и их регистрацию; допускаемые отклонения, при
нарушении которых принимаются корректирующие мероприятия, а также другие важные требования, предъяв-
ляемые к производственным процессам.
Другими важными подсистемами являются:
? планирование и контроль закупаемых материалов;
? оценка и контроль качества продукции и технологических процессов;
? организация обратной связи в информации о качестве;
? подготовка кадров и повышение квалификации, а также пропаганда в области управления качеством;
? управление качеством в период эксплуатации готовой продукции;
? руководство деятельностью в области управления качеством;
? специальные исследования в области управления качеством.
Наиболее важные элементы фирмы (персонал, машины, материалы и информация) являются взаимо-
связанными частями более сложных систем. Эти системные структуры объединяют все мероприятия и направ-
ляют их на достижение целей и выполнение задач фирмы.
Системный подход к менеджменту качества побуждает предприятия анализировать требования потре-
бителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителей, а также
поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества может быть основой
постоянного улучшения для увеличения вероятности повышения удовлетворенности потребителей и других
заинтересованных сторон. Она дает уверенность организации и потребителям в ее способности поставлять про-
дукцию, полностью соответствующую требованиям [12].
2.3. РАЗРАБОТКА, ВНЕДРЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА
КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ*



*
По материалам издания: Смагина М.Н., Герасимов Б.И., Пархоменко Л.В. Процессы системы менеджмента ка-
чества / Под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. 100 с.
В то время как за рубежом уже давно получила развитие идея системного подхода к обеспечению качест-
ва, у нас в стране эта идея долго не признавалась, но сегодня широкое распространение получает четвертый
подход к системе управления качеством.
Серии стандартов ИСО 9000 принципиально отличаются от всех остальных, ранее разработанных, так как
впервые появились универсальные стандарты, позволяющие обеспечивать управление качеством во всех отрас-
лях экономики. ИСО 9000 представляет собой обобщенный стандарт систем управления качеством, т.е. одни и
те же стандарты могут быть применимы к любой организации, крупной или малой, вне зависимости от харак-
тера выпускаемой продукции, услуги, для любых форм бизнеса, государственных административных органов и
их департаментов, а также общественных организаций.
Принятые в августе 2001 г. российские стандарты в области обеспечения качества аутентичны междуна-
родным стандартам и имеют индексы обозначения ГОСТ Р ИСО.
Стандарты систем управления помогают организации создать модель для дальнейшего формирования и
обеспечения работоспособности системы управления. Эта модель объединяет в себе черты абсолютного совер-
шенства. Система управления, которая появляется вслед за моделью или соответствует стандарту, базируется
на прочном фундаменте лучших методов организации работ. Крупные организации или организации со слож-
ными процессами не способны нормально функционировать без системы управления.
ИСО 9000 связан с «управлением качеством». Определение «качества» по ИСО серии 9000 опирается на те
свойства продукта (услуги), которые необходимо обеспечить заказчику. «Управление качеством» состоит из
мероприятий, направленных на обеспечение соответствия выпускаемого продукта требованиям заказчика.
Стандарты ИСО не являются обязательными и степень использования их предприятиями той или иной
страны во многом зависит от объемов внешнеэкономических связей. Область применения стандартов серии
ИСО 9000 достаточно широка и включает в себя:
1) организации, стремящиеся добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента ка-
чества;
2) организации, желающие быть уверенными, что их требования к продукции будут выполнены постав-
щиками;
3) пользователей продукции;
4) тех, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в управлении качеством (на-
пример, поставщики, потребители, регламентирующие органы, органы управления и т.п.);
5) стороны (внутренние или внешние по отношению к организации), которые оценивают систему ме-
неджмента качества или проверяют ее на соответствие требованиям данных стандартов (например, аудиторы,
органы по сертификации);
6) стороны (внутренние или внешние по отношению к организации), которые консультируют или прово-
дят обучение по системе менеджмента качества, соответствующей данной организации;
7) разработчиков соответствующих стандартов.
В последние годы все большее число российских предприятий принимают стратегическое решение о соз-
дании системы менеджмента качества (СМК) по стандарту ИСО 9000, более того, можно смело прогнозировать
возрастание интереса к получению международного сертификата в ближайшем будущем. Причины, которые по-
буждают российские предприятия инициировать процесс сертификации по стандарту ИСО 9000, достаточно мно-
гообразны: это может быть стремление повысить собственную конкурентоспособность или эффективность сво-
ей деятельности, наличие сертификата может быть требованием законодательства, стратегических партнеров,
собственников или инвесторов. Для того чтобы наши товаропроизводители были равноправными партнерами
на мировом рынке, необходимо выпускать конкурентоспособную продукцию. Иначе страна, как и прежде, ос-
танется сырьевым придатком развитых государств, будет продавать за рубеж нефть и газ, лес, рыбу и алмазы.
Другой путь – активно занимать рынки сбыта за счет качества продукции, создавать экспортно-
ориентированное производство, как это делается в других странах.
Работающая система менеджмента качества может стать реальным инструментом непрерывного совер-
шенствования деятельности предприятия и источником экономических выгод. За счет документированности,
контроля, анализа и периодического пересмотра ключевых производственных и управленческих процессов в
соответствии с требованиями международного стандарта обеспечивают прозрачность, лучшую управляемость и
непрерывное совершенствование деятельности предприятия. Неформальный подход к внедрению систем ме-
неджмента качества, лидерство высшего руководства, вовлечение персонала и привлечение квалифицированных
специалистов в области качества помогут российским предприятиям максимально полно использовать возмож-
ности, которые заложены в требованиях международного стандарта ИСО 9000. Система менеджмента качества
является частью системы менеджмента организации, которая направлена на достижение результатов, в соответст-
вии с целями в области качества, способными удовлетворять потребности, ожидания и требования заинтересован-
ных сторон. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансирова-
нием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью. Различные части системы менедж-
мента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему ме-
неджмента, использующую общие элементы, что облегчает планирование, выделение ресурсов, определение до-
полнительных целей и оценку общей эффективности организации.
В основу новой версии стандартов ИСО 9000 положен процессный подход при разработке, внедрении и
улучшении результативности системы менеджмента качества. Преимущество процессного подхода состоит в
непрерывности управления с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требо-
ваний.
Процессная модель может быть охарактеризована следующими особенностями.
1. Необходимостью измерения входных и выходных показателей любого процесса. При внедрении новой
версии стандартов возникает ряд трудностей, связанных измерениями, анализом и мониторингом – это оценка
эффективности применяемых измерений. Первый из семи простых методов управления качеством – стратифика-
ция. Слои (страты), а значит, и процессы следует выделять таким образом, чтобы различия внутри одного страта
были минимальными, а между слоями – максимальными. Руководствуясь этим правилом, можно как преодолеть
несоответствия между отдельными звеньями системы, так и скорректировать применяемые измерения.
2. Оценка удовлетворенности потребителя как непременное условие для оценки качества всей системы. Вы-
пускаемые товары и услуги должны соответствовать рынку. Следовательно, соответствовать рынку должно и каче-
ство.
3. Реализация для всей системы и каждого процесса замкнутого цикла управления.
Прежде чем приступить к внедрению требований стандартов ИСО 9000 : 2000, на предприятии следует:
? изучить нормативные документы для понимания целей сертификации на данную группу стандартов;
? определить, какие преимущества будут у организации, если система качества будет внедрена;
? обеспечить участие руководства в процессе подготовки внедрения;
? спланировать и организовать подготовку к внедрению системы качества;
? подготовить необходимые кадры;
? провести обучение всего персонала;
? разработать и внедрить документацию по качеству;
? провести предварительную оценку системы качества;
? выбрать сертифицирующий орган;
? провести сертификационный аудит.
Подготовка и внедрение системы качества – сложный и долгий процесс, требующий усилий всего персо-
нала предприятия, но если предприятие уже внедрило у себя систему качества, следует помнить, что соответст-
вие требованиям стандартов ИСО 9000 – это непрерывный процесс, который требует постоянного улучшения.
Структура процесса разработки системы менеджмента качества представляет собой иерархическую де-
композицию проекта на составные части (элементы, модули), необходимые для планирования и контроля осу-
ществления проекта.
Структура должна удовлетворять следующим правилам.
1. Каждый уровень иерархии декомпозиции процесса разработки СМК должен иметь законченный вид
или охватывать всю сумму частей процесса, представленного на данном уровне детализации.
2. Сумма характеристик элементов СМК на каждом уровне иерархии структуры должны быть равны.
3. Нижний уровень декомпозиции должен содержать элементы (модули), на основе которых могут быть
ясно определены все данные, необходимые и достаточные для управления процессом разработки СМК. Напри-
мер: функциональные характеристики, объемы работ, стоимость, необходимые ресурсы, исполнители, связи с
другими элементами и др.
Структурные модели используются на всех стадиях разработки системы менеджмента качества для реше-
ния разнообразных задач, связанных с управлением качеством конечного продукта. Они могут отличаться по
принципам декомпозиции проекта на составные части.
Структурная модель и принцип структуризации широко используются для построения других информаци-
онных моделей, применяемых в управлении процессом разработки СМК. Отметим наиболее существенные из
них:
1) дерево целей;
2) организационное дерево;
3) матрица распределения ответственности и распределение работ по исполнителям;
4) дерево стоимостей;
5) структурная схема материально-технического обеспечения проекта;
6) дерево распределения рисков и решений по его минимизации.
Система менеджмента качества представляет собой достаточно сложную многоплановую и многоуровне-
вую систему. Создание такой системы невозможно без учета общих системных принципов, рассматриваемых в
теории систем. Это касается не только самой системы, но и всех ее подсистем, которые также являются систе-
мами, но более низкого уровня.
К ним следует отнести системы:
а) процессов предприятия;
б) документирования процессов;
в) мотивации и подготовки персонала и пр.
Чем сложнее система, чем шире состав выполняемых ею функций, тем более разнообразные формы может
принимать управление. Усложнение объекта, детальное отражение его свойств в модели влекут за собой ус-
ложнение управляющей им системы. Поэтому при создании СМК необходимо решать компромиссные задачи
сложности, полноты системы и возможности и эффективности управления ею.
Действительно, развитость системы, большое число степеней ее свободы увеличивают диапазон возмож-
ных воздействий на нее, но лишь некоторые из них могут контролироваться целенаправленно. Поэтому выбор
точек контроля состояния и функционирования системы менеджмента качества очень важен и в значительной
мере будет определять результативность и эффективность системы.
Несмотря на различия в конкретном представлении управления для любой закономерности построения
управляемых систем, которые необходимо учитывать при реализации СМК.
Определение качества системы или процесса с помощью механизма показателей (критериев) часто не яв-
ляется самоцелью. Показатели используются не только для того, чтобы установить удовлетворение системы
предъявляемым требованиям, но и для ее улучшения. Последнее осуществляется путем достижения экстре-
мальных (максимальных или минимальных) значений критерия.
При этом управление понимается в широком смысле, как целенаправленная трансформация структуры
системы, ее параметров, введение новых связей (переменных) – собственно управлений.
Система показателей качества естественно разбивается на две группы. В первую входят потребительские
оценки реализации системы, а вторую составляют характеристики динамики процессов в системе.
В общем случае для управляемой системы или процесса интерес представляют два показателя качества,
фиксирующие куда приходит система или процесс в результате управления и как она попадает в это конечное
состояние. Первый показатель описывает величину рассогласования состояния процесса в момент завершения
процесса, второй – ход процесса.
Конечное состояние процесса определяет удовлетворенность требований потребителя (клиента), и поэтому
он в нем заинтересован. Поэтому заинтересован в нем и руководитель и исполнители процесса. Но потребите-
лю в общем случае неважно, какой ценой исполнители этот результат достигают, особенно если цена продукта
для него уже определена. Этот интегральный показатель важен руководителю и исполнителям процесса и сис-
темы в целом для оценки его эффективности, для оценки возможности его улучшения. Информация необходи-
ма для анализа процесса и выработки мер улучшения его для решения внутренних задач снижения себестоимо-
сти продукции, повышения производительности.
Заключительной деятельностью любого процесса должен быть анализ итогового показателя качества про-
цесса, критерия его эффективности. Он, как правило, должен вычисляться по характеристикам результата про-
цесса, т.е. являться оценкой его результативности, и выбираться с учетом интересов следующего процесса, т.е.
потребителя выхода процесса. Кроме того, должна регистрироваться та или иная информация, характеризую-
щая ход процесса. Для такой регистрации можно выбирать такие контрольные точки в системе и в процессе, в
которых, во-первых, возможен контроль состояния или воздействия на процесс, во-вторых, состояние или воз-
действие отражает затраты на процесс или другие характеристики динамики процесса, способные накапливать-
ся по ходу процесса с целью оценки его хода. Прежде всего, в качестве таких контрольных точек следует обяза-
тельно выбирать точки анализа состояния процесса или наличия возмущения. Количество таких воздействий,
ответвлений от запланированного хода процесса может дать необходимую информацию о качестве управления
процессом. Снижая количество раз попадания на «боковую ветвь» алгоритма управления, мы улучшаем ход
процесса. Такой контроль обеспечивает возможность статистического процесса любой природы: как техноло-
гического, так и организационного.
Процесс организации разработки и совершенствования системы менеджмента качества должен соответст-
вовать требованиям. Это обеспечивает представитель руководства. Процесс измерения могут выполнять спе-
циалисты по качеству, а анализ системы менеджмента качества должен проводить первый руководитель. За
каждый процесс назначается ответственное лицо, которое обеспечивает выполнение на предприятии своей час-
ти обязательных требований. В процессе производства возникает не только продукция, но и информация о про-
дукции и о процессе – они составляют добавленную ценность. Информация должна быть полной, достоверной,
своевременной и доступной.
Предназначение системы качества заключается в выполнении руководством предприятия и всеми его под-
разделениями своих функций и задач для обеспечения высокого качества выпускаемой продукции. В реализа-
ции функций системы качества участвуют все работники предприятия, каждый из которых решает свои задачи.
Отсюда возникает необходимость выполнения вспомогательных задач для обслуживания системы качества.
Для обеспечения эффективной работы системы качества служат следующие задачи [11, 12].
1. Оценка процессов системы менеджмента качества.
2. Проверка системы менеджмента качества (аудит).
3. Анализ системы менеджмента качества.
4. Самооценка предприятия.
5. Организация кружков качества.
6. Сертификация продукции и системы качества.
Теперь более подробно охарактеризуем каждую из задач [12].
Оценка процессов системы менеджмента качества. При оценке систем менеджмента качества следует
задавать четыре основных вопроса в отношении каждого оцениваемого процесса:
? Выявлен и определен ли соответствующим образом процесс?
? Распределена ли ответственность?
? Внедрены и поддерживаются ли в рабочем состоянии процедуры?
? Эффективен ли процесс в достижении требуемых результатов?
Совокупные ответы на приведенные выше вопросы могут определить результаты оценивания. Оценка
системы менеджмента качества может различаться по области применения и включать такие виды деятельно-
сти, как аудит (проверку) и анализ системы менеджмента качества, а также самооценку.
Проверка системы менеджмента качества (аудит). Аудиты применяются для определения степени вы-
полнения требований к системе менеджмента качества для оценки эффективности системы менеджмента каче-
ства и определения возможностей их улучшения. Аудиты, проводимые первой стороной (самой организацией)
или от ее имени для внутренних целей, могут служить основой для декларирования организацией о своем соот-
ветствии. Аудиты, проводимые второй стороной, могут проводиться потребителями продукции или другими
лицами от имени потребителей. Аудиты, проводимые третьей стороной, осуществляются независимыми внеш-
ними организациями. Такие организации, обычно имеющие аккредитацию, проводят сертификацию на соответ-
ствие требованиям, например, требованиям ИСО 9001.
Стандарты серии ИСО 9000 подчеркивают необходимость эффективного процесса внутреннего контроля.
Стандарты ИСО 9000 требуют, в особенности, чтобы:
? требования всех элементов были проверены;
? проверки планировались;
? проверки документировались;
? расписание проверок основывалось на важности и статусе каждого элемента;
? контролеры были квалифицированными;
? проверки рассматривались вместе с руководством;
? дефекты устранялись своевременными действиями по исправлению несоответствий.
Внутренний аудит необходим для того, чтобы выявить, что все требуемые элементы системы качества:
? имеются в наличии;
? соответствуют требованиям стандартов;

<< Предыдущая

стр. 5
(из 23 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>