<< Предыдущая

стр. 7
(из 23 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

При изучении различных систем рассматриваются взаимосвязи, проводится структуризация системы и ее эле-
ментов, реализуется системный анализ. Сущность системного анализа состоит в определении целей функцио-
нирования системы, функций по достижению этих целей с последующим анализом эффективности деятельно-
сти. Проектирование процедуры оценки СМК должно осуществляться в строгом соответствии с основными
положениями теории систем.
Квалиметрия – научная область, объединяющая методы количественной оценки качества продукции. Ос-
новные задачи квалиметрии: обоснование номенклатуры показателей качества, разработка методов их опреде-
ления и оптимизации, оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий, разработка принципов
построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартиза-
ции и управления качеством. Квалиметрия изучает методологию и методику решения вопросов, лежащих в ос-
нове деятельности по регламентации показателей качества в нормативной документации, оценке уровня каче-
ства и контролю качества в процессе приемо-сдаточных, периодических, типовых и сертификационных испы-
таний. Значительное внимание в этой области уделяется вероятностным и статистическим методам, методам
оценки уровня качества, обработки и анализа результатов испытаний, методам интерпретации результатов и
принятия решений. Квалиметрия позволяет получить информацию о качестве оцениваемого объекта на любой
стадии его жизненного цикла в количественной и качественной формах. Квалиметрия рассматривает оценку
качества объекта, как динамическую категорию, т.е. учитывает возможность изменения его качества при изме-
нении конъюнктуры рынка, применения качества проекта с учетом опыта эксплуатации, совершенствования
технических процессов и средств производства. Лежащие в основе квалиметрии принципы оценивания должны
быть использованы при формировании номенклатуры показателей для оценки СМК.
Теория научного управления (теория менеджмента) объединяет множество конкретных школ и подходов. В
рамках данной теории разрабатываются общие подходы к совершенствованию и принципы управления органи-
зацией; исследуется взаимосвязь управления с «человеческим фактором» и мотивацией; выделяются систем-
ный, ситуационный, процессный подходы, обеспечивающие объемное видение проблем управления.
При разработке процедуры оценки СМК необходимо учитывать ряд подходов, которые представляют со-
бой совокупность теоретических положений и методических инструментов, использование которых позволяет
заложить в основу проектируемой процедуры СМК наиболее эффективные решения, накопленные теорией и
практикой. Сущность системного подхода к управлению заключается в методологии исследования объекта
(проблемы, явления, процесса) как системы, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наи-
более существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из
элементов определены исходя из общего предназначения объекта. Регулирование системы обеспечивает такую
ее деятельность, при которой выравнивается состояние выхода системы по заданной норме. Следовательно,
главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного
планированием. Сложность управления зависит, прежде всего, от количества изменений в системе и ее окруже-
нии. При разработке процедуры оценки СМК и при разработке состава задач и функциональной структуры этой
системы оценки должны быть учтены все основные положения системного подхода к управлению.
Процессный подход рассматривает функции управления в их взаимосвязи между собой. Под процессом
понимается система взаимосвязанных действий по исследованию рынка, планированию, организации деятель-
ности, учету и контролю, анализу и регулированию, а также мотивации. Процессный подход используется в
исследовании и совершенствовании СМК. Некоторые элементы процессного подхода должны применяться при
создании процедуры оценки СМК.
Функциональный подход к разрабатываемой процедуре оценки СМК применяется в сочетании с системным
и процессным. Он заключается в том, что параметры потребностей рассматриваются как совокупность функ-
ций, которые должны быть выполнены. После определения функций создаются несколько альтернативных спо-
собов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, для которого соотношение затрат и полезного
эффекта будет оптимальным. Функциональный подход используется в управлении любым предприятием, по-
этому данный подход также должен быть учтен при разработке процедуры оценки СМК.
Комплексный подход предусматривает его распространение на все части, стороны и аспекты деятельности
и связи как внутри СМК, так и во внешней среде. Только на основе комплексного и всестороннего изучения
СМК ее состояние может быть оценено некоторым комплексом оценок. С другой стороны, комплексный под-
ход для разработки процедуры оценки СМК может применяться, чтобы любой отдельный объект СМК был
изучен и оценен с помощью комплекса подходов, методов и методик, т.е. в многообразии конкретных явлений
и отношений. Любая проблема или потребность, на основе комплексного и системного подходов, может быть
представлена как комплекс отдельных аспектов (экономических, организационных, социальных, политических
и др.), что и позволяет вырабатывать комплексные меры разрешения проблем и удовлетворения потребностей.
Количественный и качественный подходы базируются на законе диалектики взаимного перехода количе-
ственных изменений в качественные. Оба перехода конкретизируются множеством методов качественного и
количественного анализа при оценке любой части СМК. Данные подходы позволяют увидеть за количествен-
ными изменениями качественные скачки, т.е. выявить зарождающуюся или неосознанную проблему, грядущий
кризис или улучшение, а также представлять качественные оценки и суждения в виде количественных показа-
телей, параметров и показателей. Одновременное использование в системе оценки количественного и качест-
венного подходов также является «проявлением» комплексного подхода.
Структурный подход заключается в определении приоритетов среди факторов, методов, принципов и дру-
гих инструментов в их совокупности с целью рационального распределения ресурсов, т.е. при реализации
структурного подхода необходимо провести ранжирование факторов, а также предварительную структуриза-
цию объекта исследования и управления. Именно структурный подход должен быть использован при анализе
факторов и показателей, характеризующих функционирование СМК предприятия. Кроме того, на его основе
будет сформирована функциональная структура процедуры оценки СМК.
Современная бизнес-среда постоянно подвергается влиянию различных трудно прогнозируемых факторов.
Возможность выбора правильного управленческого решения в условиях значительной изменчивости внешней и
внутренней среды дает использование ситуационного подхода, который основывается на том, что решение о
применении различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует мно-
жество факторов как в самой системе, так и вне ее, возникают сложности при прогнозировании и управлении
системой. Следовательно, самым эффективным методом управления в данной конкретной ситуации является
тот, который наиболее соответствует ситуации и определяется оперативно с максимальной степенью адаптации
к сложившейся ситуации.
Стоимостной подход, который в теории и практике управления появился относительно недавно, основан
на том, что в качестве главного стратегического критерия успешной деятельности системы принимается рост
стоимости бизнеса. В современных условиях проектирование процедуры оценки СМК целесообразно прово-
дить на основе именно этого подхода, который в наибольшей степени соответствует смыслу и философии биз-
неса. Важно отметить, что стоимостный подход синтезирует в себе основные положения большинства упомя-
нутых выше теоретических подходов и должен быть базовым при формировании процедуры оценки СМК.
Перейдем к рассмотрению некоторых принципов, которые могут быть положены в основу создания про-
цедуры оценки СМК. Полезность выражает значимость выбранного варианта решения, которую можно оценить
формально, как оценку приоритетного альтернативного решения. Принцип полезности выражает необходи-
мость оценивать степень риска при выборе альтернативного решения. Этот принцип является основополагаю-
щим при разработке процедуры оценки СМК, так как является основой для выработки критериев и параметров
системы.
Принцип целостности и полноты означает, что одним из основных свойств системы является ее целост-
ность. Одновременно с этим система должна с достаточной интенсивностью и качеством выполнять необходи-
мые для достижения внешних и внутренних целей действия. Использование данного принципа предполагает, с
одной стороны, установление границ элементов и связей анализируемого объекта, с другой стороны, синтез
системы, удовлетворяющей принципу.
Принцип эффективности предполагает достижение планируемого (предполагаемого) результата в задан-
ном временном интервале, совмещенное со стремлением к минимальным затратам ресурсов. К частным прояв-
лениям данного принципа можно отнести оптимальность организации управления объектами, показатели рен-
табельности и др.
Принцип устойчивости означает, что система должна обладать таким свойством, как устойчивость, т.е.
она должна адекватно реагировать на воздействия внешней и внутренней среды. Воздействия носят случайный
характер и выводят систему из равновесного состояния. Использование принципа устойчивости заключается в
установлении соответствующих параметров устойчивости и способов реакции системы на воздействия, опреде-
ление эффективности и скорости реакции на проблемные и кризисные ситуации, а также в разработке рекомен-
дации по увеличению (улучшению) устойчивости системы.
Принцип адаптации является дополнением к принципу устойчивости и рассматривается как реализация
способности системы целенаправленно приспосабливаться к меняющимся условиям среды, осуществлять эф-
фективные и адекватные среде изменения СМК, в том числе предусматривать необходимость и возможность
изменения заблаговременно и проводить эти изменения с минимальными затратами.
Таким образом, использование упомянутых выше теорий, подходов и принципов в качестве источни-
ков формирования процедуры оценки СМК позволит изучить и адекватно отразить объективные свойства про-
цессов СМК предприятия, выработать методологический инструментарий создания системы мониторинга и
оценки показателей СМК и на этой основе сформировать систему, позволяющую поддерживать локальные и
интегральный показатели качества СМК в диапазоне установленных значений. В качестве базового подхода
при формировании процедуры оценки СМК должен быть использован стоимостной подход.
Стоимостной подход появился в теории практики и управления в конце 90-х гг. XX в. Причиной появле-
ния стоимостного подхода к управлению и концепции управления стоимостью стало постепенное перемещение
конкуренции с товарных рынков на рынки капитала.
Основными постулатами стоимостного подхода являются:
? максимизация стоимости компании является главной целью стратегического управления;
? стоимость в наибольшей степени связана с денежным потоком, который генерирует компания;
? прирост стоимости является главным критерием эффективности управления.
Доминирующим инструментом управления, который используется в рамках стоимостного подхода,
является система всеобщего управления денежным потоком. Функция управления денежным потоком перехо-
дит из разряда оперативных в разряд стратегических функций управления. Для инвестора важнейшей характе-
ристикой объекта инвестиций является не текущая прибыль, а его способность в течение определенного про-
межутка времени генерировать стабильно большой денежный поток, а также возможность в будущем получить
значительный доход от продажи доли своего участия в компании. Таким образом, ключевыми критериями
оценки эффективности деятельности предприятия как объекта инвестиций стали долгосрочные дисконтирован-
ные денежные потоки и неразрывно связанные с ними показатели стоимости акций и предприятия в целом. В
стоимостном подходе стоимость предприятия рассматривается как расчетная величина, равная денежной сум-
ме, за которую предполагается переход прав собственности на оцениваемый объект из рук в руки на дату оцен-
ки в результате сделки между гипотетическими добровольными покупателем и продавцом после адекватного
маркетинга, когда обе стороны действуют компетентно, расчетливо и без принуждения. В упрощенном случае
рост стоимости может быть определен как разность между стоимостью капитала, внесенного при создании
предприятия, и стоимостью этой же доли при ее возможной продаже. Успешно работающие предприятия соз-
дают стоимость не только для собственников, но и для поставщиков, потребителей, сотрудников, государства и
инвесторов. Поэтому рост стоимости бизнеса предприятия автоматически способствует росту благосостояния
всех субъектов рынка, а, следовательно, отвечает их интересам. В то же время известно, что TQM больше ори-
ентирован на непосредственного потребителя продукции или услуги организации. Целесообразно провести
сравнительный анализ характеристик предприятия с внедренной системой менеджмента качества и предпри-
ятия, управляемого на основе стоимостного подхода к управлению.
Глава 3

ТЕХНО ЛОГИЧЕСКИ Е РЕЗ ЕР ВЫ
ПО ВЫ ШЕНИ Я КАЧЕ СТ ВА ПРОДУКЦИИ
ПРО МЫ ШЛЕННОГО ПРЕДП РИЯТИ Я *



3.1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Успешная деятельность предприятий в современных экономических условиях, неразрывно связана с каче-
ством выпускаемой ими продукции. На рынке работает огромное количество организаций, которые предлагают
различную продукцию, требующуюся разным субъектам экономических отношений. Рассмотрим продукцию
машиностроительных предприятий.
Машиностроительная продукция в первую очередь интересна своей комплексной составляющей. Пред-
приятия машиностроения при производстве своей продукции объединяют изделия предприятий различных от-
раслей и на основе их выпускают свой авторский продукт. Можно сказать, что продукция машиностроительных
предприятий суммирует в себе качественные характеристики изделий смежных отраслей и обрабатывая их
производит свою продукцию со своим уровнем качества. На приобретенном у машиностроительных предпри-
ятий оборудовании заказчики (предприятия смежных отраслей) непосредственно изготовляют продукцию
удовлетворяющую потребности каждого человека и общества в целом. Ведущую роль в качестве продукции
этих предприятий играет оборудование на котором данная продукция выпускается. Следовательно уровень ка-
чества продукции машиностроения объединяет в себе уровни качества продукции добывающих отраслей и не-
посредственно влияет на уровень качества продукции перерабатывающих отраслей (например, отрасли пище-
вого производства).
На качество продукции машиностроения влияет множество факторов различной природы. За счет влияния
этих факторов качество машиностроительной продукции либо улучшается, либо ухудшается.
Маркетинг играет ведущую роль в определении требований, предъявляемых к качеству машиностроитель-
ной продукции. Он должен:
– определять потребность рынка в машиностроительной продукции;
– точно определять рыночный спрос и область реализации, так как это важно для оценки сортности, ка-
чества, количества, цены и сроков производства машиностроительной продукции;
– давать четкое определение требований потребителя на основе постоянного анализа контрактов или по-
требностей рынка. Эти действия включают учет любых неустановленных нужд или тенденций со стороны по-
требителей;

*
По материалам издания: Туркин В.Г., Герасимов Б.И., Жариков В.Д. Качество машиностроительной продукции / Под
науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 104 с.
– четко информировать в рамках компании о всех требованиях, предъявляемых потребителем к качеству
машиностроительной продукции.
Влияние маркетинга на качество выпускаемой машиностроительным заводом продукции заключается в
обеспечении предприятия информацией о требованиях предъявляемых заказчиком к качеству продукции (на-
пример, краткое описание продукции). Краткое описание продукции содержит требования и пожелания потре-
бителя в виде предварительного набора технических требований, которые послужат основой для выполнения
последующих работ по проектированию машиностроительной продукции учитывающей требования заказчика.
Проектирование продукции на машиностроительном предприятии включает в себя разработку проектов:
– машиностроительной продукции, отвечающей требованиям потребителя (разработку новых продуктов
или расширение существующих продуктов);
– технологических процессов, отвечающих требованиям качества продукции.
В числе элементов, включаемых в краткое описание продукции, могут быть следующие требования:
– эксплуатационные характеристики, такие как прочность, надежность, стойкость к коррозии, теплостой-
кость и работоспособность, а также другие определяемые свойства машиностроительной продукции;
– вопросы безопасности и условий окружающей среды;
– приемлемые стандарты и законодательные регламенты;
– упаковка, транспортировка, погрузка–разгрузка или хранение;
– обеспечение/проверка качества.
Для постоянного мониторинга требований к качеству продукции маркетинг должен разрабатывать систему
информационного контроля и обратной связи. Вся информация относящаяся к качеству машиностроительной
продукции анализируется, сравнивается и доводится до сведения службы качества завода.
На основе использования данной информации определяется характер объема проблем, связанных с качест-
вом машиностроительной продукции. При этом учитывается опыт и пожелания потребителей. Кроме того, об-
ратная связь с потребителем является средством получения данных о качестве продукции, необходимых для
внесения изменений в характеристики продукции, а, следовательно, и для повышения ее качества.
Также стоит отметить, что при разработке новых видов машиностроительной продукции, требования к ка-
честву, предъявляемые заранее заказчиком, часто показаны с точки зрения «качества» и не определены количе-
ственно. В таких случаях при помощи маркетинга производится совместная разработка требований к изделию в
сотрудничестве с потенциальным пользователем (например, пробное использование продукции, оценка качест-
ва и повторение процесса отгрузки образцов), разработка проектов технологических процессов, отвечающих
требованиям качества машиностроительной продукции.
Инжиниринг (разработка и проектирование) машиностроительной продукции.
На предприятиях машиностроительного комплекса, особое значение имеют конструкторские, технологи-
ческие подразделения. Данные службы при разработке технической документации обеспечивают перевод по-
требностей заказчика к качеству машиностроительной продукции в технические условия на материалы, ком-
плектующие, продукты и технологические процессы производства продукции.
Результатом этой работы является производство машиностроительной продукции, отвечающей требовани-
ям потребителя к качеству продукции. Эта продукция реализуется по приемлемой заводом цене и обеспечивает
ему удовлетворительный возврат инвестируемых средств.
Технические условия на машиностроительную продукцию, разрабатываемые в инжиниринговой документа-
ции, обеспечивают возможность охарактеризовать производство продукции, проверку и контроль, материалы,
методы обработки, транспортировку, хранение, эксплуатацию.
Рассмотрим более подробно влияние инжиниринговой составляющей на качество выпускаемой предпри-
ятием машиностроительной продукции. Инженер на основе установленной по срокам программы разработки и
изготовления продукции, определяет контрольные (реперные) точки отвечающие характеру продукции (массо-
обменное, емкостное, теплообменное оборудование). Анализируя эти этапы (точки) он может корректировать
уровень качества продукции. Степень каждой фазы или этапа, в котором оценивается машиностроительная
продукция, зависит от области использования выпускаемой продукции, сложности его проекта, меры новизны
и внедряемой технологии, степени стандартизации и аналогичности с ранее разработанными проектами.
Исследование качества машиностроительной продукции с использованием реперных точек проводится на
следующих этапах:
– научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);
– пробные испытания на заводе;
– пробное использование заказчиком;
– первоначальное производство на промышленном предприятии;
– серийное производство;
– проектирование систем контроля и управления технологическими процессами при производстве маши-
ностроительной продукции.
Помимо требований потребителя при разработке конструкции машиностроительного предприятия обра-
щается самое серьезное внимание на требования, относящиеся к безопасности, ответственности за качество
выпускаемой продукции, охраны окружающей среды и другие правила, включая элементы политики фирмы в
области качества, которые могут выйти за рамки законодательных требований.
Инжиниринг закладывает положения качества машиностроительной продукции. Они должны быть четки-
ми и адекватно определять характеристики, имеющие важное значение для качества, такие как критерии при-
емки и отбраковки. Следует также одновременно учитывать функциональную пригодность продукции и про-
филактические меры, направленные против неправильного ее использования. Характеристика продукции мо-
жет включать такие показатели, как возможности технологического процесса, прочность, надежность, обраба-
тываемость, однородность, наличие загрязнений, инородных веществ, изменения качества с течением времени,
ухудшение свойств, безопасность и возможность изъятия при отказе.
Во время налаживания или модификации технологического процесса производства машиностроительной
продукции специалисты инженерных служб проводят эксперименты, чтобы понять технические условия нового
или модифицированного процесса производства с точки зрения качества выпускаемой продукции. Разрабаты-
вается программа технологического процесса, включая устранение обнаруженных недостатков, а также опреде-
ляются будущие потребности технического обслуживания.
В процессе производства инженерные службы постоянно ведут мониторинг качества машиностроительной
продукции. Проводят измерения, испытания, разрабатывают критерии приемки, используемые при оценке ка-
чества выпускаемой продукции. Мы предлагаем для машиностроительной промышленности следующие пара-
метры, по которым проводятся измерения:
– значения эксплуатационных характеристик, допуски и характеристики, относящиеся к конкретным
свойствам;
– метод отбора и подготовки образцов;
– метод измерений и анализа;
– критерии приемки и отбраковки;
– требования к точности испытаний и измерений.
Инжиниринговые службы машиностроительного завода для проверки и подтверждения качества продук-
ции проводят испытания выпущенных изделий. Испытания включают в себя:
– оценку эксплуатационных характеристик, долговечности, безопасности, надежности и ремонтопригод-
ности в предусматриваемых условиях хранения и эксплуатации;
– контроль с целью проверки того, что все запроектированные характеристики совпадают с предусмот-
ренными, а разрешенные изменения проекта внесены и зарегистрированы;

<< Предыдущая

стр. 7
(из 23 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>