<< Предыдущая

стр. 9
(из 23 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

тимости с условиями окружающей среды.

3.2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Качество изделий, услуг или других выходящих потоков предприятия определяется тем, насколько удов-
летворены запросы потребителя, который их использует, и зависит от эффективности и результативности про-
цессов, обеспечивающих производство этой продукции и его поддержку.
Улучшение качества достигается за счет улучшения технологических процессов. Каждый вид деятельно-
сти или элемент работы предприятия состоит из одного или нескольких процессов.
Улучшение качества представляет собой непрерывную деятельность, направленную на регулярное повы-
шение эффективности и результативности технологического процесса.
Усилия по улучшению качества в первую очередь следует направлять на постоянный поиск возможностей
улучшения, а не на выявление таких возможностей в результате уже возникшей проблемы.
Корректировка выходящих потоков технологического процесса уменьшает или исключает уже возникшую
проблему. Превентивные и корректирующие действия исключают причины возникновения проблемы или
уменьшают их значимость, а следовательно, исключают или уменьшают вероятность их возникновения в бу-
дущем. Таким образом, превентивные и корректирующие действия улучшают технологический процесс на
предприятии и являются критическими для улучшения качества.
Ответственность и руководство в вопросах создания внешних условий для непрерывного улучшения ка-
чества возлагается на самый высокий уровень управленческой администрации. Администраторы осуществляют
руководство и выполнение обязательств, необходимые для создания внешних условий для улучшения качества,
за счет собственных действий, постоянного наличия и использования ресурсов. Администраторы проводят
улучшение качества путем доведения до сведения целей и задач, непрерывного улучшения организации собст-
венного труда, поддержки создания внешних условий для открытой информационной связи, коллективной ра-
боты и уважения к индивидуальности, а также предоставления возможности каждому сотруднику предприятия
улучшать организацию своего трудового процесса.
Ценности, отношение и поведение. Внешние условия для улучшения качества часто требуют новой сово-
купности совместных ценностей, отношений и поведенческих норм, сфокусированных на удовлетворении за-
просов потребителя и устанавливающих все более перспективные цели. В число наиболее важных для улучше-
ния качества ценностей, отношений и поведенческих норм входят:
? фокусирование внимания на удовлетворение запросов потребителя как внутреннего, так и внешнего;
? включение всей системы поставок от поставщика к потребителю в систему улучшения качества;
? демонстрация выполнения своих обязательств, руководящей позиции и преданности делу со стороны
администрации;
? подчеркивание того, что улучшение качества составляет часть работы каждого сотрудника как при
коллективной, так и при индивидуальной работе;
? адресное распределение проблем, связанных с улучшением технологического процесса;
? непрерывное улучшение всех технологических процессов;
? установление открытой информационной связи с доступом к данным;
? поощрение коллективной работы и уважение к индивидуальности;
? принятие решений на основе анализа данных.
Цели улучшения качества. Цели улучшения качества должны быть установлены для всех подразделений
предприятия. Они должны быть тесно связаны с общими деловыми целями и обеспечивать направленность на
наиболее полное удовлетворение запросов потребителя, а также на повышение эффективности и результатив-
ности технологического процесса. Цели улучшения качества должны быть определены так, чтобы процесс под-
давался измерению. Они должны быть доступными для понимания, перспективными и значимыми для дела.
Стратегия достижения этих целей должна быть понята и согласована теми, чья совместная работа должна обес-
печивать их достижение. Цели улучшения качества должны регулярно пересматриваться и отражать изменение
запросов потребителя.
Взаимосвязь и коллективная работа. Открытая связь и коллективная работа снимают организационные и
личные барьеры, влияющие на эффективность, результативность и постоянное улучшение процессов. Открытая
связь и коллективная работа должны распространяться на всю систему поставки, включая поставщиков и по-
требителей. Открытая связь и коллективная работа требуют доверия. Доверие особенно важно в отношении
каждого, кто участвует в идентификации и осуществлении возможных улучшений.
Признание заслуг. Признание заслуг поощряет действия, соответствующие необходимым для улучшения
качества ценностям, отношениям и поведенческим нормам.
Достигающее своей цели признание заслуг подчеркивает совершенствование и рост отдельных сотрудни-
ков и учитывает факторы, влияющие на их работу (т.е. возможности организации, внешние условия). Кроме
того, признание заслуг подчеркивает характеристики коллективной работы и коллективное признание, а также
поощряет частую и неформальную обратную связь.
Система признания заслуг должна быть связана с системой вознаграждения. В частности, система возна-
граждений не должна провоцировать разрушительную внутреннюю конкуренцию.
Обучение и подготовка. Продолжающееся обучение имеет большое значение для каждого сотрудника.
Программы обучения и подготовки важны для создания и сохранения внешних условий, необходимых для
улучшения качества. Все сотрудники предприятия, включая администрацию самого высокого уровня, должны
быть обучены и подготовлены в соответствии с практикой и методикой системы качества применительно к со-
ответствующим методам улучшения качества. Это включает использование средств и способов улучшения ка-
чества. Все программы обучения и подготовки должны быть проанализированы на соответствие с принципами
и методиками системы качества. Эффективность обучения и подготовки должна регулярно оцениваться. Ото-
рванная от практического применения подготовка редко бывает эффективной.
Потери из-за качества. Возможности уменьшить потери, связанные с качеством, определяют направлен-
ность усилий по улучшению качества. Потери из-за качества должны быть соотнесены с вызывающими их про-
цессами. Важно хотя бы оценить те потери из-за качества, которые плохо поддаются измерению, например,
утрату доверия потребителя и недостаточное использование человеческого потенциала. Предприятия должны
снижать потери из-за качества за счет использования каждой возможности улучшить качество.

3.3. АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕЗЕРВОВ
ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Получаемая от улучшения качества выгода будет постепенно накапливаться, если предприятие осуществ-
ляет проекты по улучшению качества и соответствующую деятельность как последовательную регулярную
систему мер, основанных на сборе и анализе данных.
Вовлечение всего предприятия. На предприятии с достаточно хорошей мотивацией и управлением улуч-
шением качества некоторое количество проектов или видов деятельности по улучшению качества различной
степени сложности будет непрерывно предприниматься и осуществляться всеми сотрудниками и на всех уров-
нях предприятия. Проекты и деятельность такого рода станут частью нормальной работы каждого сотрудника и
будут варьироваться от таких, которые требуют наличия межфункциональных или управленческих коллекти-
вов, до таких, которые будут выбраны и осуществлены отдельными сотрудниками или коллективами.
Проекты или виды деятельности по улучшению качества обычно начинаются с признания возможности
улучшения. Это признание может быть основано на измерении потерь из-за качества и/или сравнении с конку-
рирующими образцами (реперные точки) продукции предприятий, признанных лидерами в конкретной облас-
ти. Однажды определенный проект или вид деятельности по улучшению качества развивается на протяжении
ряда этапов и завершается осуществлением превентивных или корректирующих действий в отношении процес-
са с целью достижения и сохранения нового, улучшенного уровня функционирования. По завершении проектов
или видов деятельности по улучшению качества, выбираются и осуществляются новые проекты или виды дея-
тельности по улучшению качества.
Инициирование проектов или видов деятельности по улучшению качества. Все сотрудники предприятия
вовлекаются в инициирование проектов и видов деятельности по улучшению качества. Необходимость, объем и
важность проекта или вида деятельности по улучшению качества должны быть четко определены и продемон-
стрированы. Это определение должно включать соответствующее обоснование и историческую справку, све-
дения о связанных с проектом потерях из-за качества и существующим состоянием, по возможности выражен-
ные в характерных числовых выражениях. Проект или вид деятельности должны быть отнесены к какому-то
лицу или коллективу, включая его лидера. Необходимо составить программу и адекватно распределить ресур-
сы. Должны быть предусмотрены положения о периодическом проведении анализа объема, программы, рас-
пределения ресурсов и наблюдаемого прогресса.
Исследование возможных причин. Целью этого этапа является возрастающее понимание природы улуч-
шаемого процесса путем сбора, оценки и анализа данных. Сбор данных всегда должен проводиться в соответ-
ствии с тщательно разработанным планом. Важно исследовать возможные причины с наибольшей объективно-
стью, без предвзятых суждений о возможных причинах превентивных или корректирующих действий, тогда
решения будут основаны на фактах.
Установление причинно-следственных связей. Данные подвергаются анализу с целью заглянуть в сущ-
ность улучшаемого процесса и сформулировать возможные причинно-следственные связи. Важно выявить раз-
личия между совпадением и причинно-следственной связью. Связь, которая обнаруживает высокую степень
соответствия с данными, нуждается в проверке и подтверждении на основе новых данных, собранных по тща-
тельно разработанному плану.
Осуществление превентивных и корректирующих действий. После установления причинно-следственных
связей должны быть разработаны и оценены альтернативные предложения о превентивных и корректирующих
действиях в отношении выявленных причин. Преимущества и недостатки каждого предложения должны быть
проверены сотрудниками предприятия, которые будут вовлечены в осуществление этих действий. Успех осу-
ществления зависит от сотрудничества всех участников.
Улучшение качества достигается в результате превентивных или корректирующих процесс действий для
получения более удовлетворительных результатов и/или уменьшения частоты неудовлетворительных результа-
тов. Применение только корректирующих мер в отношении результатов процесса, таких как ремонт, доработка
или сортировка, влечет за собой потери, связанные с качеством.
Подтверждение улучшения. После осуществления превентивных или корректирующих действий должны
быть собраны и проанализированы соответствующие данные для подтверждения того, что улучшение достигнуто.
Подтверждающие данные должны быть собраны на той же основе, что и данные для исследования и установления
причинно-следственных связей. Необходимо также провести исследования желательных и нежелательных побоч-
ных явлений, которые могли произойти.
Если после осуществления превентивных или корректирующих действий продолжают появляться нежела-
тельные результаты примерно с той же частотой, может возникнуть необходимость пересмотреть определение
проекта или вида деятельности по улучшению качества, вернувшись на этап инициирования.
Закрепление достигнутого успеха. После подтверждения улучшения качества необходимо его закрепить.
Обычно это включает в себя изменение технических условий и/или рабочих или административных процедур и
методик, необходимого обучения и подготовки, а также гарантию того, что эти изменения становятся состав-
ляющей частью содержания деятельности каждого сотрудника, которого это касается. Улучшенный процесс
после этого нуждается в контроле на новом уровне функционирования.
Продолжение улучшения. Если желаемое улучшение достигнуто, должны быть выбраны и осуществлены
новые проекты и виды деятельности по улучшению качества. Поскольку дополнительные улучшения качества
всегда возможны, проект или вид деятельности, направленные на улучшение качества, могут быть повторены
на основе объективных показателей. Рекомендуется установить приоритеты и временные пределы для каждого
проекта или вида деятельности по улучшению качества. Временные пределы не должны ограничивать эффек-
тивные виды деятельности по улучшению качества.
Цикл «планирование – исполнение – проверка – действие» используется для непрерывного улучшения ка-
чества. Методология улучшения качества в этой части стандарта ИСО 9004 обращает основное внимание на
фазу «проверка–действие» данного цикла.
3.4. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И
ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Проблема повышения качества машиностроительной продукции приобрела в современной экономике осо-
бое значение. Только предприятия выпускающие продукцию определенного качества могут в современных
конкурентных условиях удовлетворить потребительский спрос, гарантировать высокую эффективность процес-
са воспроизводства. Для решения проблемы повышения качества машиностроительной продукции на предпри-
ятиях принимаются различные программы (ИСО 9000 – 9004 и т.д.). Но ни одно предприятие не может четко
определить проблемное место в качестве своей продукции без анализа самого качества.
Анализ качества продукции в конкурентных условиях проводится по трем основным направлениям:
– анализ выполнения планов повышения качества и обновления машиностроительной продукции;
– анализ технического уровня выпускаемой машиностроительной продукции;
– анализ качества машиностроительной продукции.
Решения, основанные на анализе ситуаций и данных, играют ведущую роль в проектах и видах деятельно-
сти по улучшению качества. Успех этих проектов и видов деятельности зависит от правильного применения
средств и способов, разработанных для намеченных целей.
По возможности, решения по улучшению качества должны быть основаны на числовых данных. Решения,
рассматривающие различия, тенденции и изменения числовых данных, должны быть основаны на правильной
статистической интерпретации.
Некоторые решения, связанные с улучшением качества, могут быть основаны на нечисловых данных. Та-
кие данные играют важную роль в маркетинге, исследовании, разработке и в управленческих решениях. Соот-
ветствующие средства должны быть использованы для правильной обработки данных такого рода, при их пре-
образовании в полезную для принятия решений информацию.
Все сотрудники предприятия должны получить подготовку по применению средств и способов улучшения
качества, направленную на улучшение их рабочих процессов. Обучение в отрыве от практического применения
редко бывает эффективным. В данной главе рассмотрены некоторые средства и способы из множества разрабо-
танных.
Нижеследующие средства и способы применимы при анализе числовых и нечисловых данных. В первую
очередь представлена форма для сбора данных, поскольку она применима для обоих типов данных. Далее ука-
заны средства для анализа цифровых данных, а затем для анализа нечисловых данных.
Каждое средство или способ представлены в следующем виде:
а) применение – использование средства или способа для улучшения качества;
б) описание – краткое описание средства или способа;
в) процедура – поэтапное представление процедуры использования средства или способа;
г) пример – пример использования некоторых средств или способов.
Форма для сбора данных используется при систематическом сборе данных для получения ясного пред-
ставления фактов. База данных представляет собой шаблон для записи собранных данных. Она помогает пред-
ставить собранные данные в удобной форме и облегчить проведение их анализа посредством следующих про-
цедур.
1. Установите конкретную цель сбора данных (адресуемые вопросы).
2. Идентифицируйте данные, требуемые для достижения поставленной цели (адрес вопросов).
3. Определите, как и кем будет проводиться анализ данных (статистические средства).
4. Составьте форму для записи данных. Обеспечьте при этом место для записи информации о том:
– кто собрал эти данные;
– где, когда и как данные были собраны.
5. Проверьте форму, собрав и записав в нее некоторое количество данных.
6. Проанализируйте и измените форму, если требуется.
Диаграмма сродства используется при распределении по группам большого количества идей, мнений или
интересов по конкретной теме. При сборе большого количества данных о различных идеях, мнениях и интере-
сах, связанных с одной темой, это средство дает возможность организовать информацию в группы на основе
естественных связей, существующих между ними. Этот процесс предназначен для стимуляции творческих спо-
собностей и полного участия. Он более эффективен в небольших группах (рекомендуется максимальное коли-
чество членов в группе, равное восьми), в которых сотрудники привыкли работать вместе. Это средство часто
используется для организации идей, возникших в ходе «мозговой атаки».
Процедура применения:
1) объявите тему изучения в самых широких понятиях (подробности могут вызвать предвзятость при от-
вете);
2) запишите как можно больше отдельных идей, мнений или интересов на карточках (по одной на карточ-
ке);
3) смешайте карточки и хаотически распределите их на большом столе;
4) сгруппируйте взаимосвязанные карточки следующим образом:
? рассортируйте карточки, которые кажутся взаимосвязанными, по группам;
? ограничьте количество групп при условии, что одна карточка не может составлять всю группу;
? выберите или придумайте карточку с заголовком, который отражает содержание каждой группы;
? поместите такую карточку с заголовком поверх карточек одной группы;
5) перенесите информацию с карточек на бумагу, разбив на группы.
Реперные точки. Метод реперных точек используется для сравнения процесса с теми, которые имеют при-
знанное лидерство, с целью идентификации возможностей улучшения качества. Данный метод сравнивает про-
цессы и рабочие характеристики изделий и услуг с признанными лидерами. Он позволяет идентифицировать
цели и установить приоритеты для подготовки планов, которые приведут к конкурентным преимуществам на
рынке.
Процедура применения:
1) определите пункты для реперных точек:
? пункты должны представлять собой ключевые характеристики процессов и их результатов;
? реперные точки для процесса и его результатов должны быть непосредственно связаны с потребностя-
ми потребителя;
2) определите, по отношению к кому устанавливаются реперные точки:
– типичными предприятиями могут быть прямые конкуренты и/или неконкуренты, которые признаны
лидерами по данному пункту, представляющему интерес;
3) соберите данные:
– данные о рабочих характеристиках процесса и запросах потребителя могут быть получены такими
средствами, как непосредственный контакт, обзоры, интервью, личные и профессиональные контакты, техни-
ческие журналы;
4) организуйте данные и проведите их анализ:
– анализ направлен на установление наилучших практических целей по всем соответствующим пунктам;
5) установите реперные точки:
– идентифицируйте возможности улучшения качества на основе запросов потребителей и рабочих харак-
теристик, достигнутых конкурентами и неконкурентами.
«Мозговая атака» используется для идентификации возможных решений проблем и потенциальных воз-
можностей улучшения качества. «Мозговая атака» – это способ освободить творческое мышление коллектива
для создания и выяснения перечня идей, проблем или исходных положений.
Процедура применения складывается из двух фаз.
1. Фаза генерации идей:
– организатор рассматривает основные направления «мозговой атаки» и задачу соответствующего собра-
ния, затем члены коллектива высказывают ряд идей. Целью является генерация максимального количества
идей.
2. Фаза уточнения:
– коллектив рассматривает список высказанных идей, чтобы обеспечить их всеобщее понимание. Оценка
идей произойдет по завершении собрания, организованного для проведения «мозговой атаки».
Основные направления «мозговой атаки» заключаются в том, что:
? идентифицируется организатор;
? ясно объявляется задача собрания для «мозговой атаки»;
? все члены коллектива выступают поочередно и высказывают по одной идее;
? по возможности, члены коллектива развивают и дополняют идеи, высказанные другими;
? на этой стадии идеи не критикуются и не обсуждаются;
? высказанные идеи записываются так, чтобы все их видели;
? процесс продолжается до тех пор, пока не прекратится поток идей;
? все высказанные идеи рассматриваются для уточнения.
Причинно-следственная диаграмма используется для:
? анализа причинно-следственных связей;
? сообщения о причинно-следственных связях;
? облегчения решения проблемы от ее признака до причины.
Причинно-следственная диаграмма применяется для исследования и демонстрации связи между данным
явлением (например, отклонениями характеристик качества) и его потенциальными причинами. Несколько по-
тенциальных причин классифицируются по основным категориям и подкатегориям, так что их представление
напоминает скелет рыбы. Отсюда и вытекает еще одно известное наименование этой диаграммы – диаграмма
«рыбьи кости».
Процедура применения:
1) ясно и осознанно определите явление;
2) определите основные категории возможных причин.

<< Предыдущая

стр. 9
(из 23 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>