<< Предыдущая

стр. 3
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Борьбу
? Древние ученые
искали способы
продления жизни . . . . 7



за продление ? Средневековые
алхимики
стремились


жизни
создать эликсир
бессмертия . . . . . . . . . 8
? Философы


человек начал
связывали
продление жизни
с социальным
прогрессом . . . . . . . . . . 9


тысячи лет ? Научное
исследование
старения началось


назад
триста лет назад . . 10
? В конце 19 века
были сделаны
первые попытки
продления жизни,
основанные на
биологических
исследованиях . . . . . 11
? Русские философы
считали,
что достижение
бессмертия должно
стать идеей,
объединяющей
человечество . . . . . . 13
 лекарства от старости



Люди не хотели мириться
В ряде древних мифов заключена
мысль о том, что люди не сразу стали
с неизбежностью смерти
смертными.
Вот что рассказывает один из африкан-
ских мифов о происхождении смерти: Бог



С
ДреВНИх времен людей мучил вопрос: почему мы умираем?
одновременно послал к людям хамелеона
с вестью о том, что они будут бессмертны, Почему по сравнению с другими живыми организмами – жи-
и ящерицу с вестью о том, что они умрут.
вотными, деревьями – мы умираем так рано? Тысячи лет назад
Хамелеон двигался не спеша, и ящерица
человек осознал ограниченность своего существования. Но при этом инстин-
прибыла первой. После того, как она сооб-
щила свою весть, в мир вступила смерть. ктивно стремился к долгой жизни, к самосохранению.
Другой африканский сюжет – Бог поз-
Эта коллизия тогда не могла разрешиться иначе, чем примирением человека с
волил людям выбирать из двух свертков, в
фактом смертности. А основной защитой от этого внутреннего психологического про-
одном из которых была жизнь, в другом –
тиворечия стала надежда на продолжение жизни после смерти. Хотя примеры из биб-
смерть. По случайности они выбрали вто-
рой сверток, и стали смертными. лейской мифологии говорят о высокой ценности долгой земной жизни для людей того
времени: более 900 лет жили Адам, Шет, Энох, Кейнан, Магалалель, Йеред, Мафусаил,
Лемех, Ной.

Не все люди были готовы мириться с неизбежностью смерти. Из поколения
в поколение с помощью мифов передавалась мысль о том, что существует
тайное знание, которое может сделать человека бессмертными. Оно дается
только избранным. Но тот, кто овладеет им, будет жить вечно.
Практически у всех народов сущест-
Это знание в мифологических сюжетах выражено в образе плодов бессмертия или на-
вуют мифы о происхождении человека.
В них часто повторяется мысль о том, что питка бессмертия. Эликсиром вечной жизни в разные времена называли древнегреческую
первые люди были созданы не с первой
амброзию, древнеиндийское сома и древнеиранское хаома. Заратустра восхваляет напиток
попытки.
хаома за то, что он препятствует смерти, врачует и лучше всего приготавливает путь для души,
…Первоначально боги пытались сде-
лать человека из глины, но их творение дает святость и знание прилежно занимающимся. В древнем Китаем лучшим средством для
расплывалось, оно не могло двигаться.
достижения бессмертия считалось снадобье «владычицы Запада» Си-ван-му.
Раздраженные боги уничтожили его. Потом
В мифах связь бессмертия и истинного знания воплощена в образах двух деревьев —
боги сделали людей из дерева, но они ока-
древа жизни и древа познания (в вавилонской традиции – древа истины). В некоторых
зались непочтительными и непослушными.
Боги вызвали потоп, в результате которого мифах говорится о том, что у древа познания находится некий клад — сокровище, охраня-
почти все люди погибли.
емое змеем или драконом, которое символизирует скрытую истину. В других культурах,
В другой раз боги изготовили несколько
в частности в легендах Гавайских островов, древо жизни и древо познания совмещаются
человек из кукурузы. Они оказались слиш-
в образе одного дерева, что говорит о совмещении идеи жизни, бессмертия и истинного
ком разумными и проницательными, что не
понравилось богам. Тогда Хуракан (Вер- знания. Вкусив с древа познания, человек становился бессмертным, как древо жизни.
ховное божество) навел на их глаза туман,
Таким образом, прослеживается прямая связь между обретением истин-
после чего многое в мире стало тайным и
непонятным для них. ных знаний и достижением бессмертия. И во все времена находились
люди, у которых биологическое стремление к долгой жизни было столь
сильно, что отвергало принятые в обществе стереотипы. Они направля-
ли свои усилия на поиск путей увеличения продолжительности жизни.
Постепенно, по мере накопления знаний о живой природе, эти поиски
все более стали приобретать очертания научных исследований.
лекарства от старости 



Древние ученые искали
способы продления жизни В самой старой китайской медицинской
рукописной книге «Ней Кине» (4 тыс. лет
до н.э.) содержится много рассуждений о




В
старении. Гиппократ (460-377 гг. до н.э.)
раЗЛИчНых учениях в течение веков разрабатывались тех-
в своих «Афориз-
ники и методики духовного совершенствования человека, ко-
мах» и Аристо-
торое должно приблизить его бессмертие. Таковы, например, тель (384-322 гг.
йогические техники, даосские и тантрические практики. В то же время ве- до н.э.) в трактатах
«О молодости и
лись алхимические поиски эликсира бессмертия.
старости» выска-
По всей вероятности, в древние времена желание понять, что такое старение, было зывали взгляды
неотделимо от желания замедлить или устранить его. Это полностью соответствует праг- на причины ста-
рения и давали
матическому подходу к знанию, характерному для древней науки. Ученые того времени Аристотель
советы по здоро-
изучали факты индивидуальной продолжительности жизни разных людей, всевозмож- вому образу жизни.
ных видов животных и деревьев. Они искали возможности лечения различных заболева-
ний, в том числе – и вызванных старением.
Описания старческих изменений и рекомендации по продлению жизни можно
найти уже в древнем Китае, Индии, Греции, Египте, у народов великих цивилизаций
Центральной и Южной Америки. Первые целенаправленные и систематические попыт-
Одним из наиболее древних пись-
ки добиться продления жизни, к тому же основанные на использовании в какой-то сте-
менных свидетельств о поиске средств
пени адекватных методов, сделали китайские даосы. продления человеческой жизни счита-
ется фрагмент из эпоса о шумерском царе
Даосизм – это религиозно-философская система, которая начала фор-
Гильгамеше (включенный в эпос, вероятно,
мироваться в Китае в IV-III веке до нашей эры. В этой системе продле-
более трех с половиной тысяч лет назад.).
ние жизни было провозглашено одной из основных целей. Гильгамеш в поисках бессмертия нашел
растение, омолаживающее тело, но не су-
Согласно даосизму, видимый мир есть проявление единой сущности – Дао. Единс- мел им воспользоваться.
тво мира подразумевало отсутствие четкого разделения на дух и материю, на Бога и че-
ловека. Следствием этого было понимание, что человек, стареющий и умирающий из-за
несовершенства своей природы, может с помощью собственных усилий превратиться в
совершенное, богоподобное, бессмертное существо. А для осуществления такой транс-
формации необходимы комплексные, психофизические меры (называвшиеся внутрен-
ней алхимией). Под этим подразумевалась спокойная, размеренная жизнь, медитация,
дыхательная техника, низкокалорийная диета, специальные гимнастические упражне-
ния, сексуальная техника.
Эти меры дополнялись внешней алхимией, включавшей в себя применение специаль-
ных веществ, продляющих жизнь. Большое значение уделялось поиску эликсира – субстан-
ции, способной трансформировать одни вещества и существа в другие. Например, преобра-
зовывать ртуть в золото, а смертного человека превращать в бессмертного.
Китайские алхимики основывались в основном на умозрительных построениях и
аналогиях. Но многие их рецепты разрабатывались экспериментальным путем, мето-
 лекарства от старости


дом проб и ошибок. Так что они по праву могут считаться прототипом эксперименталь-
ной геронтологии. Кроме этого, ряд даосских разработок вполне могли способствовать
Отдельные наблюдения над процессом увеличению продолжительности жизни. В частности, современные исследования пока-
старения, описания возрастных заболева-
зывают, что низкокалорийная диета действительно способствует продлению человечес-
ний и гигиенические рекомендации содер-
кой жизни.
жатся в многочисленных трактатах анти-
чных авторов: Гиппократа, Аристотеля,
Практически одновременно с даосизмом, в Древней Греции зародилась
Цельса, Галена, Орибазия, Асклепиада и
герокомия (или герокомика). Это направление древнегреческой филосо-
других. Старение обычно объяснялось как
фии и медицины, которое искало пути достижения здоровой старости.
потеря внутреннего тепла и влаги. Для их
сохранения рекомендовалась диета, уме-
Сторонники герокомии считали, что предотвратить смерть невозможно и продлить
ренные физические упражнения, массаж,
жизнь дальше некого предела нельзя. Но можно помочь каждому прожить его естествен-
водные процедуры. Важное место отводи-
лось и заботе о пожилых людях. ную жизнь без тяжелых болезней.
В целом же отношение к проблеме продления человеческой жизни в Древней Гре-
ции было противоречивым. С одной стороны, мировоззрение древних греков было фа-
талистическим, подразумевавшими среди прочего и неотвратимость старости и смерти.
Даже боги в древнегреческих мифах не могли полностью распоряжаться своей судьбой.
Начальный этап развития алхимии был
С другой стороны, есть отдельные свидетельства того, что древним грекам была не чуж-
отражен в трактатах таких авторов как Зо-
да мысль о существовании средств, дающих бессмертие. Например, в некоторых мифах
сима (4 в.), Синезий (5 в.), Олимпиодор (6
таким средством считался огонь, выжигающий смертные части человеческого тела и тем
в.), Стефан Александрийский (6 в.). Наибо-
лее известными алхимиками исламского
самым делающий человека бессмертным.
мира, касавшихся проблемы продления
Традиции древнегреческой герокомии нашли свое продолжение в византийской и
жизни были араб Гебер (8–9 вв.), персы
арабской медицине. Оттуда они были заимствованы врачами средневековой Европы, но
Аль-Риз (Ар-Рази) (850–923) и Авиценна
(Ибн-Сина) (980-1037). дальнейшего развития не получили.


Cредневековые алхимики
стремились создать
эликсир бессмертия
Из громадного
количества ученых




О
трудов Авиценны
сНОВНОй европейской наукой в средние века стала алхимия.
особенно знамени-
Она развивалась, несмотря на то, что с момента своего зарожде-
ты: так называемая
«Книга исцеления», ния находилась на полуподпольном положении. В 1317 году папа
знаменитый «Канон
Иоанн XXII предал алхимию анафеме, после чего всякий алхимик в любой мо-
Авиценны» и «На-
мент мог быть объявлен еретиком со всеми вытекающими последствиями.
чала медицины»,
Алхимики предполагали, что смерть победить возможно. Они считали, что смерт-
сохранявшие в це-
Авиценна
лом свой авторитет ность – это следствие несовершенства человеческой природы. Следовательно, ликвида-
в Европе до XVII в.
ция этого несовершенства могла бы привести к достижению практического бессмертия.
Средством для превращения человека в бессмертное существо должна была служить
особая субстанция – эликсир, или философский камень, или пятый элемент (считалось,
лекарства от старости 


что тело человека и других земных существ состоит из четырех типов элементов, а пя- Основоположни-
тый элемент является божественным). Поиск этой субстанции и являлся основной це- ком рационального
направления в алхи-
лью алхимиков.
мии стал Парацельс
В средневековой Европе эксперименты по поиску эликсира жизни велись очень
(1493–1541). Он ут-
широко. Одним из знаменитых алхимиков, большое внимание уделявший аспектам омо- верждал, что задача
алхимии – изготов-
ложения и продления жизни, был швейцарский врач и естествоиспытатель Парацельс.
ление лекарств: «Хи-
Он официально отрекся от древней медицины и вместо сложных и надуманных средне-
мия – один из столпов,

<< Предыдущая

стр. 3
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>