<< Предыдущая

стр. 16
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Одной из подсистем БЭС «Ориентир» является психодиагностическая ЭС «Cat-tell», в рамках которой, в частности, выполняется тестирование испытуемых по тесту Кеттелла.
Как известно, тест Кеттелла измеряет 16 личностных черт, характеризующих эмоциональную, социальную и интеллектуальную сферы испытуемого. Шкалы теста сведены в табл. 7.2.
Таблица 7.2.
Шкалы теста Кеттелла и их интерпретация

Шкала
Характеристики полюсов шкалы
А
Легкость эмоциональных контактов — эмоциональная отстраненность
В
Способность к логическому мышлению
С
Интегрированность поведения, эмоциональная устойчивость — эмоциональная неустойчивость
Е
Доминантность — подчиняемость
F
Легкость, эмоциональность поведения — серьезность, ограниченность эмоциональных проявлений
G
Глубокая усвоенность социальных норм и правил — отсутствие внутренней необходимости соответствовать в своих поступках социальным нормам
Н
Настойчивость, решительность в достижении цели — робость, ранимость
1
Чувствительность, «витание в облаках» — трезвость, реалистичность
L
Подозрительность — доверчивость

Продолжение табл. 7.2

Шкала
Характеристики полюсов шкалы
М
Индивидуалистичность, развитое воображение — склонность применяться к коллективу, прагматичность
N
Склонность следовать воспитанным формам поведения — непосредственность поведения
О
Готовность к самообвинению, пессимистичность — уверенность в себе, оптимистичность
Q1
Потребность в переменах, новшествах — консерватизм
Q2
Ориентация на собственные мнения, взгляды — ориентация на мнения и взгляды окружающих
Q3
Высокий сознательный контроль поведения — низкий сознательный контроль поведения
Q4
Энергичность, высокий уровень напряжения — Расслабленность, низкий уровень напряжения

Тест существует в нескольких формах. В данном проекте использовалась форма А.

7.3.1. Архитектура системы и ее база знаний

Анализ предметной области и требований, предъявляемых к системе «Cattell» специалистами по социальной психологии, с одной стороны, и условиями работы ее в рамках общей системы «Ориентир», с другой, позволил специфицировать архитектуру и функциональные возможности этой ЭС Н-диаграммой, представленной на рис. 7.4.


Собственное меню системы «Cattell» располагается в виде дополнительных опций основного меню.
Работа всех функциональных модулей в ЭС «Cattell» базируется на знаниях о «мире» испытуемых, соответствующей методики психологического тестирования и правилах анализа его результатов. Знания об испытуемом содержатся в общей БЗ системы «Ориентир», а знания о самом тесте — в БЗ ЭС «Cattell». В общую базу знаний добавляется лишь та информация, которая описывает результаты тестирования.
Основные знания о тесте «Cattell» представляются совокупностью фреймов-экземпляров, формируемых с использованием следующих прототипов:

[cattell is_a prototype; [portret is_a prototype;
a_status int; anketa frame; not_verbframe;
n_status int; n_prfl frame; verbframe ];
s_status int; s_prfl frame;
p_status int; portret frame ];

[not_verb is_a prototype; [verb is_a prototype;
order {string}; order {string};
b1 {string}; b1_valn {int}; b1_vals {string}; b1, b1_txt {string};
b2 {string}; b2_valn {int}; b2_vals {string}; b2, b2_txt {string};
b3 {string}; b3_valn {int}; b3_vals {string}; b3, b3_txt {string};
b4 {string}; b4_valn {int}; b4_vals {string} ];
b4,b4_txt{string}];

[ n_prfl is_a prototype;
A, B, C, E, F, G, H, I, L, M, N, 0, 01, Q2, 03, 04 int ];

[ s_prfl is_a prototype;
A, B, C, E, F, G, H, I, L, M, N, 0, Q1, 02, 03, 04 string ];

[ anketa is_a prototype;
ansl, ans2, ans3,..., ans187 string ];

Кроме того, в БЗ ЭС «Cattell» содержится совокупность фреймов-экземпляров, поддерживающих технологические знания о том, как осуществляется переход от ответов в анкете испытуемого к «сырым баллам» в числовом профиле, а от него к семантическому профилю и затем к невербализованному и вербализованному портретам.

7.3.2. Общение с пользователем и опрос испытуемых

Как следует из Н-диаграммы, представленной на рис. 7.4, подопции Cattell-меню различны для режима «Испытуемый» и режима «Эксперт». Активация первого режима приводит к последовательному выполнению процедур диалогового анкетирования испытуемого, подсчета «сырых баллов» по каждому из 16 кеттелловских факторов и формирования на этой основе числового, а затем и семантического профиля испытуемого. Весь диалог в рамках этой опции ведется на языке, близком к естественному. При этом лингвистический процессор для анализа ответов испытуемого, конечно, не используется, а «взаимопонимание» обеспечивается тем, что инициатива во всех диалогах здесь всегда у системы. Таким образом, она всегда «знает», каков должен быть ответ испытуемого в данной точке и в случае ошибки «добивается» правильного ответа с помощью переспросов и подсказок.
Единственной точкой перехвата инициативы от системы к пользователю является вызов «помощи», к которой можно обратиться нажатием функциональной клавиши F1 или через соответствующую опцию в, меню. При этом на экране появляется специальное окно, где высвечивается соответствующая контексту обращения к «помощи» информация. Отсутсвие на этом уровне объяснений — не случайно. Испытуемый не должен «понимать», почему (как) получен его личностный портрет. В противном случае он будет осознанно или подсознательно отступать от «естественных» для себя ответов на вопросы анкеты и в конечном счете «научится» получать желаемый, а не действительный личностный портрет.
Противоположная ситуация в опции «Эксперт». Во-первых, на этом уровне все выводы системы должны (по желанию экперта) сопровождаться объяснениями и обоснованиями и во-вторых, у психолога должны быть средства анализа знаний системы и данных по конкретному испытуемому. Защита от несанкционированного доступа к данным и знаниям обеспечивается всей системой, «Ориентир», если база помечена как личная (ее «владельцем» указан статус PRIVATE). Опции режима «Эксперт» перечислены в Н-диаграмме на рис. 7.4. Анализ данных и знаний системы, а также объяснения вынесены на уровень основного меню и активируются из соответствующих опций.
Ввиду небольшой компьютерной подготовки психологов-экспертов в данном режиме диалог в подавляющем большинстве случаев идет на уровне меню и/или семантически значимых клавиш. Кроме того, в любой точке, где требуется реакция пользователя, он может вместо ответа обратиться к блоку «помощь» уже обсуждавшимся выше способом.
Из приведенной выше Н-диаграммы ЭС «Cattell» следует, что опрос испытуемых может осуществляться двумя способами: на основе ответов на ЕЯ-формулировки вопросов теста и путем заполнения таблиц. Первый вариант удобен при индивидуальном тестировании, а второй — при массовом вводе результатов анкетирования, предварительно зафиксированных на бумажных носителях. Но и в том и в другом случае результатом работы блока анкетирования является фрейм-экземпляр прототипа «anketa», приведенного выше.

7.3.3. Вывод портретов и генерация их
текстовых представлений

Для удобства работы психолога-эксперта результаты профилирования выдаются в специальное окно в виде графика, на оси абсцисс которого указаны факторы, а на оси ординат — «сырые баллы», набранные испытуемым по каждому из факторов. Существует в системе и возможность табличной визуализации числового профиля. Несколько иначе визуализируется результат построения качественного профиля испытуемого. Здесь психологу-эксперту выдаетсяЛб семантических шкал (по числу факторов), на каждой из которых отмечается числовое значение соответствующего фактора.
Процедуры обработки данных анкетирования в рамках предыдущих опций базируются на знаниях. Но знания эти доведены до алгоритмов, реализация которых в виде продукционной системы нецелесообразна. Поэтому в ЭС «Cattell» все такие процедуры реализуются на языке C++, а затем подключаются в нужных точках. Вместе с тем сами технологические знания представлены эксплицитно совокупностью следующих фреймов прототипов и экземпляров:

[ a_n_tbl is_a prototype;
f_A {frame}; /* ответы по фактору А с весами */
f_B {frame};/* ответы по фактору В с весами */
………………………………………………………………………….
f_Q4{fгаmе}; /* ответы по фактору Q4 с весами */];

[ a_n_elem is_a prototype;
ans_dsc string; /* имя фрейма-экземпляра ответа на анкету */
weight_a, weight_b, weight_c int; /* веса ответа типа «а», «б» и «с» */];

.[ answer is_a prototype;
prt_name, exm_name, slot_name string];

[ ank_numb is_a a_n_tbl;
f_A={q_3,q_4,q_26,q_27,q_51,q_52,q_76,q_101, q_126, q_151, q_176 }; f_B={q_28,q_53,q_54,q_77,q_78,q_102,...q_152,q_153,q_177,q_178};
……………………………………………………………………………………….
f_Q4={q_25,q_49,q_50,q_74,q_75,q_99,q_100, .. .qJ50,q_174,q_175} ];

[ q_3 is_a a_n_elem;
ans_dsc = «ans_003»;
weight_a= 2;
weight_b= 1;
weight_c= 0 ];
………………………………………………………………………………………..
[ ans_003 is_a answer;
prt_name= «anketa»;
exm_name= «anketa0037»;
slot_name= «ans3» ];

Запускаются процедуры получения числового и семантического профилей испытуемого как демоны при выборе соответствующих опций в меню ЭС «Cattell».
В опции «портретирование» осуществляется психологическая интерпретация полученных на предыдущих этапах профилей испытуемого с целью построения его словесного личностного портрета. Здесь уровень алгоритмизации знаний психолога-эксперта существенно иной. Разные школы психологов несколько по-разному оценивают роль и вес разных факторов, приписывают им различные текстовые отображения. Поэтому реализация вывода словесного портрета испытуемого в ЭС «Cattell» базируется на продукционно-фреймовом формализме. Собственно вербализация портрета — нисходящая (от цели), а подготовка его структурированного невербализованного описания — восходящая (от данных). Наиболее сложным и интересным является этап вывода невербализованного портрета, реализованный в виде продукционной системы, предложенной в работе [Гаврилова и др., 1992]. Правила этой системы служат для выявления и устранения противоречий двух типов. Первый связан, в конечном счете, с анализом ответов на определенные вопросы анкеты и позволяет фиксировать ситуации, когда построение сколько-нибудь достоверного личностного портрета на основании имеющихся данных нецелесообразно. Возникновение таких ситуаций обычно связывается либо с невнимательным заполнением анкеты испытуемым, либо с попыткой преднамеренного искажения результатов тестирования за счет противоречивых ответов на дублирующиеся по семантике вопросы теста. И в том и в другом случае анкета помечается как «плохая» и из дальнейшей обработки исключается. Второй тип противоречий связан с выявлением и устранением контекстной зависимости и доминирования значений разных факторов, что позволяет получить более «гладкий» личностный портрет.
Но и в том и в другом случае исходными данными для работы продукционной системы являются числовой и семантический профили испытуемого, прототипы которых (n_prfl и s_prfl) приведены выше. Примеры словесных формулировок правил разрешения противоречий выглядят следующим образом:

Если
значение фактора «F» в семантическом профиле испытуемого «Очень Низкий», а значение фактора «Q3» - «Низкий»,
то
фактор «03.» поглощается фактором «F».
Если
значения факторов «01» и «02» в семантическом профиле испытуемого «Очень Высокий»,
то
для принятия решения о поглощении нужно сравнить значения этих факторов в числовом профиле испытуемого. Кандидатом на поглощение будет тот фактор, у которого числовое значение меньше.

На уровне ЯПЗ PILOT/2, обсуждавшегося выше, описание этих правил трансформируется во фрагмент продукционной программы вида:

rule F-поглощает-QЗ
:: [$curr_s_prfl : F] == «ОН» && [$curr_s_prfl : Q3] == «Н»
==> delete (Q3);

section Q1-Q2
if ([$curr_s_prfi : Q1] == [$curr_s_prfl : Q2] )
set (Q1-поглощает-Q2, Q2-поглощает-Q1);
…………………………………………………………………..
rule Q1-поглощает-Q2
:: [$curr_n_prfl : Q1] >= [$curr_n_prfl : Q2]
==> delete (Q2);
………………………………………………………………….
rule Q2-поглощает-Q1
:: [$curr_n_prfl : Q1] < [$curr_n_prfl : 02]
==> delete (Q1);

Функционирование продукционной системы позволяет получить невербализованный портрет. На вход блока генерации вербального представления поступает фрейм-экземпляр прототипа not_verb, слот order которого означен последовательностью имен групп (b1 - b4) в порядке убывания «силы» этих групп, а слоты bi; bi_valn и bi_vals — последовательностями факторов, составляющих ту или иную группу вместе с их значениями из числового и семантического профиля. Собственно генерация текстов достаточно проста и сводится к регулярной замене значений факторов фразами естественного языка на основе следующих знаний:

[factor is_a prototype;
ОН, Н, СР, В, OB {string} ];
[ A is_a factor;
ОН={«Это человек замкнутый и необщительный, критичный и отчужденный.»};
Н={«Это человек малообщительный и довольно замкнутый.»};
СР=;
В={«Это человек общительный и готовый к сотрудничеству.»};
ОВ={«Это человек внимательный к людям, открытый, общительный и готовый к
сотрудничеству.»} ];
[ В is_a factor;
ОН={«Не имеет навыка решения логических задач, медленно обучается новым понятиям.»};
Н={«Не имеет навыка решения логических задач, довольно медленно обучается новым понятиям.»};
СР={«Имеет определенные навыки в решении логических задач.»};
В={«Умеет абстрактно мыслить, хорошо решает логические задачи, довольно быстро обучается новым понятиям.»};
ОВ={«Умеет абстрактно мыслить, очень хорошо решает логические задачи, быстро обучается новым понятиям.»};
……………………………………………………………………………………….
[ Q4 is_a factor;
ОН={«В настоящий момент самоуспокоен, расслаблен, не напряжен.»};
Н={«В настоящий момент находится в спокойном расслабленном состоянии.»};
СР=;
В={«В настоящий момент человеку присуще высокое рабочее напряжение, собранность, энергичность.»};
ОВ={«В настоящий момент человек напряжен, собран и даже несколько «взвинчен».»};

Учитывая то, что генерация текстовых представлений портретов осуществляется в ЭС «Cattell» на уровне целых предложений и групп предложений, здесь используется простая продукционная система со следующими правилами:
section PORTRET-GEN
removeall;
if (?[ $curr_port : $curr_not_verb = not_verb ] &&
?[ $curr_port : $curr_verb = verb ] &&
?[ $curr_not_verb : $curr_order = all_of order ;
$curr_b1 = all_of Ы;
$curr_b2 = all_of b2;
$curr_b3 = all_of b3;
$curr_b4 = all_of b4 ] ) insert (COPY);
………………………………………………………………….
rule COPY
: : ==> [ $curr_verb : order ] = $curr_order;
[ $curr_verb : Ы ] = $curr_b1;
[ $curr_verb : b2 ] = $curr_b2;
[ $curr_verb : b3 ] = $curr_b3;
[ $curr_verb : b4 ] = $curr_b4;
rule_off (COPY);invoke (B1);invoke (B2);invoke (B3);invoke (B4);
section B1
if ( ?[ $curr_not_verb : $curr_b1_vals = all_of b1_vals ] );

rule A
:: <$curr_b1 == «A»
==> «$curr_b1;
$curr_txt = all_of [ A : «$curr_b1_vals ];
[ $curr_verb : b1_txt ] = $curr_txt;
clear ($curr_txt);

rule E
:: <$curr_b1 == «E»
==> «$curr_b1;
$curr_txt = all_of [ E : «$curr_b1_vals ];
[ $curr_verb : b1_txt ] = $curr_txt;
clear ($curr_txt);

rule N
:: <$curr_b1 == «N» ==> «$curr_b1;
$curr_txt = all_of [ N : «$curr_b1_vals ];
[ $curr_verb : b1_txt ] = $curr_txt;
clear ($curr_txt);
………………………………………………………………………….
section B4
if ( ?[ $curr_not_verb : $curr_b4_vals = all_of b4_vals ] );

rule В
:: <$curr_b4 == «B»
==> «$curr_b4;
$curr_txt = all_of [ В : «$curr_b4_vals ];.
[ $curr_verb : b4_txt ] = $curr_txt;
clear ($curr_txt);

rule Q1
:: <$curr_b4 == «Q1»
==> «$curr_b4;
$curr_txt = all_of [ Q1 : «$curr_b4_vals ];
[ $curr_verb : b4_txt ] = $curr_txt; clear ($curr_txt);

Результатом работы этой продукционной программы является фрейм-экземпляр прототипа verb, слоты order и b1 - b4 которого содержат ту же информацию, что и в невербальном портрете, а слоты bl_txt—b4_txt — собственно текстовое представление портрета испытуемого.

7.3.4. Помощь и объяснения в ЭС «Cattell»

Помощь в ЭС «Cattell» обеспечивается стандартным гипертекстовым Help. В нашем случае топиками и подтопиками такого гипертекста являются общее описание системы и подсказки для работы внутри блоков системы. Последние, в свою очередь, делятся на описания действий пользователя в рамках ввода и/или редактирования анкет испытуемых и их числовых (семантических) профилей и получения вербальных портретов. Во всех случаях акцент в текстах помощи делается на описании доступных пользователю способов получения нужных ему результатов.
Объяснения в ЭС «Cattell» строятся на основе модели [Clancey, 1983; Khoro-shevsky, 1985]. При этом система поддерживает два типа запросов: общие и специальные. Последние, в свою очередь, делятся на запросы типа «Почему», «Как» и «Что». Модель объяснений опирается не на трассу вывода решения, а на ключевые темы, связанные с функционированием системы. Таких тем — три: вербальный портрет испытуемого, его профиль и заполненная анкета. Типичные примеры запросов на объяснения — следующие:

Случай общих запросов
При построении данного портрета были неинтерпретируемые факторы? Сколько противоречий было при построении данного портрета? Какие факторы при построении данного портрета не интерпретировались ? Как разрешались противоречия при построении данного портрета? и т. п.

Случай специальных запросов
Почему в портрете испытуемого присутствует фраза «...»?
Как в профиле испытуемого получено значение фактора «...»? и т. д.
Для устранения непониманий все запросы на объяснения после анализа перефразируются и выдаются эксперту в виде эхо-вопросов. И только в случае, если его «устраивает» интерпретация запроса, данная системой, происходит формирование текста объяснения. Так, например, эхо-запрос для последнего из общих вопросов — Вас интересуют правила поглощения противоречивых факторов в данном портрете?, а для последнего из специальных вопросов — Вы хотели бы узнать, каким образом сформировано значение фактора «...» - «..»?
Примеры объясняющих текстов для тех же запросов, к которым приведены эхо-вопросы системы — следующие:
Фактор «...» = «...» поглощен фактором «...» = «...», так как на шкале «ОН-Н-СР-В-ОВ» значение «...» выражено «сильнее» значения «...».
Общая формула, которая является ключом теста, выглядит следующим образом:



Для фактора «...» она трансформируется в формулу:
F_value («...») = ответ (q3)*вec-отвeтa(q3) + ...+ ответ(q176)*вес-ответа (q176);
С учетом ответов испытуемого эта формула приводится к выражению вида:
F_value («...») – 2 +...+ 2 = «...»
Таким образом сформировано значение фактора «...» = «...».
Как следует из приведенных примеров, объяснения в ЭС «Cattell» достаточно подробные и позволяют получить психологу-эксперту практически всю интересующую его информацию. Понятно, что поддержка объяснений такого уровня существенно сложнее, чем выдача аннотаций к трассе вывода решения и требует своей базы знаний (согласованной с предметной БЗ) и своей программы вывода. Основные моменты построения этих компонентов и рассматриваются ниже.
В целом подсистема объяснения системы «Cattell» строится по «полной» схеме: прием запроса от пользователя; анализ запроса; генерация эхо-вопроса; прием подтверждения на системную интерпретацию запроса и вывод собственно текста объяснения.
Формирование запросов на объяснения осуществляется на основе меню, в корневых опциях которого находятся темы объяснений, а на листьях — ЕЯ-шаблоны конкретных вопросов. В зависимости от типа запроса он может сопровождаться параметрами, которые выбираются пользователем непосредственно из портрета или профиля испытуемого. Система, «зная» описание текущего испытуемого, дополняет запрос пользователя и формирует структуру вида

«тема» «тип-запроса» «имя объясняемого фрейма-экземпляра»
«контекст»),

которая, по существу, является внутренним представлением запроса на объяснение. Таким образом, удается избежать построения Л-процессора для анализа запросов и вместе с тем обеспечить естественное общение.

<< Предыдущая

стр. 16
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>