<< Предыдущая

стр. 10
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

невнимательности, продажности чиновников? Являются ли причиной этого особенности
системы, которая заставляет людей меняться и вести себя определенным образом, или в
чиновники изначально идут люди, обладающие негативными качествами?
48

Рисунок 22
Причины негативного поведения чиновников с точки зрения россиян (в %)


28,0
Перегрузки и стрессы, при которых
невозможно сохранять самообладание 5,7


В чиновники изначально идут люди, 4,3
обладающие не самыми лучшими
21,3
человеческими качествами
Госслужащие
Население
Люди там такие же, как и везде, а
39,3
вести себя подобным образом их
заставляет система, в которой они 33,4
работают

Ощущение власти, возможность 12,8
влиять на окружающих меняет людей
35,5
в худшую сторону




Как видно на рисунке 22, наиболее популярным среди населения является вариант
ответа на данный вопрос: ощущение власти меняет людей в худшую сторону (с ним
соглашаются 35,5% населения). Однако сами государственные служащие не разделяют
таких взглядов. Они в меньшей степени склонны утверждать, что в чиновники изначально
идут люди, обладающие не самыми лучшими человеческими качествами, хотя среди
населения в целом более 20% придерживаются именно такого мнения. Наиболее
популярно среди госслужащих объяснение – поведение чиновников связано с
особенностями системы, которая меняет их в худшую сторону. С этим, кстати сказать,
согласна и треть обычного населения. Кроме того, взаимосвязь поведения чиновников с
перегрузками и стрессами отмечают 28,0% государственных служащих, в то время как
среди всего населения эта доля составляет всего лишь 5,7%.
Причину негативных качеств чиновников государственные служащие склонны
видеть, в первую очередь, в особенностях системы и нерациональности ее
организации, в то время как население в целом обращает внимание в равной степени
и на особенности системы, и на то, что ощущение власти меняет людей в худшую
сторону, и на то, что в такие структуры изначально отбираются люди не с самыми
положительными качествами.
49

Заметим, россияне в возрасте до 40 лет, чаще говорят, что ощущение власти и
возможности влияния меняют людей в худшую сторону. Россияне старше 40 лет склонны
утверждать, что в чиновники изначально идут люди, обладающие не самыми лучшими
качествами. Среди тех, кто по возрасту младше 40 лет, с первым утверждением согласны
40,5%, старше 40 лет – только 31,9%. При этом со вторым утверждением соглашаются
лишь 15,6% россиян младше 40 лет и 25,4% – старше 40 лет. Старшее поколение чаще
связывает отрицательное поведение чиновников с селекцией в органы власти, в которые
изначально попадают люди с негативными качествами.
С этой причиной связывают негативное поведение чиновников и люди с более
низким уровнем дохода. По мере роста благосостояния растет и популярность точки
зрения, что подобное поведение связано с ощущением власти.
Как выглядит портрет типичного российского чиновника, сложившийся в глазах
россиян и госслужащих?
Таблица 22
Личные качества, характерные, по мнению россиян,
для большинства нынешних чиновников (в %)
(проранжировано по ответам населения в целом, допускалось несколько ответов)

Личные качества чиновников Население Госслужащие
Безразличие к государственным интересам 23,7
48,5
Непорядочность, нечестность, неразборчивость в средствах 9,3
47,6
Рвачество, стремление к легкой наживе 11,7
46,9
Безжалостность, неуважение к людям 11,7
37,9
Профессионализм, компетентность, знание своего дела 17,2 54,1
Хорошие организаторские способности 15,9 34,6
Трудолюбие, работоспособность 9,8 43,6
Инициативность, творческое отношение к своей работе 7,9 36,2


Образ чиновника в глазах госслужащих и населения диаметрально противоположен
(см. табл. 22). Население приписывает отрицательные качества – безразличие к
государственным интересам, нечестность, стремление к легкой наживе. Причем, россияне,
которые сталкиваются с работой чиновников, чаще говорят об их негативных качествах,
чем те, кто признает, что мало знает об их работе. Аналогично обстоит ситуация и с теми,
кто узнает о работе чиновников со слов знакомых и коллег – они чаще акцентируют
внимание на отрицательных сторонах чиновников. При этом положительные качества
(трудолюбие, компетентность) отмечаются этими категориями россиян в меньшей
50

степени. Выделение именно негативных качеств чиновников в общественном мнении
имеет под собой реальные основания, и прежде всего, – отрицательный опыт
взаимодействия с ними.
В противовес рядовому населению, государственные служащие отмечают, в
первую очередь, профессионализм и компетентность чиновников, их трудолюбие и
работоспособность, инициативность, хорошие организаторские способности, то есть
концентрируются на сугубо положительных качествах. Тем самым, чиновники в глазах
населения представляются отрицательными персонажами, не похожими на
остальных россиян, теми «чужими», которые противостоят основному обществу.
Есть еще одна группа, которая воспринимается населением как чуждая – это
предприниматели. По результатам предыдущих исследований ИКСИ РАН1, они тоже
подвержены обвинениям со стороны населения в стремлении к легкой наживе,
безразличию к интересам государства, нечестности и неразборчивости в средствах. Таким
образом, россияне воспринимают и обладателей экономического капитала
(предпринимателей), и обладателей властного капитала (чиновников)
отрицательно. Если сравнить оценки, которые население дает предпринимателям и
чиновникам, то видно, что негативизм по отношению к чиновникам выражен
острее и имеет несколько иной характер (см. рис. 23).
Меньшая доля россиян указывает на негативные качества предпринимателей по
сравнению с негативными качествами чиновников, гораздо чаще отмечает их
положительные достоинства (инициативность, трудолюбие, хорошие организаторские
способности). Предприниматели оказываются ближе россиянам, чем чиновники,
которые воспринимаются как максимально чуждый слой, не просто далекий от
остального населения, но и не имеющий никаких достоинств и оправданий для своего
существования.




1
См.: Граждане новой России: кем себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить? Аналитический
доклад. М., 2004.
51

Рисунок 23
Личные качества, характерные, по мнению россиян,
для большинства нынешних чиновников и предпринимателей (в %)



Безразличие к
48,5
государственным
39,6
интересам

47,6
Непорядочность,
нечестность 32,7

Рвачество,
46,9
стремление к
40,5
легкой наживе
Безжалостность,
37,9
неуважение к
Чиновники
36,0
людям
Предприниматели
17,2
Профессионализм,
компетентность 19,3

Хорошие
15,9
организаторские
30,3
способности

9,8
Трудолюбие
25,5


7,9
Инициативность
46,6



Для более четкого представления о портрете чиновника стоит сказать, что более
половины россиян приписывают им еще такие качества, как формализм, равнодушие к
людям, продажность. Около трети – считают их безответственными и некомпетентными,
четверть – необразованными, грубыми, бескультурными. Такими качествами, как
ответственность, патриотизм, неподкупность, наделяют чиновников менее 6%
российского населения.
Учитывая негативную ситуацию по отношению к чиновникам, не удивительно, что
только менее одной шестой части населения согласились сохранить определенные
привилегии и льготы депутатам, министрам и другим государственным чиновникам.
Остальные россияне утверждают, что сохранять льготы этим категориям граждан не
нужно. Две трети из тех, кто думает, что льготы сохранять не нужно, считают при этом,
что российская бюрократия в первую очередь заинтересована в сохранении только своего
52

богатства и влияния. Кроме того, половина из них уверены, что федеральные чиновники
разворовывают большинство проходящих через их руки государственных средств.
Как и следовало ожидать, по вопросу о сохранении льгот для чиновников мнения
россиян в целом и государственных служащих значительно расходятся (см. рис. 24).
Рисунок 24
Следует ли сохранить определенные привилегии и льготы депутатам, министрам,
государственным чиновникам (в %)


Да Нет
40,9
Госслужащие
59,1



15,2
Население
84,8




При этом возраст респондента отчетливо влияет на мнение. В более старших
возрастных группах меньше тех, кто считает нужным сохранение таких льгот, хотя и в
младшей возрастной группе их всего четверть (см. рис. 25).
Рисунок 25
Согласны с утверждением: «Депутатам, министрам и другим государственным
чиновникам следует сохранить определенные привилегии и льготы,
поскольку они выполняют особо важную работу и несут большую ответственность»,
в составе возрастных групп (в %)


24,6
до 25 лет


19,4
26-30


18,2
31-40


41-50 11,1


51-60 10,7


12,5
Старше 60 лет
53

Следует заметить, что с ростом дохода большая доля респондентов соглашается с
тем, что государственным чиновникам нужно предоставлять определенные льготы, что
проиллюстрировано на рисунке 26.
Рисунок 26
Согласны с утверждением: «Депутатам, министрам и другим государственным
чиновникам следует сохранить определенные привилегии и льготы, поскольку они
выполняют особо важную работу и несут большую ответственность»,
в составе доходных групп (в %)


21,1
Свыше 6000 руб


17,4
4001-6000


3001-4000 17,2


2001-3000 14,2

<< Предыдущая

стр. 10
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>