<< Предыдущая

стр. 11
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>



1500-2000 11,9


До 1500 руб 4,4



Как видно из рисунка 26, даже среди россиян, чей ежемесячный душевой доход
превышает 6000 рублей, доля тех, кто считает предоставление подобных льгот
оправданным, составляет лишь чуть более 20%. Подавляющее большинство россиян не
готовы согласиться с тем, что работа министров и депутатов является особо
важной и заслуживает качественно иного отношения, нежели другие типы
профессиональной деятельности.
Однако более половины россиян согласны при этом с тем, что отдельные категории
госслужащих заслуживают льгот и привилегий. Кому же россияне считают справедливым
предоставление льгот и привилегий?
Как видно из таблицы 23, россияне в первую очередь считают необходимым
предоставить льготы военнослужащим, пограничникам и бойцам спецподразделений, а
также Президенту страны. При этом согласие с тем, что льгот заслуживают эти категории
людей, население в целом выражает активнее, нежели государственные служащие. То же
относится и к пожарным, сотрудникам МЧС и сотрудникам милиции. Россияне считают
нужным предоставление льгот тем, кто работает не в системе управления, а в тех
сферах государственной службы, где работа связана с реальным риском для жизни и
54

особым характером труда, которая отличается от других типов профессиональной
деятельности, всегда необходима и важна.
Таблица 23
Категории госслужащих, заслуживающие льгот и привилегий (в %)
(проранжировано по ответам населения в целом, допускалось несколько ответов)

Категория госслужащих Население Госслужащие
Военнослужащие 38,1 30,4
Пограничники, бойцы спецподразделений (типа «Альфа», «Вымпел») 38,1 24,5
Президент страны 35,1 42,8
Пожарные, сотрудники МЧС 32,2 20,2
Работники милиции 17,2 11,7
Члены правительства 11,4 21,4
Судьи, прокуроры 10,8 16,3
Губернаторы и другие руководители регионов 9,0 19,8
Депутаты Государственной Думы 3,9 9,7
Работники государственных учреждений регионального и местного уровня 2,2 12,1
Депутаты областного и районного уровней 1,8 5,8
Сотрудники центрального государственного аппарата, работники
1,4 7,0
министерств и ведомств
Никаких льгот никто из них иметь не должен, просто зарплата должна
40,9 38,5
отражать особенности их работы

Работникам системы управления, чиновникам льготы считают необходимым
предоставлять, прежде всего, те россияне, которые сами являются госслужащими.
Видимо, они идентифицируют себя именно с этим особым социальным слоем, ощущают
общность своих интересов и целей. Поэтому доли госслужащих, считающих, что
привилегии необходимы не только Президенту, но и членам правительства, губернаторам,
депутатам, сотрудникам министерств и центрального государственного аппарата, заметно
превышают аналогичные доли среди населения страны в целом. Это наблюдение вновь
подтверждает факт, что госслужащие, работающие в системе управления, являются
особой группой, которая осознает свою «обособленность» от других категорий населения,
на что росияне, естественно, реагирует достаточно негативно.


7. Эффективность бюрократии в оценках россиян

Отношение населения к общественному либо государственному институту во
многом определяется тем, насколько эффективна в глазах общества его деятельность,
справляется ли он, по мнению граждан, с возложенными на него задачами и функциями,
55

или нет. В России бюрократия всегда «славилась» нерасторопностью и формальным
подходом к любому делу, а в советское время само понятие «бюрократ» официально
определялось как «должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально».
Никакие реформы, начиная от петровских преобразований и заканчивая борьбой с
бюрократизмом последнего времени, не смогли изменить или хотя бы поколебать
сложившийся в массовом сознании образ бюрократа-волокитчика. Проведенное
исследование еще раз подтвердило – большинство населения считает деятельность
российской бюрократии неэффективной (57,1%). И лишь каждый десятый оценивает
функционирование российской бюрократии в той или иной степени положительно (9,6%)
(см. рис. 27).
Рисунок 27
Как население оценивает эффективность деятельности российской бюрократии?
(в %)

Вполне
Скорее
эффективна; 2,1
эффективна; 7,5
Затруднились
ответить; 33,3

Скорее
неэффективна; 32,5
Совершенно
неэффективна; 24,6




Утверждение о том, что российская бюрократия неэффективна, приобрело характер
некой константы общественного мнения, присущей всем слоям и группам населения.
Россияне разного возраста и уровня материальной обеспеченности, проживающие в
различных поселениях и придерживающиеся самых разных идейно-политических
предпочтений в большинстве своем дают негативную оценку работе российской
бюрократии – от 50% молодежи до 56–62% респондентов других возрастных групп; от
53,1% хорошо обеспеченных до 57,6% плохо обеспеченных; от 52,8% живущих в селах до
66,9% жителей мегаполисов; от 51,7% сторонников «Единой России» до 67,7% электората
«Родины». При том, что представители некоторых групп (молодежь, хорошо
обеспеченные люди, сторонники «партии власти») придерживаются несколько менее
критичной позиции, даже среди них доля позитивных оценок деятельности бюрократии не
поднимается выше 18–19% (см. рис. 28).
56

Рисунок 28
Как Вы оцениваете эффективность деятельности российской бюрократии? (в %)
(оценки «простых» граждан разного возраста, материального положения, места
поселения, партийно-политических предпочтений
10,8
До 30 лет 50,0
9,0
31-50 лет 62,0
9,5
Старше 50 лет 55,9


18,6
Хорошо материально обеспечены 53,1
8,0
Плохо материально обеспечены 57,6 Деятельность
бюрократии
эффективна
6,6
Жители мегаполисов Деятельность
66,9
бюрократии
10,2
Жители областных, районных центров неэффективна
57,2
9,3
Жители сел 52,8



11,1
Сторонники "Единой России" 51,7
5,1
Сторонники КПРФ 59,6
14,3
Сторонники ЛДПР 51,9
6,3
Сторонники "Родины" 67,7



Показательно, что оценки деятельности бюрократии мало зависят от того,
насколько люди знакомы с работой чиновников, выносят ли они свои оценки исходя из
собственного опыта взаимодействия с бюрократической системой, либо знают о ней
понаслышке и, соответственно, оценивают ее работу «на глазок». Данные исследования
свидетельствуют, что и те респонденты, которые лично сталкиваются с работой
чиновников, и те, кто знает о ней только со слов знакомых либо из СМИ, оценивают ее
примерно одинаково – 10% считают ее эффективной, а большинство (от 56,6 до 66,5%)
характеризуют ее как неэффективную. Причем более критично настроены те, кто
сталкивался с работой чиновников лично (66,5%). Любопытно и то, что больше
половины респондентов, которые признались в том, что практически ничего не
знают о работе бюрократии в России, тем не менее, тоже дают оценку ее работе,
57

преимущественно негативную – 6,3% считают ее эффективной, а 49,3%
неэффективной (см. рис. 29).
Рисунок 29
Как Вы оцениваете эффективность деятельности российской бюрократии? (в %)
(оценки «простых» граждан, получающих информацию о работе чиновников
из разных источников)


10,9
Сам сталкиваюсь с их работой
66,5
Деятельность
10,0 бюрократии
Со слов знакомых, коллег
58 эффективна

Деятельность
10,2
Из средств массовой информации бюрократии
56,6
неэффективна
Практически ничего не знаю об их 6,3
49,3
работе



Более того, оценки работы бюрократии мало зависят от того, насколько
эффективны были личные контакты человека с бюрократической машиной. Мнение о
работе чиновников, высказанное россиянами, которые обращались за помощью в
местные, федеральные органы власти и чьи проблемы там были полностью решены, лишь
немногим лучше мнения тех, чьи проблемы были решены частично, либо кому вовсе
ничего добиться не удалось. Если среди опрошенных с отрицательным опытом общения с
чиновниками неэффективной их работу считают 69,6%, то среди тех, чьи проблемы были
чиновниками решены, негативной оценки придерживаются 55,3%. Положительные же
отзывы о работе бюрократии даже среди тех, кто имеет позитивный опыт взаимодействия
с ней, не превышают 17% (см. рис. 30).
Рисунок 30
Как Вы оцениваете эффективность деятельности российской бюрократии? (в %)
(оценки «простых» граждан, чьи проблемы при обращении в местные, федеральные
органы власти были решены полностью, частично, либо не решены вовсе)


17,0
Деятельность
Все удалось решить
55,3
бюрократии
эффективна
Кое-что удалось 14,2
61,9
решить, кое-что нет Деятельность
бюрократии
Ничего решить не 5,1 неэффективна
69,6
удалось
58

Имея в виду, что оценки деятельности бюрократии не меняются внутри различных
социальных групп и не зависят от личного опыта граждан, можно было бы предположить,
что они строятся исходя из более общего представления о бюрократии как о неком
институте, действие которого проявляется не столько на микроуровне, который человек
может «потрогать» и проверить на себе сам, сколько на макроуровне, который
предполагает вовлеченность и влияние бюрократии на те или иные процессы в масштабе
всей страны. Тем более, что влияние бюрократии на экономику, по мнению опрошенных,
даже более существенное, чем влияние Президента В. Путина. К тому же делание из
чиновников «козлов отпущения» по любому поводу является традиционным для
российского массового сознания – исследования различных социологических центров
подтверждают, что, например, многие неудачи социальных реформ списываются
гражданами в первую очередь на нерасторопность чиновников. Как показало настоящее
исследование, некоторая связь между оценками деятельности бюрократии и оценками
того, как идут дела в стране, прежде всего в социальной сфере и в экономике,
действительно существует, но выражена она довольно слабо. Так, среди россиян,
полагающих, что ситуация в социальной сфере в последние годы ухудшилась, 61%
считают деятельность бюрократии неэффективной, а среди тех, кто оценивает развитие
экономики более оптимистично, таких 45,9%. Позитивные оценки бюрократии в этих
группах составляют 7,8% к 18,4% соответственно. С оценками хода развития дел в
экономике, оценки деятельности бюрократии связаны еще слабее (см. рис. 31).
Рисунок 31
Как Вы оцениваете эффективность деятельности российской бюрократии? (в %)
(оценки «простых» граждан, по-разному оценивающих изменение ситуации
в экономике и в социальной сфере)
11,2
Ситуация в экономике улучшилась 55,8

9,3 Деятельность
Ситуация в экономике ухудшилась 63,1 бюрократии
эффективна

Деятельность
бюрократии
Ситуация в социальной сфере 18,4 неэффективна
45,9
улучшилась
Ситуация в социальной сфере 7,8
61
ухудшилась


Сегодня можно утверждать, что среди большинства простых граждан
сформирован устойчивый образ российской бюрократии как малоэффективного
59

<< Предыдущая

стр. 11
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>