<< Предыдущая

стр. 16
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Нет, так ничего и не
10,6
удалось

Я ни к кому не обращался 34,4


9,0
Затруднились ответить




Было бы однако неправильным говорить о том, что проблемы граждан
государственными служащими не решаются вовсе. Среди тех, кто обращался в госорганы
лишь 10,6% ушли, что называется «ни с чем». Другое дело, что бюрократическая машина
в России крайне неповоротлива и неэффективна, и для того, чтобы решить какую-то
проблему необходимо, как правило, приложить максимум усилий.
Не случайно, характеризуя практику обращения в государственные органы,
подавляющее большинство опрошенных (83,5%) указали, что проблема, с которой они
обращались, решалась очень долго, «заматывалась». Также серьезным недостатком
работы государственных органов, по мнению 85,6% населения, выступают длительные
81

очереди. Более половины опрошенных (60,7%) отметили некомпетентность
государственных служащих, грубость и хамство чиновников (54,9%) (см. табл. 29).
Таблица 29
С какими явлениям Вы чаще сталкивались
при личных контактах с чиновниками? (в %)

Население
Проблема очень долго решалась, «заматывалась» 83,5
Проблема решилась быстро, без волокиты 12,9
Затруднились ответить 3,6

Вымогали у меня взятку или требовали ответной услуги 33,6
Никакого неофициального вознаграждения за свою работу от меня не ждали 59,6
Затруднились ответить 6,9

Грубость, хамство чиновников 54,9
Вежливое, культурное обращение 39,2
Затруднились ответить 5,9

Некомпетентность 60,7
Профессионализм, компетентность 33,1
Затруднились ответить 6,2

Длинные очереди на прием 85,6
Отсутствие очередей, четкая организация работы 12,4
Затруднились ответить 2,1

Никаких контактов с чиновниками у меня в последние годы не было 51,6


В то же время, обращает на себя внимание тот факт, что вопреки
распространенному мнению о высоком уровне «взяткоемкости» российских чиновников,
большинство опрошенных (59,6%), имевших опыт обращения в госорганы, отметили, что
никакого неофициального вознаграждения чиновники за свою работу от них не ждали.
Хотя немало и тех (33,6%), кто отметил, что при личных контактах с чиновниками у них
вымогали взятки или требовали ответную услугу, что, безусловно, характеризует это
явление как достаточно распространенную практику решения жизненно важных проблем.
Несмотря на критическое отношение к чиновничеству, россияне, тем не
менее, не склонны однозначно негативно оценивать их деятельность и присущие им
качества. Так, когда респондентам было предложено сравнить «уровень неэтичности»
чиновников и представителей социально-профессиональных групп, которые также
постоянно контактируют с населением, и от которых зачастую зависит решение самых
главных жизненных проблем (учителя, врачи, милиционеры), то выяснилось, что
управленцы далеко не всегда занимают лидирующие позиции в этом своеобразном
антирейтинге. Так, по уровню хамства и грубости они заметно уступают милиционерам –
21,1% против 32,9%. Взятки намного чаще берут, по мнению россиян, вовсе не
82

чиновники, а милиционеры, врачи и учителя (13,5%, 22,2%, 19,5 и 17,2% соответственно).
Зато уровень равнодушия чиновников – наивысший. Именно они, по мнению более
четверти россиян (28,7%), в большей степени склонны унижать тех людей, которые
обратились к ним за помощью (см. табл. 30).
Таблица 30
Скажите, среди каких групп Вам чаще приходилось сталкиваться
с неэтичными или неправовыми деяниями? (в %)

Население




Среди работников




Среди работников
сферы управления
милиционеров
Среди врачей
(школы, вузы
образования

и т. п.




Среди
Грубость 6,7 14,0 32,9 21,1
Взятки 17,2 19,5 22,2 13,5
Безразличие к судьбам людей, обращающихся к ним за
4,9 25,7 19,4 30,0
помощью
Сознательное унижение зависящих от них людей 5,9 6,2 25,0 28,7
С такими деяниями не сталкивались 49,8 32,3 26,9 28,7


Обращает на себя внимание и то, что от четверти до половины россиян вообще не
фиксируют фактов неэтичных и неправовых деяний со стороны указанных групп. Это
говорит о том, что ситуация не выглядит столь безнадежной, как иногда представляется.
В целом, общение населения с органами власти, чиновничеством отягощено
негативным опытом. При этом значительная часть общества, столь критически
оценивающая деятельность чиновничества, и сама не отличается высоким уровнем
законопослушания. Более того, чиновники, во всяком случае, на уровне деклараций,
демонстрируют гораздо более высокий уровень приверженности закону, чем рядовые
граждане. Так, среди работников бюрократического аппарата более половины
опрошенных (58,0%) разделяют точку зрения о том, что во всем и всегда следует
соблюдать букву закона. Среди населения такой точки зрения придерживается почти в два
раза меньше – 25,8%. Зато среди граждан заметно больше тех (47,8%), кто считает, что
закон надо соблюдать только тогда, когда это делает сама власть, в иных условиях его
можно игнорировать и решать свои проблемы более простыми и привычными способами,
красиво именуемыми «неправовыми» практиками (см. рис. 48)..
83

Рисунок 48

Как, на Ваш взгляд, следует относиться к закону? (в %)



Всегда и во всем следует соблюдать
58,0
букву закона, даже если закон устарел
или не вполне соответствует
25,8
сегодняшним реалиям



Законы надо соблюдать, но только если 29,2
это делают сами представители органов
47,8
власти Госслужащие
Население

Не так важно, соответствуют ли
12,1
поступки людей закону или нет -
главное, чтобы эти поступки были
26,0
справедливыми



0,8
Затрудняюсь ответить
0,4




В то же время, результаты проведенного исследования фиксируют в целом
позитивную тенденцию, выражаемую в увеличении числа россиян, считающих, что
всегда и во всем следует соблюдать букву закона, даже если закон уже устарел или не
вполне соответствует сегодняшним реальностям. Так, за последние два года доля
россиян, разделяющих эту точку зрения, возросло с 19,7% до 25,8% (см. табл. 31).
Таблица 31
Динамика отношения россиян к необходимости соблюдения закона (в %)

1997 2001 2003 2005
Всегда и во всем следует соблюдать букву закона, даже если
14,2 19,6 19,7 25,8
закон не вполне соответствует сегодняшним реальностям
Законы, конечно, надо соблюдать, но только если это делают и
46,5 46,2 45,7 47,8
сами представители органов власти
Не так важно, соответствует ли что-либо закону или нет –
29,5 26,0 26,1 26,0
главное, чтобы это было справедливо
Затрудняюсь ответить 9,8 8,3 8,5 0,4
84

Впрочем, пока это не сказывается на реальном правовом поведении граждан.
Население в целом, и представители бюрократического аппарата убеждены в том,
что за последнее время ситуация с соблюдением гражданами законов практически не
изменилась. На это указали более половины опрошенных каждой группы респондентов –
51,5% и 50,2% соответственно. Немало и тех (33,4% и 47,2%), кто считает, что она даже
ухудшилась. На улучшение указали лишь 15,1% и 7,7% соответственно.
Что касается оценок соблюдения законов государственными служащими, то здесь,
как и следовало ожидать, оценки населения и чиновников существенно различаются. При
этом, мнения россиян практически разделились: 47,2% респондентов считают, что
ситуация только ухудшилась, примерно столько же 45,1% отмечают, что никаких
существенных изменений в соблюдении законов чиновниками не наблюдается.
Респонденты-госслужащие менее критичны по отношению к себе, чем население в
целом. Они считают, что соблюдение законов госслужащими либо осталось на том же
уровне, что и раньше, либо улучшилось (45,1% и 33,9%). Впрочем, и по отношению к
населению они не столь критичны, как большинство самих россиян (см. табл. 32).
Таблица 32
Соблюдение законов гражданами государственными служащими (в %)

Население Госслужащие
Измени- Измени- Измени- Измени-
Никак не Никак не
лось в лось в лось в лось в
измени- измени-
лучшую худшую лучшую худшую
лось лось
сторону сторону сторону сторону
Соблюдение законов гражданами 15,1 33,4 51,5 28,4 21,4 50,2
Соблюдение законов
7,7 47,2 45,1 33,9 21,0 45,1
государственными служащими


В обществе сложился своеобразный замкнутый круг. Власть, чиновничий
аппарат зачастую игнорируют интересы и права граждан. Общество, или во всяком
случае его значительная часть, отвечает власти той же «монетой», стремясь
обходить стороной легальные и легитимные способы решения своих насущных
проблем и свести общение с государственными органами к минимуму, обращаясь туда
только в крайнем случае, когда нет никаких иных способов решения той или иной
проблемы. При этом ни те, ни другие не отличаются высоким уровнем законопослушания.
Разорвать этот замкнутый круг будет возможно только тогда, когда в обществе будет
85

восстановлено доверие государственным органам всех уровней, а значит и чиновничеству
в целом.


10. Коррупция: неизбежное зло?

В последние годы стало «общим местом», что российское государство и общество
насквозь поражены коррупцией, что это главный тормоз на пути развития страны.
Высказываются и такие идеи, что без коррупции не обойтись, что она обеспечивает
слаженную работу всех государственных и общественных механизмов и, тем самым, не
только неизбежна, но и необходима. Как обстоит дело на самом деле? Какая из двух
приведенных, «крайних», точек зрения ближе к истине с позиции общественного мнения?
Исследование показало, что, по мнению опрошенного населения, в современной
России в наибольшей степени поражены коррупцией такие сферы и институты, как власть
на местах (на нее указали 40,9% респондентов), правоохранительные органы (33,8%), все
общество в целом (27,1%). Не мало и тех, кто относит к наиболее коррумпированным
судебную систему (22,0%), крупный бизнес (18,5%), федеральное правительство (17,2%),
медицину и образование (17,7%), военкоматы (14,8%). Редко в качестве наиболее
пронизанных коррупцией отмечают индустрию развлечений, эстраду (7,3%),
политические партии (3,4%), парламент (3,2%), средства массовой информации (2,3%). То
есть к самым коррумпированным население относит те сферы и институты, с которыми
им чаще всего приходится иметь дело, – с местной властью, правоохранительными
органами и т. п. Или же с теми, кто «по определению» не может не быть
коррумпированным, имеются в виду правительство и крупный бизнес, наличие
«неформальных» связей между которыми собственно и считается основой и главным
проявлением коррупции.
Опрошенные нами представители бюрократии выстраивают несколько иную
иерархию коррумпированных сфер и институтов. На первое место они ставят
правоохранительные органы (34,2%), видимо, имея в виду прежде всего работников ГАИ,
с которыми чаще всего в этой сфере сталкиваются. Второе место практически поделили:
общество в целом, федеральная власть и местная, крупный бизнес (21,4 –24,9%). Отметим,
что опрошенные чиновники, также как и население, реже всего отмечают в этом списке
политические партии, парламент, СМИ и индустрию развлечений (5,1–8,6%) (см. рис. 49).
86

Рисунок 49
Сферы и институты в современной России,
в наибольшей степени пораженные коррупцией (в %)
(допускалось до трех ответов)

<< Предыдущая

стр. 16
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>