<< Предыдущая

стр. 6
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

силу своей профессиональной специфики видно и понятно то, что для «простых» граждан
пока не очевидно.
Рисунок 8
Ощущаете ли Вы укрепление единства властей всех уровней, подчинение
местной и ведомственной бюрократии интересам государства? (в %)


Да, определенные перемены есть, работа
38,9
местных органов власти и многих 13,3
ведомств становится более эффективной

Никаких существенных перемен в работе 56,8
66,3
местных органов власти не видят
Госслужащие
Стало только хуже, самоуправство
3,1
бюрократии "на местах" и рядовых Население
19,0
чиновников только усилилось

1,2
Затруднились ответить 1,4




По оценкам большинства населения, «путинская» административная реформа –
вроде бы и пошла, но никуда пока не пришла. Вероятно, данное мнение предопределяет
отношение к ведущим институтам и органам власти в современной России. Здесь
преобладают скорее средние, «удовлетворительные» оценки. Работа Президента
оценивается несколько выше: 49,2% россиян ставят ему удовлетворительную оценку,
33,3% – хорошую, и только 10,4% – плохую. Зато работа правительства оценена на
«тройку с минусом» (48,7% оценивают его работу удовлетворительно, 34,2% – плохо, и
только 6,3% – хорошо). Работу Совета Федерации более трети населения вообще не могут
оценить. Наконец, оценка «плохо» преобладает в отношении работы Государственной
Думы, деятельность которой вызывает традиционно явную неприязнь своих сограждан –
независимо от «политических цветов» думского большинства. Скорее это элемент
политической культуры россиян, чем выражение конкретных претензий к данному органу
государственной власти. Оценки экспертной группы хотя и носят более лояльный
характер, суть их примерно та же (см. табл. 14).
27

Таблица 14
Оценка работы органов центральной государственной власти (в %)

Госслужащие Население
Органы центральной
Удовлетво- Удовлетво-
государственной власти
Хорошо Плохо Хорошо Плохо
рительно рительно
45,1 45,9 3,9 Президент России 33,3 49,2 10,4
10,5 58,4 24,9 Правительство России 6,3 48,7 34,2
4,3 47,5 41,6 Государственная Дума 2,2 30,2 54,2
7,8 46,3 21,8 Совет Федерации 2,8 32,4 30,6


Проведенное исследование выявило определенный парадокс. С одной стороны,
общественное мнение демонстрирует негативное отношение к большинству
государственных институтов, не говоря о бюрократии, в том числе и бюрократии
«путинского призыва». С другой стороны, партия «Единая Россия», которая, по
мнению большинства, отражает интересы бюрократии в большей степени, чем
интересы общества, пользуется стабильной его поддержкой.
Складывается впечатление, что в целом подобная ситуация устраивает
значительную часть общества, которая готова возложить ответственность за проблемы
страны на госчиновников, отказываясь в их пользу от собственной доли ответственности.
Так, за «партию бюрократов», как показывают исследования, постоянно готовы
проголосовать от 25 до 35% и выше избирателей. Причем это избиратели наиболее
активных возрастных групп. Экспертная группа госслужащих настроена в пользу «Единой
России», их мнения носят практически доминирующий характер – 47,5% в пользу «партии
власти».
В составе «бюрократов» мало людей пенсионного возраста, представителей
социально обездоленных групп. Отсюда резкое различие в симпатиях к КПРФ – 9,0%
среди основной группы опрошенных, и всего 1,9% среди «бюрократов». Практически
отсутствуют симпатии у «бюрократов» к ЛДПР, как известно, аккумулирующие
протестные настроения достаточно маргинальных групп общества, далеких от проблем
реального управления государством. Также этим обстоятельством можно объяснить
несколько более высокие симпатии «бюрократов» к партиям либерального фланга – СПС
(4,7% против 2,8% у всего населения) и «Яблока (соответственно, 4,3% и 2,1%). Второе
место по симпатиям в группе «бюрократов» занимает «Родина», в определенный период
позиционировавшая себя как «запасная партия власти» (см. табл. 15).
28

Таблица 15
За кого готовы голосовать на выборах в Государственную Думу (на июль 2005 г.)
(в %)

Население Госслужащие
За «Единую Россию» 26,9 47,5
За Коммунистическую партию Российской Федерации (КПРФ) 9,0 1,9
За Либерально-демократическую партию России (ЛДПР) 5,1 0,8
За «Родину» 6,4 8,6
За Союз правых сил (СПС) 2,8 4,7
За «Яблоко» 2,1 4,3
За другую 3,2 8,2
Против всех 18,0 11,3
Не стали бы участвовать в выборах 26,5 12,8

Также противоречивым является и отношение россиян к отдельным направлениям
административной реформы. Несмотря на сохраняющееся высокое доверие лично к
Президенту, россияне склонны достаточно критично смотреть на вводимые им
меры. Пожалуй, лишь создание Общественной палаты одобряется относительным
большинством опрошенных – 46,9%, 7,7% – нет. Правда, при этом 45,4% россиян
сомневаются, что создание Общественной палаты хоть как-то повлияет на работу органов
власти и государственного аппарата, чью деятельность и призван контролировать этот
орган. Аналогично оценивает это нововведение и экспертная группа госслужащих (см.
табл. 16).
Таблица 16
Как повлияют на работу органов власти и государственного аппарата следующие
меры политической реформы, предложенные Президентом? (в %)
Госслужащие Население
Улучшит их




Улучшит их
Ухудшит их




Ухудшит их
повлияет




повлияет
Никак не




Никак не
работу


работу




работу


работу



Политические меры



Отмена прямых выборов губернаторов и замена их
38,1 19,1 42,8 выборами законодательными собраниями субъектов 31,9 21,8 46,3
Федерации по представлению президента страны
Переход к выборам в Государственную Думу по
23,0 27,6 49,4 17,4 25,1 57,5
пропорциональной системе (только по спискам
политических партий)
Создание Общественной палаты для контроля над
43,6 3,1 53,3 46,9 7,7 45,4
деятельностью органов власти
30,0 23,3 46,7 Укрупнение субъектов Федерации 26,9 27,5 45,6


Неприятие у населения и «бюрократов» вызывает отмена выборов депутатов
Государственной Думы по одномандатным округам, то есть полный переход к
пропорциональной системе: среди населения 25,1% – «против», 17,4% – «за»; среди
29

«бюрократов» 27,6% «против», 23,0% – «за». Подобная оценка совпадает и с мнением
ряда аналитиков, полагающих, что такой подход приведет к еще большей дискредитации
института Государственной Думы, так как возможность простых граждан хоть как-то
оказывать влияние на ее состав будет сведена практически к нулю. Не в пользу чисто
партийного представительства в Государственной Думе и нынешнее состояние
политических партий, которым россияне все больше отказывают в доверии. В сочетании с
повышением избирательного барьера до 7% (в некоторых регионах и выше), усилением
административного давления на процедуру регистрации и перерегистрации политических
партий, партийный состав Государственной Думы оказывается все более предсказуемым,
а Государственная Дума все более зависимой от административных кабинетов. При этом,
как отмечают некоторые аналитики, при реализации подобного «новшества» число
«потерянных голосов», не представленных в будущей Думе, может дойти до 40%.
Еще одно нововведение, связанное с административной реформой В. Путина – это
отмена прямых выборов губернаторов – также оценивается весьма неоднозначно,
хотя ее плюсы преобладают над минусами (31,9% против 21,8%). Эта реформа,
встреченная год назад скорее негативно, в ряде регионов уже показала свои позитивные
плоды, в результате чего мнение населения стало несколько более положительным.
Наконец, идея укрупнения субъектов федерации, пока реализованная лишь в
Пермском крае, оценивается «половина на половину». Ее одобряют 26,9% опрошенных
россиян, по мнению которых она улучшит работу органов власти, при этом 27,5%
считают, что произойдет ухудшение их работы. Среди госслужащих преобладает мнение в
пользу укрупнения, но довольно сдержанное (30,0% – «за»; 23,3% – «против»). Очевидно,
что укрупнение может быть эффективно с точки зрения администрирования в случае
«матрешечных» регионов, где часть субъекта федерации одновременно является другим,
самостоятельным субъектом федерации (как в упомянутом Пермском крае, Иркутской и
Тюменской областях и т. д.). Однако результативность и последствия этой меры могут
иметь достаточно противоречивый характер. Ведь столица субъекта федерации – это не
только фрагмент административной вертикали, это социальные и культурные связи,
инфраструктура, административная работа с населением субъекта. Укрупнение, то есть
концентрация столичных функций в меньшем количестве городов, может привести к
существенному затруднению управления регионом, и, как следствие, – к культурной и
социальной деградации значительных территорий.
Не наблюдается значимых различий в оценках влияния данных мер на улучшение
работы органов власти и государственного аппарата среди сторонников ведущих
политических партий. Среди сторонников «правого» фланга несколько чаще
30

распространены негативные оценки, представители «левых» партий (КПРФ и «Родины»)
чаще убеждены в том, что эти меры вообще не окажут какого-либо значимого влияния на
работу государственных органов. Наибольший скепсис у сторонников большинства
партий, включая и значительное число «единоросов», вызывает переход к чисто
пропорциональной системе выборов в Государственную Думу. Наиболее позитивные
оценки – формирование Общественной палаты. По всей видимости, это связано с тем, что
россиян не устраивает все большая формализация выборных процедур, накладывающая
недоверие и неприязнь к большинству политических партий России. Общественная палата
воспринимается скорее как орган наименее забюрократизированный, хотя, как
показывают другие опросы, россияне весьма смутно себе представляют цели, функции,
механизм формирования данного органа (см. табл. 17).
Таблица 17
Оценка влияния на работу органов власти и государственного аппарата
мер политической реформы, предложенных Президентом,
среди сторонников ведущих политических партий (в %)

Сторонники ведущих политических партий
«Единая
КПРФ ЛДПР «Родина» СПС «Яблоко»
Россия»
Отмена прямых выборов губернаторов и замена их выборами Законодательными собраниями
субъектов Федерации по представлению президента страны
Улучшит их работу 41,3 22,8 31,2 38,5 21,4 12,9
Ухудшит их работу 19,8 23,5 28,6 13,5 33,3 41,9
Никак не повлияет 38,9 53,7 40,3 47,9 45,2 45,2
Переход к выборам в Государственную Думу по пропорциональной системе (только по спискам
политических партий)
Улучшит их работу 25,2 14,7 23,4 25,0 23,8 9,7
Ухудшит их работу 21,8 29,4 22,1 31,3 21,4 45,2
Никак не повлияет 53,0 55,9 54,5 43,8 54,8 45,2
Создание Общественной палаты для контроля над деятельностью органов власти
Улучшит их работу 56,7 41,9 45,5 55,2 50,0 51,6
Ухудшит их работу 6,7 6,6 9,1 5,2 11,9 6,5
Никак не повлияет 36,6 51,5 45,4 39,6 38,1 41,9
Укрупнение субъектов Федерации
Улучшит их работу 33,7 23,5 29,9 29,2 31,0 19,4
Ухудшит их работу 27,7 28,7 28,6 25,0 26,2 22,6
Никак не повлияет 38,6 47,8 41,6 45,8 42,9 58,1

В чьих же интересах действует Президент и проводится инициированная им
административная реформа? Если в начале своей деятельности В. Путин имел отчетливо
выраженный имидж «выразителя интересов народа, простых людей, защитника от
чиновников и бюрократов», то сегодня с этим мнением согласны только 22,2% населения.
Не меньше тех, кто полагает, что В. Путин сам является частью бюрократической системы
и действует в интересах бюрократии в целом (22,7%), и тех, кто полагает, что он выражает
интересы отдельных группировок и кланов в своем окружении (22,8%) (см. рис. 9).
31

Рисунок 9
Какое из следующих определений в большей степени
характеризует деятельность Президента В. Путина? (в %)


В. Путин выражает интересы народа, простых людей,
27,6
защищает их от чиновников и бюрократов на всех
22,2
уровнях
Госслужащие

<< Предыдущая

стр. 6
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>